Содержание дорог в осенний период. Особенности поведения пешеходов в осенний период. ДО переходного типа и грунтовые дороги

Введение

очистку проезжей части и тротуаров от пыли, грязи, снега и льда;

уход за ослабленными участками дорог, в том числе пучинистыми, а также за покрытиями переходного типа;

работы по обеспечению безопасности движения;

приведение дорожной обстановки в надлежащее состояние, нанесение линий разметки на покрытиях улиц, проездов и площадей;

пропуск вод по отводным сооружениям, очистку и промывку водосточных и дренажных сетей;

уход за водосточной сетью в зимнее время (утепление колодцев, пропарка коллекторов для ликвидации ледяных пробок, организация снегосплава и контроль за ним и другие работы);

проведение периодического учета интенсивности движения транспорта по городским улицам и дорогам;

технический учет и инвентаризацию.

Работы по содержанию дорожных одежд и тротуаров носят сезонный характер, их разделяют на летние, осенние, зимние и весенние. Летом покрытия дорог, тротуаров, площадей регулярно подметают и промывают, обеспечивая их чистоту, совершенствуют дорожную обстановку, обновляют разметку. Осенние работы заключаются в подготовке дорожных одежд к эксплуатации в зимних условиях в период, наиболее трудный для обеспечения бесперебойного движения транспорта.

Зимние работы включают очистку проезжей части от снега и льда, устранение скользкости, своевременное распределение противогололедных и других материалов. Весенние работы направлены на ликвидацию последствий зимы, устранение возникших в зимний период деформаций и разрушений. Эти работы проводятся одновременно с текущим ремонтом. Большого объема работ требует содержание водостоков и дренажей.

Содержание улиц и городских дорог в весенний и осенний периоды

Работы по содержанию городских дорог преследуют главную цель - обеспечить круглогодично заданные значения их транспортно-эксплуатационных качеств: прочности, ровности, шероховатости, износа. Эти показатели во многом зависят от своевременного и качественного проведения работ по содержанию. Однако следует учитывать, что содержание дорог не ставит задачи повысить показатели качества, а лишь сохранить их проектную величину в течение определенного межремонтного периода.

Значения транспортно-эксплуатационных качеств устанавливаются проектом при строительстве или реконструкции дорог. Задача работ по содержанию - не допустить существенного снижения транспортно-эксплуатационных качеств в процессе эксплуатации дорог. Как указывалось ранее, воздействие на дорогу погодно-климатических факторов в разные периоды года различны. Поэтому различен и характер сезонных работ по содержанию городских дороги.

В весенний период содержание дорог сводится главным образом к предохранению одежд от разрушения на слабых пучинистых участках. К летнему содержанию относятся мероприятия по очистке дорожных покрытий, тротуаров, остановок городского транспорта от пыли, грязи, уличного мусора, а также по нанесению линий регулирования движения. Весенние работы по содержанию включают защиту дорожных одежд от проникновения влаги в заемляное полотно, очистку покрытий от грязи, грунтовых насосов, опавших листьев, а также подготовку к содержанию дорог в зимний период.

Зимние работы по содержанию являются наиболее трудоемкими и дорогостоящими. Они направлены на обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспорта при снегопадах, метелях, обледенении дорожных покрытий. Как уже указывалось, в процессе содержания транспортно-эксплуатационные качества дорог не восполняются, а лишь поддерживаются в заданных величинах.

В летний период, а также зимой коэффициент прочности правило, не меняется, а при проведении работ по летнему и зимнему содержанию дорог обычно не принимается в расчет эксплуатационной службой. Зато в период оттаивания его величина резко снижается из-за увлажнения грунтов земляного полотна. Коэффициенты службы, износа, сцепления во все времена года в равной степени зависят от того, насколько своевременны и эффективны работы по содержанию городских дорог.

Всевозможные наплывы и неровности на дорогах снижают фактическую скорость движения транспорта и, следовательно, коэффициент службы. Песок и пыль на проезжей части влияют на коэффициент износа покрытий а, плотная корка снега и льда приводит к уменьшению коэффициента сцепления.

Временное снижение коэффициента сцепления может происходить на покрытиях при их увлажнении во время дождей или таяния снега, а также после влажной уборки или поливки улиц. Образующаяся при этом водная пленка снижает безопасность движения по дорогам. На дорогах Италии и ряда других стран установлены специальные автоматические устройства, регистрирующие толщину водной пленки на покрытиях и их скользкость и в зависимости от этого отмечающие на световых указателях допустимую скорость движения транспорта. Коэффициент сцепления повышают устройством на покрытиях шероховатых слоев износа.

В весенний период происходит оттаивание грунтов и обильное насыщение их влагой (четвертая стадия увлажнения). При этом снижается величина фактического модуля упругости, а следовательно, и коэффициент прочности.

На переувлажненных участках дорог под воздействием ударов и толчков при движении тяжелого транспорта могут образоваться просадки. Поэтому одной из первостепенных задач работ по содержанию улиц и городских дорог в весенний период является улучшение водно-теплового режима земляного полотна. Для этого прежде всего необходимо по возможности вывезти или разровнять тонким слоем снег, лежащий на газонах и разделительных полосах. Тем самым будет обеспечено равномерное оттаивание грунта земляного полотна по всей его ширине.

Весной особое внимание уделяют участкам дорог, подверженным пучинообразованию. За ними устанавливают постоянный надзор. При первых признаках пучинообразования принимают меры к прекращению движения по дороге или снижению его до полного оттаивания и высыхания пучинистых грунтов.

На улицах с троллейбусным движением, где невозможно изменить транспортные маршруты, ограничивают скорость движения по слабым, переувлажненным участкам до минимума или замедляют оттаивание грунтов земляного полотна, по возможности посыпая покрытия слоем песка, шлака или других теплоизолирующих материалов. Однако эти меры следует расценивать как временные. В качестве кардинальных мер, принимаемых к опасным, с точки зрения пучинообразования участкам улиц и городских дорог с интенсивным грузовым и троллейбусным движением, следует относить своевременную их реконструкцию с заменой пучинистых грунтов, устройством теплоизолирующих слоев.

Переувлажнение грунтов земляного полотна и потеря ими несущей способности могут происходить также при интенсивном таянии снега во дворах или на прилегающих к улице или городской дороге территориях. В этих случаях необходимо заблаговременно позаботиться о вывозке снега или, если это невозможно, об очистке лотков и обеспечении хорошего стока вод через закрытую водосточную сеть или по кюветам.

Водостоки должны быть заблаговременно подготовлены к приему паводковых вод. Необходимо снять установленное на зиму утепление с решеток водоприемных колодцев, проверить состояние дренажей мелкого заложения, а также колодцев и водопропускных труб и при наличии ледяных пробок удалить их паром, полученным в специальных передвижных парообразователях.

В весенний период на проезжую часть дорог может выноситься грунт с неблагоустроенных улиц или дворовых территорий, а также газонов и разделительных полос. Он загрязняет покрытия, делает их скользкими. Наносный грунт с покрытий необходимо своевременно убирать. Для этого используют автогрейдеры, поливомоечные машины, оборудованные зимними снегоочистительными щетками. После снятия грязи с покрытия его промывают струей воды.

Осенний период (первая стадия) характеризуется повышением увлажнения грунтов земляного полотна за счет притока поверхностных вод, главным образом атмосферных осадков, проникающих сквозь трещины и швы в покрытиях, в бортовых камнях, через газоны и обочины. В этот период понижается температура воздуха и в связи с этим уменьшается интенсивность испарения влаги. Поэтому необходимо заблаговременно позаботиться о снижении накопления влаги в земляном полотне. Для этого следует к началу осеннего периода завершить работы по заливке трещин и заполнению швов в цементобетонных покрытиях и бортовых камнях. Для уменьшения увлажнения грунтов и подстилающего слоя необходимо также обеспечить надежную работу сопутствующего дренажа мелкого заложения и водосточной сети.

В конце осени обычно проводят мероприятия по подготовке к зиме - очищают водосточные колодцы и трубы, утепляют водоприемники. В осенний период проезжая часть улиц нередко покрывается опавшими листьями. Они отбрасываются колесами транспортных средств или ветром к лоткам и в результате завихрения воздушных потоков у бортовых камней откладываются возле них в виде валиков. Опавшие листья служат помехой транспортному движению, повышают скользкость покрытий, особенно при торможении. К работам по осеннему содержанию городских дорог относится очистка их от опавших листьев, что осуществляется с помощью вакуумных подметально-уборочных или специальных листоуборочных машин.

В осенний период обычно заготавливают хлориды, пескосоляные смеси для зимней борьбы со снегом и льдом на проезжей части городских дорог. К работам по осеннему содержанию городских дорог относится также уборка проезжей части и тротуаров от пыли, грязи, уличного мусора. Организация и технология этих работ описана ниже.

аэродромов и городских улиц в весенне-летнее-осенний период

ГЛАВА 13. Содержание дорог весной, летом и осенью

13.1. Содержание земляного полотна и полосы отвода

Работы по содержанию земляного полотна направлены на сохранение его геометрической формы, обеспечение требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, обочин и откосов, постоянное поддержание в рабочем состоянии водоотводных и водопропускных устройств. Особое внимание необходимо уделять участкам с неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам появления и развития пучин, участкам дорог на болотах и в зонах искусственного орошения.

Основные задачи содержания земляного полотна по периодам года:

в весенний период - исключить переувлажнение грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами;

в осенний период - предупредить переувлажнение земляного полотна атмосферными осадками, обеспечить минимальную влажность слагающих его грунтов.

Весенний период отличается неблагоприятным сочетанием природных факторов, в результате чего создаются условия, способствующие максимальному увлажнению земляного полотна. Поэтому весной основное внимание необходимо уделять регулированию, улучшению водно-теплового режима земляного полотна и прежде всего обеспечить поверхностный сток воды с обочин и откосов при таянии снега.

До начала интенсивного таяния снега проезжую часть, обочины и откосы полностью освобождают от снега и льда, что улучшает условия оттаивания грунтов земляного полотна. Для обеспечения пропуска талых вод производят очистку от снега и льда открытых лотков, приёмных колодцев, устьев труб, выпусков дренажей, выходов на откос дренажных прорезей и воронок, боковых канав и других водоотводных сооружений. Боковые канавы очищают автогрейдерами с кюветовосстановителями по всему их сечению или вручную путем устройства в снегу прорезей шириной 0,7 м на всю глубину канавы. У малых мостов и труб убирают шиты, закрывающие их отверстия, удаляют лёд и снег на ширину, равную ширине отверстия и на длину не менее 30 м вверх и вниз от искусственного сооружения.


Если на обочинах накопились значительные отложения снега, который не может быть быстро удалён, в этих отложениях через каждые 30-50 м по длине дороги устраивают поперечные прорези шириной 0,5-0,7 м на всю ширину обочины глубиной до её поверхности. Это необходимо для того, чтобы исключить накопление воды на проезжей части, образовавшейся от таяния снега и обеспечить её быстрый стоке поверхности дороги (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Схема обеспечения отвода воды, образующейся при таянии снега:
а - полная очистка земляного полотна и кюветов от снега; b - устройство продольной прорези в снегу вдоль кювета; с, d - устройство поперечных и продольной прорези в снегу;
1 - отложения снега; 2 - продольная прорезь; 3 - поперечная прорезь

Если на откосах выемок имеется выход на поверхность грунтовых вод, необходимо производить очистку поверхности откоса от снега с удалением его за пределы выемки, не допуская дополнительного увлажнения грунта откосов талыми водами. Особенно это необходимо выполнять на участках, ориентированных на север.

С началом весеннего потепления устанавливают тщательное наблюдение за дорогой, чтобы своевременно обнаружить признаки пучинообразования. Первый признак - появление в отдельных местах на покрытии продольных и поперечных трещин, влажных пятен (покрытие как бы «потеет»). Число трещин постепенно увеличивается, они соединяются, образуя сетку трещин.

Важной мерой, которая предотвращает пучины или максимально ослабляет их воздействие, является прокопка осушительных дренажных прорезей на неукреплённых обочинах. Прорези роют с обеих сторон пучинистого участка в шахматном порядке на расстоянии 4-8 м одну от другой. Они имеют ширину 0,25-0,5 м, а глубина равна толщине дорожной одежды с подстилающим песчаным слоем. Дну их придается уклон в сторону откоса 40-50 ‰. Воронки, соприкасаясь с тёплым воздухом и подвергаясь прямому нагреву солнечными лучами, способствуют быстрейшему оттаиванию земляного полона и отводу образующейся воды.

Воздушные воронки остаются открытыми до просыхания грунта, что представляет существенную опасность для движения автомобилей. Поэтому на таких участках должны быть установлены соответствующие дорожные знаки и ограждения, снижена скорость движения.

Если признаки пучинообразования всё же появились, необходимо предохранить покрытие от разрушения. Для этого на пучинистом участке устраивают «подушку» из котельного шлака, несмёрзшегося сухого песка или гравийно-песчаной смеси слоем 10-15 см. На «подушку» укладывают деревянные щиты или временное колейное покрытие. На отдельных участках, где дорожная одежда обладает малой прочностью, движение переносят на объезды или ограничивают скорость и грузоподъёмность автомобилей. Такие участки ограждают барьерами, устанавливают указатели и знаки ограничения скорости и грузоподъёмности.

Борьбу с пучинами прекращают, когда грунт земляного полотна полностью оттает и просохнет. С проезжей части убирают настилы, щиты, маты, шлак и песок, засыпают прорези на обочинах. После просыхания грунта прорези засыпают гравием или щебнем и уплотняют до требуемых норм.

На пучинистых участках необходимо устранить причины пучинообразования. В противном случае пучины на следующий год могут возникнуть вновь и опять потребуется устройство воздушных воронок. Вместо этого для отвода воды из переувлажнённого грунта при весеннем оттаивании могут быть устроены фильтры из геотекстиля, к которым подтягивается вода из земляного полотна и песчаного основания и выпускается на откос или высыхает (рис. 13.2). Фильтры представляют собой оболочку из геотекстиля диаметром 15-20 см длиной от 1 м до 3 м, плотно заполненные отходами геотекстиля. Они укладываются в траншеи, отрытые на всю глубину дорожной одежды так, чтобы один конец фильтра выходил на откос, и засыпаются грунтом. Расстояние между фильтрами составляет 5-10 м.


Рис. 13.2. Дренирующие фильтры из геотекстиля

Места на покрытии, подвергшиеся разрушению или деформациям, исправляют. В конце весны устраняют повреждения земляного полотна: засыпают промоины, исправляют бровки обочины (рис. 13.3), убирают оплывший грунт с откосов выемок и насыпей, подсыпают и укрепляют обрушившиеся откосы.

Рис. 13.3. Характерные дефекты неукреплённых обочин:
а - зарастание сорной травой; b - образование желоба у кромки проезжей части; с - нарастание обочин; d - занижение обочин; е - колеи на обочинах; f - общая деформация обочин

В летний период выполняют работы по уходу за обочинами, откосами, водоотводными канавами и полосой отвода путём устранения мелких деформаций и разрушений: обочины, откосы, разделительную полосу и полосу отвода освобождают от мусора, посторонних предметов, скашивают сорную траву и вырубают кустарник. Для борьбы с сорняковой растительностью используют скашивание травы косилками или применяют химические вещества - гербициды в виде растворов и суспензий (табл. 13.1).

Применение гербицидов следует согласовывать с местными сельскохозяйственными землепользователями. Для распределения гербицидов применяют прицепные и навесные опрыскиватели разных марок на факторах и самоходных шасси, а также поливомоечные машины. При использовании гербицидов следует соблюдать требования правил охраны труда и техники безопасности в связи с их токсичностью для людей и животных.

Все работающие с гербицидами должны быть обеспечены комбинезонами, сапогами, рукавицами, защитными очками, респираторами или марлевыми повязками с ватной прокладкой. Продолжительность работы с гербицидами - не более 5-6 ч в день. На участках, где применяют гербициды, и в местах их приготовления нельзя принимать пищу, курить, хранить пищу в карманах. Перед приемом пищи необходимо снять спецодежду, вымыть с мылом руки и лицо, прополоскать рот и горло. По окончании работы спецодежду нужно сдать в отведённое для её хранения помещение, вымыться или принять душ. Категорически запрещается уносить домой спецодежду или индивидуальные средства зашиты.

Хранят гербициды в прочной, хорошо закрытой таре на отдельном складе. После работы опрыскивающую аппаратуру и тару, в которой готовили растворы, следует тщательно очистить, промыть горячей водой и сдать на склад. Остатки рабочих растворов закапывают в землю на глубину не менее 1 м вдали от жилых построек, скотных дворов, источников питьевой воды . На обработанных гербицидами участках запрещается выпас скота, сбор ягод и грибов, кошение травы, пока не истечёт 15 дней со времени обработки.

В осенний период проводят работы по предупреждению переувлажнения грунтов земляного полотна весной следующего года. Водоотводные канавы, устья водопропускных устройств и выпуски из дренажей систематически очищают от посторонних предметов и грязи с целью подготовки их к пропуску наибольшего расхода весенних вод. Отверстия малых мостов и труб закрывают щитами с целью не допустить попадание снега в сооружения. Производят планировку и срезку неукреплённых обочин для устранения колеи и ликвидации застоя воды. Автогрейдерами тщательно планируют откосы и канавы на снегозаносимых участках.

  • 1. в весенний период максимально снижать переувлажнение грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами;
  • 2. в летний период выполнять работы по уходу за конструктивными элементами земляного полотна (обочины, откосы, водоотвод и др.), устранению мелких деформаций и разрушений;
  • 3. в осенний период предупреждать переувлажнение земляного полотна.

На пучинистых участках в весенний период следует особенно тщательно выполнять работы по обеспечению быстрого отвода талых вод. На откосах выемок, имеющих выход грунтовых вод, целесообразно производить очистку их поверхности от снега с удалением его за пределы выемки. В конце весеннего периода по мере просыхания грунта производят очистку водоотводных сооружений и дренаж от посторонних предметов и грязи, спускают оставшуюся в резервах и водоотводных канавах воду, выполняют работы по заделке промоин, исправлению бровок земляного полотна, осуществляют планировку неукрепленных обочин поврежденных участков откосов с уборкой небольших оползней, обвалов, селевых выносов. На участках с поврежденным дерновым покровом в благоприятные агротехнические сроки осуществляют посев трав. В весенний период проводят очистку проезжей части от грязи и снежной или ледяной корки по мере ее таяния.

В летний период выполняются работы по очистке от посторонних предметов резервов, откосов и обочин, грунтовых объездов в местах производства на проезжей части дороги ремонтных работ, уход за укрепительными и защитными сооружениями. В этот период осуществляют планировку неукрепленных обочин, заделку отдельных повреждений слоев укрепления, планировку отдельных участков неукрепленных и восстановление отдельных разрушенных мест укрепленных откосов; прочищают отдельные участки лотков, водотоков, водоотводных канав с обеспечением продольного уклона дна не менее 5%0, восстанавливают мелкие повреждения дренажных устройств и др.; производят окрашивание травы на обочинах, откосах и резервах, вырубку кустарника.

В осенний период для обеспечения минимального увлажнения грунтов атмосферными осадками и снижения степени их переувлажнения весной следующего года выполняют систематическую очистку устьев водопропускных устройств и водоотводных канав от посторонних предметов и грязи, осуществляют планировку неукрепленных обочин. В сложных грунтовых климатических условиях, особенно на пучинистых участках, ограничивают заезд автомобилей на неукрепленные обочины.

Для обеспечения надлежащих транспортно-эксплуатационных качеств необходимо проводить систематические работы по содержанию дорожных покрытий. С этой целью в весенний, летний и осенний периоды устраняют отдельные ямы, колеи и просадки, в сухой период года проводят обеспыливание. Зимой выполняют снегоуборку и борьбу с зимней скользкостью.

К работам, выполняемым при содержании автомобильных дорог в теплое время года, относятся:

  • - локальное восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 1000 м2;
  • - очистка дорожных покрытий от мусора, пыли и грязи, уборка посторонних предметов; устранение скользкости, вызванной выпотеванием битума;
  • - устранение мелких деформаций и повреждений покрытий (заделка выбоин, просадок); исправление кромок (бордюров) на всех типах покрытий; разделка, очистка и заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов в покрытиях;

остановка и предупреждение развития трещин, сетки трещин и шелушения покрытия устройством изолирующего слоя из мелкозернистой поверхностной обработки локальными "картами" (или с применением пропиточных материалов);

исправление профиля покрытий переходного и низших типов дорожных одежд с добавлением материалов и без добавления материалов, обеспыливание дорог;

Уход за участками дорог с пучинистыми и слабыми грунтами с установкой временного ограждения и регулированием движения.

Очистку от мусора и уборку посторонних предметов на дорожных покрытиях выполняют круглогодично.

В начале весенне-летне-осеннего периода покрытия очищают от грязи и фрикционных остатков противогололедных материалов. Очистку покрытия начинают от оси дороги с перемещением к кромке проезжей части. Проезжую часть с разделительной полосой начинают убирать от левой по ходу движения кромки (бордюра) покрытия. Последующие проходы машин должны перекрывать предыдущие на 0,25-0,5 м. Очистку покрытия в летний период производят сухим или мокрым способом. Расход воды при мокром способе очистки составляет от 0,9 до 1,2 л/м2, в зависимости от режима работы подметательно-уборочной техники.

На ослабленных участках (переувлажнение земляного полотна, пучины) выполняют локальные мероприятия (на площади до 1000 м2) по увеличению несущей способности дорожной конструкции согласно ТКП 059. При большом количестве ослабленных участков до окончания работ по восстановлению дорожной одежды ограничивают движение автомобильного транспорта большой грузоподъемности, снижают скорость или полностью закрывают проезд, в т.ч. переводя его на специально подготовленные объезды.

В весенне-летне-осенний период года с момента наступления установившейся среднесуточной температуры воздуха более 5 єС выполняют работы по устранению выбоин и просадок на асфальтобетонных покрытиях с нарезкой или без нарезки «карт».

При появлении на отдельных участках асфальтобетонного покрытия избытка битума, вызванного его выпотеванием, их присыпают песком из отсевов дробления

При ремонте сколов деформационных швов производят удаление старого герметика и нарезку новых краев шва на глубину до 4 см.

В местах ремонта сколов кромок цементобетонных плит и сколов деформационных швов следует устанавливать планки соответствующей ширины с последующим их удалением после твердения бетонной смеси. Планка должна выступать над поверхностью покрытия на 3-5 см. Допускается выполнять ремонт сколов деформационных швов без применения планки.

При этом полость шва на всю ширину нарезки заполняют бетонной смесью с последующей нарезкой швов в свежеуложенном или затвердевшем бетоне согласно ТКП 45-3.03-88.

При наличии на цементобетонном покрытии просевших плит (высота уступа в швах более 20 мм) производят выравнивание поверхности покрытия путем подъема плит и нагнетания в образовавшиеся полости под плитами бетонной смеси по СТБ 1464.

Разрушенные участки плит выпиливают по контуру на полную толщину и разрезают на сегменты. Для обеспечения совместной работы ранее уложенных и новых плит устанавливают арматурные каркасы и штыри.

При наличии участков шелушения глубиной до 10 мм поверхность цементобетонного покрытия предварительно выравнивают фрезерованием.

На участках дорожных покрытий с наличием сетки трещин, шелушения или скопления выбоин, в том числе отремонтированных в зимний период, проводят профилактические работы по локальной замене дефектных участков дорожного покрытия, временной их консервации или реабилитации.

Профилактические работы по локальной замене дефектных участков асфальтобетонных покрытий на площади до 2000 м2 производят на полную ширину полосы движения с использованием асфальтобетонных горячих смесей.

  • 4. Силы трения между протектором колеса и покрытием; их характеристика и влияние на условия движения автомобилей.
  • 5. Ровность покрытия и ее влияние на условия движения автомобилей.
  • 7. Изменения водно-теплового режима земляного полотна и дорожной одежды в процессе их эксплуатации в течение года.
  • 8. Пучины на дорогах; их характеристика и причины образования.
  • 9. Изменения состояния поверхности покрытия и условий движения транспортных средств по периодам года.
  • 10. Показатели качества автомобильных дорог.
  • 11. Показатели технического уровня дороги и их определение.
  • 12. Основные транспортно-эксплуатационные показатели дороги и их характеристика.
  • 13. Интенсивность движения транспортных средств и методы ее оценки.
  • 14. Пропускная способность дороги и уровни ее загрузки движением.
  • 15. Скорость движения транспортных средств и методы её оценки.
  • 16. Прочность д/о и методы определения прочности.
  • 17. Ровность дорожного покрытия и определение ровности.
  • 18. Шероховатость дорожных покрытий и определение шероховатости.
  • 19. Сцепление колеса с покрытием дороги и определение коэф-та сцепления.
  • 20. Износ и износостойкость покрытия и определение этих показателей.
  • 21. Комплексная оценка качества и состояния дорожных одежд.
  • 22. Комплексная оценка состояния дороги по методу коэффициентов соответствия.
  • 23. Комплексная оценка качества и уровня содержания дороги по потребительским свойствам.
  • 24. Основные причины снижения долговечности дорожных покрытий.
  • 25. Оценка и прогнозирование долговечности дорожных покрытий по данным визуального осмотра.
  • 26. Прогнозирование долговечности дорожных покрытий по интенсивности их износа.
  • 27. Оценка и прогнозирование долговечности дорожных покрытий по результатам испытаний материала вырубок.
  • 28. Оценка и прогнозирование долговечности а/б по их трещиностойкости.
  • 29. Работоспособность автомобильных дорог.
  • 30. Надежность автомобильных дорог
  • 31. Расчетная схема службы а/д.
  • 32. Методы определения межремонтных сроков службы дорожных одежд и покрытий.
  • 33. Классификация и состав работ по содержанию и ремонту а/д.
  • 34. Планирование работ по содержанию и ремонту а/д.
  • 35. Оценка эффективности работ по содержанию и ремонту а/д.
  • 36. Организация дорожной службы по содержанию и ремонту а/д.
  • 37. Дорожно-патрульная служба и служба организации движения дорожных ремонтно-эксплутационных организации.
  • 38. Принципы и методы организации работ по содержанию и ремонту дорог.
  • 39. Управление качеством ремонта и содержания дорог.
  • 40. Цели и основные задачи технического учета и паспортизации а/д.
  • 41. Порядок проведения технического учета и пас­портизации а/д.
  • 42. Технические средства паспортизации а/д.
  • 43. Автоматизированная система технической паспортизации а/д.
  • 44. Содержание автомобильных дорог в весенний период.
  • 45. Содержание автомобильных дорог в летний период.
  • 46. Содержание автомобильных дорог в осенний период.
  • 47. Оценка технического состояния мостов и труб.
  • 48. Содержание и ремонт водопропускных труб.
  • 49. Содержание и ремонт железобетонных, бетонных и каменных мостов.
  • 50. Содержание и ремонт стальных мостов.
  • 51. Содержание и ремонт деревянных мостов.
  • 52. Повышение эксплуатационных качеств мостов и мероприятия по безопасности движения.
  • 46. Содержание автомобильных дорог в осенний период.

    Работы по содержанию земляного полотна направлены на сохранение его геометрической формы, обеспечение требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, обочин и откосов, постоянное поддержание в рабочем состоянии водоотводных и водопропускных устройств. Особое внимание необходимо уделять участкам с неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам появления и развития пучин, участкам дорог на болотах и в зонах искусственного орошения.

    Основные задачи содержания земляного полотна в осенний период - предупредить переувлажнение земляного полотна атмосферными осадками, обеспечить минимальную влажность слагающих его грунтов.

    В осенний период проводят работы по предупреждению переувлажнения грунтов земляного полотна весной следующего года. Водоотводные канавы, устья водопропускных устройств и выпуски из дренажей систематически очищают от посторонних предметов и грязи с целью подготовки их к пропуску наибольшего расхода весенних вод. Отверстия малых мостов и труб закрывают щитами с целью

    не допустить попадание снега в сооружения. Производят планировку и срезку неукреплённых обочин для устранения колеи и ликвидации застоя воды. Автогрейдерами тщательно планируют откосы и канавы на снегозаносимых участках.

    Имеющиеся в полосе отвода объездные и временные дороги необходимоподдерживать в рабочем состоянии путём периодического профилирования. В то же время при стихийном возникновении въездов и съездов с дороги они должны быть уничтожены, а движение по ним запрещено. На разрешённых въездах и

    съездах должно быть устроено твёрдое покрытие в зависимости от типа грунта на расстоянии не менее 100-300 м от основной дороги, чтобы избежать её загрязнения.

    Очистка покрытия от пыли и грязи выполняется систематически весной, летом и осенью, поскольку наличие пыли и грязи на проезжей части снижает сцепные качества покрытия, загрязняет проходящие автомобили, ухудшает видимость. Значительные отложения грязи, которые могут образоваться на отдельных участках весной и осенью, удаляют автогрейдерами, а небольшие

    отложения удаляют подметанием механическими щётками или поливомоечными машинами.

    В осенний период особое внимание уделяют содержанию обочин, плохое состояние которых может привести к повышенному увлажнению земляного полотна и созданию условий образования в последующем пучин, загрязнению проезжей части и интенсивному разрушению кромок покрытия.

    С целью улучшения ровности покрытия (после дождей в весенний и осенний периоды) и

    равномерного распределения минерального материала по поверхности дорожной одежды осуществляют профилирование покрытия, устраняют отдельные выбоины, колеи и просадки.

    Первое профилирование проводят ранней весной (после таяния снега), в результате чего ликвидируют колеи и выравнивают поперечный профиль. Второе профилирование делают в конце весеннего (влажного) периода для ликвидации вновь образовавшихся деформаций и окончательного выравнивания покрытия. В летний период профилирование производят после дождей по мере необходимости.

    Осенью профилирование производят с таким расчётом, чтобы покрытие при эксплуатации зимой было ровное, без колей и поперечных волн.

    Для обеспечения нормальных условий движения в жаркое и сухое время года на пылящих покрытиях проезжей части и неукреплённых обочинах, особенно в населённых пунктах, у автобусных остановок проводят работы по обеспыливанию.