Система органов федеральной службы безопасности рф. Виды органов государственной безопасности, их задачи Систему органов безопасности российской федерации

  • 2.Социальные (право на получение гарантированной государством помощи и содействия):
  • 3.Права на защиту:
  • Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления.
  • Законодательство: федеральный закон от 02.05.2006 n 59-фз «о порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации». Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований.
  • Право гражданина на административную жалобу.
  • Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)
  • 17. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти - Костылева
  • Федеральное министерство: понятие, функции, структура.
  • 21. Федеральное агентство: понятие, функции, структура.
  • Вопрос 22:
  • Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • Вопрос 24. Общественные объединения как субъекты административного права. (2)
  • 27. Лицензирование отдельных видов деятельности.
  • 29. Понятие и юридическое значение акта управления.
  • 30. Виды актов государственного управления. Требования, предъявляемые к актам управления.
  • Классификация актов государственного управления
  • Вопрос 31: Понятие и виды административного принуждения
  • Виды административного принуждения
  • Государственная служба: понятие, признаки, принципы.
  • Вопрос 33. Система и виды государственной службы (2)
  • 35. Понятие и виды государственных служащих - Костылева
  • 38. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
  • 39. Порядок прохождения государственной службы.
  • Вопрос 40: Военная служба как вид государственной службы (гс)
  • По призыву ст. 22 фз № 53-фз
  • По контракту ст. 32 фз № 53-фз:
  • Правоохранительная служба как вид государственной службы.
  • Вопрос 42. Способы обеспечения законности в государственном управлении. (2)
  • 44. Контроль органов законодательной власти. Финансовый контроль - Костылева
  • 47. Конституционный суд и его роль в обеспечении законности в сфере государственного управления.
  • 48. Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в обеспечении законности в государственном управлении.
  • Вопрос 49: Прокурорский надзор в сфере государственного управления.
  • 3.Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • Понятие специальных административно-правовых режимов. Режим военного положения.
  • Военное и «особое» положение.
  • Вопрос 51. Понятие специальных административно- правовых режимов. Режим чрезвычайного положения. (Лозунова)
  • 53. Административная ответственность: понятие, характеристики, особенности - Костылева
  • Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 57. Производство по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Обжалование и пересмотр постановления по делу об административной ответственности.
  • Вопрос 58: Судьи (суды), органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, их компетенция.
  • Глава 3 КоАп рф называется «судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях»
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции:
  • Исполнение административных наказаний.
  • Административные взыскания и порядок их наложения.
  • Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания.
  • Вопрос 60. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. (Лозунова)
  • Глава 20 определяет виды административных правонару­шений, посягающих на общественный порядок и обществен­ную безопасность.
  • 62. Военная доктрина, ее содержание и значение в области управления обороной - Костылева
  • 65. Безопасность: понятие, виды, способы обеспечения.
  • 66. Концепция национальной безопасности рф, её содержание и значение.
  • Вопрос 67: Федеральная служба безопасности рф: задачи, функции, полномочия, структура.
  • Основы государственного управления в области безопасности. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области государственной безопасности.
  • Вопрос 69. Совет Безопасности рф: компетенция, структура, функции. (Лозунова)
  • 74. Милиция: виды, функции, организация деятельности.
  • 75. Внутренние войска Министерства внутренних дел: задачи, структура, функции.
  • Вопрос 76: Основы государственного управления в области иностранных дел.
  • Основы государственного управления в области юстиции. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области юстиции.
  • Вопрос 78. Федеральная служба судебных приставов: компетенция, структура, функции и полномочия. (Лозунова)
  • Вопрос 67: Федеральная служба безопасности рф: задачи, функции, полномочия, структура.

    Регулируется ФЗ от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности"

    ФСБ - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

    Руководство деятельностью ФСБ осуществляется Президентом РФ.

    Управление осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Руководитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

    К органам ФСБ относятся:

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

      ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ органы безопасности - управления (отделы) федерального органа по отдельным регионам и субъектам РФ;

      органы безопасности В ВОИСКАХ - управления (отделы) федерального органа в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях;

      ПОГРАНИЧНЫЕ органы - управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе;

      ДРУГИЕ органы безопасности - другие управления (отделы) федерального органа осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ;

      авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

    Федеральный орган, территориальные органы, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

    Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

    В органах ФСБ запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

    Принципы деятельности ФСБ:

    Законность;

    Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    Гуманизм;

    Единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

    Конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

    Органы ФСБ без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевое оружие, принятое на вооружение органов ФСБ решением Правительства РФ, а также другое служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему.

    Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ФСБ за счет РФ + избавляются от уплаты налогов за землю и жилье находящееся в собственности ФСБ.

    Направления деятельности ФСБ:

      контрразведывательная деятельность - деятельность, осуществляемая органами ФСБ и (или) их подразделениями (органы контрразведки), а также должностными лицами посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

      борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами ФСБ и (или) их подразделениями (органы по борьбе с терроризмом), а также должностными лицами, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

      борьба с преступностью - проведение оперативно-розыскных мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

      разведывательная деятельность (регулируется ФЗ «О внешней разведке») – составная часть сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных методов и средств.

    Разведывательная деятельность осуществляется посредством:

    1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (разведывательная информация);

    2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.

      пограничная деятельность:

    Защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы РФ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

      защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ.

      обеспечение информационной безопасности - деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

    При формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

    При обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в РФ и ее учреждениях, находящихся за пределами РФ.

    Полномочия ФСБ (права и обязанности):

    Органы ФСБ обязаны:

    а) информировать об угрозах безопасности РФ государственные органы и Президента РФ;

    б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;

    в) добывать разведывательную информацию;

    в 1) осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории РФ;

    г) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

    г.1) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены КоАП РФ к ведению ФСБ;

    д) выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

    е) разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

    ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в в органах, где предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

    з) обеспечивать безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

    к) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

    м) защита и охрана Государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

    н) обеспечивать безопасность представительств иностранных государств на территории РФ;

    о) участвовать в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

    п) осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории РФ радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности РФ, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;

    р) участвовать в соответствии с законодательством РФ в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода из него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ;

    с) поддерживать мобилизационную готовность органов ФСБ

    т) осуществлять профессиональное образование.

    Права органов ФСБ:

    Статья 13. Права органов федеральной службы безопасности

    а)сотрудничество с лицами, давшими на то согласие;

    б) проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие, а раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

    б.1) осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность)

    б.2) использовать подразделения специального назначения органов ФСБ и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов ФСБ, а также физическую силу;

    в) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств;

    в.1) осуществлять разведывательную деятельность

    г) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях;

    г.1) составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным КоАП РФк ведению органов федеральной службы безопасности;

    д) осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений РФ, находящихся за ее пределами);

    е) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам РФ;

    ж) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством РФ освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;

    ж.1) использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;

    з) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;

    з.1) производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом органы федеральной службы безопасности принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности;

    з.2) временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий;

    и) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

    к) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;

    л) вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

    м) получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности;

    н) создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

    о) создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;

    п) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

    р) осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры РФ;

    с) направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;

    т) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

    т.1) самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности из числа граждан РФ в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

    у) разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;

    ф) использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;

    ф.1) использовать для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима Государственной границы РФ принадлежащие им транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, при наличии на наружных поверхностях указанных транспортных средств специальных цветографических схем;

    х) проводить научные исследования проблем безопасности РФ;

    ц) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;

    ч) осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности;

    ш) осуществлять в соответствии со своей компетенцией регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, расположенных на территории РФ, а также в области предоставления услуг по шифрованию информации в РФ выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;

    щ) осуществлять государственный контроль за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории РФ и в ее учреждениях, находящихся за пределами РФ, а также в соответствии со своей компетенцией контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;

    э) определении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации и обеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа, предназначенных для использования в учреждениях РФ, находящихся за ее пределами;

    ю) обеспечивать выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах (в помещениях) и технических средствах, предназначенных для использования в федеральных органах государственной власти.

    Реализовывать иные права, предоставляемые федеральным законодательством органам федеральной службы безопасности.

    Использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.

    Территориальные органы службы безоп безопасности: управления (отделы) ФСБ по отдельным регионам и субъектам Федерации Органы службы безопасности в войсках: управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах РФ и других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления Пограничные органы: управления (отделы) ФСБ по пограничной службе Другие органы службы безопасности: Авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения спецназначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ

    ФСБ России возглавляет все органы федеральной службы безопасности, в том числе пограничные органы.

    Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление (п. 1 Положения о Федеральной службе безопасности РФ).

    Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

    Президент РФ утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, структуру органов федеральной службы безопасности, назначает на должность и освобождает от должности руководителей ФСБ России, штатную численность центрального аппарата.

    Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.

    Непосредственно возглавляет ФСБ России ее директор. К руководству ФСБ относятся также заместители директора этой Службы (руководитель Пограничной службы - первый заместитель директора, статс-секретарь, руководитель Национального антитеррористического комитета), которые также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.


    Все подразделения ФСБ России, в том числе в ее службах, подразделяются на два вида: подразделения, исполняющие управленческие функции (их можно назвать аппаратом управления); подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности.

    Высшим структурным подразделением ФСБ России является центральный аппарат, включающий: руководство ФСБ России; службы ФСБ России (например, Пограничная служба), департаменты и управления.

    К числу департаментов относятся : департамент по защите конституционного строя и борьбы с терроризмом, департамент контрразведки, департамент экономической безопасности, иные департаменты.

    Среди управлений ФСБ России можно выделить:

    Управление компьютерной и информационной безопасности;

    Следственное управление;

    Оперативно-розыскное управление;

    Управление регистрации и архивных фондов;

    Управление военной контрразведки;

    Управление делами;

    Управление программ содействия ФСБ России;

    Иные управления.

    В ФСБ России образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель коллегии), его заместителей, а также руководящих работников органов и войск. Численность и состав этой коллегии утверждаются директором ФСБ России. Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов и войск и принимает по ним, большинством голосов, решения, которые оформляются приказами ФСБ России. В случае разногласий между Директором ФСБ России и коллегией директор Службы реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту РФ.

    Территориальные органы безопасности. К их числу относятся управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации. Например, управление ФСБ по Смоленской области, управление ФСБ по Псковской области, управление ФСБ по республике Северная Осетия. В их составе есть как подразделения, исполняющие управленческие функции (аппарат управления), так и подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов ФСБ на территории соответствующего региона, субъекта Российской Федерации.

    Органы безопасности в войсках - это управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления.

    Система органов безопасности в войсках :

    Управление военной контрразведки (3 Управление) ФСБ России;

    Управления и отделы ФСБ России по военным округам и флотам (например, управления ФСБ по Московскому военному округу, управление ФСБ по Северному флоту), внутренним войскам МВД России, региональным управлениям Пограничной службы, группам войск, объединениям центрального подчинения;

    Отделы ФСБ России по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессионального образования и организациям.

    Структура и штаты органов безопасности в войсках устанавливаются и изменяются директором ФСБ России.

    Пограничные органы - Пограничная служба, пограничные региональные управления по федеральным округам, пограничные управления по субъектам Российской Федерации (по направлениям), отряды, отделы ФСБ России по пограничной службе.

    Головным подразделением в системе пограничных органов и войск является Пограничная служба ФСБ России, которую возглавляет первый заместитель директора ФСБ России - руководитель Пограничной службы.

    Основные задачи Пограничной службы :

    1. Управление пограничными органами и войсками при осуществлении защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

    2. Организация в пределах своей компетенции выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению пограничных органов и войск.

    3. Организация борьбы с террористической деятельностью, организованной преступностью, контрабандой, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ, наркотических средств и психотропных веществ, а также противодействия деятельности незаконных вооруженных формирований в пределах приграничной территории.

    4. Обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено КоАП РФ к ведению пограничных органов и пограничных войск.

    Пограничные органы охраняют Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу

    Государственная граница Российской Федерации - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета (ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ».

    Пограничные органы:

    Обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

    Осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

    Проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно - пропускную и военно-техническую деятельность;

    Осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

    Ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

    Осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

    Участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

    Проводят при необходимости пограничные поиски и операции.

    Другие органы безопасности - иные управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск. К их числу относятся: авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ.

    Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Надзор за исполнением органами ФСБ безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

    Обеспечение безопасности в учебной литературе по курсу “Правоохранительные органы Российской Федерации” обычно рассматривалось в качестве функции лишь федеральной службы безопасности (ФСБ). В учебнике под ред. проф. В.П. Ботнева дана характеристика более широкого круга органов безопасности, что представляется вполне оправданным с учетом положений Закона РФ “О безопасности”. В соответствии с Законом РФ “О безопасности” органами обеспечения безопасности РФ являются: Вооруженные Силы, органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, внутренние войска , пограничные войска, органы, обеспечивающие безопасное проведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и сельском хозяйстве, службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения. Создание органов обеспечения безопасности, не предусмотренных законом РФ, не допускается.

    Каждый из этих органов обладает собственными задачами и компетенцией. Одни создаются для отражения внешней угрозы (Вооруженные Силы, органы внешней разведки), другие - для отражения внутренних угроз безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска). Некоторые органы обеспечивают безопасность как от внутренних, так и от внешних угроз. К ним относятся федеральная служба безопасности, таможенные органы .

    Общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента РФ . Он возглавляет Совет Безопасности, совместно с Федеральным Собранием определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности.

    Совет Безопасности РФ является конституционным органом, на который возложена подготовка решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности личности , общества и государства , обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий.

    Совет Безопасности организуется и действует в соответствии с Конституцией РФ , Законом “О безопасности” и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ.

    Задачами Совета Безопасности являются:

    • определение жизненно важных интересов личности, общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
    • разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организации подготовки федеральных программ ее обеспечения;
    • подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
    • подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;
    • подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения ;
    • разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности ;
    • совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

    В состав Совета Безопасности входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности является Президент РФ. Секретарь Совета Безопасности является его постоянным членом и назначается Президентом РФ. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Ими могут быть руководители федеральных министерств и ведомств - внутренних дел, внешней разведки и другие должностные лица.

    Совет Безопасности может образовывать постоянные и временные межведомственные комиссии.

    Совет Безопасности является совещательным органом. Его решения вступают в законную силу только после утверждения их Председателем Coвета Безопасности - Президентом РФ. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ.

    Органы федеральной службы безопасности

    Органы внешней разведки

    Органами внешней разведки являются специальные государственные органы , осуществляющие защиту граждан , общества и государства от внешней угрозы. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других органов исполнительной власти органами внешней разведки.

    Деятельность органов внешней разведки, их организация осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О внешней разведке”. Она заключается в добывании и обработке информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах иностранных государств, организаций и лиц, оказании содействия в обеспечении безопасности граждан.

    Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов законности , разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти , входящих в состав сил обеспечения безопасности РФ, уважения прав и свобод человека и гражданина , сочетания гласных и негласных методов и средств.

    Задачами органов внешней разведки являются обеспечение Президента , Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействие экономическому, научно-техническому прогрессу страны.

    Разведывательную деятельность запрещено осуществлять для достижения антигуманных и не предусмотренных законом целей.

    Осуществление разведывательной деятельности возложено на:

    • Службу внешней разведки Российской Федерации;
    • органы разведки Министерства обороны;
    • органы разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;
    • органы разведки Федеральной пограничной службы РФ;
    • органы разведки Федеральной службы безопасности РФ .

    В процессе разведывательной деятельности органами внешней разведки используются как гласные, так и негласные средства и методы. На территории Российской Федерации применение этих средств и методов в отношении граждан РФ не допускается.

    Надзор за соблюдением законов органами внешней разведки осуществляет прокуратура . За деятельностью органов внешней разведки установлен парламентский контроль , осуществляемый в порядке, предусмотренном законом. Общее руководство органами внешней разведки, включая контроль и координацию деятельности, осуществляет Президент РФ.

    Федеральная пограничная служба Российской Федерации

    Федеральная пограничная служба РФ (ФПС) является федеральным органом исполнительной власти , обеспечивающим реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны государственной границы , территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

    Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

    Организация и деятельность Федеральной пограничной службы осуществляется на основании Закона РФ “О Государственной границе Российской федерации”, а также Положения о Федеральной пограничной службе РФ, утвержденного Указом Президента РФ .

    Органы федеральной пограничной службы образуют централизованную систему, возглавляемую Федеральной пограничной службой РФ. В эту систему включаются:

    • органы пограничного контроля ;
    • органы внешней разведки;
    • оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность ;
    • пограничная стража;
    • пограничные войска и воинские образовательные учреждения;
    • другие органы пограничной службы, подчиненные Федеральной пограничной службе РФ.

    Федеральная пограничная служба РФ и ее органы находятся в ведении Президента РФ по вопросам, закрепленным за ними Конституцией РФ , и подчиняются Правительству РФ .

    Федеральная пограничная служба РФ в пределах своей компетенции совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает защиту государственной границы на суше, море, реках, иных водоемах, в пунктах пропуска через государственную границу; организует пропуск через государственную границу РФ лиц, животных, транспортных средств и грузов; организует разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; обеспечивает руководство органами и войсками федеральной пограничной службы; участвует в подготовке органами государственной власти нормативных и иных правовых актов, касающихся сферы охраны государственной границы; осуществляет взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств .

    Органы федеральной пограничной службы обязаны всеми мерами не допустить противоправное изменение прохождения государственной границы, осуществлять контроль за соблюдением правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах прохода государственной границы. В связи с этим они осуществляют:

    • режимно-пропускную деятельность;
    • разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
    • войсковую и военно-техническую деятельность;
    • производство по делам об административных правонарушениях и дознание.

    Осуществляя военно-техническую деятельность, органы федеральной пограничной службы возводят необходимые инженерно-технические сооружения, создают и строят средства связи, коммуникации, размещают и используют технику и вооружение на предоставленной им территории . Войсковая деятельность осуществляется пограничными войсками как самостоятельно, так и совместно с внутренними войсками и Вооруженными Силами РФ.

    В ходе режимно-пропускной деятельности органы федеральной пограничной службы имеют право находиться на любых участках местности и передвигаться по ним, требовать от владельцев земельных участков выделения мест для передвижения пограничных нарядов; проверять документы, производить досмотр транспортных средств и перевозимых грузов; задерживать лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима государственной границы, пограничного режима и режима пунктов пропуска через государственную границу, производить их личный досмотр; останавливать, досматривать и задерживать невоенные корабли, допустившие нарушения режима.

    Если нарушения образуют состав административного правонарушения , органы федеральной пограничной службы осуществляют административное производство в соответствии с соответствующим законодательством. В ходе производства они имеют право осуществлять административное задержание лиц, допустивших административное правонарушение , получать от них объяснения. По окончании производства органы федеральной пограничной службы применяют к виновным лицам меры административной ответственности : предупреждение, штраф .

    Органы федеральной пограничной службы обладают правами органа дознания. При обнаружении признаков преступления , относящегося в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции, они возбуждают дело, производят неотложные следственные действия, а затем передают дело по подследственности.

    Сотрудники органов федеральной пограничной охраны являются военнослужащими , обладающими правами и льготами, установленными Законом “О статусе военнослужащих”. Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности. Они являются представителями федеральных органов исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Никто, кроме уполномоченных лиц, не имеет права вмешиваться в деятельность сотрудников федеральной пограничной службы по охране государственной границы. Они носят установленную форму одежды, при исполнении служебных обязанностей имеют право на применение специальных средств и оружия в порядке, установленном законом.

    Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами федеральной пограничной службы осуществляет прокуратура . Полномочия прокурора зависят от вида деятельности органов федеральной пограничной службы и определяются действующим законодательством.

    Судебный контроль осуществляется при рассмотрении жалоб на незаконные действия и решения органов федеральной пограничной службы, ущемляющие законные права и интересы граждан.

    Государственный контроль за деятельностью органов федеральной пограничной службы возлагается на Президента и Правительство РФ.

    Ведомственный контроль осуществляют соответствующие подразделения Федеральной пограничной службы РФ при осуществлении проверок соответствующих нижестоящих подразделений. Для выявления среди сотрудников лиц, совершающих должностные преступления, в органах федеральной пограничной службы действует служба собственной безопасности.

    Федеральные органы правительственной связи и информации

    Федеральные органы правительственной связи и информации (ФОПСИИ) являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, на которые возложено обеспечение высших органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ , Совета Безопасности РФ, организаций, предприятий , учреждений специальными видами связи и информации, а также организация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти , организаций, учреждений, предприятий по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифровальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществление государственного контроля за этой деятельностью.

    Организация и деятельность органов ФОПСИИ осуществляется в соответствии с Законом РФ “О федеральных органах правительственной связи и информации”. Кроме того, деятельность ФОПСИИ осуществляется в соответствии с международными договорами , заключенными или признанными РФ.

    Принципами деятельности ФОПСИИ являются законность , уважение прав и свобод граждан , сохранение государственных секретов, подконтрольность и подотчетность высшим органам государственной власти .

    Федеральные органы правительственной связи и информации образуют централизованную систему, в которую входят:

    • Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ ;
    • органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические центры) в субъектах Российской Федерации);
    • войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части;
    • научно-исследовательские учреждения, учебные заведения.

    Федеральное агентство правительственной связи и информации возглавляет систему ФОПСИИ и осуществляет их общее руководство. Оно находится в непосредственном ведении Президента РФ и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов спецсвязи для государственных органов , организаций и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной засекреченной и иных видов спецсвязи. Возглавляет его Генеральный директор, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. При Федеральном агентстве правительственной связи и информации действует Академия криптографии.

    К основным направлениям деятельности ФОПСИИ относятся:

    • организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации;
    • обеспечение сохранности государственных секретов, обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в РФ и ее учреждениях за рубежом;
    • организация и ведение внешней разведки в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов спецсвязи с использованием радиоэлектронных средств и методов;
    • обеспечение высших органов государства , центральных органов исполнительной власти , Совета Безопасности достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики , международных отношений.

    Для осуществления этой деятельности ФОПСИИ предоставлены права издавать нормативные акты в части организации, обеспечения функционирования, безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи; налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, владеющими распределением и назначением радиочастот, на использование радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нарушением нормативных актов и создают помехи работе средств правительственной связи; входить на любые объекты связи независимо от ведомственной принадлежности, в которых проходят линии или размешены средства правительственной связи; производить разработку и изготовление технических средств и систем для обеспечения основных направлений своей деятельности; осуществлять лицензирование и сертификацию шифровальных средств, систем и комплексов телекоммуникаций; осуществлять контакты и сотрудничество с соответствующими службами иностранных государств.

    Сотрудники ФОПСИИ являются военнослужащими , служащими и рабочими. Их численность определяется Президентом РФ. На военнослужащих распространяются права и льготы, предусмотренные Законом “О статусе военнослужащих”. Служащие и рабочие пользуются правами и льготами в соответствии с трудовым законодательством.

    Сотрудники ФОПСИИ находятся под особой охраной государства. Не допускается привод, административное задержание сотрудника ФОПСИИ, его личный досмотр, досмотр вещей , транспорта без участия представителя этого органа или без санкции прокурора . Сотрудникам ФОПСИИ разрешено применение огнестрельного оружия в порядке и условиях, определенных законодательством. Сотрудникам ФОПСИИ запрещается организовывать забастовки , заниматься другой оплачиваемой деятельностью помимо основной работы.

    Надзор за точным исполнением законов в деятельности ФОПСИИ осуществляет прокуратура в соответствии с действующим законодательством.

    Президент РФ осуществляет контроль за ходом выполнения основных задач, возложенных на ФОПСИИ, утверждение программ их развития, санкционирование проведения мероприятий этих органов, затрагивающих жизненно важные интересы РФ.

    Парламентский контроль за деятельностью ФОПСИИ осуществляется в форме заслушивания отчетов Генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации, других должностных лиц этих органов в высшем органе государственной власти.

    Федеральные органы государственной охраны

    Государственной охраной называется функция федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер.

    Объектами государственной охраны являются: Президент РФ , лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие , главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации. Охраняемыми объектами являются здания, сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти , прилегающие к ним территории и акватории.

    Государственная охрана осуществляется специальными федеральными органами государственной охраны, которые состоят из Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента РФ.

    Федеральная служба охраны РФ осуществляет охрану Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации семьи , проживающих с ним или его сопровождающих, в течение срока полномочий Президента, а по его истечении государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

    Федеральные органы государственной охраны создаются, реорганизуются и упраздняются Президентом РФ.

    Задачами, стоящими перед Федеральными органами государственной охраны, являются выявление угрозы жизненно важным интересам, объектам государственной охраны, осуществление мер по ее предотвращению, обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда, обеспечение организации и функционирования (совместно с ФОПСИИ) президентской связи, участие в борьбе с терроризмом, выявление, предупреждение и пресечение преступлений на охраняемых объектах.

    Государственная охрана осуществляется следующими мерами:

    • предоставлением объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания;
    • проведением охранных мероприятий и поддержанием общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;
    • поддержанием порядка и пропускного режима на охраняемых объектах.

    Для осуществления этих мер Федеральные органы государственной охраны вправе привлекать силы и средства обеспечения безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска и др.), необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность ; производить при въезде (выезде) на охраняемые объекты личный досмотр граждан, принадлежащих им вещей , транспортных средств; задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны; вносить в федеральные органы государственной власти , органы государственной власти субъектов Российской Федерации , органы местного самоуправления , организации независимо от форм собственности обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов; использовать транспортные средства предприятий , а в неотложных случаях - и граждан для предотвращения преступления, преследования и задержания лиц, совершивших преступление или подозреваемых в его совершении; беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на земельные участки при пресечении преступлений, а также при преследовании лиц, подозреваемых в их совершении; обмениваться со специальными службами и организациями иностранных государств служебной информацией и договариваться об условиях и порядке обеспечения личной безопасности объектов государственной охраны при их выезде за пределы РФ.

    Сотрудниками федеральных органов государственной охраны являются военнослужащие (за исключением лиц, проходящих службу по призыву), а также лица, назначенные на соответствующие должности. Они проходят службу в соответствии с законодательством, с учетом особенностей деятельности органов государственной охраны. Законные требования сотрудников федеральных органов государственной охраны обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность. При исполнении своих служебных обязанностей к сотруднику федеральных органов государственной охраны не допускается применение административных взысканий, привод, административное задержание, его личный досмотр и досмотр его вещей и транспортных средств без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда . В своей служебной деятельности сотрудники федеральных органов государственной охраны не вправе руководствоваться решениями политических партий , им запрещается совмещение службы в федеральных органах государственной охраны с другой оплачиваемой работой, коммерческой деятельностью, оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности.

    Надзор за исполнением законов федеральными органами государственной охраны осуществляет прокуратура . Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством. В предмет надзора не входят организация, тактика, методы и средства осуществления деятельности федеральных органов государственной охраны.

    Судебный контроль осуществляется в ходе рассмотрения судом жалоб на незаконные действия и решения органов государственный охраны, нарушающие их права или причинившие им убытки.

    Государственный контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ. Члены Совета федерации и депутаты Государственной Думы вправе получать сведения о деятельности федеральных органов государственной охраны при осуществлении ими депутатской деятельности.

    Система федеральных органов безопасности

    Одним из основных элементов системы безопасности Российской Федерации являются федеральные органы безопасности (ст.ст. 8, 12 Закона о безопасности).

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. органы федеральной службы безопасности (ФСБ) осуществляют контрразведывательную деятельность против разведывательной деятельности иностранных спецслужб, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, посягающих на конституционный строй, суверенитет и обороноспособность государства, здоровье нации.

    Правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона об органах ФСБ).

    Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности (ст. 5 Федерального закона об органах ФСБ).

    Так согласно ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ эти органы представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

    * Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

    * управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

    * управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

    Возглавляет систему органов федеральной службы безопасности Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ на правах министерства, которую возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ. В структуру ФСБ РФ входят департаменты: контрразведки, по борьбе с терроризмом, анализа, прогноза и стратегического планирования, организационно-кадровой работы, обеспечения деятельности; управления: разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное, оперативно-поисковое, оперативно-технических мероприятий, собственной безопасности, делами; следственный изолятор; научно-исследовательский центр.



    Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности федеральных органов безопасности в ФСБ РФ образуется коллегия в составе Директора ФСБ, его заместителей, руководящих работников Федеральной службы безопасности.

    Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется по трем направлениям: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность.

    Контрразведывательная деятельность направлена на выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Осуществляется эта деятельность с применением как гласных, так и негласных средств и методов. Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается только на основании судебного решения. Контрразведывательная деятельность, затрагивающая неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.

    Борьба с преступностью осуществляется путем осуществления оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других мер, отнесенных законом к компетенции органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя России. Эта деятельность регламентируется Законом "Об оперативно-розыскной деятельности", уголовно-процессуальным законодательством.

    Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ во взаимодействии с органами внешней разведки.

    Система органов ФСБ состоит из трех звеньев: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, территориальные органы безопасности по регионам и субъектам Российской Федерации и приравненные к ним органы безопасности в войсках, территориальные органы безопасности по иным административно-территориальным образованиям и приравненные к ним органы безопасности в войсках.

    Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом и наделена соответствующими правами и обязанностями.

    К основным правам относятся следующие:

    * осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие по делами, отнесенным законом к компетенции ФСБ;

    * проникать в специальные службы и организации иностранных государств, производящих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

    * осуществлять контроль за обеспечением режима секретности при обращении с шифровальной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности (за исключением учреждений РФ, находящихся за ее пределами);

    * пользоваться в случаях, не терпящих отлагательств, транспортными средствами предприятий, учреждений и организаций для преследования преступников, доставления граждан в лечебные учреждения, для проезда к месту происшествия;

    * беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций в случае, если имеются достаточные основания полагать, что там совершено или совершается преступление, отнесенное законом к компетенции органов ФСБ, а также в случае преследования лиц, совершивших эти преступления;

    * проверять у граждан и должностных лиц документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

    * использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов ФСБ, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, организаций;

    * оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.

    * Основными же обязанностями органов Федеральной службы безопасности являются:

    * информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, по их поручению - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

    * выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также деятельности отдельных граждан, направленной на нанесение ущерба РФ, преступлений, отнесенных законом к компетенции органов ФСБ;

    * добывание разведывательной информации в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

    * обеспечение безопасности в Вооруженных Силах, пограничных войсках, внутренних войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, иных воинских формированиях, а также в органах внутренних дел, органах налоговой полиции, таможенных органах, органах правительственной связи и информации; объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, других стратегических объектов, в сфере космических исследований и приоритетных научных разработок;

    * обеспечение безопасности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ;

    * участие в разработке мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществление контроля за обеспечением их сохранности.

    Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ, ст. 9 Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Федерации соответствует воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ в Российской Федерации).

    На Директора ФСБ России возлагается руководство органами федеральной службы безопасности и организация их деятельности, информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации (ст. 7 Положения о ФСБ).

    В соответствии со ст. 10 Положения о ФСБ в ФСБ Российской Федерации образуется коллегия в составе Директора ФСБ России (председатель коллегии), первого заместителя директора и заместителей директора по должности, а также руководящих работников органов федеральной службы безопасности. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав, утверждаются Президентом Российской Федерации.

    Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним решения. Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России.

    Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов, управлений и других подразделений. В частности, имеются: департамент контрразведки, департамент по борьбе с терроризмом, департамент анализа, прогноза и стратегического планирования, департамент по организационно-кадровой работе, департамент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-поисковое управление, управление оперативно-технических мероприятий, управление собственной безопасности, управление делами, следственный изолятор, научно-исследовательский центр.

    Департаменты и управления возглавляют заместители Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

    Звеном системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы) ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях, а также в их органах управления.

    Исходя из социально-политических и экономических условий развития того или иного региона Российской Федерации, особенностей сложившейся в нем оперативной обстановки, в необходимых случаях ФСБ Российской Федерации правомочна создавать органы федеральной службы безопасности в отдельных регионах (ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ). Они решают возложенные на органы ФСБ обязанности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, например созданы региональные управления - Управление ФСБ по Москве и Московской области, Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Помимо территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках в зависимости от складывающейся оперативной и криминогенной обстановки в регионах могут создаваться и действовать региональные подразделения специального назначения (п. "о" ст. 13 Закона об органах ФСБ). На территории России созданы 12 филиалов Антитеррористического центра ФСБ, выполняющих специальные операции по борьбе с терроризмом и иными тяжкими преступлениями.

    Руководители управлений (отделов) ФСБ по регионам и субъектам Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Директора ФСБ.

    Низовым звеном системы органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации являются отделы и отделения ФСБ в административно-территориальных единицах. Их начальники назначаются на должность и освобождаются от должности Директором ФСБ Российской Федерации.

    Правовой статус сотрудников Федеральной службы безопасности. Сотрудниками Федеральной службы безопасности являются как военнослужащие проходящие службу в органах ФСБ в установленном законом порядке, так и гражданские лица. На службу в органы ФСБ принимаются лица, способные по своим моральным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности. При выполнении своих должностных обязанностей сотрудник ФСБ подчиняется только своим непосредственным и прямым начальникам. Никто не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудников органов ФСБ. При осуществлении своих должностных обязанностей сотрудник ФСБ не может быть подвергнут приводу, задержанию, личному досмотру. Не допускается личный досмотр его вещей, принадлежащего или используемого им транспорта без официального представителя органов ФСБ или решения суда. Сведения о сотрудниках, осуществляющих задание в спецслужбах иностранных государств или преступных группах, составляют государственную тайну.

    Сотрудники органов ФСБ имеют право бесплатного проезда на общественном транспорте, ряд других материальных льгот. Увольнение на пенсию осуществляется как по достижении предельного возраста, так и по выслуге лет.

    Сотрудники Федеральной службы безопасности не имеют права вмешиваться в политическую деятельность. В связи с этим в органах ФСБ запрещено создание партий и политических движений. Сотрудники органов ФСБ не имеют права заниматься предпринимательской и другой коммерческой деятельностью, оказывать кому-либо содействие в этом.

    Надзор и контроль за деятельностью органов Федеральной службы безопасности. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 23 Федерального закона об органах ФСБ).

    Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

    Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят (ст. 24 Федерального закона об органах ФСБ).

    Задачи ФСБ РФ

    УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 06.07.98 N 806 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ"

    7. Основными задачами ФСБ России являются:

    · руководство органами федеральной службы безопасности и подчиненными им предприятиями, организациями, учебными заведениями, научно-исследовательскими, экспертными и военно-медицинскими учреждениями и подразделениями, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки, подразделениями специального назначения, а также организация их деятельности;

    · информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

    · выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

    · обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;

    · выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

    · выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности;

    · координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприятий по обеспечению собственной безопасности;

    · организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

    · добывание и обработка в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации разведывательной информации, а также оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

    · проведение во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

    · осуществление в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами пограничной службы и пограничными войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации.

    Деятельность ФСБ регламентируется Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности ".

    Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

    Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом РФ.
    Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

    Система органов федеральной службы безопасности

    К органам федеральной службы безопасности относятся (см. подробнее на сайте ФСБ):

    1. федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (центральный аппарат );
    2. управления (отделы) по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности );
    3. управления (отделы) в Вооруженных Силах РФ , других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
    4. управления (отделы, отряды) по пограничной службе (пограничные органы);
    5. другие управления (отделы) (другие органы безопасности);
    6. авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

    Принципы деятельности федеральной службы безопасности

    Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

    • законность;
    • уважение и соблюдение и свобод человека и ;
    • гуманизм;
    • единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;
    • конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

    Направления деятельности органов федеральной службы безопасности

    1. контрразведывательная деятельность;
    2. борьба с терроризмом;
    3. борьба с преступностью;
    4. разведывательная деятельность;
    5. пограничная деятельность;
    6. обеспечение информационной безопасности.

    Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

    Обязанности органов федеральной службы безопасности

    Органы федеральной службы безопасности обязаны:

    • информировать Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;
    • выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;
    • добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
    • осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории РФ;
    • выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления (административные правонарушения), дознание и предварительное следствие, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
    • выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать террористические акты;
    • разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;
    • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
    • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
    • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
    • участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну
    • проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан РФ за ее пределами;
    • осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
    • обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ;
    • участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
    • осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств;
    • участвовать в соответствии с законодательством РФ в решении вопросов, касающихся приема в