Составить план преступление и наказание. К изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». опыты и эксперименты по литературе (10 класс) на тему. Проблематика одного из произведений А.И. Солженицына

«Преступление и наказание» план составить можно после прочтения романа, используя эти варианты.

1. Знакомство с Родионом Раскольниковым.
2. Встреча с Мармеладовым в трактире.
3. История семьи Мармеладовых.
4. Письмо матери Родиона, Пульхерии Раскольниковой.
5. Случай с пьяной девушкой.
6. Сон о лошади.
7. Страшное преступление.

План 1 части «Преступление и наказание»

1.Проба
2.Знакомство с Мармеладовым. История Сони Мармеладовой
3.Письмо матери
4.Обманутая девушка
5.Сон Раскольникова
6.Разговор Лизаветы на Сенной площади
7.Разговор офицера и студента
8.Последние приготовления
9.Убийство
10. Тяжелый побег
11.Забытьё

План 2 части «Преступление и наказание»

1. Ужас от содеянного,обморок в полиции.
2.Страх обыска,сокрытие улик.
3.В бреду,перевод денег от матери.
4.Товарищ Зосимов и подозрения полиции.
5.Обвинения Лужина,уход друзей.
6.Разговор в распивочной и сумасшествие Раскольникова.
7.Смерть Мармеладова и приезд родственников.

«Преступление и наказание» сложный план

    Раскольников у старухи-процентщицы.

    Рассказ Мармеладова о своей жизни («…идти больше некуда!»)

    Письмо Пульхерии Александровны Раскольниковой.

    Встреча Раскольникова с пьяной девочкой на бульваре.

    Первый сон Раскольникова.

    Подслушанный разговор.

    Подготовка к преступлению.

    Убийство.

  1. Душевное состояние Раскольникова после убийства.
  2. В конторе квартального следователя. Обморок.
  3. Избавление от украденного.
  4. Второй сон героя.
  5. Болезнь Родиона.
  6. Разговор о рабочем Миколке.
  7. Встреча с Заметовым в «Хрустальном дворце».
  8. Смерть Мармеладова.
  9. Встреча Родиона с матерью и Дуней.
  10. Забота Разумихина о родных приятеля.
  11. Ультиматум Лужина и объяснение Раскольникова с ним.
  12. Встреча с Соней Мармеладовой.
  13. Первый поединок с Порфирием Петровичем. Теория Раскольникова.
  14. Появление мещанина.
  15. Третий сон Раскольникова.
  16. Свидригайлов.
  17. Встреча Раскольникова со Свидригайловым.
  18. Изгнание Лужина.
  19. Разрыв с Пульхерией Александровной и Дуней.
  20. Соня читает Родиону Евангелие.
  21. Второй поединок со следователем.
  22. Лужин и Лебезятников во время поминок Мармеладова.
  23. Уход из квартиры Катерины Ивановны.
  24. Раскольников исповедуется Соне.
  25. Объяснение Родиона с сестрой.
  26. «Карнавал» на улице и смерть Катерины Ивановны.
  27. Душевное состояние Раскольникова после смерти Катерины Ивановны.
  28. Сообщение Разумихина о пойманном убийце. Внутренний монолог Раскольникова.
  29. Третий поединок со следователем.
  30. Встреча со Свидригайловым в трактире.
  31. Объяснение Свидригайлова с Дуней.
  32. Самоубийство Свидригайлова.
  33. Последнее свидание Родиона с родными.
  34. Признание в убийстве.

План эпилога

І. «Со дня преступления его прошло почти полтора года».

1. Что повлияло на вынесение приговора Раскольникову:

А) сведения Разумихина;

Б)«…к каторжной работе… всего 8 лет».

2. «Свадьба была грустная и тихая».

3. Безумие и смерть Пульхерии Александровны.

4. Соня отправилась на каторгу вместе с Родионом.

5. Равнодушие Раскольникова к своей участи в тюрьме.

6. «Его гордость была сильно уязвлена; он и заболел от уязвлённой гордости. О, как бы счастлив он был, если мог сам обвинить себя!»

7. Каторжане все полюбили Соню.

8. Соня простудилась. Волнение Раскольникова.

9. «…вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам».

ІІ. «Их воскресила любовь».

Анализ произведения

По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем - нравствен­ные идеи, которые определяют его композиционные особеннос­ти. Роман состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая - до преступления, а вторая - рассказ о нравственном наказании героя после совер­шения преступления, то есть автор показывает сомнения, муче­ния и страдания героя. Эпилог подводит к его возрождению. Во многом данное произведение было навеяно действительностью того времени, когда передовая молодежь задумывалась о том, как найти выход из сложившейся ситуации и что нужно сделать для улучшения жизни людей.

Главным героем романа является студент Родион Раскольни­ков, живущий в нищете и познавший все ужасы окружающей действительности на себе. В его мозгу рождается особая теория, по которой все люди делятся на два разряда: «право имеющих» и «тварей дрожащих». Ссылаясь на Наполеона и других исторических деятелей, он доказывает, что личность ради великой цели может даже совершить преступление. Раскольников уверен в пра­вильности этой теории, он сомневается лишь в том, к какому раз­ряду причислить себя. Чтобы проверить свои возможности, он убивает старуху, титулярную советницу, дающую деньги под проценты.

Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова, которая олицетворяет собой правду Достоевского. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в произведении и произносится приговор.

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она считает, что никто не имеет права добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил. И Соня, тоже «преступившая», одного разряда с Раскольниковым, осуждает его и его теорию.

Достоевский считал, что спасает и воссоединяет павшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников. Ведь возрождается Родион только благодаря Соне, так как правда на ее стороне. А правда Сони - сострадание и любовь.

Таким образом, религия любви и самопожертвования приобре­тает исключительное и решающее значение в христианстве Дос­тоевского.

План

1. Условия жизни Родиона Раскольникова.

2. Письмо от матери. Участь его сестры.

3. Знакомство с Мармеладовым и его семьей.

4. Философская причина преступления - теория «разреше­ния крови по совести».

5. Убийство - способ проверки своих возможностей.

6. Нравственные мучения Раскольникова, борьба с самим со­бой

7. Страдания, причиненные близким, его отчуждение от людей.

8. Идейные «двойники» Раскольникова, Лужин и Свидри­гайлов.

vsesochineniya.ru

План сочинения

Работа над планом сочинения – одно из условий систематизации материала, последовательности его расположения, а значит, и наиболее полного раскрытия темы сочинения.

«План – это конкретизация идеи» (В. Никольский) сочинения и одновременно путь реализации творческого замысла автора сочинения.

И хотя написание плана сочинения не является обязательным требованием, но при работе над черновым вариантом сочинения без плана обойтись достаточно трудно.

Планы могут быть двух видов: предварительный (краткий) и развёрнутый (сложный)

Предварительный (краткий) план сочинения даёт возможность наметить основной ход мысли, выделить главные вопросы темы. Это, по существу, наброски плана. На его основе в процессе дальнейшей работы создаётся развёрнутый, сложный план.

Развёрнутый (сложный) план, прежде всего, отражает основные структурные части сочинения: вступление, главная часть, заключение (они обозначаются римскими цифрами). В пределах этих общих разделов подразделы, необходимые для конкретизации выдвигаемых положений, обозначаются в соответствии с их объёмом арабскими цифрами, буквами и т.д.

Поскольку сложный план должен точно выражать основное содержание будущего сочинения, то необходимо, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:

1) соответствовал теме и наиболее полно охватывал вопросы, связанные с её раскрытием,

2) был целенаправленным и отличался логической последовательностью, стройностью,

3) имел единое основание в формулировках всех выделенных пунктов, был стилистически однотипным (пункты плана должны единообразно и последовательно иметь форму назывных или двусоставных вопросительных предложений).

Примерные планы к сочинению

Тема: Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» .

Краткий (предварительный) план.

1. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе до Достоевского (Пушкин, Гоголь).

2. Семейство Мармеладовых.

3. Семейство Раскольниковых.

4. Трагедия униженных и оскорблённых – порождение русской жизни.

5. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».

Развёрнутый (сложный) план

I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»). Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:

а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;

б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;

в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.

Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:

а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;

б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни.

III. Заключение. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».

Тренировочное задание 1.

Составьте сначала предварительный план к предложенным темам, а затем сделайте на основе краткого развёрнутый (сложный) план:

Старые и новые хозяева вишнёвого сада (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»).

Человек и война в рассказах А. Платонова «Одухотворённые люди» и «Возвращение».

Тренировочное задание 2.

Проверьте соответствие темы сочинения и плана к нему. Ошибки исправьте:

Тема: Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

I. Вступление. Сатира – «оружие любимейшего род» в русской литературе 19 века.

II. Главная часть. Проблематика и поэтика сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Постановка в сказках острых проблем современности:

а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

б) сатира на правителей («Медведь на воеводстве»;

в) протест против смирения и мнимых «народных заступников» («Коняга», «Либерал»);

г) осмеяние мещанина-обывателя в сказке «Премудрый пескарь»;

д) художественные средства выражения сатирической направленности содержания сказок («эзопов язык», гротеск, ирония, гипербола и т.д.).

III. Заключение. Общечеловеческий и философский смысл сказок.

xn—-7sbbl0caghpglbg1kg.xn--p1ai

Время создания романа. Время создания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) было отмечено в общественном сознании возникновени­ем новых теорий. Россия середины XIX в. представляла собой общество, в котором происходил слом сознания с привычными нравственными принципами, на место ко­торым приходили новые теории. Показать трагический результат этих «измышлений» и хотел автор романа «Пре­ступление и наказание»

Главный ге­рой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказа­ние», Родион Раскольников, бедный студент, переживаю­щий свое тяжелое, унизительное положение, становится за­ложником собственной теории, позволяющей проливать «кровь по совести». Решение об убийстве возникает в голове Раскольникова не вдруг, оно зреет долго, подпитываясь кар­тинами нищеты, окружающими Родиона Романовича. Образ жизни не мог не сказаться на чертах личности героя: «…уг­рюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик, ве­ликодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце». Мысль о преступлении страшит героя, его мучают кошмары, и, проснувшись, он отказывается от своего плана. Однако ряд случайностей приводят юношу на порог квартиры процентщицы. И здесь теория начинает «трещать по швам», потому что вслед за убийством «по теории» Алены Ивановны Раскольников убивает Лизавету, а ради помо­щи таким и собирался пролить «кровь по совести» Роди­он Романович.

Ф. М. Достоевский ставит перед собой цель показать всю тяжесть мук совести, которые испытывает Раскольников после совершения убий­ства. Благие цели (убить старуху и ее деньги пустить на бла­гое дело) перестают занимать героя, т. к. на поверку оказы­вается, что основной причиной преступления становится желание Раскольникова проверить состоятельность своей теории о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» и о собственном месте в этой классификации.

Встреча с Сонечкой Мармеладовой помогает юноше по­нять, что он пытался убить в себе основу собственной лич­ности. Осознание, что теория сблизила Раскольникова с «двойниками» - Лужиным и Свидригайловым, - ужасает героя.

Еще одним «слабым звеном» в теории Раскольникова становится необходимость отнести к «низшему» классу тех, кого он любит, а значит, они также могут стать расход­ным материалом при достижении «благой» цели «права имеющим». Отчуждение от окружающих и муки совести становятся невыносимым наказанием, заставляющим ге­роя признаться в содеянном. Именно всесилие нравствен­ности, по мнению автора, приводит Раскольникова к воз­рождению. Материал с сайта //iEssay.ru

Гуманизм Ф. М. Достоевского проявляется в несколь­ких аспектах. Автор развенчивает античеловеческую теорию, в той или иной форме формирующуюся во второй половине XIX в., и предостерегает от страшного заблуж­дения людей, попирающих главный библейский завет: «Не убий!» Утрата духовности и веры грозит человеку по­терей самого себя.

Возможность возрождения, которую получает герой в эпилоге романа, становится проявлением гуманизма авто­ра и по отношению к заблудшей душе героя, спасению ко­торой в значительной мере поспособствовала Сонечка Мармеладова. Раскольников, испытывая муки совести, пытается понять, что же стало внутренним стержнем, ко­торый поддерживает девушку после всех страданий, вы­павших на ее долю, и приходит к выводу, что это Вера. Судьба Сони - воплощение «всего страдания человече­ского» (а именно через страдание, по Ф. М. Достоевскому, человек и заслуживает счастье) и служение несчастным и нуждающимся. Это и становится душевным очищением героя.

Урок-подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского»Преступление и наказание». Литературная правка.

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Урок-подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Литературная правка.

Строй Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы

Обобщить и систематизировать материал по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему;

Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать материал по теме, делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;

Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.

Оборудование: текст произведения, раздаточный материал-рекомендации.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы попробуем составить макет вашего будущего сочинения.

Работать будем в группах, каждая группа получит свое задание. В конце работы все части должны сложиться в целое.

Предметом исследования в группах будет сочинение, скачанное из Интернета: «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Подвергнув текст литературной правке, вы предложите свой вариант написания составляющих частей сочинения.

Задания для групп:

Проанализируйте вступление к сочинению: объем, содержание, соответствие теме, вид. Какое вступление написали бы вы?

Используются ли в сочинении аргументы из текста, цитаты? Достаточно ли их? Добавьте эпизоды, помогающие раскрыть тему сочинения.

3. Основная часть.

Проанализируйте выводы, сделанные в основной части, соответствуют ли они теме? Что можете добавить вы?

Есть ли план к сочинению? Составьте примерный план.

Проанализируйте заключение. Предложите примерный вариант своего.

Представители от каждой группы вытягивают задания и получают листы с рекомендациями.

Результат работы оформляется на листе ватмана по схеме: ДО – ПОСЛЕ.

III. Погружение в текст. Анализ, выводы

IV. Выступление групп.

Зеленый — отличная работа (трудно улучшить)

Желтый — хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить)

Красный — слабая работа (многое нужно улучшить)

ДЗ. Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, поработали над структурой, осталось написать. Итак, тема сочинения — «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Вступление. Соня и Раскольников - герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и несправедливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Основная часть 1. Но в то же время Соня и Раскольников - идейные антиподы. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня - путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответствен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль - не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры - она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а отчасти потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека). 2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольникова ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действительно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольникова в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонечка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек - не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие - нравственное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что никакой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольникова - «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» - Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

III. Заключение. Достоевский дает спорящим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а одна «правда» - с другой.

основная часть (ОЧ)

Введение (вступление) . Вступление — это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано «выпукло», ярко. Для «надежности» можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы. Начинать с излюбленной всеми школьниками фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), — категорически нельзя. Это равносильно тому, чтобы исследование, скажем, почвы Нечерноземья начиналось с описания того, как «сначала Земля была огненным шаром»… Началу сочинения следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным.

Вариантами начала вступления могут быть

— цитата из анализируемого текста;

— высказывание критика, суждение которого автор сочинения «с текстом в руках» решил подтвердить или опровергнуть;

— вопрос, требующий разрешения;

— рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы;

— наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.

Аналитическое введение (анализирующее ключевое понятие темы) может быть дополнено литературным контекстом, именами авторов или названиями произведений, в которых затрагивается та же тема, в которых ставятся сходные проблемы. Как один из возможных вариантов, литературной ряд может заключаться именем того писателя, творчеству которого будет посвящено данное сочинение.

Основная часть. Если целью введения было подвести к теме, приоткрыть некий аспект, в котором тема будет раскрыта, то в основной части (в двух и более подпунктах центральной части составляемого плана) необходимо раскрыть тему, причем сделать это логично, аргументированно и динамично.

Если вступление в плане может быть озаглавлено по ключевому слову, выделенному в теме сочинения, то основная часть может иметь в качестве заголовка формулировку основной идеи сочинения, а ее подпунктами может стать совокупность тех аргументов (материала, фактов, эпизодов, мыслей и т. д.), из которых складывается (или на которые раскладывается) эта основная идея. В хорошо составленном плане, ориентированном на максимально полное и изящное раскрытие темы, подпункты основной части не могут быть свободно, без потерь для идеи сочинения, поменяны местами и заменены друг другом, так как каждый из аргументов — составляющая логической цепи развития мысли автора работы. Впрочем логика расположения аргументов (т. е. подпунктов основной части плана) может быть различной.

Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующие будут как бы углублять доказательство, освещать идею с новой стороны, придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним с тем, чтобы доказательства шли «по нарастающей».

Например, основная часть плана к теме «»Оружия любимейшего род» (сатира

В. Маяковского)» может выглядеть следующим образом:

Сатира В. Маяковского в борьбе:

— против мещанства («О дряни», «Маруся отравилась»);

— против бюрократизма («Прозаседавшиеся», «Бумажные ужасы»);

— против подхалимажа и сплетен («Общее руководство для начинающих подхалимов», «Подлиза», «Сплетник»).

Формулировки пунктов плана могут быть более обширными и развернутыми. В данном случае они представлены в кратком виде, во-первых, для наглядности, во-вторых, как пример того, как могут быть сформулированы пункты плана в «рабочей» экзаменационной обстановке в условиях ограниченного времени.

Работая над основной частью, следует также помнить о красных строках, грамотном цитировании текстов произведений, способах оформления поэтических и прозаических цитат. Вводные слова «я думаю» или «мне кажется» («Я думаю, что Л. Толстой — великий русский писатель») лучше заменить конструкциями типа «вероятно», «думается, что», «кажется», «возможно», «может быть» и другими. Постарайтесь уже в черновике устранить речевые недочеты и грамматические ошибки.

Заключение . Как уже говорилось, каждая часть сочинения, а следовательно, и составляемого плана выполняет особую, только ей присущую функцию. И, как явствует из названия, функция заключения — в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему.

Традиционно выделяется два типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие, хотя на практике эти «чистые» виды нередко могут сливаться и соприсутствовать в сочинении.

Что касается заключения-вывода, то уже само название демонстрирует его главную черту: основная мысль, которая превалирует в данном заключении, выводится из тех аргументов, к которым прибегал экзаменующийся. Однако не следует под заключением-выводом понимать краткое повторение того, о чем шла речь в основной части. Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен нести в себе некую новизну и обобщение в сравнении с тем, о чем говорилось прежде. Так, например, если тема сочинения «»В мой жестокий век восславил я свободу» (А. С. Пушкин)» и аргументы основной части заключались рассмотрении свободолюбивых мотивов пушкинской лирики, то заключение-вывод может содержать мысль об органичности этой темы поэзии Пушкина в целом.

Заключение-следствие, как правило, выводит автора сочинения за рамки того материала, который анализировался в основной части сочинения. Заключение- следствие требует привлечения знаний экзаменующегося из сферы общественно-исторической или литературно-исторической. Например, это может быть разговор о влиянии данного произведения на общественную ситуацию, на развитие литературного процесса, на творчество отдельных представителей других видов искусств, а может быть, на последующее творчество того художника, о котором шла речь в сочинении, и т. д.

Как начать сочинение.

«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества

стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»

«…Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости»

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами

своего времени и своего поколения…»

«Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции»

«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла

стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»

«…Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания… надо владеть искусством композиции»

«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»

Для тех, « кто может открыть перед чужими … людьми свою душу»

«Что вы, что вы над собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… — все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»

«Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные)… даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение»

Зачины «От я», «Киношный», «Дневниковый» требуют личностной позиции, поэтому их можно объединить.

Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (План-сочинение)

Время создания романа. Время создания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) было отмечено в общественном сознании возникновением новых теорий. Россия середины XIX в. представляла собой общество, в котором происходил слом сознания с привычными нравственными принципами, на место которым приходили новые теории. Показать трагический результат этих «измышлений» и хотел автор романа «Преступление и наказание»

Причины преступления Р. Р. Раскольникова. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Родион Раскольников, бедный студент, переживающий свое тяжелое, унизительное положение, становится заложником собственной теории, позволяющей проливать «кровь по совести». Решение об убийстве возникает в голове Раскольникова не вдруг, оно зреет долго, подпитываясь картинами нищеты, окружающими Родиона Роман (бессмертное произведение)овича. Образ жизни не мог не сказаться на чертах личности героя: «…угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик, великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце». Мысль о преступлении страшит героя, его мучают кошмары, и, проснувшись, он отказывается от своего плана. Однако ряд случайностей приводят юношу на порог квартиры процентщицы. И здесь теория начинает «трещать по швам», потому что вслед за убийством «по теории» Алены Ивановны Раскольников убивает Лизавету, а ради помощи таким и собирался пролить «кровь по совести» Родион Роман (бессмертное произведение)ович.

В чем проявляется гуманизм автора? Ф. М. Достоевский ставит перед собой цель показать всю тяжесть мук совести, которые испытывает Раскольников после совершения убийства. Благие цели (убить старуху и ее деньги пустить на благое дело) перестают занимать героя, т. к. на поверку оказывается, что основной причиной преступления становится желание Раскольникова проверить состоятельность своей теории о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» и о собственном месте в этой классификации.

«Опыт» ужаснул героя: «Разве я старушонку убил? Я себя убил».

Встреча с Сонечкой Мармеладовой помогает юноше понять, что он пытался убить в себе основу собственной личности. Осознание, что теория сблизила Раскольникова с «двойниками» — Лужиным и Свидригайловым, — ужасает героя.

Еще одним «слабым звеном» в теории Раскольникова становится необходимость отнести к «низшему» классу тех, кого он любит, а значит, они также могут стать расходным материалом при достижении «благой» цели «права имеющим». Отчуждение от окружающих и муки совести становятся невыносимым наказанием, заставляющим героя признаться в содеянном. Именно всесилие нравственности, по мнению автора, приводит Раскольникова к возрождению.

Гуманизм Ф. М. Достоевского проявляется в нескольких аспектах. Автор развенчивает античеловеческую теорию, в той или иной форме формирующуюся во второй половине XIX в., и предостерегает от страшного заблуждения людей, попирающих главный библейский завет: «Не убий!» Утрата духовности и веры грозит человеку потерей самого себя.

Возможность возрождения, которую получает герой в эпилоге романа, становится проявлением гуманизма автора и по отношению к заблудшей душе героя, спасению которой в значительной мере поспособствовала Сонечка Мармеладова. Раскольников, испытывая муки совести, пытается понять, что же стало внутренним стержнем, который поддерживает девушку после всех страданий, выпавших на ее долю, и приходит к выводу, что это Вера. Судьба Сони — воплощение «всего страдания человеческого» (а именно через страдание, по Ф. М. Достоевскому, человек и заслуживает счастье) и служение несчастным и нуждающимся. Это и становится душевным очищением героя.

Популярные эссе

8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі — історії) у системі

На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Мой любимый день недели, как это ни странно, — четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Новые сочинения

Экзаменационные сочинения

Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их

Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоров’я Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують

КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150

1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была

www.sochuroki.com

  • Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • Фтс рф полномочия Федеральная таможенная служба Российской Федерации и система ее органов Система таможенных органов включает следующие звенья, каждс из которых является подсистемой правоохранительных органов: - Федеральная таможенная служба Российской Федерации; - региональные […]
  • Разрешение на перепланировку Владелец квартиры или нежилого помещения для получения разрешения на перепланировку (до начала работ по перепланировке) должен подготовить пакет документов и запастись терпением. Кроме очередей в "Одно окно", сложности появляются по причине ограниченного […]
  • Литва: самостоятельное оформление визы для россиян в 2018 году Отдых в странах Балтики – довольно популярное направление для туризма в России. Но из-за того, что не так давно они вошли в состав ЕС и подписали шенгенское соглашение, для их посещения нужен Шенген. Для россиян виза в Литву […]
  • Выплаты материнского капитала продлят еще на 5 лет Программу предоставления маткапитала хотят продлить еще на 5 лет Минтруд внес в Госдуму новый законопроект, согласно которому возможность получить материнской капитал продлят вплоть до 2023 года. Такое заявление было сделано […]
  • Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […]
  • Лекция 7: «Пределы ведения и полномочия местного самоуправления» 7.6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования В рассматриваемых сферах управления у органов местного самоуправления […]
  • Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 6 частей и эпилог. Предлагаю вниманию коллег один из вариантов изучения романа. Каждому уроку дано название, подобран эпиграф (цитата из романа) и план анализа каждой главы. Думаю, что этот материал может быть предложен и ученику перед прочтением очередной главы произведения и подготовкой к уроку. Это позволит обратить внимание старшеклассника на важные эпизоды романа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 6 частей и эпилог. Предлагаю вниманию коллег один из вариантов изучения романа. Каждому уроку дано название, подобран эпиграф (цитата из романа) и план анализа каждой главы. Думаю, что этот материал может быть предложен и ученику перед прочтением очередной главы произведения. Это позволит обратить внимание старшеклассника на важные эпизоды романа.

К изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1 часть. «Груда мертвых камней, где человеку некуда идти». (История создания романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.)

План 1 части: «Проба». Рассказ Мармеладова о собственной жизни. Письмо Пульхерии Александровны Раскольниковой. Встреча с пьяной девочкой. Разговор Лизаветы с мещанином. Подготовка Раскольникова к убийству. Убийство Алены Ивановны и Лизаветы.

2 часть. «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».

Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой.

План 2 части: Душевное состояние Раскольникова после убийства. В конторе квартального надзирателя. Обморок. Отношение к украденному. Второй сон героя. Болезнь Родиона. Разговор о Миколке. Встреча с Заметовым в «Хрустальном дворце». Смерть Мармеладова.

3 часть. «Я не человека убил, я принцип убил».

Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: (обыкновенные)… и собственно на людей.

План 3 части: Встреча Родиона с матерью и Дуней. Заботы Разумихина о родных приятеля. Ультиматум Лужина и объяснение Раскольникова с Лужиным. Встреча с Соней Мармеладовой. Первый поединок с Порфирием Петровичем. Появление мещанина. Третий сон Раскольникова. Свидригайлов.

4 часть. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Ей три дороги,- думал он,- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или… или, наконец, броситься в разврат, одуманивающий ум и окаменяющий сердце.

План 4 части: Встреча Родиона со Свидригайловым. Изгнание Лужина. Разрыв Раскольникова с Пульхерией Александровной и Дуней. Соня читает Евангелие. Второй поединок с Порфирием Петровичем.

5 часть. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо».

Давно уже незнакомое чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах.

Так ты не оставишь меня, Соня?- говорил он, чуть не с надеждой смотря на нее.

План 5 части: Лужин и Лебезятников. Уход из квартиры Катерины Ивановны. Раскольников исповедуется Соне. Объяснение Родиона с сестрой. «Карнавал» на улице и смерть Катерины Ивановны.

6 часть. «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!»

…И он кончает тем, что принужден на себя донести. Принужден, чтобы хоть погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разрозненности и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его.

План 6 части: Душевное состояние Раскольникова после похорон Катерины Ивановны. Сообщение Разумихина. Внутренний монолог Раскольникова после ухода Разумихина. Третий поединок Раскольникова со следователем. Встреча со Свидригайловым в трактире. Объяснение Свидригайлова с Дуней. Самоубийство Свидригайлова. Последнее свидание Раскольникова с родными. Признание в убийстве.

Эпилог. «Наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.


Анализ произведения

По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем – нравствен­ные идеи, которые определяют его композиционные особеннос­ти. Роман состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая – до преступления, а вторая – рассказ о нравственном наказании героя после совер­шения преступления, то есть автор показывает сомнения, муче­ния и страдания героя. Эпилог подводит к его возрождению. Во многом данное произведение было

навеяно действительностью того времени, когда передовая молодежь задумывалась о том, как найти выход из сложившейся ситуации и что нужно сделать для улучшения жизни людей.

Главным героем романа является студент Родион Раскольни­ков, живущий в нищете и познавший все ужасы окружающей действительности на себе. В его мозгу рождается особая теория, по которой все люди делятся на два разряда: “право имеющих” и “тварей дрожащих”. Ссылаясь на Наполеона и других исторических деятелей, он доказывает, что личность ради великой цели может даже совершить преступление. Раскольников уверен в пра­вильности этой теории, он сомневается лишь в том, к какому раз­ряду причислить себя. Чтобы проверить свои возможности, он убивает старуху, титулярную советницу, дающую деньги под проценты.

Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова, которая олицетворяет собой правду Достоевского. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в произведении и произносится приговор.

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она считает, что никто не имеет права добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил. И Соня, тоже “преступившая”, одного разряда с Раскольниковым, осуждает его и его теорию.

Достоевский считал, что спасает и воссоединяет павшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников. Ведь возрождается Родион только благодаря Соне, так как правда на ее стороне. А правда Сони – сострадание и любовь.

Таким образом, религия любви и самопожертвования приобре­тает исключительное и решающее значение в христианстве Дос­тоевского.

План

1. Условия жизни Родиона Раскольникова.

2. Письмо от матери. Участь его сестры.

3. Знакомство с Мармеладовым и его семьей.

4. Философская причина преступления – теория “разреше­ния крови по совести”.

5. Убийство – способ проверки своих возможностей.

6. Нравственные мучения Раскольникова, борьба с самим со­бой

7. Страдания, причиненные близким, его отчуждение от людей.

8. Идейные “двойники” Раскольникова, Лужин и Свидри­гайлов.

9. Поединки с Порфирием Петровичем.

10. Общение с Соней Мармеладовой.

11. Явка с повинной.

12. Каторга. Возрождение Раскольникова.

Глоссарий:

  • план преступление и наказание
  • преступление и наказание план
  • анализ произведения преступление и наказание
  • преступление и наказание анализ произведения
  • преступление и наказание анализ

Другие работы по этой теме:

  1. Родион Раскольников – обедневший студент, находящийся на грани нищеты. Его семье не хватает денег. Именно поэтому первый мотив, который приходит на ум – желание забрать...
  2. Роман “Преступление и наказание” является одним из лучших произведений замечательного русского писателя Ф. М. Достоевского. Этот роман уже давно считается классическим произведением, он известен людям...
  3. Иногда причины убийства объясняют мрачным влиянием города. Да, на самом деле, душная атмосфера пыльных улиц, гробообразная комнатушка Раскольникова – все это погубило юношу, оказывая резкое,...
  4. Что явилось причиной преступления Раскольникова? а. Злость на старуху-процентщицу б. Бедность в. Желание самоутверждения г. Жажда свободы Кто является кумиром Раскольникова? а. Робеспьер б. Наполеон...
  5. Встреча Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой на каторге – ключевой эпизод романа. Сонечка Мармеладова для Раскольникова – источник и смысл жизни. Она сумела воскресить Раскольникова,...
  6. Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Общая характеристика главного героя романа – Родиона Раскольникова (социальное и имущественное...
  7. По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский Роман. Основное в нем – нравственные идеи, которые определяют его композиционные особенности. Роман состоит из шести частей и эпилога,...

Ф. М. Достоевский - великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над романом «Преступление и наказание». Это произведение при несло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.

Один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.

Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”.
Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. «Страдание - великая вещь», - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе - Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.

Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь - преступление. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.

Ребят помогите составить анализ стихотворения "Туча" Лермонтова.Сами сделали,поставила тройку.Напишите пожалуйста по какому плану вы делаете

анализ.Просто хоть не анализ,но напишите план.Спасибо заранее.

"Преступление и наказание" 6 вопросов. Развернутые ответы. 1. Как вы понимаете название романа? Почему преступлению

посвящена одна часть, а наказанию – пять частей романа?
2. Перечислите все события первой части романа, которые подталкивают героя к преступлению. Выпишите из текста реплики внутреннего монолога Раскольникова, которые показывают глубокие противоречия между «головной» теорией и живым сердцем.
3. Для чего писатель-гуманист Ф.М. Достоевский так подробно описывает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы?
4. Как вы понимаете слова Сони в адрес Раскольникова: «От Бога вы отошли, и Бог вас поразил, дьяволу предал!»?
5. Объясните смысл фразы Раскольникова: «...вечная Сонечка, пока мир стоит!». В какой связи он это произносит?
6. Почему автор романа в сцене чтения Нового Завета обратился именно к притче о воскрешении Лазаря?