Программа обучения по охране труда водителя автомобиля. Билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда у водителей автомобилей Действия водителя в нештатных ситуациях

Управление автотранспортными средствами представляет собой сферу профессиональной деятельности, сопряженную с наличием повышенной опасности для работника. Именно поэтому обучение по охране труда водителей автомобиля является обязательным условием допуска таких сотрудников к выполнению своих служебных обязанностей. Вместе с тем, работодателю, выбирающему программу обучения по охране труда водителя автомобиля, следует учитывать специфику трудовой деятельности конкретного сотрудника. Она определяется в первую очередь типом транспортного средства, которым он управляет в рамках исполняемых им трудовых задач.

Курсы обучения безопасности для водителей

В настоящее время для целей максимального учета особенностей трудовой деятельности водителей конкретных типов транспортных средств разработано большое количество курсов лекций. Обучающая организация, которая ответственно относится к своей деятельности, может предложить более десятка программ обучения охране труда на транспорте. В частности, в их число входят следующие обучающие курсы:

  • безопасность выполнения работ для водителей легковых автомобилей;
  • охрана труда для водителей пассажирского транспорта;
  • охрана трудовой деятельности для лиц, управляющих специальной техникой, включая программы для транспортировщика;
  • безопасность трудовой деятельности для водителей грузовых автомобилей;
  • охрана труда для лиц, совмещающих функции водителя с другими должностными обязанностями, например, для водителя-экспедитора;
  • другие образовательные программы в области обеспечения безопасности трудовой деятельности водителей.

Компоненты программы обучения по охране труда водителя автомобиля

Каждый курс лекций по безопасности труда для работника, занятого в сфере управления транспортом, включает как общие, так и специальные знания, необходимые для минимизации риска в его работе. Кроме того, качественная программа обучения по охране труда водителя автомобиля содержит также дополнительные компоненты, позволяющие ему наиболее полно освоить объем знаний, требуемый для успешной работы в профессии. В частности, в число таких компонентов входит законодательная база, регламентирующая вопросы безопасности труда на автомобильном транспорте. В этот раздел включаются как федеральные, так и отраслевые нормативные документы.

23.03.2014 (обновлено 09.05.2019) – Представляем вашему вниманию Билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда у водителей автомобилей. Предлагаемый перечень включает десять билетов, в каждом из которых содержится по четыре вопроса. Билеты составлены инженером по охране труда в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и документами по охране труда.

Билет № 1

1. Порядок допуска к управлению транспортными средствами категории «Е»; «В»; «С»; «Д» .

2. Требования безопасности при заправке автомобиля топливом.

3. Требования безопасности при перевозке людей.

4. Пожаробезопасность.

___________________________________________________________________________

Билет № 2

1. Порядок выполнения работ при ежедневном осмотре технического состояния автомобиля.

2. Требования безопасности при работе на линии.

3. Правила техники безопасности при работе на наждачно-обдирочном и сверлильном станках.

4. Оказание первой помощи при ушибах, переломах, ранениях.

Билет № 3

1. Порядок выполнения работ при ежедневном техническом обслуживании автомобиля.

2. Требования безопасности при работе на газобаллонных автомобилях.

3. Требования безопасности при работе с электроинструментом.

4. Действия при несчастном случае на производстве.

_____________________________________________________________________________

Билет № 4

1. Опасные и вредные факторы, связанные с выполнением работ.

2. Требования к прицепам (полуприцепам), предназначенные для перевозки длинномерных грузов.

3. Порядок выполнения работ при сцепке прицепного оборудования к автомобилю.

4. Действия при пожаре.

_____________________________________________________________________________

Билет № 5

1. Порядок перевозки грузов на автомобильных прицепах.

2. Требования безопасности при работе с инструментом ударного действия.

3. Требования безопасности при работе на автомобиле-самосвале и прицепе-самосвале.

4. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

Книги по охране труда в издательствах , «Альпина Паблишер» , 1С Интерес , «Бамбук» (Украина), Yakaboo (Украина), «Букля» (Украина)

Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

Билет № 6

1. Требования безопасности при запуске двигателя автомобиля.

2. Правила техники безопасности при выполнении работ при буксировке.

4. Действия в аварийных ситуациях.

__________________________________________________________________________

Билет № 7

1. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

2. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей.

3. Подготовка и проверка исправности ручного инструмента.

4. Первая помощь пострадавшему при отравлении угарным газом.

_____________________________________________________________________________

Билет № 8

1. Требования безопасности при работе с антифризом.

2. Требования безопасности во время работы автомобиля.

3. Правила техники безопасности при работе с пневматическим инструментом .

4. Порядок использования средств пожаротушения.

_____________________________________________________________________________

Билет № 9

1. Особенности эксплуатации автотранспорта в зимних условиях.

2. Меры безопасности при заправке автомобиля топливом.

3. Требования безопасности при выполнении шиномонтажных работ.

4. Требования безопасности при перевозке людей.

_____________________________________________________________________________

Билет № 10

1. Требования безопасности при применении этилированного бензина.

2. Меры безопасности при работе с паяльной лампой.

3. Передвижение автомобиля под действующими линиями электропередач.

4. Электробезопасность.

_____________________________________________________________________________

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Билеты

для принятия зачетов у водителей по охране труда и технике безопасности

Билет №1

II. Насосы пожарных автомобилей испытывают:

1. При ТО-1 (после пробега 3000 км, но не реже 1-го раза в год).

2. При ТО-2 (после пробега 5000 км, но не реже 1-го раза в год).

3. При СО (после пробега 5000 км, но не реже 1-го раза в год).

III. Выдвижная пожарная лестница устанавливается:

1. 1,5-2,5 м от стены, угол наклона 80-850.

2. 2-3 м от стены, угол наклона 70-800.

3. 1,5-2 м от стены, угол наклона 80-830.

IV. Срок испытания ножниц для резки электропроводов с изолированными ручками.

1. Один раз в 2 года.

2. Один раз в год.

3. Один раз в 0,5 года.

V. Пожарные автомобили должны находиться в гараже с температурой не ниже:

Билет №2

I. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МВД России утверждает:

II. Внеплановый инструктаж проводится с л/с подразделений ГПС:

1. При введении новых стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; при замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента; при перерывах в работе более чем на 60 календарных дней.

2. При введении новых стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; при выполнении лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, полигонах и т. д.; при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней.

3. При выполнении л/с этого подразделения разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, с отметкой о нем в журнале инструктажей.

III. Предохранительная подушка должна выступать за габариты башни не менее чем на:

4. Правильного ответа нет.

IV. В караульном помещении температура воздуха должна быть не ниже:

5. Правильного ответа нет.

V. Срок проведения испытания перчаток резиновых диэлектрических.

1. Один раз в год.

2. Один раз в 6 месяцев.

3. Один раз в квартал.

Билет №3

I. Руководство и ответственность за организацию охраны труда возлагается в органах управления ГПС на:

1. Начальников подразделений.

2. Начальников караулов.

3. Руководителей этих органов.

II. При смене караула запуск двигателей может производиться:

1. Только до осмотра и приема ПТВ и оборудования.

2. Только после осмотра и приема ПТВ и оборудования, а также после присоединения газоотвода к выхлопной трубе двигателя.

3. Только после присоединения газоотвода к выхлопной трубе двигателя.

III. Спасательная веревка проверяется наружным осмотром:

IV. Отключение электропроводов путем резки допускается при фазном напряжении сети не выше:

V. Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты для переносного заземления:

1. Разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).

2. Разрушение изоляции, соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв до 20% медных жил).

3. Разрушение контактных соединений, (обрыв более 10% алюминиевых жил).

Билет №4

I. Личный состав подразделений ГПС допускается к несению караульной службы в подразделениях ГПС и работе на пожаре после:

1. Прохождения целевого и внепланового инструктажа.

2. Прохождения курсового обучения и сдачи зачетов по пройденным дисциплинам и настоящим Правилом.

3. Прохождении специального первоначального обучения, сдачи зачетов по пройденным дисциплинам и настоящим Правилом.

II. При прокладке рукавной линии с АР и АНР скорость движения автомобиля:

1. Не более 5 км/час.

2. Не более 10 км/час.

3. По усмотрению водителя но не более 15 км/час.

III. Деревянные поверхности пожарного инструмента (инвентаря) должны быть покрашены:

1. Красный цвет.

2. Черный цвет.

4. Бесцветный лак.

IV. При испытании лестница-палка устанавливается:

1. Под углом 750 и нагружается грузом через 1 ступень 80 кг на 3 мин.

2. Под углом 750 и нагружается посередине грузом 120 кг на 2 мин.

3. Под углом 750 и нагружается посередине 80 кг на 2 мин.

V. Количество квалификационных групп по безопасности при эксплуатации электроустановок.

2. – четыре.

3. – пять.

Билет №5

I. При перерыве в работе л/с более чем на __________ дней проводится внеплановый инструктаж.

II. При ликвидации горения в жилых домах перед тушением необходимо принять меры по:

1. Перекрытию задвижек на газопроводе.

2. Отключение подачи электроэнергии.

3. Снижению температуры и удалению дыма из помещений.

4. Охлаждению обнаруженных баллонов с газом и их эвакуации под прикрытием водяных струй.

5. Все вышеперечисленные мероприятия.

III. Запрещается использовать пожарные защитные костюмы (боевая одежда, теплоотражательный, разохимический, радиоциннозащитный костюмы).

1. Поврежденные, ветхие и рваные, не установленного образца, не имеющие соответствующего сертификата качества.

2. Поврежденные, ветхие, рваные.

3. Не имеющие соответствующего сертификата качества.

IV. Срок проведения испытания коврика резинового диэлектрического:

1. 1 раз в 2 года.

2. 1 раз в 3 года.

3. 1 раз в год.

4. 1 раз в 6 месяцев.

V. Проведение занятий на полигонах и огневых полосах запрещается:

1. В условиях тумана.

2. В ночное время.

3. При температуре окружающей среды более +380С.

Билет №6

I. Руководство и ответственность за организацию охраны труда при проведении занятий, учений, соревнований возлагается на:

1. Начальника подразделений.

2. Начальника караула.

3. На руководителей занятий, учений, соревнований.

II. Выдвижение автолестницы производится на __________ метра выше карниза кровли .

1. 0,5 метра.

2. 2 метра.

3. 2,5 метра.

4. 1-1,5 метра.

III. Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются:

1. 1 раз в год 350 кг в течении 5 мин.

2. 2 раз в год 200 кг в течении 5 мин.

3. 1 раз в год 200 кг в течении 5 мин.

IV. Лица, имеющие элементарное знакомство с устройством электроустановки; отчетливое представление об опасности электрического тока и приближения к токоведущим частям; знания основных мер предостороженности при работе с электроустановками; практическое знакомство с правилами оказания первой до врачебной помощи относятся к квалификационной группе по безопасности при эксплуатации электроустановок:

V. Какой может быть степень огнестойкости отдельно стоящей учебной башни:

Билет №7

I. Повторный инструктаж с руководителями, средним и старшим начальствующим составом органов управлений и подразделений ГПС проводится со сдачей экзаменов на знание настоящих Правил не реже:

1. 1 раза в год.

2. 1 раза в 6 месяцев.

3. 1 раза в три года.

II. Для спасания и самоспасания запрещается использовать спасательную веревку:

2. Не состоящую в боевом расчете.

3. Имеющую большую влажность и не состоящую в боевом расчете.

III. После ликвидации пожара с наличием радиоактивных веществ, весь л/с подразделений ГПС, участвующий в тушении, должен пройти:

1. Дезактивацию.

2. Диспансеризацию в специализированном учреждении.

3. Госпитализацию.

IV. На все виды вновь поступающих в подразделение ГПС пожарной техники, ПТВ, огнетушащих веществ и др. изделий пожарно-технического назначения должен быть документ:

1. Сертификат качества.

2. Тактико-техническая характеристика.

3. Инструкция по применению, без которого их применение запрещено.

V. СИЗОД испытываются:

1. В сроки по методике, установленной наставлением по газодымозащитной службе ГПС МВД России.

2. 1 раз в 6 месяцев на посту ГДЗС.

3. 1 раз в 6 месяцев и после проведения ГО.

Билет №8

I. Вводный инструктаж проводит:

1. Должностное лицо подразделения ГПС, на которое приказом его руководителя возложены эти обязанности.

2. Начальника караула.

3. Помощника начальника караула.

II. Для проверки спасательной веревки на прочность ее разматывают на всю длину, закрепляют, подтягиваются и зависают.

1. Три человека на 5 сек.

2. Три человека на 1-2 сек.

3. 1-2 человека на 3 сек.

III. Срок проведения испытания диэлектрических бот, галош.

1. Боты 1 раз в 3 года.

Галоши 1 раз в 2 года.

2. Боты 2 раз в год.

Галоши 1 раз в 6 месяцев.

3. Галоши и боты 1 раз в год.

IV. Размер диэлектрического коврика.

1. Не более 40х70 см.

2. Не менее 40х50 см.

3. Не менее 50х50 см.

V. Испытания автолестницы производится:

1. 1 раз в 5 лет.

2. 1 раз в 3 года.

3. 1 раз в год.

Билет №9

I. Руководство и ответственность за организацию охраны труда в подразделениях ГПС возлагается:

1. На начальников караулов.

2. На оперативных должностных лиц.

3. На начальников подразделений.

II. При ликвидации горения на складе ядохимикатов (химреактивов, минеральных удобрений и т. п.) подача огнетушащих веществ осуществляется л/с:

1. В СИЗОД с наветренной стороны.

2. Возможно без СИЗОД с наветренной стороны.

3. В СИЗОД и зрения с наветренной стороны.

III. Во время работ не допускать подъем и спуск по выдвижной лестнице.

3. Не более чем 2 человека на 2 колена.

IV. Карабин пожарный снимается с боевого расчета если:

1. Имеется его деформация.

2. Пружина не обеспечивает закрытие замка карабина.

3. Имеются выступы и шероховатости в замке затвора и в месте шарнирного крепления затвора.

4. Все вышеперечисленные причины.

V. Количество квалификационных групп по безопасности при эксплуатации электроустановок:

Билет №10

I. В каком ответе полностью и правильно указаны виды инструктажей:

1. Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

2. Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой, противопожарный.

3. Противопожарный, вводный, первичный, целевой, внеплановый, повторный.

II. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МВД России утверждает:

1. Приказ УГПС № 000 от 25.05.96г.

2. Приказ МЧС РФ № 000 от 25.05.00г.

3. Приказ МЧС РФ № 000 от 31.12.02г.

III. Спасательная веревка проверяется наружным осмотром.

1. Командиром отделения не реже 1 раза в 20 дней.

2. Начальниками караулов (ПНК) перед каждым использованием.

3. Командиром отделения не реже 1 раза в 10 дней, а начальником караула (ПНК) перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

IV. Время работ не допускать подъем и спуск по выдвижной лестнице.

1. Более 1 человека на 1 колено.

2. Более 2 человек на 1 колено.

3. Более 2 человек на 2 колена.

V. Размер диэлектрического коврика.

1. Не более 40х70см.

2. Не менее 40х50см.

3. Не менее 50х50см.

Билет №11

VII. Насосы пожарных автомобилей испытывают:

4. При ТО-1 (после пробега 3000 км, но не реже 1-го раза в год).

5. При ТО-2 (после пробега 5000 км, но не реже 1-го раза в год).

6. При СО (после пробега 5000 км, но не реже 1-го раза в год).

VIII. Выдвижная пожарная лестница устанавливается:

4. 1,5-2,5 м от стены, угол наклона 80-850.

5. 2-3 м от стены, угол наклона 70-800.

6. 1,5-2 м от стены, угол наклона 80-830.

IX. Срок испытания ножниц для резки электропроводов с изолированными ручками.

4. Один раз в 2 года.

5. Один раз в год.

6. Один раз в 0,5 года.

X. Пожарные автомобили должны находиться в гараже с температурой не ниже:

Билет №12

VI. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МВД России утверждает:

VII. Внеплановый инструктаж проводится с л/с подразделений ГПС:

4. При введении новых стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; при замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента; при перерывах в работе более чем на 60 календарных дней.

5. При введении новых стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; при выполнении лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, полигонах и т. д.; при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней.

6. При выполнении л/с этого подразделения разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, с отметкой о нем в журнале инструктажей.

VIII. Предохранительная подушка должна выступать за габариты башни не менее чем на:

9. Правильного ответа нет.

IX. В караульном помещении температура воздуха должна быть не ниже:

10. Правильного ответа нет.

X. Срок проведения испытания перчаток резиновых диэлектрических.

4. Один раз в год.

5. Один раз в 6 месяцев.

6. Один раз в квартал.

Билет №13

VI. Руководство и ответственность за организацию охраны труда возлагается в органах управления ГПС на:

4. Начальников подразделений.

5. Начальников караулов.

6. Руководителей этих органов.

VII. При смене караула запуск двигателей может производиться:

4. Только до осмотра и приема ПТВ и оборудования.

5. Только после осмотра и приема ПТВ и оборудования, а также после присоединения газоотвода к выхлопной трубе двигателя.

6. Только после присоединения газоотвода к выхлопной трубе двигателя.

VIII. Спасательная веревка проверяется наружным осмотром:

IX. Отключение электропроводов путем резки допускается при фазном напряжении сети не выше:

X. Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты для переносного заземления:

4. Разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).

5. Разрушение изоляции, соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв до 20% медных жил).

6. Разрушение контактных соединений, (обрыв более 10% алюминиевых жил).

Билет №14

VI. Личный состав подразделений ГПС допускается к несению караульной службы в подразделениях ГПС и работе на пожаре после:

4. Прохождения целевого и внепланового инструктажа.

5. Прохождения курсового обучения и сдачи зачетов по пройденным дисциплинам и настоящим Правилом.

6. Прохождении специального первоначального обучения, сдачи зачетов по пройденным дисциплинам и настоящим Правилом.

VII. При прокладке рукавной линии с АР и АНР скорость движения автомобиля:

4. Не более 5 км/час.

5. Не более 10 км/час.

6. По усмотрению водителя но не более 15 км/час.

VIII. Деревянные поверхности пожарного инструмента (инвентаря) должны быть покрашены:

5. Красный цвет.

6. Черный цвет.

8. Бесцветный лак.

IX. При испытании лестница-палка устанавливается:

4. Под углом 750 и нагружается грузом через 1 ступень 80 кг на 3 мин.

5. Под углом 750 и нагружается посередине грузом 120 кг на 2 мин.

6. Под углом 750 и нагружается посередине 80 кг на 2 мин.

X. Количество квалификационных групп по безопасности при эксплуатации электроустановок.

5. – четыре.

6. – пять.

Билет №15

VI. При перерыве в работе л/с более чем на __________ дней проводится внеплановый инструктаж.

VII. При ликвидации горения в жилых домах перед тушением необходимо принять меры по:

6. Перекрытию задвижек на газопроводе.

7. Отключение подачи электроэнергии.

8. Снижению температуры и удалению дыма из помещений.

9. Охлаждению обнаруженных баллонов с газом и их эвакуации под прикрытием водяных струй.

10. Все вышеперечисленные мероприятия.

VIII. Запрещается использовать пожарные защитные костюмы (боевая одежда, теплоотражательный, разохимический, радиоциннозащитный костюмы).

4. Поврежденные, ветхие и рваные, не установленного образца, не имеющие соответствующего сертификата качества.

5. Поврежденные, ветхие, рваные.

6. Не имеющие соответствующего сертификата качества.

IX. Срок проведения испытания коврика резинового диэлектрического:

5. 1 раз в 2 года.

6. 1 раз в 3 года.

7. 1 раз в год.

8. 1 раз в 6 месяцев.

X. Проведение занятий на полигонах и огневых полосах запрещается:

4. В условиях тумана.

5. В ночное время.

6. При температуре окружающей среды более +380С.

4. В условиях тумана и в ночное время.

Билет №16

VI. Руководство и ответственность за организацию охраны труда при проведении занятий, учений, соревнований возлагается на:

4. Начальника подразделений.

5. Начальника караула.

6. На руководителей занятий, учений, соревнований.

VII. Выдвижение автолестницы производится на __________ метра выше карниза кровли.

5. 0,5 метра.

6. 2 метра.

7. 2,5 метра.

8. 1-1,5 метра.

VIII. Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются:

4. 1 раз в год 350 кг в течении 5 мин.

5. 2 раз в год 200 кг в течении 5 мин.

6. 1 раз в год 200 кг в течении 5 мин.

IX. Лица, имеющие элементарное знакомство с устройством электроустановки; отчетливое представление об опасности электрического тока и приближения к токоведущим частям; знания основных мер предостороженности при работе с электроустановками; практическое знакомство с правилами оказания первой до врачебной помощи относятся к квалификационной группе по безопасности при эксплуатации электроустановок:

X. Какой может быть степень огнестойкости отдельно стоящей учебной башни:

Билет №17

VI. Повторный инструктаж с руководителями, средним и старшим начальствующим составом органов управлений и подразделений ГПС проводится со сдачей экзаменов на знание настоящих Правил не реже:

4. 1 раза в год.

5. 1 раза в 6 месяцев.

6. 1 раза в три года.

VII. Для спасания и самоспасания запрещается использовать спасательную веревку:

4. Имеющую большую влажность.

5. Не состоящую в боевом расчете.

6. Имеющую большую влажность и не состоящую в боевом расчете.

VIII. После ликвидации пожара с наличием радиоактивных веществ, весь л/с подразделений ГПС, участвующий в тушении, должен пройти:

4. Дезактивацию.

5. Диспансеризацию в специализированном учреждении.

6. Госпитализацию.

IX. На все виды вновь поступающих в подразделение ГПС пожарной техники, ПТВ, огнетушащих веществ и др. изделий пожарно-технического назначения должен быть документ:

4. Сертификат качества.

5. Тактико-техническая характеристика.

6. Инструкция по применению, без которого их применение запрещено.

X. СИЗОД испытываются:

4. В сроки по методике, установленной наставлением по газодымозащитной службе ГПС МВД России.

5. 1 раз в 6 месяцев на посту ГДЗС.

6. 1 раз в 6 месяцев и после проведения ГО.

Билет №18

VI. Вводный инструктаж проводит:

4. Должностное лицо подразделения ГПС, на которое приказом его руководителя возложены эти обязанности.

5. Начальника караула.

6. Помощника начальника караула.

VII. Для проверки спасательной веревки на прочность ее разматывают на всю длину, закрепляют, подтягиваются и зависают.

4. Три человека на 5 сек.

5. Три человека на 1-2 сек.

6. 1-2 человека на 3 сек.

VIII. Срок проведения испытания диэлектрических бот, галош.

4. Боты 1 раз в 3 года.

Галоши 1 раз в 2 года.

5. Боты 2 раз в год.

Галоши 1 раз в 6 месяцев.

6. Галоши и боты 1 раз в год.

IX. Размер диэлектрического коврика.

4. Не более 40х70 см.

5. Не менее 40х50 см.

6. Не менее 50х50 см.

X. Испытания автолестницы производится:

4. 1 раз в 5 лет.

5. 1 раз в 3 года.

6. 1 раз в год.

Билет №19

VI. Руководство и ответственность за организацию охраны труда в подразделениях ГПС возлагается:

4. На начальников караулов.

5. На оперативных должностных лиц.

6. На начальников подразделений.

VII. При ликвидации горения на складе ядохимикатов (химреактивов, минеральных удобрений и т. п.) подача огнетушащих веществ осуществляется л/с:

4. В СИЗОД с наветренной стороны.

5. Возможно без СИЗОД с наветренной стороны.

6. В СИЗОД и зрения с наветренной стороны.

VIII. Во время работ не допускать подъем и спуск по выдвижной лестнице.

6. Не более чем 2 человека на 2 колена.

IX. Карабин пожарный снимается с боевого расчета если:

5. Имеется его деформация.

6. Пружина не обеспечивает закрытие замка карабина.

7. Имеются выступы и шероховатости в замке затвора и в месте шарнирного крепления затвора.

8. Все вышеперечисленные причины.

X. Количество квалификационных групп по безопасности при эксплуатации электроустановок:

Билет №20

VI. В каком ответе полностью и правильно указаны виды инструктажей:

4. Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

5. Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой, противопожарный.

6. Противопожарный, вводный, первичный, целевой, внеплановый, повторный.

VII. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МВД России утверждает:

4. Приказ УГПС № 000 от 25.05.96г.

5. Приказ МЧС РФ № 000 от 25.05.00г.

6. Приказ МЧС РФ № 000 от 31.12.02г.

VIII. Спасательная веревка проверяется наружным осмотром.

4. Командиром отделения не реже 1 раза в 20 дней.

5. Начальниками караулов (ПНК) перед каждым использованием.

6. Командиром отделения не реже 1 раза в 10 дней, а начальником караула (ПНК) перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

IX. Время работ не допускать подъем и спуск по выдвижной лестнице.

4. Более 1 человека на 1 колено.

5. Более 2 человек на 1 колено.

6. Более 2 человек на 2 колена.

X. Размер диэлектрического коврика.

4. Не более 40х70см.

5. Не менее 40х50см.

6. Не менее 50х50см.

Билет №21

XII. Насосы пожарных автомобилей испытывают:

7. При ТО-1 (после пробега 3000 км, но не реже 1-го раза в год).

8. При ТО-2 (после пробега 5000 км, но не реже 1-го раза в год).

9. При СО (после пробега 5000 км, но не реже 1-го раза в год).

XIII. Выдвижная пожарная лестница устанавливается:

7. 1,5-2,5 м от стены, угол наклона 80-850.

8. 2-3 м от стены, угол наклона 70-800.

9. 1,5-2 м от стены, угол наклона 80-830.

XIV. Срок испытания ножниц для резки электропроводов с изолированными ручками.

7. Один раз в 2 года.

8. Один раз в год.

9. Один раз в 0,5 года.

XV. Пожарные автомобили должны находиться в гараже с температурой не ниже:

Билет №22

XI. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МВД России утверждает:

XII. Внеплановый инструктаж проводится с л/с подразделений ГПС:

7. При введении новых стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; при замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента; при перерывах в работе более чем на 60 календарных дней.

8. При введении новых стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; при выполнении лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, полигонах и т. д.; при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней.

9. При выполнении л/с этого подразделения разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, с отметкой о нем в журнале инструктажей.

XIII. Предохранительная подушка должна выступать за габариты башни не менее чем на:

14. Правильного ответа нет.

XIV. В караульном помещении температура воздуха должна быть не ниже:

15. Правильного ответа нет.

XV. Срок проведения испытания перчаток резиновых диэлектрических.

7. Один раз в год.

8. Один раз в 6 месяцев.

9. Один раз в квартал.

Билет №23

XI. Руководство и ответственность за организацию охраны труда возлагается в органах управления ГПС на:

7. Начальников подразделений.

8. Начальников караулов.

9. Руководителей этих органов.

XII. При смене караула запуск двигателей может производиться:

7. Только до осмотра и приема ПТВ и оборудования.

8. Только после осмотра и приема ПТВ и оборудования, а также после присоединения газоотвода к выхлопной трубе двигателя.

9. Только после присоединения газоотвода к выхлопной трубе двигателя.

XIII. Спасательная веревка проверяется наружным осмотром:

XIV. Отключение электропроводов путем резки допускается при фазном напряжении сети не выше:

XV. Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты для переносного заземления:

7. Разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).

8. Разрушение изоляции, соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв до 20% медных жил).

9. Разрушение контактных соединений, (обрыв более 10% алюминиевых жил).

Билет №24

XI. Личный состав подразделений ГПС допускается к несению караульной службы в подразделениях ГПС и работе на пожаре после:

7. Прохождения целевого и внепланового инструктажа.

8. Прохождения курсового обучения и сдачи зачетов по пройденным дисциплинам и настоящим Правилом.

9. Прохождении специального первоначального обучения, сдачи зачетов по пройденным дисциплинам и настоящим Правилом.

XII. При прокладке рукавной линии с АР и АНР скорость движения автомобиля:

7. Не более 5 км/час.

8. Не более 10 км/час.

9. По усмотрению водителя но не более 15 км/час.

XIII. Деревянные поверхности пожарного инструмента (инвентаря) должны быть покрашены:

9. Красный цвет.

10. Черный цвет.

12. Бесцветный лак.

XIV. При испытании лестница-палка устанавливается:

7. Под углом 750 и нагружается грузом через 1 ступень 80 кг на 3 мин.

8. Под углом 750 и нагружается посередине грузом 120 кг на 2 мин.

9. Под углом 750 и нагружается посередине 80 кг на 2 мин.

XV. Количество квалификационных групп по безопасности при эксплуатации электроустановок.

8. – четыре.

9. – пять.

Билет №25

XI. При перерыве в работе л/с более чем на __________ дней проводится внеплановый инструктаж.

XII. При ликвидации горения в жилых домах перед тушением необходимо принять меры по:

11. Перекрытию задвижек на газопроводе.

12. Отключение подачи электроэнергии.

13. Снижению температуры и удалению дыма из помещений.

14. Охлаждению обнаруженных баллонов с газом и их эвакуации под прикрытием водяных струй.

15. Все вышеперечисленные мероприятия.

XIII. Запрещается использовать пожарные защитные костюмы (боевая одежда, теплоотражательный, разохимический, радиоциннозащитный костюмы).

7. Поврежденные, ветхие и рваные, не установленного образца, не имеющие соответствующего сертификата качества.

8. Поврежденные, ветхие, рваные.

9. Не имеющие соответствующего сертификата качества.

XIV. Срок проведения испытания коврика резинового диэлектрического:

9. 1 раз в 2 года.

10. 1 раз в 3 года.

11. 1 раз в год.

12. 1 раз в 6 месяцев.

XV. Проведение занятий на полигонах и огневых полосах запрещается:

7. В условиях тумана.

8. В ночное время.

9. При температуре окружающей среды более +380С.

4. В условиях тумана и в ночное время.

Билет №26

XI. Руководство и ответственность за организацию охраны труда при проведении занятий, учений, соревнований возлагается на:

7. Начальника подразделений.

8. Начальника караула.

9. На руководителей занятий, учений, соревнований.

XII. Выдвижение автолестницы производится на __________ метра выше карниза кровли.

9. 0,5 метра.

10. 2 метра.

11. 2,5 метра.

XIII. Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются:

7. 1 раз в год 350 кг в течении 5 мин.

8. 2 раз в год 200 кг в течении 5 мин.

9. 1 раз в год 200 кг в течении 5 мин.

XIV. Лица, имеющие элементарное знакомство с устройством электроустановки; отчетливое представление об опасности электрического тока и приближения к токоведущим частям; знания основных мер предостороженности при работе с электроустановками; практическое знакомство с правилами оказания первой до врачебной помощи относятся к квалификационной группе по безопасности при эксплуатации электроустановок:

XV. Какой может быть степень огнестойкости отдельно стоящей учебной башни:

Билет №27

XI. Повторный инструктаж с руководителями, средним и старшим начальствующим составом органов управлений и подразделений ГПС проводится со сдачей экзаменов на знание настоящих Правил не реже:

7. 1 раза в год.

8. 1 раза в 6 месяцев.

9. 1 раза в три года.

XII. Для спасания и самоспасания запрещается использовать спасательную веревку:

7. Имеющую большую влажность.

8. Не состоящую в боевом расчете.

9. Имеющую большую влажность и не состоящую в боевом расчете.

XIII. После ликвидации пожара с наличием радиоактивных веществ, весь л/с подразделений ГПС, участвующий в тушении, должен пройти:

7. Дезактивацию.

8. Диспансеризацию в специализированном учреждении.

9. Госпитализацию.

XIV. На все виды вновь поступающих в подразделение ГПС пожарной техники, ПТВ, огнетушащих веществ и др. изделий пожарно-технического назначения должен быть документ:

7. Сертификат качества.

8. Тактико-техническая характеристика.

9. Инструкция по применению, без которого их применение запрещено.

XV. СИЗОД испытываются:

7. В сроки по методике, установленной наставлением по газодымозащитной службе ГПС МВД России.

8. 1 раз в 6 месяцев на посту ГДЗС.

9. 1 раз в 6 месяцев и после проведения ГО.

Билет №28

XI. Вводный инструктаж проводит:

7. Должностное лицо подразделения ГПС, на которое приказом его руководителя возложены эти обязанности.

8. Начальника караула.

9. Помощника начальника караула.

XII. Для проверки спасательной веревки на прочность ее разматывают на всю длину, закрепляют, подтягиваются и зависают.

7. Три человека на 5 сек.

8. Три человека на 1-2 сек.

9. 1-2 человека на 3 сек.

XIII. Срок проведения испытания диэлектрических бот, галош.

7. Боты 1 раз в 3 года.

Галоши 1 раз в 2 года.

8. Боты 2 раз в год.

Галоши 1 раз в 6 месяцев.

9. Галоши и боты 1 раз в год.

XIV. Размер диэлектрического коврика.

7. Не более 40х70 см.

8. Не менее 40х50 см.

9. Не менее 50х50 см.

XV. Испытания автолестницы производится:

7. 1 раз в 5 лет.

8. 1 раз в 3 года.

9. 1 раз в год.

Билет №29

XI. Руководство и ответственность за организацию охраны труда в подразделениях ГПС возлагается:

7. На начальников караулов.

8. На оперативных должностных лиц.

9. На начальников подразделений.

XII. При ликвидации горения на складе ядохимикатов (химреактивов, минеральных удобрений и т. п.) подача огнетушащих веществ осуществляется л/с:

7. В СИЗОД с наветренной стороны.

8. Возможно без СИЗОД с наветренной стороны.

9. В СИЗОД и зрения с наветренной стороны.

XIII. Во время работ не допускать подъем и спуск по выдвижной лестнице.

9. Не более чем 2 человека на 2 колена.

XIV. Карабин пожарный снимается с боевого расчета если:

9. Имеется его деформация.

10. Пружина не обеспечивает закрытие замка карабина.

11. Имеются выступы и шероховатости в замке затвора и в месте шарнирного крепления затвора.

12. Все вышеперечисленные причины.

XV. Количество квалификационных групп по безопасности при эксплуатации электроустановок:

Билет №30

XI. В каком ответе полностью и правильно указаны виды инструктажей:

7. Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

8. Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой, противопожарный.

9. Противопожарный, вводный, первичный, целевой, внеплановый, повторный.

XII. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МВД России утверждает:

7. Приказ УГПС № 000 от 25.05.96г.

8. Приказ МЧС РФ № 000 от 25.05.00г.

9. Приказ МЧС РФ № 000 от 31.12.02г.

XIII. Спасательная веревка проверяется наружным осмотром.

7. Командиром отделения не реже 1 раза в 20 дней.

8. Начальниками караулов (ПНК) перед каждым использованием.

9. Командиром отделения не реже 1 раза в 10 дней, а начальником караула (ПНК) перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

XIV. Время работ не допускать подъем и спуск по выдвижной лестнице.

7. Более 1 человека на 1 колено.

8. Более 2 человек на 1 колено.

9. Более 2 человек на 2 колена.

XV. Размер диэлектрического коврика.

7. Не более 40х70см.

8. Не менее 40х50см.

9. Не менее 50х50см.

Ответы

Билет

В опрос

Билет

В опрос

Повторяю: отличается ли программа обучения по охране труда для водителя погрузчика в зависимости от вида используемого топлива (газ, электричество, бензин)

Ответ

Ответ на вопрос:

Обучение по охране труда в организации проводится по программам, утверждаемым работодателем. Данные программы обучения разработайте на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда. Об этом говорится в Порядка, утвержденного .

Обучение по охране труда водителя автомобиля может быть проведено как в специализированном учебном центре, имеющем лицензию, так и силами работодателя.

При обучении по месту работы в организации должна быть создана специальная постоянно действующая аттестационная комиссия. Для этого также необходима программа обучения по охране труда и экзаменационные билеты. Обучение собственными силами поможет существенно снизить расходы и оптимизировать бюджет.

Разработка программ обучения по охране труда в организациях, как правило, должна выполняться на основе типовых программ обучения. Но их разработано и утверждено крайне мало, поэтому для большинства рабочих профессий программы обучения по охране труда работодателям приходится разрабатывать с нуля. Процесс осложняется тем, что нужно руководствоваться требованиями охраны труда, изложенными в различных законодательных актах и нормативно-правовых документах. Подобный сценарий будет также актуален и для профессии «Водитель автомобиля», так как типовой программы обучения по охране труда для него пока не разработано.

Какими нормативными актами нужно пользоваться для создания программы обучения

Основополагающими документами, регламентирующими вопросы обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций, на сегодняшний день являются:

  • по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный ;

Для разработки программы обучения по охране труда водителей также потребуются специальные документы, регламентирующие требования безопасности при управлении, техническом обслуживании и ремонте автомобиля. В первую очередь – Российской Федерации, утвержденные и Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ().

Чтобы охватить специфику профессии в конкретной организации, будет полезно изучить отраслевые документы по охране труда. Например, если водитель автомобиля работает в сфере электроэнергетики, то следует руководствоваться требованиями Правил охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002). Если же он работает на нефтебазе и управляет бензовозом, то необходимо использовать Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (). Для водителей строительных компаний, управляющих грузовым автомобилем, хорошим подспорьем станет Отраслевая типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ Р О 005-2003) и т. д.

Советует

Екатерина КУЗНЕЦОВА,

начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)

Несмотря на то, что государственные требования охраны труда одинаковы для всех, формируя программы обучения по охране труда для водителей, необходимо учитывать специфику их работы. Если речь идет о персональных водителях, водителях общественного транспорта и водителях, занятых грузоперевозками (особенно на длинные дистанции), акцент необходимо сделать на необходимости соблюдать правила дорожного движения и особенно регламентированных перерывов в работе, важности прохождения предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров.
Для водителей складских помещений, водителей автопогрузчиков и водителей, перемещающихся по территории организации, в программу следует включать вопросы, относящиеся к разметке территории и особых зон, сигнальным и информационным знакам, требованиям к складским операциям (на некоторых складах работники используют наушники и, следовательно, могут не услышать звукового сигнала, подаваемого водителем) и погрузочно-разгрузочным работам.

  1. по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.
  2. «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
  3. «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
  4. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
  5. об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.
  6. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей (ТОИ Р-200-01-95).
  7. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта (ТИ РМ-008-2000).
  8. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей, совмещающих работу по выемке корреспонденции из почтовых ящиков (ТОИ Р-45-053-97).
  9. Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ РО 005-2003).
  10. Типовая инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) (ТОИ Р-200-19-95).
  11. Типовая инструкция по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (ТОИ Р-200-20-95).
  12. Типовая инструкция по охране труда при выполнении работ по ремонту автомашин, тракторов и лесохозяйственного оборудования (ТОИ Р-07-27-2000).
  13. по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденная (рекомендуется для служб спецтранспорта авиапредприятий).
  14. Российской Федерации, утвержденные .
  15. опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные (рекомендуется для предприятий, занятых перевозкой опасных грузов; при применении необходимо учитывать ).
  16. грузов автомобильным транспортом, утвержденные .
  17. Правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002) (рекомендуются для организаций электроэнергетики).
  18. при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные (вступает в силу с 1 июля 2015 г.).
  19. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ().
  20. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ().
  21. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций ().
  22. обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные .
  23. в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.
  24. вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденные .

Какие особенности профессии нужно учесть при разработке программы обучения

Специфическими особенностями профессии водителя автомобиля, которые необходимо учесть при разработке программы обучения по охране труда, являются:

  • выполнение работ на автомобилях различных типов и различного назначения;
  • управление специальным оборудованием автомобилей (например – бетононасосом бетоновоза; краном-манипулятором автомобиля-эвакуатора; подъемным устройством кузова самосвала; холодильным оборудованием рефрижератора; шнекороторным снегоочистителем снегоуборочной машины; щетками подметально-уборочной машины и т. д.);
  • работа вне территории организации, возможность длительных рейсов, командировок;
  • высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при резком торможении, обгоне, проезде нерегулируемых перекрестков, встраивании в транспортный поток и т. п.;
  • физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, колеса, аккумулятора и т. п.);
  • длительная работа в положении сидя, возможность переутомления и статических перегрузок организма;
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или технического обслуживания под автомобилем);
  • переохлаждение организма (например, при ремонте автомобиля вне основного места базирования, в дорожных условиях).

Из чего состоит процесс разработки программы обучения по охране труда

Перед тем как приступить к разработке программы обучения по охране труда, следует уточнить круг профессиональных обязанностей водителя, требования, предъявляемые к его квалификации и объему знаний. Необходимо также определить и обозначить конкретные виды работ, которые он будет выполнять в организации, с учетом ее отраслевой принадлежности, назначения, типа и конструктивных особенностей конкретного автомобиля. На основании этих данных следует подобрать соответствующую литературу и нормативные документы.

Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле. Общий алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля выглядит так:

  1. Выяснить профессиональные обязанности водителя автомобиля (по справочнику ЕТКС, профессиональному стандарту, внутренним квалификационным требованиям организации) и требования, предъявляемые к его объему знаний по охране труда.
  2. Подобрать необходимую литературу и нормативные документы.
  3. Подготовить тематический (учебный) план программы с указанием количества часов каждой изучаемой темы и общее количество часов обучения. ГОСТ 12.0.004-90 установлено, что общая продолжительность обучения должна быть не менее 20 часов.
  4. В соответствии с подготовленным тематическим (учебным) планом осуществить разработку программы обучения по охране труда, закрепляя в каждой теме основные тезисы изучаемого материала.
  5. Разработать экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда водителя автомобиля на основании программы обучения, руководствуясь ранее подготовленным тематическим (учебным) планом.

Из чего состоит программа обучения по охране труда водителя автомобиля

Как правило, программы обучения по охране труда состоят из трех основных разделов:

  • правовые вопросы охраны труда;
  • организация и управление охраной труда;
  • безопасность труда.

Первые два раздела являются общими для всех работников и служат для изучения организационно-правовых принципов охраны труда.

Раздел «Безопасность труда» является специальным и предназначен для изучения методов безопасности труда для конкретной профессии или вида работ. Формирование тематики специальных вопросов основывается на мерах обеспечения безопасности труда, анализе причин несчастных случаев на производстве и заболеваемости среди профессий работников или видов работ, для которых разрабатывается программа обучения.

Тема 1. Общие вопросы охраны труда.

Тема 2. Законодательство по охране труда.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда.

Тема 4. Организация и управление охраной труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве.

Тема 7. Характеристика условий труда водителя автомобиля.

Тема 8. Требования безопасности при управлении автомобилем.

Тема 9. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля.

Тема 10. Средства индивидуальной защиты.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Программа обучения по охране труда водителей может выглядеть так:

скачать и распечатать образец

После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора (). Это связано с тем, что управление автомобилем, его техническое обслуживание и ремонт относятся к видам работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли учить охране труда такого водителя?

У нас некоторые сотрудники используют личные машины для служебных целей. Нужно ли их обучать охране труда по программе для водителей?
Андрей ПЕРВЕРЗЕВ, специалист по охране труда (Глазов)

В этом случае рекомендуем провести обучение таких сотрудников также по программе обучения охране труда для вида работ, если эти вопросы не входят в основную программу обучения. Если выяснится, что в обязанности работника так или иначе входит работа на автомобиле, то работодателя привлекут к ответственности. Так что лучше перестраховаться. Другое дело, если сотрудник просто приезжает на своем автомобиле на работу и для других целей его не использует. В этом случае обучать работника по программе охраны труда для водителей не нужно.

Можно ли обучать всех водителей по одной программе обучения по охране труда?

В нашей организации есть несколько легковых машин. Но в основном это грузовики. Водители проходят обучение охране труда по одной программе. Нужно ли для водителей грузовиков создавать свою программу, а для водителей легковых машин – свою?
Анна ВАСИЛЬЕВА, инженер по охране труда (Волгоград)

На первый взгляд работа водителя легкового автомобиля мало чем отличается от работы водителя грузовика. Однако есть существенные различия. Например, водитель легковой машины не перевозит грузы, не участвует в погрузке-выгрузке. Да и кабина грузовой машины находится значительно выше, что повышает риск получения травмы при посадке/высадке. Есть и другие нюансы. Поэтому лучше сделать две программы обучения: для водителей легковых машин и грузовиков.

Кто из работников должен проводить обучение водителей охране труда?

Кому из работников может быть поручено проводить обучение по охране труда водителей?
Юрий ШАЛИМОВ, юрист (Челябинск)

Обучение по охране труда водителей проводит руководитель подразделения, в котором они работают. Например, начальник транспортного цеха.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное

1 Водители относятся к категории работников, чей труд сопряжен с повышенными рисками. Поэтому их обучению по охране труда уделяется особое внимание.

2 При разработке программы обучения водителей охране труда необходимо руководствоваться различными нормативными документами, поскольку типовой программы для этой профессии нет.

3 Основные документы, регламентирующие порядок обучения водителей, – это , .

4 В программе обучения нужно учесть особенности профессии.

5 Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле.

6 После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора.

1 На момент выхода статьи действовали по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003), однако еще в 2014 году Минтруд России приступил к разработке новых правил по охране труда на автомобильном транспорте. Уже в обозримом будущем они могут быть утверждены и опубликованы.

Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Тематический план обучения по охране труда водителя

    Номер темы Тема Время изучения темы, час
    1 Общие вопросы охраны труда 0,5
    2 Законодательство по охране труда 1,0
    3 Нормативные документы по охране труда 0,5
    4 Организация и управление охраной труда 0,5
    5 Обучение работников требованиям охраны труда 1,5
    6 Несчастные случаи на производстве 1,0
    7 Характеристика условий труда водителя 2,0
    8 Требования к организации рабочего места водителя 4,0
    9 Требования охраны труда 4,0
    10 Санитарно-гигиенические требования к условиям труда водителя 3,0
    11 Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях 2,0
    Итого: 20,0

    Программа обучения

    Тема 1. Общие вопросы охраны труда

    Определение терминов «Охрана труда», «Условия труда», «Вредный (опасный) производственный фактор», «Безопасные условия труда», «Рабочее место», «Средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «Производственная деятельность».

    Основные направления государственной политики в области охраны труда. Безопасность труда как составная часть производственной деятельности.

    Тема 2. Законодательство по охране труда

    Трудовой кодекс Российской Федерации. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда.

    Коллективный договор. Содержание коллективного договора. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

    Трудовой договор. Содержание трудового договора. Срок трудового договора.

    Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

    Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

    Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

    Порядок выдачи работникам молока или других равноценных пищевых продуктов.

    Режим рабочего времени и время отдыха. Продолжительность рабочей недели, ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Сменная работа. Сверхурочная работа и ее ограничение. Виды времени отдыха. Перерывы для отдыха и питания. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Ежегодные оплачиваемые отпуска и их продолжительность. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

    Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.

    Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин.

    Тема 3. Нормативные документы по охране труда

    Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты предприятия по безопасности труда.

    Правила, нормы, типовые инструкции и другие нормативные документы по охране труда.

    Инструкции по охране труда, обязательные для работников.

    Тема 4. Организация и управление охраной труда

    Государственное управление охраной труда. Органы государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства. Служба охраны труда в организации. Комитет (комиссия) по охране труда.

    Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда

    Обучение и проверка знаний работников по охране труда. Проведение инструктажей по охране труда: вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого.

    Обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. Периодическое обучение работников безопасности труда и проверка знаний требований охраны труда в период работы.

    Тема 6. Несчастные случаи на производстве

    Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Порядок расследования несчастного случая на производстве. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве. Действия работника при несчастном случае.

    Тема 7. Характеристика условий труда водителя

    Виды работ водителя. Наиболее вероятные случаи травматизма и заболеваемости при работе водителем. Опасные и вредные производственные факторы, возникающие при работе. Неблагоприятное воздействие вредных и опасных производственных факторов на организм работника.

    Тема 8. Требования к организации рабочего места водителя

    Водитель обязан внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:

    • техническое состояние автомобиля, обращая особое внимание на состояние шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды;
    • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
    • наличие исправного инструмента и приспособлений;
    • заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.

    Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.

    После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «Стоп-сигнала», указателей поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

    В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

    Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.

    Тема 9. Требования охраны труда

    Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, необходимо убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц, и подать предупредительный сигнал.

    Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.

    Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.

    Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».

    Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.

    При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.

    Водителю не разрешается:

    • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
    • выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
    • передавать управление автомобилем посторонним лицам;
    • выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
    • подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
    • протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

    При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!».

    При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.

    Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).

    На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.

    Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.

    Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.

    Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.

    Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

    Тема 10. Санитарно-гигиенические требования к условиям труда водителя

    В течение всей рабочей смены следует соблюдать режим труда и отдыха.

    Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.

    Для питья следует использовать воду только из питьевых бачков. Использовать другие (случайные) источники не допускается.

    Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях

    Действия водителя при несчастном случае.

    Способы оказания первой помощи при кровотечении, ранениях, переломах, вывихах, ожогах, ушибах и растяжении связок.

    Способы оказания первой помощи при поражении электрическим током. Правила освобождения пострадавшего, попавшего под действие электрического тока. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

    Аптечка для оказания первой помощи при несчастных случаях.