Сочинение на тему «В чем наказание Раскольникова?» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). Сочинение на тему «Наказание Раскольникова» по мотивам романа Преступление и наказание В чем главное наказание раскольникова

«Преступление и наказание» - социально-психологический роман. Автор раскрывает не только внутренний мир отдельных героев, но и психологию разных кругов общества. Он затрагивает внутреннее состояние обездоленных низших слоев населения, которые живут в нужде и постоянных унижениях.
Глазами главного героя романа Раскольникова мы смотрим на Петербург 60-х годов XIX века: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Такими же отвратительными рисуются дома и комнаты-гробы, в которых живут герои. И эта обстановка, и душная, давящая атмосфера неразрывно связаны с героями, их поступками.
Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Раскольников мучительно, но упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества и наконец приходит к мысли, что человечество Делится на две основные группы: на обыкновенных людей, которых большинство, и людей необыкновенных, которые подчиняют себе первых, имеют власть над ними и которым «все дозволено».
Раскольников долго обдумывает свой замысел, мучается в сомнениях и все-таки совершает преступление, преступление самое страшное - убийство. К этому его подталкивают случайности, которые прямо или косвенно помогают ему утвердиться в своем решении. Раскольников убивает старуху, никому не нужную, бессовестную, «маленькую, гаденькую» старуху процентщицу. Убивает жестоко. Но даже не заглядывает в кошелек, не использует деньги и вещи ростовщицы. Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу другим людям, мечтая за счет процентщицы переустроить общество, помочь людям.
Самое большое место в романе занимает не само преступление, а осуществление наказания, которое начинается буквально сразу же после совершения убийства. Но, с другой стороны, оно начинается еще до преступления. Оно выражается в том, что Раскольников мучается мыслью, которая терзает его душу: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах...» Но особенно страшным наказание становится уже после преступления. Раскольников начинает испытывать нравственные мучения, но он еще верит в свои идеи. Он считает, что власть - это главное, власть «надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником!».
Достоевский показывает, что любое преступление влечет за собой последующее. И поэтому опять случайность: Рас- кольникову приходится убить Лизавету, которая случайно стала свидетелем первого убийства. Убийство Лизаветы только подчеркивает суть совершенного.
Все чаще и чаще Раскольникова терзают сомнения. Он мучается, задумываясь снова и снова над вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Но чем чаще он думает об этом, тем лучше понимает, что он и принцип свой убил, и оказался «вошью», а не Наполеоном. И он начинает понимать, что не вправе был убивать ни эту гадкую старушонку, ни кого-либо еще.
Очень хорошо мы ощущаем внутреннее состояние героя в разговорах с Порфирием Петровичем. Раскольников находится буквально на грани нервного срыва, в смятении.
Мы видим, что автор любит своего героя, сочувствует ему. Но без наказания Раскольников просто не перенесет этих терзаний.
Раскольников переживает сильнейшую душевную драму. К тому же он понимает, что его теория соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, - Лужина и Свидригайлова. И опять мы видим противоречие: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных от таких злодеев, как Свидригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается все сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку. Он уже никому - ни себе, ни Соне - не может объяснить, почему и зачем убил. «Я не старушонку убил, я себя убил», - объясняет он Соне, сознавая, что никуда ему теперь не уйти от этих мук. Он понимает, что, убив старуху, он теперь никогда не избавится от этих страшных мыслей. И Раскольников неимоверно страдает, испытывает глубокую душевную боль. Он страдает и от того, что любит окружающих людей, любит мать, сестру, друзей, но понимает, что недостоин быть любимым ими. Он сознает, что виноват перед ними, не может смотреть им в глаза.
Перед ним встают неразрешимые вопросы, его мучают неожиданные чувства, о которых он не подозревал. Раскольников принужден сам донести на себя, потому что он не может пережить отчуждения от людей, он хочет опять вернуться к жизни.
Раскольников не вызывает у читателей отвращения, как обычный преступник. В нем мы видим человека, который очень чутко воспринимает чужую боль и несчастья. Он, рискуя жизнью, спас из огня детей, поделился последними деньгами с семьей умершего МармелаДова, хотел защитить девочку от негодяя, дал ей денег. Это одаренный и пытливый юноша, наделенный острым умом. И он вызывает глубокое сочувствие.
Задумывая преступление, он не учел, не знал, что будет так мучиться, что в нем все-таки живут человеческие чувства, что он не сможет пережить общения с людьми, которые его любят, верят в него. Он думал, что сумеет исправить общество к лучшему, но ошибся. И теория его рушится. Мы видим, что Раскольников наказан не столько за само преступление, сколько за свой замысел, за то, что он посчитал себя «имеющим право» на преступление.
Главное наказание - это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки. Писатель исследует трагические противоречия внутренней сущности - души и сердца человека.

Судопроизводство по делу Раскольникова прошло без затруднений. Раскольников ясно описал весь процесс убийства. Тот факт, что он не знал точного количества украденного послужил основанием для заключения о некоем временном умопомешательстве преступника.

Выяснились также некоторые дополнительные сведения, говорящие в пользу подсудимого: в университете бескорыстно помогал больному товарищу, когда же тот умер, опекал его старика отца; во время пожара вынес из огня двух маленьких детей.

Все это способствовало смягчению участи обвиняемого: он был присужден к восьми годам каторжных работ. Соня последовала в Сибирь за Раскольниковым.

Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, во время процесса повредилась рассудком, ни о чем не спрашивала, только все время перечитывала статью сына.

Дунечка вышла замуж за Разумихина. Оба они твердо решили подкопить денег и переселиться в Сибирь, чтобы быть ближе к Роде. Пульхерия Александровна благословила молодых, но вскоре ее здоровье пошатнулось и она умерла.

Соня каждый месяц писала Разумихиным. Из ее посланий они знали, что Раскольников ходит на работы и Соня имеет возможность видеться с ним, а сама устроилась в городе и зарабатывает шитьем.

Раскольников на каторге

Раскольников постоянно угрюм, почти не интересуется новостями о своих родных, всех чуждается, в остроге его не любят. С Соней он поначалу также держался отчужденно, почти грубо, но постепенно ее посещения обратились у него в привычку. В последнем письме Соня сообщала, что Родион Романович весьма серьезно заболел и лежит в госпитале.

Раскольников заболел от уязвленной гордости. Его злило, что он так бездарно стлался в руки правосудия, хотя виновным себя не считает и не раскаивается в убийстве. Он признавал свое преступление только в том, что не вынес содеянного и явился с повинной. Страдал он также и от мысли, что не смог убить себя, тогда как Свидригайлову это удалось.

В остроге его ненавидели, даже хотели убить как безбожника, хотя в церковь он ходил вместе со всеми. А вот Соню любили и заключенные, которым она писала письма домой или приносила из города то, что они просили, и их жены и родственники, приезжающие в город и останавливающиеся у нее.

Воскрешение Раскольникова

Во время болезни Раскольникову в бреду грезилось, будто весь мир осужден и должен погибнуть. Появились какие-то микроскопические существа, вселявшиеся в людей, отчего те становились бесноватыми и сумасшедшими, однако считали себя обладателями истины в последней инстанции. Каждый слушал только себя. Не придя к согласию, люди с ожесточением убивали друг друга.

Раскольников не мог забыть свои горячечные грезы, и это мучило его. Однажды под вечер он подошел к окну и увидел вдали у госпитальных ворот Соню. Она стояла словно в ожидании. Что-то пронзило его сердце, он вздрогнул и отошел от окна. В следующие дни Соня не приходила, и Раскольников почувствовал, что ему не хватает ее. Выписавшись, он узнал в остроге, что девушка заболела, и очень встревожился.

Наконец Соня прислала записку, что скоро придет повидаться. Сердце его сильно и больно билось. На следующий день Раскольников отправился на работу.

Выдалась свободная минутка, и он сидел на берегу Иртыша и смотрел на другую сторону, туда, где была свобода. Соня незаметно подошла и села рядом. Лицо девушки побледнело и осунулось, но она радостно улыбнулась ему и робко протянула руку.

Он всегда с отвращением брал эту руку и молчал все время посещения, но теперь они сидели, не разнимая рук. Вдруг что-то словно подхватило Раскольникова, он пал к Сониным ногам, плача и обнимая ее колени. Сперва она испугалась. но тут же поняла, что он любит ее. Они не могли говорить, слезы стояли в их глазах.

По улицам Петербурга идет молодой человек. Высокий, стройный, он замечательно хорош собой, но трудно поверить в это, видя его изможденное, измученное лицо, грязную, смятую, изношенную одежду. А взгляд... Какой-то затравленный, отрешенный… Это Родион Романович Раскольников идет «делать явку с повинной». Он преступник, убийца. На его совести жизни двух беззащитных женщин. Как, почему это случилось?

Много вопросов рождает роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - книга великой боли за человека и великой тревоги о

Нем, о его будущем.

Заглавие очень точно указывает на содержание произведения. Совершено страшное преступление: молодой человек, измученный унизительной бедностью, вынужденный оставить университет, боящийся встречи с квартирной хозяйкой, ибо нечем заплатить за комнатушку-«шкаф», мечтающий облагодетельствовать нищих и несчастных, убивает «бесполезную», вредную старуху процентщицу, а заодно (так уж вышло) и ее безобидную сестру. Он собирается с помощью старухиных денег сделать много добра для обездоленных, для любимых матери и сестры, закончить университет и всю жизнь честно трудиться, помогая людям.

Но даже не это главная причина его преступления. Раскольников создает теорию о праве «сильной личности», индивидуалистическую теорию «сверхчеловека». История, считает он, доказывает, что извечно существовали две категории людей: первая - «твари дрожащие», которые безропотно и покорно принимают любой порядок вещей, любые нравственные нормы и законы, и вторая - люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятый большинством, во имя новых законов. При этом великие личности (будь то Ликург или Наполеон) не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью и история их оправдывает. Раскольников, естественно, причисляет себя ко второй группе, к «избранным». Его протест против жестокого, несправедливого мира отравлен ядом индивидуализма, стремлением господства. «Свобода и власть, а главное, - власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!..» Он признается Сонечке:

«Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Не для того, чтобы матери помочь, я убил - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?..»

Итак, перед нами не уголовник, а «идейный» преступник. Далее, казалось бы, писатель должен был показать, как государство покарало человека, нарушившего его законы. В этом и заключалось бы «наказание» героя романа. Но у гениального Достоевского все иначе. Писатель заставляет задуматься о том, какие страшные последствия могут иметь и для отдельного человека, и для всего общества индивидуалистические «идеи» о праве сверхчеловека повелевать «дрожащей тварью». Совершив преступление, Раскольников неожиданно для себя понимает, что, словно «ножницами, отрезал себя от всего и всех». Больше всего на свете любил он мать и сестру - и вот, с отвращением к ним и к себе, почувствовал, что начинает ненавидеть их, «физически ненавидеть», что он утратил право на человеческие чувства: дружбу, любовь. «Я принцип убил!» - говорит Раскольников. Да, он хотел убить принцип гуманизма, освободить себя от человечности, совести, человеколюбия. До самого конца романа он так и не сможет понять логически, в чем неправильность его «идеи», которая продолжает казаться ему арифметически точной. Но всей своей «натурой» он не верит более в справедливость этой «идеи». Мы видим невыносимые муки Раскольникова, который понимает, что преступление разъединило его с людьми. Для него настоящая пытка - осознавать, что теперь он чужой людям, что его удел - ужас и пустота, агония и смерть человеческой души. Он жадно цепляется за любую соломинку надежды на то, что можно еще жить, чувствовать себя человеком. После смерти Мармеладова он, как ему показалось, получил эту возможность, взяв на себя заботу о его семье, о детях.

Но Раскольников слишком «поспешил с заключением». Придя домой и увидев там приехавших к нему мать и сестру, он понял, что не смеет обнять их, говорить с ними. Переживание было таким острыми и таким мучительным, что он «ступил шаг, покачнулся и рухнул на пол в обмороке».

Действительность сразу показала ему, что он не сможет жить по-человечески после содеянного, что он утратил связи с людьми, разъединен с ними. Вся жизнь Раскольникова превращается в непрерывную пытку. Каждое слово - удар, рана, боль. Одиночество среди людей - это и есть самое страшное наказание за преступление. Каторга должна показаться раем по сравнению с такой мукой. Нет, не удалось Родиону Романовичу убить принцип, преодолеть в себе человека! На это намекает и страшный сон Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху, вновь и вновь опускает на ее голову топор, а она смеется над ним.

Несбыточной была надежда на возвращение к людям. А понимание того, что и ненавидимый им Лужин живет по его теории («все дозволено»), и со страшным, безнравственным Свидригайловым они «одного поля ягоды», приводит Раскольникова на грань сумасшествия. Перед ним - тупик, потому что он человек, потому что его «натура» оказалась гораздо выше, человечнее теории, им созданной. Это прекрасно видит умный Порфирий Петрович. В его словах: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать», - ключ к пониманию трагедии «идейного» убийцы. Раскольникову кажется: вся беда в том, что он ошибся, причисляя себя к «избранным», «властелинам», что он оказался слабым, «тварью дрожащей», как все. Но автор романа, а вслед за ним и читатель видят другое: «натура» героя выше, человечнее, благороднее его «идеи».

Пусть Раскольников и не признается себе в этом, но нравственными мучениями, разъединенностью с людьми, одиночеством он наказал себя так, как никакой суд не накажет. Я думаю, именно поэтому о суде над убийцей в романе сказано мимоходом. Ведь внутренний суд уже свершился, а приговор юридический не имеет значения для героя. Его приговор в том, что победила «правда» Сони Мармеладовой, ее готовность смиренно, покорно нести свой крест.

Вот почему он идет «делать явку с повинной». Вот почему от сострадания к нему, беспощадно наказавшему себя, стремящемуся во что бы то ни стало вернуться к людям, сжимается сердце читателя. Болью за человека, но и гордостью за его неистребимую душу проникнут великий роман Ф. М. Достоевского. В беспощадном наказании, которому подвергнул себя Раскольников, - надежда на его возвращение к людям, на новую жизнь. Тот, кто способен так покарать себя, не безнадежен, он может возродиться и прийти к гуманизму, к человечности - с такой мыслью мы закрываем книгу.

«Преступление и наказание» - один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за униженного и оскорбленного человека.
Герой романа - Родион Раскольников, бывший студент. Он угрюм, мрачен и мнителен. Этот человек живет как бы отдельно от мира: ничем не интересуется из того, чем интересуются окружающие его люди. В то же время он горделив, даже надменен: «ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на это».
Но это только одна сторона личности Раскольникова. Разумихин говорит, что «точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются». И это верно. Ведь Раскольников еще добрый, любящий, великодушный и отзывчивый человек. Он любит мать, сестру, детей. Одно время Раскольников даже подумывал о женитьбе, движимый необычным чувством. «Она больная такая девочка была... совсем хворая; нищим любила подавать и о монастыре все мечтала... Дурнушка такая... собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная. Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил...» - вспоминает Раскольников. В этом раздумье героя проявляется еще одна черта его характера, незамеченная ранее: он хочет делать добро людям. Этим же желанием он руководствуется и в доме Мармеладовых, когда отдает этой семье последние свои деньги.
И еще одна черта, без которой портрет героя был бы неполным - он умен, даже, можно сказать, талантлив. Будучи еще студентом, он написал статью на философскую тему, напечатанную и замеченную. В статье Раскольников излагает свои взгляды на общество. Необыкновенный, гордый человек, властитель душ, способный решать судьбы других, - вот идеал Раскольникова. По его теории, общество делится на две категории людей: правители, которые для достижения своей цели имеют право совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.
Что же толкнуло Раскольникова на преступление? Несколько причин, одна из которых социальная. Раскольников - обедневший дворянин, не имеющий ни капиталов, ни доходов. Он приехал в Петербург учиться в университете, чтобы по окончании учебы добиться положения в обществе. Учиться ему приходится на те гроши, которые выделяет ему мать из своей скудной пенсии, да на собственные заработки от случайных уроков. Но даже окончание университета не гарантирует ему полного благополучия. «Он был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за гроши последние имевшиеся у него вещи, квартирная хозяйка перестала ему отпускать кушанье, и он сидел без обеда». Раскольников голодал, как это случалось со всеми студентами. Он совершенно пообносился, ему даже на улицу не было в чем выйти, поэтому нельзя было рассчитывать и на уроки. Но страдал не один Раскольников. В таком же или почти в таком положении были его мать и сестра.,Чтобы поддержать горячо любящего брата, сестра Дуня поступила гувернанткой в семью Свидри- гайлова. Свидригайлов покусился на честь и невинность Дуни, и она вынуждена была оставить место. В безвыходном положение Дуня соглашается на брак с Лужиным и тем самым приносит себя в жертву ради брата. И тогда в голове Раскольникова зреет план. Надо убрать все недостойное и ненужное, чтобы можно было жить тем, кто на это «право имеет». Ради тех, кого любишь, надо «преступить черту», «сделать первый шаг», стать начальным звеном той цепи, которая связывает настоящее со «светлым будущим». Именно с этих, казалось бы, светлых мыслей и начинается преступление Раскольникова.
Но не только ради родных старается Раскольников. По мнению Раскольникова, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести». Можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Убив старушонку, он заодно узнает, кто же такой Родион Раскольников: «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»?
В сущности, когда Раскольников случайно услышал разговор студента и офицера о том, что неплохо бы убить старуху-процентщицу и взять ее деньги, мысль эта уже была в голове Раскольникова, она просто обрела плоть, материализовалась. Теперь эта мысль настолько захватила всего Раскольникова, что даже движет его поступками. «...Он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученный, которому было бы всего выгоднее возвратиться домой самым кратчайшим и прямым путем, возвратился домой через Сенную площадь, на которую ему было совсем лишнее идти». Там, на Сенной, Раскольников слышит разговор сестры старухи Лизаветы с мещанином, из которой точно узнает, что на следующий день старуха «ровно в семь часов вечера останется дома одна». Теперь уже он ни о чем ином не мог думать. Его захватила идея.
Преступление совершено. Теперь начинается на менее страшное - наказание Раскольникова. Он не в состоянии пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до убийства, теперь сделались просто невыносимыми. Раскольникова охватывает страх. Этот страх лишает его уверенности в себе. Повестка по пустяковому поводу взвинчивает его до предела. Теперь он уже готов признаться. «Только бы скорей», - шепчет он. Раскольников готов упасть на колени перед Богом и перед мелким полицейским чиновником, которого он презирает. Вдобавок ко всему Раскольникову не дает покоя Порфирий Петрович. Здравый смысл подсказывает Раскольникову, что ни свидетелей, ни улик нет, что ему нечего бояться. Но Раскольников боится. Его страх не просто страх перед наказанием, он боится за саму идею. Ведь если он попадется в начале пути, погибнет не только он, погибнет и идея.
Раскольников задумал стать и Наполеоном, и Мессией, и тираном, и благодетелем человечества. Если бы ему удалось испытание, если бы убийство «вредной старушонки» Алены Ивановны повлекло за собой добрые и только добрые последствия, он счел бы свою идею доказанной. Однако результат испытания показал, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что намеченный им путь ведет совсем не туда, куда он его мысленно прокладывал. Ведь Раскольников хотел добра всем, хотел сделать всех обиженных и оскорбленных счастливыми. Но, убив старуху, ему пришлось пойти на еще одно преступление - убить Лизавету. А Лизавета - одна из униженных и оскорбленных, которых хотел спасти Раскольников.
Теперь, вроде бы доказав себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а тоже «право имеет», Раскольников, как никогда раньше ощущает себя этой самой «тварью дрожащей». Раскольников оказался в тупике и сам себе признается в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается...» Чтобы облегчить муки совести, Раскольников идет с повинной, «кается» на площади и в суде, потом отправляется на каторгу. Но это не решает его проблем. Он остается отчужденным от людей, и хотя его по-прежнему мучит совесть, не расстается со своей идеей. Всего за час до явки в полицию он сказал Дуне: «Преступление? Какое преступление?.. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Даже на каторге, через полтора года, раздумывая над случившимся, он не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что простого промаху, который со всяким мог случиться».
Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старуху убил, я себя убил». Каторга является не наказанием для него, а скорее спасением. Именно так Раскольников воскресает к новой жизни, осознав, что вся его жизнь «была каким-то высшим, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, та жизнь осталась в прошлом. Теперь Раскольников уже другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям.

"Преступление и наказание" - это известное произведение Федора Достоевского. Впервые оно было издано журналом "Русский вестник" в 1866 году. Произведение считается первым великим романом в период уже зрелого творчества автора. Оно становится популярным не только среди современников. На сегодняшний день оно включено в школьную программу. Юные читатели занимаются тщательным анализом поступка главного персонажа и пишут сочинение на тему Раскольникова.

Почему совершено преступление

Повествование фокусируется на душевных страданиях и моральной дилемме, которую пытался решить главный персонаж Родион Раскольников. "Преступление и наказание" повествует об обедневшем студенте, который не только разработал, но и выполнил план убийства недобросовестной ростовщицы из-за ее состояния.

Роман "Преступление и наказание" достаточно сложный. Строго говоря, это произведение является детективом. Но таким, где читатель знает, кто убил, с самого начала. Нет никакой интриги, связанной с поисками убийцы. Здесь разгадка преступления имеет не уголовный, а философский и психологический смысл. Само убийство непростое. Оно, скорее, теоретическое.

В чем заключается теория, которой следует Родион Раскольников в романе "Преступление и наказание"? Существует два разряда, на которые делится человеческий род. Одни люди великие, ведущие все человечество к цели, осуществляющие большие планы и двигающие историю вперед. Они могут позволить себе абсолютно все. Даже преступление - для того чтобы добиться своих светлых целей.

Другие мелкие и ничтожные, ничем не примечательные людишки. Жизнь их никому не интересна и не важна. История их безжалостно трамбует в собственный фундамент. И тогда Раскольников задается вопросом о том, к какому же разряду людей он сам, Родион Романович, принадлежит. Стремясь ответить на него, герой и идет на преступление.

Симпатия читателя и других персонажей произведения к Родиону

Является ли Раскольников в романе "Преступление и наказание" Даже когда все знают, что он убийца, он не теряет благосклонности своих близких: ни матери, ни сестры, ни тем более Сони. Даже читательских симпатий Родион не лишается. Несмотря на свое преступление, он все равно предстает как чистая душа.

Это человек, который очень восприимчив к боли всего мира, к социальной несправедливости. Родион Романович отзывчив. Но самое страшное, что именно он и является теоретиком. Его мысль как будто подавляет саму жизнь, вступая с ней в противоречия и даже пытаясь навязать ей какую-то свою схему.

Благодетельство, или Механизм самообмана

Все события в произведении "Преступление и наказание" происходят на пороге - на грани жизни и смерти, здравого смысла и безумия. Это одна из характерных черт поэтики Федора Достоевского. Очень четко в романе описан механизм самообмана. Раскольников после преступления пытается убедить себя, что совершил его, чтобы стать благодетелем, спасти семью, сестру и мать.

На самом деле он себя обманывает. Совершил это преступление Родион Романович для себя, чтобы доказать не только вероятность своей теории, но и то, что он может такое сделать, ведь он не "вошь", как выражается сам Раскольников. Цитаты его из произведения тоже наполнены смыслом той теории, которую персонаж так упрямо воплощает в жизнь. Но чтобы понять ошибочность мнения Родиона, достаточно рассмотреть, к примеру, Соню, которая является в романе его антиподом. Она тоже переступила некую черту, но при этом девушка действительно принесла себя в жертву другим.

Родион Раскольников. Преступление и наказание, или Падение личности

Роман Достоевского - это произведение о падении и воскресении личности. О борьбе в ее душе ложной идеи с совестью. А совесть для Федора Достоевского является гласом Божьим, вестником высшего смысла и правды. Казалось бы, что такое - убить вредную старушонку, никому не нужную и злобную. А получилось, что, убив ее, Родион Раскольников убил себя. Он загнал себя в угол уединения, обособления и одиночества.

А выход возможен только на пути к преодолению ложной идеи. И помогает в этом Родиону Романовичу героиня романа Именно она носительница высшей правды в данном произведении. Правды любви, самопожертвования и всепрощения. С ее помощью и может возродиться личность убийцы Родиона Раскольникова.

Возможное воскресение главного персонажа

Читатель видит, как Мармеладова и Раскольников в романе "Преступление и наказание" переносятся на берег великой сибирской реки. Это происходит в конце произведения. Уже не каменный Петербург под ногами персонажей, а обычная земля, почва. Вокруг зелень, лес и река. И это очень важно. Именно здесь возможно воскресение героя. Но он пока еще не раскаялся.

Единственное, о чем жалеет Родион Романович - что совершил признание. Это чувствуют каторжники и ненавидят его, но любят Соню. Потому что для любого русского человека, как считает Федор Достоевский, важно знать, что хоть он и согрешил, но само понятие греха не опровергает. Есть высший суд. А Раскольников именно его и хотел бы отменить. За это его и ненавидят каторжники.

Излечение Родиона Романовича при помощи Сонечки

Далее в произведении следует сон Раскольникова о язве, которая охватила всю землю, об убийствах, о том, что люди не могут договориться между собой. И это все следствие идеи Родиона Романовича. В том случае, если бы она охватила всю землю. Именно после этого сна начинается выздоровление главного персонажа.

Как говорит сам Федор Михайлович, его героев воскресила любовь. Но произведение остается открытым. Роман заканчивается словами о новой истории, которая еще впереди. Последнего слова о герое и о мире автором не сказано. Пространство текста остается незамкнутым. Видимо, так же как и была открыта судьба самого Достоевского.

История написания произведения

"Преступление и наказание" - это переломная точка для Федора Михайловича и в личной жизни, и в литературной. Достоевский задумал свой роман летом 1865 года. В то время он проиграл большую часть своего состояния, не мог платить по счетам и даже позволить себе надлежащее питание.

В тот период автор был должен крупные суммы денег своим кредиторам, но тем не менее одновременно пытался помочь семье своего брата Михаила, который скончался в начале предыдущего года. И именно в этот тяжелый момент Федор Михайлович знакомится с Анной Сниткиной, которая сначала была его стенографисткой. А впоследствии стала второй супругой.

Женившись на ней, Достоевский уезжает за границу, спасаясь от кредиторов. Он берет на себя еще и огромные долги брата. За рубежом они проводят четыре года, и все это время Федор Михайлович продолжает создавать свои новые произведения. Но тем не менее роман "Преступление и наказание" можно считать самым судьбоносным для писателя.