Социальные институты. институт образования. Социальное образование как социальный институт

Образование представляет собой институт, способствующий передаче и приему от одного поколения к другому систематизированных, общепринятых и общепризнанных знаний. Он обеспечивает процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Причем этот процесс происходит, как правило, в рамках формальной группы, в ходе формальных отношений «учитель – ученик». Образование – это особый институт, принципы и нормы которого обозначены достаточно явно, и который объединяет в себе особый комплекс статусов и ролей, а также управляется особым персоналом. Переступая порог, отделяющий семью от школы, ребенок переходит под принципиально иной тип юрисдикции. Семья как бы «передает» его другому социальному институту и совершенно иному типу учреждения. Здесь работают другие нормы и правила поведения, и они применяются уже не только к этому ребенку, но и в равной степени ко всем другим.

Большинство социологов считают, что институт образования выполняет в обществе (особенно современном) ряд важнейших функций. К их числу относятся:

1) функция социального контроля

2) функция репродукции,

3) функция интеллектуализации

4)

5)

Формирование институтов образования в традиционных обществах становится возможным лишь с возникновением письменности. Институционализация образования имеет два аспекта: это, с одной стороны, развитие у определенной части общества потребностей в усвоении этих аккумулированных знаний, а с другой стороны – потребностей самого общества в дальнейшем приумножении и расширении их объема. Обе эти потребности выступают как взаимодополняющие и взаимообусловливающие друг друга, как две стороны медали – институционализации формального образования.

.

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 525 | Нарушение авторского права страницы

/. 1. Институциональный подход к образованию

Как уже отмечалось, для социологического анализа образования наи­более характерным является институциональный подход. В соответ­ствии с ним под образованием будем понимать устойчивую форму ор­ганизации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами (на основе действующих опре­деленных норм и принципов) для реализации социальных функций и ролей, управления и социального контроля, в процессе которых осу­ществляются обучение, воспитание, развитие и социализация лично­сти с последующим овладением ею профессией, специальностью, квалификацией.

В приведенном определении образования нашли отражение такие структурные элементы любого социального института, как: а) нали­чие особой формы организации жизнедеятельности людей; б) специальные учреждения для такой организации с соответствующей груп­пой лиц, уполномоченных выполнять необходимые социальные функции и роли по управлению деятельностью и ее контролю; в) нор­мы и принципы отношений между этими официальными лицами и членами общества, включенными в орбиту действия данного соци­ального института, а также санкции за невыполнение этих норм и принципов; г) необходимые материальные средства (общественные здания, оборудование, финансы и др.); д) особые функции и направ­ления деятельности.

Остановимся подробнее на функциях социального института об­разования. Его, как и любой другой социальный институт, следует рассматривать в качестве полифункционального. Это позволяет ему быть всегда востребованным на уровне как общества, так и отдельных социальных общностей и личностей. Полифункциональность спо­собствует также успешному выполнению компенсаторных задач со­циального института образования, что означает возможности инсти­тута в случае ослабления одних функций усиливать действие других (к примеру, снижение объема аудиторных часов в учебном процессе должно вести за собой создание дополнительных условий для самооб­разования обучающихся).

Существует много трактовок функций образования, прежде всего в педагогике, философии образования и социологии образования, но чаще всего они касаются деятельностного, системного, социокуль­турного, процессуального подходов к их рассмотрению. Не вдаваясь в дискуссии по этому поводу, предложим авторский вариант трактовки функций социального института образования. Вначале разграничим их на две большие группы - внешние и внутренние для самого инсти­тута образования, или внешнеинституциональные и внутриинституциональные.

1.2. Внешнеинституциональные и внутриинституциональные функции образования

Первая группа функций «выводит» образование на общество в целом, его многочисленные социальные институты, явления и процессы экономического, социального и культурного характера. Здесь и под­держание стабильности и равновесия в социальном организме, и раз­витие производства, и совершенствование профессиональной струк­туры общества, и изменения в социальной структуре, социальной стратификации и мобильности, и социокультурные процессы и т.д.

Вторая группа функций может быть определена как внутриинституциональная, она касается процессов и явлений внутри самого образо­вания и связана с учебным процессом, его содержательными характе­ристиками, качеством, эффективностью, социализацией личности, ее воспитанием, духовным и физическим совершенствованием и разви­тием человека и т.д.

Вначале охарактеризуем функции социального института образо­вания с внешнеинституциональной точки зрения. Прежде всего, он обеспечивает в обществе устойчивость, социальный порядок, и не только в сфере образования, но и далеко за ее пределами, поскольку связан многообразными отношениями с другими социальными ин­ститутами (например, государством, производством, наукой, культу­рой, семьей) и оказывает на них сильное влияние. Институт образова­ния взаимодействует с целым рядом социальных институтов как прямо и непосредственно (иллюстрацией тому являются названные выше институты), так и косвенно, через опосредствованные звенья (к примеру, с институтами общественных движений и политических партий, спорта и др.).

Названные функции образования имеют достаточно общий, не конкретизированный по отношению к отдельным сферам обществен­ной жизни характер. Между тем институт образования выполняет в обществе ряд вполне определенных экономических, социальных, культурных функций.

К экономическим отнесем в первую очередь формирование инсти­тутом образования социально-профессиональной структуры общества и работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями, навы­ками. Институт образования воздействует на экономику прежде всего через соответствующую подготовку участников производственного процесса - как профессиональную, так и социальную. Вопрос заклю­чается в том, какое по характеру и содержанию образование следует давать сегодня с точки зрения его востребованности на производстве и в обществе. Но это уже проблема профессионального образования, его структуры и содержания, которую мы специально рассмотрим в соот­ветствующей главе. Здесь следует отметить в качестве весьма примеча­тельного еще одно обстоятельство: уже сегодня в развитых странах значительная часть даже рабочих профессий требует не только средне­го, но и высшего образования, причем с точки зрения как профессио­нально-производственных, так и социальных и личных потребностей.

Достаточно многообразными оказываются социальные функции образования.

Во-первых, это воспроизводство и изменение социальной структуры общества, его стратификационной модели в целом и ее конкретных элементов в особенности. Во-вторых, это социальные пе­ремещения, переходы групп, слоев и людей из одних социальных пози­ций в другие, или, как говорят в социологии, социальная мобильность, которая имеет место в значительной степени благодаря образованию.

Культурные функции социального института образования состоят в использовании личностью, социальной общностью его достижений для формирования и развития творческой деятельности, совершенст­вования культуры.

Образование - фундамент культуры не только с точки зрения ее развития как социального института и особой сферы жизнедеятельности, но и в личностном плане. Ведь получение обра­зования есть не что иное, как процесс пробуждения, формирования и реализации потребностей в создании, потреблении и распростране­нии ценностей культуры. Специально следует подчеркнуть, что куль­турная функция образования состоит в воспроизводстве и развитии материальной и духовной культуры самых различных слоев и групп населения, но прежде всего молодежи.

Было бы неправильно рассматривать образование только как ин­струмент для удовлетворения экономических, социальных, культур­ных и иных потребностей общественного характера. Не меньшее зна­чение институт образования имеет для конкретного человека, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей за пределами целей и задач, связанных с развитием экономики, полити­ки, социальной сферы, культуры.

Образование - это еще и самоценность, самоцель. Сейчас понима­ние этого обстоятельства приобретает для общества особое значение. Именно в такой роли образование и его разновидность - самообразо­вание часто выступают источником научного и культурного прогресса. К сожалению, в деятельности социального института образования данная его сторона учитывается редко, от чего страдают организация и развитие самого образования, а главное, люди, которые недополучают духовную пищу из-за отсутствия необходимых для этого условий.

Названная функциональная характеристика образования как со­циального института имеет значение для любых образовательных структур. Их все сближает функция формирования личностного «яд­ра» общества. В связи с этим следует специально отметить, что обра­зование способствует активному осуществлению процесса социализа­ции личности, без чего она не сумеет успешно выполнять весь комплекс социальных ролей. Здесь мы переходим к рассмотрению внутриинституциональных функций образования.

Институт образования способствует усилению социальных свя­зей и внутригрупповой сплоченности среди учащихся и педагогиче­ского персонала. Он поощряет желательное с точки зрения общест­ва поведение социальных групп в сфере обучения, воспитания, социализации, профессиональной подготовки, взаимодействие этих групп в рамках демократических новаций, педагогики сотрудниче­ства, гуманизации образовательного процесса и др. В границах внутриинституциональной деятельности образовательных учреждений осуществляется контроль за отклоняющимся от установленных норм и принципов поведением. В этом смысле важнейшая функция социального института образования - упорядочить и свести дея­тельность социальных общностей в его рамках к предсказуемым об­разцам социальных ролей, способствовать соблюдению социально­го порядка и поддержанию благоприятного морального климата в обществе.

Среди внутриинституциональных функций образования необхо­димо в первую очередь назвать функции обучения, воспитания, раз­вития, социализации личности, профессиональной подготовки (включающей обучение по специальности с достижением учащимся по ней соответствующей квалификации). Важной внутриинституциональной функцией образования является обеспечение его высокого качества, позволяющего выпускнику образовательного учреждения быть востребованным на рынке труда.

Мы не ставим перед собой цели специального и детального обсуж­дения вопроса о внутриинституциональных функциях образования, полагая, что это задача в первую очередь не социологической, а педа­гогической науки. Отметим, что в социологической литературе эти функции были подробно проанализированы в работах В.И. Добренькова и В.Я. Нечаева 1 . Среди рассматриваемых ими функций - дис­циплинарное обучение, социализация-воспитание, профессиональ­ная подготовка (с детальной характеристикой ее основных этапов), легитимация и интеграция, культурно-генеративная функция, функ­ция социального контроля.

Характеристика функций образования позволяет определить его место и роль в общественной жизни. Конечно, оно выступает не толь­ко в качестве социального института, но и в других своих проявлениях, в том числе и как система. Более того, люди воспринимают обра­зование чаше всего именно как систему, включающую в себя различ­ные ступени, звенья и уровни (дошкольное, школьное, профессио­нальное, дополнительное образование и др.).

Особенности институционального подхода к образованию стано­вятся хорошо понятными при сравнении его с другими подходами. Лучше всего это сделать, сопоставляя институциональный и систем­ный подходы, поскольку последний чаще других реализуется в ходе аналитической, исследовательской, управленческой и реформатор­ской деятельности в сфере образования.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1269 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения — любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки — школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты — классы, библиотеки, стадионы

5. идеология — академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Основные виды образования

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни.

Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования.

Образование как социальный институт (стр. 1 из 5)

Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения

Функции образования

1 Социальные функции системы образования

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).

Место и роль образования в обществе. Образование представляет собой институт, способствующий передаче и приему от одного поколения к другому систематизированных, общепринятых и общепризнанных знаний. Он обеспечивает процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Причем этот процесс происходит, как правило, в рамках формальной группы, в ходе формальных отношений «учитель – ученик».

Образование – это особый институт, принципы и нормы которого обозначены достаточно явно, и который объединяет в себе особый комплекс статусов и ролей, а также управляется особым персоналом. Переступая порог, отделяющий семью от школы, ребенок переходит под принципиально иной тип юрисдикции. Семья как бы «передает» его другому социальному институту и совершенно иному типу учреждения. Здесь работают другие нормы и правила поведения, и они применяются уже не только к этому ребенку, но и в равной степени ко всем другим.

Функции социального института образования. Большинство социологов считают, что институт образования выполняет в обществе (особенно современном) ряд важнейших функций.

10. Образование как социальный институт.

К их числу относятся:

1) функция социального контроля . Школьники или студенты, находясь в стенах образовательного учреждения, испытывают постоянное социально-психологическое давление, причем не только со стороны педагогов, но и со стороны окружающих их однокашников, именно они теперь становятся для него «значимыми другими».

2) функция репродукции, т.е. воспроизводства (в широком смысле этого слова) новых полноценных членов общества, обладающих примерно таким же комплексом знаний об окружающем мире, что и все остальные члены данного социума и схожей системой ценностей и нормативов поведения.

3) функция интеллектуализации (развитии интеллекта) тех членов общества, которые попадают в сферу его влияния, т.е. в передаче им комплекса знаний, имеющих общепризнанную важность и значимость – как научных, так и иных, а также в выработке навыков логического мышления. Выражаясь словами Ницше, «школа не имеет более важной задачи, как обучать строгому мышлению, осторожности в суждениях и последовательности в умозаключениях».

4) функция усиления социальной мобильности. Институт образования вполне обоснованно рассматривается как один из важных каналов социальной мобильности. В большинстве известных нам обществ получение формального образования рассматривается как необходимое условие доступа к более высоким статусным позициям.

5) функция формирования социального конформизма. Следует помнить о том, что любой канал социальной мобильности имеет свои фильтры. В институте образования к числу таких фильтров относятся не только формальные экзамены, но и проверка на лояльность правящему строю и господствующей в нем системе ценностей. Институт образования не просто формирует и дисциплинирует интеллект, он вырабатывает у своих питомцев навыки социальной конформности. Пьер Бурдье, к примеру, утверждает, что именно школа благодаря своим механизмам присуждения сертификатов и дипломов выступает ключевым институтом, посредством которого в обществе поддерживаемся установленный порядок.

Образование в различных типах обществ. Институты образования в тех обществах, где они возникают, прочно встраиваются в общую систему социальных отношений, становясь органической частью ее, и социальные изменения, происходящие в других институтах, неизбежно отражаются на образовании.

В примитивных обществах института образования попросту нет и быть не может. Здесь накопление необходимых для жизни знаний, умений и навыков и передача их последующим поколениям осуществляется исключительно изустно и, чаще всего, в индивидуальном порядке. Здесь особая роль принадлежит старикам, которые выступают хранителями, блюстителями и даже – в необходимых случаях – реформаторами установленных от века нравов, обычаев и всего комплекса знаний, составляющих существо материальной и духовной жизни. Институционализация образования в примитивном обществе в принципе невозможна в силу того, что здесь отсутствует письменность. Это достаточно важно уже потому, что отсутствие письменности исключает унификацию более или менее стандартного комплекса знаний, которое всегда лежит в фундаменте любого формального образования.

Формирование институтов образования в традиционных обществах становится возможным лишь с возникновением письменности.

Институционализация образования имеет два аспекта: это, с одной стороны, развитие у определенной части общества потребностей в усвоении этих аккумулированных знаний, а с другой стороны – потребностей самого общества в дальнейшем приумножении и расширении их объема. Обе эти потребности выступают как взаимодополняющие и взаимообусловливающие друг друга, как две стороны медали – институционализации формального образования.

Традиционное общество еще не обладает ни ресурсами, ни мотивацией большинства своих членов, необходимыми для того, чтобы грамотность стала всеобщей. Общество в результате распадается не только на богатых и бедных, но также на тех, кто умеет читать и писать, и тех, кто таким умением не обладает. На ранних стадиях традиционного общества институты образования находятся почти исключительно в ведении священнослужителей. Школа здесь еще не может рассматриваться в качестве важнейшего канала социальной мобильности: во всяком случае, она выполняет эти функции в значительно меньшей мере, нежели такие каналы, как институты армии или церкви. Абсолютное большинство членов традиционного общества не обладает ни материальными возможностями, ни достаточной мотивацией для изучения хотя бы элементарной грамотности – их повседневная жизнедеятельность не требует этого. Среди городских жителей уровень образования был несколько выше. Одной из самых важных причин недоступности образования для широких масс была его дороговизна. Характер формального образования, получаемого членами традиционного общества, носит весьма отчетливо выраженный дифференцированный характер для представителей различных его слоев – как по содержанию, так и по качеству. Причем это связано не только с существованием дифференциации учебных заведений на престижные и не престижные. Дело еще и в том, что представители низших социальных страт в ходе своей социализации получают значительно более слабую мотивацию к повышению своего интеллектуального уровня, чаще всего вполне довольствуясь малым. Так что проблемы информационной справедливости, связанные с характером распределения среди членов общества его информационного потенциала, носит не менее сложный характер, чем проблемы справедливости экономической или политической.

В индустриальном обществе возникновение потребности в массовой грамотности обусловлено резким усилением действия закона перемены труда: среднестатистический работник в ходе индустриализации становится вынужденным приобретать все новые и новые знания, умения и навыки, если не желает оказаться выброшенным за борт и лишиться средств существования. Повышение квалификации как условие получения более высокого дохода и социального статуса или хотя бы поддержания их на одном и том же стабильном уровне все сильнее начинает зависеть от уровня полученного образования (в том числе и чисто формального). Массовое производство требует и массового притока более или менее подготовленной рабочей силы, а его стремительное развитие, подхлестываемое постоянной конкуренцией, не может удовлетворяться прежними темпами общего и профессионального обучения. По мере развития индустриальной революции, в качестве важнейшего стимулирующего фактора повышения образовательного уровня всего населения, наряду с техникой и технологией производства, начинает выступать характер его организации. В то же время массовое производство, нуждаясь в массовой грамотности, одновременно создает и материальные предпосылки для ее развития; прежде всего, это относится к снижению стоимости печатной продукции, а значит – все более широкой доступности учебников. Еще одним важным фактором, способствующим распространению массовой грамотности, становились изменения политических институтов, вызванные индустриальной революцией – с учетом той возрастающей роли, которую играют в политическом процессе средства массовой информации. В конечном счете, рано или поздно подавляющая часть организационных и материальных затрат на образование берет на себя государство, а также представляющие его местные власти. Образование в индустриальную эпоху становится важнейшим, если не решающим каналом социальной мобильности, что влечет за собой существенные изменения в индивидуальных жизненных стилях.

В продвинутых, приближающихся к постиндустриальному состоянию, обществах наметилась достаточно отчетливая тенденция: здесь образованные люди получают за свой труд больше, чем когда бы то ни было в истории. При этом удельный вес членов общества, имеющих высшее и приравненное к нему образование, неуклонно повышается. Одна из наиболее важных проблем, с которыми предстоит столкнуться постиндустриальным обществам, — лавинообразный рост общих объемов информации, который предстоит усвоить в ходе получения формального образования. На практике этот вопрос реально распадается на две относительно самостоятельные задачи: 1) как эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках? 2) как эффективно и полно усвоить информацию, к которой вы, наконец, получили реальный доступ? Решение последней задачи получило на практике название борьбы с функциональной неграмотностью . Это понятие означает: во-первых, практическую утрату умений и навыков чтения, письма и элементарных расчетов; во-вторых, такой уровень общеобразовательных знаний, который не позволяет полноценно функционировать в современном, непрерывно усложняющемся обществе. Речь идет о тех, кто может складывать буквы письменного текста в слова, слова – во фразы, но не в состоянии понимать толком, что же именно эти слова и фразы означают. Какой толк от того, что вам с помощью компьютеров и коммуникационных сетей становится оперативно доступной практически любая информация, если вы не в состоянии адекватно воспринимать и усваивать ее? Потому что информация, в отличие от материальных благ, не может быть присвоена, а должна быть именно усвоена, т.е. понята и осмыслена, но с позиции уже имеющейся в вашем распоряжении информации. Само осознание проблемы функциональной неграмотности служит признаком достаточно серьезного продвижения общества по пути информационной революции: те общества, которые осознали ее, предпринимают серьезные меры ее решения; в остальных она пока вообще не ставится на повестку дня. Чем дальше, тем в большей степени в качестве составной части функциональной неграмотности рассматривается отсутствие владения компьютерными технологиями.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 526 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Социальные институты образования и науки

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований.

Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям.

Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации.

В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера.

Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.

Но система образования имеет и другие функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:

1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;

4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т.

Вы точно человек?

5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те или иные управленческие и другие функции на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами.

Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.

Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.

Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека.

Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.

Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания.

Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи.

Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.

В свою очередь, существование науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры.

Формулирование принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.

В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный скептицизм.

Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ.

Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.

Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену научного сообщества.

Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.

Принцип организованного скептицизма означает, что ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до полного соответствия фактов.

Предыдущая31323334353637383940414243444546Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Образование — как социальный институт

Образование — целенаправленный, организованный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека (группы) к другим.

Образование, как социальный институт, включает в себя идеи и цели, связанные с образованием, организации, осуществляющие их, органы управления этими процессами, людей, работающих в этих организациях и органах управления.

Функции образования в обществе

Напомним, что подход социологов к рассмотрению любых социальных явлений, отличается тем, что социологи рассматривают их системно, то есть в связи с другими социальными явлениями. Поэтому и функции образования как социального института, с точки зрения социологии, выглядят не совсем так, как, например, с точки зрения педагогов.

Итак, важнейшие функции образования в обществе: (по Смелзеру)

передача ценностей господствующей культуры. Но в обществе всегда много субкультур, поэтому всегда имеет место конфликт между целями образования и потребностями различных социальных (этнических и других) групп, между центром и переферией и пр.

средство социального контроля. Школа и другие образовательные учреждения, дают отнюдь не только знания, умения и навыки. Но формируют определенные ценности, и модели поведения. Нынешнее же, методически весьма оснащенное образование, фактически программирует учащихся, не только на определенные образцы поведения, но и на определенные модели мышления. Поэтому правительства во всех странах очень внимательно следят (или должны следить) за тем, чему и как учат подрастающее поколение.

фильтрующее устройство , способ распределения людей в соответствии с их способностями и достоинствами. Здесь тоже скрыто существенное противоречие. Во-первых, критерии успеха в школе и в жизни далеко не всегда совпадают, но школа всегда “вешает” определенный ярлык (стигму) на своих учащихся и этим как бы предопределяет их жизненный путь. Во-вторых, в большинстве школ мира практикуется тестирование детей после 4-го класса и последующее за этим принудительное распределение их на разноуровневое обучение. Сильных отбирают в “элитарные” потоки и готовят к поступлению в университеты, средних готовят к поступлению в средние профессиональные учебные заведения, остальным путь дальнейшего обучения практически закрыт.

В Западных странах уже давно поняли пагубность такой дифференциации детей и приняли (или пытаются принять) долгосрочные программы перехода на другие модели образования, без стратификации детей. У нас в стране в советские времена такая дифференциация детей была запрещена, но теперь, к сожалению, наши школы становятся похожими на те, от которых отказываются на Западе.

инвестиции в будущее. В образовании, как нигде верна истина: что сегодня вложишь, то завтра и получишь. Поэтому крайне важно, разрабатывая программы обучения молодежи, правильно прогнозировать потребности материальных и нематериальных сфер общества на 10-15 лет вперед.

Факторы развития массового образования

Массовое бесплатное образование (сначала начальных классов), появилось, прежде всего, в ответ на потребность в массовой грамотной рабочей силе, после ряда промышленных революций, а так же в ответ на демократические революции в ряде стран, конца 18-го, начала 19-го веков. Не аристократическим классам для участия в политической жизни нужна была грамотность, поддержка масс. Равные социальные возможности стали синонимом равных возможностей в получении образования. Сыграло свою роль и саморазвитие самого института образования — появилась социальная группа учителей, объединенная законным интересом поднять престиж своей профессии, материальную поддержку от государства, расширение своего влияния и т.п.

И ныне можно сказать, что основными факторами развития образования являются потребности экономики, политика правительства, во многом связанная с определенной идеологией, а также логика саморазвития самой сферы образования.

С позиций социологии, весьма существенное значение для развития образования, как социального института, имеют еще три фактора:

— степень централизации образования. Самое централизованное (то есть имеется единый центр, например, министерство образования, которое фактически предписывает всем образовательным структурам страны кого, чему, как, в какие сроки и пр. нужно обучать) образование в мире было в СССР. Самое децентрализованное (нет такого центра, который предписывал бы всем чему и как учить, поэтому каждый регион сам определяет …) — в США.

Как у каждой крайности, у централизованной и децентрализованной организации образования есть существенные недостатки. Для каждой страны, учитывая местные условия, нужно находить оптимальный уровень централизации-децентрализации.

— соотношение естественного / гуманитарного образования. Здесь, также “самое естественное” (то есть явно доминируют предметы естественного цикла — физика, математика, химия, биология и пр.) образование было в СССР. А в США, например, “самое гуманитарное” образование (приоритет предметам гуманитарного цикла — история, право, искусство и пр.).

От чего зависит такое соотношение? — прежде всего от политики (господствующей идеологии) правительства! СССР, например, с самого своего появления все время воевал или готовился к войне. Поэтому, и заказ государства образованию был вполне определенным: готовить, прежде всего, военную и рабочую силу для промышленности (не юристов, экономистов и пр., а, прежде всего, рабочих и инженеров для военных заводов).

— элитарность образования. Элитарное образование — значит особое и для узкого круга. В древности все образование было элитарным: в древних Афинах — в школах для избранных изучали изящные искусства, в древнем Риме — готовили военачальников и государственных деятелей. В них больше всего ценилось умение самостоятельно мыслить, принимать решения и т.п.

В настоящее время — во всех экономически развитых странах имеется бесплатное среднее образование “для всех”, и дело идет к бесплатному высшему образованию. Таковы требования экономики и демократического устройства общества. Однако, в обществе, разделенном на страты, элитарность того или иного вида образования, явление вполне закономерное. Почему? Родители из высших классов всегда смогут обеспечить своим детям лучшее образование (лучшие учителя, наиболее престижные школы и вузы).

Кроме того, у сильных мира сего, во все времена были и остаются опасения, что "чрезмерное" образование сделает бедных менее приспособленными к их положению в жизни … Главное различие современных элитарных и массовых школ в том, что в элитарных — прежде всего, учат управлять (людьми, социальными процессами), а в массовых — учат подчиняться управляющим.

Образование и социальная мобильность

Существует стереотип: чем лучше и выше полученное образование, тем больше успехи в жизни. Кросскультурные исследования в разных странах показывают, что в общем и целом, это так. Тем не менее, отличные оценки в школе и вузе вовсе не гарантируют отличных достижений после обучения. Исследования показывают, что на социальную мобильность детей достаточно сильно влияют и их умственные способности, и социально-экономический статус родителей, и качество преподавания в школе. Однако самое сильное влияние оказывают ценности родителей, внутренняя гармония или противоречия в их семейной жизни, их реальный образ жизни. Дети в основном “схватывают” образ жизни родителей и воспроизводят его в своей жизни. Этим, во многом, объясняется многие случаи, когда дети растут в одном дворе, учатся в одном классе, но потом один становится ученым, а другой — преступником и т.п.

Перспективы развития образования

Образование — есть культурная универсалия, то есть в том или ином виде всегда присутствует в культуре общества. Как было показано выше, образование сильно зависит от реальных потребностей экономики, политики правительства, традиций социума и самого института образования. Тенденции развития общества, естественно, будут оказывать влияние и на развитие образования. Если общество становится более демократичным, то и образование будет демократичнее, если в обществе появятся тенденции к автократии — это скажется и на образовании.

Контрольные вопросы по теме

Что есть образование – как социальный процесс?

Что включает в себя образование – как социальный институт?

Каковы функции образования, как социального института в обществе?

Какие факторы развития общества привели к появлению существующей формы образования?

В чем отличие целей элитарного и массового образования?

Как полученное образование влияет на социальную мобильность в обществе?

Образование в современном мире представляет собой одну из важнейших организаций, которой государствами уделяется большое внимание. Это вызвано необходимостью постоянно получать новые знания, повышать квалификацию работников, передавать детям знания и умения. Рассмотрим образование как социальный институт и узнаем, какими свойствами и функциями оно обладает.

История развития образования

Потребность в образовании появилась еще в первобытном обществе. Люди стали нуждаться в передаче знаний и умений по изготовлению орудий труда, добыче пищи, строительству жилища и так далее.

Первоначально знания передавались из поколения в поколение, сообщались в устной форме, но со временем формируются специальные организации - школы, в которых ученики изучают предметы, записывают новые знания, их работу оценивает учитель.

2-ой век н. э. ознаменовался появлением римской трехступенчатой системы образования, в которой дети обучались письму, чтению, счету, а в старших классах - греческому языку, риторике, грамматике, геометрии, астрономии, медицине и некоторым другим наукам.

В 9-10 веках, в том числе на Руси, центрами письменности и образования становятся монастыри. При них открывались церковные школы.

Большое внимание развитию образования уделял Петр I. При нем были открыты различные образовательные организации: цифирные школы, кадетские корпуса, пансионы. Впервые началось обучение девочек (институты благородных девиц).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В 19 веке большое распространение получили гимназии и реальные училища. Также существовало и домашнее обучение.

Современная система образования представляет собой взаимосвязанную цепочку учреждений: дошкольные образовательные организации, начальная школа, основная школа, учреждения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Функции образования как социального института

Образование на данный момент является не только потребностью человека, оно также вызвано государственным заказом на выпуск квалифицированных профессионально и жизненно подкованных специалистов. Это, несомненно, оказывает влияние и на функции, которое выполняет образование в обществе.

  • обучение и воспитание молодежи, передача им знаний, умений и навыков, а также привитие основных ценностей;
  • профессиональный выбор и получение специальных знаний, обеспечение предприятий квалифицированными кадрами;
  • организация преемственности образовательных учреждений, создание системы непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что чертами современного образования являются его четкое государственное регулирование, практическая направленность и непрерывность.

Что мы узнали?

Итак, образование - это один из социальных институтов, играющий большую роль в современном обществе. Система образования формировалась на протяжении всей истории человечества и к настоящему времени приобрела несколько основных признаков, характеризующих ее как совокупность учреждений, государственных органов, норм, в комплексе достигающих единые цели - обучение, воспитание и профессиональное становление человека, способного свободно ориентироваться в социальном пространстве, продвигать свои идеи, обеспечивать себя и свою семью материальными благами.

Социология образования - отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру . В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреж дения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокуль-турной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:

систему дошкольного воспитания,

общеобразовательную школу,

профессионально-техническое образование,

среднее специальное образование,

высшее образование,

послевузовское образование,

систему повышения квалификации и переподготовки кадров,

образование по интересам.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования. Рядом с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов, профильные классы (например, педагогические классы) и т. д. Параллельно с системой бесплатного образования существует образование за плату во всех звеньях, начиная от детских садов и до университетов. Меняется система отношений между институтом образования и церковью.

Все эти изменения в целом позитивны. Несмотря на характерные для всего нового издержки они расширяют возможности самореализации личности, раздвигают границы свободы выбора.

Образование как социальный институт.

Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование является существенным компонентом процесса социализации личности.

В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования.

Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются:

Превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование);

Решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации);

Предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения.

Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

Трансляция и распространения культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.);

Формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;

Социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);

Социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).

Модель социальной структуры образования можно представить как

состоящую из трех основных компонентов:

Учащихся;

Преподавателей;

Организаторов и руководителей образования.

В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным

    Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994

    Методическое указание по социологии. СПбГАСУ,2002

    Волков Ю.Г. Социология. М. 2000

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой “является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития” .

В современной социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием. Термин “формальное образование” подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений (школы, училища, техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с а) нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе; б) нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе социальных ролей. Поэтому деятельность системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина “неформальное образование”, то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.

Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в современном обществе институтом образования.

1. Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и самая существенная из них. Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа.

2. Функция социализации, или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение научается понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном промышленно развитом обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

Если признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения является важнейшим компонентом процесса социализации, осуществляемого современной школой, то правомерно говорить о необходимости привития молодежи в первую очередь общечеловеческих ценностей и гуманистической морали. Это достигается в значительной мере в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литературы, истории, мировой художественной культуры, философии и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе не только школьного, но и вузовского образования, оказывают вместе с тем позитивное влияние на преподавание естественно-научных и технических дисциплин.

3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получить молодежи тот образовательный статус, который соответствует индивидуальным интересам и возможностям. В нашей стране после обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища и колледжи, другие продолжают учебу в средней школе, а затем часть из них продолжает учебу в вузах, другие поступают в колледжи и училища. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру и т.п.

С точки зрения социологии чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование и получают профессию) является размещение людей по различным социальным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого механизма осуществляется воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно его нормальное функционирование. Другая важная сторона этого процесса заключается в том, что благодаря ему запускается механизм социальной мобильности: получение профессии, включение человека в профессиональную деятельность, особенно в крупной организации, открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, переход в более престижный социальный слой. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Этим объясняется высокая ценность образования в промышленно развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества “синдром достижения”, когда родители с малых лет стремятся привить ребенку потребность в образовании, всячески развивают и стимулируют его интерес к учебе, ибо его будущая карьера напрямую зависит от уровня полученного образования. Заметим, что уровень образования, наряду с доходом и престижностью профессии, является важнейшим показателем социального статуса человека в современном индустриальном обществе.

4. Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, проводимых в стенах вузов. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вносит существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью, характерных для западных стран, происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу промышленных фирм и государственных учреждений . В то же время интенсивное развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию образовательного процесса, так как новые научные идеи и открытия быстро включаются в учебные программы, способствуя повышению качества подготовки специалистов.

Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает заметное воздействие на процесс социальных изменений в силу тесной связи ее с экономикой, наукой и культурой. Примечательной чертой школьного образования в нашей стране в последние годы становятся инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность образования.

Проводимые сейчас в нашей стране социально-экономические реформы, направленные на создание рыночной экономики, приватизация различных сфер народного хозяйства закономерно привели к углублению социальной дифференциации в доходах между богатыми и бедными. По некоторым данным, разрыв в доходах между ними вырос более чем в 30 раз и является одной из главных причин социальной напряженности в стране . Изменения в системе социальной стратификации и на рынке труда не могли не оказать воздействия на систему образования: во-первых, появляется потребность в подготовке специалистов новых, престижных профессий: менеджеры, экономисты, юристы, финансисты и др. Во-вторых, обучение этим и другим престижным профессиям, как в государственных вузах, так и не государственных, становится платным. Отсутствие общегосударственных программ поддержки талантливой молодежи, которая давала бы равные шансы на получение престижной профессии выходцам из различных социальных слоев, в перспективе может привести к тому, что обладатели престижных, нужных обществу профессий могут оказаться функционально неграмотными, т.к. единственной гарантией успешной их карьеры служит только материальный достаток родителей, а не личные таланты и способности.

Свойственная современному обществу конкуренция на рынке образовательных услуг, естественная борьба за достижение в обществе более высокого статуса, открытый характер социальной мобильности в условиях современной российской действительности могут привести к противоречивым, а подчас и негативным результатам. Нарастание тенденции демократизации общественно-политической жизни страны приходят в противоречие с возникшими консервативными тенденциями в области образования, поскольку оно во все увеличивающихся масштабах воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшая школа начинает приобретать черты элитарности. Поэтому проводимая в стране демократизация системы образования не должна ограничиваться формальными моментами - предоставления больших прав и самостоятельности учебным заведениям, но и призвана обеспечить реальные права личности каждого гражданина на получение высшего образования и престижной профессии путем создания специальных программ поддержки молодежи из самых различных слоев, в противном случае неизбежно дальнейшее ослабление интеллектуального потенциала нации, что может ухудшить и без того тяжелое экономическое и политическое положение страны.

1. Комаров М.С., Яковлев М.А. Социальный институт //Социология. Словарь-справочник. М., 1990. Т.1.

2. Колесниченко Л.Ф. и др. Эффективность образования. М., 1991.

3. Смелзер М. Социология. М., 1994. Гл.14.

4. Svift D. The Sociology of Education. L., 1969.

5. Ананьев М.А. Образование и научно-технический прогресс. М., 1992.

6. Невский Н.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности //Педагогика. 1992. № 5.

7. Banks D. The Sociology of Education. L., 1978.

8. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.

9. Наумова Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации //Социологический журнал. 1994. № 1.

10. Мошкин С.В., Руденко Б.Н. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения //Социологические исследования. 1994. № 11.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Основные виды образования

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения

Функции образования

1 Социальные функции системы образования

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития» : .

Система образования как институт включает следующие компоненты:

органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Академик В. И. Жуков характеризует его « как продукт качественного взаимодействия (взаимопроникновения, ассимиляции) естественнонаучного, гуманитарного и технического образования» :

То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не является всеохватывающим и абстрактным, а имеет вполне конкретную практическую направленность.

Под социальным образованием понимают:

подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

  • · подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;
  • · социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства -- времени;
  • · формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Совершенствование содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы).

Во-первых, потребности практики, проблематика, которая является предметом забот современного общества Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии преподавательского корпуса, их подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.

При этом требуется массовое просвещение к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. Подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни.

Совершенствование содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Цель социальной работы состоит в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных. Основные функции социального работника состоят в том, чтобы определить (диагностировать) эти проблемы, оказать помощь, поддержку, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию. подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система , тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Россия. Наиболее полной является модель, предложенная профессором И. А. Зимней: социальное образование институт

  • 1. Подготовка специалиста в области социальной работы осуществляется по уровням, последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ самообучения и саморазвития.
  • 2. Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.
  • 3. В области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет несколько уровней, этапов. 1 уровень -- ориентировочно-исследовательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. 2 уровень -- исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. 3 уровень -- саморазвитие, самосовершенствование специалиста.
  • 4. Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруистическая доминанта и др.
  • 5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность .