Система военных судов в рф. Система военных судов рф, их полномочия Система военных судов не включает в себя

Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе (подсистеме) гражданских судов общей юрисдикции она тоже имеет три звена, но является более компактной - состоит из 12 военных окружных (флотских) и 140 гарнизонных судов с общим числом военных судей немного более 900 человек.

Гарнизонные военные суды

Основное звено образуют гарнизонные военные суды. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских и административных дел, подведомственных военным судам.

Из числа уголовных дел такого рода они должны рассматривать по первой инстанции все дела, кроме тех, которые подсудны военным, судам среднего звена и Военной коллегии Верховного Суда РФ. Им также приходится принимать решения по большинству вопросов, возникающих при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса.

Гарнизонные суды уполномочены пересматривать свои вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела в первой инстанции в следующем составе:

  • 1) гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом, коллегия, состоящая из трех судей;
  • 2) уголовные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.

Состоят военные суды этого уровня обычно из председателей и нескольких судей, а также из аппаратов судов, выполняющих вспомогательные функции. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В военных судах этого уровня имеются также народные заседатели, участвующие в коллегиальном разбирательстве уголовных и гражданских дел в случаях, предусмотренных УПК и ГПК.

Председатель гарнизонного военного суда

Председатель гарнизонного военного суда:

  • 1) вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • 3) распределяет обязанности между судьями;
  • 4) контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, утверждает положение об аппарате суда;
  • 5) представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.

Окружные (флотские) военные суды

Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) военные суды. Их общее количество зависит в основном от числа соответствующих военных структурных образований этого уровня (военных округов, флотов), каждое из которых располагается на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. На них возлагается выполнение функций первой, второй (кассационной) судебных инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Окружные (флотские) военные суды уполномочены рассматривать:

  • · по первой инстанции - уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, а также гражданские дела, связанные с государственной тайной (ч. 1 ст. 14 Закона);
  • · в качестве второй (кассационной) инстанции - дела по кассационным жалобам и (или) протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции (ч. 2 ст. 14 Закона);
  • · дела по так называемым надзорным протестам на вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, а также определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции (ч. 3 ст. 14 Закона);
  • · дела о проверке по вновь открывшимся обстоятельствам законности и обоснованности вынесенных ими самими решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в силу (ч. 4 ст. 14 Закона).

Военный суд среднего уровня состоит из председателя, его заместителей (в крупных судах допускается введение и должности первого заместителя), других судей. Основные структурные подразделения этих судов - президиумы, а также образуемые с учетом объема работы конкретного суда и количества назначенных в него судей судебные коллегии и (или) судебные составы.

Президиум образуется в составе председателя данного суда, его заместителей - председателей судебных коллегий и (или) судебных составов. На него возлагается:

  • · рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел по протестам на вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, а также на определения и постановления, принятые во второй инстанции судебной коллегией или судебным составом данного окружного (флотского) военного суда;
  • · рассмотрение вопросов организации работы и осуществление координации работы судебных коллегий и судебных составов;
  • · утверждение председателей судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;
  • · определение численности судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;
  • · рассмотрение вопросов организации работы аппарата суда, утверждение по представлению председателя суда структуры и штатного расписания аппарата суда, численности его работников и положения об аппарате суда.

Заседание президиума правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов президиума.

Основные функции судебной коллегии и (или) судебного состава окружного (флотского) военного суда определены в ст. 18 Закона о военных судах. К ним отнесено разбирательство:

  • · в первой инстанции дел, отнесенных к подсудности окружного (флотского) военного суда;
  • · дел по жалобам и протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции;
  • · дел о проверке по вновь открывшимся обстоятельствам законности и обоснованности вынесенных ими самими решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в силу.

При разбирательстве конкретных дел по первой инстанции окружной (флотский) военный суд может состоять:

по гражданским или административным делам - из одного или трех судей;

по уголовным делам - из трех судей-профессионалов, одного судьи-профессионала и двух народных заседателей либо из судьи-профессионала и двенадцати присяжных заседателей.

Рассмотрение кассационных жалоб и (или) протестов на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных судов осуществляется коллегиями, состоящими из трех судей окружного (флотского) военного суда.

Председатель окружного (флотского) военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. По истечении срока полномочий председатель окружного (флотского) военного суда может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Председатель окружного (флотского) военного суда:

  • 1) вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • 2) организует деятельность суда;
  • 3) созывает заседания президиума суда и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствует на заседаниях президиума;
  • 4) распределяет обязанности между заместителями председателя суда;
  • 5) решает в необходимых случаях вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии или судебного состава в другую судебную коллегию или судебный состав, а также решает вопросы о привлечении судей одной судебной коллегии или судебного состава для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии или судебного состава;
  • 6) контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе;
  • 7) представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
  • 8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом.

назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава окружного (флотского) военного суда :

  • 1) вправе участвовать в рассмотрении дел соответствующими судебной коллегией или судебным составом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • 2) организует работу соответствующих судебной коллегии или судебного состава;
  • 3) контролирует работу аппаратов соответствующих судебной коллегии или судебного состава;
  • 4) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда.

Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда осуществляет полномочия председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.

Председатель судебного состава окружного (флотского) военного суда :

  • 1) вправе участвовать в рассмотрении дел судебным составом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • 2) организует работу судебного состава;
  • 3) контролирует работу аппарата судебного состава;
  • 4) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда и (или) председателем соответствующей судебной коллегии.

Военная коллегия

Высшей судебной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образуется, как отмечалось выше, Военная коллегия . Эта коллегия тоже уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

В качестве суда первой инстанции она рассматривает:

  • · гражданские дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в тех случаях, когда такие акты касаются прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  • · уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также иные уголовные дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

В роли суда второй (кассационной) инстанции она выступает по отношению к военным судам среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, - по отношению ко всем военным судам. Она вправе также проверять свои вступившие в силу приговоры и решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Для разбирательства дел в Военной коллегии допускается образование различных составов суда:

  • · по первой инстанции гражданское или административное дело может рассматриваться единолично судьей или коллегией, состоящей из трех судей, а уголовное дело - коллегией, состоящей из судьи и двух народных заседателей или трех судей, либо судом присяжных (один судья и двенадцать присяжных заседателей);
  • · при рассмотрении дела в качестве кассационной инстанции или инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в силу приговоров и иных судебных решений, образуется коллегия из трех судей.

Законность и обоснованность не вступившего в силу решения по гражданскому делу или приговора, постановленного по первой инстанции Военной коллегией, проверяется Кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Законность и обоснованность приговора или иного судебного решения Военной коллегии в предусмотренных законом случаях может быть проверена Президиумом Верховного Суда РФ.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации:

  • 1) принимает предусмотренные законом решения по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих;
  • 2) вправе участвовать в рассмотрении дел Судебной коллегией по делам военнослужащих и председательствовать в судебных заседаниях;
  • 3) организует деятельность Судебной коллегии по делам военнослужащих;
  • 4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

ВОЕННЫЕ СУДЫ

Нормативная основа: ст. 4 и 22 ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О военных судах в РФ» от 23.06.99 г. (с изменениями), нормы процессуальных кодексов.

Эти суды являются федеральными судами общей юрисдикции , осуществляющими судебную власть в Вооруженных силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, а также в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.

Военные суды образуются по месту дислокации воинских частей и учреждений, и располагаются в открытых для свободного доступа местах.

Общая подсудность дел военным судам:

1. уголовные дела о преступлениях , в совершении которых обвиняются военнослужащие и лица, проходящие военные сборы, а так же лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, если преступления были ими совершены в период прохождения службы или сборов.

2. дела об административных правонарушениях , совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы.

3. гражданские и административные дела по искам и жалобам военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы о нарушении их прав, свобод и законных интересов органами военного управления или воинскими должностными лицами.

4. жалобы на действия, бездействие и решения военных прокуроров, следователей и дознавателей по уголовным делам, расследуемым в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

5. о заключении под стражу военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, а также о продлении сроков содержания под стражей .

6. об ограничении некоторых конституционных прав и свобод (на неприкосновенность жилища, тайну переписки, переговоров и сообщений) в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

7. лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы вправе подать в военный суд иск или жалобу на действия, бездействие или решения органов военного управления или воинских должностных лиц, если нарушение их прав, свобод и законных интересов произошло в период прохождения службы или сборов и т.д.

Система военных судов, их состав и компетенция.

Первым звеном являютсягарнизонные военные суды.

Состав : председатель суда, его заместители и другие судьи.

Компетенция :

1) по 1-ой инстанции эти суды рассматривают большинство гражданских, уголовных и административных дел, подведомственных военным судам, кроме тех, которые отнесены к компетенции вышестоящих военных судов, а также все дела об административных правонарушениях.

2) рассматривают жалобы на военных прокуроров, следователей и дознавателей, материалы об ограничении некоторых конституционных прав и свобод, решают вопросы о заключении под стражу подозреваемых и обвиняемых и о продлении сроков содержания под стражей.

Вторым звеном являютсяокружные (флотские) военные суды.

Состав : такой же, как в гарнизонных военных судах.

Структура:

* Президиум

* могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы

Компетенция:

а) судебные коллегии (судебные составы) по 1-ой инстанции рассматривают:

q гражданские дела, связанные с государственной тайной;

q заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным гарнизонным военным судам;

q уголовные дела о преступлениях, подсудных областным и соответствующим судам.

б) по 2-ой инстанции судебные коллегии (судебные составы) в апелляционном порядке проверяют не вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов.

в) президиум этих судов в кассационном порядке может проверять:

q апелляционные постановления, апелляционные определения, апелляционные приговоры окружных (флотских) военных судов;

q вступившие в силу приговоры гарнизонных военных судов;

q вступившие в силу решения гарнизонных военных судов, ранее обжалованные в апелляционном порядке.

Постановления (определения) президиума могут быть обжалованы в Военную коллегию Верховного Суда РФ в кассационном порядке .

Третьимзвеном являетсяВоенная коллегия Верховного Суда РФ.

Состав: Председатель Военной коллегии, его заместитель, судьи.

Компетенция:

а) по 1-ой инстанции рассматривает:

q дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, если эти акты касаются прав, свобод и законных интересов военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

q заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам;

q до 1 января 2013 г. – уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются судьи военных судов, если до начала судебного процесса судья заявил такое ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия приняла к своему производству по ходатайству обвиняемого

Приговоры и решения по этим делам, не вступившие в силу могут быть обжалованы в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ , а вступившие в силу – в Президиум Верховного Суда РФ (решения – только, если они ранее обжаловались в апелляционном порядке).

Военные суды РФ: понятие и место в судебной системе.

Военной суды в РФ - совокупность судов единой судебной системы РФ, в компетенцию которых входит рассмотрение дел, связанных с деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных органах, где предусмотренная воинская служба.

Военные суды в РФ входят в систему судов общей юрисдикции РФ и выполняют те же задачи, с поправкой на свою компетенцию.

Регулирование деятельности Военных судов в РФ осуществляется правовыми нормами ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

2. Порядок образование и система военных судов РФ.

Статьей 1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», установлен следующий порядок образования военных судов на территории Российской Федерации:

Создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных формирований связанных с прохождением воинской службы.

Система военных судов в РФ:

Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Окружные и флотские военные суды.

Гарнизонные военные суды.

Состав Военной коллегии Верховного суда РФ:

Заместитель председателя ВС РФ

3. Компетенция военных судов РФ.

Компетенция военных судов РФ в соответствии со статьей 7 ФКЗ «О военных судах»:

Деятельность по рассмотрению дел по протестам на решения, приговоры, определения и постановления

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам
1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее - Военная коллегия) и военных судов, вступившие в силу.
2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.
3. Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:
1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
4. Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.
5. Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу.
6. Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

24Особенности статуса судей военных судов и Военной Коллегии Верховного Суда РФ.

Статья 26. Особенности статуса судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

1. Статус судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ.

закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

(в ред. Федерального конституционного закона от 28.11.2009 N 7-ФКЗ)

1. Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Статья 28. Статус присяжных заседателей военных судов



(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

Статус присяжных заседателей военных судов и порядок привлечения граждан Российской Федерации к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей устанавливаются федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 29. Особенности материального обеспечения судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

1. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьям военных судов и судьям Судебной коллегии по делам военнослужащих выплачиваются по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом.

2. В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судьи военного суда или судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих с одновременным увольнением с военной службы указанному судье по его выбору выплачивается либо единовременное пособие при увольнении с военной службы, предусмотренное для военнослужащих федеральным законом, либо выходное пособие, предусмотренное для судей Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". В случае продолжения военной службы после ухода (удаления) в отставку с должности судьи военнослужащий при увольнении с военной службы имеет право на получение единовременного пособия, предусмотренного для военнослужащих. При этом при исчислении указанного пособия не учитывается период, за который было выплачено выходное пособие, предусмотренное для судей.

КонсультантПлюс: примечание.

О гарантиях пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявших деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенных со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретших право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание см. Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ.

Статья 30. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих, либо пенсия, предусмотренная для других граждан.

Статья 31. Особенности социальной защиты судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, а также членов их семей

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

1. Судьи военных судов и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел и командование воинских частей, в том числе за пределами территории Российской Федерации, по месту нахождения военного суда обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

(часть 1 в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

2. В случае гибели (смерти) судьи военного суда или судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих (в том числе судьи, пребывающего в отставке) не в связи с его служебной деятельностью нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, по их выбору органами, осуществляющими пенсионное обеспечение судей или военнослужащих, выплачивается пенсия, которая могла быть назначена судье военного суда или судье Судебной коллегии по делам военнослужащих по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" или Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

(часть 2 в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

3. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, см. Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ.

4. Жилое помещение предоставляется судьям военных судов и судьям Судебной коллегии по делам военнослужащих во внеочередном порядке соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с последующей компенсацией понесенных ими расходов за счет средств федерального бюджета либо приобретается за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями.

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

5. Жилая площадь, занимаемая судьями военных судов и судьями Судебной коллегии по делам военнослужащих в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в случае ее освобождения предоставляется другим судьям военных судов, а также работникам аппаратов военных судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом норм, установленных федеральным законом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

6. Медицинское обслуживание судей военных судов (в том числе судей, пребывающих в отставке) и членов их семей, включая обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение, осуществляется по нормам и в порядке, которые установлены для судей федеральным законом . Медицинское обслуживание судей Судебной коллегии по делам военнослужащих осуществляется в порядке, установленном для судей Верховного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 29.06.2009 N 3-ФКЗ, от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

6.1. При отсутствии по месту расположения военного суда медицинских учреждений соответствующего уровня государственной или муниципальной системы здравоохранения медицинское обслуживание, обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение судей военных судов осуществляются медицинскими учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент).

(часть шестая.1 введена Федеральным конституционным законом от 29.06.2009 N 3-ФКЗ)

7. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ

25 Правовая основа организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Система арбитражных судов в РФ: понятие, основные черты, звенья.

Арбитражный суд РФ - государственный орган, отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий рассмотрение споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовой основой деятельности арбитражных судов в РФ являются следующие нормативные правовые акты:

Конституция РФ

ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

ФКЗ «О судебной система Российской Федерации»

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»

Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»

ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»

2. Задачи и функции арбитражных судов РФ.

Задачи арбитражных судов РФ:

Защита законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Восстановление нарушенных прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предупреждение нарушений правовых норм, в установленной сфере.

Укрепление законности и соблюдения законодательства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Реализация государственной политики в пределах своих полномочий.

Функции арбитражных судов РФ:

Деятельность по осуществлению правосудия.

Разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучение и обобщение судебной практики.

Ведение судебной статистики.

Другие функции, установление законодательством РФ.

3. Система арбитражных судов РФ.

Систему арбитражных судов РФ составляют:

В Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» несколько изменена существовавшая ранее подсудность дел военным судам. Так, в нормах ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Закона закреплено, что военным судам подсудны только те гражданские дела, которые возбуждаются по жалобам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, а также дела по аналогичным жалобам граждан, уволенных с военной службы или прошедших военные сборы, если нарушение их прав, свобод и интересов произошло в период прохождения ими военной службы, военных сборов. Другие гражданские дела военным судам на территории Российской Федерации неподсудны.

Военным судам стали подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, но лишь с момента внесения изменений в соответствующие федеральные процессуальные законы.

Подсудность военным судам уголовных дел о преступлениях, совершенных гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими, определена ч. 3 ст. 7 Закона.

В соответствии с указанной нормой подсудность дел о преступлениях, в совместном совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы), совершившие преступления в период военной службы (то есть лица, дела в отношении которых подсудны военным судам), и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.

Поэтому, если уголовное дело по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному суду в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело о всех лицах и преступлениях рассматривается военным судом.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами территории Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами всех дел в местностях, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу.

В соответствии со ст. 22 Закона гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. Он также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 45 нормы ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу только после принятия соответствующего федерального уголовно - процессуального закона. Вместе с тем нормы ч. 3 ст. 22 о подсудности гарнизонным военным судам вопросов об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища вступили в силу с момента официального опубликования Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации». В связи с этим указанные материалы должны рассматриваться гарнизонными, а не окружными военными судами, как это было ранее.

Гарнизонный военный суд рассматривает также жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно - процессуальным законом.

В соответствии со ст. 14 Закона окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы. Он также в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции. Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу. военный суд полномочие

Законом впервые предусмотрена возможность рассмотрения окружным (флотским) военным судом дел с участием присяжных заседателей. Однако норма п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о рассмотрении окружным (флотским) военным судом уголовных дел в составе судьи и коллегии присяжных заседателей, как вытекает из содержания ст. 28 этого же Закона, применяется только в случаях, предусмотренных процессуальным законом. В настоящее время правовых оснований для рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел в указанном составе не имеется до внесения соответствующих изменений в процессуальное законодательство.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства, Министерства обороны, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия также рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда и военных судов, вступившие в силу.

Система военных судов Российской Федерации и их полномочия в настоящее время определяются правовыми нормами, содержащимися в главе II Федерального конституционного закона Российской Федерации «О военных судах Российской Федерации».

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. То есть они, в отличие от общих судов, организованы не применительно к административно-территориальному делению страны, а в соответствии с устройством и дислокацией Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Они располагаются в открытых для свободного доступа местах. Никакой военный суд не может быть упразднён, если отнесённые законом к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае, если воинская часть или воинское формирование дислоцируется за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В процессуальном отношении система военных судов включает три звена – гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды и Военную коллегию Верховного суда Российской Федерации. В определенных ст. 9 Закона о военных судах случаях решения, принятые военными судами и Военной коллегией, могут быть предметом рассмотрения Кассационной коллегии или Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Основным звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды, которые рассматривают подавляющее большинство дел и материалов, отнесенных законом к компетенции военных судов. Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Суды этого звена системы военных судов наиболее доступны для военнослужащих и теснее других судов связаны с воинскими частями.

Ст. 22 Закона о военных судах определяет категории дел, подлежащие рассмотрению и разрешению по первой инстанции в гарнизонном воен­ном суде, а также устанавливает, что гарнизонный военный суд:

1. рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и поста­новлений, принятых им и вступивших в силу;

2. принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну пе­реписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;



3. рассматривает жалобы на действия (бездей­ствие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Полномочия окружного (флотского) военного суда определены в ст. 14 Закона о военных судах. Здесь определены категории дел подсудные судам этого звена системы военных судов (вопросы подсудности дел окружному (флотскому) военному суду рассматриваются в следующем параграфе). Кроме того, в отличие от гарнизонных военных судов, эти суды являются судами не только первой, но и кассационной, а также надзорной инстанции.

Окружной (флотский) военный суд является судом кассационной инстанции по отношению к гарнизонным военным судам. Он рассматривает дела по жалобам и протестам (представлениям) на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

Суды этого звена являются и судами надзорной инстанции по отношению к гарнизонным военным судам. Президиум окружного (флотского) военного суда в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о военных судах рассматривает дела по протестам (представлениям) на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу. Кроме того, этот же суд рассматривает дела по протестам (представлениям) на определения и постановления окружного (флотского) военного суда, вступившие в силу.

Полномочия Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации определены в ст. 9 Закона о военных судах. Военная коллегия действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции, а также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров, принятых ею ранее и вступивших в силу.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда кассационной инстанции рассматривает дела по жалобам и протестам (представлениям) на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

В качестве суда надзорной инстанции Военная коллегия рассматривает дела по протестам (представлениям) на приговоры, решения, определения и постанов­ления военных судов, вступившие в силу.

Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоя­тельствам, в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятие ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, по жалобам и протестам (представлениям) в кассационном порядке рассматривает Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. Право участников процесса на обжалование в кассационном порядке судебных решений и полномочия прокурора на принесение кассационного представления на незаконное и необоснованное решение суда в гражданском и уголовном судопроизводстве определены соответственно в ст. 336 ГПК РФ и в ст. 354 УПК РФ.

Вступившие в законную силу судебные решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, а также соответствующие акты военных судов, в соответствии с процессуальным законодательством могут быть пересмотрены лишь по жалобам и представлениям тех лиц, которым такое право предоставлено законом.

Так, в соответствии со ст. 406 УПК РФ пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров, определе­ний и постановлений суда по уголовному деду допускается при жалобе осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя, а также при представлении прокурора, поданных в установленном законом порядке.

В дальнейшем в соответствии со ст. 406 УПК РФ надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления. В необходимых случаях судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления.

Изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;

2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

При этом закон допускает, что председатель окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации либо его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановление, согласно названного выше пункта 2.

В целом аналогичным образом, хотя и в несколько более усложненной, детализированной процедуре, регламентированы полномочия соответствующих лиц при принесении жалоб и представлений на вступившие в законную силу судебные решения и в ГПК РФ (ст. 376-384).

Наряду с этим следует отметить, что статья 11 (ч. 2 п.1,2) Закона о военных судах наделяет председателя Военной коллегии полномочиями приносить протесты (т. е. нынче – представления):

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, вступившие в законную силу;

В Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу.

В соответствии со ст. 19 Закона о военных судах председатель окружного (флотского) военного суда приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления соответствующих гарнизонных военных судов и окружных (флотских) военных судов, вступившие в силу.

Право пересмотра вступивших в силу решений, приговоров, определений и постановлений Военной коллегии принадлежит Президиуму Верховного Суда Российской Федерации.

Вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов вправе пересматривать соответствующие вышестоящие судебные учреждения (см. ст. 403 УПК РФ, ст. 377 ГПК РФ). Дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в силу, рассматриваются тем же военным судом, который их принимал (ст. 9, 14, 22 Закона о военных судах).

Глава II Закона о военных судах определяет также и полномочия должностных лиц, возглавляющих соответствующие суды или их структурные подразделения.

Закон о военных судах следующим образом определяет внутреннюю структуру Военной коллегии и военных судов.

Военная коллегия Верховного Суда образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда Российской Федерации, входящих в Военную коллегию. В Военной коллегии могут быть образованы судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и судебных составов и других судей. В окружном (флотском) военном суде имеются президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

В гарнизонном военном суде, который образуется в составе председателя, его заместителей и других судей, внутренних подразделений, обладающих разными процессуальными полномочиями, не имеется.

Статус судей военных судов и Военной коллегии определяется так же, как и статус судей общих судов, но имеет ряд особенностей, установленных Законом о военных судах.

Состав Военной коллегии и военных судов при рассмотрении судебных дел регулируют ст.ст. 10 , 15 , 23 Закона о военных судах.

Выполняя возложенные законом полномочия, окружной (флотский) военный суд в первой инстанции рассматривает дела в следующем составе: гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; уголовные дела рассматривают коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также жалобы и протесты на решения гарнизонных военных судов об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора, принятые ими решения, коллегией, состоящей из трех судей. Окружной (флотский) военный суд рассматривает на заседаниях президиума дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.

Гарнизонный военный суд рассматривает подсудные ему уголовные, гражданские и административные дела в составе одного судьи либо коллегии, состоящей из трех судей, в случаях указанных в законе.

Судья гарнизонного военного суда единолично принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, а также рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и в порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.

Глава 3. Понятие, содержание и основные положения научной организации труда в военном суде