Справочник для подготовки к егэ. Русский язык

Русский язык. Линия УМК под ред. Шмелёва А.Д. (ВЕНТАНА-ГРАФ)

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (10-11) (углуб.)

Методическая помощь учителю русского языка

В помощь учителям русского языка – подборка методических материалов по предмету

Вебинары, рабочие программы для скачивания, материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ - вся методическая помощь для педагогов русского языка собрана в одном месте специально для того, чтобы планирование работы в классе стало еще более продуктивным.

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник, состоящий из теоретической и практической части, углубляет знания учащихся о языке как многофункциональной развивающейся системе, обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Купить

Сервисы LECTA

Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, которые можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеобъекты.
  • В ходе вебинара показываются приёмы, методы и технологии, которые помогут учителю качественно подготовить учеников к ЕГЭ.

    6. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Разбор заданий:

    7. Подготовка к ОГЭ по русскому языку:

    8.

    О том, как предупредить распространенные ошибки учащихся при подготовке к экзамену рассказала наш постоянный спикер, учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова.

    Для вас мы подготовили анализ заданий ФИПИ, которые были на досрочном ЕГЭ по русскому языку.

    Главный методист по русскому языку и литературе Корпорации «Российский учебник» Ольга Вячеславовна Донскова раскрывает некоторые секреты подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

    11. И тоговое собеседование:

    12 . ОГЭ по русскому языку:

    • Что должно быть в современном УМК по русскому языку, чтобы он реально отвечал требованиям ФГОС, являлся надежным помощником учителю на уроке, помогал ученику без дополнительной нагрузки подготовить домашнее задание и глубоко проработать изучаемый материал. Выделим пять главных компонентов такого учебника.

      На вебинаре рассматриваются следующие вопросы: 1. Как на каждом уроке найти время для изучения стилистики?; 2. Как убедить школьников в необходимости знаний различных стилей речи?; 3. Как ИКТ могут помочь в изучении стилей речи?

      Рассматриваем основные позиции изучения публицистического стиля на уроке.

      7.

      В ходе вебинара рассматриваются принципы формирования навыков работы с контрольно-измерительными материалами по ВПР: что надо знать учителю, а что - ученику.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Справочная информация ко всем заданиям: 1 — 26. Если чего-то не знаешь, не помнишь, не понимаешь, тебе сюда. Просто, доступно, много примеров.
Автор «Справочника»: Кутырева Н. А.

  • Демонстрационный вариант КИМов ЕГЭ по русскому языку 2015

    Демоверсия по русскому языку 2015 в интерактивном виде.
    А демонстрационный вариант 2016 года в интерактивном виде с ответами и комментариями

  • Задание 1. Информационная обработка письменных текстов

    Что такое главная информация? Как ее найти?

  • Задание 2. Средства связи предложений в тексте

    Как восстановить пропущенный компонент текста?

  • Задание 3. Лексическое значение слова

    Многозначные слова. Как определить значение такого слова в контексте?

  • Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)

    Орфоэпический словник. Ошибкоопасные слова и формы слов.

  • Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с лексическим значением и требован

    Что такое паронимы? Что в них трудного? Список слов 2015 года. А интерактивный словарик

  • Задание 6. Морфологические нормы (образование форм слова)

    Много помидор? Ихний заказ? Помахай? Нет, нет и нет! ЕГЭ борется с низкой культурой речи. Узнай, какие формы относятся к ошибкоопасным и проверь себя

  • Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

    Как мы строим фразы, всегда ли соблюдаем синтаксические нормы? Узнай, какие ошибки допускаются чаще всего. Важно и для ЕГЭ, и для жизни

  • Задание 8. Правописание корней

    Логика задания 8. В центре внимания правила правописания корней, которые вы изучали в 1 — 6 классах

  • Задание 9. Правописание приставок

    Как пишутся русские приставки? Применяй правила, изученные в 1 — 5 классах

  • Задание 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме суффиксов с Н и НН)

    Большинство суффиксов вы изучали в 5 — 6 классах. Повторяем «нужные» правила

  • Задание 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

    Как не запутаться? Предлагаем пошаговую тактику

  • Задание 12. Правописание НЕ и НИ

    Традиционно ошибкоопасная тема, требующая повышенного внимания

  • Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

    Ошибкоопасные слова. Главное — различать омонимы

  • Задание 14. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

    Самая ошибкоопасная тема в школьном курсе русского языка

  • Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.

    Логика задания 15. В каких предложениях нужна лишь одна запятая?

  • Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

    Обособлять или нет? Какими бывают обособления?

  • Задание 17. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

    Вводные слова и сочетания. Случаи омонимии. Какие слова часто путают с вводными словами?

  • Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

    Разновидности сложноподчинённого предложения с точки зрения пунктуации. Ошибкоопасные случаи

  • Задание 19. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

    Ставить ли запятую, если сочинительный и подчинительный союзы либо два подчинительных союза стоят в предложении рядом?

Язык - это не только средство общения. Он связывает в единое целое людей, живущих на определенной территории, и превращает население в монолитную нацию. Без хорошего владения русским языком невозможно считать себя культурным и образованным человеком. А школьникам эти знания нужны еще и для того, чтобы успешно сдать выпускные и вступительные экзамены.

В данном разделе предлагается большое количество дополнительной литературы для всех, кто хотел бы повысить уровень своих знаний по этому предмету. Для тех, кто желает, наряду с подготовкой к тестированию, заняться углубленным изучением темы, можно предложить «Самый полный курс русского языка» Н.В. Адамчика. Материал полностью соответствует школьной программе, охватывает все разделы и подается в простой и доступной форме.

Если кому-то больше нравится не чтение текстов, а рассматривание изображений, то его наверняка заинтересует книга Соловьева Н.Н. «Весь русский язык в таблицах. От фонетики до синтаксиса». Она также охватывает все темы школьного курса, но предоставляет сведения по языку в более упорядоченной форме. Это способствует лучшему восприятию материала не только по отдельным разделам, но и в общем, в качестве единой системы. Таблицы также могут быть полезны преподавателям школ и студентам педагогических ВУЗов.

Говоря о дополнительной литературе, нельзя обойти вниманием справочники. Это, прежде всего, работы Д.Э. Розенталя. Кроме того, для студентов, которые изучают русский язык как иностранный, есть «Справочник по русской грамматике» Шелякина М.А. От прочих подобных изданий он отличается двумя особенностями. Прежде всего, в нем уделено большое внимание трудным случаям русского языка, в которых сложно разобраться иностранцам. Кроме того, описание грамматической системы сделано по функциональному принципу.

Для закрепления знаний можно использовать «Сборник упражнений по русскому языку» Д.Э. Розенталя. Помимо заданий разного уровня сложности, в нем есть теоретический материал, который играет роль справочного раздела для лучшего выполнения упражнений. В заключение дан сборник диктантов по всему курсу. Пособие очень удобно в использовании, т.к. большинство заданий можно выполнять устно, либо с карандашом, без необходимости переписывать тексты в тетрадь. Это позволяет использовать его не только в классе или дома, но также в любых условиях - например, по пути в учебное заведение.

Еще одна занимательная «книга» - «Электронный тренажер по русскому языку», созданный группой авторов. Это компьютерная программа, сделанная на основе требований школьного курса. При выполнении заданий можно выбрать один из двух уровней сложности. Если у школьника не получается сразу сделать упражнение, то он может взять подсказку. А в заключение - проверить правильность своих ответов. Тренажер можно использовать, как для индивидуального обучения, так и в классе, с целью проверки уровня подготовки группы учащихся. Необычная форма обучения является дополнительным стимулом для качественного усвоения правил русского языка.

Дополнительный материал по русскому языку 1 класс.

Работа № 1

    Прочитай текст. Выпиши четвертое предложение и напиши, сколько в нем слов.

Наступила зима. Пушистым ковром лёг снег на поля и реки. Всё бело кругом. Спит река подо льдом. Кругом тишина.

    Раздели текст на предложения и запиши их.

На углу улицы новый магазин там продают книги в магазине чистота продавцы встречают первых покупателей.

    Из слов составь предложение и запиши его.

В, цветут, лесу, ландыши, душистые.

Работа № 2

    Из перепутанных слов разных предложений восстанови и запиши два предложения.

Стояла, малыши, морозная, надели, погода, валенки.

    Составь и запиши одно – два предложение о снеге.

    Прочитай. Выпиши только предложения.

Богатый урожай созрел в саду. Созрел богатый. Поспело много земляники. Много поспело .

Работа № 3

    Составь и запиши 3 предложения на тему «Летние забавы детей»

    Выпиши из предложения только односложные слова.

Кот Тимофей пил молоко.

    Спиши предложение. Напиши, сколько в нем слов.

Щенок Тузик бегает за курами.

Работа № 4

    Запиши 4 слова, в которых букв больше, чем звуков.

    Спиши слова. Замени одну букву и запиши новые слова.

коза –

палка –

дом –

печка –

    Отгадай загадку и выпиши слова со слогом ки.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Работа № 5

    Отгадай загадку и выпиши слова, где звуков меньше, чем букв.

Отгадай загадку, кто мы.

В ясный день сидим мы дома.

Дождь идет – у нас работа:

Топать-шлепать по болотам.

    Первые звуки замени парными звонкими. Запиши новые слова.

Кол, кости, шар, Сима, почка, точка, пил.

    Спиши слова, разделяя их черточками на слоги.

Шары, фонарь, воробей, радуга, ракушка.

Работа № 6

    Выпиши слова, которые нельзя разделить на слоги.

Рысь, собака, борщ, рыба, торт, зима, дом.

    Спиши слова, раздели их на слоги. Укажи количество слогов.

Погода, машинист, зайчишка, дожди, ненастный, февраль.

    Придумай и запиши слова, состоящие из одного, двух и трех слогов.

Работа № 7

    Спиши слова, разделяя их на слоги.

Павлин, пальто, горох, картофель, огурец, пароход.

    Спиши предложение, подчеркни буквы, обозначающие гласный звук.

Из тёплых стран летели домой перелётные птицы.

    Подбери и запиши 5 слов, которые оканчиваются на гласный звук а.

Работа № 8

    Спиши предложение, подчеркни слова, которые нельзя перенести.

Крик и смех в саду у нас –

Вот и кончен тихий час!

    Спиши, подчеркни буквы, обозначающие согласный звук.

Во дворе стоит машина,

Рядом с ней стоит шофёр.

Говорит он:

Эй, машина,

Есть серьёзный разговор.

    Напиши слова во множественном числе и раздели их для переноса.

Куст, день, мост, двор.

Работа № 9

    Спиши слова, поставь ударение, раздели на слоги.

Коты, астра, куст, заяц, луга, зима.

    Запиши слова, которые начинаются с согласного звука.

Качели, астра, ручка, телефон, утка, хлеб, икра, бумага, карандаш.

    Выпиши из стихотворения слова, в которых согласных больше, чем гласных.

Свинцовая туча

Вздымалась, как слон,

И солнце от нас заслонила. (В. Лифшиц)

Работа № 10

    Прочитай слова. Выпиши только те, в которых ударение падает на первый слог.

Книга, цветы, окна, гнездо, курица.

    Спиши слова, подчеркни буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.

Утро, кот, ворона, зима, слон, карамель.

    Выпиши слова, которые нельзя переносить.

Жилье, июль, якорь, порт, маяк, идти, ружьё, хлеба, вьёт.

Работа № 11

    Спиши, подчеркни в словах буквы, обозначающие мягкий согласный звук.

От удивленья охнул кок

И почесал затылок.

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок.

    Спиши слова, поставь ударение.

Молоток, ворота, тарелка, конфеты, сумка, доска, чашка.

    Напиши 3 слова, в которых ударение падает на второй слог.

Работа № 12

    Спиши предложение, поставь над словами знак ударения.

В лесу зеленеет молодая травка.

    Выпиши из текста отчества.

Меня зовут Марина. Папу зовут Олег Иванович. Когда я стану большой, меня будут звать Мариной Олеговной.

    Выпиши из текста С. Михалкова имена мальчиков.

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал.

Николай ногой качал.

Работа № 13

    Спиши, подчеркни имена и фамилии людей.

Марина Галкина читает книгу. Анна Краснова пишет. А Даша Маркелова рисует карандашами.

    Составь и запиши предложения из каждой строчки.

есть, тёти, Любы, у, корова

дядя, гонит, Коля, домой быка

    Запиши 5 кличек животных.

Работа № 14

    Закончи и запиши предложения.

Я живу в городе ____________________.

В нашем городе течёт река ______________ .

Мой дом стоит на улице _______________ .

    Какие названия рек спрятались в словах? Напиши названия этих рек.

Елена, дробь, иволга.

    Спиши названия инструментов в алфавитном порядке.

Молоток, клещи, лопата, ножницы, грабли, топор, рубанок.

Работа № 15

    Спиши. Допиши гласную

д…м, п…ть, п…л, м…л, с…н.

    Спиши. Допиши согласную букву, чтобы получилось слово:

Лу…, ра…, ро…, со…, ды…

    Спиши. Расставь ударение в словах.

Школа, лампа, песня, дело, каталог, лопата.

Работа № 16

мель, пальто, друзья, радость, море, веселье, шмель

пение, самолёт, яблоко, терпение, дочь, енот, тополь.

    Спиши. Вставь в предложения нужные по смыслу слова.

На грядке растут укроп и ………… .

По дорожке пробежал …………… .

Поставь в словах ударение.

Работа № 17

    Спиши. Подчеркни гласные буквы в словах.

Акация, улыбка, магазин, иней, сковорода, страна.

    Спиши. Подчеркни согласные буквы в словах.

Июнь, листья, машина, рюкзак, касса, чайник.

    Спиши. Расставь ударение в словах.

Загадка, волшебник, досуг, портфель, щавель, свёкла.

Работа № 18

    В каких словах букв больше, чем звуков? Выпиши их.

Пень, деревья, ночь, метель, коньки, семья, варенье.

    В каких словах букв меньше, чем звуков? Выпиши их.

Ястреб, поезд, гостья, умение, печь, ель, тюлень.

    Подчеркни слова, в которых второй слог ударный:

Магазин, грусть, город, овраг, салат, сахар, помидор.

Напиши два слова, в которых ударение падает на второй слог.

Работа № 19

    твердые согласные звуки.

Стол, стулья, тарелка, цветы, ромашка, календарь

    Спиши. Подчеркни согласные буквы, обозначающие мягкие согласны звук и.

День, месяц, чашка, шило, альбом, мальчик.

    Спиши. Вставь в слова пропущенные буквы.

Ул…ца, п…нал, Ро…ия, к…ртина, д…журный, кв…драт, М…сква.

Работа № 20

    Запиши слова в алфавитном порядке:

Шапка, море, кисель, волна, яхта, сосна.

    В каком слове все согласные звуки звонкие? Выпиши их.

ракета, флаг, война, победа

Напиши ещё два слова, в которых все согласные звуки звонкие.

Работа № 21

    В каком слове все согласные звуки глухие? Выпиши их.

стекло, слово, радуга, туча

Напиши два слова, в которых все согласные звуки глухие.

    Спиши предложение. Проверь. Поставь в словах ударение.

Ученик взял тетрадь и карандаш.

    Вставь в слова пропущенные буквы. Составь предложение с одним из слов, запиши.

М…дведь, пл…ток, к…р…ндаш, л…мон, М…сква, ябл…к…

Работа № 22

    Выпиши слова, в которых звуков меньше, чем букв:

Кони, зверь, тень, конь, ель, дверь.

Пуш…нка, верш…на, ж…знь, ш…ло, выш…вка, наж…вка.

Работа № 23

1. Прочитай текст. Раздели его на предложения. Запиши их.

Я иду по лесу вдруг слышу стук дятла его называют санитаром леса дятел лечит деревья от вредителей.

Сколько предложений в тексте? _____

Подчеркни второе предложение.

2. Напиши слова по образцу:

светло – светлый

весело - _____________________

хорошо - ____________________

быстро - _____________________

вежливо - ____________________

прилежно - ___________________

Обозначь в словах ударение. Подчеркни слоги с буквой й.

Работа № 24

1. Раздели слова на слоги. Какие слова нельзя переносить? Выпиши их..

ребята, львята, подарки, конь, Оля, журавль, аист, льдина

2. Выпиши слова, которые состоят из двух слогов:

Акация, звезда, радио, чайник, танец, арбуз, поляна, метро, яма.

    Спиши. Вставь пропущенные буквы, напиши два слова на это правило:

Ч…до, ч…лок, щ…ка, ч...чело, щ…пальце, ч…гун, утащ…,

Работа № 25

1. Спиши . Вставь пропущенные буквы, напиши два слова на это правило:

Ч…йник, щ…вель, туч…, рощ…, ч…йка, прощ…ние, печ…ть

2. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В лесу журч…л ручей. Птички ищ…т пищ…. Лось идёт в ч…щ… леса. Дятел стуч…л по дереву. Уж… ползут в камыш….

Работа № 26

1. Спиши . Подчеркни буквы, написание которых надо проверить:

Дожди, трава, поля, дождь, гнездо, шарф, грибы, снег, флаг, снега, стрижи, гриб, гора, дрозд, ёж

2. Спиши. Вставь пропущенные слова:

На льду реки звенят ___________.

Зарылся в снег _______________.

Идёт закончить год и старый _____________________.

Слова для справок: декабрь, коньки, глухарь, календарь.

Работа № 27

1. Прочитай:

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Выпиши слова с мягким знаком, разделяя их чёрточками для переноса.

2. Спиши, вставляя, где надо, мягкий знак:

Девоч?ка, пис?мо, васил?ки, точ?ка, бол?шой, бол?ница, туч?ка

    Вставь пропущенные буквы:

М…дведь, за…ц, л…сица, уч…ник, д…журный, т…традь, учит…ль, портфел…, п…нал

Работа № 28

1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош… зимой ден…ки! Снеж…нки, как пуш…нки, падают на землю. Я беру к…р…ндаш и рисую пуш…стый снег.

2. Спиши предложение, подчеркни мягкие согласные:

Бурый медведь быстрый, ловкий и очень сильный зверь.

Работа № 29

1. Прочитай слова. Составь из них предложение, запиши:

В, ель, л…су, стояла, высокая.

2. Спиши. Вставь пропущенные буквы и раздели слова чёрточками на слоги:

Звер…ки, бол…ница, мал…чик, пал…то, огон…ки, окун…ки, рел…сы, васил…ки, жил…цы, школ…ники.

Работа № 30

1. Спиши, обозначь в словах ударение .

М…сква – главный город нашей страны.

2. Из слов составь предложение, запиши. Подчеркни слова предметы (главные и не главные), слова признаки, слова действия.

Девочку, душистой, бабушка, земляникой, угостила.

    Подумай, какую букву в слова надо вставить. Напиши.

Гр(о,а)за, н(о,а)ра, в(о,а)лна, з(е,и)мля, л(е,и)цо, тр(а,о)ва.