Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали. Разделение властей. Вертикаль и горизонталь власти в РФ Вертикальное разделение властей в рф

Власть - это способность и возможность регулировать деятельность людей путем воздействия на их интересы. Политические и экономические интересы людей определяют содержание политической и экономической властей.

Содержание (уровень, объем) власти - круг задач, решение которых возложено на власть. Жизнедеятельность людей объективно осуществляется на различных уровнях (поселение, город, регион, страна), поэтому содержание власти распределено между этими уровнями, а внутри уровней по функциям и видам деятельности. Организация власти - набор форм и методов, используемых органами власти для реализации своих задач.

Многофункциональность власти определяет необходимость и принципы разделения власти . Принятая во всем мире система разделения власти основывается на выделении трех групп взаимосвязанных и пересекающихся структур: вертикального, горизонтального и функционального разделения.

Вертикальное разделение власти в современной России:

Сельские муниципальные образования и городские округа;

Районные муниципальные образования и города;

Региональный (областной, республиканский, краевой) уровень;

Федеральный уровень.

Два последних уровня определяют государственное управление. Три первых - местное управление. Каждый из властных уровней характеризуется границами, компетенцией (правами и обязанностями), аппаратом власти.

Для муниципального уровня центральной проблемой является границ территории. При определении границы необходимо обеспечить однородность территории (территория, в рамках которой протекает однотипная жизнедеятельность, которую можно регулировать органам местного самоуправления). При этом важно оптимизировать границы с точки зрения оптимальности реализации функций и полномочий власти. С позиции этого требования особое значение имеет проблема определения границ городов, поскольку город - единственное социально-экономическое образование, которое способно расти территориально. Но увеличение границ городов связано с уменьшением территории сельских муниципальных образований.

Горизонтальное разделение власти - организация власти в рамках одной территории (выполнение совокупности функций в рамках одного уровня вертикального разделения власти). Центральной проблемой горизонтального разделения власти является разделение компетенций по уровням, в частности - определение компетенций на уровень СМУ.

Функциональное разделение власти - разделение власти внутри отдельного уровня в соответствии с горизонтальным разделением. Специализация органов власти на выполнении отдельных полномочий привела к выделению во всем мире трех независимых и самостоятельных в рамках законодательно определенных полномочий ветвей власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной.


Законодательная власть строится путем выборов ее населением «снизу вверх», а ее полномочия убывают «сверху вниз». Исполнительная власть государства строится «сверху вниз». В ней возможна отмена вышестоящими органами решений ниже стоящих. Исполнительные органы МСУ не входят в государственную вертикаль. Статус муниципального служащего отличен от статуса государственного служащего. Взаимоотношения государственных и местных органов, представительных и исполнительных органов СМУ более сложные и многообразные. Эти вопросы будут рассмотрены в дальнейшем. Судебная власть строится по особым принципам (вертикальная соподчиненность, специализация судов и др.).

Функциональное распределение власти требует согласования деятельности трех ветвей власти и государственной власти и МСУ. Согласование властных полномочий реализуется через возможность «вето» представительных органов на решения исполнительных органов, органов власти более высокого уровня вертикальной дифференциации на решения органов более низкого уровня. Обратное воздействие осуществляется через право опротестовать в судебных органах действий вышестоящих органов относительно интересов местного самоуправления. Государственные органы могут передать органам МСУ отдельные государственные полномочия с соответствующим ресурсным обеспечением.

План:
1. Определение понятия государственной власти.
2. Теоретические подходы к принципу разделения властей.
3. Характеристика исполнительной, судебной и законодательной власти.
4. Разделение государственной власти в РФ
5. Особенности разделения государственной власти на Юге России

1. Разделение ветвей государственной власти - принцип и механизм реализации государственной власти, при котором
законодательная, исполнительная и судебные власти предоставляются различным органам соглас-но конституции; и характеризуется следующими признаками:
власти все равны и автономны
никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
судебная власть действует независимо от политического влияния.

2. Основные теории разделения властей (по Монтескье):
Существуют 3 рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами.
должна действовать система сдержек и противовесов (дабы власти контролировать действия друг друга).Определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной груп-пы.
Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, стоит упомянуть труды Ж.. Руссо, который считал, что «законодательная, исполни-тельная и судебная власти - особые проявления единой власти народа»
В связи с информатизацией общества в 20 веке в современной теории государства и права принято выделять еще одну ветвь власти – «четвертую власть» - средства массовой информации. Теория разделения властей явилась одним из основных гарантом прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли широкое применение.

3. Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.
По вертикали: представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государ-ственного управления различного уровня (центральные, региональные и местные органы власти).
По горизонтали: реализуется на практике как разделение власти между 3 властными органами (ветвями) – законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть – это делегированная народом, своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой среде.
Функции:
законодательная
финансовая (утверждает госбюджет).
распределительная (связанная с формированием высших исполнительных и судебных ор-ганов)
функция контроля (за деятельностью исполнительной власти).
Исполнительная власть – один из основных видов государственной власти, обеспечивающий реа-лизацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. Особенностью исполнительной власти является то, сто она не только органи-зует выполнение решений законодательной, но и сама может издавать нормативные акты или вы-ступать с законодательной инициативой.
Судебная власть – это один из видов власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляющаяся путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Судебная ветвь власти реализуется специальными государственными органами – судами.

4. Высшим органом законодательной власти РФ является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты – Государственной Думы, верхней – Совета Федерации. Для осущест-вления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания обра-зуют Счетную палату.
Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 год и не более двух сроков подряд.
Систему органов исполнительной власти российского государства составляют федеральные орга-ны исполнительной власти. Высший из них – Правительство РФ и его институты.
Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбит-ражный Суд, Верховный Суд.

5. В настоящее время система органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пре-делах ЮФО функционирует с учетом единых принципов, устанавливаемых федеральным законо-дательством. В то же время обеспечивается возможность учета местных исторических, этнополи-тических и лингвистических особенностей, что позволяет выстраивать взаимоотношения между органами различных ветвей государственной власти наиболее эффективным образом. Существен-ное влияние на конструирование региональной властной системы оказывает сложный внутрипо-литический процесс, борьба местных элит за возможность принимать общественно важные реше-ния, доступ к властным ресурсам.

- это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Всего существует 2 уровня: общенациональный и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. Такая система власти называется федеральной . Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной . Так в США, Германии, России сложилась федеральная система управления. Англия представляет собой унитарную систему.

По горизонтали - разделение властей имеет место, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне, например, между 3 ветвями власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В различных странах функции законодательной власти не одинаковы и по объему и по содержанию. Но по основным правилам они одинаковы Носителем этой ветви власти выступает парламент (2 или 1 палатный).

Исполнительная власть : в США ее главой является президент, одновременно сочетающий с ней и должность главы государства. В Англии глава государства - монарх, а глава исполнительной власти - премьер министр. Особенностью этой ветви власти является то, что она может выступать с законодательной инициативой и издавать постановления.

Судебная власть - стоит на страже законности и порядка. Представлена судами, выступающими гарантами в разделении властей, опирающимися на право судопроизводства.

Разделение властей может осуществляться и на местном уровне. Органы местного самоуправления (муниципалитета) утверждают местный бюджет и управляют муниципальной собственностью.

Эффективность и легитимность власти,

(объяснить структуру местного самоуправления в РФ)

Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.

ПАРАМЕТР (в технике) , величина, характеризующая какое-либо свойство процесса, явления или системы, машины, прибора (напр., электрическое сопротивление, теплоемкость, быстродействие, масса, коэффициент трения и др.). Параметры могут быть сосредоточенными (напр., емкость электрического конденсатора, масса подвешенного к балке груза) и распределенными в пространстве (напр., индуктивность линии электропередачи).

УБИХИНОН (кофермент Q) , производное бензохинона. В живых клетках участвует в окислительно-восстановительных реакциях тканевого дыхания.

АБРИС (нем. Abrib), 1) очертание предмета. 2) В геодезии - схематический план, сделанный от руки, с обозначением данных полевых измерений, необходимых для построения точного плана или профиля.

Говоря о разделении властей, в первую очередь подразумевают деление на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, так называемое «горизонтальное» разделение властей. Это деление является основным, но не безусловным.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет «горизонтальное» разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

Для федеративных государств, таких, как Россия, помимо горизонтального разделения властей, свойственно и вертикальное деление власти, т.е. деление на двухуровневую систему, в которую входят федеральная власть и власть в субъектах Федерации.

Разделение властей по вертикали - это разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также разделение властей в самих субъектах федерацииЛазарева Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Проспект. 2010. С. 77..

Это положение закреплено в 11 статье Конституции Российской Федерации, которая непосредственно примыкает к 10 статье, частично конкретизируя ее положения о горизонтальном делении властей и определяя основы вертикального разделения властей в Российской Федерации.

Она гласит, что:

« 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий»Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..

Законодательную власть на федеральном уровне представляет Федеральное Собрание России - парламент Российской Федерации. Ему посвящена 5 глава Конституции Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В соответствии со статьей 95 Конституции России, в Федеральное Собрание входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Государственная Дума, в свою очередь, состоит из 450 депутатов.

Совет Федерации и Государственная Дума имеют разную компетенции.

К ведению Совета Федерации Конституция относит:

· изменения границ между Субъектами Российской Федерации;

· утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;

· назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Генерального Прокурора Российской Федерации и заместителя Председателя Счетной палаты и освобождение последних от должностиКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..

Государственная Дума, в соответствии с Конституцией Российской Федерации:

· дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

· решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;

· заслушивает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации;

· назначает и освобождает от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации, Председателя Счетной Палаты и половину ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека;

· объявляет амнистию;

· выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..

Главной функцией Государственной Думы является принятие федеральных законов и передача их на рассмотрение Совету Федерации.

Установление различной для палат компетенции служит своеобразной системой сдержек и противовесов внутри Федерального Собрания. Это необходимо для того, чтобы большинство, в лице Государственной Думы, не смогло сосредоточить всю законодательную власть в своих руках. В этом ее сдерживает Совет Федерации.

На уровне субъектов Федерации законодательные функции исполняют представительные органы государственной власти такие, как Дума Чукотского автономного округа, Государственное Собрание Республики Башкортостан, Парламент Кабардино-Балкарской Республики и другие.

Исполнительную власть в России на федеральном уровне осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет об этом и о результатах своей деятельности;

· обеспечивает проведение единой политике в финансовой сфере, сфере культуры, образования, социального обеспечения и здравоохранения, а также в сфере безопасности и внешней политики;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностьюКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..

На уровне субъектов Федерации также существуют органы исполнительной власти. Они представлены Высшим должностным лицом субъекта Федерации, Правительством субъекта Федерации и территориальными органами исполнительной власти.

· Высшее должностное лицо субъекта Федерации (Мэр, Губернатор, Президент, Глава администрации) выполняет следующие функции:

· формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации;

· разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации;

· участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

· формирует другие органы государственной власти в пределах своих полномочий (министерства, комитеты);

· осуществляет меры по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью;

Правительство субъекта Российской Федерации осуществляет руководство различными сферами жизнедеятельности общества, такими как экономическая, социально-культурная, охрана общественного порядка на территории субъекта Российской Федерации; определяет задачи, функции, порядок организации и деятельности и подведомственных организаций; разрабатывает и обеспечивает осуществление мероприятий по совершенствованию системы отраслевого и межотраслевого управления и других областях и сферах жизнедеятельности общества.

Структурными элементами системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выступают также отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (министерства, комитеты и иные органы исполнительной власти) Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. //учебник. Издательство Проспект. 2013 г..

Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации подконтрольны в своей деятельности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации и возглавляемому им Правительству субъекта Российской Федерации, которые их формируют и устанавливают их компетенцию посредством утверждения индивидуальных положений об этих органахЗиновьев А.В. Конституционное право России. Учебник/ Юридический центр Пресс. 2010 г..

Судебная власть в России представлена федеральными судами, конституционными (уставными судами) и мировыми судьями субъектов Российской Федерации.

К Федеральным судам относятся: Конституционный суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судовКозлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. //учебник. Издательство Проспект. 2013 г..

К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов ФедерацииТам же, С.530..

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела о соответствии Конституции России Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов и иных нормативно - правовых актов. Схожей деятельностью в субъектах Федерации занимаются конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, решающие дела о соответствии законов или иных нормативно - правовых актов субъекта Федерации его конституции или уставу.

Суды общей юрисдикции ведают гражданскими, уголовными, административными и иными делами в пределах своей компетенции.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Федерации являются судебными органами по разрешению экономических споров и иных вопросов, относящихся к юрисдикции системы федеральных арбитражных судов.

Непосредственными носителями судебной власти в Российской Федерации выступают судьи.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти летКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..

Важнейшим условием для осуществления судьями правосудия является их независимость. Согласно Конституции Российской Федерации, судьи независимы и подчиняются только Конституции России и федеральному закону.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная власть, делясь на три ветви, которые, в свою очередь, делятся на два уровня, представляет собой сложную и многообразную систему государственных органов, каждый из которых выполняет определенные функции и взаимодействует с другими государственными органами, одновременно, сдерживая и ограничивая друг друга.

Лемак Надежда. Авраам Линкольн

Разделение властей - концепция , утверждающая, что для правильного функционирования государства в нём должны существовать независимые др.от друга ветви власти : законодательная (парламент ), исполнительная (правительство) и судебная . Разделение властей - это также разделение власти м.различными уровнями управления в обществе . Принцип разделения властей означает:

msimagelist> msimagelist> msimagelist> msimagelist>
а) распределение функций государственной власти м.различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали
б) определение поля ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по конституции др. власти
в) равенство законодательной, исполнительной и судебной властей, ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой
г) создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса.
msimagelist>

Этот механизм принято называть механизмом сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятые нормы , регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти. Принцип разделения властей был сформулирован в работах английского мыслителя Дж. Локка и французского философа Монтескье Ш. Именно их идеи о недопустимости концентрации всей государственной власти в одних руках легли в основу американской конституции 1787 , а затем получили своё воплощение в конституционных актах др.демократических государств. Разделение властей осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальное разделение - это разделение власти м.различными уровнями управления в обществе. Обычно выделяют три уровня власти:

msimagelist>

Основные итоги XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988)

В Российской Федерации принцип разделения властей закреплён в Конституции. Статья 10 определяет принцип горизонтального разделения властей: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Статьи 11 и 12 определяют принцип вертикального разделения властей: "Разграничение предметов ведения и полномочий м.органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий" (статья 11). "Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" (статья 12).