Социально культурные права и свободы. Социально-экономические культурные права и свободы человека и гражданина в рф. Социальные права человека

Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения (впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 года).
Особенности данных прав:
- единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;
- нередко выступают как права и гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;
- имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;
- требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодательстве;
- одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и т.п.), другие оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).
В обобщенном плане все главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции России 1993 года. Она позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав:
1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:
- право частной собственности (ч.1 ст.35) и ее наследования (ч.4 ст.35);
- право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36);
- право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34);
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37);
- право на труд и на вознаграждение за труд (ч.3 ст.37);
2. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан:
- право на образование (ч.1 ст.43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43);
- право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43);
- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч.1 ст.44);
- свобода преподавания (ч.1 ст.44);
- право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44);
- право на охрану интеллектуальной собственности (ч.1 ст.44);
3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:
- право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7);
- право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37);
- право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1 ст.38);
- право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7);
- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);
- право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;
4. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности:
- право на отдых (ч.5 ст.37);
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42);
5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе:
- право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13,30);
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч.4 ст.37).

2.3. Социальные, экономические и культурные права и свободы призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Статья 34 Конституции Российской Федерации предусматривает право на свободу предпринимательства.

Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является, закрепленное в Конституции РФ право частной собственности , непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права.

В статье 35 говорится:

Каждый в праве иметь имущество в собственности, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Право частной собственности принадлежит каждому человеку и является одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 Конституции РФ.

Содержание права частной собственности весьма широкое (рассмотрим только основные моменты данной категории). Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Это, в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против него закона или действий.

Гарантированное ст.9 Конституции юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых, не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. Свобода в действиях собственника земли весьма относительна, поскольку п.3 ст.36 определяет условия и порядок пользования землей.

~ свободу труда;

~ право на труд и на защиту от безработицы;

~ право на забастовку;

~ право на отдых;

Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Конституция РФ закрепляет свободу труда (п.1 ст.37 Конституции РФ), раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (коллективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании.

Конституционно закреплены нормы, согласно которым человек должен работать в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если такие требования нарушены в результате действий работодателя и работнику на производстве причинен вред, то работодатель несет материальную, а в некоторых случаях уголовную ответственность.

Согласно п.4 ст.37 признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Любая система разрешения споров предусматривает возможность недовольной стороны обратить в суд.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых , именно поэтому оно закрепляется в п.5 ст.37. Любой человек должен рационально использовать время своего отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

В статье 41 Конституции Российской Федерации закреплено право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

Конституция в ст.38 определяет и взаимные права родителей и детей . Права родителей заключаются в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и, прежде всего - определенные права матери и ребенка. Оно развивает охрану здоровья матери и ребенка, предусматривает социальное обеспечение и охрану труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве.

К числу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по возрасту , в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 Конституции РФ). Содержанием данного права является, прежде всего, в гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Каждый заранее должен знать, каковы основания и условия обеспечения.

В указании перечня конституционных прав и свобод предполагается критерий социально-экономических прав, который выделяет культурные права человека.

К культурным можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.

В Конституции Российской Федерации (в ст. 43) гарантируется право граждан на образование . Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

Конституционно закреплены принципы, гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества , преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. (Ст. 44 Конституции РФ). Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.

Государство гарантирует охрану авторам интеллектуальной собственности , устанавливая порядок применения ответственности на лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

Среди обязанностей человека и гражданина Конституция РФ выделяет также обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.57), обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), обязанность и долг защиты Отечества. Если убеждениям или вероисповеданию гражданина РФ противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст.59).

Экономические права охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг и в своей основе связаны с обладанием собственностью и другими имущественными благами.

К основным экономическим правам, закрепленным в Конституции РФ, относятся:

– право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

– право частной собственности (ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

– право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36).

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленное в ч. 1 ст. 34

Конституции РФ, более емко можно определить как право на свободу предпринимательства. Такое право не закреплялось в советских конституциях.

В ГК РФ предпринимательство определяется как деятельность, "направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Данное право принадлежит частным, т.е. физическим, лицам (индивидуально или совместно) и юридическим лицам (организациям, предприятиям). Речь идет, прежде всего, о гражданах России; о лицах, не имеющих российского гражданства, но в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ пользующихся равными с гражданами Российской Федерации правами и несущих равные обязанности (кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ), а также о юридических лицах.

Из положений ст. 8 Конституции РФ о признании и защите равным образом всех форм собственности вытекает равенство физических и юридических лиц и всех иных субъектов права как участников имущественных отношений. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами также имеет конституционный характер, поскольку право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю установлено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ.

Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2), а условия и порядок пользования землей в Российской Федерации определяются на основе федерального закона (ч. 3) и регулируются ЗК РФ.

Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации

Социальные права сформировались позже политических и личных прав и свобод в течение XX в. Их возникновение было обусловлено ростом активности населения в борьбе за создание полноценных и справедливых условий для труда и жизни.

К основным социальным правам, установленным в Конституции РФ, относятся следующие права:

– в сфере труда (на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и др. – ст. 37);

– на отдых (ч. 5 ст. 37);

– на социальное обеспечение (ст. 39);

– на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ст. 39);

– на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7, ст. 39);

– на жилище (ст. 40);

– на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

– на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

– на создание профессиональных союзов, иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30).

В ст. 37 Конституции РФ подробно раскрывается содержание прав в сфере труда, подразумевающих систему частных прав, свобод и возможностей:

а) право на свободу труда (труд в Российской Федерации свободен), что означает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1); принудительный труд запрещен (ч. 2);

б) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3);

в) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3) (согласно ч. 2 ст. 7 Конституции в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда);

г) право на защиту от безработицы (ч. 3)

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4).

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Основные положения законодательства о праве на отдых сосредоточены в ТК РФ.

Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы; участникам Великой Отечественной войны; работающим пенсионерам по старости; родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы; работающим инвалидам; работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников; в других случаях, предусмотренных ТК, иными федеральными законами либо коллективным договором.

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплено право на социальное обеспечение. Согласно ч. 1 ст. 39

Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Данное право вытекает из более общих положений ч. 1 ст. 7 Конституции РФ о том, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право на социальное обеспечение имеет общий характер и выражается через целый ряд более конкретных прав, часть из которых закреплена непосредственно в Конституции РФ. К таким правам относятся, в частности, право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства; право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан. в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39)

В Российской Федерации принято немало Федеральных законов, посвященных социальному обеспечению: от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи", от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и др. Законодательством гарантируются самые разнообразные формы социального обеспечения: осуществляется специальная государственная поддержка; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, субъектом права на социальное обеспечение являются малоимущие граждане, т.е. не способные в силу определенных физиологических, умственных, возрастных, климатических и иных условий позаботиться о себе сами в такой мере, в какой это обеспечило бы им достойную жизнь.

Одним из важных элементов комплексного права на социальное обеспечение является право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленное в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ. Данное право также является комплексным и раскрывается через систему определенных прав и гарантий, установленных в Конституции РФ: а) материнство и детство, а также семья в целом находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); б) каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); в) забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, которым устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ч. 1), а также особо подчеркивается, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2).

В законодательстве РФ устанавливаются системы широких гарантий и льгот для пенсионеров.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2).

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Условия нуждаемости в жилище определены в ЖК РФ, а также в нормативных актах Российской Федерации и ее субъектов (например, в примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений, утверждаемых исполнительными органами власти субъектов РФ).

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Положения Конституции РФ получили развитие в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который закрепляет принцип приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, реализуемый в том числе путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.

Закрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми не запрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого уровня здоровья.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры но развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду , достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

К виду социальных прав, способствующих достижению социального партнерства в обществе, относится право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30 Конституции РФ).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено данным Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

В Конституции РФ определены следующие основные духовно-культурные права и свободы:

– право на образование (ч. 1 ст. 43);

– свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);

– право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);

– право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

– свобода совести (ст. 28).

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Данное право является комплексным и обеспечивается закрепленной в ст. 43 Конституции РФ группой более частных прав и гарантий, к которым относятся: а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2); б) право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3); в) обязательность основного общего образования, получение которого обеспечивают государство и родители или лица, их заменяющие (ч. 4); г) установление в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством различных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" конкретизирует положения Конституции РФ, определяет механизм реализации данного права.

В соответствии со ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество непосредственно связано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из важнейших духовных свобод, означающая, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и других видов творчества.

Свобода творчества гарантируется и тем, что на этот вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление ею. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества, российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения данной свободы.

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ упоминаются отдельные виды творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально-материальную основы.

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней, предполагающего реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью и т.п.

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации". Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном названным Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К числу духовных свобод можно отнести свободу совести и вероисповедания, особенностью которой является одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

Конституция РФ в ст. 28 фиксирует несколько важных элементов, раскрывающих содержание категории свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются лишь с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть в более широком понимании означает, что религиозная нравственность, хотя и составляет ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания. В философско-этическом понимании совесть есть особое духовное свойство каждого человека, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. В связи с этим суть свободы совести в юридическом смысле заключается в том, что человек в своей жизни свободен в выборе той или иной нравственно-духовной, в том числе религиозной, основы. Он вправе сам определять систему ценностей, составляющую основу его жизнедеятельности (если она, конечно, не наносит вреда другим людям), может исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, придерживаться или не придерживаться той или иной религии.

Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Понятие "свобода вероисповедания" связано с многообразием религиозных взглядов, получающих свое выражение в принятии или непринятии тех или иных учений, исторически сложившихся как на территории России, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения человека по своему добровольному выбору к какому-либо из них и составляет сущность свободы вероисповедания.

Важным обстоятельством для правоприменительной деятельности является то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

67. право на свободное использование своих способностей и имущества: содержание гарантии реализации.

В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные интересы.

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь.

По своему юридическому содержанию данные права неодинаковы. Некоторые (например право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации.

Право на экономическую деятельность . Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.



В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тайны. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и, прежде всего Гражданским кодексом РФ.

Право частной собственности . Содержание права частной собственности весьма широкое. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным законодательством.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности.

Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. При чрезвычайных условиях (стихийные бедствия, эпидемии и др.) может осуществляться изъятие собственности (реквизиция) по решению государственных органов, возможна также конфискация в административном порядке, но в любом случае предусмотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права собственности. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд в соответствии со ст. 46 Конституции РФ.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которые приняты в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная - в разряд частной (приватизация), но только в соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или рыночными ценами.

Трудовые права и свободы . Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает: свободу труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество и т. д. Свобода труда связана с запретом принудительного труда.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки рассматривается как форма принудительного труда.

Действующим законом запрещены некоторые виды забастовок. Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры, предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуют также комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для недовольной стороны обратиться в суд.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Защита материнства, детства и семьи . Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовством и детством, закреплен в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 г.

Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью.

Право на социальное обеспечение . Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи.

Право на жилище . Из этого права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Есть категории граждан, которые выделяются Конституцией как имеющие право на приоритетное и льготное обеспечение жилищем. Речь идет о малоимущих и иных указанных в законе нуждающихся в жилище гражданах, которых государство обязуется обеспечить из государственных, муниципальных и других фондов бесплатно или за доступную плату. Право на жилище для таких лиц осуществляется как бы за счет общества с целью социальной защиты определенной части населения.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право на медицинскую помощь - это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта помощь оказывается всем гражданам без какой-либо дискриминации. Граждане имеют право и на медицинскую помощь в соответствии с Законом РСФСР о медицинском страховании граждан в Российской Федерации от 28 июня 1991 г., а также за счет личных средств в платных медицинских учреждениях.

Право на образование . Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Как и в большинстве других развитых стран, основное общее образование является в России обязательным. Однако его обеспечение, в отличие от прошлых лет, ложится не на государство, а на родителей или лиц, их заменяющих. Основное общее образование может быть получено вне образовательного учреждения (домашнее, или семейное, образование), но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии.

Свобода творчества . Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации). Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Принципиальное значение имеет конституционное положение об охране интеллектуальной собственности. Творческие работники должны быть защищены от пиратского использования их произведений.

Право на участие в культурной жизни . Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан. Особенно важно приобщать детей к культурной жизни. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Основной документ об этих трех видах прав человека- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(МПЭСКП)

Контроль за соблюдением МПЭСКП возложен на Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

К числу экономических, социальных и культурных прав и сво-бод относятся:

    1. свобода предпринимательства,
    2. свобода творчества,
    3. право частной собственности,
    4. право на труд, отдых, забастов-ку,
    5. право на охрану семьи, социальное обеспечение,
    6. право на жилище,
    7. право на охрану здо-ровья,
    8. право на образование,
    9. право на участие в культурной жизни и др.

Провозглашая наше государство социальным, Конституция РФ (ч. 1 ст. 7) обязывает его заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом имеется в виду не опека над человеком, а создание в этих целях благоприятных правовых, экономических, образовательных и культурных возможностей для всех людей.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании.

Право на экономическую деятельность

Конституционное право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст. 34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.

Гражданский кодекс РФ, принятый на основе Конституции РФ (1993 г.), определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли при пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2 ГК РФ).

Граждане иностранных государств и лица без могут быть субъектами предпринимательской деятельности в пределах полномочий, установленных российским законодательством.

Провозглашенное ч. 2 ст. 34 Конституции РФ право на свободное предпринимательство и осуществление иной экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечения проявления монополизма.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 34) запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции. Этим целям служат нормы права, содержащиеся в Федеральном законе от 17.08.1995 N147-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О естественных монополиях" и других нормативных актах.

Право частной собственности

"Право частной собственности охраняется законом", - говорится в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ.

Для понимания этой правовой нормы важно уяснить содержание понятия "частная собственность". Дело в том, что в правовой литературе и законодательных актах понятие "частная собственность" употребляется в двух значениях:

    1. только вещные права на определенную вещь или совокупность вещей;
    2. различные формы хозяйствования, осуществляемые разными субъектами.

Упомянутые субъекты, которые не являются носителями государственной или муниципальной власти, считаются частными лицами и субъектами частной собственности, понимаемой как частная хозяйственная (в том числе и предпринимательская) деятельность как физических лиц (индивидов), так и юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ и др.).

В ч. 1 ст. 35 Конституции РФ речь идет о собственности в обоих указанных значениях. Следовательно, под охраной права частной собственности следует понимать как охрану права частной собственности на вещь, принадлежащую частному лицу (физическому или юридическому), так и охрану прав этого частного лица на осуществление экономической деятельности.

Подробнее

Владение - фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью (имуществом) или, как принято иногда говорить, "фактическое держание ее в своих руках".

Пользование - извлечение из имущества его полезных свойств.

Распоряжение - полная или частичная передача прав на него другим лицам.

Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются и охраняются гражданским законодательством.

Современное право России следует пониманию природы, роли и пределов частной собственности, характерному для первоначального этапа развития буржуазного общества, провозглашавшего право частной собственности "священным и неприкосновенным".

В результате произошедшей эволюции стран Запада западное общество осознало необходимость усиления социальной роли частной собственности, что потребовало ввести определенные основания для ограничения этого права. Обществу стало очевидно, что неограниченное право частной собственности ведет к хозяйственному произволу на предприятиях, к социальному недовольству и конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ. Поэтому повсеместно была признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд ("социализация"), но, разумеется, с соответствующим возмещением.

Конституционные гарантии реализации права частной собственности:

    1. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда(ч. 3 ст. 35);
    2. принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только на основании закона при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35).

И, наконец, гарантией права частной собственности является и право наследования, порядок реализации которого регламентируется Гражданским кодексом РФ.

Учитывая особую значимость земли, право частной собственности на землю Конституция РФ закрепляет в отдельной статье (ст. 36). При этом право частной собственности на землю принадлежит только гражданам России и их объединениям.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции РФ). Таким федеральным законом стал Земельный кодекс РФ.

Трудовые права и свободы

Конституционные трудовые права и свободы представляют собой совокупность правовых норм, определяющих конституционно-правовое положение лиц наемного труда и защищающих их от произвола работодателей, представляющих их юридическую возможность защищать свои интересы, свое достоинство.

Конституция РФ, следуя требованиям международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашает труд свободным (ч. 1 ст. 37). Свобода труда означает, что сам человек делать выбор - работать или не работать.

Согласно Конституции каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При буквальном толковании этого права оно кажется абсолютным, ничем не ограниченным. Но это не так.

Действующее законодательство предусматривает целый ряд ограничений на выбор профессии и рода деятельности (например, в ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" установлен ряд требований к работникам прокуратуры - гражданство, образование, здоровье и др.).

Наличие ограничений вполне оправданно, но хотелось бы, чтобы они носили более конкретный характер и не давали оснований для субъективного подхода при определении "необходимых профессиональных и моральных" и других качеств.

Провозглашая свободу труда, Конституция запрещает принудительный труд (ч. 2 ст. 37). В международных правовых актах принудительным признается труд, который человек не выбрал добровольно. Принудительный (недобровольный) труд допускается в силу выполнения обязанностей военной службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Исходя из многочисленных международно-правовых норм, Конституция РФ (ч. 3 ст. 37) закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Все эти конституционные нормы конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение по возможности полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Закон РФ от 19 февраля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г.) "О занятости населения в РФ" предусматривает ряд мер, направленных на защиту от безработицы: бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве; бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии, выплата пособия по безработице и т.д.

Одной из права на труд является признание Конституцией РФ права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Разрешение индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом РФ.

Право на труд органически связано с правом на отдых, которое также закреплено в Конституции РФ (ч. 5 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируется установленная Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Нарушения социально-экономических прав граждан являются наиболее частой причиной, заставляющей их обращаться в различного рода общественные организации, государственные органы, в том числе и к Уполномоченному по правам человека в РФ. Среди них: невыплаты заработной платы, отказ в восстановлении на работе и возмещении вреда, причиненного работнику на производстве, нарушения при заключении и расторжении трудовых договоров, задержки в выдаче трудовых книжек при увольнении и др.

Помимо задержек заработной платы, невыплат денежных сумм в возмещение вреда, причиненного работнику на производстве, имеют место и иные нарушения трудовых прав, например невыплата отпускных, выходных пособий, полного расчета при увольнении. Наиболее распространены подобные нарушения на частных предприятиях и на предприятиях со смешанными формами собственности.

Право на социальное обеспечение

Социальное обеспечение - это участие государства и общества в содержании тех людей, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточно средств к существованию.

Конституция РФ, закрепляя право на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), устанавливает юридические основания, наличие которых вызывает у человека потребность в получении такой социальной помощи: возраст, болезни, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.

Наряду с государственными формами социального обеспечения, согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ в нашей стране поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

С этой целью создаются страховые компании и благотворительные фонды.

Защита материнства, детства и семьи

Защита государством материнства, детства и семьи, закрепленная в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ" носит комплексный социально-экономический и правовой характер, который осуществляется путем принятия государством разнообразных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав каждого.

Важной гарантией прав ребенка является конституционная норма о том, что родители имеют право и обязаны заботиться о своих детях, а трудоспособные дети, достигшие 18-летнего возраста, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического,социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Закрепляя это право за каждым человеком, Конституция РФ устанавливает, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений" (ч. 1 ст. 41).

Нет сомнений в том, что право на здоровье и медицинскую помощь имеет огромное социальное значение, ибо здоровье - это высшее благо человека, без которого в той или иной степени утрачивают свою ценность многие другие блага. Вот почему согласно Конституции "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41). К этому положению тесно примыкает правовая норма Конституции РФ, согласно которой "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42).

С этим правом человека корреспондирует закрепленная в ст. 2 Конституции РФ обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Право на жилище

Конституция РФ 1993 г. также закрепляет право каждого на жилище (ч. 1. ст. 40).

Орган государственной власти и органы местного самоуправления, говорится в ч. 2 ст. 40 Конституции РФ, поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Правда, Конституция РФ признает категории граждан - это малоимущие и другие указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, - которым жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).

Право на образование

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование:

    • обязательное и бесплатное начальное образование для всех;
    • доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования;
    • свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями.

Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения".

Международным стандартам в сфере образования соответствуют нормы Конституции РФ. Конституция РФ, закрепляя право каждого на образование (ч: 1 ст. 43), исходит из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в котором сказано, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и сознания ее достоинства. Оно призвано укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

Согласно ч. 2 ст. 41 Конституции РФ, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Для обеспечения реализации права на образование большое значение имеет проблема платы за обучение, прежде всего в высших учебных заведениях.

В настоящее время имеется возможность получения высшего образования не только очно или заочно, но и дистанционно. Для этого имеет смысл обратиться в Единый Центр Высшего Дистанционного Образования (ЕЦВДО), который является крупнейшим региональным представителем ВУЗов Российской Федерации и стран СНГ, удовлетворяющим потребности различных групп клиентов в широком спектре образовательных услуг.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 43) гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Но наряду с государственными и муниципальными учебными учреждениями в соответствии с действующим законодательством функционируют и негосударственные высшие учебные заведения при условии получения ими лицензии, а затем и государственной аккредитации, обучение в которых является платным.

Чтобы обеспечить высокий уровень образования, РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ч. 5 ст. 41 Конституции РФ). Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ (применительно к общеобразовательным и профессиональным программам), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Указанные стандарты утверждаются на федеральном уровне в порядке, установленном Правительством РФ.

Свобода творчества

Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция РФ (ч. 1 ст. 44) гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Таким образом, государство принимает на себя обязанность не только предоставить своим гражданам свободу интеллектуального творчества, но и берет под защиту интеллектуальную собственность - результаты интеллектуальной деятельности.

Свобода творчества обеспечивается каждому, кто занимается творческим трудом - творит, создает произведения художественной литературы, художникам, работающим в области изобразительного искусства, скульпторам, композиторам, режиссерам, ученым, преподавателям вузов, изобретателям...

Закрепление свободы творчества в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать, рисовать, сочинять.

Свобода творчества каждого отдельного человека является непременным условием культурного прогресса общества, инструментом человеческого самопознания, самовыражения и самосовершенствования.

Право на участие в культурной жизни

К социально-культурным правам относится право на пользование достижениями культуры, что обеспечивается государственным надзором за охраной памятников истории и культуры, поддержкой театра, кино и т. п., доступом по приемлемым ценам или бесплатно в музеи, библиотеки и т. д.

В Конституции РФ (ч. 2 ст. 44) говорится: "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям". Конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивает человеку возможность духовно обогащаться путем приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.