Шпаргалка: Образование государства у восточных славян. Возникновение государства у восточных славян

Формирование государства в древнем мире свидетельствовало о значительном совершенствовании хозяйственно - экономических и политических отношений, осознание единства, многочисленными родственными племенами. Однако процесс был трудоемким и требовал больших усилий со стороны племенной верхушки и людей, ее поддерживающих.

Возникновение государственности у регулярно вызывает дискуссии о его родоначальниках. Многие авторы склоняются к варяжской теории в формировании государства у славян. А кто же такие эти самые варяги? Национальная принадлежность варягов - дело спорное. Так, по мнению одних ученых этот народ - норманны, скандинавы. В своих мнениях они исходят из того, что это была эпоха норманнских морских нашествий на европейские страны, объектами этих походов могли стать и земли восточных славян.

Возникновение древнерусской государственности довольно долгое время в исторической науке связывали с норманнами и их предводителем Рюриком. При этом утверждалось, что сами славяне на это были не способны из-за своей отсталости. Эта теория появилась в период противоборства Швеции и России в период Смуты для оправдания агрессивных устремлений скандинавов. И впоследствии при обострении отношений России со странами Запада эти взгляды тут же появлялись в иностранных сочинениях. Ученых, предлагавших данную точку зрения на возникновение государственности у восточных славян, стали называть норманнистами, а теорию - норманнистской. Апологетами норманнизма были некоторые российские ученые немецкого происхождения (Миллер Г.Ф., Шлецер А.М.), а также те представители официальной отечественной историографии, которые продвигали норманнизм для укрепления авторитета и возвышения

Противниками на возникновение государственности у восточных славян в восемнадцатом веке стали известные российские историки Ломоносов М.В.,Татищев В.Н. В своих исследованиях они доказывали, что Рюрик и варяги - это представители прибалтийского славянства, которые были связаны с восточными славянами общностью культуры, этногенеза, языка. Сторонников этой позиции в исторической науке принято называть антинорманнистами.

Позже российскими и советскими историками было доказано, что возникновение государственности у восточных славян назревало задолго до появления варягов, и в качестве аргументов приводятся факты государственного образования у антов. Позднее зачатки государства уже более ощутимы в правление Кия. Однако споры по данному вопросу не утихают, и стороны приводят различные аргументы в свою пользу. Главное доказательство современных норманнистов на возникновение государственности у славян - это археологические артефакты в северо-западных землях славян, которые трактуют как скандинавские. Антинорманнисты свои позиции отстаивают при помощи лингвистики, антропологии, источниковедения. И главным считают летопись, в которой Нестор совершенно четко отождествляет варягов с понятием "Русь". Таким образом, возникновение государственности у восточных славян - вопрос открытый, хотя доказательств приведено с двух сторон более чем достаточно, однако в науке есть сторонники как одной, так и другой точки зрения.

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Отечественная история

Тема: «Возникновение государственности у славян»

Введение.

Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных наро­дов, объединенных близостью языков и общностью проис­хождения. Возникновение государственности у славян, всегда остается самым интересным и до конца не раскрытым вопросом. Русские историки уже не раз обращали внимание на неоднозначное понимание летописцами XII-XIII веков событий, связанных с возникновением государственности у восточных славян. Современное понимание этого вопроса также неоднозначно. Основным источником исторических данных являлась летопись «Повесть Временных лет», написанная летописцем – Нестором и основанная на былинах и преданиях, ее трактовки различаются в устах разных историографов. Многочисленные археологические исследования, древние летописи, сказания, и другие сохранившиеся произведения позволяют предполагать более вероятные ходы развития событий.

Вопросы зарождения государственности у Восточных славян в IХ-XIII веках остаются актуальными. Именно события этого времени положили основу дальнейшему пути, по которому развивалось Российское государство. В данной работе представлены мнения наиболее известных последователей и противников каждой теории. Однако однозначных сведений по этому вопросу до сих пор не получено, поэтому описание многих исторических периодов строится на основе предположений о возможном ходе развития событий.

Цель данной работы: описать особенности возникновения древнерусского государства. Изучая историю Руси во времена появления первых признаков государственности, нужно более углубленно изучить происхождение славянских племён, их быт, занятия, основные этапы складывания древнерусского государства

Я выбрала эту тему потому, что, именно сейчас в современном мире мы очень часто сталкиваемся с вопросами о государственности. Перемены, затронувшие в последнее десятилетие все стороны жизни народов России, Украины и Беларуси, потребовали от специалистов-историков более пристального внимания к проблемам восточного славянства. И вообще не зная как, появилось наше государство, нельзя рассуждать о том, как оно будет развиваться дальше.

Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

I. Восточные славяне. Занятия восточных славян.

Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков.

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относятся к индоевропейской группе народов, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.

Предков славян, которые населяли бассейны рек Одры, Вислы и Днепра, принято называть праславянами. В то время территория расселения славян была гораздо меньше, чем теперь. Только с начала нашей эры предки славян заняли территорию от Эльбы на севере до Балтийского моря на западе и до Сейма и Оки на востоке. А на юге их границей стала широкая полоса лесостепи, проходившая на восток в направлении современного Харькова.

В VI веке н.э. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русские, украинцы, белорусы). Примерно в это же время возникают крупные союзы славянских племен – поляне, кривичи, древляне, угличи, северяне, радимичи и другие. Такой племенной союз включал в себя от ста до двухсот племен и представлял мощную военную силу.

Следует отметить неравномерность развития хозяйства у отдельных восточнославянских объединений. Благодаря интенсивным торговым связям наиболее высоким уровнем развития отличались поляне. Именно их территория стала называться Русью. Историки считают, что это наименование связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне, на юге ­– печенеги и хазары, на востоке – волжские болгары и многочисленные угро-финские племена.

Основным занятием у восточных славян являлись земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда). Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой. После истощения участок бросали и готовили новый. В степных районах применялось переложное земледелие, когда сжигали полевые травы. С VIIIв в южных районах распространяется полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XXв. Для сбора урожая использовали серп. К IX в. пашенное земледелие становится господствующей отраслью хозяйства.

II. Развитие ремесла, появление городов, развитие торговли.

Развитие ремесла, его отделение от других видов хозяйственной деятельности было ведущим стимулом распада родовых отношений. Из сельской общины, где ремесло зародилось и отделилось от земледелия, оно начинает сосредотачиваться в городах. Город− это явление не характерное для первобытнообщинного строя. Города появляются лишь в условиях классового и феодального общества, возникали при слиянии двух рек или вокруг господствовавшей над местностью возвышенности. На рубеже VIII−IX вв. впервые появляются специалисты в отдельных видах ремесла – кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары. Города, из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесел и торговли. В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Уже в IX - Х вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было около 300 городов. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т. П. Города были центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была неграмотной. Но в городах грамотность была распространена широко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах.

Исходя из всего этого, видно, что в Древнерусском государстве уже складываются сословия, то есть большие группы людей, объединенных единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, полагающими, что сословный строй был свойствен только западному феодализму.

Большое значение впоследствии также будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшем византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. Великий водный путь «из варяг в греки» связывал Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали бассейна Днепра. Из одной реки в другую корабли перетаскивали по специальным путям – волокам. Попав в Днепр, корабли доходили до Черного моря и дальше, до Византии. Вдоль этого пути возникали такие крупные города, как Новгород, Полтава и Киев. Новгород и Киев контролировали северный и южный участки торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян.

Вторым торговым путем, также проходившим по территории славян, был волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. По времени возникновения он был одним из древнейших на территории Восточной Европы.

III. Религия восточных славян.

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс лет до н.э. Восстановление информации о славянском язычестве затруднено, поскольку не сохранилось практически никаких письменных источников. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Известную роль играли неразвитые рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян в VII-VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины и патриархального рабства тормозило процесс социальной развития.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и
княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования - «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (Киев), Славия (Новгород), Артания (Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз «Русская земля». Центром объединения был Киев.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян. Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен - древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян.

Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. Во второй половине XI - начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества-полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.

В IX-XI вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл «варяжский элемент», вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками «норманнской теории» происхождения древнерусского государства. В
этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии.

Новгород был древним племенным центром. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории, но ее
быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. С XI в. новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.

К середине XII в. (Полозов) все территории «полугосударств», составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название «Русская земля», прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

Еще по теме Возникновение государственности у восточных славян.:

  1. 1.1. Возникновение у восточных славян верховной власти и образование системы княжений
  2. 1.3. Обычное право восточных славян и памятники права X-XIH вв.
  3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У СЛАВЯН. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Возникновение государственности у восточных славян. Правовые формы раннефеодальных отношений.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII—VIII вв., можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Это — равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из общинников, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Структура общественного управления:

— народное собрание (вече), на котором решались все важнейшие вопросы управления;

— во главе союза племен стоял князь — военный предводитель, первоначально избираемый на народном собрании (позже его власть стала наследственной). Князь являлся высшим лицом в исполнительной власти племенного управления;

— совет старейшин.

Тенденции в развитии общественных отношений:

— роль князя в управлении союзом племен увеличивалась;

— при князе формировалась дружина — особая организация, связанная не родовыми связями, а общностью военных и имущественных интересов и верностью военному предводителю — князю;

— роль народного собрания и совета старейшин уменьшилась, народное собрание превратилось в собрание воинов, которому князь и его дружина могли диктовать свою волю,

— при князе сформировался совет, в который входили разбогатевшие дружинники и представители родоплеменной знати.

Данные тенденции свидетельствуют о процессе преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы:

— появляется особая, не совпадающая с населением, отделенная от него публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления, вооруженными силами (дружиной) и распространяющаяся на определенную территорию;

— формирование имущественного неравенства и частной собственности создает возможности сбора налогов (дани) в пользу государства.

Племенные союзы в военно-политических целях образовывали более крупные политические формирования — «союзы союзов», которые фактически являлись образованиями государственного типа.

В VII в. наиболее крупными союзами были: Куяба (с центром в Киеве), Артания (с центром в Рязани), Славия (с центром в Новгороде).

В IX в. на основе полянского союза с центром в Киеве сложилось предгосударственное объединение, носившее название Русь, а позже Русская земля. В него вошли южные славянские племена — поляне, полочане, дреговичи. Правила в этом объединении династия князя Кия, представителями которой были князья Дир и Аскольд. Другое крупное объединение северных славянских племен произошло вокруг Новгорода, которое с 862 г. возглавила династия Рюриковичей. В 882 г. в результате похода новгородского князя Олега на Киев эти два крупных славянских центра были объединены. Столицей образовавшегося древнерусского государства стал город Киев.

С конца IX до начала XI в. в это государство вливаются территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Среди историков нет единства в вопросе происхождения государственности у восточных славян. Обычно выделяют две теории.

«Норманнская теория», создателями которой считают немецких ученых Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А.П. Шлецера. Основанием для возникновения «норманнской теории», является древнерусская летопись XII в. «Повесть временных лет», в которой говорилось о призвании в Новгород трех братьев - варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. По мнению сторонников этой теории, братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название «Русь», а восточные славяне были не способны создать собственную государственность, в силу своей отсталости.

«Антинорманнскую теорию» поддерживали М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.И. Костомаров и др. Сторонники данной теории считают, что Древнерусское государство не было создано выходцами из Скандинавии, а явилось следствием эволюционных исторических процессов. Такими историческими процессами считают разложение первобытно-общинного строя и развитие феодальных отношений.

Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») уступают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся: пожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел захват пустующих и ненаселенных земель.

Совершая военные походы, князь с дружиной захватывают пленных и превращают их в рабов (холопов). Однако рабский труд славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общинники.

Примерные вопросы История России.

Восточные славяне в древности: их расселение и быт.

(Древние славяне)

В римских источниках I-II вв. (Тацит, Плиний) славян называют венедами. Впервые под своим именем славяне упоминаются в VI в. у Прокопия Кесарийского и Иордана.

Первая археологическая культура, которую связывают со славянами, - пражская. В IV-VII вв. она распространилась от среднего Днепра до Балтики, от Эльбы до Подунавья. Тогда же славяне расселились и на Балканах.

На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне - предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра - кривичи, у оз. Ильмень - словене, по Оке- вятичи, в Белоруссии - дреговичи и радимичи, на среднем Днестре - тиверцы, между Днепром и Днестром - уличи, в Прикарпатье -дулебы. Возникали племенные союзы.

Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество). Земля была собственностью общины - верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание - вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства.

О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Известны Перун - бог войны и грома, Велес - скота и торговли, Даждьбог - солнца, Стрибог- ветров, Мокошь - верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.

Возникновение государства у восточных славян (VIII-IХ вв.).

(образование государства у восточных славян)

План:

1. Причины и предпосылки образования государства.

2. Возникновение государственности.

3. Норманнская теория.

Основными причинами перехода восточных славян от первобытнообщинного строя сразу к феодальному, минуя рабовладельческий строй, являлись следующие:

1) Рабовладельческий строй уже изживал себя, когда у славян складывались предпосылки распада первобытнообщинного строя и зарождения социальных отношений.

2) Сравнительно высокий уровень производительных сил у восточных славян (овладение техникой обработки железа, развитие сельского хозяйства, трехполье, выделение городского ремесла и его разграничение) требовал от восточных славян уже рабовладельческих, а феодальных отношений.


3) Крестьянская (соседская, сельская, или территориальная) община была у славян достаточно крепкой, являлась оплотом крестьянства и не допускала массового превращения свободных общинников в рабов.

4) Географические и климатические условия жизни славян не требовали широкого применения рабского труда в земледелии, как это было в рабовладельческих государствах.

5) Восточные славяне не имели постоянных источников пополнения рабов, так как они жили в труднодоступных местах.

В VIII-IХ вв. у восточных славян происходило дельнейшее совершенствование орудий труда в земледелии (железный сошник, плуг с железным лемехом, серп более совершенной формы), что способствовало переходу к пашенному земледелию. Рост производительности труда в сельском хозяйстве привел к возникновению индивидуальной формы земледелия, то есть к соседской общине, и освободил лишние рабочие руки для занятий ремеслом и торговлей.

Образование государства у восточных славян было вызвано внутренними предпосылками .

1) развитие производительных сил (подъем земледелия, ремесла и торговли),

2) возникновение имущественного и общественного неравенства,

3) образование частной собственности и появление крупных феодальных владений,

4) создание основных социальных групп: феодалов и крестьян.

Внешние предпосылки образования государства у восточных славян :

1) оборона от вторжений других племен и кочевников,

2) завоевание новых территорий и земель.

Арабские и среднеазиатские писатели, и географы IХ-Х вв. выделяли несколько племенных центров у восточных славян. Так, арабский писатель Х в. Аль-Истахри писал: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару. Царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте». Люди часто отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там. Купцы из Арты отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец». Большинство историков считают, что Куяба – объединение восточнославянских племен Среднего Приднепровья, столицей которого был Киев. Славия отождествляется ими с областью расселения ильменских славян – с Новгородам или его более древним предшественником. Артанию же разные исследователи отождествляют с Черниговым или Рязанью. Белорусские историки считают, что Артания – это древняя Орша. Материалы различных источников свидетельствуют о том, что восточнославянская государственность создалась на юге, в богатой и урожайной лесостепной полосе Среднего Приднепровья. Здесь, за тысячу лет до Киевской Руси, было известно земледелие. Даже в XII в, когда Юг и Север во многом уже сравнялись, у южан их северные, лесные соседи вызывали иронические характеристики из-за «звериного» образа жизни. Однако... Однако объединение восточных славян в единое государство – Киевскую Русь произошло именно с Севера, и ведущую роль в создании государства играли варяги (норманны) . У восточных славян были опасные соседи на юге. В низовье реки Волги находился могущественный Хазарский каганат , которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи (союзы восточнославянских племен). На севере постоянные набеги совершали варяги – воинственные обитатели Скандинавского полуострова и Дании. «Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена – кривичи, словене новгородские, чудь, меря – были подчинены варягами и обложен данью. Но летописец отмечает, что в конце концов славяне изгнали варягов за море. Однако вскоре между ними начались усобицы: «И воевать начали сами с собой». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи , чудь и меря решили отправить посольство к варягам, и найти князя, который бы «владел и правил... по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата – Рюрик, Синеус, Трувор – «со своими родами» согласились на это предложение. Рюрик стал княжить в городе Ладаге , а затем в городе Новгороде, Синеус – в Белоозере , а Трувор – в Изборске . Начало княжения Рюрика в городе Новгороде относится к 862 г. по «Повести временных лет», который принято считать годом начала правления династии рюриковичей. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. По сведениям «Повести временных лет» двое из воинов Рюрика – Аскольд и Дир – отпросились у него пойти служить византийскому императору в город Царьград (Константинополь). На реке Днепре они осели и стали княжить в городе Киеве – древнем центре полян . Далее по «Повести временных лет» в 879 г. Рюрик умер, оставив своего маленького сына Игоря родственнику Олегу, ставшему опекуном Игоря и правителем (регентом). Эти события, связанные с призванием варягов, получили в исторической литературе название норманской теории или «норманнской проблемы». Эта теория была создана во второй четверти ХVIII в. немецкими учеными Байером, Миллером и др., работавшими в Петербургской Академии наук. Авторы этой теории считали варягов (норманов) основателями государства у восточных славян. Однако существует, например, предположение, что имена Синеус и Трувор – это не имена собственные, а переводятся с древнешведского языка – «sinehus, thruwaring» как «свой род» и «верная дружина», но сам Рюрик, по мнению большинства историков, являлся фигурой вполне реальной. Раскопки, которые были проведены в районе города Новгорода, показали, что варяги жили здесь примерно с середины IХ в . В середине IХ в ., когда варяги появились на Руси, по всей Европе о них уже ходили страшные рассказы. Не было церкви, где бы ни возносили молитвы, прося избавления от ярости варягов. Они в VIII- IХ вв. разграбили побережье Англии, напали на Ирландию, разорили города Париж, Лиссабон, Севилью, Гамбург. Позже, в IХ-ХI вв ., они появились по Франции, Англии, Германии, Испании, Италии, Сицилии, Византии, Северной Африке. Предприняли колонизацию Исландии, освоили Гренландию и за много веков до Колумба проникли в Америку («Випланд»). В середине IХ в. по пути «из варяг в греки» они проникли в земли восточных славян и открыли для себя Русь, которая поразила их числом и богатством городов. Они назвали ее «Гардарик» – «страна городов». Можно предположить, что варягов могли пригласить в качестве наемников для борьбы между различными славянскими и финно-угорскими племенами. Возможно, они были призваны не на княжение, а для защиты земель от набегов своих же северных племен. Но позже варяги могли силой захватить власть а городе Новгороде и покорить северные славянские племена.