Системная семейная психотерапия – что это? Приемы лечения семьи. Направления в семейной психотерапии

Семейная терапия обладает широким набором методик, спо­собствующих изменению. Многие из них - это семейные вари­анты индивидуальных методик. К некоторым из важных мето­дик семейной терапии относятся следующие.

Присоединение

Часто семейный терапевт присоединяется к семье, и, образ­но говоря, становится членом семьи, формируя некоторые се­мейные правила и структуры и участвуя в них. Это присоедине­ние терапевта немедленно изменит структуру семьи и произве­дет непосредственные изменения, так же как появление в семье ребенка, даже не первого, всегда изменяет структуру семьи. Если вы используете присоединение как метод достижения раппорта, особенно важным будет знание культурных различий и уваже­ние, если есть желание поддержать чувство эмпатии к этой се­мье. Некоторые семейные терапевты под присоединением под­разумевают нечто вроде вступления в семейный клан, терапевты другой ориентации под присоединением имеют в виду присое­динение к языковой системе семьи. Для других термин присое­динение близок к эмпатическому пониманию и достигается вы­слушиванием.

Пример ролевой игры

На первой стадии вам понадобится семья с такими персона­жами: подросток с деформациями в поведении (вплоть до хули­ганства); излишне заботливая, сверхпривязанная к семье мать, явно проявляющая тенденцию к гиперопеке; отдаленный отец, занятый профессиональной карьерой; младший брат или сестра, требующие большего внимания к себе, но в целом, по-видимому, нормальные. Предположите, что в браке матери и отца имелись свои проблемы к моменту, когда случился кризис в поведении подростка.

Ваша задача - провести с этой семьей элементарный сеанс семейной терапии. Предложенная здесь структура представляет собой комбинацию нескольких описанных выше теорий. Тем не менее, она позволит вам пережить сложности и почувствовать возможности сеанса семейной терапии.

Стадия 1. Достижение раппорта/структурирование. Возможно у вас не будет времени установить легкий раппорт сразу с четырьмя членами семьи - по сравнению с одним это сделать труднее. Возможно, вы почувствуете, что установление раппорта требует от вас значительно большей энергии. Если это так, можно просто начать с такого введения: “Я рад, что я встре­тился с вами, понимаю, что вам надо со мной о чем-то погово­рить. Кто хотел бы начать первым? Обычно тот, кто решится заговорить первым - самый активный член семьи и имеет осо­бую власть в системе семьи.

Стадия 2. Сбор данных.

После того, как высказался первый, спросите каждого члена семьи, каково его определение проблемы. Внимательно выслу­шайте и используйте основные приемы выслушивания, чтобы получить определение проблемы. Когда определения прояснят­ся, суммируйте определения проблемы (скорее всего проблемой семьи будет назван подросток). Затем переформулируйте или интерпретируйте эту проблему примерно таким образом: “В этой семье действительно имеется проблема, но это не проблема од­ного человека, это проблема способа взаимодействия между членами семьи”. Естественно, для переформирования проблемы используйте свои собственные слова и конструкты и изменяйте темп речи и подбирайте слова таким образом, чтобы подстро­иться под данную конкретную семью. Спокойно допускайте реакции на вашу интерпретацию, но придерживайтесь основной идеи о том, что проблема состоит в трудностях системного взаимодействия. При желании можно зеркально отразить вер­бальное и невербальное поведение некоторых членов семьи, включившись тем самым в структуру семьи. В такой роли вы лучше поймете “свою” семью и приобретете большую эмпатию.

Потратьте некоторое время на поиски факторов укрепления семьи путем поиска положительных целей. Что семья сделала правильно? Где семья действует хорошо? Можно рассмотреть, что конкретно не сработало при попытках найти решение во­проса ранее. Вы можете еще потратить время на исследование правил, действующих в семье, и ее структур, и изучение специ­фики функционирования этой семьи. Некоторые семейные те­рапевты возражают на это, утверждая, что определение пробле­мы должно занимать 95 процентов ваших усилий. Они говорят, что, если проблема хорошо сформулирована, то решение часто появляется тут же.

Стадия 3. Определение возможных итогов. Используйте основные итоги выслушивания для определе­ния желательного исхода. Не попадайте в ловушку индивидуаль­но ориентированной цели для семьи. Помогите семье в их со­вместном поиске общей цели, которая благотворно подействует на каждого члена семьи в отдельности и на всю семью в целом. Возможно, вы обнаружите, что ваша семья в настоящий момент действует в рамках иррациональных и ложных паттернов.

Стадия 4. Выработка альтернативных решений. В этой стадии вы должны выбрать терапию, наиболее подхо­дящую для этой семьи и здесь, в середине ролевой игры, вы скорее всего почувствуете, что данная модель помощи довольно трудна для практического воплощения, хотя во многом она сходна с другими моделями. Для этого упражнения мы предла­гаем следующие варианты методик, хотя вы, возможно захотите воспользоваться другими методиками, описанными выше.

а) Попросите семью разыграть типичный семейный ужин. Во время этой ролевой игры запомните, кто сидел рядом с кем и в каком порядке говорили члены семьи. Прокомментируйте это и структурируйте изменения положения за столом и разговоры. Может оказаться полезной в виде части данного процесса просьба к родителям сыграть роль детей, а к детям - роль роди­телей.

б) Заметьте специфический повторяющийся паттерн в семье. Кратко прокомментируйте его, а затем дайте семье инструкцию еще раз воспроизвести его и обратите внимание на их поведе­ние, мысли и чувства. Это слабая парадоксальная директива, возможно, вам захочется ее усилить.

в) Для раскрытия семейных “секретов” воспользуйтесь мето­дом опроса по кругу. Затем можно использовать положительный рефрейминг, чтобы вызвать более положительную реакцию на эти секреты.

Стадия 5. Генерализация.

Многие терапевты опускают этот шаг. В работе с семьей можно использовать почти любую из методик, предлагавшуюся в этой книге для “домашней работы” и последующего разбора. Один вариант слабой парадоксальной директивы часто может оказаться полезным для семейной терапии. Дайте семье дирек­тиву в течение недели на неэффективное поведение и попросите их потом рассказать о своем опыте. Если они сплотятся и отка­жутся выполнять это домашнее задание, вы можете быть до­вольны тем, что группа сплотилась ради своих интересов, и вы можете говорить о благоприятном исходе своего “провала”. Если парадоксальный метод сработал, то у вас появятся новые ценные данные для планирования. В любом случае, вы сохранили по­следствия терапии после окончания интервью.

Ситуативная ролевая игра.

Это еще одна методика, подобная ролевой игре, которая может быть использована при тренировке настойчивости. Но в этом случае вы как терапевт наблюдаете, как семья разыгрывает перед вами проблемную ситуацию. При этой методике вы про­сто просите семью разыграть некую семейную проблему, чтобы вы могли пронаблюдать семейное взаимодействие. Терапевт может подсказать и провести некоторые изменения, но струк­турная терапия не подчеркивает так сильно специфические по­веденческие изменения, как это делает бихевиоральная или ког-нитивно-бихевиоральная школа. К ситуативной ролевой игре можно добавить парадоксальную директиву, в которой терапевт инструктирует семью продолжать то, что они уже делают, или преувеличить свои поведенческие реакции. Это задание можно перенести на следующую неделю, дав домашнее задание для всей семьи.

Наблюдение.

Эта методика включает в себя внимательное выслушивание разговорных паттернов и наблюдение того, кого слушают и в каком порядке - нечто подобное тому примеру, который при­водится в главе о коммуникации. За этим можно указать семье на то, что происходит, предложить непосредственно разыграть данную транзакцию, а затем присоединиться к семье, если ме­тоды наблюдения невозможны.

Методы переконструирования.

Главный принцип такой методики - перефокусировать про­блемное поведение семьи (иногда с помощью поиска положи­тельных целей), изменяя позиции в семье относительно того, как сидеть за обеденным столом или изменяя порядок разговора за обедом. Затем можно вызвать семью на обсуждение того, как они хотели бы структурировать свои взаимодействия, потрениро­ваться в этой роли в беседе, а затем генерировать эту роль в те­чение следующей недели. Конечно, эта методика не похожа на методику фиксированной роли Келли, в которой клиент выраба­тывает идеальную для себя роль на будущее, а затем играет ее.

Опрос по кругу .

Это упражнение особенно полезно при выработке оценки мнений членов семьи или при активном психотерапевтическом вмешательстве. Вместо того, чтобы спрашивать отдельных чле­нов семьи, что они думают о проблемах и взаимодействиях, вы выслушиваете одного члена семьи о том, что, как он думает, что думает другой член семьи. Например, терапевт может спросить ребенка: “Билл, как ты думаешь, что думает твой папа о том, что мама перешла на новую работу?” Если до того такой же вопрос вы задавали маме и папе, они, возможно, не выдали семейную тайну. Благодаря опросу по кругу можно выяснить факты, кото­рые знает каждый, но не говорит об этом, и не знает о том, что другие знают. Опрос по кругу помогает членам семьи увидеть свою роль в симптоме “идентифицированного” пациента.

Рефрейминг (переформулирование).

Здесь семейная проблема переформулируется или ей дается другое наименование, часто под более позитивным углом зре­ния. Факт наименования проблемы как семейной проблемы, а не как проблемы отдельного человека, является сам по себе важным актом рефреймирования. Семейная терапия обладает рядом концептуальных методов рефреймирования, при этом все они сконцентрированы вокруг вопроса о том, как помочь семье взглянуть на проблему по-новому. И опять вы видите, что цель здесь в изменении системы, которая находится в неподвижном, застойном состоянии. Можно было бы сказать, что целью се­мейного терапевта является увеличение гибкости для семьи как целой системы. В то же время для семьи всегда нужен баланс между изменением и стабильностью. Существует множество методов рефреймирования (переинтерпретации), и группа пси­хиатров, занимающихся семейной терапией, довела их до со­вершенства. Несколько теоретических альтернатив поиска по­ложительных целей (глава VII) сами по себе - целая серия пе­реформулирований, которые можно адаптировать к методу се­мейной терапии. Собственно, семейная терапия и состоит в переформулировании.

Другие методики.

Аккомодация параллельна эмпатии - это еще один термин для обозначения того, что есть в семье. Невербальное отраже­ние - это прямое зеркальное отображение языка тела одного или нескольких членов семьи плюс наблюдение, какие члены семьи отражают язык тела друг друга и в какой последователь­ности бессознательного контроля они это делают. Это может оказаться особенно полезным при присоединении к семье или в попытках понять, как отдельный член семьи смотрит на про­блему.

Отдельные методики, которые описываются в этой книге, могут быть адаптированы различными способами. Семейные терапевты могут пользоваться методами гештальт-терапии, осо­бенно методом “горячего стула”, который поможет выявить ди­намику семьи. С некоторыми семьями можно использовать ме­тоды обратного отражения и притяжения Франкла либо любую методику, которая может вызвать изменение в системе взаимо­действий.

Сила и ограниченность семейной терапии.

Бегло ознакомившись с миром семейной терапии вы могли увидеть, что здесь столько же альтернативных методик, сколько их в индивидуальной терапии. Ясно то, что семейная терапия жива и здорова и она будет приобретать все большее значение в будущем. Отличие семейной терапии и ее вклад в общую психо­логию состоит в том, что она помогла нам понять, как можно смотреть на клиентов с точки зрения системного подхода. Точка зрения личность - окружающая среда, описанная в этой книге, усилена интеракционистским мировоззрением семейной тера­пии.

В то же самое время вы можете видеть, что, если вы обла­даете хорошими навыками в области индивидуальной терапии и знаете ее основные теории, в общем нетрудно воспринять пози­цию семейной терапии. Многие методы похожи на методы ин­дивидуальной терапий и даже могут быть выведены оттуда. Па­радоксальная направленность Франкла была отточена Милтоном Эриксоном и теперь используется во многих сеансах семейной терапии с не меньшей эффективностью.

Психотерапевт стремится к достижению равновесия между изменением и стабильностью, а также отдаления и привязанно­сти. Психотерапевт поощряет отдельных членов семьи и всю семью как систему к разнообразию и росту в системе гибких отношений друг с другом.

Как и другие методы, семейная терапия имеет свои ограни­чения. Недавно появившись на психологической сцене, она проявляет тенденцию претендовать на особое знание истины. Это может проявляться в появлении сверхоптимистичных та­лантливых терапевтов, в своем рабочем энтузиазме забывающих о профессиональной этике. Например, некоторые семейные терапевты делились видеозаписями сеансов с коллегами без раз­решения клиента. Практика “дикого анализа” не ограничивается только теми психотерапевтами, которые пользуются психоана­литическими методами. Однако, основным ограничением се­мейной терапии и ее влияния являются те терапевты, которые сопротивляются изменениям и отказываются изучать методы семейной терапии. Семейная терапия в ближайшие годы стаби­лизируется и приобретает еще большее значение. Мы считаем, что все терапевты должны освоить это динамическое направле­ние в терапии.

1950-е. Системная семейная терапия возникает одно-временно в США и Европе, вбирая идеи кибернетики и теории коммуникации. Врачи, антропологи, математики и психологи разработали представления о структуре семьи, ее кризисах, системе обратной связи. Психотерапевт Вирджиния Сатир (Virginia Satir, 1916–1988) была первой, кто рассматривал как клиента семью в целом. Британский антрополог Грегори Бейтсон (Gregory Bateson, 1904–1980) создал теорию двойного послания. Это сообщение-парадокс: например, мать словами выражает любовь к ребенку, но ее поведение говорит о враждебности.

Определение

При системном подходе клиентом становится не один человек, не пара, а вся семья в целом. Любая проблема рассматривается не как особенность поведения или ощущения кого-то из членов семьи (включая детей), а как результат функционирования семьи в целом как системы, которая постоянно развивается. Все процессы, происходящие в семейной системе, одновременно и причина, и следствие друг друга.

Принцип действия

Проблемы одного из членов семьи указывают на нарушенные отношения внутри семьи. Психотерапевт старается выявить, какой цели служит симптом, который стал поводом для терапии. Системная семейная психотерапия исследует то, как члены семьи общаются друг с другом, и часто проходит с использованием ролевых игр. В некоторых случаях рассматривается еще и семейная история, которая также может быть источником нынешних проблем. В ходе терапии меняется вся семья и система отношений в ней, и вследствие этого меняется поведение ее членов.

Ход работы

Системный семейный терапевт может работать со всей семьей, с парой или отдельно с кем-то из членов семьи, в том числе с ребенком. В ходе беседы он анализирует привычные формы поведения клиента и его способы эмоционального реагирования на слова и поступки значимых людей. Также рассматриваются семейные правила (например, как и на что тратят деньги) и семейные мифы (представление семьи о том, кто такие «мы»; например, в мифе «дружная семья» тот, кто плохо подумает о родственниках, считается плохим). Затем совместно с клиентом терапевт ищет новые способы взаимодействия, которые повышают качество жизни и взаимоотношений клиента или семьи.

В работе может быть использована генограмма – нарисованная со слов клиента схема, отражающая события в семье и взаимоотношения между ее членами (любовь, зависимость, разрыв). Анализ генограммы помогает обнаружить скрытый в семейной истории источник проблем, который заставляет членов семьи вести себя определенным образом.

Показания к применению

Сексуальная дисгармония, трудности в общении между родителями и детьми, сложности с созданием длительных отношений, утрата близкого человека, развод, психосоматические расстройства, нарушения поведения ребенка, эмоциональные проблемы детей – темой для консультации может стать любая ситуация, которая беспокоит семью. Семейные терапевты работают и с проблемами подростков, такими как зависимость, попытки самоубийства, нарушения пищевого поведения. Некоторые заболевания, например депрессия или фобия кого-то из членов семьи, затрагивают семью в целом. Семейная системная терапия помогает справиться с этими проблемами, если становится понятен скрытый смысл симптома.

Как долго? Сколько стоит?

Прием длится 1–1,5 часа. Обычно встречи происходят раз в неделю. Семейная система обладает достаточной гибкостью, поэтому в каких-то случаях бывает достаточно одной или нескольких консультаций, но иногда требуется и длительная помощь (до 30–40 консультаций). Цена одного приема в среднем 2500 рублей.

Как бы не высмеивал русский народ последнее, терапевтические приемы буквально спасли множество браков, и как минимум улучшили взаимопонимание в семьях, обратившихся за помощью, помогли преодолеть трудный период, кризис в семейных отношениях и даже горе.

И каким бы практиком вы не являлись, стоит обратить внимание, прежде всего на теоретические знания, именно на них основаны современные психологические техники. Чем больше вы узнаете о психологии семьи , тем меньше непоправимых ошибок совершите, тем более счастливы будете сами и сделаете таковыми свою семью. И уж тогда никакие терапевты вам не понадобятся.

Множество исследований, проведенных социальными психологами (именно в сферу социальных проблем входит взаимоотношения в семье ), позволили вывести ряд психологических закономерностей. Трудно определить какие из них назвать в первую очередь, впрочем, судить вам, что важнее…

Причины конфликтов между мужем и женой.

Среди самых распространённых поводов для конфликта психологи назвали: организация быта, методы воспитания детей, различные предпочтения способов проведения досуга. Именно эти вопросы следует обговорить заранее и как можно подробнее, чтобы позже не было сюрпризов. Хотя они всё равно будут, вы значительно сократите их число, и соответственно число поводов для ссор, конфликтов, недопонимания.

Кризисные этапы в развитии семьи.

На определённом этапе происходит переломный момент. Нечто в семейной жизни меняет сложившийся уклад. Этот сложный период и называют кризисом. С одной стороны, это полезно, если ведёт к благоприятным, полезным для семьи переменам. Но бывает, что члены семьи не справляются с переменами из-за непонимания происходящего, либо ухода в свои личные проблемы.

  1. Первый кризис возникает на начальном этапе, когда семья только только зародилась. Период адаптации , "притирки" осложняется холостяцкими привычками супругов. Чем дольше они проживали одни, тем сложнее будет совместить две разные жизни в одну. Особенно, если в один прекрасный момент один или оба супруга не испытывают ни малейшего желания стараться примириться с тем или иным фактом.
  2. Далее спустя 3 года или в момент рождения ребенка. Само собой стать родителем это стресс для обоих.
  3. Затем кризис наступает с появлением второго ребенка или спустя 7 лет. Причина сложностей в распределении ролей, новых обязанностях каждого, особенно это не нравиться старшему ребёнку, если вы не подготовили его должным образом.
  4. А уже позже критическим периодом можно назвать наступление «кризиса среднего возраста » у главы семейства. Этому кризису подвержены только мужчины. У женщин также происходит кризис в связи с возрастными изменениями, но гораздо позже (менопауза). И только «мужской» кризис способен разрушить семью. Женщин в плане кризиса нельзя назвать более устойчивыми, однако внешне кризис мы стараемся не проявлять, не переносить на семью. Мужчина же в порыве может изменить, вести себя как подросток, злоупотреблять алкоголем, заняться азартными играми. Конечно, здесь приведены наиболее яркие, вызывающие примеры мужского поведения. Чаще кризис проявляется в более сглаженной форме и всё же поведение главы семейства не может не отразиться на всех членах семьи.
  5. Следующий кризис иногда называют «опустошением гнезда». Это происходит спустя 20 лет брака, когда все дети покидают родительский дом, а супруги вдруг осознают, что им нечем заняться. Они всю свою жизнь построили вокруг детей, не друг друга, всегда мечтали больше времени проводить наедине, но теперь, когда это стало возможным, они не знают, чем себя занять. А прибавьте к этому страх смерти, ухудшения здоровья…

Подготовить себя можно к каждому из этих периодов, несмотря на всю мрачность картины. Но и не стоит ждать трудностей, акцентируя на них внимание, будто ожидая, когда они начнутся. Просто будьте готовы.

Кризисы взаимоотношений с детьми.

  • Все они связаны с изученными психологами кризисами в развитии самого ребенка (кризис одного года, трех лет, семи, подростковый).
  • Кризис также возникает из-за перемен в семье (развод , появление нового члена семьи, смерть близкого человека): сюда можно отнести все проблемы воспитания ребенка в неполной семье, детскую ревность, борьбу за любовь родителей, отношения с отчимом (мачехой), чувство утраты и неспособность её пережить, если отношения были особо близкими.


Психологические техники работы с семьей.

Не удивляйтесь, если вы знакомы с методами работы нескольких специалистов, и они неимоверно различаются. Дело в том, что существует множество теорий, на которых основываются конкретные приемы и методы работы с семьями.

В основном работа ведётся по налаживанию контакта и взаимопонимания. Обучение может проходить в конкретных условиях, задаваемых психологом, с помощью современной техники, с использованием вашего воображения. Ничему не удивляйтесь.

Сам психолог, изучив вашу ситуацию, может пригласить помощника, с которым он и продемонстрирует ваши отношения со стороны. Вы, с трудом узнаете себя. Первый порыв будет отрицать происходящее, обвиняя постороннего. Сдержитесь хотя бы поначалу.

Возможен визит психолога к вам домой, для более глубокого понимания проблемы.

Некоторые проблемы легче решаются молча, а творчество объединяет как ничто другое. Психолог может предложить вам заняться даже лепкой…

Как бы нелепо или парадоксально не выглядели предложения психотерапевта, они работают. Если вы пришли к психологу, следуйте его советам.


Главный вопрос, интересующий всех и каждого – что нужно сделать, чтобы именно ваш брак был прочным, счастливым и навсегда. Важным будет только желание супругов быть вместе – скажут романтики. Психологи же несколько прагматичны в вопросах любви и брака. Мы любим тех, кто удовлетворяет наши потребности. Соответственно крепким брак будет, если каждый получает от него то, что всегда хотел. Если вы только подумываете о браке, выясните, сколько у вас общего, что вы ждёте друг от друга.

Самый важный вопрос для совместного обсуждения (и для этого никогда не поздно) – это ваши представления о браке , о положении каждого супруга в нём, раздел общих обязанностей. Практикующие психологи, семейные консультанты подметили. Диагностика проблем в семейных отношениях выявляет в основном огромное различие в представлениях супругов о своей роли и роли другого в браке. Другими словами, мы не делаем то, чего от нас ждут, но думаем, что мы идеальная жена (муж) и при этом требуем чрезмерно (а кажется, что по заслугам) у супруга (супруги). Не получая ничего из наших требований, мы злимся, а злимся ещё больше, встречая недовольство. Именно так небольшие склоки подводят брак к грани развода.

Со временем потребности человека меняются и об этом надо помнить. Будьте внимательны друг к другу.


Мифы о любви и браке.

Не забивайте себе голову верой в несуществующие «факты». Например, в гневе любой из вас может сказать много неприятных и очень обидных вещей. Нам начинает казаться, что любимый человек всегда о нас был не лучшего мнения, мы начинаем сомневаться в силе его чувств, в крепкости брака и привлекаем больше неприятностей. В данном случае миф можно сформулировать так: «если он (она) меня любила бы, не смела бы оскорблять». Надо быть проще в отношениях. Не придумывать того, чего нет. Не торопиться с выводами. И помнить, в отношениях бывает всякое. Каждый человек в течение жизни меняется и в один прекрасный момент может выкинуть такое, чего сам от себя не ожидал. Также каждый из нас меняется и в отношениях, меняются сами отношения. Учитесь доверять друг другу. Учитесь обсуждать проблемы, ликвидировать недопонимание, пока оно не переросло в затяжной конфликт, отчуждение.


Семьи, различные по составу.

Всё, рассмотренное выше можно отнести к стандартной по составу семье. Но существуют семьи, различные по составу и у них свои проблемы. Наиболее распространённая ситуация, когда вмешательство бабушки с дедушкой переходит границы в неполной семье . С целью компенсировать отсутствие отца или матери у ребёнка – это даже здорово, лишние руки, помощь никогда не повредить. Но, если эти отношения мешают матери (отцу) должным образом воспитывать чадо, подрывают авторитет единственного родителя, нужно учиться ставить барьер между бабушкой и дедушкой и вашей, пусть и небольшой, семьёй. Это не так просто сделать: переезд не всегда помогает, внедрение нового члена семьи (второй брак) не всегда лучший выход. Пытайтесь ликвидировать влияние ваших родителей на вашего ребёнка самостоятельно, незаметно для них. Изменения могут происходит несущественные, продвигайтесь шаг за шагом, но целеустремлённо, к отделению своей семьи, в которой вы родитель, от семьи, в которой вы ребёнок.

А в конце, хотелось бы особо подчеркнуть: ваша семья – это единая сила , которая подзаряжается от каждого, удваивается и каждому же придаёт сил, смысла и счастья. Воспитывайте детей по тому же принципу, и они будут чувствовать всё то, чего так не хватает современным детям: чувство безопасности, защищенности, безмерной родительской любви, уверенность в себе, адекватную самооценку, признание близких людей, удовлетворённость жизнью в целом. Придерживаясь такой позиции, и вы вместе преодолеете не то что внешние, приходящие проблемы, но и внутренние, какими бы изощрёнными они не были.

Когда рушится семья, каждый день отмечен ссорами, конфликтами и взаимным непониманием. Общий язык может быть найден с помощью такого средства, как системная семейная терапия.

Этого не стоит бояться или стесняться – возможно, причиной проблем стали трудности, которые пришлось перенести, или какая-то недосказанность, которую люди не могут выплеснуть друг на друга. Для предотвращения краха семейных ценностей и уз брака психологи разработали техники семейной терапии, успешно решающие многие проблемы.

Терапия – спасение семьи

Реакция на такой способ помощи семьям в кризисном положении бывает разной: недоверие, скептицизм или же смех. Проблема в том, что люди не до конца понимают ее смысл и не допускают мысли, что она может спасти семью.

Семейная психотерапия – это необычное направление терапии, которое нацелено на предотвращение проблем и «работу над ошибками» во взаимоотношениях между членами семьи. Семейная психология призвана предотвращать любой эмоциональный сбой в семье.

Прибегая к ее помощи, пациенты постепенно начинают налаживать взаимоотношения, а именно:

  • Глубже понимать такое понятие, как семейная система, постигая ее суть.
  • Происходит осознание, что ты – часть семьи. Налаживание отношений с «проблемными» родственниками и восстановление взаимопонимания.
  • Наступает семейная гармония, все члены семьи понимают друг друга.
  • Отпадает страх перед тщательным разбором проблем, отбросив поверхностный подход на пути к гармонии. Проблемы окажутся решаемы, наступит удивление: «Почему мы не сделали этого раньше?»
  • Выяснение отношений с родителями – мамой и папой. Насколько вы близки, на чем основывается ваше общение? Понять, как это влияет на отношения существующие и отношения будущие.
  • Восстановление приятных взаимоотношений с братьями и сестрами.
  • Происходит познание интимной стороны ваших отношений. Вместе, что важно, вы ищете ответы на вопросы: где былая страсть? куда пропал огонь и трепет былых чувств?
  • В семье не может быть «третьих лишних». Каждый нужен, необходим. Именно это и помогает понять семейная терапия.
  • Если существует факт измены, то нужно провести анализ всех ее аспектов. Эта тема крайне болезненна, но, оставив все как есть, вы не сдвинетесь с мертвой точки.
  • Узнать каждую стадию отношений, понять, на какой стадии вы сейчас, переосмысливая, что вместе прошли и что вас ожидает.
  • Научиться говорить со своими детьми «на равных», и детям научиться этому крайне полезно.
  • Не оставаться вечным несменяемым «козлом отпущения» для всех грехов и не наделять таким «даром» никого.
  • Заново стать друг другу опорой во всем.
  • Приобрести знания, которые помогут сделать будущее своей семьи благополучным.
  • Осознать всем сердцем и душой: семья – это опора, люди, которые всегда будут рядом, несмотря ни на что.

Способы исцеления семьи

Психологами разработаны следующие методы семейной терапии.

Метод присоединения. Терапевт «вступает» в семью, становясь ее полноценным и полноправным членом. Специалист вникает в суть семейной жизни, делая все возможное для того, чтобы направить каждого, включая себя самого.

Структура ролевой игры выглядит так:

1. Первая стадия. Семья, к примеру, из 4 человек, должна представиться и описать свою проблему, а это не так-то просто. Психолог выявляет самого активного из них по тому, кто первый заговорит и расскажет о цели своего визита.

2. Стадия сбора данных. Специалисту нужно знать видение проблемы каждым членом семьи. Только выслушав всех, он поступает следующим образом (допустим, что причина визита – сложный подросток): «Я выслушал вас всех, и я действительно вижу проблему, но это проблема не одного человека, а всей семьи».

Реакция бывает разной – отрицание или согласие со сказанным, но проблема будет заключаться именно в затруднительном взаимодействии между членами семьи. Психолог может даже стать на время членом вашей семьи и посредством общения подвести вас к осознанию того, какова проблема на самом деле. Обычно выискивают хорошие стороны и стараются их укрепить и усилить: «Поменьше криков и придирок, побольше слушать и говорить с ребенком».

3. Стадия поиска итогов. Специалист дает членам семьи шанс самим подвести итог и найти выход из проблемной ситуации. Здесь не нужен один оратор, требуются совместные усилия и заинтересованность.

4. Стадия альтернативных решений. Здесь психологи просят семью разыграть ситуацию. Важно все – и чем займется мама, как поведет себя папа, и какой будет реакция детей.

Во время игры их могут останавливать, корректировать, предлагать более правильные действия и слова. Дают также «задание на дом»: что не делать, а что, наоборот, сделать, а потом уже вместе обсуждают результат на сеансе. Главное – чтобы высказывались все участники сеанса, иначе это будет не семейная терапия, а индивидуальная.

Метод наблюдения. Психолог наблюдает за тем, как пациенты слушают друг друга, как реагируют слова. Затем, основываясь на своих наблюдениях, делает выводы и дает рекомендации.

Метод переконструирования. Специалист старается обратить внимание на положительные моменты и вызвать желание их развивать.

Приемы лечения семьи

Техники семейной терапии – средства, при помощи которых психологи вносят изменения в структуру семейных взаимоотношений.

Психологи Н. Фредман и Р. Шерман в процессе исследований выявили следующие техники:

  • Социометрические техники, которые считаются самыми популярными и используемыми, ввиду своей универсальности. С их помощью можно «залатать» трещины в семейном ковчеге, опираясь на сильные стороны.
  • Поведенческие техники, с помощью которых психолог может докопаться до самого корня проблемы. Здесь корректируется само поведение членов семьи по отношению друг к другу. Это весьма действенная техника семейной терапии.
  • Парадоксальные техники, которые обладают быстрой и эффективной способностью к решению семейных проблем. Здесь проблема будто бы решается сама собой.
  • Техника, в основе которой лежит воображение. Данная техника осуществляется посредством , ассоциативных элементов.

Критика и признание

Этот метод терапии достаточно молод, и многие методики еще не раскрыты до конца. Начало системной семейной терапии было положено в послевоенные годы, и родиной ее принято считать Америку.

Необычность данного подхода состоит в том, что клиентом является вся семья целиком, а не каждый человек в отдельности. Семья становится объектом психотерапевтического воздействия. Признание нового метода произошло сначала в Германии, затем – в Швеции и Австрии.

Метод собирает лавры и по сей день, являясь в терапевтическом мире психотерапии эффективным и экономичным. При этом системная семейная терапия имеет долгосрочный эффект.

Эта методика активно развивается в последние годы: предложено несколько новых исследований, и сейчас они пребывают на стадии активной разработки неизведанных еще фактов.

Однако системную терапию подвергают жесткой критике за отсутствие собственных теорий, концепций, предложений, которые были бы широко признаны и популярны. Здесь не всегда совпадают методы и данные с тем, что написано в учебниках. Системная терапия, скорее, носит эвристический характер.

Системная семейная терапия является популярной, поскольку помогает решить множество задач: проблему поколений, неразрешимые конфликты, накопившиеся обиды, и многие другие задачи.

С ее помощью члены семьи учатся говорить и слушать, а главное – слышать друг друга. Достигают взаимопонимания представители разных поколений. Учатся не копить обиды, не держать в себе, а говорить, обсуждать и решать семейные проблемы совместно. Семейное консультирование становится популярным психологическим подходом и в нашей стране. Автор: Вера Чугуевская

Семейная терапия Этимология.

Происходит от греч. theraрeia - лечение.

Категория.

Форма коммуникационной психотерапии.

Специфика.

Направлена на гармонизацию семейных взаимоотношений. Среди исследователей, внесших наиболее ощутимый вклад в развитие данного подхода, наиболее известны следующие: В.Сатир, К.Витакер, С.Минухин, М.С.Палазолли, Д.Хейли, М.Боуэн, К.Маданес, Л.Хофман.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

(или ) (англ. family therapy ) - модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В С. т. психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты к.-л. члена семьи («идентифицируемого пациента»). Как правило, С. т. реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем; состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих интервенций семейную систему в целом.

Современная С. т. представлена множеством теорий среднего уровня, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г. Бейтсона, структурную С. т. С. Менухина, теорию объектных связей Дж. Фрамо, гуманистическую С. т. К . Роджерса и В. Сатир, системную С. т. М. Палацоли, Ж. Ф. Чекина, Г. Прата и Л. Босколо, позитивную С. т. Н. Пезешкиана, семейную онтотерапию А. Менегетти и др. В рамках этих теорий создан широкий спектр оригинальных понятий («замкнутая патология», «смешение», «псевдообщность», «двойная связь», «двойное послание», «метакоммуникация» и т. д.) и методов («подключение», «круговое интервью», «психологическая скульптура семьи», «позитивное определение симптомов» и т. д.). Рассмотрим основные теоретические ориентации в области С. т.

Семейная поведенческая терапия. Существо этого подхода в идее взаимозависимости поведения индивидов: во всяком взаимодействии каждый из его участников добивается максимизации «вознаграждений» и минимизации «издержек». Вознаграждения определяются как получаемые удовольствия, а издержки - как затраты времени и сил. Супружеские разногласия описываются как функция низкой нормы позитивного взаимоподкрепления. Сравнение конфликтных и неконфликтных супружеских пар обнаруживает более низкий уровень подкреплений и более высокий уровень наказаний в конфликтующих семьях. Основная стратегия С. т. - увеличение во взаимодействии позитивного, награждающего поведения и уменьшение негативного, наказывающего поведения. Объектом коррекции выступает коммуникативное поведение супругов и родителей. Изменения поведенческих образцов взаимодействия в неблагополучных семьях предполагает след. направления коррекционной и обучающей работы: 1) обучение прямому выражению ожиданий, желаний, неудовлетворенностей; 2) обучение специфичному и операциональному выражению желаний и намерений; 3) обучение общению в позитивной, подкрепляющей, конструктивной манере как в вербальном, так и в невербальном плане; 4) обучение усилению чувств взаимности и адекватной коммуникативной обратной связи; 5) обучение супругов заключению различных контрактов на взаимной и односторонней основе; 6) обучение достижению компромисса и консенсуса в семье. Данные направления коррекции м. б. реализованы как в контексте индивидуального консультирования, так и в ситуациях групповой работы. Модель поведенческой С. т. описывается след. стадиями: ; альтернативные пути достижения цели; программа пошагового движения к цели; практическое осуществление данной программы. Широко используются ролевая игра, видеотренинг, разного рода домашние задания для переноса приобретенных умений в реальные ситуации в семье.

Основной недостаток подхода - игнорирование экзистенциальных проблем, которые нельзя свести к чисто поведенческим затруднениям. Т. к. проблемы, с которыми сталкивается терапевт, являются многомерными (они проявляются в поведении, в когнитивной и эмоциональной сферах), поведенческая С. т. тендирует к обогащению своего арсенала методами когнитивной психологии .

Психоаналитическая С. т. до сих пор - самый распространенный теоретический подход в С. т., его представления популярны среди психиатров и социальных работников. Однако среди самих психоаналитиков не существует единого мнения по поводу того, следует ли считать психоаналитика семейным психотерапевтом. Это обстоятельство объясняется тем, что классический психоанализ ориентирован на изучение и лечение отдельного индивида. Ортодоксальную психоаналитическую позицию по данному вопросу можно охарактеризовать след. образом: семейные нарушения - это симптомы, отражающие индивидуальную психопатологию; люди, обращающиеся к психотерапевту по поводу семейных проблем, имеют глубоко личностные (интраперсональные) конфликты . Поэтому психоанализ выступает как индивидуальное лечение пациента, исключающее прямое воздействие на его внутрисемейные отношения.

И в ряде неопсихоаналитических подходов (напр., эго-психология, теория объектных отношений и др.) проблемы супружеских отношений так же определяются, как проявления внутриличностных конфликтов в контексте межличностных отношений. Внутренний конфликт рассматривается как результат событий, произошедших в раннем детстве. Общими для теорий с психоаналитической ориентацией (психодинамический подход, теория объектных отношений, ) являются след. положения: причиной семейных конфликтов является ранний негативный жизненный опыт; детерминанты неэффективных способов находятся в сфере бессознательного; терапия должна быть направлена на осознание членами семьи вытесненных в бессознательное переживаний, определяющих их поведение и ответственных за возникновение конфликтов. В неопсихоаналитических подходах значительную роль играют интерперсональные отношения как причины семейных конфликтов. Начинают применяться техники, направленные на работу со всей семьей. Терапевт занимает более активную позицию, не только интерпретируя бессознательные переживания членов семьи, но и директивно вмешиваясь в семейные взаимодействия.

Миланский системный подход к С. т. Сложился в 1970-е гг. на основе психоанализа, общей теории систем, работ школы Пало-Альто. Основные положения: - саморегулирующаяся и постоянно развивающаяся система; любое действие человека есть форма коммуникации; поведение организовано в виде паттернов взаимодействий, циркулярных по своей природе; невербальные аспекты коммуникации более важны, нежели ее содержание; члены семьи - элементы единой системы взаимодействий, поведение любого из них влияет на поведение всех др., но не является причиной этого поведения; основной регулятор взаимодействий - правила семьи; терапевт в своей работе с семьей придерживается нейтральной позиции, недирективен и адресуется к поведенческим паттернам, а не к членам семьи как личностям. Его задача - освободить семью от патогенных паттернов взаимодействия, дать ей возможность развиваться, не испытывая симптомов. В этом смысле не существует никакого фиксированного нормативного образа семьи. Адаптивные возможности семьи связаны с ее способностью изменяться. Патологические семьи характеризуются т. н. «семейными играми» (стремлениями каждого члена семьи определить отношения с др. в своих собственных терминах, отрицая при этом, что он это делает), которые основаны на ошибочном убеждении, что существует возможность одностороннего контроля над межличностными отношениями. В действительности главное правило игры состоит в том, что выиграть не может никто и никогда, т. к. нельзя контролировать систему циркулярных взаимоотношений. Психотическое поведение - логическое следствие семейной игры. Тем самым любые нарушения психики рассматриваются как нарушения социальных взаимодействий. Терапевтическая работа складывается из отдельных сеансов: предсеанс (обсуждение предварительной информации о семье командой психотерапевтов, выработка исходной гипотезы о функционировании семьи); интервью (получение основной информации о семье, проверка исходной гипотезы); перерыв в приеме (командное обсуждение хода работы, выработка системной гипотезы); интервенция (предъявление терапевтом позитивной констатации, или парадоксального предписания, или ритуализированного поведения семье); пост-прием (командное обсуждение реакции семьи на интервенцию, формулирование общих итогов приема). Командная работа (постоянное супервизорство) - краеугольный камень системной С. т. Здесь реализуются такие принципы терапии, как выдвижение гипотез, цикличность и нейтральность в работе с семьей.

Последний принцип особенно важен, т. к. традиционно считается, что патологическая семья должна измениться (сама себя изменить). На самом деле эта ошибочная т. зр. блокирует возможность подлинных перемен, которые происходят лишь тогда, когда семье предоставляется реальная свобода (в т. ч. и свобода не меняться). Цель системной С. т. помочь семье как системе освободить своих членов от симптомов, взаимозависимостей и защит. Лишь освободившись от системы патологических коммуникаций, человек может решить свои проблемы и обрести подлинную индивидуальность.

«диалога» в приложении к С. т. Фундаментальным понятием данного подхода является понятие диалога (М . М . Бахтин ). Диалог - характеристика и базовое условие развития сознания и самосознания человека - многоголосие личностных манифестов и самоопределений окружающих людей. Всякое поведение - реплика в глобальном диалоге. Любое общение диалогично. Степень диалогичности определяется преодолением различных форм сопротивления и защиты, характерных для монологического (закрытого, ролевого, конвенционального, манипулятивного) поведения. Ситуация консультирования - разновидность диалога, в котором активность терапевта задается его позицией эстетической вненаходимости: внутренний мир клиента выступает как отображаемый и понимаемый предмет, но не как поле деятельности и объект анализирования; терапевт обращается к различным аспектам внутреннего мира клиента. Понимание предполагает общение с клиентом, как со свободным человеком, обладающим диалогической интенцией, предполагает встречную активность клиента. Затруднения клиента при вступлении в диалог ставят перед терапевтом задачу провокации его диалогической интенции. Общим решением в данном случае является «принцип молчания»: дефицит значимых реакций терапевта в диалоге с клиентом. Диалогическая позиция терапевта реализуется в след. формах: постулат ответственности (идея свободы и ответственности человека за происходящее и за собственное состояние); ориентация на смысл (постановка перед клиентом задачи на смысл консультирования с последующим переосмыслением им жизненных ситуаций и задач); принципиальная открытость (возможность для клиента в любой момент вновь обратиться к консультанту, перейти к др. методам или к др. специалистам); допустимость совета (как средства установления контакта с клиентом, актуализации в его сознании определенных содержаний, индикации игнорируемых аспектов собственных проблем).

Православная традиция в построении С. т. Бог - источник духовной энергии человека. Образ Божий в человеке - ядро и сущность личности, он принципиально неуничтожим и неисчерпаем, внутреннее приближение к нему делает самого человека все более уникальным. В основе всякого брака, который строится на правильных (духовных) основаниях, лежит встреча (знакомство как откровение и ). В семье существуют способы и механизмы постоянного обновления переживания встречи (индивидуальная и общецерковная молитва, участие в литургической жизни Церкви), являющиеся одновременно источником духовной энергийности и обновления межличностных отношений в семье. Эти отношения рассматриваются как архетипические и иерархичные (лишенные полноты откровения, но преисполненные любви). Семья укоренена в роде. Главным материализующим началом семьи является дом как телесно-душевно-духовное пространство. Созидается и держится дом постоянным предстательством хотя бы одного члена семьи перед Богом. Различные атрибуты дома (от крыши до подвала) имеют в православной традиции особые смысловые значения и нагрузки. Дом как материально-духовная совокупность данных атрибутов - есть потребность и цель каждого человека. Путь конкретной семьи определяется ее судьбой (помыслом Божьим) и совокупным и свободным произволением всех ее членов.

Основные формы обучения в области С. т.: традиционная (лекции, семинары, изучение литературы); совместная (практическая работа под руководством учителя-супервизора); групповая (различные тренинги). Последняя является наиболее эффективной формой подготовки психологов-практиков. Тренинговая программа обучения решает 4 основные задачи: информирует уч-ся, демонстрирует ситуации и техники, отрабатывает психотерапевтические установки и умения, обеспечивает условия процесса самоисследования и личностного роста уч-ся. Эффективный тренинг предполагает, что ведущий сплачивает группу уч-ся, пополняет их самоценность, является аутентичным и конгруэнтным, активным и эмпатичным, позитивным. Постоянная проработка и осознание собственных проблем терапевтом - необходимое условие эффективной С. т. Важная особенность таких программ - командная работа ведущих. Основные навыки терапевта: умение устанавливать и поддерживать контакт с клиентом; умение анализировать состояния клиента и его семейной системы; умение оказывать эффективные директивные и индирективные воздействия на клиента и его семью. (А. Б. Орлов.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "семейная терапия" в других словарях:

    Семейная Терапия - комплекс психотерапевтических методик, направленных гарминизацию семейных взаимоотношений. Среди исследователей, внесших наиболее ощутимый вклад в развитие данного подхода, наиболее известны следующие: В. Сатир, К. Витакер, С. Минухин, М.С.… … Психологический словарь

    Семейная терапия - теория и творческий метод работы с семьей как с коллективом в сфере социальных проблем. Направлена на сплочение семейного сообщества, развитие у его членов творческого мышления по обеспечению потребностей детей в условиях конкретного общества. С… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Семейная терапия - – общее название психотерапевтических приёмов, в которых семья рассматривается как единое целое, не выделяя отдельных индивидов для проведения независимого от других членов семьи лечения. Семейная терапия касается в первую очередь детей с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Семейная терапия - Системная семейная психотерапия одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй мировой войны, он развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой, и в этом его существенное… … Википедия

    Семейная терапия - (family therapy), консультирование или психиатрич. лечение нек рых или всех членов семьи как отд. группы. При С.т. используются широкий спектр терапии и разл. типы диагностики, включая видеозаписи, позволяющие оценить собственное поведение, и… … Народы и культуры

    СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ - Общий термин для обозначения ряда терапевтических подходов, которые рассматривают семью как единое целое, не выделяя определенных индивидов для независимого лечения. Этот термин теоретически нейтрален; семейную терапию можно практиковать в рамках … Толковый словарь по психологии