Проект закона о частном приносе. Частная добыча золота закон. История частной золотодобычи во времена ссср

Возможно, и в России скоро примут закон о старательстве.

В России, добывать золото и драг металлы и камни физическим лицам запрещено законом. Хотя, в соседнем Казахстане, с которым у нас практически нет границ, получить лицензию на добычу драг металлов скоро сможет каждый желающий.В конце июня 2018 года в Казахстане вступает в силу новый закон о старательстве, разрешающий добычу драгоценных металлов и камней гражданам Казахстана. Новый закон Казахстана гласит.

Допускается добывать золото не более 50 килограммов в календарный год. (На сумму 120 мил РФ рублей.)

Золото сдается в Национальный банк по мировой цене 2450 руб за грамм (цены на январь 2018 г).

Для получения лицензии на добычу золота необходимо: заявление с указанными координатами участка, план работ, залог за рекультивацию и оплата за пользования земель.


Как взять лицензию на добычу золота и драгоценных камней. Лицо, заинтересованное в получении лицензии на старательство, подает в местный исполнительный орган области письменное заявление, в котором указывает географические координаты угловых точек участка с указанием общей площади. Предоставляет план старательства, который подлежит государственной экологической экспертизе.Сведения о поданном заявлении с указанием координат участка и заявителе размещению на публичном официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления. Первый подавший заявление на участок, имеет преимущественное права перед другими заявителями. Местный исполнительный орган области рассматривает заявление в течение семи рабочих дней со дня его поступления и выдать лицензию на старательство либо отказывает в ее выдаче.Отказ в выдачи лицензии может быть только в случае занятости участка или заявитель имел нарушения по предыдущей лицензии. Лицо, получившее лицензию на старательство, обязано уплатить подписной бонус в размере, в порядке и сроки, которые предусмотрены налоговым законодательством Республики Казахстан. Каков размер бонуса пока не известен. Так же, внести залог за рекультивацию земель. Залог на рекультивацию возвращается после завершения работ и рекультивации земель. Общая сумма залога рассчитывается из количества гектаров взятых под старательство. Размер обеспечения за один гектар определяется местным исполнительным органом области.


Сроки лицензирования и площади. Лицензия выдается на три года. Срок лицензирования можно продлить еще на три года только один раз. Итого 6 лет. Площадь участка для старательства должна составлять не менее 500 квадратных метров и не более 5 гектаров.


Использования земель и техники. Разрешается использовать следующую технику: один грузовой автомобиль грузоподъемностью не более 10 тонн, любое буровое оборудования, экскаватора и/или бульдозера с объемом ковша в совокупности не более 0,5 кубического метра, принадлежащих непосредственно хозяину лицензии на правах собственности;Осуществлять земляные работы, в том числе и бурение на глубину не более 3 метров от самой нижней точки земной поверхности участка старательства;Не допускается использовать экскаваторы и бульдозеры на водных объектах и землях водного фонда, приходящихся на участок старательства. То есть, вы можете использовать минидраги, шлюзы, проходнушки и другой ручной или полу ручной инструмент для промывки. Нельзя делать большие запруды с помощью техники.Применять химические реагенты и взрывчатые вещества. Возводить и строить капитальные сооружения. Вывозить за пределы участка старательства грунт и извлеченную горную массу.Рекультивация земель. После завершения добычи старатель обязуется привести в порядок участок лицензирования. Убрав все следы земляных работ, восстановить лесной массив. Чтобы обеспечить гарантию рекультивации, старатель перед началом работ вносит залог на рекультивацию. Если рекультивация не была проведена должным образом, залог не возвращается.

Объемы добычи и расчеты за добытое золото.

Допускается добывать золото в размере не более 50 килограммов в календарный год. (Это примерно 120 миллионов РФ рублей. Примечание автора.)Если старатель добыл золота более установленного лимита в 50 килограмм, то весь сверх добытый металл переходит безвозмездно в государственный фонд.Весь добытый металл и драгоценные камни, старатель обязан сдавать государству в Национальный Банк Республики Казахстан.Приемка добытого металла производится государством осуществляется по международном рыночным ценам. (Цена золота на январь 2018 года - 2450 руб. за 1 грамм. Примечание автора.)Старатель обязан раз в год предоставлять отчет о добытых драгоценных металлах и драгоценных камнях местному исполнительному органу области, выдавшему лицензию на старательство

Какой же в этом интерес для Российских старателей?

Не секрет, что частной, незаконной золотодобычей в нашей стране занимаются многие. Граничащие с Казахстаном богатые золотом области Оренбургская, Омская, Алтай, ... начнут сдавать золото не «Чечензолото» и «Ингушзолото», так называют незаконные золото приемные кассы в России, а легально в соседний Казахстан. Благо, между Россией и Казахстаном, по сути, нет границ и проезд свободный. В Казахстане цены на прием золота будут выше нашего черного рынка и сдача золота производится по закону. Никто не будет спрашивать у Казаха, где он золото взял, накопал или скупил.Российские старатели получают возможность официально устроится на работу и добывать золото в Казахстане под чужой лицензией.Для Казахстана этот закон не только средства пополнит золотой запас страны, но и легализует старательство как бизнес, тем самым прекратив нелегальную скупку золота и драгоценных камней. Кроме того, что не мало важно, старатели смогут провести геологическую разведку без каких либо вложений со стороны государства. Хочешь или не хочешь, а нашему чиновничьему "старательскому лобби" придется принять какой-то разумный закон относительно частного старательства в России. Будем ждать результатов.Если у вас есть вопросы по золотодобычи, пожалуйста, пишите в комментариях, постараюсь ответить.

Предполагается, что будет принят специальный закон о вольном приносе золота в 2019 году, который позволит индивидуальным предпринимателям заниматься наряду с юридическими лицами разработкой золотых запасов страны.

Основные моменты закона о вольном приносе золота

На согласование этот закон поступил в Правительство 19 февраля 2016 года. Именно поправки, которые предполагается внести в него, могут решить проблему, связанную с возможностью заниматься разработками золотых месторождений индивидуальным предпринимателям. Если будут приняты изменения, то предполагается сразу же внести поправки в закон «О недрах», а также в некоторые другие акты, которые применяются для регулирования добычи золота в России.

Тестировать нововведения планируется в Магаданской области, причем если эксперимент будет удачным, то применяться изменения будут в других городах страны.

Изменения, которые вносятся в закон, предполагают сделать более простой и понятной процедуру получения лицензии, необходимой для разработки золотых приисков. Причем получить лицензию теперь могут не только юридические лица, но и частные предприниматели. В пользование для будет предоставлено:

  • участки, размер которых не превышает 0,15 кв. м., которые оказались не нужными для крупных корпораций, занимающимися разработкой приисков;
  • запас россыпного золота не должен быть больше 10 кг;
  • срок предоставления участков составляет пять лет.

Также рассматривается возможность производить разработку техногенных месторождений, которые образовались после сложных и крупных работ, проведенных значимыми золотодобывающими организациями. В разных регионах страны количество таких участков считается достаточно существенным.

Желают ли этих нововведений сами предприниматели

На самом деле появилось сразу много желающих, которые хотят заниматься разработкой золотых приисков на основе частного предпринимательства. Особенно следует выделить Забайкальский край, в котором было создано специальное обращение к Государственной Думе и Правительству России, чтобы этот регион был включен в список регионов, которые будут первыми тестировать нововведения.

Обусловлено это тем, что Забайкалье отличается большим количеством добываемого драгметалла. Предполагается, что после принятия закона увеличится количество людей, которые будут заниматься разработками, поэтому и в стране повысится количество золота. Это считается особенно актуальным в кризисное время.

Основные преимущества нововведения

Закон о вольном приносе золота в 2019 году с внесенными изменениями заинтересовал многих предпринимателей. Однако Союз старателей воспринял его негативно, поскольку его представители считают, что допуск частных лиц к разработке месторождений золота приведет к тому, что будет расхолаживание отрасли.

Однако к плюсам принятия изменений можно отнести:

    1. увеличение дохода от этой отрасли в государственный бюджет;
    1. стимулирования развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в различных областях страны;
    1. формирование рабочих мест, которые могут решить серьезные проблемы с безработицей во многих регионах;
  1. возможность привлечь многих людей в регионы, которые являются малонаселенными, поскольку они смогут здесь хорошо зарабатывать и получать стабильную работу.

Предполагается, что закон о вольном приносе золота сможет легализовать данную сферу деятельности, поскольку снизится коррупция и улучшится криминальная обстановка. Теперь все предприниматели будут действовать в соответствии со своими правами. Также многие регионы, в которых есть золотые прииски, смогут эффективно развиваться, причем здесь будут появляться интересные и стабильные рабочие места для населения. Поэтому данное нововведение, по мнению многих чиновников и аналитиков, сможет дать положительные результаты для страны в целом.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

В очередной раз, чиновники восточных регионов России предложили разрешить свободную разработку золота частными лицами. В январе этого года учёные из Красноярска, чиновники Магаданского региона и общественная палата Забайкальского края выступили с очередным предложением к правительству РФ. Несмотря на то, что ещё в феврале 2016 года Министерство природы России разработало соответствующий законопроект, рассматривающий отдельные аспекты добычи золота частниками, решение по нему до сих пор не принято. «Вольный принос» пока остаётся под запретом.

Улучшение экономических показателей и дополнительные рабочие места

Основным аргументом в защиту закона о свободной добыче золота сторонники проекта считают появление дополнительных рабочих мест. Особенно, это актуально для отдалённых регионов, в которых золото было и остаётся единственным источником дохода в семье.

Попытки Министерства природы России внести изменения в закон о золотодобыче не прекращаются с 90-х годов прошлого столетия. Как комментирует один из чиновников министерства: «Разрешение добычи россыпного золота индивидуальным предпринимателям имеет для Магаданской области, прежде всего социальное значение, связанное с созданием новых рабочих мест без дополнительных инвестиций, что снизит социальную напряжённость в регионе, сделает нашу территорию привлекательной для притока населения».

Аналогичной точки зрения придерживаются и власти Республики Саха. Согласно утверждениям депутата Законодательного собрания региона Федорова Виктора, разрешить свободную добычу золота – это значит позволить гражданам РФ, жителям Якутии и других регионов, осуществить свое конституционное право на работу, легализовать огромный теневой бизнес в данной сфере. Как он сказал: «Как только законопроект будет внесен в наше Заксобрание, мы его обязательно поддержим, потому что он будет иметь только положительный эффект для Якутии».

По мнению Александра Кугаевского — директора финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета, свободная добыча золота обязательно приведет к развитию промышленного туризма и притоку рабочей силы в регионы добычи. Из всех областей России люди потянуться в Якутию и Магаданскую область на прииски. Кроме этого он уточнил: «Но надо детально продумать все нюансы: приемку золота, как и куда люди будут сдавать добытое, обеспечить безопасность старателей».

В своё время, в феврале 2016 года ученые из Красноярска также поддержали закон о свободной добыче. Светлые умы России считают, что возрождение добычи драгоценных металлов силами частных старателей позволит вывести из тени существенную долю современного нелегального бизнеса в этой сфере. Специалисты общественной палаты Забайкальского края также считают, что запрещая частную добычу золота, правительство способствует становлению преступной власти и росту коррупции. И, наоборот, разрешение вольного старательства позволит создать новые рабочие места, будет способствовать самозанятости, привлечёт в регионы квалифицированные кадры.

Другое мнение: преступность и урон экологии

Одним из ярых противников легализации добычи россыпного золота в РФ физическими лицами является Роман Щербаков, горный инженер и депутат Законодательного собрания Забайкальского края: «У любой медали есть две стороны. Казалось бы, разрешить населению самостоятельно добывать золото - прекрасная инициатива, которая даст людям возможность зарабатывать и кормить семьи, остановит отток населения. Но, с другой стороны, нужно понимать, что правоохранительные и надзорные органы, а также муниципальные власти в регионах зачастую не готовы к тому объёму работы, который будет связан с вольноприносительством, что неизбежно приведет к массе проблем».

Среди других недостатков частной практики старательства Роман Щербаков видит и существенный ущерб окружающей среде и природе. Он поясняет: «Крупные артели несут ответственность перед экологией и после добычи производят рекультивацию, отслеживать которую гораздо легче, чем проследить за тем, где и как работают сотни частников».

Не менее существенной проблемой, к которой приведет свободная добыча золота, Щербаков видит рост бандитизма и числа краж: «На артелях найденное золото находится под охраной, риск его воровства невелик. Конечно, что-то утекает на сторону, но основная масса официально проходит через банк. Сможем ли мы добиться этого при вольном приносе? Вряд ли. Золото будет уходить в сторону, на черные рынки, прежде всего в Китай. Появятся перекупщики - криминал, бороться с которым будет трудно, в том числе из-за нехватки сил у правоохранительных органов».

Определённые опасения вызывает и возможность официального трудоустройства золотодобытчиков, их честность в сфере уплаты ими налогов. По мнению представителей Союза старателей России, который ранее выступал против передачи разрешения на добычу частным лицам, создание большого числа единоличных организаций может вызвать определённое «расхолаживание отрасли».

В Минприроды Магаданской области отмечают: «Добыча россыпного золота индивидуальными предпринимателями вызывает ряд вопросов у представителей Росприроднадзора в отношении контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Также предстоит урегулировать вопросы, связанные с сохранностью и реализацией добытого индивидуальными предпринимателями россыпного золота».

Особый страх в министерстве вызывают возможные проблемы с экологией и безопасностью работ, связанные со смягчением законодательства в отношении добычи россыпного золота. Тем не менее, там уверены, что подобные риски сводятся к минимуму, поскольку «в соответствии с условиями пользования недрами, закрепленными в лицензии, до начала добычных работ должен быть составлен технический проект отработки месторождения, включающий главы по охране окружающей среды и безопасному ведению горных работ…».

История вольного старательства в нашей стране

Добыча золота частниками была разрешена в нашей стране до 1954 года. После этого времени разговор о свободном старательстве впервые был поднят правительством Магаданской области в 90-х XX века. Но безуспешно! На данный момент до сих пор в Государственной думе рассматривается закон от сентября 2010 года, способный существенно изменить положение добычи драгоценных металлов.

Пресс-служба губернатора Магаданского региона в октябре 2015 года сообщила, что Государственная дума рассмотрит в очередной раз закон «О недрах» с необходимыми поправками, в том числе и о свободном приносе золота. Согласно данным изменениям Колыма должна была стать первым тестовым регионом в этом направлении. Пресс-служба также сообщила, правительство планирует отдать физическим лицам в разработку участки, от которых отказались крупные предприятия ввиду их нерентабельности и незначительных запасов золота. Должен был также рассматриваться вариант разработки отвалов, ранее переработанных промышленными предприятиями.

В феврале 2016 года Минприроды Российской Федерации предложило новый закон, который предлагал разрешить добычу россыпного золота частникам. По данному законопроекту физические лица могут самостоятельно участвовать в разработке золотых россыпей на участках, учтённых госбалансом, запасы которых не превышают 10 кг. Для проведения работ индивидуальные предприниматели обязаны оформить соответствующую лицензию.

Также этот закон подразумевает, что частники получают право на разработку приисков исключительно собственными силами. Разработка должна вестись на глубине не более 5 метров, без привлечения машин и оборудования, за исключением ручного инструмента. При этом создание и согласование никакой технических документации не требуется. Согласно законопроекту Правительство Российской Федерации определит список регионов, где будет дано добро на вольный принос.

В настоящее время, этот закон находится на рассмотрении и утверждении Правительства РФ, после чего будет направлен в Государственную думу. Так что на данный момент, вопрос возродит ли Россия вольный принос как некогда процветающую отрасль своей промышленности остаётся открытым.

НРАВИТСЯ САЙТ? НАЖМИ

В этой статье рассмотрена ситуация, сложившаяся с легализацией «вольного приноса» золота в современной России. Предположено, что одной из причин непринятия закона и соответствующих подзаконных актов является непонимание со стороны государства источника, откуда возьмется золото для «вольного приноса» и, соответственно, невозможность тщательного контроля его добычи

К истории вопроса

Согласно ст. 9 ФЗ РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

После дефолта 1998 г., уронившего рубль, и роста цены золота на мировом рынке (в начале 2000-х гг.) в обществе проявился интерес к законодательному обеспечению «вольного приноса» по типу закона Российской империи «О свободном обращении шлихового золота», введенного в действие с 1 марта 1902 года. По этому закону частным золотопромышленникам и физическим лицам впервые в России было разрешено свободно осуществлять операции по купле-продаже и переработке драгоценных металлов. И в последующем (включая годы СССР) эта норма периодически возобновлялась, что позволяло восстанавливать (поднимать) уровень добычи, падавший после очередного запрета.

В наше время, невзирая на строительство рыночной экономики, возможность свободного оборота природного золота нормами ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» практически исключена, что трудно признать правильным. Золото — обычный товар, и закон должен быть прост и понятен: добыл-продал-получил прибыль, заплатил налоги и спи спокойно. Но пока так не получается, как мне кажется, из-за чрезмерной перестраховки государства, давления старых стереотипов о некой сакральной сущности «валютного металла» и необходимости тщательного и постоянного государственного контроля и надзора за его движением.

В 2002 г. губернатор Красноярского края А.Лебедь внес в Госдуму проект изменений и дополнений в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», согласно которому предлагалось разрешить добычу драгоценных металлов и драгоценных камней не только организациям, но и физическим лицам, прошедшим государственную регистрацию и получившим лицензии. В 2003 г. этот законопроект прошел все три чтения, был одобрен Советом Федерации, но Президент РФ В.Путин его не подписал и отправил на доработку (которая не состоялась).

После очередного кризиса в марте 2009 г. Президент РФ Д.Медведев поручил правительству проанализировать возможность разрешения золотодобычи физическими лицами.

20 сентября 2010 г. членами Совета Федерации в госдуму был внесен законопроект № 429535-5 «О добыче золота индивидуальными предпринимателями». Авторы предложили внести изменения в некоторые статьи закона «О Недрах» и закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» следующие основные новации:

Добычу золота можно осуществлять только на участках недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки и которые определяются федеральным органом управления;

Предусматривается заявительный принцип предоставления участков недр, без проведения конкурсов и аукционов; порядок предоставления также устанавливается федеральным органом управления фондом недр;

Граждане должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей;

Право на добычу у индивидуального предпринимателя возникает на основании решения Роснедр или его территориального органа и закрепляется упрощённой формой лицензии на срок до пяти лет;

Налогообложение добычи предлагается по упрощённой схеме;

Порядок реализации россыпного золота, добытого индивидуальными предпринимателями, в соответствии с законопроектом должно установить Правительство Российской Федерации.

Этот законопроект прошел только первое чтение (в январе 2011 г.) и дальнейшее его движение застопорилось.

В длительной дискуссии, оживленной полемике и в экспрессивных обсуждениях заинтересованными лицами на различных форумах из рассмотрения, как мне кажется, выпадают три важных аспекта указанного вопроса.

1. Криминально-правовой вопрос

Наряду с легальным (основным), существует и теневой оборот добытого (природного) золота. Объем его оценивается экспертами косвенными методами и цифры существенно различаются у разных авторов, в разных регионах и в разные годы. В данном случае нам важен сам факт существования в России черного рынка природного золота, в котором в обороте находится металл, добыча которого не может быть подтверждена необходимыми документами (лицензиями на право добычи, техническим проектом разработки, планом развития горных работ и т.п.).

Во времена моей работы на Северо-Востоке СССР (1970-1980) скупкой нелегального золота в тех краях занималась организация, носившая неофициальное и неполиткорректное название «Ингушзолото». Существовала она и в 1990-е годы, думаю, что существует и сейчас. Цену они давали ниже, чем в золотоприемных кассах (ЗПК), но не интересовались происхождением металла. Разница в цене давала криминальный доход, который (по определению) наносит вред государству, подпитывая теневую экономику и этнические бандформирования (как это утверждалось в пресс-релизах органами правопорядка после изъятия очередной партии металла).

Разрешение вольного приноса выводит это золото из теневого оборота, при этом в выигрыше остаются все участники процесса (старатели и государство), кроме криминальных структур.

Справедливым будет и обратное утверждение: запрет вольного приноса выгоден только криминалу, но не законопослушным гражданам.

А сами граждане (как жители отдаленных мест, так и инициативные непоседливые люди) мыли, моют и будут мыть дальше. А вот где и что мыть, не преступая черту закона? Ведь никто не хочет быть преступником.

2. Источник металла для «вольного приноса» в ЗПК

Это наиболее принципиальный аспект разрешения «вольного приноса»; часто складывается впечатление, что оппоненты говорят на разных языках и не понимают друг друга.

Вот все возможные первичные источники природного золота:

а) коренные собственно золотые месторождения;

б) комплексные золотосодержащие месторождения;

в) россыпные месторождения и проявления.

В золоприемную кассу может быть сдан только шлиховой металл из россыпей, т.к. слитки лигатурного золота носят явно криминальный характер. Ведь никто же не понесет в официальную скупку украденные на Колымском аффинажном заводе 2 тонны металла?

А из каких россыпных источников может быть золото «вольного приноса»? Здесь надо учитывать особенности нашего законодательства: недра, в т.ч. и подсчитанные в них запасы полезных ископаемых, являются государственной собственностью, а добытые из недр полезные ископаемые могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности 1 .

Таким образом, запасы золота в россыпи, разведанные и утвержденные надлежащим образом, являются государственной собственностью, а золото, добытое из этой россыпи, является собственностью владельца лицензии. Наличие утвержденных запасов вроде бы позволяет государству контролировать его отработку с помощью процедур лицензирования, согласования проектов добычи, ежегодным согласованием «уточненных нормативов потерь», статотчетностью и т.п. Контроль этот в значительной степени эфемерен, но от этой иллюзии управления государство отказаться пока не в состоянии.

А вот кому принадлежит золото в перемытых гале-эфельных отвалах этой россыпи? Ведь отвалы трудно назвать недрами, это отходы производства, а золото в них есть, по меньшей мере, в объеме согласованных государством потерь при добыче? Удовлетворительно ответить на данный вопрос невозможно, т.к. у нас пока нет законодательного определения понятия «техногенное месторождение» и существуют расхождения между ФЗ «О недрах» и ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части определения прав владения и использования отвалов добычных работ. Ответы на эти вопросы необходимо найти в рамках подготовки закона «О вольном приносе».

А кому принадлежит золото из месторождений песчано-гравийных смесей (ПГС)? Оно там есть в небольших количествах, но разведать его, чтобы «утвердить запасы», невозможно, поэтому при добыче проще золото спускать в хвосты и делать вид, что его там нет. Что, впрочем, не мешает проявлению смекалки местных кулибиных.

Во властных структурах разрешение «вольного приноса» часто понимается как предоставление отдельным гражданам лицензии на разработку золотых приисков (или небольших месторождений), что в корне неверно. Гражданам, не вооруженным тяжелой техникой, разработка даже мелких месторождений, учтенных в государственном балансе, будет не под силу.

«Вольный принос» не идентичен разработке мелких россыпных месторождений — это разные виды деятельности.

Золото «вольного приноса» родом из таких проявлений, которые никогда не будут разведаны и поставлены на учет, т.е. они никогда не станут месторождениями 2 .

Потенциальные источники шлихового золота для «вольного приноса»

Источник

Аргументы «за» и «против»

Из разрабатываемых россыпных месторождений украденное собственными работниками предприятия, либо пришлыми людьми, т.е. воровство собственности предприятия.

Вероятность кражи нельзя исключить полностью, но не стоит также считать, что закон «О вольном приносе» спровоцирует вспышку воровства. Приемная цена в ЗПК будет выше, чем в условном «Ингушзолото», но потребуется предъявить и паспорт и лицензию «вольноприносителя», т.е. это те условия, когда вор с украденным металлом не захочет светиться.

Из разведанных, но пока неразрабатываемых месторождений, запасы которых учтены в государственном балансе запасов, т.е. воровство государственной собственности.

Практически исключено по ряду причин:

Если россыпное месторождение разведано, но до сих пор не разрабатывается, значит, оно было разведано до 1992 г. впрок за счет госбюджета и до сих пор не востребовано из-за низкого качества песков, либо весьма сложной технологии отработки;

Методология оценки мелких россыпных месторождений с запасами до 3 тонн базируется на применении т.н. «районных кондиций», в алгоритм расчета которых заложена сезонная производительность предприятия по пескам 250-300 тыс. м 3 . Иначе говоря, предприятию с меньшей мощностью даже запасы, числящиеся балансовыми, отрабатывать, скорее всего, будет невыгодно, что же тогда говорить об индивидуальном предпринимателе, возможности которого много ниже указанной цифры?

По этой же причине не следует серьезно воспринимать неоднократно озвученное предложение 3 разрешить «частникам» разработку мелких месторождений с запасами до 10 кг. Они им не под силу, они не смогут даже вскрыть торфа, поэтому принятие такого предложения способно только профанировать саму идею «вольного приноса».

Металл из неразведанных пока месторождений, запасы которых не стоят на учете в государственном балансе. Это потенциальная государственная собственность, которая станет таковой только после разведки, экспертизы запасов и постановки их на учет в государственный баланс.

Это, на первый взгляд, наиболее серьезный аргумент против разрешения «вольного приноса». Дескать, вольные старатели «хищнической отработкой» (выбрав богатые гнезда и струи) могут серьезно поразить неразведанные пока месторождения до такой степени, что те потеряют свою ценность.

Но это предположение не выдерживает критики: в 1930-1990 гг. золотороссыпные районы СССР были хорошо и планомерно изучены и в основном отработаны, не стоит проецировать на них ситуацию «хищничества», имевшего место в Сибири, на Дальнем Востоке и на Колыме в конце XIX — начале XX вв., когда они представляли собой большое «белое пятно».

Нет уже неизвестных месторождений, которые можно было бы «поразить» таким способом кустарной добычей.

Металл из россыпных проявлений: косовый металл; металл со скальных щеток и из мелкого аллювия в каньонах; найденный на старых отвалах и в долинах на небольшой глубине с помощью металлодетекторов; «золотая пыль» из месторождений ПГС и т.п.

Это неместорождения, а проявления, которые никогда не станут месторождениями: запасы металла на этих проявлениях никогда не будут разведаны и поставлены на учет в государственный баланс как государственная собственность из-за незначительности масштабов и нецелесообразности их разведки (в т.ч. это и золото на месторождениях ПГС). Т.е. добыча такого золота не может быть истолкована как хищение государственной собственности, хотя формально оно принадлежит государству.

Это реальный источник золота для «вольноприносителей», промышляющих в отдаленных районах, использующих ручной труд и минимальные технические средства (максимум минидрагу). Именно этот «металл желтого цвета» и изымают доблестные полицейские по итогам облав и спецопераций.

Проблема: отвалы добычных работ различной степени рекультивации и сохранности. Обычно ими никто не интересуется, но стоит на них что-либо найти, как тут же объявится хозяин. Правовая коллизия, также требующая законодательного решения в рамках закона «О вольном приносе».

Не стоит ожидать серьезного притока добытого золота из подобных источников, но разрешение «вольного приноса» снизит социальную напряженность и поможет в решении вопроса трудовой занятости населения, освободит полицию от выполнения ненужных функций и пр.

Но невозможность разведать и «утвердить запасы» делает невозможным и привычный формат контроля их отработки, что приводит государство в ступор: иных методов контроля оно не знает (да они, в сущности, и не нужны), а отказаться даже от иллюзорного контроля за движением «валютного металла» оно по старой привычке (которая родом из СССР) не в силах.

В этом аспекте проблемы «вольного приноса» (непонимание источников золота и невозможность контроля добычи) кроется, по-моему, основная причина длительной задержки с принятием закона и сложившейся парадоксальной ситуации, которую можно сформулировать так: государство настойчиво отказывается легализовать свою собственность — золото, собранное вручную с поверхности, — и, используя полицейскую силу, выталкивает его на черный рынок.

3. Правовое обеспечение «вольного приноса»

Как говорилось выше, металл «вольного приноса» родом не из россыпных месторождений, имеющих координаты угловых точек и границы горного отвода, а собранный практически с поверхности или с небольшой глубины из проявлений, которые никогда не будут разведаны и переведены в ранг месторождений, требующих процедуры лицензирования добычи.

Реализация права на вольный принос должна быть максимально упрощена: заявительный принцип получения патента (лицензии) на право заниматься соответствующей деятельностью сроком до года (или на промывочный сезон) с указанием территории (долина ручья, распадок и т.п.) и приложенной выкопировки карты. Последнее нужно для исключения из нее контуров площадей действующих лицензий, а также для урегулирования территориальных споров смежных вольноприносителей. Срок (не более года) позволит управлять возможной «передержкой лицензий» и регулировать соответствующую деятельность. Плата за выдачу патента вольноприносителя (лицензии) должна быть символической, только как компенсация организационных расходов на его оформление и выдачу.

Полномочия по нормативно-правовому сопровождению добычи золота вольноприносителями должны быть делегированы на региональный уровень. Реализация предложения на федеральном уровне определения участков недр для организации «вольного приноса», как это было в ФЗ № 429535-5, загубит его в зародыше. Невозможно из центра управлять производственной деятельностью на такой громадной территории, и «на земле» лучше известны местные потребности и возможности, там легче соблюдать необходимый баланс интересов в целях обеспечения управляемости процессом и его эффективности.

Дополнительная информация

Государственная дума приняла закон о вольноприносительстве

Согласно поправке в закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", индивидуальные предприниматели могут по лицензиям вести добычу, но только на участках недр местного значения, не являющихся объектами промышленной разработки.

Видео. Свежие поправки в закон о золотодобычи. Автор фильма Рудольф Кавчик

ИА "Финмаркет" Госдума приняла во втором чтении законопроект, предоставляющий право добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением алмазов) физическим лицам без образования юридического лица, прошедшим государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей. Как передает корреспондент "Росбалта", документ поддержали 267 депутатов, против высказался 1. В соответствии с законопроектом, индивидуальные предприниматели могут осуществлять добычу драгметаллов и камней на участках недр исключительно местного значения, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки. Сюда относятся "остаточные запасы во вскрышных и вмещающих породах, в отвалах или в расходах горнодобывающих производств, некондиционные или ранее списанные запасы, другие проявления руд и песков драгоценных металлов коренного, рассыпного и техногенного происхождения". Право физических лиц заниматься производством и добычей драгметаллов и камней, согласно законопроекту, возникает с момента государственной регистрации лицензий на пользование соответствующими участками недр. Источник: Росбалт

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года # 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, # 13, ст. 1463; 1999, # 14, ст. 1664) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 4: пункт 1 изложить в следующей редакции: 1. Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться организациями, получившими лицензии на пользование соответствующими участками недр. Добычу драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением алмазов) могут осуществлять также физические лица - граждане Российской Федерации, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и получившие лицензии на пользование соответствующими участками недр местного значения.";

Пункт 5 изложить в следующей редакции: 5. Право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществлять добычу драгоценных металлов и драгоценных камней возникает с момента государственной регистрации лицензий на пользование участками недр.";

Дополнить пунктом 6 следующего содержания: 6. Индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут осуществлять добычу драгоценных металлов и драгоценных камней на участках недр местного значения, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки: остаточные запасы во вскрышных и вмещающих породах, в отвалах или в отходах горнодобывающих производств, некондиционные или ранее списанные запасы, другие проявления руд и песков драгоценных металлов коренного, россыпного и техногенного происхождения.".

2. В статье 11: абзац второй подпункта 4 изложить в следующей редакции: "порядок учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, а также порядок отчетности о них. Правительство Российской Федерации вправе передавать органам государственной власти субъектов Российской Федерации указанные полномочия в отношении индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;".

3. В статье 15: пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания: "Индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, осуществляют добычу драгоценных металлов и драгоценных камней собственными силами.".

4. В статье 29: абзац первый пункта 1 после слов "осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями," дополнить словами "а также индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона

"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"

Статья 1. Пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 26 марта 1998 года # 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, # 13, ст.1463) дополнить абзацем следующего содержания: "Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование видов деятельности, указанных в подпунктах 2, 8 и 11 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, может передать такие полномочия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.".

Статья 2. Поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Адвокатское бюро "Правовые решения бизнеса" (ссылка http://www.lbp.ru/texts/o%20drag_2.html )

ЗДРАВСТВУЙ, КЛОНДАЙК!

Каждый честный гражданин может добывать золото. В ближайшее время каждый из нас сможет взять в руки лоток и на законных основаниях отправиться на добычу золота. 11 апреля 2003 Госдума приняла во втором чтении соответствующий законопроект. Эксперты золотодобывающей промышленности в оценке документа разделились: одни считают, что случаи воровства золота возрастут, другие утверждают, что тысячи людей прекратят заниматься "золотым" криминалом и станут честными старателями. Поправки в закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", которые разрешают физическим лицам добычу драгметаллов и драгкамней, предлагались еще ныне покойными губернаторами золотых регионов Магаданской области и Красноярского края Валентином Цветковым и Александром Лебедем. Поскольку теперь законопроект прошел второе чтение, его судьбу можно считать практически решенной - в последнем, третьем, чтении депутаты обычно вносят лишь технические поправки. Так что вскоре право на добычу всех драгоценностей из недр (за исключением алмазов) получит каждый гражданин страны. Правда, до этого ему придется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Потеснить крупных золотопромышленников "вольноприносителям" вряд ли удастся. Им отведут участки, которые не были востребованы и даже не стоят на балансе месторождений. Председатель совета "Союза старателей" Виктор Таракановский к приходу на золотые участки частных лиц относится отрицательно. "Кроме воровства золота это ни к чему не приведет", - говорит старатель. Глава "Союза золотопромышленников" Валерий Брайко с мнением коллеги не согласен. "Это поможет ряду социально незащищенных категорий граждан работать в тех местах, где нет промышленной разработки золота, и они смогут подзаработать", - сказал Валерий Брайко "Финансовым Известиям". Председатель совета директоров крупнейшего предприятия по добыче золота в России "Полюс" Валерий Рудаков говорит, что положительно относится к законопроекту: "Сейчас люди вынуждены мыть золото на неудобьях и отвалах. Физически человек может добыть 2 грамма золота в день. То есть колоссальных возможностей от их работы вольноприносителей государство не получит. Но мы тысячи людей выведем из теневого оборота золота. "Вольноприносительство" золота еще при Сталине было разрешено, и нечего плохого в этом нет. А те, кто возражает против этого, преследуют собственные малопонятные интересы". В этом году Россия произведет около 180 тонн золота. По подсчетам экспертов, на долю теневого оборота приходится около 10% добычи в России. Но цифра эта включает в себя не только труд частных лиц, но и случаи воровства на золотых рудниках. Валерий Брайко говорит, что частные лица сейчас производят не больше тонны золота в год, а когда их труд станет законным, смогут увеличить добычу максимально до 3 тонн. Впрочем, вступление в силу поправок к закону "О драгметаллах..." автоматически проблему вольноприносительства не решит. Валерий Брайко говорит, что потребуется внести еще ряд изменений в законодательство, чтобы частные лица начинали работу не на основе лицензии, а с разрешения муниципальных властей. Чтобы стимулировать работу частных золотодобытчиков, им еще "надо разрешить продавать шлиховое золото банкам". "Многое здесь будет зависеть от инициативы местных властей", - заключает Брайко.

23 апреля 2003 Государственная Дума в третьем чтении приняла закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драг. металлах и драг. камнях". Теперь закон должен получить одобрение Совета Федерации, после чего его подпишет президент.