Ст 285 ук рф с комментариями. Злоупотребление должностными полномочиями. Категории злоупотребления должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые , федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Злоупотребление должностными полномочиями отражает статья 285 современного УК РФ. Актуальность данной нормы весьма велика, так как преступные посягательства, связанные с должностной сферой, совершаются достаточно часто. Административный закон не содержит в себе положений, затрагивающих рассматриваемое правонарушение.


Злоупотребление должностными полномочиями ст. 285 УК РФ определяется законодателем как совершение лицом, занимающим определённую должность, действий с мотивом корыстного характера либо прочей заинтересованностью.

Результатом становится:

  • нарушаются правомочия граждан, учреждений и прочих лиц;
  • преступность затрагивает интересы указанных субъектов.

Последняя редакция кодекса буде предусматривать, что данная разновидность нарушения квалифицируется по статье 285 УК РФ как злоупотребление должностными полномочиями.

Должностные преступления по УК РФ содержатся в одной главе. Действующий уголовный закон понимает должностные полномочия как правомочия и ответственность, возложенная на человека в связи с занятием той или иной должности.

Злоупотреблять могут лица, которые занимают должности в:

  1. Учреждениях, основанных на началах самоуправления.
  2. Органах, действующих от имени государства.
  3. Ведомствах, обладающих муниципальным характером.
  4. Воинские подразделения. Они действуют в вооружённых силах страны.

На практике могут возникнуть ситуации, когда к служащим, ведущих деятельность на государственной основе, которые не относятся к группе должностных лиц, применяются положения рассматриваемой нормы.

Новый закон указывает на то, что в качестве объекта посягательства выступают органы, действующие на государственных и муниципальных началах, учреждения муниципалитета, подразделения воинского характера. Необоснованным будет признание в качестве объекта кооперативов, товариществ и прочих организаций. Пленум предусматривает, что перечисленные учреждения не должны относиться к федеральным либо муниципальным формам собственности.

Отличия от превышения

Превышение должностных полномочий ст. 285 УК РФ не предусматривается, о нём пойдёт речь в статье 286 УК. Консультанты в сфере юриспруденции указывают на то, что превышение и злоупотребление относятся к посягательствам, совершаемым должностными лицами. Следует иметь в виду, что данные разновидности преступлений могут совершаться также представителями власти и служащими гражданских органов. Компетенция в данном случае разниться у субъектов.

Наказываться рассматриваемое посягательство будет согласно обстоятельствам совершения противоправного посягательства. Уголовное законодательство даёт возможность легко найти отличия превышений от злоупотреблений.

Состоят они в том, что:

  • в статье 285 УК речь идёт о злоупотреблениях, то есть когда должностное лицо использует свои полномочия, которыми он наделён;
  • совершается указанное правонарушение при наличии корыстной или прочей заинтересованности, носящей личный характер;
  • последствием становится нарушение правомочий либо интересов, закреплённых в законе;
  • если говорить относительно превышения – полномочия неправомерным образом используются виновным, так как не отнесены к его компетенции.

Пояснения, содержащиеся в Пленуме, указывают на то, что примерами превышения рассматриваемых правомочий выступают действия, которые могут реализовываться при наличии тех или иных обстоятельств, носящих определённый характер. Данная мера отражается в законодательных актах. К примеру, незаконно применять к лицу, не достигшему совершеннолетия оружия, если совершаемые им действия не угрожают общественности.

В указанный перечень также отнесены действия, которые включаются в полномочия другого человека. Регламентировать этот момент будет должностными инструкциями служащих. Администрация бюджетных и иных организаций устанавливает компетенцию всех сотрудников. Разъяснение также указывает на то, что последним признаком совершаемого превышения выступают действий, которые не вправе совершать кто-либо.

Неосновательным будет и совершение действия одним человеком, если в правоприменительных актах отражается их коллегиальный характер. Такой силой в республиках и прочих регионах обладают должностные документы лиц. Халатность и нецелевое расходование финансов, мошенничество регулируется иными положениями уголовного законодательства.

Правые акты предусматривают исправительные меры для лиц, совершивших рассматриваемые посягательства.

Устанавливаются такие наказания:

  1. Штрафные санкции. Размер варьируется до 80 тысяч рублей. Также зависеть сумма может от дохода виновного лица. Законодатель в этом случае ограничивает период – доход учитывается по полгода.
  2. Виновного могут лишить права заниматься деятельность или состоять в должности. Срок прописан в законе – 5 лет.
  3. Работы, имеющие принудительный характер. Закреплён период 4 года.
  4. Должностное лицо могут арестовать на полгода.
  5. Виновный лишается свободы на 4 года.

Изменение указанных мер наступает в том случае, когда лицо занимает должность в органе государственной или региональной власти. Также в данную компанию относятся чиновники органов самоуправления. Перечисленные лица отвечают по закону в пределах штрафных санкций. Их размер указывается законодателем как варьирующийся от 100 до 300 тысяч рублей. Применимы и принудительные работы, которые устанавливаются на пять лет. Дополнительной мерой воздействия будет ограничение совершения определённых действий или занятия должностей. Срок прописан, равный трём годам. Виновное лицо могут лишить свободы на семь лет, при этом к нему также применимо отражённое выше дополнительное взыскание.

Срок давности рассматриваемых правонарушений закрепляется уголовным законом. Вооружённые нападения должностных лиц подлежит оценке по иным статьям кодекса. Также в журнале можно найти ответственность, которая устанавливается за совершение указанных выше действий, при условии, что в результате действий служащего наступили последствия, носящие тяжкий характер. Ответственность в таком случае предусматривается в виде лишения свободы виновного на срок 10 лет. Дополнительной мерой выступает ограничение правомочий человека относительно занятия определённой должности или деятельностью. Такую обязанность человек должен соблюдать на протяжении трёхлетнего периода.

Стоит отметить, что в понятие тяжкие последствия закладывается то, что от преступления наступил материальный ущерб, который можно посчитать в финансовом проявлении. Кроме того, органам следствия потребуется установить наличие крупного размера относительно рассматриваемого последствия. Судебными органами учитывается и иной вред, который можно охарактеризовать как существенный.

Законодатель указывает на то, что человек, который занимает определённого рода должность и совершает рассматриваемое посягательство, может в исключительных случаях избегать ответственности. К таковым относятся ситуации, когда виновный действовал под воздействием принудительного распоряжения вышестоящего начальства либо руководствовался обоснованным риском.

Если у виновного не было при совершении рассматриваемых действий мотивов, которые можно охарактеризовать, как корыстные или иные личные – содеянное им не может быть оценено по статье 285 УК и рассматривается как проступок, носящий дисциплинарный характер. В этой ситуации в качестве обязательного условия выступает наличие незначительного несоблюдения правомочий людей и учреждений. Данные интересы в полной мере должны охраняться законодателем.

Помощь

В рассматриваемой ситуации, можно сказать, что при отсутствии у виновного лица мотива, который характеризуется как корыстный или иной личной заинтересованности – содеянное оценивается как проступок, носящий дисциплинарное значение. Наказывать его будут не так строго, как это предусмотрено уголовным законодательством. Однако стоит иметь в виду, что в качестве обязательного условия выступает нарушение интересов и правомочий граждан. Данные права охраняются на законодательном уровне, нарушаются они в незначительной степени.

Учитывать требуется, что действующее в нашей стране законодательство имеет множество граней. По этой причине допускается неверная трактовка той или иной нормы. В частности, когда имеет место небольшое превышение полномочиями, которыми наделено лицо, при неверной трактовке становится полноценным составов злоупотребления.

Своевременное обращение к специалисту в сфере юриспруденции даёт человеку:

  • точно разобраться с теми нарушениями, которые имеют место быть в его случае;
  • степень исправительного воздействия, применяемая к нарушителю.

Кроме того, виновный получает возможность получить по результатам рассмотрения дела в судебном органе минимальной меры наказания. Адвокаты, хорошо разбирающиеся в данном вопросе, помогают построить верно процесс, учитываются все имеющиеся обстоятельства, кроме того, проводится верное обозначение ущерба, причинённого в результате посягательства.

Судебными инстанциями часто рассматриваются подробные дела.

Примеров дел достаточно, в том числе:

  1. Суд города Дюртюли рассмотрел уголовное дело в отношении гражданки Ш. Подсудимая согласно представленным по делу доказательствам назначена на должность главы муниципального образования. Процедура назначения носит законный характер. Преступное посягательство выразилось в том, что Ш. в произвольном порядке распоряжалась земельными наделами, расположенными на территории муниципалитета. Однако в локальных актах закрепляется определённый порядок их распределения. Во время производства установлено, что мотив, которым руководствовалась Ш. имеет неимущественный личный характер. Он связан с тем, что виновная имела желание повысить свой авторитет в глазах односельчан. Наказание, которое назначил суд, заключается в штрафной санкции размером в 200 тысяч рублей. Кроме того, к Ш. применено дополнительное наказание, связанное с ограничением правомочий занимать определённые должности на три года. Пострадавшая сторона выступила с иском о возмещении морального вреда, на что суд ответил положительно и обязал Ш. выплатить ущерб, оценённый в 240 тысяч рублей.
  2. Судом города Зеленодольск рассмотрено дело в отношении гражданина Н. Установлено, что последний занимал должность в администрации муниципалитета. Действовал из личных корыстных и неимущественных мотивов. В частности, он желал увеличить свой бюджет, кроме того, повысить свой авторитет в глазах руководства органа. Н. оформил выписку из похозяственной книги, которая в реальности не существовала. Суд после рассмотрения материала признал Н. виновным в совершении посягательства и лишил его свободы на два года, кроме того, ограничил права на занятие аналогичных должностей сроком на 2 года.

Законодатель проводит корректировку актов на основании сложившейся практики. Это позволяет ему в полной мере контролировать обстановку в стране в той или иной сфере.

Методика расследования

Процесс расследования уголовных дел относительно данной категории посягательств имеет свою специфику. Для правильной оценки совершённого посягательства требуется устанавливать подробные обстоятельства совершения, личность виновного. Также учёту, кроме всего прочего, подлежит наличие или отсутствие обстоятельств, которые направлены на смягчение/отягощение ответственности.

Следственными органами устанавливается:

  • предмет, который подвергается посягательству;
  • особые признаки относительно используемого виновным способа;
  • учитывается обстановка, имеющая место быть при совершении преступления;
  • есть ли сведения о сокрытии посягательства;
  • характеристика виновных.

При расследовании указанной категории дел следователями на начальной стадии реализуется возбуждение. Прежде чем вынести такое постановление требуется достоверно убедиться в том, что факт злоупотребления имеет место в реальности. Устанавливается, когда совершено противоправное деяние, требуется доказать, что в этот момент человек находился при исполнении возложенных на него обязанностей. Отягчение или смягчение ответственности также отражается на начальной стадии.

Если отражённые признаки установить не удалось, то принимается решение, согласно которому отказывается в возбуждении дела. Когда расследуется дело – уполномоченное на то лицо использует в данном процессе методы и способы, которые носят традиционный и нетрадиционный характер. Данные действия отражаются в следственных, процессуальных мерах, также розыскного характера, превентивного. Учёту подлежат и технические, организационные положения.

Обстоятельства, носящее доказательственное значение, добываются во время проведения следственных действий. К таковым относят: осмотры мест, где совершается посягательство, допросы пострадавшей стороны, свидетелей, а также самого виновного. Помимо прочего, реализуются обыски и выемки, если такое требуется следователю для установления полной картины произошедшего и сбора доказательств.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».

Злоупотребление д/п – исполнение должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстных или иной личной заинтересованности повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объект – общественные отношения, обеспечивающие функции публичной власти, её органов, учреждений в соответствии с их задачами, а также их авторитет.

Дополнительный объект – конституционные права человека и гражданина и иные интересы, в т.ч. и экономические.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями характеризуется следующими обязательными признаками в их совокупности:

1) деяние в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинная связь между деянием и последствием.

Новая редакция нормы об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями исключает уголовную ответственность за использование должностным лицом авторитета занимаемой должности, служебных связей.

Конкретные формы злоупотребления должностными полномочиями могут быть самыми разнообразными (сферы деятельности должностных лиц весьма различны), они могут быть осуществлены в виде как действия, так и бездействия (умышленное несовершение должностным лицом каких-либо действий по службе, которые оно обязано совершить и для совершения которых имеет реальную возможность). Интересы службы, служебный долг, вопреки которым должностное лицо использует свои служебные полномочия, определяются объемом обязанностей лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов и трудового договора с государственными или иными предприятиями и организациями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству.

Обязательным признаком объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является наличие общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Данное последствие может выражаться в виде реального материального ущерба, в упущенной выгоде, а также в причинении иного вреда различным интересам (в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п.). При решении вопроса о существенности нарушения прав и законных интересов следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4. Так как "существенное нарушение" - понятие оценочное, то при этом необходимо учитывать число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба и т.п.



С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями - умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Субъект сознает общественную опасность злоупотребления должностными полномочиями, т.е. что совершает действия вопреки интересам службы, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав, законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желает их наступления или не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично. Наличие мотива преступления в составе, предусмотренном ст. 285 УК, обязательно. Он определен в законе как корыстная или личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность – стремлении д/л получить посредством злоупотребления должностными полномочиями какой-либо имущественной выгоды с незаконного безвозмездного изъятия государственных средств в свою собственность или собственность других лиц, например получить вне очереди квартиру для себя или своих родственников.



Иная личная заинтересованность – стремление д/л извлечь выгоду неимущественного характера: угодить начальству, карьеризм, кумовство и т.д.

Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо, которое кроме общих признаков субъекта преступления обладает рядом специальных. Они относятся к характеру осуществляемых лицом постоянно, временно или по специальному полномочию функций, вытекающих из его служебного положения или должности, на которую он временно назначен специальным поручением вышестоящего начальника.

Квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями является совершение действий, предусмотренных ч. 1 ст. 285, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. К лицам, занимающим должности РФ, относятся те, кто занимает должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ, - это лица, должности которых установлены конституциями или уставами субъектов РФ.

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством, судами. Государственную власть в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т.д.) не входят в систему органов государственной власти.

Федеральным государственным служащим является гражданин, занимающий в порядке, установленном Положением о федеральной государственной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., оплачиваемую государственную должность. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. утвержден реестр государственных должностей федеральных государственных служащих и рекомендовано субъектам Федерации утвердить реестры государственных должностей государственных служащих субъектов РФ. Федеральные государственные служащие занимают высшие, главные ведущие, старшие и младшие государственные должности в Администрации Президента и Совете Безопасности, в аппаратах палат Федерального Собрания, аппаратах Правительства и федеральных органов исполнительной власти, Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Генеральной прокуратуры, Центральной избирательной комиссии.

Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями является причинение ими тяжких последствий (ч. 3), к которым можно отнести: дезорганизацию работы учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.д.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является нормальное функционирование конкретных органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления. Дополнительный объект — охраняемые интересы граждан или организаций, общества или государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: a) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; b) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; c) между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного . Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицированный состав ч. 2 ст. 286 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, если оно сопровождалась насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно.

Состав злоупотребления должностными полномочиями следует разграничивать с составом превышения должностных полномочий. При этом следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Дача взятки должностному лицу — каковы последствия: Видео

В соответствии со ст. 285 УК РФ применение должностным лицом своих служебных полномочий с корыстным мотивом или иной заинтересованностью, в результате которого произошло нарушение прав и интересов других людей и организаций, охраняемых государственных интересов, понимается как злоупотребление должностными полномочиями.

Субъектная и объектная сторона

Должностные полномочия представляют собой права и ответственность, которые присвоены гражданину по причине занимаемой им должности.

В роли субъекта выступает гражданин, занимающий определенную должность в учреждениях самоуправления, госорганах, муниципальных ведомствах, воинских подразделениях и вооруженных силах РФ. В некоторых ситуациях к госслужащим, не входящим в категорию должностных лиц, также применяются нормы ст. 285 УК РФ.

Объектом преступного деяния выступают:

  • государственные и местные органы власти;
  • муниципальные учреждения;
  • воинские подразделения.

Объектами не могут выступать товарищества, кооперативы, организации и фирмы, которые не относятся к федеральной и муниципальной форме собственности.

Состав преступления

В состав объективной стороны злоупотребления входят:

  • преступное деяние в форме применения должностных полномочий наперекор интересам службы;
  • социально опасные результаты в форме значительного несоблюдения прописанных в законодательных актам прав и интересов;
  • причинно-следственная связь между применением должностного статуса и повлеченными последствиями.

Состав преступления состоит в применении полномочий не по назначению, а значимым аргументом в привлечении человека к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ является корыстный мотив или желание достичь персональной выгоды. То есть гражданин на значимой должности, желая нелегально присвоить собственность, материальные ценности, финансы или иную материальную выгоду, а также получить повышенную должность, увеличить сферу влияния, и осознавая противоправность своих действий и нарушение закона, продолжает осуществлять незаконную деятельность.

Под применением человеком должностных полномочий понимается выполнение противоправных действий, нарушающих закон и интересы иных граждан, или же невыполнение действий, которые лицо должно было выполнить по причине своих должностных обязанностей.

В документе или заключении о вынесении обвинения должностному лицу должна быть указана ссылка на нормативные акты, на базе которых такому лицу присвоены определенные должностные права и обязательства, а также перечень обязанностей и прав, при злоупотреблении которыми наперекор служебным интересам он будет обвинен в соответствии с соответствующей статьей УК РФ.

Если принятые должностным лицом меры, которые повлекли несоблюдение своих служебных полномочий, были осуществлены для предотвращения более опасных последствий и более значительных, чем нанесенный ущерб по факту, если это недопустимо было осуществить иными способами, тогда такие действия не расцениваются как преступные и имеющие злой умысел.

Категории злоупотребления должностными полномочиями

Рассмотрим, в каких формах может проявляться злоупотребление служебным положением:

  • несоблюдение финансовой дисциплины;
  • применение целевых финансов не по указанному назначению;
  • обманные действия против контролирующих и ревизионных учреждений и ведомств;
  • реализация ценностей по ценам, значительно ниже, чем их реальная стоимость;
  • передача помещений, транспорта, техники в по арендному соглашению по заниженной стоимости;
  • оформление соглашений на заблаговременно известных невыгодных условиях;
  • укрытие похищений ценностей и недостач;
  • передача имущества в аренду гражданам и организациям без законных оснований;
  • получение выгоды без изъятия и приобретения в свою пользу чужой собственности;
  • эксплуатация транспорта, оборудования, помещений в персональных целях без внесения оплаты за пользование.

К категории злоупотребления служебным положением не относятся действия должностного лица, которые никоим образом не относятся к его должностным обязанностям и сфере влияния. Согласно трактовке ст. 285 УК РФ, влияние должностного лица своим авторитетом является незаконным или аморальным поведением, за которое не предусмотрена уголовная ответственность.

Преступный акт считается завершенным и состоявшимся, когда действия гражданина на занимаемой должности, выполненные наперекор служебным интересам, спровоцировали существенное нарушение законных интересов иных людей или организаций, или иных государственных и общественных интересов.

Ущерб от незаконных действий должностного лица может проявляться в ухудшении репутации соответствующего органа, нанесении материального или иного вреда. Под нанесенный вред также подпадает умышленное формирование сбоев и неполадок, которые препятствуют нормальному функционированию органа, укрытие совершенных преступлений, несоблюдение общественного порядка, к чему привели принятые меры должностным лицом.

Ответственность за злоупотребление полномочиями

Законом предусмотрено наказание за злоупотребление служебным статусом:

  • арест длительностью до полугода;
  • штрафные санкции в сумме 100-200 минимальных оплат труда;
  • штраф в сумме заработка или иной прибыли осужденного гражданина за 1-2 месяца;
  • ограничение в праве занимать некоторые должности и заниматься конкретными видами деятельности – до 5 лет;
  • тюремный срок до 4 лет.

Лицо, работающее на государственной должности в РФ или субъекта РФ, или занимающее пост главы местного органа самоуправления, за злоупотребление своим должностным статусом может понести следующие виды наказания:

  • тюремный срок до 7 лет (вспомогательной ограничительной мерой может быть ограничение в праве пребывать на конкретной должности или выполнять определенные виды деятельности продолжительностью до 3 лет;
  • штрафные санкции в сумме 500-800 минимальных размеров заработка (иным наказанием на усмотрение суда может быть штраф в размере дохода или заработка осужденного гражданина за срок до 8 месяцев.

Злоупотребление служебным статусом, в результате которого возникли тяжкие последствия, наказывается тюремным сроком до 10 лет. В обязательном порядке с данным наказанием применяется такая мера, как недопущение к ведению определенного вида деятельности и занимать конкретные должностные посты на протяжении периода до 3 лет.

К категории тяжких последствий данного преступного акта причисляется материальный вред, исчисляемый в финансовом выражении и присутствующий в крупном объеме, а также иной вред, рассматриваемый судом как существенный.

Должностное лицо, которое допустило злостное несоблюдение своих служебных обязанностей, однако при этом действовало в целях выполнения принудительного распоряжения и обоснованного риска, не подлежит уголовной ответственности.

При отсутствии у должностного лица корыстного мотива или личной заинтересованности в выгоде данное преступление переквалифицируется в дисциплинарный проступок. Причем обязательным условием для этого становится незначительное несоблюдение интересов и прав людей и организаций, государственных интересов, которые охраняются по закону.

Отметим, что следует разграничивать понятия злоупотребления и превышения должностных полномочий. В первой ситуации человек на определенной должности наперекор служебным интересам эксплуатирует предоставленные ему права и полномочия. При второй ситуации он совершает поступки, которые явно выходят за границы его служебной сферы ответственности и полномочий. Поэтому необходимо четко разделять данные понятия, которые квалифицируются по статьям 285 и 286 УК РФ соответственно.

На видео об ответственности

Итак, мы разобрались, что собой представляет злоупотребление служебным статусом, каковы основания для предъявления обвинения, каковы объекты и субъекты преступления. Также теперь вы знаете, какая ответственность предусмотрена за такое преступное деяние.