Расторжение госконтракта по соглашению сторон. Расторжение госконтракта по соглашению сторон Неисполнение обязательств по контракту 44 фз

14 августа 2019 года вступает в силу ПП РФ № 1011 от 02.08.2019. Это постановление вносит коррективы в ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, которое регламентирует расчеты штрафов и пеней. Что меняется в связи с принятием нового НПА?

Меняются штрафы

Во-первых, для штрафов, по аналогии с пеней, узаконили исключение, когда их расчет может не производится по нормам Постановление РФ № 1042. Это случай, когда законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Об этом говорит п. 13, которого до этого не было в ПП РФ № 1042.

Во-вторых, поменялся полностью п. 4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом своих обязательств, если закупка была только для СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

В-третьих, усложнился порядок определения штрафа для контрагента, заключившего контракт по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения контракта). Теперь, если цена контракта не выше НМЦК, то штраф составляет:

  • 10 % НМЦК, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
  • 5 % НМЦК, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. руб. (включительно);
  • 1 % НМЦК, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. руб. (включительно).

Если же цена контракта выше НМЦК, то штраф:

  • 10 % цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
  • 5 % цены контракта, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. руб. (включительно);
  • 1 % цены контракта, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. руб. (включительно).

То есть разница между первым и вторым случаем в точке отсчета. В первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.

В-четвертых, изменились указания относительно общей суммы неустойки. Если помните, то она не должны превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов в отношении как заказчика, так и контрагента, не должна превышать цены контракта.

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В рекомендации найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

А что же пени?

А расчет пеней, по сути, не изменился. Постановление РФ № 1011 вычеркнуло из ПП РФ № 1042 пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Да, и название постановления изменилось: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

То есть с 14 августа ПП РФ № 1042 не регулирует правила начисления пени, а устанавливает правила только в отношении определения штрафов.

Соответственно, расчет пени не изменился – он указан в ч. 5 и 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Что в итоге?

Основание штрафа

Изменилось/не изменилось

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом при закупке без ограничений по СМП и СОНКО

Не изменилось

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом при закупке только для СМП и СОНКО

Изменилось

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом при заключении контракта по наиболее высокой цене (торги за право заключения контракта)

Изменилось

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом, не имеющее стоимостного выражения

Не изменилось

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые он обязан выполнить самостоятельно

Не изменилось

За неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО

Не изменилось

За неисполнение обязательств заказчиком

Не изменилось

Правила расчета неустойки

Не поменялись

Важно!

Правила ПП РФ № 1042 больше не работают, если нормами специального закона или иного НПА установлен иной расчет штрафов.

Штрафы по 44-ФЗ КоАП 2019 с последними изменениями

В КоАП РФ нарушениям в сфере закупок посвящены следующие статьи:

  • неверный выбор типа закупки, условий процедуры - ст. 7.29 КоАП РФ;
  • нарушения при планировании закупок - ст. 7.29.3 КоАП РФ;
  • нарушения регламента проведения закупок - ст. 7.30 КоАП РФ;
  • неверное ведение реестра контрактов - ст. 7.31 КоАП РФ;
  • нарушение сроков возврата обеспечения - ст. 7.31.1 КоАП РФ;
  • нарушение порядка подписания госконтракта - ст. 7.32 КоАП РФ.

Штраф может быть фиксированным или в процентах от НМЦК.

Ответственность заказчика по Закону № 44-ФЗ. Таблица с примерами всех нарушений и размерами штрафов

Для каждой из 14 групп нарушений - понятный пример из практики и размер штрафа. Отменить или снизить штраф можно в административном порядке - обратиться в вышестоящий орган или в суде. Жалобы рассматривают арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Уголовные штрафы по 44-ФЗ

Уголовное наказание в сфере госзаказа начали применять с 2018. В УК РФ появились две новые статьи: за злоупотребления (ст. 200.4 УК РФ) и подкуп контрактного управляющего или члена комиссии (ст. 200.5 УК РФ). По первой нарушителю грозит:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией или без.

Санкция будет более строгой, если за преступлением стоит группа лиц или причинен особо крупный ущерб. В этом случае максимальное наказание - 7 лет тюрьмы.

За подкуп (то есть передачу денег, имущества, оказание услуг за помощь и т.д.) грозит:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • условный срок до 2 лет;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 3 лет со штрафом или без;
  • лишение свободы до 3 лет со штрафом или без.

Административная практика: штрафы по 44-ФЗ

Своим постановлением от 24.11.2016 по делу № 477-Т-16 Липецкое УФАС России оштрафовало сотрудника контрактной службы областного казенного учреждения «Гидротехнические комплексы». Заказчик закупал услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения путем запроса котировок. В соответствии с п.8 Приказа Минздрава России от 15.12.2014 № 835н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся при наличии лицензии. Поэтому в извещении о проведении запроса котировок заказчик установил требования к участникам закупки о наличии лицензии на проведение предрейсовых медицинских осмотров.

Но помимо этого в извещении говорилось, что исполнитель должен иметь помещения с необходимым медицинским оборудованием (инструментами) и расходными материалами в соответствии методическими рекомендациями, утвержденными Минздравом России совместно с Минтрансом России от 29.01.2002. Ошибка работника контрактной службы в том, что методические рекомендации носят лишь рекомендательный характер. Такое требование можно считать излишним. Установив его, заказчик нарушил положения ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Сотрудница контрактной службы пояснила, что допустила нарушение по неосторожности и не ставила перед собой цели ограничить количество участников закупки. Однако ФАС не посчитала нарушение малозначительным, поскольку оно могло привести к заключению контракта с нарушениями требований действующего законодательства или объявленных условий. В итоге специалисту назначили штраф по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в размере 3 000 руб.

Здравствуйте Надежда!

В соответствии со ст. 34, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Контракт заключается на условиях, предусмотренных
извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в
определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке,
заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается
контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим
Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять
участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о
закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта
является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях,
установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное
значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены
контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и
исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением
случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального
закона.

В контракт включается обязательное условие об
ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств,
предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения
заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик,
исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня
начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного

контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается
контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в
срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком
обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения
обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается
контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком,

предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик
направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек
(штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного
контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного
контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в
размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени
ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены
контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств,
предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком,
исполнителем).

Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных
контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства),
предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде
фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа,
пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой
силы или по вине другой стороны.


Если контракт заключается на срок более чем три года и
цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен
включать в себя график исполнения контракта.

В контракт может быть включено условие о возможности
одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями
частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

То есть, контрактом может быть предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств. Поэтому если условиями Вашего Договора предусмотрена неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств, то в случае расторжения Договора по Вашей вине, Вы обязаны оплатить Заказчику соответствующую сумму.

ЕСли Вы докажете, что неисполнение Договора произошло вследствие непреодолимой силы или по не по Вашей вине, то Вы будете освобождены от уплаты неустойки.

Согласно п. 8, п.п. 19-24 ст.95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

То есть, Вы вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке, если это предусмотрено условиями Вашего Договора.

Кроме того, если Вы нарушили начальные и (или) конечные сроки исполнения Договора, то Вы вправе согласовать с Заказчиком новые сроки. Для этого следует заключить дополнительное Соглашение

В силу ст. 708 ГК РФ указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

Таким образом, сейчас Вам следует направить письменное уведомление Заказчику об изменении сроков, установленных Договоров или расторгнуть Договор в одностороннем порядке.

Смогу оказать услугу по составлению уведомления, а также проконсультировать по перспективам решения вопроса.

С уважением Ф. Тамара

Поставщики и заказчики часто совершают множество ошибок при совершении закупки. Такие ошибки могут быть как преднамеренными, так и из-за незнания основ законодательства Российской Федерации. К сожалению, из-за ошибок может быть наложена административная ответственность и лицо получит штрафные санкции. Для того, чтобы избежать этого, стоит изучить Федеральный закон номер 44.

Виды штрафов

Согласно Федеральному закону 44 существует большое количество случаев, когда заказчик или поставщик нарушали свои обязательства по договору, не выполняли свою работу или выполняли ее некачественно, опаздывали со сроками и т. д. Для таких случаев существует система административных штрафов по 44 ФЗ. Поставщик может предоставить заказчику некачественный товар, в разбитой или сломанной таре, меньшего количество, чем было оформлено в заявке и т. д. Заказчик же может задержаться со сроками оплаты или отказаться платить вообще. В таких случаях стоит обратиться к противоположной стороне с просьбой исправить нарушения и только в случае отказа обращаться в органы за привлечением к ответственности. Часто такие лица просто не знают, что эта сфера регулируется законодательством, поэтому рекомендуется изучить штрафные санкции по 44 ФЗ.

  • Дисциплинарную ответственность;
  • Уголовную ответственность;
  • Административную ответственность;
  • Гражданско-правовую ответственность.

Кроме наложения штрафных санкций органы могут прийти к решению о возмещении нарушившей стороной убытков и компенсации за ущерб.

Нарушение по контрактной системе

Ответственность за нарушение по контрактной системе различается в зависимости от ситуации и цены контракта. Штраф за неисполнение контракта по ФЗ 44 рассчитывается в соотношении процента от цены. Последняя редакция закона затронула вопрос о государственных закупках, являющийся самым актуальным на сегодняшний день.

Согласно представленным изменениям ответственность за нарушения несут:

  • Заказчик и поставщик;
  • Оператор электронной площадки (особенно в случае выдачи конфиденциальной информации клиента);
  • Сотрудники государственных и федеральных органов;
  • Организации со специализацией закупок;
  • Работники комиссий по государственным закупкам.

Самыми распространенными нарушениями по Федеральному закону 44 считаются:

  • Невыполнение обязательств по договору до назначенного срока;
  • Формы документов и других бумаг, заполненные не по законодательным нормам или несоблюдение формальных норм закона;
  • Невыполнение обязательств, некачественное или неполное выполнение обязательств.

В случае выявления таких нарушений стороне предъявляется документ о начислении пени. Нарушителю дается срок на исправление и в случае просрочки пеня повышается. Пострадавшая сторона имеет право разорвать контракт в одностороннем порядке.

Для заказчика

Согласно ФЗ 44, на сегодняшний день денежная сумма штрафов регулируется Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях, статьями 7.29 - 7.32.1. Штрафы для заказчиков описаны в статьях 7.29 - 7.29.3. В случае если есть возможность совершенной ошибки или противоположная сторона считает, что заказчик нарушает закон, рекомендуется свериться с ФЗ 44 и перечисленными выше статьями КоАП.

Любое нарушение контракта заказчиком будет рассматриваться как ситуация для наложения административной ответственности. Самым незначительным нарушением считается просрочка возврата денежных средств на 3 дня, за это нарушение начисляется штраф в 5 тысяч рублей. Самым крупным нарушением считается отказ поставщика от заключения оборонного заказа с Вооруженными Силами РФ, это нарушение исчисляется в один миллион рублей.

Ответственность за нарушение сроков

Штрафы по 44 ФЗ за нарушение сроков оплаты по контракту растут в размере с каждым днем после просрочки и нарушитель обязан выплатить всю накопившуюся денежную сумму. Также сумма штрафа, кроме сроков, сильно зависит от вида контракта. Если случилась просрочка договора в разных категориях контракта, сумма штрафа будет разной.

В случае, если просрочка не превысила два дня, но предмет договора был - поставка государственного оборонного заказа, то штраф может превысить 30 тысяч рублей. Но в случае обычного заказа у поставщика, при просрочке не более двух дней, штраф будет составлять только 3 тысячи рублей. За просрочку блокировки, операторам электронных площадок начисляется штраф в размере 15 тысяч рублей. Также зависит и от того, является ли нарушитель юридическим лицом. При просрочке в один рабочий день, при незначительном нарушении, как нарушение порядка подачи документов, юридическое лицо могут оштрафовать на 50 тысяч рублей.

Какие предусмотрены штрафы за нарушение 44 ФЗ?

Существует большое количество категорий и видов нарушений, сроков, от которых зависит сумма штрафа. Категории и сроки расписаны в статья КоАП 7.29 - 7.32.1. Ниже приведена таблица с удобным распределением штрафных санкций.

Сумма штрафа. Текст правонарушения по ФЗ 44. Номер статьи КоАП.
30 000 руб. Согласно законодательству Российской Федерации неправильный способ выбора поставщика. 7.29, часть 1
Должностные л. - 15 000 руб.
Стороны не предоставили в соответствующие органы документы и информацию по сделке. 19.7.2
50 000 рублей. Отказ от проведения клиентом аукциона или конкурса. 7.29, часть 2
Должностные лица - 50 000 рублей.
Юридические лица - 500 000 рублей.
К поставленному сроку стороны не выполнили предписания органов. 19.5, часть 7
50 000 руб. Заказчик проводил аукцион или конкурс в случаях, когда это было запрещено законом или неправильно составил договор с единственным поставщиком, просрочил его. 7.29, часть 2.1
Должностные л. - 30 000 руб.
Юридические л. - 100 000 руб.
Товары, купленные заказчиком не соответствуют условия энергоэффективности. 9.16, часть 11
20 - 50 000 рублей. В план были включены товары, не соответствующие поставленным целям. 7.29, часть 3

Должностное лицо приняло работу или услугу, которая не соответствует требованиям составленного договора, из-за чего пострадал бюджет Российской Федерации. 7.32, часть 10
30 000 рублей. В контракте не были оформлены основания закупки. 7.29, часть 3
20 000 рублей. Не поступило обоснованного отказа от принятия заказа. 7.32, часть 9
30 000 рублей. Не было проведено собрание или не обсудили порядок и сроки закупок в организации. 7.29, часть 3
20 000 рублей. При изучении полученных товаров, работ или услуг обнаружено нарушение законодательства Российской Федерации. 7.32, часть 8
30 000 рублей. Нарушение сроков, оформленных в планах и графиках закупок. 7.29, часть 1
Юридическое л. от 100 до 300% от нарушенных обязательств.

ИП или должностное лицо - от 5 до 15% от нарушенных обязательств, либо дисквалификация на срок до двух лет.

В результате совершения определенных действий должностным лицом или индивидуальным предпринимателем общественности был нанесен вред, но слишком малый для открытия уголовного дела. 7.32, часть 7
Должностное лицо - 5 000 рублей.
Юридическое лицо - 15 000 рублей.
Стороны просрочили размещение информации о конкурсе или аукционе на два рабочих дня. 7.30, часть 1
Должностное л. - 50 000 рублей.
Юридическое л. - 200 000 рублей.
Произошел односторонний отказ от выполнения обязательств по договору. 7.32, часть 6
Должностное лицо - 30 000 рублей.
Юридическое лицо - 100 000 рублей.
Стороны просрочили размещение информации о конкурсе или аукционе больше, чем на два рабочих дня. 7.30, часть 1.1
Были произведены изменения, не обсужденные заранее и в следствие этого, был нанесен урон бюджету или привезено другое количество закупленного товара. 7.32, часть 5
Должностное лицо - 3 000 рублей.
Юридическое лицо - 10 000 рублей.
Сроки размещения информации о поставщиках и котировках были пропущены на один день. 7.30, часть 1.3
50 000 рублей. Должностное лицо отказалось подписывать контракт и нарушило сроки. 7.32, часть 3

Сроки размещения информации о поставщиках и котировках были пропущены больше, чем на один день. 7.30, часть 1.3
Издержки оплачиваются стоимостью умноженной на 2. При выполнении условий сделки были нарушены положения Федерального закона номер 44, это привело к проблемам в расчете бюджета или количества товара. 7.32, часть 2
Должностное лицо - 20 000 рублей.
Юридическое лицо - 200 000 рублей.
Изменения контракта произошли на основаниях, не оформленных в Федеральном законе 44. 7.32, часть 4
Должностное лицо - 15 000 рублей.
Юридическое лицо - 50 000 рублей.
Были совершены нарушения при подаче заявок на конкурс или аукцион или при подаче документов для проведения конкурса или аукциона. 7.30, часть 1.4
От 5 000 до 300 000 рублей. При выполнении обязательств договора были нарушены условия Федерального закона номер 44. 7.32, часть 1
30 000 р. После внесения поправок в планы и графики прошло меньше, чем 10 дней и заказчик оформил извещение об осуществлении закупки. 7.30, ч. 1.5
Должн. — 15 000 р.
Юрид. — 90 000 р.
После обеспечения закупки возврат средств был просрочен на три дня и больше. 7.31.1, ч. 2
30 000 р. Закупка была осуществлена при отсутствии о ней информации в плане и графиках. 7.30, ч. 1.6
Должн. — 5 000 р.
Юрид. — 30 000 р.
После обеспечения закупки возврат средств был просрочен на три дня и меньше. 7.31.1, ч. 1
30 000 р. Извещение было размещено даже после предписания органами об отсутствии оснований для закупки. 7.30, ч. 1.7
20 000 р. Подача информации в реестр недобросовестных поставщиков была просрочена. 7.31, ч. 2
От 5 тыс. р. до 30 тыс. р. Поставщик отказался участвовать в аукционе или конкурсе без обоснованных причин. 7.30, ч. 2
50 тыс. руб. В реестр недобросовестных поставщиков была отправлена ложная информация. 7.31, ч. 1
10 тыс. руб. Нарушение сведений протокола поставщика. 7.30, ч. 2.1
30 тыс. руб. Подписи у документов просрочены больше, чем на два дня. 7.30, ч. 14
Должн. — 50 тыс. руб.
Юрид. — 500 тыс. руб.
При размещении сведений или бумаг игнорировались положения ФЗ 44. 7.30, ч. 3
3 тыс. руб. Подписи у документов просрочены на два дня и меньше. 7.30, ч. 13
От 5 тыс. р. до 30 тыс. р. Одна из сторона предъявила противоположной стороне требования, не оформленные по закону 44. 7.30, ч. 4
50 000 руб. Закупка у предпринимателей с малым бизнесом или у некоммерческих организаций происходят в меньших количествах, чем положено по ФЗ 44. 7.30, ч. 11
От 10 тыс. р. до 50 тыс. р. Требования закупки ограничивают количество претендентов в конкурсе или аукционе на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44. 7.30, ч. 4.1
30 тыс. руб. Сроки подачи заявки на закупку были уменьшены незаконно. 7.30, ч. 8
3 тыс. руб. Бумаги, запросы и предложения были утверждены в разрез с положениями Федерального закона номер 44. 7.30, ч. 4.2
50 000 руб. Победитель конкурса или аукциона был выбран незаконным путем. 7.30, ч. 7
До 30 000 р. Прием, отклонение или вскрытие конвертов с заявками происходило незаконным путем. 7.30, ч. 6

Скачать последнюю редакцию закона

Для того, чтобы избежать штрафов и не получить наказание за административную ответственность, рекомендуется изучить Федеральный закон номер 44. На сегодняшний день в этом законе произошло большое количество изменений.

44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  • Ненадлежащее исполнение контракта, за которое заказчик требует штраф;
  • Просрочка исполнения, за которую начисляет пени, или неустойку.

Ненадлежащее исполнение — значит, ваш товар или услуга не соответствует параметрам из контракта. Например, если заказчик указал, что автомобильные шины должны быть текущего года выпуска, то прошлогодние он имеет право не принять. То же самое с просрочкой — нельзя выходить за сроки, указанные в контракте. Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (это разъяснение Минфина из письма от 07.11.2017 N 24-03-08/73293 ).

Внести изменения в значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. Если вы начали выполнять подписанный контракт с нарушением графика, заказчик начислит пени. Если просрочка произошла по вашей вине, придется оплатить, если нет — можно оспорить.

Как насчитывают пени и штрафы?

Размер пени за просрочку и штрафов за различные нарушения индивидуален. Их начисляют по правилам из постановления правительства от 30.08.2017 № 1042 .

Правила расчета пени

За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Цена должна быть уменьшена на сумму уже выполненных работ. Общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не может превышать цену контракта.


Правила расчета штрафов

Сумма штрафов в контрактах до 100 млн рублей не изменилась, но в закупках больше этой суммы штрафы теперь ниже.

Штрафы за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем пени за просрочку. Если срок контракта подходит к концу, а вы не успеваете выполнить работу качественно, то лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно. Так вы потеряете меньше денег.

Как платить пени и штрафы?

Поставщик согласен, что нарушил условия контракта и платит добровольно

В этом случае порядок действий такой:

  1. Заказчик пишет претензию в свободной форме, где описывает факт просрочки, указывает реквизиты контракта, сумму к оплате, номер счета.
  2. Поставщик отвечает в письме о согласии оплатить пени и перечисляет на счет заказчика деньги.
  3. Стороны подписывают акт приемки, заказчик полностью оплачивает контракт и возвращает обеспечение.

Поставщик согласен с нарушением, но заказчик взыскивает деньги сам

Есть три варианта, как именно заказчик удерживает штраф или пени:

  • Из суммы, которую должен поставщику за исполнение контракта.
  • Из обеспечения контракта. Такая ситуация возможна, но она спорная. Поставщик может подать в суд на заказчика, так как сумма обеспечения — страховка от невыполнения госконтракта, использовать ее в других целях незаконно.
  • От банка, в котором поставщик оформил гарантию на исполнение контракта. Если в гарантии есть пункт о взыскании пени за просрочку, заказчик может потребовать у банка компенсировать ему неустойку. Разбирательство с банком не должно влиять на завершение контракта: стороны подписывают акт приемки, заказчик оплачивает контракт.

Поставщик не согласен с начисленными штрафами и пени

Например, поставщик не смог вовремя начать строительство, потому что заказчик не предоставил проектную документацию. В этом случае нужно продолжать работы, а пени оспаривать. Получив претензию, поставщик подает в арбитраж. Суд разбирает обстоятельства дела и решает:

  • Освободить поставщика от уплаты, если заказчик не предоставил доказательств несвоевременного выполнения работ;
  • Удовлетворить требования заказчика частично. Например, по формуле неустойка составила 1 млн рублей, а суд обяжет вернуть только 200 тыс. рублей «в связи с явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства»;
  • Полностью удовлетворить требование заказчика.

Можно ли избежать штрафов?

Заказчик не может сам решать, начислять пени или нет. Он обязан это сделать, как только произошла просрочка или нарушены условия контракта. Размер пени за просрочку нельзя изменить даже по согласованию сторон. Но есть ситуации, когда их не начисляют.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик может не писать в контракте сумму штрафов и неустоек, если проводит закупку у единственного поставщика и она не дороже 100 тыс. руб.:

  • на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия,
  • на поставку лекарств.

Например, в этой закупке штраф есть, а в этой заказчик решил не устанавливать наказание.

Виноват сам заказчик

Поставщик может оспорить штраф или пени, если докажет, что его вины нет:

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны» (ч.9, ст.22, 44-ФЗ).

В Гражданском кодексе нет закрытого списка обстоятельств непреодолимой силы. Заказчик прописывает их сам в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д. Если в контракте этого списка нет, будет сложнее доказать, что вы не виноваты в просрочке. Также проверьте, чтобы в контракте были:

  • этапы и сроки выполнения работ, в которые вы успеете уложиться,
  • сроки исполнения обязательств обеих сторон,
  • условие о порядке и сроках приемки товара,
  • параметры, по которым заказчик будет принимать товар.

Если сроки работ или требования к товарам вас смущают, помните, что внести изменения в него можно только на этапе подачи заявки. Для этого нужно подать запрос на разъяснения заказчику или жалобу в ФАС, обосновав свою претензию. Нереальные сроки исполнения контракта — это один из способов ограничить конкуренцию.

    Неисполнение установленных договором обязательств одной из сторон ущемляет права и приводит к убыткам второго участника отношений. Ответственность за подобные преступления обозначена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В нем, кроме наказаний за несоблюдение условий сделок гражданско-правового характера, установлены штрафы за нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

    КоАП РФ предусматривает два вида административной ответственности при заключении договоров с федеральными и местными органами власти. Вторым видом наказаний, кроме штрафов по контракту по Закону № 44-ФЗ, является пеня, которая начисляется на сумму просроченных обязательств и зависят от периода неисполнения. Данный расчет не вызывает затруднений, по-другому обстоит дело со штрафными санкциями. Их применение имеет множество нюансов, основные из которых мы рассмотрим в этой статье.

    За что начисляются штрафы по Закону № 44-ФЗ в 2017 году

    Заключение контрактов в случаях поставки товаров или оказания услуг на государственном и муниципальном уровне производится в электронном виде, с использованием сертифицированной торговой площадки в Интернете, а сама процедура строго регламентирована. Потому причины нарушений делятся на две большие группы:

  • Несоблюдение правил подготовки и проведения аукционов в электронной форме. Суммы неустоек определены в КоАП РФ.

Неисполнение условий контракта. Размеры штрафов по Закону № 44-ФЗ рассчитываются по Правилам, приведенным в Постановлении Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

Штрафы назначаются за нарушения, касающиеся соблюдения пунктов договора. При просрочке оплаты или нарушения при поставке товара (оказания услуг) начисляются пени за каждый день неисполнения обязательства.

Как производится расчет штрафа за правонарушения по Закону 44-ФЗ

Если допущены серьезные недочеты при осуществлении процедуры проведения электронных торгов, то суммы неустоек определяются судом, исходя из признаков нарушений и обстоятельств их возникновения. Представители власти назначают наказание, руководствуясь статьями 7.29 – 7.32.1 и другими положениями КоАП РФ.

Подробнее остановимся на расчете санкций за нарушение условий контрактов, уже заключенных между поставщиком (подрядчиком или исполнителем) и заказчиком. В п. 4 Правил устанавливается следующий порядок определения штрафов по Закону № 44-ФЗ на юридических и должностных лиц:

  • 10 % от стоимости договора, когда она составляет не более 3 млн. рублей;
  • 5 % от стоимости договора, если ее размер составляет от 3 до 50 млн. рублей;
  • 1 % от стоимости договора, варьирующейся в пределах от 50 до 100 млн. рублей;
  • 0,5 % от стоимости договора, если она выше 100 млн. рублей.

Сумма штрафа является фиксированной величиной, которую необходимо отразить в условиях контракта. Если штрафные санкции не прописаны в договоре, то суд самостоятельно устанавливает размер наказания, исходя из положений законодательства.

Кто платит штрафы по Закону № 44-ФЗ

КоАП РФ устанавливает меру ответственности за нарушение правил проведения конкурсов и несоблюдение условий заключенного контракта для следующих граждан и организаций – участников процедуры государственной или муниципальной закупки:

  • должностных лиц заказчика и поставщика (исполнителя), в обязанности которых входит организация и проведение торгов от имени одной из сторон;
  • управляющих органов или учреждений, представляющих интересы заказчика (далее - УО);
  • юридических лиц, являющихся поставщиками (исполнителями, подрядчиками);
  • специализированных организаций (далее - СО), обеспечивающих техническую поддержку торгов, а также операторов электронных площадок (далее - ОЭП).

От правового статуса виновного лица зависит размер наказания, что напрямую указывается в КоАП РФ.

Как избежать штрафов по закупкам, регулируемым Законом № 44-ФЗ

Ответственность в случаях нарушения законодательства о закупках для федеральных и муниципальных нужд при организации процедуры несут заказчики и организации, их представляющие. За несоблюдение порядка ее проведения могут наказать еще и поставщиков, а за исполнение обязательств по контракту отвечают обе стороны.

Каких либо общих рекомендаций для заказчиков и поставщиков, как не получить штрафы по Закону № 44-ФЗ в 2017 году, кроме тщательного соблюдения правовых норм, мы дать не можем. Разбираться необходимо в каждом конкретном случае.

Чтобы вам было проще ориентироваться в штрафных санкциях, обратите внимание на подробную таблицу наказаний, предусмотренных действующим законодательством при несоблюдении правил закупочной деятельности на уровне государства или муниципалитета.

Таблица штрафов по Закону 44-ФЗ в 2017 году

Административные штрафы по Закону № 44-ФЗ за неправильный расчет первоначальной или фиксированной цены договора по заказу оборонного значения

№ ст. в КоАП

Кто может признаваться виновным

Сумма штрафа, руб.

Штрафы по Закону 44-ФЗ для заказчиков при нарушении правил определения поставщика (исполнителя, подрядчика)

Неправильный выбор способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика), исключение – ч. 2 и 2.1 данной статьи.

Выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) иным способом, при регламентированной необходимости проведения аукциона (конкурса).

должностное лицо УО, заказчика

Осуществление закрытых (с ограниченным участием) конкурсов и аукционов, выбор единственного поставщика в случаях, не определенных законодательством. Несоблюдение сроков и порядка представления в контролирующие органы федерального значения сведений и документов на согласование таких способов выбора поставщика (исполнителя, подрядчика).

должностное лицо УО, заказчика

Принятие решения о проведении закрытого конкурса (аукциона) по оборонному заказу без соответствующего согласования с соответствующим федеральным органом, или несоблюдение согласованных условий.

должностное лицо УО, заказчика

от 30 000
до 50 000

Административные штрафы по Закону № 44-ФЗ за неправильный расчет первоначальной или фиксированной цены договора по заказу оборонного значения

Нарушение допущено при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с помощью торгов.

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

Нарушение допущено при определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

Отказ или уклонение поставщика (подрядчика, исполнителя) от оформления госконтракта, касающегося оборонного заказа

Применяется к поставщикам (исполнителям, подрядчикам), которые определены нормативными актами РФ или являются единственными. Их обязанность заключить контракт должна быть закреплена на законодательном уровне.

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

юридическое лицо

от 300 000
до 1 000 000

Применяются к поставщикам (исполнителям, заказчикам), имеющим, в соответствии с законодательством РФ, статус доминирующего лица в данной сфере.

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

юридическое лицо

от 300 000
до 1 000 000

Несоблюдение порядка проведения процедуры закупок товаров, услуг и работ, предназначенных для нужд государства или муниципалитета

Штрафы по Закону № 44-ФЗ за нарушение сроков опубликования в Единой информационной системе (ЕИС) данных и документов при осуществлении аукциона или конкурса до 2 рабочих дней (исключение – ситуации, указанные в ст. 7.30 ч. 1.2 и 1.3)

должностное лицо УО, заказчика

Нарушение, предусмотренное частью 1 этой статьи, по срокам превышающее 2 рабочих дня.

должностное лицо УО, заказчика

Сроки размещения данных в ЕИС при размещении данных и документов, необходимых для проведения закупочной кампании с единственным исполнителем (подрядчиком, поставщиком), не более, чем на 1 рабочий день

должностное лицо УО, заказчика

Нарушение, указанное в ч. 1.2 ст. 7.30, превышающее период в 1 рабочий день

должностное лицо УО, заказчика

КоАП предусматривает штрафы за несоблюдение Закона № 44-ФЗ в части:

  • порядка публикации на ЕИС или направления данных и документов оператору торговой площадки;
  • порядка разъяснений правил проведения конкурса;
  • процедуры приема заявок на участие в торгах и окончательных предложений по ним,
  • в случаях, не указанных в ч. 1-1.3 ст. 7.30

должностное лицо УО, заказчика

Применение неправомочных оснований для отклонения заявки на конкурс, или признания ее неправильно оформленной, недопущения к участию в торгах, или отстранения от участия в них.

должностное лицо УО, заказчика

Принятие заявок и документации для участия в конкурсе и признание их надлежащими у лица, которое не соответствует требованиям законодательства о закупках

Несоблюдение правил конкурсной документации при вскрытии пакетов с заявками на участие в торгах или разрешения доступа к ним на ЕИС, нарушение процедуры рассмотрения предложений, их анализа и оценки

Несоблюдение требований к заполнению протокола, определяющего исполнителя (подрядчика, поставщика), в части его содержания.

должностное лицо УО, заказчика

Отсутствие публикации в ЕИС данных и документов, которые должны быть в ней размещены в соответствии с нормативными актами РФ.

должностное лицо УО, заказчика

Штраф по 44-ФЗ грозит за принятие неправомочных правил проведения торгов, требований к представляемой документации и к способу обеспечения заявок.

должностное лицо УО, заказчика

1% от максимальной цены договора, установленной на момент начала торгов (не менее 5 000, не более 30 000)

Внесение в описание предмета закупки требований, которые ограничивают круг возможных участников в процедуре. Составление лота из объектов, не имеющих между собой связи технического и функционального характера

должностное лицо УО, заказчика

1% от максимальной цены договора, установленной на момент начала торгов (не менее 10 000, не более 50 000)

Нарушение требований законодательства при утверждении документации по конкурсу (аукциону) (исключение – случаи, указанные в ч. 4 и 4.1 этой же статьи)

должностное лицо УО, заказчика

Отклонение заявки и отстранение лица от участия в запросе предложений по торгам по причинам, не соответствующим законодательству РФ, с одновременным признанием заявки и допуска к процедуре лица, не имеющего законодательного права на участие в конкурсе (аукционе).

должностное лицо УО, заказчика

5% от максимальной цены договора, установленной на момент начала торгов (максимально – 30 000)

Несоблюдение правил документации по торгам, касающихся вскрытия пакетов с заявками на запрос котировок и рассмотрения этих заявок.

Признание лица победителем в торгах с нарушением положений нормативных актов РФ

должностное лицо УО, заказчика

Уменьшение сроков представления заявок на участие в торгах, если это противоречит действующему законодательству РФ.

должностное лицо УО, заказчика

Несоблюдение сроков отмены выбора исполнителя (подрядчика, поставщика)

Несоблюдение правил осуществления торгов в электронной форме, нарушение условий аккредитации участников таких конкурсов (аукционов), установленных нормативными актами РФ.

Снижение заявляемого объема закупок ниже определенного законами РФ уровня, если они производятся у фирм некоммерческого направления деятельности или принадлежащим к сфере малого предпринимательства.

должностное лицо УО, заказчика

Несоблюдение сроков подписания конкурсных протоколов, запросов котировок и предложений на период, не превышающий 2 рабочих дня.

должностное лицо УО, заказчика

Нарушение, обозначенное в ч. 13 ст. 7.30, при условии, что просрочка превышает 2 рабочих дня.

должностное лицо УО, заказчика

Штраф по госконтракту по Закону № 44-ФЗ за
несоблюдение сроков публикации государственных оборонных заказов.

должностное лицо УО, заказчика

от 30 000
до 50 000

Несоблюдение правил ведения реестра заключенных контрактов, в том числе тех, в которых содержатся данные о государственной тайне, нарушение учета недобросовестных исполнителей (подрядчиков. поставщиков).

Штраф по 44-ФЗ, который может быть наложен на ФАС, касающийся внесения заведомо ложных данных в реестр недобросовестных исполнителей (подрядчиков, поставщиков).

должностное лицо ФАС РФ

Непредставление, несвоевременное представление информации о контрактах и недобросовестных их исполнителях в контролирующие органы различного уровня.

должностное лицо УО, заказчика

Штрафы в сфере закупок по Закону № 44-ФЗ за несоблюдение порядка и (или) сроков:

  • возврата взноса, обеспечивающего заявку на участие в торгах;
  • приостановления действий и отмены блокировки операций по счетам участника;
  • ведения перечня участников торгов в электронной форме;
  • электронного документооборота.
Разглашение сведений об участниках торгов до их официальной публикации.

Несоблюдение срока возврата взноса, обеспечивающего заявку на участие в торгах на период, не превышающий 3 рабочих дней.

должностное лицо заказчика, УО

Несоблюдение срока возврата взноса, обеспечивающего заявку на участие в торгах, если задержка составляет более 3 рабочих дней.

должностное лицо УО, заказчика

Нарушение срока и порядка приостановления действий и отмены блокировки операций по счетам участника, которые касаются его обеспечительного взноса.

Несоблюдение правил ведения перечня участников электронных торгов, которые были аккредитованы на виртуальной площадке.

Нарушение порядка и сроков электронного документооборота во время проведения аукциона в электронной форме.

Разглашение сведений об участниках электронных торгов до их официальной публикации.

должностное лицо ОЭП

Несоблюдение правил заключения контракта и внесения в него изменений

Заключение договора с нарушением ранее определенных условий выбора исполнителя (подрядчика, поставщика) или неисполнение условий контракта, предложенных в процессе его оформления тем лицом, с которым оно заключается по 44-ФЗ, наказывается штрафом.


5 000 максимальная сумма – 30 000)

1% от максимальной цены договора, установленной на момент начала торгов (минимум –
5 000, но не более 30 000)

Нарушение, прописанное в ч. 1 этой статьи, если оно повлекло за собой трату дополнительных средств заказчика или недопоставку товара, уменьшение объема оказываемых работ (услуг).

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

юридическое лицо (УО, заказчик, исполнитель)

Взыскание штрафа по 44-ФЗ за несоблюдение сроков заключения договора или уклонение от его оформления.

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

Изменение условий договора в случаях, не предусмотренных законодательством РФ.

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

юридическое лицо (УО, заказчик, исполнитель)

Изменение условий договора в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, когда такие действия привели к расходу дополнительных средств заказчика, или к недопоставке товара, уменьшению объема оказываемых работ (услуг).

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

двукратный размер суммы перерасхода средств или стоимости товаров, услуг, работ

юридическое лицо (УО, заказчик, исполнитель)

Несоблюдение законодательных правил, касающихся расторжения договора при отказе от его исполнения одной из сторон

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

юридическое лицо (УО, заказчик, исполнитель)

Штраф по Закону № 44-ФЗ за просрочку перечисления денежных средств и нарушение правил оплаты по государственному заказу оборонного значения, отсутствие оговоренного в таком контракте авансирования.

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

Срок давности, в течение которого могут оштрафовать за несоблюдение требований к государственным и муниципальным торгам, составляет 1 год со дня допущения нарушения. Исключением являются ситуации, обозначенные в ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.

Если у вас возникли вопросы, касаемо штрафных санкции по Закону № 44-ФЗ, лучше сразу обратиться за советом к опытным юристам сайта Правовед.RU. Наши специалисты проведут тщательный анализ представленной вами информации и подскажут, как поступить в том или ином случае.