С чего начать самообразование. Самообразование с чего начать

Самообразование может стать достойной и во многом лучшей альтернативой формальному обучению, будь то второе высшее или курсы повышения квалификации.

Почему самообразование лучше?

  1. Самообразование дает более актуальные знания. Сейчас большинство новых идей, появляясь в головах людей, сначала обсуждается в разговорах, блогах и статьях, потом «дозревает» до книг, переводится на русский (если книга иностранная), включается в образовательные программы и только потом преподается ученикам. Описанный процесс занимает не менее 3-5 лет. Самообразование же дает тебе возможность ловить идеи в зародыше. Особенно это важно при обучении всему, связанному с информационными технологиями — к моменту, когда они доходят до учебников, знания уже безнадежно устаревают.
  2. Самообразование позволяет составить персонализированную программу обучения. При формальном обучении программа составлена из большого количества материала, который тебе не нужен. Он не запоминается, но на него уходит время, силы и деньги. Попытки запомнить ненужный материал вытесняют из головы нужные знания. А при самообразовании программу обучения ты составляешь в полном соответствии со своими потребностями.
  3. Самообразование дает больше мотивации на обучение. Хотя при самообразовании нет эффекта «тренера» (в роли которых выступают преподаватели) и материальной вовлеченности (не жалко бросить), мотивация на обучение при нем все равно больше. В силу актуальности и индивидуальности самообучение более эффективно. Ты понимаешь, как применять каждую букву полученных знаний. Ты четко ощущаешь выгоду от обучения, и это дает тебе силы к его продолжению.
  4. Самообразование расширяет круг общения. При втором высшем круг твоих единомышленников ограничен твоей группой, а при самообучении ты обмениваешься через интернет идеями со всем миром.
  5. Самообразование дает возможность учиться у лучших. Каждый, кто прошел через нашу образовательную систему, в полной мере ощутил справедливость выражения «Кто может — делает, а кто не может — учит». Самостоятельно собирая источники знаний, ты можешь учиться у людей, которые выстрадали материал на собственном опыте, а не у тетенек, переученных из преподавателей по истории КПСС.
  6. Самообразование дает возможность управлять расписанием. Существование расписания, навязываемое при формальном обучении, необходимо и при самостоятельном обучении для достижения стабильных результатов. Однако при самообучении ты выбираешь для себя наиболее удобное время.
  7. Самообразование бесплатно . И на курсах, и при самообучении твое развитие требует времени. При традиционном обучении тебе придется выкладывать еще и деньги. Но за те суммы, которые ты отдашь за формальное образование, можно завалить всю квартиру книгами. Например, курсы Executive MBA в Сколково стоят 95000 евро . На эти деньги можно составить стопку из 13700 книг высотой 274 метра — примерно до половины Останкинской башни .

Итак, с чего начать свое самообразование и как сделать его эффективным?

Твой план

1. Учи албанский английский

Большинство новых идей появляются сначала именно на английском. И не потому, что в англоязычных странах живут самые продвинутые люди (хотя во многом это и так), но и потому, что этот язык стал современной латынью — будь ты швед, израильтянин или китаец, если ты претендуешь на участие в международном обсуждении интересной тебе темы, ты будешь писать по-английски. Универсальным языком интернета является английский, и шансы найти ответы на вопросы на английском гораздо больше, чем на русском или любом другом языке.

Еще один повод учить английский — русские переводы зачастую ужасны. Говорю не потому, что мог бы сделать лучше, а потому, что эту работу действительно сложно сделать хорошо. Для большинства терминов в менеджменте русские переводы еще не устоялись, и специалисты просто пользуются англицизмами. На слух к этому еще можно привыкнуть, а вот на письме это выглядит душераздирающе.

4. Используй скрытые временные резервы для самообразования

Если ты ездишь на метро, значит, твой формат — печатный текст и видео , а в твоем расписании только что появился лишний час-два на саморавзитие.

Если ты занимаешься бегом, прогуливаешь собаку, ездишь на работу на машине, то твой формат — подкасты и аудиокниги . Возьми за правило использовать время в транспорте и на прогулках/пробежках на самообразование.

5. Найди источники периодики

  • Используй списки, составленные другими. Иди по чужим следам — ищи в интернете готовые списки источников. Например:
  • Настрой доставку знаний на дом. Подписывайся на блоги или используй программы для подписки на блоги:
  • Периодически проводи техобслуживание информационных источников. Чем дальше, тем больше источников ты будешь использовать и тем сложнее будет выбрать самое нужное. Поэтому периодически наводи в них порядок: удаляй лишнее и добавляй новое в соответствии со своими изменившимися потребностями.

6. Google it / Спроси у Яндекса

Самообразование может принимать множество форм — любую проблему можно превратить в шанс чему-то научиться. Никогда не садись за решение новой проблемы, не проведя хотя бы поверхностного поиска решения в интернете. Да, изобретение велосипеда может стать интересным занятием, но умные люди стараются учиться на чужих ошибках, а не на своих.

11. Применяй!

Ученые доказали, что применение знания — обязательный этап усвоения информации и непреложное условие роста компетентности . Поскольку твоя программа самообразования настроена под твои нужды, проблем с немедленным применением твоих новых знаний возникнуть не должно.

Рано или поздно наступает момент, когда следует заняться самообразованием. И тут встает вопрос – как и с чего начинать? Если у Вас он возник – ознакомьтесь с приведенными ниже действенными советами и получите на него ответ.

Изучайте иностранные языки. Доказано, что ежедневное запоминание небольшого количества новых слов (до 20) является отличной мерой предупреждения старения мозговых клеток и препятствования их возрастным изменениям.

Кроме того, как бы ни хотелось, но в эпоху глобализации без подобных знаний не обойтись. Если не получается изучать английский – беритесь за интересующие, но помните, что все интересные данные публикуются именно на нем.

Что особо важно, следование этому совету не обязательно влечет за собой крупные денежные траты, ведь можно найти бесплатные тренинги или мастер-классы, на которых носители языка с удовольствием поделятся имеющимся опытом.

Не пренебрегайте любой возможностью самообучаться, будь то вечные пробки или наличие свободного времени. По сути, человек, при грамотном планировании своих дел, может ежедневно выделять до 3-х часов свободного времени на получение новых знаний.

Вытекает из второго. Для того, чтобы самообразованию было место в Вашей жизни, составляйте графики дел и повышайте свою эффективность. Как добиться последнего, можно прочитать в статье

Воспринимайте любую сложную ситуацию, как мотиватор для получения новых знаний, будь это новый проект, для работы с которым недостаточно навыков или спор с коллегами о чем-то неизвестном для Вас. Чтобы сократить объемы этого самого неизвестного, стоит ежедневно узнавать что-то новое и тренировать память.

Общайтесь с другими людьми, так же, как и Вы, активно изучающими что-то новое. Подобная коммуникация станет прекрасной возможностью для обмена опытом. При этом, предпочтение лучше отдать общению вживую. Так можно убить двух зайцев – узнать новое и не растерять навыки взаимодействия с другими людьми. Впрочем, подписка на интересующие источники лишней тоже не будет.

Больше практикуйтесь, ведь любые полученные знания без практики мертвы.

Как видим, чтобы самостоятельно овладевать новыми навыками или получать знания, не нужно ночами не спать или вливать в себя литры кофе. Достаточно искренне захотеть этого и использовать любые имеющиеся возможности.

Для начала запоминаем, что главный источник знаний - это люди. Люди пишут книги, посты, выступают на конференциях, делают презентации и видеоролики. Поэтому для погружения в любую интересующую нам тему нам нужно составить список людей, кто знает то, чего не знаем мы.

Начинаем с формулировки 3-5 ключевых слов, связанных с тем, что нам интересно. Помним, что по-русски и по-английски могут быть разные формулировки одного и того же явления. Сначала используем общие словари, потом - профессиональные.

Идем на . Набираем по очереди ключевые слова. Выписываем на страницу «Кто изучает эту тему» фамилии попадающихся авторов. Сохраняем в отдельный список «Планирую просмотреть» названия книг, указывая обязательно год выпуска.

Если тема исследовательская - идем на , забиваем в поисковик ключевые слова (лучше на английском) и уже найденные фамилии. Сохраняем в список «Планирую просмотреть» названия статей и ссылки на них.

Если тема профессиональная - идем просто в гугл, набираем в поисковике ключевые слова и уже найденые фамилии. Выписываем новые имена, которые встречаются на пути, сохраняем ссылки на посты, которые кажутся релевантными (по заголовку).

В простом гугле задаем «ключевые слова +конференция», «ключевые слова +conference». Находим тематические конференции, программы, презентации. А это значит, что там есть список участников. Презентации и видеоролики выступлений часто тоже выкладывают. Имена - в список имен, ссылки на выступления - в список «Планирую просмотреть».

Расставляем приоритеты крутости. Поднимаем в списке имен тех, на кого часто ссылаются.

Лакируем все это поиском в гугле «ключевое слово +courses», «ключевое слово +вебинар». Находим дистанционные и очные курсы, связанные с темой интереса. Выписываем их в список «Планирую просмотреть».

Перед вами окажется навигация по людям, которые разбирается в том, что вас интересует. Теперь можно читать посты, статьи, книги, смотреть презентации и видеоролики, записываться на участие в вебинарах и курсах. Погрузились немного в тему?

Напишите топовым людям в вашем списке: в комментариях к их блогу, по электронной почте. Задайте те вопросы, которые остались неосвещенными в материалах, изученных вами. Есть большие шансы, что вам ответят.

Инструкция

Художественная литература – основа любого образования. Она помогает развить воображение, научиться правильно пользоваться стилистическими приемами и грамотно писать. В интернете можно найти массу списков книг, которые, как считают их авторы, нужно успеть прочитать за жизнь или до определенного возраста. На самом деле, не все данные книги нужно читать. Посмотрите их описание, разноплановые отзывы и решите, что вам действительно будет интересно.

Классическая русская литература считается великой во всем мире, поэтому не стоит ей пренебрегать. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов - произведения этих авторов изучают в школьные годы, но они написали намного больше того, что входит в учебный план.

Не забывайте и о мировой классике. "Джейн Эйр" Ш. Бронте, "Грозовой перевал" Э.Бронте, "Ярмарка тщеславия" У. Теккерея, "Отверженные" В.Гюго, "Красное " Ф. Стендаля - красивые, захватывающие произведения, заставляющие переживать вместе с их героями все происходящие события. Произведения Э.-М. Ремарка, А. Хэйли и Ф. С. Фицджеральда познакомят вас с XX веком в его различных проявлениях. А написанный в начале двадцатого столетия Д. Лондоном "Мартин Иден" покажет, каких вершин может помочь достичь самообразование.

Иногда свой круг чтения можно разбавить современной литературой. В наши дни встречаются стоящие произведения, но искать их нужно с умом, а не браться за первый попавшийся в руки бестселлер. Популярность – не всегда знак качества. "Жутко близко & запредельно громко" Дж. Фоера, "Просто вместе" А. Гавальды - легкие для чтения книги со смыслом, можно начать с них.

Читайте произведения на иностранных языках. Есть серии книг, где текст оригинала идет одновременно с переводом – так вы сможете понимать, как переводятся те или иные предложения. Самостоятельно эффективнее для изучения иностранного языка, но здесь может возникнуть множество проблем. Так что лучше начинать с параллельных текстов, либо читать книгу в оригинале с тем, кто точно сможет помочь вам с правильным переводом. Первым прочтите свое любимое произведение, его будет проще понять.

Прочитайте Библию. Образованному человеку следует с ней ознакомится, даже если он неверующий. Как и с другими религиозными текстами: Кораном, Ведами. Это поможет лучше понять религию, судить о ней, не выдирая слова и события из контекста. Без знания – нельзя составить четкой позиции по вопросу, и уж тем более критиковать что-то.

История и исторические произведения важны для понимания течения событий и взаимосвязи между ними. С другой стороны, они являются памятниками великим людям и просто интересными литературными произведениями. Читайте биографии любимых писателей и общественных деятелей, либо их мемуары - они хорошо передают дух своего времени. Через Э.-М. Ремарка и А.И. Солженицына можно ознакомится с мировыми войнами XX века - не столько с ходом событий, сколько с людскими чувствами и переживаниями.

Психология, социология, философия, социальная психология – можно прочитать пособия по данным темам, и если что-то вызовет больший интерес – углубиться в более серьезную литературу. Эти четыре науки помогут понять себя и окружающих, узнать какие процессы протекают в обществе и по каким принципам строятся отношения между людьми. Д. Майерс "Социальная психология" хорошее и интересное учебное пособие для знакомства с человеческим внутренним миром. Изучение философии стоит начать с трудов греческих мыслителей: Сократа, Платона, Аристотеля.

Полезный совет

Читайте о том, что вам интересно. Книги по рукоделию, науке, технике. Возможно, вам понадобится кто-то, кто сможет объяснить основы – не стесняйтесь просить помощь. Уточняйте все, что вам не понятно, в дальнейшем все встанет на свои места и вы приобретете массу бесценных знаний.

Связанная статья

Источники:

  • Лучшие книги мира, 9 списков с описанием каждого произведения из перечисленных
  • 5 версий списков с сайта YOung JOurnalists
  • Подборка лучших книг современных авторов, сайт LiveLib

В силу нехватки времени, желания или финансов многие люди не посещают учебные заведения. Они сами составляют для себя учебные программы. Продуманный план самообразования подобен хорошему проекту постройки дома. Такой план гарантированно приводит к цели без потери времени.

Инструкция

Определите измеряемую конечную цель и промежуточные цели. Это необходимо, самообразование будет казаться чем-то расплывчатым, неопределенным. Возьмите в качестве примера , получающих определенную . Их конечной измеряемой целью является диплом, а промежуточными целями - отработанные часы на практике, оценки . Вы также должны чем-то измерять конечную цель и все промежуточные результаты.

Установите срок достижения цели. Сделайте это и для промежуточных целей. Конечно, самообразование не должно прекращаться всю жизнь. Рассматривайте данный шаг как возможность забраться на одну из гор самообразования . Таких вершин в жизни будет множество, но сейчас вам надо покорить что-то конкретное, не растягивая этот процесс на неопределенный срок.

Составьте календарный план . Этот план пока не привязан к объему изучаемого материала. Вы просто намечаете, каким временем располагаете каждый день, самообучению. Распишите весь срок, назначенный на 2-м шаге, по дням. Заплан ируйте каникулы, если необходимо. Так вы сможете определить общее количество учебных часов, с учетом нюансов повседневной жизни.

5. Гюстав Флобер «Госпожа Бовари» - автор длительное время работал над произведением, в результате все характеры прописаны с особой тщательностью, а образ главной , далеко не положительного персонажа, наглядно показывает, как неумеренность желаний и безнравственность разрушительно действует .

Считается, что у героини романа, Эммы Бовари, есть реальный прототип - Дельфина Деламар, знакомая матери писателя, история которой практически идентична описанной Флобером. Однако, автор неоднократно утверждал, что это не так.

Иностранная литература ХХ века

1. Эрих Мария Ремарк «Три товарища» - книга получилась очень , близкой читателю. Это произведение о самых обыкновенных людях, живущих в непростое послевоенное время разрухи и безработицы, которые, пройдя войны, не разучились радоваться, любить и помогать друг другу даже в ущерб себе.

2. Дж.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» - история, рассказанная от лица обычного подростка, ставшая символом нонконформизма и чистоты для целого поколения. Простая и честная книга о проблемах маленького человека во взрослом мире.

3. Джордж Оруэлл «1984» - одно из самых известных произведений-антиутопий. Общество изображается подавленным строем, пронизанным страхом и ненавистью, все находится под контролем и постоянным наблюдением. Но всегда находится хотя бы один человек, решающий бросить вызов сложившейся системе…

Очень многие черты тоталитарного общества были позаимствованы из примера нацистской Германии, а также из реалий Советского Союза во времена диктатуры Сталина.

4. Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом» - автора, вызвавшая много шума и ставшая одной из культовых в среде битников и хиппи. Четко изображенная грань между здравомыслием и безумием, резкий, местами грубый стиль повествования. Книга о борьбе за возможность мыслить и оставаться собой.

5. Джон Фаулз «Волхв» - причудливое сочетание и реализма, сохраняющаяся до конца интрига. В романе на затерянном острове Греции загадочный «доктор» ставит жестокие психологические опыты на людях, подвергая их воздействию различных сильных эмоций. Сцены эротического характера, описанные автором, считаются одними из самых лучших отображений плотской любви во второй половине ХХ века.

Видео по теме

Древнее слово «веды» означает «знание». Мудрецы составляли ведические книги, в которых описывались пути достижения самодостаточности, универсальности и совершенности, однако до недавнего времени они отсутствовали на материальных носителях. Сегодня доступ к ведам может получить каждый желающий – но как же обращаться с ведами, чтобы почерпнуть из них вековую мудрость?

Чтение вед

Сегодня для получения сакральных знаний вовсе не требуется штудировать огромное количество ведических книг. Существует два основных , в которых собрана вся глубина философии вед – Бхагавад Гита и Шримад Бхагаватам. Бхагавад Гита является жемчужиной индийских ведических писаний, которые пять тысяч лет назад были записаны Вьясадевой, достигшим совершенного духовного развития. Второе священное писание, Шримад Бхагаватам, содержит в себе наиболее полное знание законов материальной Вселенной.

Шримад Бхагаватам состоит из двенадцати песен, каждая из которых написана в стихотворной форме.

Приступая к чтению вед, человек обращается к источнику столь давней мудрости, что у него может возникнуть ощущение непривязанности вед к его национальности. Это ошибочное ощущение, ведь веды содержат знание о человеческой душе, а не месте его рождения. Сегодня ведические книги в своем изначальном варианте становятся доступными миру, приходя с территории Индии, поэтому в оригинале читать их может только человек, досконально владеющий санскритом.

Правила чтения вед. О чем они говорят?

Информация в ведах записывается на нескольких уровнях – в связи с этим, каждый читатель поймет только ту мудрость, к которой готов его разум. Если человек не знаком с санскритом, он может выучить значения рун и попробовать прочесть Славяно-Арийские Веды или их расшифрованный вариант. Однако, если уровень эволюционного развития человека довольно невысок, он не поймет глубинную информацию, зашифрованную в ведических книгах – на каком бы языке они ни были написаны.

Сложность в написании вед обуславливалась тем, что важнейшая информация не должна была попасть в руки людей, неспособных применить их мудрость на деле.

Читать веды следует с полной верой в написанное, поскольку человеческий мозг подсознательно воспринимает только информацию, в которую он может поверить, или к которой он готов. Система вед основана на образности – при их чтении в голове возникают объемные мыслеформы и картины, поэтому для того, чтобы правильно прочесть веды, необходимо научиться расфокусировать зрение. Это напоминает способ, которым экстрасенсы смотрят ауру человека – однако для его полного освоения нужны серьезные и упорные тренировки. В результате человек может читать «между строк», глубоко проникая в смысл ведической литературы и ее философские посылы.

Видео по теме

«Красное и черное» - классический роман французского писателя Анри Мари Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль. Книга стала одним из первых и наиболее ярких образцов психологического романа.

Красное или черное: как Жюльен Сорель стал собой

Главный герой романа - молодой человек из небогатой семьи по имени Жюльен Сорель. Умный от природы, и не лишенный таланта молодой человек задыхается в рамках своей мещанской семьи. Наступила время постнаполеоновской Франции - время реставрации и «вялости» во всех отраслях жизни тогдашнего общества. Жюльен мечтает о славе, о высоком положении в свете, но человеку из простой семьи дорога туда закрыта. Еще пятнадцать лет назад молодой человек мог в тридцать лет стать полковником, а в сорок - маршалом. Сегодня же для этого нужен дворянский титул, связи и деньги.

Единственный и самый короткий путь наверх - подъем по лестнице церковной иерархии, который и выбирает Жюльен. Здесь ему сопутствует успех: он ученик, может наизусть священное писание и для окружающих очевидно, что в будущем он легко может рассчитывать на красное одеяние епископа или даже кардинала. Однако такой путь не по душе сердцу Сореля и он по-прежнему мечтает о другом поле приложения своих талантов. Поэтому он не задумываясь использует первую же лазейку, которая позволяет свернуть с этого пути.

В основу романа был положен реальный случай из судебной практики: дело кузнеца, стрелявшего в свою любовницу.

Мсье Д"Реналь - простоватый аристократ, в доме которого Жюльен преподает священное писание и латынь. Он таким образом вошел в аристократический мир, но не является его частью. Он - чужак на этом балу, на что ему недвусмысленно и довольно часто указывает сам Д"Реналь. Сносить подобное отношение Жюльену не по силам, и он «бьет» заносчивого аристократа в самое слабое место - его молодую жену. То, что сначала задумывалось как , перерастает в искреннее взаимное чувство, и он добивается ее любви. Добром это, разумеется, закончиться не может, и молодой человек со скандалом покидает дом Реналей, уехав поступать в семинарию города Безансона.

Жюльен и Матильда

Снова он оказался там, откуда стремился сбежать. Красный офицерский мундир, а вовсе не черную сутану священника видит на себе Сорель. Совсем скоро он снова совершает побег, причем тем же путем. На этот раз объектом его внимания становится юная Матильда де Ла Моль, только на этот раз Жюльен совершенно точно знал, что ему нужно от обладательницы желанного титула. Молодая же девушка влюбилась в него без памяти.

Старый маркиз, отец Матильды, шокированный тем, что его дочь влюблена в простолюдина, честно пытается исправить ситуацию и избежать скандала. Огласка для него - позор, чувства дочери - священны, поэтому он решает сыграть беспроигрышную партию: раздобыть Жюльену Сорелю титул. Но перед этим - простая формальность: несколько о прошлом молодого человека.

Название «Красное и черное» так и осталось загадкой для литературоведов. Стендаль не оставил даже кратких заметок, раскрывающих эту загадку.

Жюльен торжествует - он в одном шаге от исполнения своей мечты. Но сбыться ей не суждено - прошлое настигает его в самый неподходящий момент. Краткий недавних событий в письме от госпожи Реналь ставит точку на планах Сореля. Она не только оскорблена намерением Жюльена жениться на другой, но и видит истинные цели молодого карьериста. Впрочем, она не могла предположить, как далеко он может зайти, видя крушение своих надежд, и к какой трагедии это приведет всех героев этой истории. Мечты Жюльена рухнули в одночасье. Их уничтожила единственная женщина, которую он любил. Точку в истории поставит пистолетный выстрел, после которого Сорель лишится головы, а Реналь чудом выживет. Однако на этом трагедия не закончится, и по воле Стендаля и она уйдет из жизни через три дня после смерти возлюбленного.

Источники:

  • Тайна названия «Красное и черное»

Совет 7: 10 великих книг, которые следует прочитать образованному человеку

Есть в мире одна книга, прочитав которую можно жить совершенно спокойно с уверенностью в том, что прочел и все, написанные после нее: столь много в ней сюжетных линий, философских мыслей, страшных и любовных историй. Эта книга - Библия. Сюжеты, данные в ней, поистине неисчерпаемы, поскольку до сих пор питают фантазию многих писателей, художников, режиссеров. Но, между тем, образованный человек безусловно должен прочитать не менее 10 книг в своей жизни. Если образование не гуманитарное, а, к примеру, связано с менеджментом или маркетингом, то этого количества может оказаться вполне достаточно.

Книга Экклезиаста – одна из самых цитируемых книг в мире, созданная неизвестным автором, поэтому образованный человек, дабы не попасть впросак, безусловно должен ее прочесть. Являясь ветхозаветной частью Библии, эта книга не только прародительница философии как науки, но основ психотерапии, поскольку ее – все в этом мире уже было до нас и будет после нас, все суета сует, а значит надо любить себя, мир и наслаждаться всем, что дано. Многие мысли, заложенные в этой книге, нашли свое отражение и продолжение последующих веков. Ниже - лишь часть из них.

Время рождаться, и время умирать...

Эрнст Теодор Гофман «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» - без этой сказки современный человек не может считать себя по-настоящему политически образованным, поскольку Гофману удалось на века создать сверх-образ настоящего политика-диктатора.

Николай Гоголь «Шинель» - эту книгу неплохо бы прочесть хотя бы для того, чтобы знать откуда пошло : «мы все вышли из гоголевской «Шинели». Эта книга о мечте. Мечте такой маленькой и незначительной, насколько маленьким и незначительным был тот человек, который мечтал. Но горе этого человека после его расставания с достигнутой мечтой породило отчаяние, что стало величайшим символом многих и многих утрат. Немногим писателям удавалось воплотить в литературе несоразмерность мечты и горя, жизни и .

Федор Достоевский «Преступление » - этот текст просто необходимо одолеть хотя бы для того, чтобы не ударить в грязь лицом в разговоре с иностранцами. Практически любой из них (по крайней мере окончивший колледж) знает эту книгу, поскольку она входит в обязательную программу. Соотношение в мире добра и зла, возможности вседозволенности и неотвратимости и первичности божьего иль людского наказания, ответственности за содеянное, социалистические воззрения и философские вопросы – в этой книги действительно очень много различных пластов. Но, и помимо этого, это просто очень неплохой детектив.

Время любить и время ненавидеть

Шарль де Костер «Легенда об Уленшпигеле». Чтобы понять, веселый дух настоящего свободного человека - человека, для которого слова «родина», «страна» и «государство» - точно не одно и тоже, а вера в свободу, как величайший дар божий, всегда первична, чтобы понять, что такое настоящий анархический дух, каждому современному образованному человеку необходимо прочесть эту книгу.

Льюс Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес». Истоки абсурдистской литературы и одного из самых популярных ныне литературных жанров – фэнтэзи - были рождены сэром Льюисом Кэрроллом именно в этой книге. «Приключения Алисы» стали своего рода Экклезиастом двадцатого, а теперь уже и двадцать первого века, поскольку в этой чудесной сказке возрождаются практически те же самые вопросы и ответы, что и в библейской книге, но ставятся они автором от лица маленькой девочки, олицетворяющей собой молодость всего человечества.

Иван Бунин «Темные аллеи» - величайший литературный сборник, состоящий из повести и рассказов только и исключительно о любви, написанный столь стилистически безупречно, что считается эталоном. А эталоны нужно знать. Любовные томления героев разных возрастов, пола и положений, их встречи и расставания, создают из этой книги поистине величайшую любовную энциклопедию.

Время войне и время миру

Франц Кафка «Процесс». В этой книге показана абсурдность мира, в которой преследование необратимой государственной машины-системы может длится столько, жизнь: от рождения до смерти. Вина героя неизвестна, но он виновен по определению, а потому будет подвергнут нескончаемому суду. Судебный процесс делает из обычного банковского клерка сексуально притягательного героя, а герои никогда не умирают от старости. Они умирают красиво - от ножа в сердце.

Евгений Шварц «Дракон». Один из величайших драматургов и исследователей человеческих характеров двадцатого века Евгений Шварц написал свою пьесу, точно зная прототипов всех своих персонажей. В этой пьесе созданы удивительно яркие портреты обычных диктаторов и быдло-шовинистов, националистов и невысовывающихся обывателей, которые не хотят никаких перемен и могут с удовольствием уничтожить любого героя, пришедшего их спасти из лап жестокого Дракона.

Умберто Эко «Имя розы» - это исторический детектив, роман, философская о литературе, политике, искусстве . Книга сразу стала классикой двадцатого века, апофеозом постмодернистского взгляда на жизнь: поиска комедии в трагедии.

Классика

Наверняка, ни один школьник, окончив школу, так и не смог осилить всю школьную программу в плане чтения на лето и не только. Это невозможно просто физически, особенно когда так много других увлечений и маленьких забот. Все же, школьные задания на лето по прочтению книг хоть как-то стимулируют развитие школьника. Классические произведения, не зависимо от того, задают их в школе или нет - это база, некий фундамент, который крайне необходим для построения грамотной личности. Понятно, что ни один школьник в здравом уме не сядет сам читать Достоевского или Булгакова. Если такие и найдутся, то – единицы. Обычно к таким классикам осмысленно приходят гораздо позже. И все же, это необходимо. Пусть ребенок и не сможет осознать всего смысла произведения, но, по крайней мере, будет иметь о нем представление. Можно разбавить это чтение обсуждением с родителями, рассуждением на данные темы и так далее. Затронутые в классических произведениях проблемы, как ни странно, актуальны и по сей день. Возможно, ребенок даже найдет в них ответы на волнующие его в данный момент вопросы.

Приключения

В пятнадцать лет не хочется читать что-то скучное и нудное, современным подросткам подавай экшн и авантюристские, приключенческие рассказы. Благо, литературное наследие снабдило всем необходимым. Например, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Хоббит» Толкиена, «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона, «Дети капитана Гранта» и вообще все книги Жюля Верна, Майн Рид и его «Всадник без головы», «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма и многие другие.

Сказки

Несмотря на то, что ребенку уже пятнадцать, это все еще ребенок. И он все еще верит или хочет верить в сказки. К тому же, в них все легко, спокойно и по-доброму. Отличные сказки есть и у современных авторов, например, мало кому неизвестный «Гарри Поттер». Уж пусть лучше дети его сначала прочтут, а потом посмотрят. Своего рода классика есть и в сказочном жанре. «Пеппи Длинный », «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Маленький принц», «Маугли» - всеми этими книгами зачитываются поколения детей.

Фантастика

Больше сказок дети любят только фантастику. Есть индивиды, которые только ее и признают как объект чтения. «Приключения Электроника», «Человек – амфибия», «Хроники Нарнии», «Ходячий замок», «Властелин колец», «Девочка с Земли», «Затерянный мир» - этот список вобрал в себя и современных, и советских авторов, а также зарубежных писателей.

Николай Александрович Рубакин

С тем, что образование играет достаточно важную роль в нашей жизни, вроде бы согласны все. У нас может быть разное мнение относительно того, каким именно должно быть образование, как в плане преследуемых им целей, так и в плане тех методов, с помощью которых они достигаются, но при этом мы все согласны с тем, что оно нам необходимо. Без знаний, навыков и умений, в этой жизни очень сложно обойтись. Однако по поводу самообразования мнение у людей уже не такое однозначное, кто-то видит в нем необходимость, а кто-то нет. Интуитивно мы все конечно понимаем, что самообразование нам необходимо, что самому себя учить чему-то новому нужно, что это правильно и полезно. Но при этом, довольно-таки немалое число людей, судя по их образу жизни, полагают, что без самообразования они вполне могут обойтись. Но давайте задумаемся, а что вообще такое самообразование? И действительно ли без него можно обойтись?

Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. Хотя на мой взгляд, наличие учителя при самообразовании вполне допустимо. Я считаю, что главное, чтобы человек сам захотел чему-то научиться, что-то освоить, что-то узнать. А уж как он это будет делать, с помощью чего или кого – это не так важно. В любом случае, инициатива в этом деле должна исходить от самого человека – он должен хотеть учиться, используя для этого все доступные ему возможности.

Вообще, если более глубоко взглянуть на процесс самообразования, то в нем можно много всего интересного обнаружить, что имеет отношение к человеческим качествам, возможностям, желаниям и потребностям. Вот обо всем этом мы с вами и поговорим в данной статье. После ее прочтения вы, дорогие друзья, узнаете о самообразовании все самое важное, что вам, с моей точки зрения, нужно о нем знать, чтобы начать заниматься им и делать это правильно.

Итак, давайте еще раз задумаемся над тем, действительно ли можно обойтись без самообразования в этой жизни, как полагают некоторые люди? Обойтись-то конечно можно, — в этой жизни вообще без многого можно обойтись, если захотеть. Вопрос только в том, какой она будет, эта ваша жизнь, если вы в ней предпочтете обходиться без таких важных вещей, как самообразование? Скорее всего, не самой успешной и интересной, поскольку без новых знаний и без умения ими пользоваться – вы просто будете слабее тех, кто знает больше вас и у кого мышление лучше развито. Да и потом, зачем без него обходиться, если оно ничего особенного от человека не требует, кроме разве что его времени и определенных волевых усилий? На что-то же мы все равно тратим свое свободное время, например, на те же развлечения. Почему бы его не потратить и на самообразование, ведь учиться новому тоже очень весело и интересно? Вам нужно только почувствовать этот интерес, эту радость, это удовольствие от самообразования, чтобы всерьез заинтересоваться им и пристраститься к нему. А необходимо самообразование потому и для того, что тех знаний, которые человек может получить, обучаясь в школе, институте, университете и прочих учебных заведениях – ему вряд ли будет хватать в современном, постоянно меняющемся мире. Собственно говоря, потребность в новых знаниях была и раньше, но не такой острой как сейчас, поскольку мир раньше менялся не так быстро, как сегодня.

Но с моей точки зрения, даже не потребность в новых знаниях придает важность самообразованию, а элементарный человеческий интерес и любопытство. Подумайте, неужели вам не интересно узнать об этом мире больше, раскрыть его тайны, найти что-то новое, о чем вы еще не знаете, пусть даже без какого-то практического применения полученных знаний, а просто для себя, для наполнения своего внутреннего мира новыми представлениями о мире внешнем? Это же так возбуждает! Знаете, говорят, что большинство людей не любопытны и ленивы, поэтому их ничто не интересует, кроме того, что имеет отношение к их базовым потребностям и они ни к чему новому не стремятся. Но я так не считаю. Я считаю, что любопытство в силу разных обстоятельств в человеке может просто уснуть, поэтому он и ужимается в определенные рамки, чтобы чувствовать себя комфортно. Однако если пробудить в человеке его чувство любопытства, его любознательность, его интерес ко всему новому и неизведанному, тогда самообразование станет для него одним из смыслов жизни. Мы уже проделывали это с некоторыми людьми – пробуждая в них интерес и любопытство, после чего они кардинально меняли свою жизнь, начав активно заниматься самообразованием и к чему-то стремиться. Мне часто приходится работать с людьми в этом направлении. Так что не спешите давать однозначный ответ на вопрос о том, нужно вам самообразование или нет. Давайте лучше посмотрим на то, что оно может дать человеку еще и с практической точки зрения.

Образование и самообразование

Но прежде, друзья, давайте немного поговорим о том, чем самообразование отличается от образования, от того стандартного обучения, с которым большинство из нас хорошо знакомы. Это очень важно, потому что от понимания этой разницы будет зависеть отношение человека к самому себе и к своей жизни. Так вот, образование – это прежде всего передача человеку знаний с помощью учителя, с целью чему-то его научить, что по мнению учителя ученик должен знать. И только потом образование – это процесс усвоения человеком полученных знаний. То есть, понимаете, в образовании на первое место ставится учитель, который определенным образом учит чему-то других людей или отдельно взятого человека. Тогда как в самообразовании в центре внимания находится сам ученик, то есть тот, кто чему-то самостоятельно обучается. Ученик в таком случае одновременно является и учеником, и учителем, и вся ответственность за процесс получения знаний лежит именно на нем. И это позволяет человеку самому решать, чему и как он будет учиться. Совсем необязательно, что самообразование должно проходить исключительно без учителя, важно то, кто управляет этим процессом – ученик или учитель.

Также необходимо заметить, что образование часто допускает получение учеником таких знаний, которые могут быть ему не нужны. Тогда как другие знания, в которых он в гораздо большей степени нуждается, по тем или иным причинам ему могут не давать. Другими словами, в образовании не ученик устанавливает правила, а те, кто его учит. Это не то, чтобы плохо, это просто не всегда и не для всех хорошо. Поэтому обычного образования человеку может быть просто недостаточно. Или оно может не соответствовать его целям. Вот допустим, государству нужны инженеры и оно влияет на систему образования таким образом, чтобы она выпускала больше инженеров для страны. Но дело в том, что сами вы можете быть не заинтересованы в том, чтобы быть инженером, неважно по каким причинам, вы можете быть заинтересованы, скажем, в том, чтобы стать экономистом или юристом, или вот, например, психологом, но никак не инженером. Потому что вы не хотите готовить себя к рынку труда, вам – не нужна работа! Вы хотите сами создавать рабочие места, хотите работать на себя, поэтому и образование вам может понадобиться соответствующее. Но при этом вы вынуждены подстраиваться под существующую модель образования, под те правила, которые в ней действуют, под методы обучения, под обучающий материал, под действующую проверку знаний и так далее и тому подобное. И если выбрать, на кого учиться, а на кого нет, сегодня, в принципе, не проблема – не хотите быть инженерами, ради бога, можете учиться на кого пожелаете, поступив в соответствующее учебное заведение, то вот что касается методов обучения, и я бы даже сказал, правил обучения, то их выбрать вам будет уже значительно сложнее. И в целом, качество вашего образования не всегда зависит от вас.

Я вот помню, когда учился – я много задавал вопросов своим учителям и преподавателем, когда с чем-то был не согласен или что-то мне было просто интересно уточнить. Но меня, обычно, если можно так выразиться, затыкали и заставляли в основном слушать и запомнить, а не думать и рассуждать, и тем более спорить. Не все учителя и преподаватели так поступали, но тем не менее – меня не устраивало такое образование, в котором нельзя было в своих рассуждениях делать шаг влево или шаг вправо, нельзя было обсуждать ту или иную тему с позиции критики, к тому же я хотел знать больше, я хотел выяснить, почему что-то устроено так, а не иначе. Но в итоге я был вынужден вести себя так, как это было нужно моим учителям и преподавателям и в целом системе образования. Вот в этом и заключается особенность образования – вас учат, по кем-то разработанной программе тому, что нужно в первую очередь кому-то другому, а не вам, мало учитывая или совсем не учитывая ваши интересы, желания и жизненные цели.

А вот самообразование может быть для вас таким, каким вы сами захотите его видеть. Вы можете учить себя всему, чему пожелаете и так, как считаете нужным это делать – используя самые разные источники информации, а не те, которые кем-то для какой-то цели были отобраны. Это огромная разница между образованием и самообразованием. Самообразование основывается на свободе выбора, а образование в основном на потребности общества в тех или иных специалистах.

Целевое самообразование

Я, друзья, разделяю самообразование на целевое и нецелевое, или как мне больше нравится говорить во втором случае – на свободное самообразование. Свободным самообразованием я называю такое самообразование, которое свободно от всяких целей, обязательств, от всякой необходимости чему-то научиться для какой-то конкретной цели и построено исключительно на интересе и любопытстве. А вот целевое самообразование, всегда направлено на решение какой-то конкретной проблемы, задачи. То есть, допустим, надо вам повысить свою квалификацию или чему-то новому научиться для работы, для какого-то дела, для какой-то задачи – вы ставите перед собой цель выучить что-то конкретное в течение определенного срока. Например, надо вам изучить иностранный язык для работы с иностранцами – вы либо сами его изучаете, с помощью книг, видео, либо записываетесь на специальные курсы и изучаете язык на них. Главное, что вы точно знаете, зачем вы это делаете и у вас есть определенные сроки, в которые вам нужно уложиться. Со сроками, конечно, не все так просто – тут никогда на все сто процентов не рассчитаешь, за какое время тебе удастся чему-то как следует научиться, но они важны для дисциплины, потому что человеку нужно нужно стремиться к тому, что в них уложиться. Вот дальше мы с вами будем исходить из этих двух подходов к самообразованию – из целевого и нецелевого самообразования.

План самообразования

Таким образом, чтобы с помощью самообразования достичь какой-то конкретной цели, — чему-то научиться и затем к чему-то свои знания приложить – вам необходимо будет составить подробный план самообразования и начать по нему работать. Давайте посмотрим, каким должен быть план при целевом самообразовании, тогда как нецелевое, то есть, свободное самообразование в плане, в принципе, не нуждается.

Сложного тут ничего нет – вам нужно просто определить конкретные цели, которых вы хотите достичь, затем подобрать необходимый учебный материал и определить время, в течение которого вы будете его изучать. Ну, скажем, если вы решили выучить иностранный язык, то вам нужно каждый день тратить на занятия определенное время, например, два часа, и придерживаться такого графика до тех пор, пока вы не заметите реальные положительные результаты от своего обучения. Если вы хотите изучить психологию, тогда вам нужно понять, с чего следует начать ее изучение, какие книги и другие источники информации лучше всего для этого подойдут, с кем можно на этот счет пообщаться, чтобы вам помогли сориентироваться в этом вопросе. Можно, конечно, начать читать все подряд, но это не очень эффективный способ обучения, а иногда и вредный, так как, во-первых, он займет у вас очень много времени, прежде чем вы что-то поймете и чему-то научитесь, а во-вторых, не исключено, что из-за изучения всего подряд у вас образуется каша в голове и вы просто запутаетесь в полученных знаниях. Все-таки, в любом обучении, в том числе и самообучении – должна быть какая-то система, чтобы все знания, которые человек получает – упорядоченно укладывались в его голове и образовывали целостную картину того, что он изучает, а не являлись отдельными кусками информации, которая ничего толком не объясняет, а иногда и вовсе является противоречивой. Также следует понимать, что в зависимости от того, что именно вы хотите изучить, ваше самообразование может делиться на теоретическое и практическое. В любом случае, теорию следует стремиться проверять практикой, чтобы не иметь ложного представления о собственной образованности.

Так что повторю, план самообразования разработать не сложно – вам просто нужно будет найти все необходимые учебные материалы – книги, статьи, видео/аудио материалы, также возможно людей найти нужных, которые смогут вас чему-то научить, и затем начать активно учиться тому, что вас интересует, двигаясь от простого к сложному. Еще раз хочу заметить, что под самообразованием совсем необязательно следует понимать самостоятельное обучение человеком самого себя – он вполне может прибегнуть и к помощи других людей, тех, кто станет для него учителем, главное, чтобы инициатива чему-то научиться – исходила от него, то есть, от ученика. Естественно, что для этого нелегкого подчас дела нужно находить время, силы, информацию, людей. И терпением, конечно, тоже нужно запастись, все-таки учиться нелегко, а учить себя еще сложнее, особенно если вы раньше этого не делали. Но по собственному опыту могу сказать вам, что стоит только раз начать это делать и в будущем самообразование станет для вас привычным делом – вы будете учиться уже не только по необходимости, но и по желанию. И вот теперь давайте именно об этом и поговорим.

Свободное самообразование

Свободное самообразование не преследует каких-то конкретных целей и не придерживается каких-то определенных сроков, в течение которых человеку нужно чему-то научиться – оно утоляет наше любопытство и позволяет нам приобретать знания, что называется, про запас. При свободном самообразовании – мы получаем удовольствие от того, что узнаем что-то новое, мы не заставляем себя учиться – мы хотим учиться, хотим многое понимать и все знать. Вот так я понимаю этот процесс, при котором человек, можно сказать, учится ради самой учебы. Главное здесь, повторю – быть любопытным. Чтобы стремиться к новым знаниям. Вот прям как дети, которым все интересно, и они хотят обо всем знать – вот таким должен быть человек. К сожалению, многим взрослым любопытство, ну не сказать, чтобы полностью отбивают, но по крайней мере загоняют его куда-то очень глубоко. Поэтому многие взрослые люди мало чем интересуются, они не умеют получать удовольствие от приобретения новых знаний и умений. Лишь немногие из них не просто готовы, а хотят, очень хотят постоянно учиться. Но я надеюсь, что после этой статьи, у людей это желание станет еще сильнее.

Я считаю, друзья, что первичным все-таки является желание человека учиться, а затем уже какая-то необходимость в этом. Хотя мы с вами прекрасно понимаем, что наши желания зависят от внешней среды, от наших потребностей, от тех условий, в которых каждый из нас находится. Тем не менее, разница между тем, когда ты сам чему-то хочешь научиться, просто ради интереса, ради расширения своего кругозора или для улучшения своей жизни, и тем, когда тебя заставляют или вынуждают это делать, все же существенная. В одном случае мы понимаем, почему мы хотим заниматься самообразованием, потому что нам этого хочется, а в другом, мы чему-то учимся не столько для себя, сколько для других. К сожалению, большинство людей привыкли учиться для кого-то или для чего-то – потому что их приучают к этому. Например, человек может имитировать обучение, ради диплома и прочей макулатуры, а не реально учиться ради знаний. Дальше эта привычка учиться ради кого-то, а не ради себя, вынуждает людей искать внешний, а не внутренний стимул к обучению, к самообразованию. Не будем сейчас разбираться с тем, почему нас приучают учиться для кого-то, отчасти я об этом уже сказал выше, просто сделаем для себя вывод, что занимаются самообразованием по собственной воле очень немногие, и гораздо большее число людей делает это по необходимости или иначе говоря, под воздействием внешних факторов. Тем не менее, если человек сам себя учит – он вне всяких сомнений занимается самообразованием. И оно непременно приносит ему пользу.

Самообразование – это прежде всего открытость к новым знаниям, это желание эти новые знания получать, это любовь к знаниям. Вот этой открытости, этого желания, очень не хватает многим людям. С одной стороны, люди так устроены, что многое могут делать только из под палки, даже если речь идет о чем-то, что полезно для них самих. А самообразование определенно приносит пользу любому человеку. Но с другой стороны, наша система образования тоже часто отбивает у людей желание учиться чему-то самостоятельно, поскольку оно неправильно, я считаю, мотивирует к обучению, поэтому многие люди чему-то учатся только за счет внешних стимулов. Хотя бывают и исключения, когда людей обучают так, что потом они сами всю жизнь с удовольствием чему-то новому учатся. Человека надо приучить тянуться к знаниям – это, я считаю, самая важная задача для образования. Вот к удовольствию и развлечениям тянутся все, а учиться и получать от этого удовольствие, хотят и могут немногие. Поэтому, если привить человеку в детстве интерес к учебе, то велика вероятность, что он будет учиться всю жизнь, он будет сам постоянно себя образовывать, независимо от внешних условий и стимулов.

Мотивация

Нужна ли для свободного самообразования какая-то мотивация? Безусловно. Только это должна быть преимущественно внутренняя мотивация, чтобы человек не насиловал себя, желая научиться чему-то новому, а делал это со страстью и увлеченностью. А что стоит за мотивацией? За мотивацией стоят эмоции, а за ними либо внутренние, либо, что встречается гораздо чаще, внешние факторы. Что-то должно человека возбуждать, волновать, цеплять, раздражать. Нередко к самообразованию человека приводят трудности в его жизни, а не любопытство, не интерес. Но при этом, занимаясь самообразованием ради решения своих проблем, человек может влюбиться в это дело, и впоследствии учиться уже не из-за необходимости, а из-за интереса и ради удовольствия. Так что иногда тяжелая жизнь и различные проблемы идут людям только на пользу. Ведь когда у человека жизнь складывается очень хорошо, то интерес к учебе у него конечно может присутствовать, если это достаточно любопытный и целеустремленный человек, но чаще всего люди в таких случаях предпочитают сильно не напрягаться, ни умственно, ни физически. И совсем другое дело, когда что-то в жизни человека идет не так, как ему хотелось бы, вот тогда он начинает задаваться вопросами и искать что-то, что может ему помочь – информацию, знания, людей, которые могут его чему-то научить. Так что внутренняя мотивация, вызванная неблагоприятными внешними факторами – это очень благодатная почва для самообразования.

Чему учиться?

Знания – сила. А мышление – это умение этой силой пользоваться. Таково мое убеждение. В наше время, когда многие знания очень быстро устаревают и еще большее количество знаний являются, скажем так, не очень качественными или откровенно вредными – человек без хорошо развитого мышления, как корабль без капитана – любой может увлечь его за собой, любой может сбить его с толку, любой может навязать ему свою точку зрения, ввести в заблуждение и так далее. Посмотрите сами, как часто многие люди принимают вредные для них решения, которые со стороны выглядят достаточно глупыми. А ведь многие полезные знания людям сегодня доступны – интернет, библиотеки и даже умные люди, которые многое знают и многому могут научить – все это находится вокруг нас. Казалось бы – бери и пользуйся. Но, к сожалению, воспользоваться этим добром могут далеко не все. И не только потому, что времени у людей на это нет, время-то как раз найти можно, а потому, что в океане информации – нужно уметь ориентироваться. Вот если раньше многие знания были недоступны, поэтому одни люди, которые знали много, имели преимущество над другими людьми, у которых знаний было меньше, то сегодня преуспевают те, кто умеет работать с информацией. Так что мышление нужно развивать – именно оно сделает вас сильнее и приспособленнее к современному миру.

Ну и в связи с вышесказанным, я не могу не предложить вам свою услугу в виде программы развития мышления. В последнее время я уделяю этому вопросу очень много внимания, так как считаю, что в будущем именно качественное мышление будет цениться превыше всего. Не то, чтобы раньше мышление не было важным для человека, просто в будущем оно станет нашим единственным преимуществом перед системами искусственного интеллекта, которые потихонечку начинают вытеснять нас из многих областей. Уже сегодня некоторыми компьютерными программами можно полностью заменить людей, а в будущем роль человека в решении разного рода задач еще больше снизится. Но дело не только в этом, дело еще и в нашем собственном отношении к себе. Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что большинство из вас, уважаемые читатели – хотели бы соображать очень хорошо, чтобы быстро и эффективно решать свои повседневные задачи и справляться с различными проблемами, которые постоянно возникают в жизни каждого человека. Поэтому интерес к мышлению, и в частности к способам его развития – у умных людей был всегда. Впрочем, и у не умных тоже. Я все это понимаю и сам, как я уже сказал, проявляю большой интерес именно к мышлению, к способам его развития. И поэтому я разработал специальную программу и продолжаю ее развивать и совершенствовать, которая позволяет очень интересным способом развивать мышление – с помощью умения ставить вопросы и искать на них ответы. Она, с одной стороны не нова, ибо еще Сократ в свое время докапывался до истины или опровергал ее с помощью грамотно поставленных вопросов, но с другой стороны, я разработал свою программу исходя из собственного представления о том, какими вопросами и в какой последовательности человек должен задаваться, чтобы приходить к нужным ему знаниям, мыслям, решениям, или создавать новые полезные знания. Так что я в праве утверждать, что аналогов моя программа развития мышления на сегодняшний день не имеет. Собственно говоря, если бы эти аналоги были, тогда какой смысл создавать что-то похожее. Попугаем быть неприятно и часто невыгодно.

А завершая разговор о самообразовании, пожалуй, скажу самое главное – этим стоит заниматься всем, всегда и любым доступным способом. Я считаю, что пока мы учимся чему-то новому, как в детстве, когда нам все было интересно, когда мы активно познавали окружающий нас мир – мы, друзья, живем. Неважно, сколько вам лет, где вы живете, чем занимаетесь, какие у вас интересы – учитесь, образовывайтесь, узнавайте больше нового, общайтесь с умными людьми, у которых можно чему-то научиться и поддерживайте в себе таким образом любовь к жизни, которая у нас не такая уж и длинная, чтобы мы отказывали себе в этом великом счастье.