Способы обеспечения информации о деятельности судов. Организация доступа к информации о деятельности судов и основные требования при обеспечении доступа к этой информации. Правовые режимы доступа к информации

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 262-ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации

1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.


Я.Б. Жолобов, заместитель Председателя Совета судей Санкт-Петербурга, Председатель Пушкинского районного суда.

Проблемы, возникающие при выполнении требований Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» вступил в силу с 1 июля 2010 года.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов и с предоставлением этой информации редакциям средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Прежде всего, необходимо отметить, что данный закон является одним из элементов Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» , утверждённой Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 (в ред. Постановления Правительства РФ от10.09.2009 № 721). Цель данной программы заключается в формировании в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства, необходимой для:

Повышения качества взаимоотношений государства и общества путём расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;

Повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

Повышения эффективности систем информационно-аналитического обеспечения государственного управления, обеспечения оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти.

При описании характеристики проблем, на решение которых направлена программа отмечается, что используемые государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной базы, регламентирующей эти процессы, и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, её многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате такие информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Всё это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых населению.

В рамках реализации данной программы были разработаны и изданы ряд федеральных законов Российской Федерации:

- «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года №1-ФЗ, целью которого является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признаётся равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе;

- «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149 -ФЗ, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечение защиты информации;

Положение об организации и порядке сервисного обслуживания государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», утверждённой приказом Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. № 25 ;

Регламент размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети «Интернет», утверждённый приказом Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 20.04.2009 г. № 71 .

Исходя из изложенного, возможно сделать вывод о том, что появление Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» было не только как следствие необходимым и востребованным, но и уже основательно проработанным на законодательном и самое главное апробировано и на практическом уровне.

Прежде всего, следует отметить, что действие указанного закона не распространяется на:

Порядок осуществления конституционного, гражданского, административного, и уголовного судопроизводства, судопроизводства в арбитражном суде, порядок производства в квалификационных коллегиях судей;

Порядок исполнения судебных актов;

Отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.

В соответствии с требованиями ст. 6 указанного закона доступ к информации обеспечивается следующимспособами:

1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

3)размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;

5)ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

6)предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

В целом работа по указанному направлению в судах уже ведётся продолжительное время, о чём свидетельствует активное внедрение с 2006 года Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», представляющая собой территориально распределённую автоматизированную информационную систему, предназначенную для формирования единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. Кроме того, в большинстве судов созданы и заработали Интернет-сайты, с размещением соответствующей информации в рамках указанного закона, в том числе и с размещением решений суда (пусть и не в полном объёме, но по актуальным направлениям). Во многих судах разработаны положения о приёмных и организован ежедневный приём граждан.

Вместе с тем, именно проведённые мероприятия обнажили проблемные вопросы, в том числе и старого характера, которые не позволяют в полном объёме и достаточной эффективностью выполнять указанный закон.

Первая проблема, связана с тем, что большинство зданий районных судов не соответствуют нормам Свода правил по проектированию и строительству зданий районных (городских) судов СП 31-104-2000 .

Во многих судах острый недостаток не только в кабинетах, но и в залах судебных заседаний, в связи с чем, судьи вынуждены либо по очереди, либо в своих кабинетах проводить судебные заседания. Кроме того, большинство залов судебного заседания также несоответствуют по площади указанным нормам. Соответственно осложняется вопрос с доступом на судебное заседание (кроме сторон) других желающих граждан и представителей СМИ, как и невозможна установка какого-либо компьютерного и аудио записывающего оборудования, а также систем видеоконференцсвязи.Эта же проблема недостатка требуемых суду помещений, не позволяет в большинстве судов установку необходимых серверов, для которых в целях соблюдения технических условий и безопасности требуются отдельные помещения с особыми условиями вентиляции. По этим же причинам возникают проблемы с выделением отдельного помещения для организации работы в судах приёмных. Так в основном в судах для приёма граждан используют по старинке помещения общих отделов (канцелярий), но как показал опыт при таких условиях и ежедневном приеме от граждан исков и заявлений парализуется работа общего отдела по другим направлениям данного подразделения (например: по подготовке дел к кассационному рассмотрению, по исполнению решений, по подготовке и сдаче дел в архив, по приёму иной корреспонденции и её обработке и т.д.)

Вторая проблема, связана с кадрами, которая имеет несколько составляющих.

Во-первых, при высоких квалификационных требованиях (наличие высшего юридического образования, высоких требований по состоянию здоровья и к морально-нравственным качествам и т.д.) к работникам аппарата судакак к государственным служащим, значительно низкий уровень заработной платы, по сравнению с государственными служащими в органах законодательной и исполнительной власти, и отсутствию какой-либо социальной защищенностью (например: возмещение расходов на проезд к месту работы и к месту отпуска и обратно и т.д.) Указанные обстоятельства приводят при высокой нагрузке к быстрой и значительной текучести кадров, от чего соответственно страдает качество работы на указанном направлении (не успевают обучить одних работников как приходят другие).

Во-вторых, количество поступающих и рассматриваемых дел увеличивается с каждым годом в геометрической прогрессии, что нельзя сказать о численном составе работников аппарата суда. Следует отметить, что размер их нагрузки исходя из действующих в настоящее время нормнагрузки (утверждённых Постановлением Минтруда РФ, Минюста РФ от 27 июня 1996 г. №41б/06-74-125) возрос за последнее десятилетие в несколько раз от реально возможной. Исходя из изложенного, без разрешения вопроса об увеличении штатной численности работников аппарата суда, для работы с Интернет-сайтами судов, обработки статистических данных, дополнительных штатных единиц для работы в приёмных, взаимодействия со СМИ, для подготовки и редакции судебных решений перед опубликованием их на Интернет-сайтах судов, а также без ведения должности в каждом суде системного администратора с техническим уровнемобразования, для технического сопровождения, поддержания комплекса средств автоматизации, оперативного устранения неполадок КСА и т.д., невозможно качественно и эффективно выполнять работу по указанным в законе направлениям.

Третья проблема, связана с недостаточным оснащением судов компьютерной и копировальной техники, сканеров, отдельно выделенных для приёмных телефонных линий, факсов и т.д. Например,в Санкт-Петербурге оснащение компьютерной техникой составляет менее 80% от норм установленных приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.07.2009 № 127 «Временная норма №2 обеспечения компьютерной техникой судов общей юрисдикции Российской Федерации». Соответственно ряд сотрудников аппарата суда,не имея собственного оборудованного автоматизированного рабочего места (АРМ) и вынужденыработать, так называемым вахтовым методом на одном АРМ несколько человек, что не способствует оперативной и качественной работе. Аналогичная проблемасуществует и с копировальной техникой, сканерами, факсами,отдельновыделенными для приёмных телефонными линиями. При этом данное техническое оборудование необходимо не только для внутренней работы суда, но и для работы с гражданами, на что и направлены основные требования указанного выше закона.

Кроме того, следует отметить, что у каждой техники имеется свой ресурс. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1 (ред. от 24.02.2009) «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» срок эффективной эксплуатации компьютерной техники составляет три года. Следует отметить, что и технические требования к указанной техники должны быть высокими (соответствующая операционная система и достаточный объём оперативной памяти). Такой вывод вытекает из требований к проектной документации ГАС «Правосудие» к рабочим станциям и серверам и т.д. Так, на портале технической поддержки Государственной автоматизированной системы «Правосудие» в разделе описание системы и документация - общее описание системы и комплекса средств автоматизации ГАС «Правосудие», перечень общего и специального программного обеспечения в качестве рекомендованной операционной системы указана Windows XP, а в судах до настоящего времени имеется АРМ с операционной системойWindows 2000, на которых соответственно, ГАС «Правосудие» не может корректно работать. Перестановка же операционной системы с Windows 2000 на Windows XP не представляется возможным на ряд компьютеров из-за недостаточного объёма оперативной памяти. Соответственно данная компьютерная техника не может корректно работатьс ГАС «Правосудие». Также, в судах общей юрисдикции выявлена недостаточность рекомендованного для ГАС «Правосудие» лицензионного антивирусного программного обеспеченияDr.Web Enterprise Suite.

Четвертая проблема, связанас информационной безопасностью судебных автоматизированных систем. Следует отметить, что в первую очередь, данная проблема вытекает опять же из-за не полного обеспечениясудов техническими средствами, например серверами. В соответствии с требованиями приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.07.2009 № 127 «Временная норма №2 обеспечения компьютерной техникой судов общей юрисдикции Российской Федерации» для корректной и безопасной работы локальной сети на каждые 15 АРМ должен быть 1 сервер. Соответственно, в каждом суде общей юрисдикции г.Санкт-Петербурга должно быть от 2 до 8 серверов в зависимости от количества АРМ. Наличие же одного сервера, в случае его неисправности, может привести к потере всей информационной базы. Во вторую очередь, защита информационной базы локальной сети в настоящее время осуществляется тем, что компьютер, имеющий доступ к Интернету не подключён к локальной сети. Но такая вынужденная защита ограничивает возможность выгрузки судебных решений и аншлагов в автоматическом режиме на Интернет - сайтах судов, что приходится делать в настоящее время фактически вручную, и не позволяет судьям непосредственно использовать в своей работе ресурсы Интернета. С учётом большого объёма накопленной информации в судах возникает необходимость сохранения указанной информации в автоматическом или ином режиме на резервных источниках не только в суде, но, например, и в управлениях судебного департамента, в том числе и в целях освобождения оперативной памяти локальной сети.

Пятая проблема, связана с обучением, как работников аппарата суда, так и судей. При этом обучение должно носить комплексный и многоуровневый характер, поскольку требуется обучение прежде всего простому программному обеспечению, а также и специальному программному обеспечению ГАС «Правосудие», работе с Интернетом, в том числе и сайтом суда и отдельно для системных администраторов по техническому поддержанию сети, работоспособности АРМ, установке программного обеспечения и т.д. С учётом высокой нагрузки, бесперебойной работы суда и отсутствием в штате соответствующих специалистов такое обучение организовать на базе самих судов не предоставляется возможным. К сожалению, невозможно организовать пока такую работу и на базе Северо-западного филиала Российской Академии Правосудия, поскольку, несмотря на оборудованный компьютерный класс, с возможностью выхода и работы в Интернете, до настоящего времени не установлено ни простого программного обеспечения, ни специального программного обеспечения ГАС «Правосудие».

Шестая проблема, связана с сверхзагруженностью судей и работников аппарата суда.

Размер их нагрузки определён в настоящее время «Нормами нагрузки судей судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов», утверждённых Постановлением Минтруда РФ, Минюста РФ от 27 июня 1996 г. №41б/06-74-125. Иного законодательно-нормативного акта определяющего нагрузку в настоящее время не принято, не смотря на имеющийся проект по данному вопросу ивсе усилия Верховного Суда РФ и Совета судей РФ. При этом, что исходя из действующих нормативов, что исходя из нормативов нового проекта, нагрузка у судей и работников аппарата суда выше реально возможной в десять раз, то есть является запредельной. Отсюда, в условиях «судебного конвейера», несомненно, возникают вопросы по снижению качества изложения текстов судебных решений и сбоев в организации и проведения судебных заседаний.

Исходя из изложенного, возникает вопрос о необходимости снижении судебной нагрузки, который может разрешаться комплексно и системно по следующим различным направлениям:

Увеличение штатной численности судей и работников аппарата судов;

Осуществление специализации судов, создание административных и ювенальных судов или соответствующих коллегий, рассмотрение вопроса об учреждении судов по трудовым и патентным спорам в качестве самостоятельных подсистем российской судебной системы;

Разработка и внедрение упрощенных процедур рассмотрения некоторых категорий судебных дел;

Расширение внесудебных процедур разрешения конфликтов и споров (для мелких налоговых взысканий, отдельных имущественных обязательств и др.).

Анализируя изложенные проблемы, приходит понимание, что их разрешение должно носит комплексный и системный характер. Следует отметить, что судебное сообщество, управления судебных департаментов в субъектах, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, несмотря на указанные проблемы, сделали максимальную работу в настоящее время по выполнению указанного федерального закона, но разрешения комплекса этих проблем зависит и от законодательной и исполнительной власти. Только совместная, системная и плановая работа может привести к успеху в реализации как Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)»,в целом, так и концепции развития судебной системы в данном направлении в частности.

Информация о деятельности судов - сведения, подготовленные в пределах своих прав и обязанностей судами, Судебным Министерствами, службами Судебного Министерства, службами судейской комиссии.

К информации о деятельности судов относятся следующие сведения:

  • судебные решения и приговоры;
  • распоряжения, которые были изданы Судебным Министерством при Верховном Суде РФ;
  • решения служб судейской комиссии;
  • протоколы судебных заседаний;
  • судебная статистика;
  • письменные подтверждения или заключения экспертов.

Граждане Российской Федерации вправе ходатайствовать и получать любые сведения относительно функций трибуналов, доступ к которым не ограничен настоящим Федеральным законном.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 № 262-ФЗ был принят Госдумой 10 декабря 2008 года и одобрен участниками Совета Федерации 17 декабря. Настоящий законопроект был разработан, чтобы упорядочить, расширить и сделать более доступной для общества сведений о судебной системе в России. А также регламентирует современные тенденции развития общества - компьютерных технологий и сети Интернет. Сведения предоставляются с помощью официальных сайтов Судов, Судебных департаментов и службами судейского министерства.

Глава 1 (статьи 1-8). Основные положения закона. Регламентирует:

  • главные понятия;
  • область действия законопроекта;
  • нормативно-правовое регулирование взаимоотношений, направленных на гарантирование доступа к данным о функциях трибуналов;
  • основные правила обеспечения доступа;
  • конфиденциальные данные относительно деятельности судов;
  • порядок гарантирования доступа к соответствующим сведениям;
  • формы выдачи информации;
  • правомочия пользователей информации.

Глава 2 (ст 9-11). Учреждение доступа к сведениям о деятельности судов и главные нормы при обеспечении доступа к этим сведениям. Определяет:

  • учреждение доступа к данным относительно судов;
  • учреждение доступа к сведениям о деятельности судов, опубликованных в электронной сети «Интернет»;
  • главные нормы и требования при обеспечении доступа к сведениям о деятельности судов.

Глава 3 (ст 12-20). Выдача данных о деятельности судов. Устанавливает:

  • пребывание на судебные заседания;
  • публикацию сведений;
  • сведения о деятельности трибуналов, опубликованных в электронной сети «Интернет»;
  • особенности опубликования в сети «Интернет» текстов судейской документации;
  • размещение сведений о функциях судов в занимаемых трибуналах;
  • изучение информации, находящейся в архивных фондах;
  • запрос данных;
  • способы предоставления информации по запросу;
  • основа, исключающая возможность выдачи соответствующей информации.

Глава 4 (ст 21-23). Согласования судов, судебного министерства, служб судейского министерства, служб судебной комиссии с редакциями средств массовых данных. Определяет:

  • цели и формы согласования трибуналов;
  • официальные представители судебных организаций;
  • разрешение споров.

Глава 5 (ст 24-25). Охрана прав на доступ к сведениям о деятельности судов, надзор за обеспечением доступа к информации о деятельности трибуналов.

Глава 6 (статья 26). Итоговые положения. Вступление в законную силу Федерального закона № 262.

Последние изменения вносились 05 апреля 2016 года, которые вступили в правовую силу 1 января 20014 г. Нововведения, в основном, коснулись размещения сведений о деятельности судейских учреждений в сети Интернет.

Так же следует брать во внимание положения .

Последние изменения в ФЗ о доступе к информации о деятельности судов

Участники Государственной Думы, 05 апреля 2016, приняли закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности трибуналов в Российской Федерации», которые были одобрены Советом Федерации 14 апреля. Согласно новой редакции, в сети Интернет размещаются тексты судебной документации, включая тексты приговоров после их вступления в правовую силу. Все остальные документы, могут быть опубликованы только после их принятия.

Больше всех изменений претерпела статья 15. В соответствии с последней редакции 262 закона, из текстов судебной документации исключаются личные данные, вместо которых будут использоваться инициалы или псевдонимы. Это позволит идентифицировать членов судейской процедуры.

Не подлежат размещению следующие судебные документы:

  • затрагивающие безопасность Российской Федерации;
  • возникающих из семейно-законодательных взаимоотношений, включая дела об усыновлении (удочерении) несовершеннолетнего, а также других дел, касающиеся прав и законодательных интересов несовершеннолетних;
  • правонарушения относительно половой неприкасаемости и репродуктивной свободы человека;
  • об ограниченности дееспособности человека или о признании его недееспособным;
  • о вынужденной госпитализации физического лица в психиатрическую клинику;
  • о внесении изменений в запись актов гражданского состояния;
  • об определении фактов, имеющих юридическое значение;
  • разрешаемым в порядке статьи 126 Гражданского процессуального Кодекса РФ.

Скачать текст 262 ФЗ

Стоит отметить, что службы правления часто отказывают гражданину в передаче сведений, которые не касаются его прав. Однако данные действия не являются законными, так как в соответствии с ФЗ 262 об обеспечении доступа к информации о работе трибуналов в РФ, за гражданином закреплено право на получение соответствующих данных. Физическое или юридическое лицо не обязано аргументировать необходимость получения запрашиваемой информации. Данное право регламентирует Федеральный закон «Об информации, информационных методиках и об охране информации».

Область действия настоящего нормативного акта распространяется на все судейские организации, составляющие судейскую систему России. При отказе в предоставлении сведений, гражданин имеет право обратиться в вышестоящие инстанции.

Скачать Федеральный закон « Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 № 262-ФЗ в последней редакции .

<*> Статья рекомендована кафедрой международного и конституционного права (заведующий кафедрой - доктор юридических наук, профессор С.Н. Чернов).

Козырева Т.В., аспирант кафедры административно-правовых дисциплин юридического факультета Петрозаводского государственного университета.

Статья посвящена рассмотрению существующих способов обеспечения доступа к информации о деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации, закрепленных Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Также в статье определен круг пользователей информацией, формы предоставления информации в зависимости от вида и обозначены цели обеспечения доступа к информации о деятельности судов.

Ключевые слова: суды общей юрисдикции, информация о деятельности суда, запрос, судебное заседание, сеть Интернет, пользователь информацией.

Access to information on activities of the courts

The article is devoted to consideration of the existing means of ensuring access to information on activities of the courts of general jurisdiction in the Russian federation consolidated by Federal Law of December 22 2008 N 262-FL "On ensuring of access to information on activities of the courts in the Russian Federation". The article also determines the range of users of information, forms of provision of information depending on the type and stresses the purposes of ensuring of access to information on activities of the courts.

Key words: courts of general jurisdiction, information on activities of the court, request, judicial session, Internet, user of information.

К способам обеспечения доступа к информации о деятельности судов Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" относит (ст. 6): присутствие граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании при разбирательстве дела; обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации; размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; размещение информации о деятельности судов в помещениях, занимаемых судами, в т.ч. мировыми судьями, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества; ознакомление пользователей с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах; предоставление пользователям информации по запросу <1>.

<1> Федеральный закон от 22 дек. 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (ред. от 18.07.2011) // СПС "КонсультантПлюс".

Перечень способов обеспечения доступа к информации о деятельности судов является исчерпывающим <2>, в отличие от перечня способов предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, установленного Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", где закреплено (ст. 7), что доступ к информации может обеспечиваться перечисленными в законе способами и другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами <3>.

<2> Доступ к информации в Российской Федерации: Метод. пособ. / И.Ю. Павлов. и др. 2-е изд. СПб., 2011. С. 190.
<3> Федеральный закон от 9 февр. 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СПС "КонсультантПлюс".

Если рассматривать способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, их можно разделить на два вида: традиционные и новые. К традиционным относятся те способы, которые использовались до принятия настоящего Федерального закона; к самым распространенным можно отнести: предоставление информации сотрудниками суда по устному запросу граждан, представителей, их присутствие в судебном заседании; в свою очередь, к новым относятся только те способы, которые стали обязательными в использовании всеми судами и судебными участками на территории Российской Федерации с введением Закона. Однако это не говорит о том, что они не использовались ранее, - просто теперь закреплена обязательность их использования.

Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов
Традиционные Новые
Размещение информации о структуре
суда, расписании, справочной
информации в здании (помещениях)
суда
Размещение информации о
деятельности и структуре суда в
сети Интернет
Обнародование информации о
деятельности судов в средствах
массовой информации
Размещение информации в сети
Интернет о кадровом обеспечении, о
порядке и расписании приема
граждан в суде
Возможность личного участия либо
присутствия в открытом судебном
заседании, возможность фиксации
хода судебного заседания
Публикация текстов судебных актов
в сети Интернет, размещение
статистических данных о работе
суда
Предоставление информации по
письменному либо устному запросу

юридического лица,
государственного органа либо
Предоставление информации по
запросу в электронном виде
физического лица, представителя
юридического лица,
государственного органа либо
органа местного самоуправления

Итак, к традиционным способам можно отнести следующие формы предоставления доступа к информации: обеспечение граждан информацией в помещениях суда о его организационной структуре, о регламенте работы, о требованиях к поведению в судебном заседании, о требованиях к написанию и оформлению исковых заявлений, о размерах уплачиваемой государственной пошлины при обращении в суд, обеспечение информации о рассматриваемых делах, само по себе присутствие в открытых судебных заседаниях, право присутствующего в судебном заседании на фиксацию хода судебного разбирательства в порядке и формах, установленных действующим законодательством. Закрепление перечисленных прав в законе не является новеллой российского законодательства, поскольку ч. 7 ст. 10 ГПК РФ, ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ уже с их принятием закрепили право желающих присутствовать в открытом судебном заседании и право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. При этом законом не устанавливается обязанность уведомления председательствующего судьи об осуществлении записи либо получения разрешение на ее ведение, и настоящий Федеральный закон также не закрепляет таких обязанностей.

Обращение с запросом о предоставлении информации в письменной форме относится к традиционным способам обеспечения доступа к информации о деятельности суда; данный способ получил наибольшее распространение во взаимоотношениях суда с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также не новы и обращения граждан и юридических представителей с целью получения копий текстов судебных актов из архивов судов. Однако обращение с запросом, поступившим в суд с использованием сети Интернет, можно отнести к новелле, поскольку законодателем закреплены в ст. 18 требования к запросу информации о деятельности судов в письменной форме и электронном виде, а также к ответам на них. В настоящее время каждое заинтересованное лицо может либо познакомиться с архивным фондом суда на сайте, либо обратиться в суд письменно или устно и получить сведения из архива. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" позволяет физическим лицам, даже не имеющим доступа в Интернет, обратиться в суд для ознакомления с документами, которые разрешены законом для ознакомления.

Законодательной новеллой, а в настоящее время, с учетом уровня использования современных информационных технологий, уже и необходимостью, стала и получила закрепление обязанность судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет. Таким образом, к новым способам обеспечения доступа к информации о деятельности судов мы отнесли все то, что связано с размещением информации о самом суде; информации, связанной с рассмотрением дел в суде; текстов проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные органы государственной власти; данных судебной статистики; информации о кадровом обеспечении; о порядке и расписании приема граждан; текстов судебных актов, размещаемых в сети Интернет.

С принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" в Российской Федерации получило закрепление право физических лиц, юридических лиц, представителей государственных органов и органов местного самоуправления на доступ к информации о деятельности органов судебной системы с использованием сети Интернет, а реализация Закона законодателем возложена на суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества, которые должны обеспечить доступ к информации о деятельности судов установленными Федеральным законом способами.

В настоящее время на сайтах судов можно найти любую информацию, касающуюся деятельности суда: порядок работы суда, судебного участка, сведения о рассмотрении дел (информация о них есть и на стендах в судах), регламент суда, информацию о порядке предоставления информации о деятельности суда, тексты судебных актов, статистические данные о рассмотренных делах за определенные периоды работы, информацию о существующих вакансиях, объявлениях и назначениях и огромное количество справочной информации, что, конечно, как облегчает доступ к правосудию и пониманию установленных законодательством процедур физических лиц, которые могут воспользоваться справочной информацией, не обращаясь в суд либо не прибегая к профессиональной юридической помощи, например, для составления искового заявления, так и облегчает работу представителей юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, способных мгновенно получить информацию о деле, находящимся в производстве суда, ознакомиться с результатом рассмотрения дела, даже с текстом судебного решения. Как отмечалось в интервью с заместителем председателя Московского городского суда А. Дмитриевым на радио "Эхо Москвы", "публикация текстов судебных решений, тем более в полном объеме, дает возможность людям, которые интересуются или профессионально занимаются юридической практикой, знать судебную практику и использовать ее в своей работе" <4>.

<4> Обеспечение прав граждан на доступ к информации о деятельности судов: Интервью с А. Дмитриевым, заместителем председателя Московского городского суда // На что жалуемся: программа радиостанции "Эхо Москвы". 2010. 19 июля. URL: http://www.echo.msk.ru/programs/court/695953-echo.

В дальнейшем развитии начавшегося с принятием Федерального закона процесса обеспечения доступа к информации о деятельности судов для граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления представляется необходимым введение регистрации пользователей информации на специализированных судебных сайтах и использование электронных ресурсов не только с целью информирования граждан о расписании работы судов, ознакомления с текстами судебных актов, образцами обращений, исковых заявлений, жалоб и ходатайств, а также с целью достижения совместных результатов - как общих, которые перед собой ставит любой государственный орган, любое государственное учреждение: облегчить доступ пользователей к государственным услугам, например, введением предварительной записи на прием, так и специальных, определяющих специфику государственной услуги, которые перед собой ставит судебная система: достижение справедливости, отправление правосудия с использованием сети Интернет для информирования граждан о судебном разбирательстве, получение подтверждений об извещении, уведомления о необходимости предоставления сведений либо каких-либо документов пользователей к судебному разбирательству либо с целью принятия иска, заявления, запроса, информирование об изготовлении копий судебных актов и возможности их получения не только на бумажном носителе, но в электронном виде при желании пользователя.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют на новом уровне обеспечить закрепленный Конституцией РФ принцип публичности судебного разбирательства путем увеличения степени прозрачности, доступности и открытости правосудия. Это предполагает информатизацию судебной системы и создание условий для электронного правосудия .

Так, открытость и гласность судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности судов общей юрисдикции способствуют повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве, являются гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивают общественный контроль за функционированием судебной власти. Открытое судебное разбирательство является одним из средств поддержания доверия общества к суду .

Внедрение информационных технологий в судебную систему началось еще в 2001 г. Так, 16.11.2001 Советом судей РФ была одобрена и принята Концепция информационной политики судебной системы. Далее Правительством РФ принимались федеральные целевые программы развития судебной системы России на 2002-2006 гг.,

2007-2012 гг., а постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 была принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». К настоящему моменту создана материальная база судебной системы, имеются необходимые условия для работы судей, и государство начинает принимать меры к повышению эффективности, открытости, прозрачности правосудия. В этом и заключается основная задача новой программы. Для ее реализации с сентября 2006 г. в стране действует государственная автоматизированная система «Правосудие» (ГАС «Правосудие»), как отметил Ю.И. Сидоренко, эта информационно-технологическая система уникальна, она не имеет аналогов в мире .

Кроме того, с 01.07.2010 действует Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», в котором определены процесс организации доступа к информации о деятельности судов и основные требования по обеспечению доступа к данной информации. В целях достижения информационной открытости правосудия в указанном Законе:

  • - раскрыты сведения о судебной системе и судах, а также основные сведения о судьях, ответственных работниках аппарата судов;
  • - обеспечена доступность информации о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений в суде, включая информацию о времени и месте их рассмотрения, отложении и приостановлении;
  • - установлены гарантии доступности вынесенных судебных актов (приговоров, решений и т.д.) .

Итак, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также п. 1.3 Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте суда общей юрисдикции, утвержденного постановлением Президиума Совета судей РФ от 27.01.2011 № 253, под информацией о деятельности судов понимается информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство РФ, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, а также судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, тоже относятся к информации о деятельности судов.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Так, открытость и гласность судопроизводства, доступ к информации о деятельности судов должны способствовать реализации задач гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ, ст. 24.1 КоАП РФ, ст. 6 УПК РФ) и не должны приводить к какому-либо вмешательству в судебную деятельность, поскольку суды при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Закона о судебной системе, п. 5 ст. 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»).

Гласность судопроизводства обеспечивается возможностью присутствия в открытом судебном заседании лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) (ст. 123 Конституции РФ, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч. 1 ст. 10 ГПК РФ, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 241 УПК РФ, ст. 11 КАС РФ, ст. 12 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). Не допускается проведение открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия в них лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) (п. 4 постановления Пленума ВС РФ «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов»).

В свою очередь, проведение разбирательства дела в закрытом судебном заседании возможно только по основаниям, предусмотренным федеральным законом, как в отношении всего судебного разбирательства, так и в отношении соответствующей его части (ч. 2, 4 ст. 10 ГПК РФ, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 2, 3 ст. 241 УПК РФ, ч. 6-8 ст. 11 КАС РФ). Однако согласно разъяснению, данному в п. 5 указанного выше постановления Пленума ВС РФ, информация о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании должна быть общедоступной;

  • 2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления (п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»), т.е. информация должна соответствовать действительности и предоставляться в установленные законом сроки. Согласно п. 26 названного постановления Пленума ВС РФ судам необходимо учитывать характер запрашиваемой информации и ее значимость (актуальность) для пользователя в конкретный момент времени и принимать меры по оперативному предоставлению такой информации;
  • 3) одним из немаловажных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности судов является свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом (п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). По сути, этот принцип воссоздает содержание п. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которому каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;
  • 4) принцип соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации, а также соблюдения прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов, закрепленный в п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», состоит из трех составляющих. Согласно этому принципу должно быть гарантировано соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав организации (юридических лиц) и прав участников судебного процесса - процессуальных участников (ст. 41 АПК РФ, ст. 35 ГПК РФ, разд. II УПК РФ, гл. 25 КоАП РФ, ст. 45 КАС РФ).

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются наивысшей ценностью в правовом государстве, при этом они характеризуются Конституцией не только как неотчуждаемые и принадлежащие гражданину от рождения, но и такие блага, которые не подлежат ограничению даже в условиях введения чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). В п. 1 ст. 150 ГК РФ установлено, что жизнь и здоровье, достоинство во личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, имя гражданина, авторство являются нематериальными благами, которые подлежат защите.

Исходя из приведенных законодательных положений, право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, воспрепятствование разглашению сведений личного, интимного характера. Так, гласность судебного разбирательства в уголовном судопроизводстве может быть ограничена по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (ст. 241 УП К РФ).

Тем самым неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних иметь личные и семейные тайны, а также наличие правовых механизмов и гарантий защиты своей чести и достоинства от всех посягательств на указанные социальные блага. От уровня гарантированности сохранения тайны личной жизни граждан зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима.

5) пятым принципом обеспечения доступа к информации о деятельности судов является невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов. Указанный принцип корреспондирует со ст. 5 Закона о судебной системе: суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Объединяя в данной статье два основополагающих начала судебной власти (самостоятельность и независимость) в единое целое, законодатель раскрывает содержание конституционной концепции судебной власти . Предоставление информации при осуществлении правосудия не может нарушать порядок и процедуру осуществления судебной деятельности, основанной на вышеуказанных началах.

В ст. 11 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» установлены основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Так, основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности судов являются:

  • 1) достоверность предоставляемой информации о деятельности судов;
  • 2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности судов;
  • 3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности судов сведений, доступ к которым ограничен;
  • 4) создание организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности судов, а также создание государственных информационных систем;
  • 5) учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, при планировании бюджетного финансирования судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента.

Так, достоверность информации определяется соответствием ее действительности. Это требование подразумевает, что информация исходит от органа или лица, компетентного ее предоставлять, т.е. исходит из надежного источника, предоставлена в установленной форме, что она не противоречит и не исключает иной информации, относящейся к одному и тому же предмету, предоставленной иным лицам или этому же лицу, а обеспечение доступа к информации о деятельности судов невозможно без организационно-технических и иных условий.

Одним из способов обеспечения доступа к информации является предоставление пользователям информации по их запросу сведений о деятельности судов (п. 6 ст. 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»), Такая информация может быть предоставлена пользователям по запросу как в устной, так и в письменной форме, в том числе в виде электронного документа (ст. 1, 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). Причем к запросу, поступившему в суд по сети Интернет, т.е. к запросу в виде электронного документа, применяются общие требования к оформлению письменных запросов (ч. 7 ст. 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»).

Так, по устному запросу может быть предоставлена информация о деятельности суда, не требующая специальной проверки и поиска.

Например, по устному запросу может быть предоставлена информация о времени и месте судебного заседания, о результате рассмотрения дела, о передаче дела в отдел обеспечения судопроизводства. Суды не вправе отказать в предоставлении указанной информации по устному запросу представителям редакций средств массовой информации (журналистам).

Следует отметить, что рассмотрение судами общей юрисдикции обращений в электронной форме является одним из видов реализации ряда конституционных положений, а именно права на информацию (согласно ч. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом) и права каждого на доступ к документам и материалам органов государственной власти, непосредственно затрагивающим его права и свободы (ч. 2 ст. 24).

Во исполнение ст. 3 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предусматривающей осуществление правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, Судебным департаментом разработано Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, утвержденное постановлением Президиума Совета судей РФ от 21.06.2010 № 229. Данное Положение в соответствии с ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 10 указанного Закона определяет механизм оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения обращений (запросов) пользователей информацией, поступающих через официальный сайт суда, в том числе содержит требования, предъявляемые к обращению (запросу), поступившему по сети Интернет в суд, и к ответу на такой запрос, а также устанавливает порядок и сроки регистрации, рассмотрения обращений (запросов), их переадресации и тому подобное.

Кроме того, в рамках обеспечения реализации положений Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» Судебным департаментом при ВС России было издано ряд подзаконных нормативных правовых актов.

Так, приказом Судебного департамента при ВС РФ от 20.04.2009 № 71 был утвержден Регламент размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской

Федерации в сети Интернет. Указанный документ определял порядок создания (обновления), подготовки и размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, Судебного департамента и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ. Однако в связи с объединением ВС РФ и ВАС РФ указанный документ был признан утратившим силу на основании приказа Судебного департамента при ВС РФ от 02.11.2015 № 335 «Об утверждении Регламента размещения информации о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и органов судейского сообщества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и Регламента размещения информации о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

Новым регламентом определяется порядок создания (обновления), подготовки и размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей, органов судейского сообщества (п. 1.2).

Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 11.08.2010 № 173 утвержден Временный регламент размещения информации о деятельности мировых судей на официальных сайтах органов Судебного департамента в субъектах РФ. Этот документ определяет порядок взаимодействия управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению деятельности мировых судей в части размещения информации о деятельности мировых судей в случае, если мировой судья не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации».

Огромную роль играет создание государственных информационных систем. Центральное место в этом отведено Судебному департаменту при ВС РФ. Так, Департаментом создана уникальная ГАС «Правосудие», объединяющая в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции и систему Судебного департамента.

Кроме того, Судебным департаментом утверждена Концепция развития информатизации судов до 2020 года. Эта Концепция разработана на основе и в развитие Концепции развития информатизации судов общей юрисдикции на 2013-2010 годы, а также с учетом существенного характера изменений, обусловленных объединением ВС РФ и ВАС РФ, возложением полномочий по организационному обеспечению деятельности арбитражных судов на Судебный департамент при ВС РФ. В ней определены направления и этапы работ по формированию единого информационного пространства федеральных судов (включая ВС РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды), мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при ВС РФ, по созданию условий для реализации электронного правосудия в рамках развития ГАС «Правосудие».

Мероприятия Концепции развития информатизации судов до 2020 года осуществляются Судебным департаментом при ВС РФ совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие». Контроль за реализацией Концепции осуществляется комиссией Совета судей РФ по информатизации и автоматизации работы судов.

Кроме того, внедрение современных технологий в систему правосудия предусмотрено в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы».

Как указывается в документе, реализация мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» по созданию мобильного правосудия, электронного правосудия, внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.

Вместе с тем в рамках реализации рассматриваемой программы предусматривается выполнение комплекса мероприятий, в частности по направлению информатизации судебной системы, и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы.

Как считается, информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы по направлению, касающемуся прочих нужд, обеспечат повышение эффективности деятельности всей судебной системы РФ. Внедрение автоматизированных систем в деятельность органов судебной власти приведет к значительному сокращению нарушений процессуальных сроков рассмотрения дел и споров, сокращению количества незавершенных дел, обеспечит удобный и быстрый доступ к информации и повысит качество и эффективность работы аппаратов судов.

В рамках реализации мероприятий по информатизации судебной системы должны быть обеспечены:

  • - открытость и доступность для граждан информации о деятельности судов РФ;
  • - предоставление возможности гражданам использовать информационные технологии как при получении информации о деятельности судов РФ, так и на каждом этапе судебного процесса начиная с даты обращения в суд до окончания судебного процесса;
  • - снижение нагрузки на судей и работников аппаратов судов посредством оптимизации деятельности судебного делопроизводства и деятельности судов РФ по отправлению правосудия.

В частности, в целях развития информационно-коммуникационных технологий в ВС РФ и судах общей юрисдикции в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» предполагается осуществление следующих мероприятий:

  • - создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства ВС РФ и федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при ВС РФ, а также обеспечение высокого уровня ее доступности, эффективности взаимодействия с гражданами и организациями за счет развития и внедрения программно-технических решений ГАС «Правосудие» в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при ВС РФ;
  • - создание комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведение работ по переводу судебных архивов в электронный вид;
  • - создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела;
  • - создание технических условий для обеспечения взаимодействия судов общей юрисдикции с информационными системами Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и других ведомств в электронном виде;
  • - оснащение судов и системы Судебного департамента при ВС РФ программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи;
  • - оснащение федеральных судов общей юрисдикции комплектами оборудования для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения;
  • - повышение качества работы судов (быстрое и качественное разрешение судебных дел), повышение уровня открытости, доступности и прозрачности деятельности судов, судебных органов и органов судейского сообщества на основе информационнокоммуникационных технологий за счет применения систем видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, программнотехнических средств оцифровки документов и оборудования видеоконференцсвязи.

Одним из немаловажных вопросов, требующих разрешения в контексте обеспечения гарантий доступности правосудия, является унификация способов реализации права на обращение в суд. Помимо решения финансовых и материально-технических проблем, это потребует внесения дополнений в процессуальные законы норм, легализирующих электронную форму подачи процессуальных документов и предоставления суду письменных доказательств 1 .

Для решения этой задачи был подготовлен проект федерального закона № 686611 -6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» , который впоследствии был принят . Так, ныне действующий Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» регулирует применение электронного документа в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, а также обеспечение возможности использования электронных документов в качестве доказательств в суде. Согласно ст. 12 указанный Закон вступает в силу с 01.01.2017, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Таким образом, с 01.01.2017 любые процессуальные документы (иски, ходатайства, заявления и письменные доказательства) можно будет направлять в суд в электронном виде. Необходимо будет заполнить специальную форму на официальном сайте нужного суда и заверить ее электронной подписью. Однако приоритетной формой судебного решения, передаваемого гражданам, останется бумажный документ, а выдать электронное решение суд сможет лишь с согласия заявителя.

Следует отметить, что после вступления в силу данного Федерального закона Судебным департаментом планируется подготовка ведомственного нормативного акта, регулирующего порядок применения электронной подписи в судах общей юрисдикции, в том числе в части подачи документов в электронном виде .

Одним из последних новелл в организации доступа правосудия является СМС-извещение участников судебного процесса. Так, в соответствии с Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и с учетом положений постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 № 3 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» приказом Судебного департамента от 25.12.2013 № 257 был утвержден Регламент организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений.

Согласно этому Регламенту извещение участников судопроизводства о дате, времени и месте рассмотрения дела судами или совершении отдельных процессуальных действий осуществляется посредством отправки им СМС-сообщений с использованием программы ГАС «Правосудие». Использование СМС-извещений участников судебного делопроизводства существенно оптимизирует работу судов, способствует ускорению осуществления правосудия и оперативности передачи информации 1 .

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что 10 лет назад началось внедрение ГАС «Правосудие» в деятельность органов судебной власти. Была проведена масштабная работа по информатизации системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества. В свою очередь, судебная реформа, объединившая структуры федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, оказала огромное влияние на дальнейшие планы развития ГАС «Правосудие». В связи с этим в настоящее время началась работа над техническим проектом модернизации и дальнейшего развития ГАС «Правосудие», реализация которых начнется с 2017 года См.: Интервью с председателем Совета судей Российской Федерации Ю.И. Сидоренко//Законодательство. 2007. № 1. URL: http://www.ssrf.ru/page/10146/detail/(дата обращения: 23.05.2016). См.: Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%2970penAgent&RN=686611-6&02 (дата обращения 23.05.2016).