Россия остановила испытания газовой турбины большой мощности из-за аварии. Немецкое качество российских турбин:сотрудничеству «Сименс» и «Силовых машин» уже четверть века

Именно в тот момент сложился российско-германский конструкторско-производственный альянс, результатом деятельности которого стали поставки на российский рынок газовых турбин большой мощности. Сегодня совместное предприятие – «Сименс Технологии Газовых Турбин» – пример эффективного сотрудничества двух крупных компаний в газотурбинной сфере.

До завода в Горелово

«Сименс» и «Силовые машины» сотрудничают с 1991 года. Их первым совместным проектом стало предприятие «Интертурбо» в Санкт-Петербурге, где 55 процентов принадлежало Ленинградскому Металлическому заводу и 45 процентов – компании «Сименс». Руководство ЛМЗ, говоря о перспективах сотрудничества, отмечало, что завод давно планировал организовать производство современных газовых турбин большой мощности. Образец, изготовленный своими силами, требовал длительной доработки, поэтому было решено объединиться с немецким концерном «Сименс». Партнера выбирали опытного – первый завод «Сименс» появился в России более 160 лет назад.

Для нового сотрудничества «Сименс» предоставил полную технологию изготовления газовых турбин и техническое оснащение, а ЛМЗ, имеющий более чем 110‑летний опыт в турбиностроении, – научный потенциал и инфраструктуру. В 1993 году на стенде Интертурбо была собрана первая турбина, которая и сегодня эксплуатируется в Индонезии. Компоненты для сборки поступали с Берлинского газотурбинного завода фирмы «Сименс» и из цехов ЛМЗ.

В течение двадцати лет «Интертурбо» занималось сборкой газовых турбин Е-класса по лицензии «Сименс». Общими усилиями было произведено 54 турбины, которые и сегодня успешно работают на отечественных и зарубежных станциях. Кроме того, было реализовано 33 проекта по технической поддержке.

С самого начала «Сименс» и «Силовые машины» шли по пути локализации производства. Освоив на первом этапе сборку турбин и сформировав команду специалистов, компании приступили к строительству в России многофункционального энергетического комплекса, включающего помимо производства конструкторский центр и подразделения, отвечающие за исполнение проектов и сервис. В 2011 году на базе «Интертурбо» было создано совместное предприятие – «Сименс Технологии Газовых Турбин» (65 процентов принадлежит «Сименс», 35 процентов – «Силовым машинам»).

Первым проектом СТГТ стала установка турбины SGT5-4000F на Южноуральской ГРЭС. Еще через год состоялось подписание первого договора на долгосрочное обслуживание крупнейшего в России парогазового энергоблока Киришской ГРЭС, а пару лет назад – сервисного контракта на проведение первой в России крупной модернизации ГТЭ-160 в Челябинске. В прошлом году предприятие впервые в России исполнило работы по продлению ресурса газовой турбины на Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге.

Для того чтобы увеличить долю локализации и наладить производство высокоэффективных газовых турбин в России, было решено построить в Ленинградской области (поселок Горелово) новый комплекс мирового уровня. Официальное открытие завода состоялось в июне 2015 года. Общая площадь завода составляет около 21 тысячи квадратных метров, из них – около 13 тысяч занимает производственный комплекс.

Силами специалистов нового предприятия в эксплуатацию введены 10 энергоблоков ПГУ SGT5-4000F и 12 газотурбинных установок SGT5-2000Е. Шеф-монтаж и пусконаладка оборудования Siemens выполнены под руководством специалистов ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин». Большинство проектов реализованы с участием «Силовых машин», обеспечивавших поставку паровых турбин и турбогенераторов.

С точностью часовщика

Продукция, которую производит СТГТ, по‑настоящему уникальна. Она обеспечивает высокую экономичность на электростанциях и отличается оптимальным соотношением затрат и отдачи. Главными факторами успеха являются инновации и превосходное качество продукции и решений – в центре внимания всегда находится заказчик, а наивысшим приоритетом является постоянное улучшение бизнес-процессов.

Производственные и сварочные процессы на предприятии максимально автоматизированы, применено оборудование с использованием поворотных столов и промышленных роботов. Гордостью завода является станочный парк, который включает в себя расточные, фрезерные, карусельные, токарные станки с программным управлением. Есть и специальное оборудование, такое, как станок для шлифовки хиртовых зацеплений и протяжной станок. Для обеспечения высочайшего уровня всех технологических процессов все оборудование было приобретено у самых передовых поставщиков.

Все это позволяет осуществлять точный монтаж отдельных компонентов газовых турбин. Точная установка турбинных лопаток на диск рабочего колеса или сборка рабочих колес и полых валов со стяжкой являются обычной стандартной работой. Так же, как установка 10‑метрового ротора с точностью до сотых долей миллиметра в нижней половине турбины. Эти операции выполняются с точностью часовщика, несмотря на то, что вес деталей измеряется в тоннах.

Руководство двух компаний отмечает, что СТГТ – это молодое «детище» с большим потенциалом. Для рынка России и СНГ этот энергетический комплекс является лидером в производстве и обслуживании газовых турбин мощностью выше 60 МВт. Причем предприятие занимается не только производством и сборкой газовых турбин большой мощности, но и оказывает услуги по их техобслуживанию.

Локальные действия

Одна из приоритетных задач СТГТ – максимальная локализация производства в России. Компания расширяет сотрудничество с отечественными поставщиками компонентов и материалов и наращивает локальную компетенцию инжиниринга. Для этого к производству привлекают все больше российских предприятий. На данный момент процедуру аттестации в качестве поставщика «Сименс» проходит несколько компаний. С прошлого года основные компоненты ГТУ изготавливаются на заводе в Горелово, там же производится механическая обработка роторных деталей и статорных узлов турбин, выполняется полный цикл сборочных работ, консервация и отгрузка готовой продукции заказчику.

Еще одно из преимуществ завода – удобное расположение и широкий спектр возможностей для своевременной отгрузки продукции. Для обеспечения свое­временной поставки крупногабаритных грузов используются железнодорожные и водные пути сообщения, расположенные максимально близко к производственной площадке.

Для удобства заказчиков на базе «Сименс Технологии Газовых Турбин» создан региональный сервисный центр по обслуживанию газовых турбин. При поддержке центров станционного сервиса и ремонта «Сименс» в Германии была подготовлена команда компетентных российских специалистов, обладающих международным опытом и в то же время знанием всей специфики российских электростанций. Сегодня компания осуществляет обследование, модернизацию и реконструкцию газовых и паровых турбин, а также генераторов, котлов-утилизаторов, систем экологической защиты, долгосрочное и краткосрочное тех­обслуживание и текущий ремонт по месту эксплуатации и на заводе-изготовителе.

Научный вопрос

Высокая надежность такого оборудования, как газовые турбины, предполагает безупречное качество всех элементов и качество сборки, которое должно полностью соответствовать всем требованиям. Необходимое условие для улучшения качества выполняемой работы – это постоянное повышение квалификации персонала.

Сотрудники предприятия являются специалистами с многолетним опытом работы в турбиностроении. Кроме того, они проходят обучение на Берлинском заводе по производству газовых турбин, а также на заводах – изготовителях оборудования. В итоге на СТГТ удалось создать уникальную локальную команду инженеров по газовым турбинам и команду локальных специалистов в области системной интеграции.

Для СТГТ также важно, чтобы предприятие было центром научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере энергетики. Завод тесно сотрудничает с Берлинским заводом и российскими университетами.

Организация производства в России позволила компании «Сименс» в полной мере применить свои знания и опыт по производству газовых турбин большой мощности. Ориентируясь на заказчика, сокращая затраты и внедряя новейшие технологии, «Сименс» при этом использует местные ресурсы – это касается как производственных площадей, так и кадровых резервов.

В итоге общий проект двух сильных компаний, «Сименс Технологии Газовых Турбин», стал энергетическим комплексом с полной локальной цепочкой создания добавленной стоимости – от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до передового производства, реализации проектов и сервиса. Сотрудничество «Силовых машин» и «Сименс» постоянно расширяется, а значит, первые двадцать пять лет – это только начало.

Александр Лебедев, технический директор ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин»:

– ООО «СТГТ» создано в 2011 году на базе ООО «Интертурбо» – совместного предприятия «Силовых машин» и «Сименс». В новое предприятие партнеры вложили свои опыт и ресурсы. Siemens AG инвестировал в строительство завода более 100 миллионов евро и последовательно проводит трансфер технологий: СТГТ предлагает своим заказчикам самые современные версии газовых турбин. «Силовые машины» привнесли свой солидный опыт работы с ГТЭ-160 – именно входящий в «Силовые машины» ЛМЗ первым начал работу по локализации производства газовых турбин «Сименс» в России. Кроме того, в СТГТ перешли около 100 инженеров «Силовых машин», занимавшихся проектированием газовых турбин.

На сегодняшний день уровень локализации производства ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» превысил 30 процентов. Дальнейшее его увеличение будет основанием для снижения цены выпускаемой продукции. Помимо планомерной работы по увеличению локализации производства турбин, СТГТ стремится увеличить долю локализации своих сервисных решений. Для этой цели создаются цех по восстановлению турбинных лопаток и склад стратегических запасных частей. Кроме того, мы предлагаем своим заказчикам систему удаленной диагностики работы газотурбинного оборудования в режиме реального времени. Локализация данного вида деятельности выразилась в создании Удаленного мониторингового центра, с апреля 2016 года работающего на площадке СТГТ.

К 2018 году в России 10 процентов электроэнергии, вырабатываемой на тепловых электростанциях, будет генерироваться парогазовыми установками на базе турбин «Сименс». В планах СТГТ дальнейшее расширение производства, углубление локализации и развитие сервиса. Безусловно, достижение этих целей неразрывно связано с увеличением объема заказов СТГТ в РФ и, шире, с развитием энергетического рынка в России.

Генеральный директор «Силовых машин» Роман Филиппов:

– «Силовые машины» и «Сименс» являются преемниками тех крепких партнерских отношений, которые ранее сложились между предприятиями российской компании и концерном «Сименс». Как известно, история создания «Электросилы» напрямую связана с деятельностью «Сименс» в России, а Ленинградский Металлический завод начал взаимодействовать с «Сименс» в начале 90‑х годов прошлого века. 25 лет назад наше партнерство получило новый импульс, когда на базе ЛМЗ было создано предприятие «Интертурбо» с целью расширения продуктовой линейки за счет газовых турбин, выпускаемых по лицензии «Сименс». В 2011 году «Силовые машины» и «Сименс» подписали документы о создании в России совместного предприятия по производству и сервисному обслуживанию газовых турбин. Строительство завода «Сименс Технологии Газовых Турбин» стало новым качественным этапом стратегического партнерства между нашими компаниями. Уже сейчас наше совместное предприятие играет значимую роль в поддержке модернизации российского сектора электроэнергетики благодаря разработке и производству современных газовых турбин различных классов мощности. В свою очередь «Силовые машины» получают дополнительную возможность для наращивания портфеля заказов сопутствующего оборудования парогазового цикла – паровых турбин и турбогенераторов. В настоящее время мы сотрудничаем в части оказания услуг в отношении оборудования, поставленного для Верхнетагильской ГРЭС и ТЭЦ-12 Мосэнерго, среди недавно завершенных – проекты поставки для Кировской, Ижевской, Владимирской, Пермской, Кузнецкой ТЭЦ и других. От имени нашей компании поздравляю коллег и партнеров и желаю им успешной работы и новых проектов рука об руку со своим партнером – «Силовыми машинами».

В августе 2012 наша страна стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Это обстоятельство неизбежно приведет к усилению конкуренции на отечественном рынке энергетического машиностроения. Здесь, как и везде, действует закон: «изменяйся или умирай». Не пересмотрев технологии и не проведя глубокую модернизацию, бороться с акулами западного машиностроения будет практически невозможно. В связи с этим все актуальней становятся вопросы, касающиеся разработки современного оборудования, работающего в составе парогазовых установок (ПГУ).

В последние два десятилетия парогазовая технология стала самой популярной в мировой энергетике – на нее приходится до двух третей всех вводимых сегодня на планете генерирующих мощностей. Это обусловлено тем, что в парогазовых установках энергия сжигаемого топлива используется в бинарном цикле – сначала в газовой турбине, а потом в паровой, а потому ПГУ эффективнее любых тепловых станций (ТЭС), работающих только в паровом цикле.

В настоящее время единственная область в тепловой энергетике, в которой производителей из России критически отстают от ведущих мировых производителей – это большой мощности – 200 МВт и выше. Причем зарубежные лидеры не только освоили производство единичной мощностью 340 МВт, но и успешно опробовали и применяют одновальную компоновку ПГУ, когда мощностью 340 МВт и паровая турбина мощностью 160 МВт имеют общий вал. Такая компоновка позволяет существенно сократить сроки создания и стоимость энергоблока.

Минпромторг России в марте 2011 г. принял «Стратегию развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010–2020 годы и на перспективу до 2030 года», в соответствии с которой это направление в отечественном энергетическом машиностроении получает солидную поддержку от государства. В итоге российское энергетическое машиностроение к 2016 г. должно осуществить промышленное освоение, включая полномасштабные испытания и доработку на собственных испытательных стендах, усовершенствованных (ГТУ) мощностью 65–110 и 270–350 МВТ и парогазовых установок (ПГУ) на природном газе с повышением их коэффициента полезного действия (КПД) до 60 %.

Причем производителей из России умеет производить все основные узлы ПГУ – паровые турбины, котлы, турбогенераторы, а вот современная пока не дается. Хотя еще в 70-е годы наша страна была лидером в этом направлении, когда впервые в мире были освоены суперсверхкритические параметры пара.

В целом, в результате реализации Стратегии предполагается, что доля проектов энергоблоков с использованием зарубежного основного энергетического оборудования должна составить к 2015 г. – не более 40 %, к 2020 г. – не более 30 %, к 2025 г. – не более 10 %. Считается, что иначе может возникнуть опасная зависимость стабильности работы единой энергосистемы России от поставок зарубежных комплектующих. В процессе эксплуатации энергетического оборудования регулярно требуется замена ряда узлов и деталей, работающих в условиях высоких температур и давлений. При этом часть таких комплектующих в России не производится. Например, даже для отечественной ГТЭ-110 и лицензионной ГТЭ-160 некоторые важнейшие узлы и детали (например, диски для роторов) закупаются только за рубежом.

На нашем рынке активно и весьма успешно работают такие крупные и продвинутые концерны как Siemens и General Electric, которые часто побеждают в тендерах на поставку энергетического оборудования. В российской энергосистеме уже существует несколько генерирующих объектов, в той или иной степени укомплектованных основным энергетическим оборудованием производства Siemens, General Electric и др. Правда, их суммарная мощность пока не превышает 5 % от общей мощности российской энергосистемы.

Однако многие генерирующие компании, использующие отечественное оборудование при его замене, предпочитают все же обращаться к фирмам, с которыми они привыкли работать не одно десятилетие. Это не просто дань традиции, а оправданный расчет – многие российские компании провели технологическое обновление производства и на равных ведут борьбу с мировыми энергомашиностроительными гигантами. Сегодня мы более подробно расскажем о перспективах таких крупных предприятий, как ОАО «Калужский турбинный завод» г. (Калуга), ЗАО «Уральский турбинный завод» (г. Екатеринбург), НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская обл.), Ленинградский металлический завод (г. Санкт-Петербург), Пермский моторостроительный комплекс (Пермский край).

Предприятий, выпускающих газовые турбины, в нашей стране не более десяти. Производителей наземного оборудование на базе газовых турбин и того меньше. Среди них ЗАО «Невский завод», ОАО «Сатурн - Газовые турбины» и ОАО «Пермский моторный завод» (входят в ОДК корпорации Ростех).

В России сформировались все условия для бурного развития рынка газовых турбин наземного применения, считают аналитики EnergyLand.info . Необходимость распределенной генерации, основанной не на дизельном топливе, а на более чистых источниках, всё актуальнее. Сомнений же в эффективности парогазовых установок почти не осталось.

Однако предприятий, выпускающих газовые турбины, в нашей стране не более десяти. Производителей наземного оборудование на базе газовых турбин и того меньше.

В Советском Союзе ставка делалась на уголь, нефть и другие теплотворные источники. Поэтому первые газовые турбины были выпущены лишь в 1950-е годы. И в первую очередь применительно к авиационному строительству.

В 1990-е годы началась разработка энергетических газовых турбин на основе двигателей, созданных НПО «Сатурн» для самолетов.

Сегодня выпуском наземного энергооборудования на базе двигателей НПО «Сатурн» занимается ОАО «Сатурн - Газовые турбины». «Пермский моторный завод» освоил выпуск газотурбинных электростанций на базе разработок ОАО «Авиадвигатель».

При этом номинальная мощность серийной продукции этих предприятий в среднем не превышает 25 МВт. Есть несколько машин единичной мощностью 110 МВт на базе разработок НПО «Сатурн», но на сегодняшний день продолжается их доводка.

Турбины большой мощности поставляются в основном зарубежными компаниями. Российские предприятия стремятся вступать в кооперацию с мировыми лидерами.

Однако далеко не все мировые лидеры заинтересованы в организации производства газовых турбин в России. Одной из причин является нестабильный спрос на продукцию. А он, в свою очередь, во многом зависит от уровня энергопотребления. С 2010 года энергопотребление в России стабильно росло. Но вскоре, по оценкам экспертов, может наступить стагнация. И увеличение спроса в 2013-2014 годах составит лишь около 1% в год или даже меньше.

По мнению Дмитрия Соловьева, заместителя главного конструктора ОАО «Сатурн - Газовые турбины», сходные причины удерживают и российские компании от освоения производства газовых турбин большой мощности. «Для производства мощных газотурбинных установок (ГТУ) необходимо специальное оборудование, станки больших диаметров, установки для сварки в вакууме, имеющие камеры порядка 5 на 5 м, - говорит он. - Чтобы создать такое производство, необходимо быть уверенным в рынке сбыта. А для этого в стране должна быть долгосрочная программа по развитию энергетики, возможно, тогда предприятия начнут вкладывать средства в модернизацию базы».

Тем не менее, отсутствие предсказуемых перспектив не означает отсутствие спроса вообще. Спрос, безусловно, есть. Как на турбины мощностью больше 150 МВт, так и на небольшие ГТУ, требующие меньше капитальных затрат, но вполне справляющиеся с вопросами повышения энергоэффективности и окупаемости.

Рост рынка сбыта может быть обусловлен развитием региональной энергетики и вводом генерирующих объектов средних мощностей. А газовые турбины мощностью 4, 8, 16, 25 МВт - сегмент, в котором в основном и работают российские производители, уже почувствовавшие на себе рыночную тенденцию.

В развитых странах когенерационные установки малой мощности - обычное дело. В России их число пока существенно ниже. Основной сложностью для компаний, поставляющих турбины малой мощности, остается недостаточная платежеспособность потенциальных клиентов.

Еще один, традиционный сегмент рынка газовых турбин - объекты генерации на нефтегазовых месторождениях и магистральных газопроводах. Газотурбинные электростанции позволяют эффективно утилизировать попутный нефтяной газ, решая не только проблему энергообеспечения, но и рационального использования углеводородных ресурсов.

По наблюдениям специалистов ОАО «Сатурн - Газовые турбины», в докризисных 2006-2008 годах был всплеск интереса нефтяников к отечественным ГТУ. Сегодня этот спрос находится на стабильном уровне.

Современные тренды в совершенствовании газовых турбин во многом связаны с инновациями для нефтянки. Но не только. Задачи, стоящие перед производителями:
- повышение КПД,
- снижение количества узлов в турбине,
- увеличение надежности,
- сокращение объемов техобслуживания,
- уменьшение продолжительности простоев во время диагностики технического состояния.

Перечисленное может решить проблему дороговизны сервисного обслуживания.

Кроме того, создатели турбин стремятся добиться от них неприхотливости к используемому газу и возможности работы на жидком топливе

А на Западе беспокоятся также о том, чтобы вне зависимости от состава газа турбина имела хорошие экологические характеристики.

Очень важное - перспективное - направление совершенствования ГТУ связано с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) и перспективами внедрения «умных сетей». Изначально газовые турбины создавались как оборудование, обеспечивающее выдачу постоянной мощности. Однако введение в энергосистему ВИЭ автоматически требует гибкости от других объектов генерации. Такая гибкость позволяет обеспечить стабильный уровень мощности в сети при недостаточной выработке энергии ВИЭ, к примеру, в безветренные или пасмурные дни.

Соответственно, турбина для интеллектуальной энергосистемы должна легко адаптироваться к изменениям в сети и быть рассчитана на регулярные пуски и остановки без потери ресурса. В случае с традиционными газовыми турбинами это невозможно.

За рубежом определенные успехи в этом направлении уже достигнуты. К примеру, новая газовая турбина FlexEfficiency способна снижать мощность с 750 МВт до 100 МВт и затем набирать исходные показатели за 13 минут, а при использовании с солнечными электростанциями будет иметь эффективность до 71%.

Тем не менее, в обозримом будущем наиболее распространенным способом использования газовых турбин все же останется их привычное сочетание с паровыми турбинами в составе парогазовых установок. В нашей стране рынок подобных объектов когенерации отнюдь не полон и ждёт насыщения.

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) - компания, включающая более 85% активов российской газотурбинной техники. Интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космические программы, установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. В общей сложности в ОДК работают более 70 тыс. человек. Руководит компанией Владислав Евгеньевич Масалов.


Кременский Сергей © ИА Красная Весна

По сообщениям российских и иностранных СМИ в декабре 2017 года на заводе «Сатурн» в Рыбинске не прошла ресурсные испытания газовая турбина мощностью 110 МВт.

Иностранные СМИ, в частности Reuters, со ссылкой на свои источники, заявили, что турбина развалилась и восстановлению не подлежит.

Глава «Газпром энергохолдинг» Денис Федоров на Российском международном энергетическом форуме, который состоялся в конце апреля 2018 года, заявил еще радикальнее - что от разработки отечественной газовой турбины большой мощности необходимо отказаться: «Дальше упражняться с этим бессмысленно» . При этом он предлагает стопроцентно локализовать иностранное турбинное производство, то есть купить завод и лицензии у фирмы Siemens.

Вспоминается мультфильм «Летучий корабль». Царь спрашивает боярина Полкана, может ли он построить Летучий корабль, в ответ слышит: «Куплю!» .

Да кто ж продаст? В современной политической обстановке «войны санкций» ни одна западная компания не решится продать России завод и технологии. Да хоть и продаст, - давно пора научиться делать газовые турбины на отечественных предприятиях. В то же время СМИ публикуют вполне адекватную позицию неназванного представителя Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), в которую входит рыбинский завод «Сатурн». Он считает, что «сложности в ходе испытаний были ожидаемы, это скажется на сроках завершения работ, но не является для проекта фатальным» .

Для читателя поясним преимущества современных парогазовых установок (ПГУ), которые идут на смену традиционным большим тепловым электрическим станциям. В России около 75% электроэнергии вырабатывается тепловыми электрическими станциями (ТЭС). К настоящему времени более половины ТЭС используют в качестве топлива природный газ. Природный газ можно сразу сжигать в паровых котлах и, используя традиционные паровые турбины, вырабатывать электроэнергию, при этом коэффициент использования энергии топлива на производство электроэнергии не превышает 40%. Если этот же газ сжигать в газовой турбине, потом раскаленный выхлопной газ направлять в тот же паровой котел, затем пар в паровую турбину - то коэффициент использования энергии топлива на производство электроэнергии достигает 60%. Обычно в одной парогазовой установке (ПГУ) используют две газовые турбины с генераторами, один паровой котел и одну паровую турбину с генератором. При комбинированном производстве электро- и теплоэнергии на одной энергоустановке, как ПГУ, так и традиционной ТЭЦ, коэффициент использования энергии топлива может достигать 90%.

В 1990-х и в начале 2000-х годов работы по серийному производству газовых турбин большой мощности были прекращены в России из-за жесткой конкуренции со стороны западных компаний и отсутствия государственной поддержки перспективных разработок.

Создалась ситуация аналогичная с гражданской авиапромышленностью и другими отраслями машиностроения.

Однако не все так плохо, в 2004-2006 годах был выполнен единичный заказ двух газовых турбин ГТД-110 для Ивановских ПГУ, но этот заказ оказался невыгоден Рыбинскому заводу, не был прибыльным. Дело в том, что при изготовлении первых турбин ГТД-110 по проекту института «Машпроект» (г. Николаев, Украина) разместить заказ в России на поковку центральной части турбины не удалось, так как требовался металл специальной плавки, а такую марку стали несколько лет никто не заказывал, и российские металлурги заломили цену в разы большую, чем в Германии или в Австрии. Заказы на серию турбин никто заводу не обещал. Горизонт планирования производства на 2-3 года не позволил Рыбинскому заводу освоить технологию серийного изготовления ГТД-110 еще в 2004-2006 годах.

С 1991 года Россией была принята стратегия вхождения в общий Европейский дом, в рынок, и в логике этого рынка не было смысла развивать свои технологии с более низкой позиции. И механизм конкурсных торгов, директивно применяемый у основного заказчика - РАО ЕЭС России, приводил к победе западных конкурентов. Суть механизма - формальные одноэтапные открытые торги, без каких-либо преференций для российских производителей. Такой вариант торгов не позволяет себе ни одна уважающая себя страна в мире.

Аналогичная ситуация сложилась на заводах в Санкт-Петербурге, входящих в объединение «Силовые машины», на которых еще в советское время планировалось изготовление газовых турбин мощностью свыше 160 МВт.

Позиция представителя Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) абсолютно правильная: необходимо продолжать доводку технологии изготовления в Рыбинске и Санкт-Петербурге. Привлечение к работе «Интер РАО» необходимо, так как на его филиале «Ивановские ПГУ» находится испытательный стенд и эксплуатируются первые ГТУ российского производства.

Таким образом, мы видим, что Агентство Reuters выдает желаемое за действительное, сообщая о провале импортозамещения и модернизации. Видимо боятся, что все у российских машиностроителей получится. Инсинуации Агентства Reuters - это подача для наших внутренних либералов в экономическом блоке. В обычной войне - это тождественно разбросу листовок «Сдавайтесь. Москва уже пала» .

При создании новых видов технического оборудования обычно проявляются так называемые «детские болезни» в конструкции, которые успешно устраняются инженерами.

Ресурсные испытания - это необходимый этап в создании нового оборудования, который проводится для определения времени работы конструкции до появления дефектов, препятствующих дальнейшей эксплуатации. Выявление проблемных моментов во время ресурсных испытаний является нормальной рабочей ситуацией при освоении новой техники.

Завод «Рыбинские моторы» в советские времена специализировался на производстве авиационных двигателей и газовых турбин для компрессорных установок мощностью до 25 МВт.

В настоящее время завод входит в объединение НПО «Сатурн», которое успешно освоило производство мощных судовых газовых турбин и ведет работы по созданию и серийному производству энергетических турбин большой мощности.

До введения санкций против России, производство собственных газовых турбин для электрических станций тормозилось тем, что российская экономика встраивалась в глобальный рынок, на котором монопольное положение занимали западные машиностроительные компании.

Сложившаяся ситуация в мире требует настойчивости в продолжении работ по проекту. Создание линейки мощных энергетических газовых турбин потребует 2-3 года напряженной работы, но это оправдано в любом случае, независимо - под санкциями Россия, или нет, - это настоящее импортозамещение. Гигантский энергетический рынок России обеспечит загрузку машиностроительной отрасли, металлургии спецсталей и даст мультипликационный эффект в смежных отраслях промышленности.

Огромный объем энергетического рынка обусловлен тем, что в ближайшие двадцать лет предстоит модернизация тепловых электрических станций страны. Потребуются сотни, тысячи газовых турбин. Необходимо прекратить сжигать такое ценное топливо как природный газ с коэффициентом использования его энергии 35-40%.

В западной прессе появилась злорадствующая статья о том, что строительство новых электростанций в Крыму фактически встало из-за западных санкций - ведь мы будто бы сами делать турбины для электростанций разучились и пошли на поклон к западным компаниям, которые теперь из-за санкций вынуждены сворачивать свои поставки и оставлять тем самым Россию без турбин для энергетики.

"Проектом предусматривалось, что на электростанциях будут установлены турбины производства Siemens. Однако, в таком случае эта немецкая машиностроительная компания рискует нарушить санкционный режим. Источники утверждают, что в отсутствие турбин проект сталкивается с серьезными задержками. Официальные представители Siemens всегда говорили, что не намерены осуществлять поставку оборудования.
Россия изучала возможность приобретения турбин у Ирана, внесения изменений в проект для установки турбин российского производства, а также использования западных турбин, ранее приобретенных Россией и уже находящихся на ее территории. Каждая из этих альтернатив связана с определенными проблемами, из-за чего, как сообщают источники, чиновники и руководители проекта не могут договориться о том, каким путем двигаться вперед.
Эта история демонстрирует, что, несмотря на официальные опровержения, западные санкции все же оказывают реальное негативное воздействие на российскую экономику. Она также проливает свет на механизм принятия решений при Владимире Путине. Речь идет о склонности крупных чиновников, по словам источников близких к Кремлю, давать грандиозные политические обещания, которые почти невозможно реализовать".

"Еще в октябре 2016 г представители компании на брифинге в г Мюнхене сообщили, что Siemens исключает использование своих газовых турбин на ТЭС в Крыму. Речь идет о газовых турбинах, которые произведены в России на заводе Сименс технологии газовых турбин в г Санкт - Петербурге, который был введен в эксплуатацию в 2015 г. Доли участия в этой компании распределены так: Siemens - 65 % , Силовые машины - бенефициар А. Мордашов, - 35 %. Завод должен поставить Технопромэкспорту 4 парогазовые установки (ПГУ) мощностью 235 МВт с газовыми турбинами в 160 МВт, причем в подписанном весной 2016 г контракте указана ТЭС в Тамани".

Фактически так случилось, что ещё со времён СССР производство газотурбинных установок для электростанций было сконцентрировано на 3 предприятиях - в тогдашнем Ленинграде, а также в Николаеве и Харькове. Соответственно при распаде СССР Россия осталась только с одним таким заводом - ЛМЗ. С 2001 года этот завод производит по лицензии турбины компании Сименс.

"Все началось в 1991 году, когда было создано совместное предприятие — тогда еще ЛМЗ и «Сименс» — по сборке газовых турбин. Был заключен договор о трансфере технологий на тогда еще Ленинградский Металлический завод, который теперь входит в состав ОАО Силовые машины. На этом совместном предприятии было собрано 19 турбин за 10 лет. За эти годы ЛМЗ накопил производственный опыт, чтобы эти турбины научиться не только собирать, но и некоторые компоненты изготавливать уже самостоятельно. Опираясь на этот опыт, в 2001 году был заключен лицензионный договор с «Сименс» на право производства, продаж и послепродажного сервисного обслуживания турбин этого же типа. Они получили российскую маркировку ГТЭ-160".

Куда при этом делись свои разработки, успешно производившиеся там в течении предыдущих примерно 40 лет непонятно. В итоге отечественное энергетическое машиностроение (газотурбиностроение) осталось у разбитого корыта. Теперь вот приходится по заграницам побираться в поисках турбин. Даже в Иране.

"Корпорация «Ростех» договорилась с иранской компанией Mapna, которая производит немецкие газовые турбины по лицензии Siemens. Таким образом на новые электростанции в Крыму могут быть установлены газовые турбины, произведенные в Иране по чертежам немецкой Сименс".