Социальная программа «Жилище. Обеспечение жильем молодых семей Жилище на годы

Разработанная в 2002 году федеральная программа «Жилище», до сих пор не утратила актуальности. Она позволяет гражданам разных категорий улучшить жилищные условия для своих семей.

Давайте разберем, что за это время сделано. Как получить субсидию на дом? Как менялись условия для участников?

Описание госпрограммы «Жилище»

Федеральная целевая программа «Жилище» является общегосударственной, то есть ее мероприятия реализуются на территории всех субъектов. Она направлена на решение проблем с жильем, естественно возникающих, у молодых граждан и семей.

Проект разделен на этапы. Нынешний разработан в 2010 году, утвержден постановлением Правительства РФ № 1050. Этот документ описывал условия действия мероприятий, источники финансирования, определял категории граждан, которым положены льготные субсидии.

Постановлением № 889 от 25.08.2015 года действие ФЦП «Жилище» продлено на 2016-2020 годы.

Данный документ регламентировал создание подпрограмм указанной выше ФЦП:

  1. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
  2. Обеспечение жильем молодых семей.
  3. Стимулирование программ развития жилищного строительства в регионах.
  4. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан.
  5. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Таким образом, ФЦП была детализирована с целью повышения эффективности ее мероприятий. В том числе, она стала охватывать большее количество молодых граждан.

Кроме того, программа активизирует детальность предприятий, формирующих рынок жилья. Государственные средства, получаемые молодыми семьями, должны вызывать повышение спроса на дома и квартиры. Это, в свою очередь, приводит к строительству большего числа подходящих для жизни, экологичных и комфортных помещений.

Что получают участники программы


Проблема обеспечения граждан жильем одна из наиболее острых на сегодняшний день. Покупка дома - дорогое удовольствие, недоступное большинству молодых людей.

Участие в мероприятиях подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей и граждан, установленных федеральным законодательством дает возможность указанным лицам на приобретение собственной квартиры с помощью государства на выгодных условиях.

Часть средств за них заплатит государство, а остальные участники программы должны найти самостоятельно. Это могут быть как собственные накопления, так и заемные ипотечные средства.

Государство предполагает финансировать от 30 до 35% стоимости покупки дома или квартиры для молодых семей. Для остальных участников подпрограмм так же выдается денежный сертификат на определенную сумму, которую они вправе потратить только на приобретение жилья. Конкретные цифры зависят от льготной категории и других стартовых условий. Однако участник программы обязан доказать и собственную платежеспособность. Все деньги за него не заплатят.

В расчет берется оценочная, а не рыночная стоимость собственности.

Предусмотрено погашение части займа, предоставленного в рамках госпрограммы, из средств материнского капитала.

В рамках подпрограммы по стимулированию развития жилищного строительства государство субсидирует субъекты РФ, муниципальные образования и юридические лица, получившие кредиты на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса, строительство объектов социальной инфраструктуры, строительство автомобильных дорог в новых районах и пр. Сертификаты могут быть также выданы семьям с 3 и более детьми.

В рамках подпрограммы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан предполагается обеспечение жильем таких категорий граждан, как государственные гражданские служащие, работники органов прокуратуры, сотрудники Следственного комитета, работники аварийно-спасательной службы и т.д., а также предоставление социальных выплат на приобретение жилья молодым ученым. Кроме того, в задачи программы входит завершение строительства общежитий для студентов и молодых ученых; переселение граждан, проживающих в оползневой зоне Ингушетии, переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и другие социально важные задачи. Для целей этой программы государство ежегодно субсидирует «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и российские кредитные организации.

Целью подпрограммы по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры является создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. Мероприятия подпрограммы предусматривают софинансирование за счет средств федерального бюджета завершения строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Какие цели ставит перед собой государство

Правительство обязано развивать все сферы экономики, при этом заботясь о незащищенных гражданах. Госпрограмма «Жилище» отвечает этим критериям. Ее цели многообразны.

Коротко в Постановлении они изложены следующим образом:

  1. Создать выгодные условия для развития рынка доступного и комфортного жилья экономкласса.
  2. Сдерживание роста цен на жилье.
  3. Поддержание платежеспособного спроса на жилье.
  4. Увеличения объемов ввода жилья и развития строительной отрасли.
  5. Оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  6. Выполнение социальных обязательств государства по обеспечению жильем молодых семей и отдельных категорий граждан.
  7. Комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, в том числе обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой.

Особое внимание в мероприятиях уделяется льготникам. Приоритетными категориями граждан, кроме молодых семей до 35 лет, являются:

  • военнослужащие, вышедшие в отставку по выслуге лет;
  • сотрудники полиции, прокуратуры, следственного комитета;
  • ученые;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • спасатели;
  • граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городов, поселков, ЗАТО;
  • граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • граждане, признанные вынужденными переселенцами, выезжающие из районов Крайнего Севера;
  • граждане, проживающие в помещениях, признанных непригодными, с высоким уровнем износа, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали.

Решением Президента РФ или Постановлением Правительства РФ список льготников может быть расширен или скорректирован.

Речь в программе идет о домах и квартирах экономкласса!

Основные критерии отбора участников

Подать заявление на субсидию могут только граждане Российской Федерации. Госпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» распространяется на молодежь в возрасте до 35 лет, в других мероприятиях по обеспечению жильем не оговаривается возраст участников, естественно они должны соответствовать тем категориям, которые закреплены в Постановлении в условиях каждой целевой программы.

Также к участникам могут быть предъявлены дополнительные условия, например платежеспособность, потому как молодой семье выделяется лишь часть средств на приобретение жилья, оставшуюся сумму они должны иметь на счету в банке или получить одобрение в рамках одной из кредитных программ банков.

Участники программы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан должны лишь иметь соответствующее программе место работы или место регистрации в районах, указанных в плане мероприятий, откуда планируется переселение граждан.

Требования, предъявляемые к юридическим лицам, муниципальным образованиям и субъектам РФ также подробно изложены в уже указанном ранее Постановлении. Там же можно ознакомиться с критериями их отбора для участия в конкурсах для субсидирования.

Куда обращаться потенциальным участникам

Определившись со своими намерениями, гражданин должен прийти в администрацию города (поселка, села), в котором проживает.

Кроме того, необходимо иметь с собой документы, необходимые для постановки на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Рассматриваются обращения комиссионно. Госорган обязан в течение 10 дней ответить заявителю. Срок отсчитывается с даты подачи заявления.

Гражданам, которым жилье можно получить по долгу работы или службы нужно обращаться в соответствующий отдел на работе.

Часто задаваемые вопросы по участию в программе

В документах указывается, что мероприятия по обеспечению молодых семей жильем рассчитаны только на молодые семьи. Однако заявление может подать одинокий человек, подпадающий под ограничительные возрастные критерии. Согласно Семейному кодексу он тоже является отдельной ячейкой общества.

Важно успеть определиться со своими намерениями до 35-летнего возраста .

Согласно действующей федеральной программе, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Более детальные условия участия расписаны в региональных программах, которые могут немного отличаться от федеральных в пользу граждан.

Однако следует помнить, что есть такой пункт в федеральной программе, который позволяет региональным властям исключать граждан даже из уже утвержденных списков. Он гласит, что если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта РФ списков молодых семей — претендентов на получение соцвыплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей — участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ.

Достигнутые результаты

О том, что основные цели госпрограммы «Жилище» достигнуты, говорить пока рано. Снижение стоимости квартир и домов не произошло, так же, как и процент молодых семей, имеющих удовлетворительные жилищные условия.

Тем не менее есть определенные успехи. Так:

  • постепенно увеличивается доля частного жилья россиян;
  • развивается ипотечное кредитование;
  • объемы сданного в эксплуатацию жилого фонда растут;
  • модернизируется инфраструктура городов за счет использования средств бюджета и граждан;
  • постепенно организуется переселение граждан из ветхого жилья, аварийного жилья и из районов Крайнего Севера.

Максимальная сумма льготного кредита составляет 3 млн рублей, а в столице и Санкт-Петербурге - 8 млн руб.

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты (далее – свидетельство) в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.

В договоре банковского счета устанавливаются условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений банка и владельца свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также порядок перевода средств с банковского счета.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, и может быть расторгнут в течение срока действия договора по письменному заявлению владельца счета. В случае досрочного расторжения договора банковского счета (если на указанный счет не были зачислены средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты) Банк выдает владельцу счета справку о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

Свидетельство о праве на получение социальной выплаты, представленное в банк, после заключения договора банковского счета владельцу не возвращается.

Участник подпрограммы имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого(ых) помещения(ий) как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое(ые) помещение(я) для постоянного проживания.

Приобретаемое жилое(ые) помещение(я) должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.

Документы, предоставляемые владельцем счета в банк для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(й) (Приложение №1 к Договору банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы).

1. Для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(й) владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

б) Договор на жилое(ые) помещение(я);

в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Выписка из ЕГРН должна содержать полные данные о каждом лице, за которым зарегистрировано право на жилое помещение. Выписка из ЕГРН предоставляется самим правообладателям или их законным представителям, или физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя. Для получения в органе регистрации прав Выписки из ЕГРН, содержащей полные данные о каждом правообладателе, необходимо обратиться всем правообладателям одновременно или их законным представителям, или лицам, имеющим нотариально удостоверенную(ые) доверенность(и) от правообладателя(ей) или его(их) законного(ых) представителя(ей);

г) документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(й) в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В Договоре на жилое(ые) помещение(я) указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого(ых) помещения(й), приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

2. В случае приобретения жилого(ых) помещения(й) экономкласса уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы, владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

б) договор с уполномоченной организацией.

Условия примерного договора с уполномоченной организацией утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В договоре с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы, указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) уполномоченной организации и ее банковского счета (банковских счетов), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, необходимой для приобретения жилого(ых) помещения(й) экономкласса на первичном рынке жилья.

3. В случае использования социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого(ых) помещения(й) или строительство индивидуального жилого дома владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

в) в случае приобретения жилого(ых) помещения(й) - Договор на жилое(ые) помещение(я);

г) в случае строительства индивидуального жилого дома - договор строительного подряда.

4. В случае использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

б) кредитный договор (договор займа);

в) выписку из Единого государственного реестра недвижимости или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома;

г) справку кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

5. В случае направления социальной выплаты в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере, после чего это жилое помещение переходит в собственность молодой семьи - члена кооператива (или одного из членов молодой семьи - члена кооператива), владелец счета должен представить в банк:

а) справку об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им/ими права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его/их пользование;

б) копию устава кооператива;

в) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе;

г) копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию права собственности кооператива на жилое помещение, которое приобретено для молодой семьи - участницы Подпрограммы;

д) копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива.

6. В случае направления социальной выплаты для оплаты цены договора строительного подряда владелец счета должен представить в банк:

а) документы, подтверждающие право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения членов молодой семьи на земельный участок;

б) разрешение на строительство, выданное одному из членов молодой семьи;

в) договор строительного подряда, предусматривающий информацию об общей площади жилого дома, планируемого к строительству, и расчет стоимости производимых работ по строительству жилого дома.

ПОДПРОГРАММА

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 464,

от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 1562, от 01.01.2001 N 609)

подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной

Наименование подпрограммы

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Дата принятия решения о разработке подпрограммы

поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N ДМ-П9-7244р

Государственный заказчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Основной разработчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Цель и задачи подпрограммы

цель подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачи подпрограммы - предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса;

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома экономкласса

Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы

количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в 2015 - 2020 годах, - 98,49 тыс. семей

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2015 - 2020 годы

Объемы и подпрограммы

общий объем финансирования подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 250,31 млрд. рублей,

в том числе средства федерального бюджета - 29,12 млрд. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 59,56 млрд. рублей;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности

успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;

привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственные средства граждан;

укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе;

улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)


I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена подпрограмма

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы за период 2011 - 2014 годов улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 108,5 тыс. молодых семей. Существенно возросло число субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы, что способствовало разработке и принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования.

В текущих условиях, когда кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья , являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств, в 2 - 2,5 раза превышающая средний уровень процентной ставки в развитых странах.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, молодые семьи не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же чаще всего молодые семьи еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке.

Для выбора вариантов решения выявленной проблемы были рассмотрены два сценария реализации подпрограммы.

Первый сценарий (базовый) предполагает реализацию подпрограммы с учетом имеющихся ограничений федерального бюджета и направлен на достижение целевых значений показателей результативности.

Второй сценарий (оптимистичный) предусматривает ускорение реализации мероприятий подпрограммы в целях оказания государственной поддержки в обеспечении жильем всем молодым семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в течение срока реализации подпрограммы.

Реализация оптимистичного сценария предполагает достижение существенно более высоких значений показателей результативности подпрограммы, однако потребует увеличения ее финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 140 процентов (на 51,74 млрд. рублей и 120,15 млрд. рублей соответственно), что значительно превосходит их возможности. В связи с этим в качестве оптимального выбран базовый сценарий реализации подпрограммы.

II. Цель и задачи, сроки реализации и перечень целевых

индикаторов и показателей подпрограммы

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Программа реализуется с 2015 по 2020 годы.

Молодые семьи - участники подпрограммы могут обратиться в уполномоченную организацию, которая приобретет в их интересах жилое помещение экономкласса на первичном рынке жилья.

Отбор уполномоченных организаций, участвующих в реализации подпрограммы, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Критерии отбора таких уполномоченных организаций, требования к ним и правила оказания ими услуг будут определены государственным заказчиком подпрограммы.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз.

Вопрос приобретения жилой недвижимости (далее по тексту ж/н) является на данный момент одним из самых актуальных. Ситуация, сложившаяся на рынке недвижимости в настоящее время, не позволяет большинству граждан получить собственное жилье. Среди причин, повлекших возникновение данной проблемы, можно выделить следующие:

  • Высокая стоимость объектов ж/н в целом по стране (по состоянию на 2016-2017 год стоимость однокомнатной квартиры в г. Москве составляет от 4,4 млн. руб.);
  • Низкий уровень заработной платы (в целом по стране уровень дохода работоспособного населения на 2015 год составил 27 250 руб. (за вычетом НДФЛ), но не стоит забывать, что, как правило, на практике данные показатели значительно ниже);
  • Растущий уровень инфляции, усугубившийся экономическим кризисом 2014-2016 гг.

Для улучшения материальных условий социально незащищенных групп граждан государством была разработана федеральная целевая программа «Жилище» (далее ФЦП «Жилище»).

Описание гос.программы «ЖИЛИЩЕ» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи»

ФЦП «Жилище»: цели и задачи

Указанная программа была принята в 2010 году и начала реализовываться с января 2011 года. Первоначально срок ее действия составлял пять лет.

Цели ФЦП «Жилище»

Основными целями, которые планировалось достичь в указанный период, было:

  • Обеспечение граждан доступным жильем экономкласса;
  • Помощь отдельным социально незащищенным категориям граждан;

По окончании 2015 года действие программы было решено продлить еще на пять лет – до 2020 года.

Основными задачами, которые ставятся перед ФЦП в 2016-2020 гг. является развитие массового строительства недорогого, но комфортного жилья эконом класса и увеличение количества граждан, обеспеченных собственным жильем.

В рамках программы, в период с 2016-2020 гг., планируется обеспечить отдельной ж/н более 235 тысяч семей, в том числе молодых – более 157 тысяч.

Указанная целевая программа включает в себя ряд подпрограмм конкретной направленности, среди которых программа по обеспечению ж/н молодых семей (далее по тексту м/с).

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодой семьи»

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодой семьи» также как и основная ФЦП «Жилище» начала свое действие в 2011 году и была продлена на последующие 4 года: с 2017 до 2020 года.

Основными целями данной программы является обеспечение ж/н семей, признанных нуждающимися в улучшение жилищных условий и привлечение средств данной категории граждан в развитие строительства жилья экономкласса, в том числе приобретаемого в ипотеку.

Косвенными причинами принятия и продления данной программы является повышение уровня рождаемости в стране, так как большинство пар, зарегистрировавших официальные отношения, не могут позволить себе рождение ребенка, находясь в стесненных жилищных условиях, что, в свою очередь, негативно сказывается на демографической ситуации в стране. Программа призвана снизить социальную напряженность, связанную с трудностями при приобретении недвижимости и увеличить количество приобретаемого в стране ипотечного жилья.

Общий объем финансирования данной программы довольно внушителен, всего, на обеспечение м/с недвижимостью, планируется потратить более 122 миллиардов рублей бюджетных средств.

Данная программа предусматривает предоставление м/с соцвыплат, которые могут быть потрачены на:

  • Приобретение ж/н (кроме вторичного рынка);
  • ИЖС (индивидуальное строительство);
  • Погашение последнего платежа за пай при приобретении ж/н членом кооператива;
  • Уплату первоначального взноса при покупке ж/н в кредит (строительстве);
  • Погашение долга по кредиту (займу) и процентов по нему (за исключением штрафных санкций, пеней и комиссий).

Как стать участником подпрограммы «Молодая семья»

Принять участие в данной программе могут м/с, отвечающие следующим условиям:

  • В которых оба или один из родителей является гражданином РФ;
  • Полная м/с как с ребенком, так и без него;
  • Неполная м/с при наличии одного и более детей (родитель, с которым находится ребенок и которым заявляется право на участие в подпрограмме должен иметь российское гражданство);
  • Возраст супругов не должен превышать 35-ти лет;
  • Наличие и получение постоянного дохода, позволяющего оплатить стоимость ж/н (за вычетом предоставленной субсидии) или получить ипотечный кредит;
  • Наличие статуса нуждающейся в улучшении жилусловий.

Как стать участником программы «молодая семья»

Нуждающейся в улучшении жилусловий признается м/с, поставленная на учет в органе местного самоуправления (МСУ) в качестве нуждающейся. Для того, что встать на учет супруги также должны отвечать ряду условий, в частности, по отсутствию в их собственности жилых помещений, проживанию в стесненных условиях и т.п. Уточнить перечень оснований по которым м/с подпадает под категорию нуждающейся можно в органе МСУ по месту проживания.

Порядок получения соцвыплаты в рамках подпрограммы «Молодая семья»

Шаг 1. Составление соответствующего заявления

Форма заявление разработана и утверждена Правительством РФ (прил. 2 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «ФЦП «Жилище»).

В заявлении в обязательном порядке должны содержаться данные каждого члена семьи в соответствии с паспортом РФ, опись прилагаемых к заявлению документов, подтверждение от всех членов семьи о том, что они ознакомлены и согласны с условиями программы, подпись и расшифровка подписи лица, составившего заявление.

Заявление должно быть составлено в двух экземплярах.

Шаг 2. Сбор необходимых документов

Для получения субсидии м/с должна собрать следующие документы:

  • Копии паспортов обоих супругов (или одного, если семья неполная);
  • Копия свидетельства о заключении брака (если семья неполная, то оно не представляется);
  • Копия свидетельства о рождении ребенка (детей), если в составе семьи есть дети;
  • Документы, подтверждающие статус м/с, как нуждающейся в улучшении жилусловий;
  • Документы, подтверждающие наличие дохода, необходимого для покупки (заключения кредита по покупке) ж/н. К таким документам относится справка 2-НДФЛ по полученному доходу и иные документы;

Если субсидия будет направлена на погашение долга по ипотеке, то дополнительно к пакету документов необходимо приложить:

  • Копию свидетельства о регистрации права собственности на ж/н, приобретенную по ипотеке, или договор строительного подряда, подтверждающий расходы по ИЖС;
  • Копию кредитного договора (если он был заключен в период с 01.06.2006г.-31.12.2010г.) или справку от кредитора об остатке долга и общей сумме задолженности по ипотечным процентам.

Шаг 3. Представление документов в соответствующий орган

Пакет документов и заявление м/с должна сдать в орган МСУ. Сделать это может также один из совершеннолетних членов семьи или представитель по доверенности (нотариально заверенной).

Шаг 4. Принятие решение в признании семьи членом ПП «Молодая семья»

После поступления документов уполномоченный орган в течение десяти дней принимает решение о признании (отказе в признании) м/с членом подпрограммы «Молодая семья». После принятия указанного решения МСУ в течение пяти дней извещает об этом семью.

Основания для отказа в участии в подпрограмме «Молодая семья»:

  • Несоответствие супругов требований, указанным выше (по возрасту, наличию необходимого дохода, и подтверждению статуса нуждающейся в улучшении жилусловий);
  • Непредставление или неполное представление документов и сведений;
  • Сообщение заведомо ложных сведений;
  • Повторная подача заявления на участие в программе, при условии, что ранее м/с указанная субсидия была предоставлена и ею реализована.

В случае отказа м/с может повторно подать заявление на участие в программе после того, как устранит выявленные нарушения.

После принятия решения орган МСУ направляет информацию в региональные органы власти. После вынесения решения региональными властями (в котором, помимо прочего, указывается общий размер предоставляемой субсидии) орган МСУ в срок не более двух месяцев выносит решение о выдачи свидетельства на получение соцвыплаты м/с.

Шаг 5. Получение свидетельства

После того как будет принято решение о выдаче свидетельства на получение соцвыплаты, в орган МСУ необходимо повторно сдать указанный выше пакет документов, кроме заявления о включении в состав программы «Молодая семья» и документов, подтверждающих статус семьи, как нуждающейся в улучшении жилусловий. К пакету документов необходимо приложить заявление на выдачу свидетельства о получении соцвыплаты.

Заявление на выдачу свидетельства установленной формы не имеет и может быть составлено в произвольной форме.

Срок представления документов – один месяц после получения уведомления на представление документов.

Шаг 6. Направление свидетельства в банк

После того как свидетельство будет получено его необходимо направить в банк в течение двух месяцев с даты получения. Если указанный срок будет пропущен, банк данное свидетельство не примет. В случае если срок все-таки пропущен, свидетельство можно заменить в органе МСУ.

После получения свидетельства и проверки всех данных банком открывается договор банковского счета.

Шаг 7. Оплата жилья

Для оплаты ж/н в банк необходимо представить следующие бумаги:

  • Договор банковского счета;
  • Договор купли-продажи жилого помещения;
  • Договор строительного подряда на ИЖС;
  • Свидетельство о регистрации прав на приобретенное жилье;

Если свидетельством погашается долг и проценты по ипотеке, то дополнительно необходимо представить:

  • Кредитный договор или справку кредитора о сумме задолженности.

Размер соцвыплаты

Необходимо отметить, что размер субсидии строго ограничен. Государство погашает лишь часть стоимости ж/н, остальную должен оплатить собственник (м/с). Общий размер субсидии в 2016 году не может превышать:

  • 30% от общей стоимости жилья для семьи без детей;
  • 35% для семьи с детьми.

Размер площади ж/н, по которому производится расчет субсидии, производится исходя из следующих значений:

  • 42 кв. м. на семью, не имеющую детей;
  • по 18 кв. м. на каждого члена семьи, если семья состоит из родителей (родителя) и ребенка.

Особенности регионального законодательства

Необходимо отметить, что ФЦП «Жилище» и подпрограммы «Молодая семья» являются федеральными программами, реализуемыми на всей территории РФ, однако, в каждом регионе условия реализации данных программ могут корректироваться (устанавливаться льготный порядок очередности, иные условия по предоставлению субсидии).

Также стоит отметить, что вышеуказанные программы не имеют ничего общего с программами коммерческих банков подчас носящих аналогичные названия, например «Ипотека для молодой семьи» . Предоставление кредита по льготной ставке, уменьшение первоначального взноса для м/с при заключении договора ипотеки не имеет ничего общего с реализацией вышеуказанных программ.

Кроме этого, в регионах могут вводится и реализовываться дополнительные программы помощи м/с, предусматривающие более лояльные условия получения субсидии.

Часто задаваемые вопросы

До какого периода действует программа помощи м/с в рамках ФЦП «Жилище»?

На настоящий момент действие программы продлено до 2020 года.

В какой орган местного самоуправления необходимо сдавать документы: по месту прописки или проживания?

Документы представляются в орган местного самоуправления по месту прописки.

Может ли мать-одиночка принять участие в программе?

Да, при соблюдении условий программы.

Федеральная программа «Жилище» была разработана в 2002 году, а в 2010 году была дополнительно продлена на пять лет до окончания 2015 года. После этого Правительство Дмитрия Медведева приняло решение продлить программу еще на одно пятилетие - по 2020 год включительно.

В соответствии с Постановлением Правительства от 25 августа 2015 г. № 889 , федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» образована подпрограммами:

  1. Обеспечения молодых семей доступным жильем.
  2. Модернизации коммунальной инфраструктуры.
  3. Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан определенных категорий.
  4. Стимулирования региональных программ для эффективного развития жилищного строительства.

Программа нацелена на формирование рынка жилья эконом класса, которое было бы доступно большинству граждан нашей страны, на устранение недостатка экологичных и комфортных жилых помещений, на стимулирование спроса на жилые помещения и повышение качества жилищного фонда России.

Условия программы «Жилище» на 2016-2020 годы

Государственная программа «Жилище» по праву является базовым инструментом для реализации общероссийского проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам РФ».

Программа предусматривает, что для реализации целей данной государственной программы все субъекты РФ должны предпринять определенные шаги в оказании помощи российским гражданам в решении самого сложного вопроса - жилищного.

В рамках рассматриваемой программы действует уникальная подпрограмма «Молодая семья» , помогающая молодым российским семьям получить комфортное жилище.

Главными условиями для участия в программе являются:

  • соответствие возрастному цензу (не более 35 лет для одного родителя или обоих супругов);
  • быть признанным местными органами власти нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • наличие собственных средств и/или постоянного дохода в достаточном для погашения кредитов размере.

Размер субсидии по программе - это определенный процент, который выплачивает местный бюджет за молодую семью при покупке дома или квартиры (не менее 30 или 35% от стоимости жилья).

Цели программы и достигнутые результаты

К сожалению, пока не удалось достичь базовой цели, заключающейся в снижении стоимости жилья в России. Если подводить промежуточные итоги реализации долгосрочной госпрограммы, то можно отметить, что имеются следующие достижения:

  • доля частного жилья увеличилась;
  • ипотечное кредитование получило значительное развитие;
  • объемы жилищного строительства увеличились.

Достижению результатов ФЦП будет способствовать то, что действие программы Материнский капитал , повышающей рождаемость, было продлено до 2018 г.

Однако без собственного жилья, которое было бы максимально пригодно для проживания маленьких детей, решать эту проблему демографического кризиса нашим гражданам сложно.