Решение суда апелляционной инстанции по административному делу. Московский гарнизонный военный суд. Жалоба рассматривается Верховным судом в течение

Решение судьи по административному делу можно обжаловать. Порядок и срок этой процессуальной процедуры установлен законодательством. Подача протеста возможна как на постановление мирового судьи, так и на решение районного суда. При этом не все вердикты могут быть опротестованы. Какие решения нельзя опротестовать? Как проводится обжалование решения суда по административным делам? Как оформляется жалоба?

Право подачи жалобы

Право обжалования постановления административного суда определено Кодексом об административном правонарушении, а именно статьей 25. Эта норма обозначила следующий перечень лиц. Ими могут быть:

  • гражданин, проходящий по административному делу как обвиняемый;
  • лицо, выступающее в качестве потерпевшего;
  • субъект, уполномоченный представлять в зале суда физическое лицо;
  • субъект, которому предоставили право представлять интересы организации по данному делу;
  • представитель стороны;
  • защитник;
  • лицо, выполняющее функции уполномоченного при Президенте РФ для защиты права предпринимателей.

Важно понимать, что недееспособный гражданин или человек до 18 лет должен быть представлен в зале суда законным представителем. Постановление судьи, вынесенное по делу, в этом случае обжалует родитель, опекун или усыновитель. Жалоба может быть оформлена организацией или учреждением, если в его полномочия входит представительство по договору или по закону.

Из статьи 25 КоАП следует, что обжалование решения суда возможно только лицами, непосредственно принимающими участие в разбирательстве по делу или чьи интересы были напрямую затронуты вынесенным вердиктом. Если интересы третьего лица не затрагиваются, их жалоба не будет принята к рассмотрению. Решение суда можно опротестовать до вступления его в силу.

Мировой судья: как опротестовать вердикт

Определения, вынесенные в мировом суде, разрешено опротестовывать. Жалоба на решение мирового судьи представляется в течение 15 дней после его вынесения. Сделать это возможно в районном суде. Частная жалоба (на решение мирового суда) подается на определения, если она может воспрепятствовать делу и разрешена законодательством. В некоторых случаях жалоба на решение мирового судьи не может быть подана. В этой ситуации следует приобщить возражение на отдельное определение мирового судьи к апелляции на постановление. Жалоба подается через мирового судью без уплаты государственного сбора. Жалоба может быть не принята, если она неправильно оформлена.

Обжалование постановления по административному делу (правонарушению) подается на протяжении 10 дней с момента его получения. Если срок пропущен, восстановление права возможно через ходатайство.

Законодательство определило порядок подачи апелляционного заявления через судебную инстанцию, где рассматривается дело. Протест передают вышестоящей судебной инстанции вместе с собранными материалами. Подавать заявление на вердикт мирового судьи непосредственно апелляционной инстанции не имеет смысла. Она будет спущена на рассмотрение обратно в мировой суд.

По истечении установленного законом периода апелляционную жалобу передают районному судье, который станет второй инстанцией для данного разбирательства.

Вердикты районных судей: как опротестовать

Апелляцию иногда рассматривают как возможность затянуть разбирательство. Протест на постановление районного судьи нужно оформить с соблюдением процессуальных правил. Если в составленном документе присутствуют ошибки, его не передадут далее. Жалоба может быть подана только касательно тех требований, относительно которых суд вынес постановление. Рассмотрение возможности апелляции входит в полномочия судьи, который принял постановление по административному делу. Если он посчитает это возможным, документация с жалобой перейдет вышестоящей инстанции, а именно коллегии. Заблаговременное представление апелляционной жалобы по делу приведет к потере времени. Документы будут переданы обратно районному суду.

Вердикт, принятый в районном суде, приобретает законную силу не сразу. Это время отводится на подачу жалобы. Обжалование производится при областном, краевом суде или в зале суда автономии. Первое постановление передавать не стоит. При обжаловании вердикта предыдущая судебная резолюция отменяется. Судья пересматривает дело снова. Апелляционное определение приобретает законную силу сразу после его вынесения. Районный суд оповещает всех участников процесса о поступлении жалобы и передает им материалы.

Период подачи жалобы

Административные производства имеют срок и порядок рассмотрения и обжалования. Судебный вердикт приобретает силу через 30 дней после его оглашения. Если производство происходит по упрощенному порядку, срок сокращен до полумесяца. Как только резолюция оформлена документально, начинается период опротестования.

Апелляция решений мирового суда, вердиктов, принятых районным судьей, происходит до вступления его в силу. Иначе срок опротестования считается упущенным. Восстановить срок возможно только при наличии серьезных причин и обстоятельств.

При совершении правонарушения по КоАП протест подается только на протяжении 10 дней. По некоторым делам срок опротестования составляет 5 дней. Апелляция производится либо в положенный срок, либо передается вместе с ходатайством. Пропуск срока не регистрируют, когда жалобу задержали почтовые службы. Документ о своевременной подаче жалобы следует приложить к документации на апелляцию.

Жалобу на вердикт мирового суда можно подать на протяжении 15-дневного срока. Рассмотрение протеста происходит на протяжении двух месяцев с момента поступления апелляционной документации. Если срок пропущен и не подлежит восстановлению, протест нужно подавать в кассационном порядке.

Составление документа

Перед обращением с протестом необходимо принять во внимание правила написания апелляционного документа. Конкретная форма законодательством не установлена. Тем не менее, заявителям лучше взять за основу образец составления жалобы. Он должен соответствовать общему процессуальному порядку. Образец можно взять у работника канцелярии суда или у юриста. Он должен содержать следующую информацию:

  • сведения о судебном органе, рассматривающем апелляционный документ;
  • информацию о заявителе апелляционной жалобы (Ф.И.О., контактные данные);
  • информацию об участниках суда первой инстанции (Ф.И.О., их процессуальный статус, контактные данные);
  • реквизиты о судебной инстанции, которая вынесла обжалуемый вердикт;
  • данные судебного административного производства, его реквизиты;
  • данные о вердикте, который обжалуется;
  • список спорных моментов в решении предыдущего судебного разбирательства;
  • упоминание нормативных актов, которые позволяют провести процедуру апелляции;
  • непосредственную просьбу;
  • список сопроводительной документации;
  • дату подачи апелляции и подпись.

Гражданин, который обращается с жалобой на предыдущий вердикт, должен приложить к документам дополнительные доказательства. При условии восстановления срока следует подготовить соответствующее ходатайство и доказательные материалы к нему.

Копии документации по производству обязан подготовить податель жалобы. Все экземпляры направляются судебной инстанции, которая рассмотрела дело в первую очередь. Ее обязанностью является передача бумаг всем заинтересованным лицам.

Образец оформления документа можно взять на сайте. Своевременно заданный вопрос юристу положительно скажется на результате подачи протеста.

В первой и апелляционной инстанции по административному делу не всегда удается получить правильное, справедливое и законное решение.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В этом случае законодательство предлагает пользоваться возможностью его обжалования в кассационной инстанции.

Однако нужно учитывать, что эта процедура имеет определенные особенности. Нужно правильно составить, оформить и подать кассационную жалобу, чтобы было можно рассчитывать на то, что она принесет должный результат.

В чем суть

Кассационная жалоба — это заявление, которое подает участник дела или другое лицо, чьи интересы/права были задеты обжалуемым судебным актом.

Ее основная цель — добиться отмены или изменения решения суда первой или апелляционной инстанции.

От заявителя требуется не только заявить, но и обосновать свою позицию.

Он должен привести указание на конкретные ошибки или нарушения, допущенные судами при принятии обжалуемого решения и привести подтверждения их.

Несмотря на схожесть с апелляционной жалобой, кассация имеет ряд существенных отличий. Она подается на решение, которое уже вступило в законную силу.

А при ее рассмотрении суд проверяет главным образом правильность применения правовых норм, не углубляясь в исследование доказательств, которые были уже сделаны предыдущими судами.

Замечание. Новые доказательства к кассации прикладывать нельзя. Они не могут быть приняты судом.

В результате содержание кассационной жалобы имеет большое влияние на принятое, после ее рассмотрения, решение.

Нужно уделить внимание проработке ее доводов и оснований, подтверждая каждый факт нарушений или ошибок.

Если возникают вопросы о том, как написать кассационную жалобу, то полезно проконсультироваться с профессиональным юристом. Это поможет избежать ошибок и неточностей.

Но не всегда доступны заявителю услуги специалистов. Они обходятся относительно дорого.

В этом случае законодательство позволяет осуществлять защиту своих прав и интересов в суде самостоятельно.

Для этого нужно изучить все материалы дела и законодательную базу, а лишь потом приступать к составлению обращения.

Правовая база

Подается кассационная жалоба по административному делу на апелляционное определение или решение суда первой инстанции в порядке и в соответствии с правилами, установленными в КАС РФ.

Фактически КАС РФ лишь устанавливает право подать кассацию, описывает требования к ее содержанию и порядок рассмотрения.

Важно! Фактически кассационная жалоба по делу об административном правонарушении на постановление суда подана быть не может.

В КоАП не описывается данного понятия, хотя изучая его нормы, можно прийти к выводу, что отличие на практике сводится лишь к срокам подачи и названию документа.

Право на обращение

Обладают правом подачи кассационных жалоб все участники дела. Только прокурорами подается вместо жалобы — представление.

Заявление может быть подано и через представителя. Но в этом случае к нему должна прилагаться должным образом оформленная доверенность. Ее отсутствие приведет к тому, что заявление будет возвращено.

Важно! Законодательство допускает подачу кассационной жалобы лицам, не участвующими в деле.

Но только в том случае, если оспариваемое решение суда задело (нарушило) их права и/или интересы.

Они должны обязательно описать этот момент в обращении. Иначе суд не сможет принять и рассмотреть его.

Срок подачи

Обязательно нужно узнать срок подачи кассационных жалоб перед направлением документов. Согласно КАС РФ, он составляет всего 6 месяцев.

Отсчитывать его следует с момента, когда обжалуемое решение вступило в силу.

Нужно понимать, что апелляционные определения вступают в силу с момента их принятия, а решения суда первой инстанции только после истечения срока на апелляционное обжалование.

Если пропущен

Законодательство допускает восстановление пропущенного срока подачи кассационной жалобы.

Это возможно только в случае, если виной тому стали уважительные причины.

Например, тяжелая болезнь заявителя, которую он может подтвердить выпиской из медицинского учреждения.

Для восстановления срока кассационного обжалования необходимо подать соответствующее с описанием причин и приложением подтверждающих их документов.

Важно знать, что восстановление срока кассационного обжалования по административным делам возможно лишь в течение 1 года с момента вступления в силу решения для участников дела или 1 года с момента того, когда лицо не участник дела узнало о наличии решения, нарушающего его права.

Время на рассмотрение

Срок рассмотрения кассационной жалобы по административному делу ограничивается КАС РФ.

Он зависит от того есть ли необходимость истребовать дело из суда нижестоящей инстанции, а также какому судебному органу надлежит заниматься разбирательством по жалобе.

При подаче кассации в ВС РФ нужно сразу приготовиться к тому, что ее срок рассмотрения будет немного больше.

Приведем в таблице информацию о сроках рассмотрения кассационных жалоб по административным делам:

Оплата госпошлины

Уплата государственной пошлины за рассмотрения кассационной жалобы по административному делу является обязательной.

Для граждан ее размер составляет 150 рублей, а для юридических лиц — 3000 рублей. К заявлению должна прилагаться об уплате госпошлины или платежное поручение.

Невыполнение этого правила приведет к тому, что кассационная жалоба будет возвращена.

Замечание. Платить госпошлину при обжаловании постановления об административном правонарушении не нужно.

Видео: обжалование судебных решений

Образец кассационной жалобы по административному делу

Составляя кассационную жалобу нужно опираться на нормы КАС РФ и не пропустить обязательные для указания сведения.

В законодательстве отсутствуют указания на обязательное использование определенных форм или бланков для подготовки документа.

Заявитель должен сам определиться, как ему удобней оформить обращение и лишь затем подавать его. Но это иногда вызывает определенные трудности.

Лучше воспользоваться образцом кассационной жалобы, который легко можно найти в интернете или скачать . Пример можно использовать в качестве готового шаблона оформления.

Но нужно учитывать, что содержание заявления обязательно нужно переработать с учетом конкретного дела и решений.

Применение готового шаблона существенно ускоряет разработку документа и снижает вероятность ошибок и пропуска важной информации.

В Верховный суд

Верховный суд является высшей судебной инстанцией в России и главным образом он занимается рассмотрение различных видов жалоб на решения судов нижестоящих инстанций, в том числе кассационных по административным делам.

Подаются в ВС РФ жалобы на апелляционные определения облсудов, постановления президиумов областных судов, а также вступившие в силу решения и определения райсудов после их обжалования в Президиуме Верховного суда региона.

В Мосгорсуд

Москва является городом федерального значения и это обуславливает некоторые особенности судебных разбирательств на ее территории.

Кассационные жалобы на решения мировых судей и райсудов Москвы, а также на апелляционные определения Мосгорсуда должны направляться в президиум Мосгорсуда .

Фактически его функции равнозначны областному суду, а подача и рассмотрение кассации проходит в Мосгорсуде по стандартным правилам для облсудов.

Нужно уделить большое внимание содержанию кассационной жалобы.

В КАС РФ этому моменту посвящена отдельная статья 320. Перед составлением заявления обязательно следует изучить ее, чтобы избежать ошибок и неточностей.

Рассмотрим, какие сведения обязательно должны присутствовать в кассационной жалобе по административному делу:

Обязательно документ должен быть подписан заявителем или его представителем. В последнем случае нужно также приложить к кассационной жалобе .

Необходимо к заявлению приложить также квитанцию об уплате госпошлины.

Если самостоятельно не получается обосновать требования кассационной жалобы, то лучше все-таки обратиться за помощью к профессиональному юристу.

Здравствуйте, Татьяна!

Вступившие в силу решения суда по административным делам обжалуется через председателя областного суда.

Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 30] [Статья 30.13]

1. Жалобы подаются, протесты приносятся в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.
2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.
3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.
4. Утратил силу.
4.1. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Рассматривать указанные решения в Верховном Суде Российской Федерации правомочны Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
5. Вступившие в законную силу постановления судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов пересматриваются окружными (флотскими) военными судами и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.

Право на обращение в суд кассационной инстанции

В случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства РФ, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 35 КАС РФ, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.

Судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными выше, были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Срок подачи кассационных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом кассационной инстанции только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

2.Восстановление пропущенного процессуального срока.

Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 КАС РФ.

В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных КАС РФ, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено КАС РФ. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.

Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы).

На определение суда о восстановлении пропущенного процессуального срока или об отказе в его восстановлении может быть подана частная жалоба.

3.Порядок подачи кассационных жалобы, представления.

Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.

Кассационные жалоба, представление подаются на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, на апелляционные определения Нижегородского областного суда - соответственно в президиум Нижегородского областного суда.

Кассационная жалоба должна содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, его место нахождения или место жительства и процессуальное положение в административном деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими решений;

5) указание на судебные акты, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход административного дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

7) просьбу лица, подающего жалобу.

В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Если кассационная жалоба ранее подавалась в суд кассационной инстанции, в ней должно быть указано на принятое по жалобе решение.

Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, и иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 КАС РФ.

К кассационной жалобе прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

Кассационная жалоба подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в кассационной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

Размер государственной пошлины при подаче кассационной жалобы в соответствии с пп. 3, 9 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет для физических лиц – 150 руб., для организаций – 3000 руб.

Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судом кассационной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

5. Сроки рассмотрения кассационной жалобы.

В суде кассационной инстанции Нижегородского областного суда кассационная жалоба рассматривается в срок, не превышающий одного месяца, если административное дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, если административное дело было истребовано, не считая времени со дня истребования административного дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

В период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования кассационная жалоба по делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются в течение пяти дней.

6. Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Важно: При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также интересы физического лица по административным делам, перечисленным в главах 28 - 31 КАС РФ, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 319 КАС РФ на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум Нижегородского областного суда; на апелляционные определения Нижегородского областного суда, в том числе когда суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции, но привел новые мотивы в обоснование принятого судом первой инстанции решения, с которыми заявитель не согласен; на постановления президиума Нижегородского областного суда могут быть поданы кассационные жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

КАС РФ Статья 307. Порядок рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции

1. Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально. При подаче апелляционных жалобы, представления на решение суда, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, административное дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично. Вместе с тем с учетом характера и сложности обстоятельств административного дела оно может быть рассмотрено в суде апелляционной инстанции коллегиально, о чем председателем суда, его заместителем, председателем судебного состава выносится определение.

3. Заседание суда апелляционной инстанции открывает судья - председательствующий в судебном заседании, который объявляет, какое административное дело рассматривается, кем поданы апелляционные жалоба, представление и на решение какого суда, выясняет, кто из лиц, участвующих в деле, их представителей явился, устанавливает личность явившихся, проверяет полномочия должностных лиц, полномочия представителей, наличие у представителей документов, указанных в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса, и разъясняет лицам, участвующим в деле, представителям их процессуальные права и обязанности.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Рассмотрение административного дела в суде апелляционной инстанции начинается с доклада судьи - председательствующего в судебном заседании или одного из судей. Судья-докладчик излагает обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалобы, представления и поступивших относительно них возражений, содержание представленных в суд новых доказательств, а также сообщает иные данные, которые суду необходимо рассмотреть для проверки решения суда первой инстанции.

5. После доклада суд апелляционной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено апелляционное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает административный истец.

6. После объяснений лица, подавшего апелляционную жалобу, или прокурора, если им принесено апелляционное представление, и других лиц, участвующих в деле, их представителей суд апелляционной инстанции при наличии соответствующих ходатайств или по своей инициативе исследует имеющиеся в административном деле доказательства и принятые им новые доказательства.

7. По окончании выяснения обстоятельств административного дела и исследования доказательств суд апелляционной инстанции предоставляет лицам, участвующим в деле, возможность выступить в судебных прениях в той же последовательности, в какой они давали объяснения.