Смотреть что такое "Шива" в других словарях. Шива. Легенды, изображения и истории о Шиве

Кто такой Шива? Многие рассказы и легенды окружают эту самую выдающуюся фигуру индийских духовных традиций. Он бог? Или миф, построенный из коллективного воображения индуистской культуры? Или есть более глубокий смысл Шиве, раскрытый только тем, кто ищет?

Садгуру (Индийский йогин и мистик): Когда мы говорим «Шива», есть два фундаментальных аспекта о которых мы говорим. Слово «Шива» означает буквально «то, чeг о нет». Сегодня современная наука доказывает нам, что все исходит из ничего и возвращается в ничто. Основой существования и фундаментальным качеством космоса является огромное ничто, безбрежнoe небытие. Галактики — это всего лишь небольшое событие — разбрызгивание. Остальное — это огромное пустое пространство, которое называется Шивой. Это чрево из которогo все рождается, и это забвение, в которое все возвращается. Все происходит от Шивы и возвращается к Шиве.

Итак, Шива описывается как небытие, а не как существо. Шива не описывается как свет, нo как тьма. Человечество пошло на восхваление света только из-за природы визуального аппарата, которым они обладают. Иначе единственное, что всегда есть, — это тьма. Свет — это ограниченное событие в том смысле, что любой источник света — будь то лампочка или солнце — в конечном итоге потеряет способность излучать свет. Свет не вечен. Это всегда ограниченная возможность, потому что это происходит, и это заканчивается. Тьма намного больше, чем свет. Ничто не должно гореть, онa всегда — онa вечнa. Тьма повсюду. Это единственная, всепронизывающая вещь.

Но если я говорю «божественная тьма», люди думают, что я поклонник дьявола или что-то в этом роде. Фактически, в некоторых местах на Западе распространено то, что Шива — демон! Но если вы посмотрите на это как на концепцию, на планете нет более разумной концепции всего процесса творения и того, как это произошло. Я говорю об этом в научных терминах, не используя слово «Шива» ученым всего мира, и они поражены: «Это так? Это было известно? Когда?» Мы знаем это уже тысячи лет. Почти каждый крестьянин в Индии знает об этом бессознательно. Он говорит об этом, даже не зная науки за этим.

Первый йог

На другом уровне, когда мы говорим «Шива», мы имеем в виду некоего йога, или первого йога, а также Ади Гуру, первого Гуру, который является основой того, что мы знаем как йогическую науку сегодня. Йога не означает стоять на голове или задерживать дыхание. Йога — это наука и технология, чтобы пoзнать сущностную природу того, как эта жизнь создана и как ее можно довести до наивысшей формы.

Эта первая передача йогических наук произошла на берегах Канти-Саровара, ледникового озера в нескольких милях от Кедарнатха в Гималаях, где Адийoги начал систематическое изложение этой внутренней технологии своим первым семи ученикам, которые сегодня прославляются как сапта-риши.

Это предшествует всем религиям. Прежде чем люди придумали раздробленные способы разлома человечества до такой степени, что это почти невозможно исправить, были реализованы и распространены самые мощные инструменты, необходимые для повышения человеческого сознания.

Один и тот же

Таким образом, «Шива» относится как к «тому, чeго нет», и к Aдийoги, потому что во многих отношениях они являются синонимами. Это существо, являющееся йогом, и то небытие, являющееся основой существования, одно и то же, потому что назвать кого-то йогом означает, что он испытал существование как самого себя. Если вы должны содержать существование внутри вас даже на мгновение как опыт, вы должны быть этим ничeм. Только ничто может yдержать все. Что-то никогда не может yдержать все. Судно не может держать океан. Эта планета может удерживать океан, но не может удерживать солнечную систему. Солнечная система может удерживать эти несколько планет и солнце, но она не может удерживать остальную галактику. Если вы продолжите так прогрессивно, в конечном итоге вы увидите, что только ничто может удерживать все. Слово «йога» означает «союз». Йог — это тот, кто испытал союз. Это означает, что, по крайней мере, на мгновение, он был абсолютным ничто.

Когда мы говорим о Шиве как о «том, чeго нет», и Шивe как йогe, в какой-то мере они являются синонимами, но они представляют собой два разных аспекта. Поскольку Индия является диалектической культурой, мы легко переходим от одного к другому. Mы говорим о Шиве как о первичном, в следующий момент мы говорим о Шиве как о человеке, который дал нам весь этот процесс йоги.

Кем Шива не является?

К сожалению, большинствy людей сегодня, Шивa был представлен только через искусство индийского календаря. Они изобразили его пухлощеким, синекожим мужчиной, потому что у календарного художника есть только одно лицо. Если вы попросите изобразить Кришну, он положит флейту ему в руки. Если вы попросите Раму, он изобразит его с луком в руке. Если вы попросите Шиву, он нарисует луну на головe, и все!

Каждый раз, когда я вижу эти календари, я всегда решаю никогда больше не сидеть перед художником. Фотографии в порядке — они захватывают вас таким, какой вы есть. Если вы похожи на дьявола, вы похожи на дьявола. Почему такой йог как Шива выглядит пухлощеким? Если бы вы его показали тощим это было бы нормально, нo пухлощекий Шива — как это?

В йогической культуре Шива не рассматривается как Бог. Он был существом, который ходил по этой земле и жил в Гималайском регионе. В качестве самого источника йогических традиций, его вклад в создание человеческого сознания слишком феноменальный, чтобы его можно было игнорировать. Тысячи лет назад были исследованы все возможные способы, с помощью которых вы могли бы приблизиться и трансформировать человеческий механизм в наивысшую форму. Утонченность этого невероятна. Вопрос о том, были ли люди такими сложными в то время, не имеет значения, потому что это не произошло из-за определенной цивилизации или мыслительного процесса. Это произошло из внутренней реализации. Это не имело никакого отношения к тому, что происходило вокруг него. Это было просто излияние самого себя. В подробностях он дал смысл и возможность того, что вы могли бы сделать с каждой точкой человеческого механизма. Вы не можете изменить ни единой вещи даже сегодня, потому что он сказал все, что можно было сказать таким красивым и разумным способoм. Вы лишь можете потратить всю свою жизнь, пытаясь расшифровать ее.

(Visited 1 755 times, 1 visits today)

В этой статье вы узнаете:

Бог Шива – один из верховных богов в индуизме, в переводе означает «приносящий счастье». Шива вместе с богами Брахмой и Вишну образует тримурти – священный, божественный треугольник. Многорукий бог – олицетворение времени и в то же время разрушения, плодородия. Шива – божество, которое символизирует противоречивость мира. Его цель – уничтожить мир и других богов для обновления и создания чего-то нового.

Легенда о рождении бога Шивы

Расскажем несколько интересных историй о появлении на свет Шивы. Каждая из них отличается друг от друга.

Первая история господа Шивы гласит, что появился он на свет в ответ на мольбы Брахмы о сыне. Мольбы были услышаны, родилось божество с кожей голубого цвета. Ребенок бегал возле Брахмы с плачем и просьбой дать ему имя. Брахма назвал дитя Рудра, но мальчик не остановился, отец был вынужден дать мальчику еще 10 имен. Всего получилось 11 имен и 11 воплощений.

Другое сказание гласит, что многорукий Шива (Рудра) – результат гнева и злости Брахмы – появился из его межбровья. Это и стало причиной того, что самая негативная энергия из всех энергий индуизма стала природой новорожденного божества.

Еще одна легенда повествует о том, что Брахма – сын Вишну. У Брахмы было 4 сына, не желающих собственного потомства. Разгневался бог, из его межбровья появился синекожий ребенок. Дано имя ему было – Рудра и еще 10 имен и жизней, Шива – одно из имен.

В последней легенде повествуется, что Вишну – отец Брахмы. В момент рождения Брахмы рядом оказались демоны, которые хотели уничтожить бога. Из-за этого у Вишну в месте, где сходятся брови, появился господь Шива с трезубцем в руках и защитил Брахму.

Символика и атрибутика бога в буддизме

Как и другие индийские божества, многорукое божество имеет символы, атрибуты Шивы, отражающие грани его естества. К атрибутам относят:

  • тело – осыпано пеплом, выражает начало Вселенной, которая шире границ существования;
  • заплетенные волосы – сплетение различных энергий;
  • луна в волосах – олицетворяет силу контроля над разумом и пониманием;
  • 3 глаза – луна и солнце, огонь;
  • полузакрытые глаза – бесконечность жизненных процессов; открытые глаза – зарождение жизни, закрытые – разрушение старой жизни;
  • змеи на шее и плечах – олицетворение текущего времени, прошедшего и будущего;
  • Ганга в волосах – символизирует снятие и очищение от грехов;
  • правая рука – побеждает зло, придает силу и благословение;
  • бык – верный спутник разрушителя желаний, средство для перемещения;
  • одежда из тигриной шкуры – победа над недостатками и непотребными желаниями;
  • барабан также относится к атрибутам Шивы, олицетворяет физическое и внетелесное существование;
  • ореол вокруг тела – олицетворяет Вселенную;
  • фаллос – лингам, мужское начало и плодородие;
  • оружие божества – трезубец, символизирующий 3 грани: разрушитель желаний, хранитель и создатель.

Самый распространенный символ Индии – танцующий Шива. Танец называется тандава. Каждый элемент изображения или статуэтки, каждое движение пропитано неслучайным смыслом. Основное значение – разрушение Вселенной. Образ динамичен, подвижен, некоторые жесты сплетаются в орнамент.

Такая динамика означает вечное течение времени, постоянные изменения, чередование процессов создания и разрушения.

История о супругах Шивы

Первая супруга Шивы – Сати, дочь бога Дакши. Сам Дакши не любил Шиву, не признавал богом и не желал такого брака и мужа для дочери. Но на празднике выбора будущего супруга Сати сама выбрала многорукого бога. Отцу пришлось смириться, но чувства к Рудре не изменились. На одном из праздников господь Шива не оказал почтение Дакши, за что последний решил отомстить.

Дакши устроил на горе Химават жертвоприношение для всех богов, кроме Шивы. В жертву принесли прекрасного коня. Раздосадованная Сати потребовала у отца и для Шивы кусок жертвенного мяса, но Дакши отказал. Не стерпевшая унижения, Сати бросилась в костер для жертвоприношения и сгорела.

Шива сильно разгневался, создал чудовище Вирабхадру, которое уничтожило Дакши, отрубив голову. Долго Рудра скорбел о смерти жены на горе Кайласа, не обращал внимания на мир, женщин и молитвы почитателей сотни лет.

За это время Сати переродилась на земле в образе Парвати. Любовь Сати передалась и Парвати, девушка решила завоевать сурового бога покаянием. Она отправилась на гору, сменила дорогие одежды, постилась, питалась только листьями, но Шива остался непреклонен.

Другие боги решили вмешаться, и разразилась война между демонами и богами. Только нерожденный сын Рудры смог бы победить предводителя асуров. К Шиве отправили бога любви Каму для внушения новой любви, но и у него ничего не вышло: мысли Шивы были только о Сати.

Парвати снова предалась покаянию. Изнуряла богиня тело и душу долгие годы. Однажды встретился ей молодой брахман, который допытывался, зачем так изнурять себя. На доводы и уговоры брахмана Парвати давала один ответ: никто в мире не нужен, кроме Шивы.

Молодой жрец преобразился: перед Парвати показалось изображение Шивы, а потом и сам бог. Тронула его такая любовь и поклонение, взял он в жены Парвати. Свадьба была пышной, боги присутствовали на торжестве. После брачной ночи у молодоженов появился сын Сканда – бог войны с необыкновенной силой.

Значение и символика Шивы в индуизме

Религия индуизм насыщена символами, которые воплощают философские течения и учения, богов и богинь. Принято делить символы на 2 категории: мудра – жесты и позы, мурти – образы и изображения.

Натараджи – знаменитый образ и символ Шивы.

Господь Шива – царь танцоров, господь танца. Божество танцует в центре мироздания, которое олицетворяет человеческое сердце.

Часто Рудру символически показывают в форме лингама, вертикального цилиндра с закругленной вершиной. Лингам означает слияние, растворение. Шива с востока – божество, которое несет благословение всем существам для слияния.

Шива ("приносящий счастье"), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду – тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображали с веревкой, на которую нанизаны черепа.

Шива – бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо. Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет.

Считалось, что в качестве Натараджи, "царя танца", Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение. Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам. Созидающая сила бога воплощена в его основном символе – линге-фаллосе, мужском детородном органе.

Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок. Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или "синяя шея"; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана.

Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет. Шива – отец слоноподобного бога Ганеши и воинственного бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга – бык Нандин. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи и сжег бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь Шиву от аскетических подвигов.

Бог, танцующий Вселенную. Чистый как камфора, великий и ужасный, разрушающий галактики своим гневом, милостивый ко всем обездоленным – все это он, противоречивый Махадев. Бог Шива - живущий на священной горе Кайлас, древнейший из богов в пантеоне индуизма, а шиваизм – одна из самых почитаемых религий в Индии.

Шива - кто это?

В индуистской мифологии есть понятие тримурти, или Божественная Триада, в которую традиционно входят 3 главных проявления Единого Высшего Существа: Брахма (создатель Вселенной) - Вишну (хранитель) Шива (уничтожитель). В переводе с санскрита शिव Шива это «милостивый», «благостный», «дружелюбный». В Индии бог Шива один из самых любимых и почитаемых. Считается, что призвать его не составляет труда, Махадев ко всем приходит на помощь, он самый сострадательный бог. В высшем проявлении, олицетворяет космический мужской принцип и высшее сознание человека.

Священный текст «Шива Пурана» представляет Шиву, обладающего 1008 именами, которые возникали при появлении бога людям в разных обличьях. Повторение имен Шивы – очищает ум и укрепляет человека в благих намерениях. Самые известные из них:

  • Пашупати (одно из самых древних) – властитель и отец зверей;
  • Рудра (яростный, красный) – олицетворяет гневную природу, приносит болезни, но и исцеляет их;
  • Махадев – величайший, бог богов;
  • Махешвара – Великий Владыка;
  • Натараджа – Шива многорукий царь танца;
  • Шамбху – приносящий счастье;
  • Ишвара – владыка, обладающий божественной славой;
  • Камари – разрушитель желаний;
  • Маха Йог – Великий Йог, воплощает дух аскетизма (почитаем всеми йогами мира);
  • Хара – разрушитель;
  • Трайамбака - трехглазый.

Женская ипостась Шивы

Левая половина тела Шивы олицетворяет женскую (активную) энергию Шакти. Шива и Шакти неразделимы. Многорукая богиня Шива-Шакти в образе - смертоносная женская ипостась разрушительной энергии Шивы. В Индии свято чтут Кали, ее изображение устрашающе: иссиня-черная кожа, кроваво-красный высунутый язык, гирлянда из 50 черепов (перевоплощения). В одной руке меч, во второй отрубленная голова Махиши, предводителя асуров. Другие 2 руки благословляют последователей и прогоняют страх. Кали – природа-Мать создает и уничтожает все в своей бешеной и неистовой пляске.

Символ Шивы

Изображения Махадева пронизаны многочисленной символикой, каждая деталь его облика таит в себе определенное значение. Самым главным является знак Шивы - лингам. В Шива-Пурана лингам – божественный фаллос, источник всего сущего во Вселенной. Символ стоит на основании йони (лоно) – олицетворяющем Парвати, супругу и Мать всего живого. Важны и другие атрибуты-символы бога:

  1. Три глаза Шивы (Солнце, Луна, символ Огня) полуоткрытые - течение жизни, когда смыкает веки, разрушаются, затем вновь создаются миры, открытые глаза – новый цикл земной жизни.
  2. Волосы – скрученные в пучок Джату, единение энергий физической, ментальной, духовной; Луна в волосах – контроль над разумом, река Ганга – очищает от грехов.
  3. Дамару (барабан) – вселенское пробуждение, космический звук. В правой руке Шивы, олицетворяет борьбу с невежеством дает мудрость.
  4. Кобра - обвита вокруг шеи: прошлое, настоящее, будущее - вечность в одной точке.
  5. Трезубец (тришула) – действие, знание, пробуждение.
  6. Рудракша (глаз Рудры) – ожерелье из плодов вечнозеленого дерева, сострадание и печаль о людях.
  7. Тилака (трипундра) тройная черта нанесенная пеплом на лбу, горле и обоих плечах – символ преодоления ложных знаний о себе, подверженности Майе (иллюзиям) и обусловленности кармы.
  8. Бык Нанди – верный спутник, символ земли и мощи, средство передвижения божества.
  9. Шкура тигра – победа над вожделением.

Как появился Шива?

Рождение Шивы окутано множеством тайн, древние тексты шиваистких пуран описывают несколько версий появления божества:

  1. В момент появления Брахмы из пупка , рядом находились демоны и попытались убить Брахму, но Вишну разгневался, из межбровья появился многорукий Шива и трезубцем убил асуров.
  2. У Брахмы было 4 сыновей, которые не желали иметь потомства, тогда между бровей разгневанного на детей Брахмы появился ребенок с синей кожей. Мальчик плакал и просил себе имя, социальное положение. Брахма дал ему 11 имен, двумя из которых были Рудра и Шива. Одиннадцать воплощений, в одном из них, Шива – почитаемый бог из триады великих, наравне с Брахмой и Вишну.
  3. Брахма в глубокой медитации просил о появлении сына, подобного по величию. Мальчик возник на коленях у Брахмы и начал бегать вокруг создателя просить имя. «Рудра»! - молвил Брахма, но ребенку этого было недостаточно, он бегал и кричал, пока Брахма не дал ему еще 10 имен и столько же воплощений.

​Мать Шивы

Происхождение Шивы в разных источниках традиционно упоминается вместе с именем Вишну и Брахмы. Изучающие шиваизм и связанное с ним имя бога-разрушителя, задаются вопросом о матери Шивы. Кто она? В дошедших до людей священных древних текстах нет имени женской ипостаси богини, кто имела бы отношение к рождению великого Махадева. Шива является саморожденным из чела творца Брахмы, у него нет матери.

Чем опасен бог Шива?

Природа Махадева двойственная: созидатель-разрушитель. Вселенная в конце цикла должна быть уничтожена, но когда Шива бог в гневе, мироздание рискует уничтожиться в любой момент. Так было, когда жена Сати сгорела в огне. Шива создал из себя кровавое божество. Многорукий бог Шива в ипостаси Виробхадры воспроизвелся в тысячах подобных ему и отправился во дворец Дакши (отца Сати) вершить гнев. Земля «захлебнулась» в крови, Солнце поблекло, но когда гнев прошел Шива оживил всех мертвых, на место отрубленной головы Дакши приставил козлиную голову.

Жена бога Шивы

Шакти - женская энергия, неотделимая от Шивы, без нее он Брахман, лишенный качеств. Жена Шивы – это Шакти в земных воплощениях. Сати считается первой женой, из-за унижения и непочитания Шивы ее отцом Дакшей, принесла себя в жертву посредством самосожжения. Сати переродилась в Парвати, но Махадев так был опечален, что не хотел выходить из многолетней медитации. Парвати (Ума, Гаури) совершила глубокую аскезу, чем покорила бога. В своих разрушительных аспектах Парвати представлена богинями: Кали, Дурга, Шьяма,Чанда.

Дети Шивы

Семейство Шивы – это форма Шанкара, представляющая собой сознание, заботящееся о мире. Дети Шивы и Парвати олицетворяют баланс материального и духовного:

  1. Сканду (Картикея) сын Шивы – шестиголовый , родился таким сильным, что в возрасте 6 дней разгромил асура Тараку.
  2. Ганеша – божество с головой слона, его почитают как бога богатства.
  3. Нармада дочь Шивы в метафизическом смысле: в глубокой медитации на холме Армакут, Махадев отделил от себя часть энергии, которая трансформировалась в деву Нармаду, священную для индусов реку.

Легенды о Шиве

Много сложено легенд и преданий о великом Шиве, в основе которых тексты из священных для индусов писаний Махабхараты, Бхагават-гиты, Шива-Пураны. Одна из таких историй рассказывает: при пахтании молочного океана, из его глубин вышел сосуд с ядом. Боги напугались, что яд уничтожит все живое. Шива из чувства сострадания выпил яд, Парвати схватила его за шею, чтобы не дать зелью проникнуть в живот. Яд окрасил шею Шивы в синий цвет – Нилакантха (синешеий), стало одним из имен бога.

Шива в буддизме - об этом существует легенда, которая гласит, что в одном из своих воплощений (Нампарзиг) узнал о пророчестве: если он снова явится в форме Бодхисаттвы - это не пойдет на пользу миру, но воплотившись в форме Махадева – будет мирозданию огромное благо. В тибетском буддизме Шива является защитником учения и практикуется обряд «Посвящение Шивы».

Господь Шива — Бог всех. Великий аскет, в своей обители на горе Кайлаш в Гималаях, Шива вечно пребывает в глубокой медитации, полностью погружённый в созерцание.

Одновременно Господь Шива неотделим от Шакти - Парвати (дочь царя Химавана и олицетворение природы). Шива не существует без Шакти, и Шакти без Шивы тоже нет, неразрывно связанные друг с другом, они являют абсолютное состояние бытия. Они Отец и Мать для всего Мироздания и для каждого живого существа.

Господь Шива добр и милосерден. Он защищает преданных от зла и благословляет своих последователей милостью, знанием и миром.

Внешность и атрибуты Господа Шивы

Господь Шива часто представлен сидящим в медитативной позе или в форме Бога танца - Натараджа, где танец отражает такт и ритм творения. Его также изображают с несколькими руками и в положение каждой заложен особенный смысл.

У Господа Шивы так же может быть несколько лиц, что говорит о нем, как о том, кто: очищает дорогу новому творению (Агхора), творит и разрушает (Рудра), исцеляет (Вамадева), вечный, всемогущий и вездесущий (Ишана), просветленный (Тат пуруша).

Шива - Трехокий (даже находясь в медитации, он никогда не закрывает свой взор на мир) и Синегорлый (он удерживает яд, чтобы помешать тому, разрушить весь мир).

Каждый из символов и атрибутов, связанных с Господом Шивой означает особый аспект его Высшего Существа.

Тришула . Трезубец, который обычно Господь Шива держит в руках — один из основных его атрибутов и символизирует три его силы: волю, действие, знание, а также его тройственную природу: Творца, Хранителя и Разрушителя Вселенной. Существуют и другие значения Тришулы - это три времени, три гуны материальной природы. Как оружие трезубец - инструмент наказания преступивших закон, который действует на трёх уровнях - духовном, тонком и физическом.

Джата (спутанные волосы) . Струящиеся волосы представляет Шиву как бога Ветра (Вайю) который являясь тонкой формой дыхания, присутствует во всех живых существах. Это говорит о том, что Шива тот, без которого никто не может жить. Он Пашупатинатх.

Полумесяц . Голову Шивы украшает серп пятидневной Луны. Это показывает силу жертвоприношения Сомы — представителя Луны. Полумесяц символизирует, присущую Господу Шиве силу творения наряду с силой разрушения. Луна также мера времени, то есть, полумесяц символизирует управление временем.

Ганга . Шива носит Священную реку Гангу на своих волосах. Согласно легенде Шива позволил великой реке спуститься на Землю по его волосам, чтобы смягчить силу её потока и принести очистительную воду людям. Ганга также символизирует плодородие - один из творческих аспектов Рудры.

Третий глаз . Шива известен, как трёхокий Господь - Триамбака. Солнце - его правый глаз, Луна - левый, а третий глаз Шивы на лбу, это глаз мудрости - огонь. Третий глаз может найти зло, где бы оно ни скрывалось, и уничтожить его.

Кобра обвивающая шею говорит о том, что Шива покоритель смерти, он находится за её пределами и является зачастую единственным прибежищем в случае бедствия. Он проглотил яд калакута для благополучия Вселенной. Змея вокруг шеи также символизирует дремлющую энергию Кундалини. Свернувшаяся в три кольца вокруг шеи Шивы кобра показывает три времени - прошлое, настоящее и будущее. Змея смотрит направо - значит, божественные вечные законы разума и справедливости сохраняют естественный порядок во Вселенной.

Вибхути . Священный пепел, нанесённый тремя линиями на лоб (трипундра) символизирует бессмертие души и проявленную славу Господа.