Основные документы, регулирующие право международных договоров:
Венская конвенция о праве международных договоров 1980 г.
Конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г.
1. По количеству участников
Двусторонние
многосторонние
2. По вопросам, в них рассматриваемых
Общие многосторонние договоры
Договоры, имеющие глобальное значение
Специальные договоры
3. По территориальному влиянию
Универсальные
Региональные
локальные
4. По доступности-участия в международном договоре
Открытые
закрытые
Объект международного договора определяется по его наименованию или исходя из содержания общих положении.
Сторонами международного договора могут быть только субъекты международного права.
Форма международного договора - как правило письменная, хотя Венская конвенция о праве международных договоров признает и устную форму.
Структура международного договора:
1. Состав участников договора
2. Права и обязанности сторон
Порядок ратификации и денонсации договоров
Условия действия договора
5. Оговорки в международном договоре
6. Порядок толкования международного договора.
Наименование международного договора
Пакт - военно-политический договор
Соглашение - межправительственный договор по экономическим вопросам.
Конвенция - договор по техническим (процессуальным) вопросам.
Картель - договор о выдаче преступников и по военнопленным.
Конкордат - договор, заключенный с Ватиканом.
Порядок и стадии заключения международных договоров
Стадии заключения международных договоров
1. Согласование воль государств и других субъектов МП относительно содержания и текста международного договора, а также определенных просил поведения участников. Эта стадия осуществляется либо путем предоставления предложений по дипломатическим каналам, либо на международных конференциях.
Если подготовка текста осуществляется на конференции, то для данной стадии определена специальная процедура.
Если подготовка текста осуществляется в рамках международной организации, то она осуществляется по правилам международной организации.
При постатейном принятии условия международного договора, он принимается по принципам консенсуса - всеобщего одобрения. В силу принципа консенсуса голосовать против нельзя (пример: в 1982 г. при принятии конвенции по морскому праву, Мальта заявила отказ подписывать конвенцию. В силу принципа консенсуса остальные государства не смогли подписать конвекцию и прибегли к давлению на Мальту, которая в итоге согласилась подписать конвенцию.)
2. Подписание (утверждение, ратификация, парафирование и т.д.)
В силу общего принципа международные договоры подписываются:
Межгосударственные договоры - подписываются главами государств
Межправительственные.
Межведомственные договоры - подписываются главами соответствующих ведомств
Дипломатические представитель может по поручению главы своего государства подписать любой договор.
Некоторые понятия присущие подписанию международных договоров.
« Подпись со скрепой» - подписание международного договора главой ведомства иностранных дел.
Парафирование - правило, согласно которому в каждом нижнем углу каждой страницы ставится подписи участников договора, которые скрепляются печатью. На последней странице договор подписывается в целом.
Правило альтерната - в двухстороннем договоре каждый подписывает свой экземпляр первым. В многостороннем договоре договор подписывают по очереди в порядке латинского алфавита.
Аутентичность текстов - тексты договора оформляются на языках участников договора, при этом разноязычные тексты должны по своему логическому содержанию соответствовать друг другу. При этом обязательно указание, что в случае разночтений, преимущество имеет текстовка на том или ином языке.
Депозитарий - хранитель текста договора, может выступать в лице одной из сторон договора, какой-либо международной организации или третьей стороны. В договоре оговариваются функции депозитария, как- то: хранение текста договора, принятие ратификационных грамот, разрешение споров по договору и др.
Ратификация - в ряде государств ряд договоров подлежит последующему одобрению высшим органом государственной власти соответствующего государства. При этом оформляется ратификационная грамота, которая состоит из:
1. Преамбулы
Положений о действии в отношении государства.
Один из экземпляров сдается контрагенту или депозитарию.
Оговорка - одностороннее действие, посредством которого государство желает исключить из текста договора положение, которое по его мнению противоречит тексту договора или по другим основаниям.
Оговорка может быть сделана с условиями:
1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также пои подписании, ратификации, утверждении и присоединении к международному договору.
2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка сделанная при подписании, должна быть воспроизведена, в ратификационной грамоте.
3. Если договор заключен между ограниченным числом участников, или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако, если одна -из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в -ним договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки и государством, которое то сделала правоотношение по вопросу оговорки не действует.
4. Участник, сделавший оговорку вправе в любой момент ее снять
Регистрация и публикация международных договоров. Действие договоров
Члены ООН обязаны в соответствием с п.102 Устава ООП регистрировать в ООН свои международные договоры. Если договор не зарегистрирован, то государства лишаются права на него ссылаться.
Договоры подлежат имплементации (подробнее см. лекцию 1).
Исполнение договоров подчинено принципу добросовестного исполнения договоров pacta sund servanda (подробнее ем. лекцию 2 )
Прекращение действия международных договоров
Прекращение действия международного договора- есть утрата его юридической силы.
Прекращение договора возможно:
1. При истечении срока договора
2. При обоюдном согласии сторон
3. При возникновении новой нормы
4. Денонсации на условиях договора
5. Признания договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию, обмана, ошибки. противоречия договора норме jus cogeiu.
6. В силу коренного изменения обстоятсльст rebus sic slantibus (не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, и в результате, изменения обстоятельств при нарушении договора стороной, ссылающейся на эти обстоятельства).
Денонсация возможна только на условиях договора, осуществляется высшим, органом государственной власти, с уведомлением контрагента.
Аннулирование - признание договора недействительным в одностороннем порядке.
Приостановление договора - прекращение его действия на определенное (неопределенное) время.
Лекция 8: Правопреемство государств
Сущность правопреемства государств
Правопреемство государств – переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.
Государство является единством трех элементов - населения территории и власти, однако только изменение территориального верховенства влечет за собой правопреемство, изменение власти
(смена формы правления или организации власти) или населения (уменьшение или увеличение численности) правопреемства не влекут.
При правопреемстве права и обязанности государства предшественника переходят государству преемнику.
Правопреемство бывает:
Полное (универсальное)
Частичное (сингулярное)
Правопреемство по принципу tabula rasa (лат. чистая доска) -отсутствие какого либо правопреемства – явление характерное для государств, освободившихся от колониального гнета.
Моментом правопреемства считается дата образования нового государства.
Правопреемство имеет место при
Объединении государств
Разделении государств
Отделения от государства части территории
Передачи части территория одного государств другому
Правопреемство государств может осуществляться в отношении
Международных договоров
Государственной собственности
Государственных архивов
Государственных долгов
Государственной территории, государственной границы
Членства в международных организациях
Международные договора по вопросам правопреемства.
Правовые нормы, регулирующие международные отношения по вопросам правопреемство носят характер норм обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государств.
По вопросам правопреемства были приняты две конвенции:
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, 1978 г.
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.
Однако, будучи принятыми, они так и не вступили в силу, т.к. к началу 1993 г не достигли минимально необходимого для вступления в силу ратификаций.
В связи с распадом СССР был заключен комплекс договоров по вопросу правопреемства между странами СНГ
«Минское соглашение 8. 12. 1990 г.»
Алма-атинская декларация стран СНГ 1991 г.
Соглашение о распределение всей собственности бывшего СССР за рубежом, 1992 г.
Основные моменты правопреемства государств в отношении международных договоров случаях разделения государств, отделения от государства части территории, объединения государств
Правопреемство не затрагивает договоров, устанавливающих границы и их режим, а также обязательства, относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства.
При отделении от государства его части (разделении государства), если одна из его частей продолжает существовать как государство предшественник, то в его договорных отношениях не происходит изменений. Договоры, которые регулируют правоотношения, связанные с отошедшей территорией подлежа! пересмотру. .
Если же на новой территории возникает новое государство, то. в МП существует две позиции:
Новое государство не несет обязательств по договорам государства-предшественника
(принцип tabula гаsа) - самая распространенная позиция;
2. Полное правопреемство нового государства в отношении договоров, регулирующих правоотношения территории вновь образованного государства (п.1 ст.34 Конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров).
При объединении государств вес их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в части той территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в- момент правопреемства. Данное правило применимо как к объединению государств, при котором возникает новое государство (например, Объединенная Арабская Республика 1958 г.), так и при присоединении одного государства к другому, с сохранением одним и государств прежней правосубьектности.
Однако при объединении ГДР с ФРГ возникла некоторая специфика правопреемств нового государства ФРГ в отношении договоров ГДР, связанная с различием социально-политических. систем государств. Они согласно договору об объединении Германии подлежали сохранению, пересмотру либо аннулированию. Договоры ФРГ сохранили свое действие на территорию бывшей ГДР. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственного долга.
Под государственной собственностью государства-предшественника понимается имущество, права и интересы.. которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства предшественника этому государству (ст.8 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.)
В качестве общего правила переход права собственности осуществляется без какой либо компенсации, если стороны не договорились об ином (ст. 11) "
При объединении государств вся собственность государств- предшественников переходит к новому государству.
При передаче части территории одного государства другому, и также при отделении от государства его части с образованием нового государства к государству-преемнику переходит
Вся недвижимая собственность;
Движимая собственность, неотделимая от собственности недвижимой (подвижной состав железных дорог, автомобили и другие транспортные средства, оружие).
Собственность государства-предшественника, находящаяся зарубежом переходит к государствам-преемникам территории «в справедливых долях» (ст. 18), либо с возможностью компенсации.
Правопреемство государственных долгов
К государственным долгам согласно Венской конвенции отнесены любые финансовые обязательства государств--предшественников в отношении другого субъекта МП, возникшие в соответствии с МП. К государственным долгам не. относятся рачительные области финансовых обязательств государства, долги государства в отношении физических и юридических лиц как на территории государства, так и за рубежом.
Венская конвенция закрепила, что «правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредиторов» (ст.36). Долг государства преемника переходит к государству, (вам) -предшественнику (кам) в справедливой доле (долях).
В отношении нового независимого государства правопреемство в отношении государственного долга правопредшественник. отсутствует. В отношении нового независимого государства какое-либо правопреемство вообще невозможно, т.к. нельзя передать суверенные права не обладая ими. В данном случае объектом правопреемства является территория, а не права и обязанности.
Правопреемства государств в отношении членства, в международных организация невозможно. Новые государства вновь вступают в открытые международные организации. Что касается России, то ее членство в ООН ее тем, что Россия стала правопреемником СССР, а его продолжателем.
Лекция 9: Дипломатическое и консульское право
Дипломатическое и консульское право в своей совокупности составляют право внешних сношений, которое в целом регулирует межгосударственные официальные отношения.
Понятие дипломатического и консульского права, их источники
Дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из:
Активного права посольства право государства открывать дипломатические представительства за рубежом;
Пассивного права посольства право государства принимать иностранные посольства.
Дипломатическое право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы следующих конвенциях:
Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. ;
Конвенции о специальных миссиях 1969 г.
Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.
Установление дипломатических отношений между государствами следует за признанием государства де-юре. Однако, установление дипотношений не всегда влечет за собой открытие представительств. Тем не менее, открытие дипломатического представительства всегда свидетельствует о признании государства и установлении дипломатических отношений.
Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией.
Заключается она в следующем. По прибытии в страну пребывания представитель должен подучить агреман - согласие страны пребывания на назначение! именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания вправе отказаться без мотивировки от выдачи агремана. Выдача агремана делает прибывшего представителя persona grata (желательное лицо).
После получения агремана дипломатический представитель получает от главы своего государства верительную грамоту-документ удостоверяющей его полномочия, которые затем вручаются главе государства назначения. Один экземпляр верительной грамоты вручается главе МИДа, другой главе государства.
Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны-пребывания (признание представителя persona поп grata.)
Виды дипломатических представительств подразделены на два вида, в соответствии с классом главы представительства:
Первый класс: послы аккредитуемые при главах государств;
Второй класс: посланники аккредитуемые при главах государств:
Третий класс: поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел.
Виды дипломатических представительств:
1. Посольство - во главе стоит чрезвычайный и полномочный посол;
2. Миссия - во главе стоит, посланник или поверенный в делах.
Функции д ипломатического представительства:
1. Представительская представляет свое государство в стране пребывания (глава представительства ознаменует в своем лице главу государства, его назначившего, оскорбление посла издревле считалось оскорблением государя);
2. Защитная - защита своих Граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории представляемого государства, находящихся на территории государства пребывания представительства.
3. Информационная
4. Консульская - дипломатическое представительство вправе осуществлять консульские функции (при дипломатических представительствах могут существовать консульские отделы).
Консульское право - совокупность норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов.
Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:
Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г);
Различными двусторонними консульскими конвенциями между государствами.
Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, предназначенные для защиты, прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого.
Консульские отношения могут существовать и при отсутствии между государствами дипломатических отношений (например в случае признания государства де-факто). Тем не мене, установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.
Возможно существование как отдельных консульских представительств, консульских отделов при дипломатических представительствах, так и функционирование выездных миссий консульских отделов в различных регионах государства-пребывания, но на их функционирование необходимо согласие последнего.
При назначении консул получает от своего государства консульский патент, после прибытия на территорию государства -пребывания он обязан получить от принимающего государства экзекватуру (согласие на осуществление консульских функций), в которой может быть последним и отказано без объяснения мотивов отказа.
Консульские функции:
1. Защита интересов своего государства и его граждан, а также юридических лиц;
2. Содействие развитию дружественных отношений, прежде всего экономических, культурных и научных;
3. Информация в области консульской деятельности, включающая в себя предоставление соответствующих сведений заинтересованным лицам;
4. Различные административные функции (выдача виз, паспортов, регистрация жительства)
5. Нотариальные действия (завещания, " переводы, удостоверение фактов и т.д.)
6. Помощь экипажам Морских, речных и воздушных судов (инспекция их- состояния, расследование происшествий," разрешение споров между капитаном и экипажем).
7. Юридическая помощь (консультирование, представительство граждан Своего государства в судебных и иных учреждениях, оказание помощи в исполнении судебных решений)
Консулы осуществляют свои функции в пределах консульского округа, границы которого, как правило, совпадают с границами административно-территориального образования, порта или всею государства
Дипломатический и консульский корпус
Дипломатический (консульский) корпус – совокупность дипломатически (консульских, соответственно) представителей на территории государства пребывания.
Ранги дипломатических представителей:
1. Чрезвычайный н полномочный посол;
2. Чрезвычайный и полномочный посланник;
3. Советник посольства 3,2 и I класса;
4. Атташе 3,2 и I класса;
5. Секретарь
Представители Ватикана носят наименование «нунций» («интернунций»). .
Дипломатический представитель - как правило гражданин страны его назначившей, хотя прямого запрета на иностранное гражданство представителя в МП нет.
Во главе посольского корпуса стоит декан (старейшина), которым как правило является дипломатический представитель старейший по времени нахождения в стране по отношению к другим аккредитованным представителям ранга.
Организация консульского корпуса аналогична, также во главе стоит декан.
Дипломатический (консульский) корпус осуществляет протокольные функции.
Консульские ранги:
1. Консульский агент (руководит консульским агентством):
2 Генеральный консул (руководит генеральным консульством);
3. Консул (руководит консульством);
4. Вице-консул; (руководит вице консульством);
Кроме того, если государство не имеет средств, для содержания консула, то оно может и должность почетного консула. Почетным консулом может быть как гражданин назначающего государства, так и иностранец (как правило происхождением или национальностью соответствующий государству, его назначившему). Существует он за счет вознаграждений за совершение им консульских функций.
Смысл дипломатического консульского иммунитета и привилегий, их отличие друг от друга
Дипломатические иммунитеты и привилегии:
1. Неприкосновенность помещения дипломатического представительства (территория представительства экстерриториально по отношению к юрисдикции государства-пребывания, кроме того власти последней должны оказывать содействие представительству подыскании и содержании помещения);
2. Неприкосновенность транспортного средства дипломатического представительства (оно также экстерриториально, однако автоинспекция «праве фиксировать нарушения и сообщать об этом в МИД водителя транспортных средств не обладая дипломатической неприкосновенностью не подпадают под признаки экстерриториальности);
3. Неприкосновенность архивов дипломатического представительства;
4. Фискальный иммунитет (представительства и его члены освобождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью, однако работники дипломатического представительства - граждане страны пребывания уплачивают подоходный и иные обязательные налоги);
5. Право использовать свой государственный флаг и герб, вправе осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов (при этом запрещено прослушивание переговоров, дипломатическая почта не подлежит вскрытию, а дипломатические курьеры неприкосновенны);
6. Личный иммунитет - дипломатические представители, т.е. лица, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей, не могут, быть подвергнуты аресту или задержанию, неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Однако дипломат обязан уважать и соблюдать законы страны пребывания (не исключена возможность привлечения его к уголовной ответственности у себя на родине). Кроме того. допустимы вещного иска касающиеся недвижимого имущества дипломата; Иски касающиеся прав наследования; иски, относящиеся к любой профессиональной деятельности дипломата, не относящейся к его официальным функциям, хотя Венская конвенция 1969 г. и запрещает такую деятельность.
7. Дипломат не обязан давать свидетельские показания, но может дать согласие на свое участке по делу в качестве свидетеля;
8. Таможенный иммунитет дипломата освобождение от всех таможенных пошлин, его багаж не подлежит досмотру. В случае досмотра, при наличии достаточно веских оснований полагать наличие в багаже контрабанды, обязательно присутствие дипломата или его представителя при досмотре.
Иммунитет дипломатического представительства и дипломата абсолютный и применим даже в случае его злоупотребления. Члены семей дипломата обладают аналогичным иммунитетом. Таким же иммунитетом обладает административно - технический, а также обслуживающий персонал представительства, за исключением иммунитета при действиях, совершенных ими не при исполнении служебных обязанностей.
Если иммунитет и Привилегии дипломатических представителей государств носит характер обычных норм, то иммунитет представителей международных организаций оговаривается в международных договорах (например: Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН,1946г.)
Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, не применимые к дипломатическим Представителям:
Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления;
В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело и он обязан являться в компетентные органы (при этом, а также при задержании обязательно уведомление ими консульского учреждения);
Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консулом от дачи показаний недопустим.
Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.
Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.
Понятие специальной Миссии
Специальная миссия - временное представительство государства, которое направляется одним государством в другое с согласия последнего для разрешения специальных вопросов или для выполнения специального задания (Конвенции о специальных миссиях 1969 г.)
Такие миссии называют еще миссиями ad hoc, а их деятельность дипломатией ad hoc.
На членов специальных миссий распространяются все привилегии и иммунитеты, распространяемые на дипломатических представителей.
Правовой статус глав государств, правительств и министров иностранных дел
Полномочия главы государств зависят от его конституционной системы.
Так Президент РФ представляет свое государство в международных отношениях (аналогично и в иных странах СНГ). Президент:
осуществляет руководство внешней политикой
утверждает военную доктрину
утверждает доктрину внешнеполитическую
ведет переговоры
подписывает международные договоры
назначает дипломатических представителей
принимает верительные и отзывные грамоты
объявляет войну, нейтралитет, перемирие и др.
--« В соответствии с Конституцией РФ Правительство, а значит и его глава осуществляет меры по обеспечению «реализации внешней политики» (п. «д.» ч.1 ст.114), поэтому функции главы правительства в области права внешних сношений характеризуются полномочиями, делегированными ему главой государства. Глава правительства также вправе подписывать межправительственные договоры.
Министр иностранных дел - как глава органа исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:
разработка и представление Президенту общей стратегии внешней политики;
реализация внешнеполитического курса;
координация международных связей;
обеспечение дипломатической защиты интересов твоего государства;
защита прав и интересов граждан и юридических лиц за рубежом;
обеспечение дипломатических и консульских отношений;
координация деятельности и контроль за работой федеральных органов исполнительной власти в области внешних сношений.
МИД разрабатывает проекты договоров; осуществляет наблюдение за осуществлением переговоров; контролирует исполнение международных обязательств; ведет работу по имплементации международного права; хранит подлинники, международных договоров, ведет их регистрацию, контролирует соответствие проектов международных договоров законодательству и МП.
Стадии заключения международных договоров
1. Согласование воль государств и других субъектов МП относительно содержания и текста международного договора, а также определенных просил поведения участников. Эта стадия осуществляется либо путем предоставления предложений по дипломатическим каналам, либо на международных конференциях.
Если подготовка текста осуществляется на конференции, то для данной стадии определена специальная процедура.
Если подготовка текста осуществляется в рамках международной организации, то она осуществляется по правилам международной организации.
При постатейном принятии условия международного договора, он принимается по принципам консенсуса - всеобщего одобрения. В силу принципа консенсуса голосовать против нельзя (пример: в 1982 г. при принятии конвенции по морскому праву, Мальта заявила отказ подписывать конвенцию. В силу принципа консенсуса остальные государства не смогли подписать конвекцию и прибегли к давлению на Мальту, которая в итоге согласилась подписать конвенцию.)
2. Подписание (утверждение, ратификация, парафирование и т.д.)
В силу общего принципа международные договоры подписываются:
Межгосударственные договоры - подписываются главами государств
Межправительственные.
Межведомственные договоры - подписываются главами соответствующих ведомств
Дипломатические представитель может по поручению главы своего государства подписать любой договор.
Некоторые понятия присущие подписанию международных договоров.
« Подпись со скрепой» - подписание международного договора главой ведомства иностранных дел.
Парафирование - правило, согласно которому в каждом нижнем углу каждой страницы ставится подписи участников договора, которые скрепляются печатью. На последней странице договор подписывается в целом.
Правило альтерната - в двухстороннем договоре каждый подписывает свой экземпляр первым. В многостороннем договоре договор подписывают по очереди в порядке латинского алфавита.
Аутентичность текстов - тексты договора оформляются на языках участников договора, при этом разноязычные тексты должны по своему логическому содержанию соответствовать друг другу. При этом обязательно указание, что в случае разночтений, преимущество имеет текстовка на том или ином языке.
Депозитарий - хранитель текста договора, может выступать в лице одной из сторон договора, какой-либо международной организации или третьей стороны. В договоре оговариваются функции депозитария, как- то: хранение текста договора, принятие ратификационных грамот, разрешение споров по договору и др.
Ратификация - в ряде государств ряд договоров подлежит последующему одобрению высшим органом государственной власти соответствующего государства. При этом оформляется ратификационная грамота, которая состоит из:
1. Преамбулы
3. Положений о действии в отношении государства.
Один из экземпляров сдается контрагенту или депозитарию.
Оговорка - одностороннее действие, посредством которого государство желает исключить из текста договора положение, которое по его мнению противоречит тексту договора или по другим основаниям.
Оговорка может быть сделана с условиями:
1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также пои подписании, ратификации, утверждении и присоединении к международному договору.
2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка сделанная при подписании, должна быть воспроизведена, в ратификационной грамоте.
3. Если договор заключен между ограниченным числом участников, или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако, если одна -из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в -ним договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки и государством, которое то сделала правоотношение по вопросу оговорки не действует.
4. Участник, сделавший оговорку вправе в любой момент ее снять
56.Порядок назначение и отзывы глав дипломатического представительства.Агреман .
Перед оформлением назначения какого-либо лица на пост дипломатического представителя в данном государстве у правительства последнего испрашивается согласие. В международном обиходе согласие обозначается словом «агреман». Агреман запрашивается устно. Иногда этот запрос сопровождается представлением записки без подписи и на бумаге без бланка, с краткими биографическими данными будущего представителя. Ответ на запрос даётся обычно без задержки.
Вопрос о том, обязано ли государство, отклоняющее кандидатуру представителя, сообщить мотивы отклонения, является спорным.
Агреман для временных поверенных в делах не требуется. Эти лица вступают в исполнение своих обязанностей на основании письма дипломатического представителя, уведомляющего главу ведомства иностранных дел о своём отъезде или болезни и о возложении обязанностей временного поверенного в делах на того или иного члена представительства. В исключительных случаях (тяжёлая болезнь дипломатического представителя или его смерть) сам советник (или, при отсутствии такового, следующий за ним дипломатический чин представительства) отправляет указанное письмо за своей подписью.
Агреман не требуется также для работников дипломатического представительства. Исключение составляют военные, морские и авиационные атташе, при назначении которых: в международной практике принято предварительно извещать соответствующее правительство.
После получения агремана назначение дипломатического представителя оформляется в виде постановления (указа, декрета), подписанного главой назначающего государства.
И необходимым атрибутом основных субъектов МП.
Заключению договора предшествует договорная инициатива , т. е. предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Договорная инициатива облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.
Можно выделить основные стадии заключения договора и предварительный этап , который включает в себя проверку полномочий тех лиц,которые прибыли на заранее согласованную встречу для того, чтобы представлять конкретные государства и в последующем иметь право вести переговоры, подписывать международно-правовые акты и т.д. Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.
В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются:
- в отношении договоров, заключаемых от имени РФ,- Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,- Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел;
- в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,- Правительством РФ. Такие полномочия оформляются Министерством иностранных дел;
- в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа .
Выдача полномочий должностным лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.
Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию. Проверку полномочий на международных конференциях или при многосторонних переговорах выполняют специально созданные комиссии или комитеты. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. без специальных полномочий договоры могут подписывать:
- глава государства;
- глава правительства;
- министр иностранных дел.
Основные стадии заключения международного договора
1) Выработка, согласование и принятие отдельных положений договора.
Разработка и согласование текста происходят:
- по дипломатическим каналам;
- на международных конференциях;
- в рамках международных межправительственных организаций.
Тексты двусторонних договоров принимаются единогласно. Многосторонние - путём консенсуса или большинством в 2/3 голосов.
2) Установление аутентичности договора, т.е. юридической равнозначности, равноподлинности.
Осуществляется путём:
- парафирования (проставление инициалов или подписание каждой страницы двустороннего договора, лицом, на то уполномоченным);
- включения текста договора в заключительный акт международной конференции или принятия резолюции в международной организации, открывающей договор для подписания.
3) Выражение согласия государства на обязательность для него договора
осуществляется несколькими способами. Среди них
ст. 11 Венской конвенции 1969 г. называет:
- подписание договора;
- обмен документами, образующими договор;
- ратификация договора;
- принятие договора;
- утверждение договора;
- присоединение к договору;
- применение любого другого способа, о котором условились договаривающиеся стороны.
Подписание договора с соблюдением правила альтерната (подпись представителя государства в экземпляре договора, который ему предназначен и составлен на его языке, должна располагаться или слева или вверху). Если стороны условились, то договор может вступать в силу с момента подписания.
Подробнее о правилах подписания договора
Международная практика выработала определенные правила подписания договоров. Так, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой. В текстах на обоих языках первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя того государства, у которого хранится данный экземпляр договора. В названии договора на первом месте также ставится наименование государства, у которого будет храниться экземпляр подлинника договора. В текстах договора на языках, текст которых пишется справа налево, первым местом считается подпись на правой стороне. Под многосторонним договором подписи представителей располагаются одна над другой в алфавитном порядке названий государств на том языке, о котором договорились участники. При этом очередность подписания представителями государств может начинаться не с первого места, а с любого другого, определенного жребием.
Обмен документами, образующими договор , есть выражение согласия государств на обязательность для них договора, если они условились об этом обмене документами.
Утверждение (принятие) договора - это одобрение его тем органом, в компетенцию которого входит его заключение в форме федерального закона. Утверждаются только те договоры, которые не требуют ратификации.
Присоединение к договору (как к действующему, так и к тому, что ещё не вступил в силу) осуществляется тогда, когда государство не участвовало в разработке и заключении договора.
Ратификация договора
Ратификация - это утверждение договора высшим законодательным органом государства. Предложение о ратификации вносится или президентом, или правительством.
Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.
При обсуждении данного предложения обращается внимание на соответствие договора законодательству РФ, даётся финансово-экономическое обоснование и делается вывод о целесообразности данного решения. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О международных договорах РФ » 1995 г. ряд международных договоров подлежит обязательной ратификации в парламенте страны. К этим договорам относятся:
- исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены законом;
- предметом которых являются основные права и свободы человека и ;
- о территориальном разграничении РФ с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентальногошельфа РФ;
- об основах межгосударственных отношений по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями,по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
- об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ.
Решение о ратификации оформляется в виде федерального закона и подписывается Президентом РФ.
Двусторонний договор вступает в силу после обмена ратификационными грамотами с наступлением срока, указанного в договоре. Многосторонние договоры вступают в силу с момента сдачи депозитарию заранее определённого сторонами требуемого количества ратификационных грамот.
В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.
Процесс заключения международного договора представляет собой ряд последовательных действий (стадий) - от проявления инициативы заключения договора до вступления его в силу. Сложность процесса заключения договора, его длительность определяется такими обстоятельствами, как степень стремления участников идти на уступки и компромиссы.
Инициатива заключения договора может исходить от одного или нескольких государств, а также от международных организаций. Они же, как правило, берут на себя обязанности по организации процесса заключения международного договора.
Полномочия. Договор заключается представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы - полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством.
В Российской Федерации решение вопроса о наделении соответствующими полномочиями оформляется специальным актом - указом или распоряжением Президента, постановлением или распоряжением Правительства.
В постановлении Правительства РФ "О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений" от 8 сентября 1994 г. говорится об одобрении представленного Министерством сельского хозяйства и продовольствия проекта Соглашения. Министерству сельского хозяйства и продовольствия поручается провести переговоры и подписать указанное Соглашение от имени Правительства РФ.
Определенные должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по заключению договора без специальных полномочий.
В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц: а) главы государств; б) главы правительств; в) министры иностранных дел; г) главы дипломатических представительств; -д) представители государств на международных конференциях и в международных организациях.
Если заключается международный договор с участием международной организации, то специальные полномочия для этой цели не требуются лицу, которое в соответствии с правилами организации рассматривается как представляющее эту организацию.
В Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" 1995 г. предусматривается, что без специальных полномочий ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации: Президент Российской Федерации; Председатель Правительства Российской Федерации, министр иностранных дел, федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти. Глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ в международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста договора - соответственно с государством пребывания или в рамках данной международной организации (ст. 12,13).
При заключении двусторонних международных договоров представители государств обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних договоров полномочия сдаются в специально созданные органы для проверки их подлинности. Любые действия по заключению договора, совершенные не уполномоченным лицом или в нарушение полномочий, не имеют юридического значения.
Подготовка текста договора. Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках международных организаций.
Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласования возможные изменения, уточнения позиций и соответственно проекта договора. Путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников. Иногда для подготовки договора по сложной проблеме используются и дипломатические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи министров иностранных дел, и встречи на высшем уровне.
Международные конференции и международные организации используются государствами для выработки текстов многосторонних договоров. В целях более глубокого и всестороннего изучения сложная проблема разбивается на отдельные вопросы, которые рассматриваются специальными комитетами и комиссиями, входящими в структуру конференций или организаций. Согласованный проект обсуждается на пленарных заседаниях.
Принятие текста договора. Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (т. е. изменению не подлежит) и подлинным документам, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установление аутентичности*). Оно может быть предварительным и окончательным.
* Аутентичный (греч.) - подлинный, действительный, верный.
Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.
Путем голосования, как правило, принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется актом - резолюцией международной конференции или соответствующего органа международной организации, которая принимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в организации). В последние годы голосование нередко не проводится; для решения применяется метод консенсуса - общего согласия (при отсутствии возражений со стороны какого-либо государства).
Парафирование - это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или договоров с небольшим числом участников (например, были парафированы Договор между СССР и ФРГ о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, о некоторых переходных мерах, связанных с временным пребыванием советских войск на территории Германии 1990 г., некоторые соглашения стран СНГ и др.). Парафированный договор подлежит окончательному принятию.
Подписание ad referendum - условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства.
Форма окончательного принятия текста договора - подписание. Оно порождает определенные юридические последствия: а) дает право подписавшему государству выразить согласие на обязательность договора; б) обязывает подписавшее государство не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.
Двусторонние договоры составляются на языках государств-участников, многосторонние - на языках по выбору участников (иногда на одном приемлемом для всех языке).
При подписании договора государства соблюдают правила альтерната - чередования подписей. В подлинном экземпляре двустороннего договора, предназначенном для данной стороны, наименование государства, подписи уполномоченных помещаются на почетном месте - под текстом договора с левой стороны, а наименование государства-контрагента, его подписи - справа. На экземпляре договора, предназначенном для другой стороны, применяется обратный порядок. В многосторонних договорах наименования сторон и подписи перечисляются обычно сверху вниз в алфавитном порядке (в соответствии с выбранным языком). Возможны сложные процедуры при принятии некоторых договоров*.
* Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (1981 г.), была разработана и на основе консенсуса принята на Конференции ООН в Женеве (1979-1980 гг.), затем принята Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция от 12 декабря 1980 г.); 10 апреля 1981 г. открыта для подписания государствами.
Двусторонние договоры также могут быть предварительно приняты на одном уровне, а окончательно - на другом.
Согласие на обязательность договора. Это - следующая стадия заключения международного договора, необходимая для вступления его в силу. Формы (способы) выражения такого согласия: а) подписание; б) обмен документами, образующими договор; в) ратификация; г) утверждение (принятие); д) присоединение к договору.
Способы выражения согласия отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления.
Подписание - одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и формой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность. Таким образом, подписание в одних случаях представляет собой принятие текста договора, а в других - и принятие текста, и одновременно согласие на обязательность договора.
Обмен документами, образующими договор, - это упрощенная процедура его заключения. Должностные лица (или уполномоченные) направляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.
Ратификация - это согласие государства на обязательность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством.
Международные договоры Российской Федерации ратифицируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Дума Федерального Собрания рассматривает внесенный Президентом или Правительством на ратификацию международный договор. После обсуждения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального закона.
Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опубликования. Один из примеров: Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" принят Государственной Думой РФ 12 сентября 1997 г., одобрен Советом Федерации РФ 24 сентября 1997 г., подписан Президентом РФ 5 октября 1997 г., опубликован в "Российской газете" 8 октября 1997г.
Согласно ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие на обязательность договора выражается ратификацией, если: 1) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; 2) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; 3) представитель государства подписал договор под условием ратификации; 4) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.
Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" включает в этот перечень следующие виды договоров Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам обороноспособности Российской Федерации и обеспечения международного мира и безопасности (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.
Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15). В перечень договоров, подлежащих ратификации, внесены дополнения: ратификации подлежат международные договоры РФ в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней (ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г.) и международные договоры РФ, касающиеся перемещенных культурных ценностей, равно как и любые другие международные договоры РФ, касающиеся ее культурного достояния (ст. 23 Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 15 апреля 1998 г.).
Одновременно с принятием решения о ратификации международного договора составляется ратификационная грамота, имеющая три части: а) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор; б) основную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлениями, если они сделаны; в) заключительную, содержащую заявление о неукоснительном и добросовестном выполнении договора.
При заключении двустороннего договора государства - его участники - обмениваются ратификационными грамотами. Как правило, если договор заключается на территории одного государства, то обмен грамотами происходит на территории другого.
При заключении многостороннего договора ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию. Такая процедура называется депонированием ратификационных грамот. Депозитарий определяется государствами-участниками в самом договоре. Им может быть одно государство, несколько государств, международная организация или ее главное должностное лицо. Получили распространение договоры, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН.
Функции депозитария определяются Венской конвенцией о праве международных договоров и конкретными договорами. Основные его функции: хранение подлинного текста договора, ратификационных грамот и документов о присоединении; сообщение участникам договора о депонировании каждой ратификационной грамоты, об оговорках, о вступлении договора в силу; уведомление о присоединении к договору или выходе из него; созыв конференций для обсуждения осуществления договора, если это предусмотрено.
Обмен ратификационными грамотами или их депонирование - это своеобразное совместное исполнительное соглашение государств о согласии на обязательность договора. Оно входит в ряд последовательных действий государств, необходимых для приведения в действие нормы договора о вступлении его в силу, а вместе с ней - и всего договора.
Утверждение - предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг государственных органов, в компетенцию которых входит утверждение договоров. В зависимости от уровня заключенные договоры утверждаются Президентом РФ, Правительством РФ или другими федеральными органами.
Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. было утверждено Соглашение между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о займе для финансирования проекта постприватизационной поддержки предприятий от 13 апреля 1997 г.
Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. утверждено Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств - участников СНГ, подписанное 3 ноября 1995 г.
Посредством утверждения выражается согласие на обязательность договора международной организацией, если она является участницей договора. Таким полномочием обычно наделяются главные органы международной организации. Так, Генеральная Ассамблея ООН утверждает соглашения ООН со специализированными учреждениями.
Присоединение. Если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре. Как правило, присоединение осуществляется после вступления договора в силу путем депонирования ратификационной грамоты или иного документа о присоединении.
6 июля 1994 г. принято постановление Правительства РФ "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему" (Соглашение от 22 ноября 1950 г., Протокол к нему от 26 ноября 1976 г.).
Оговорка к договору. Это одностороннее заявление государства, посредством которого оно намерено исключить или изменить определенные положения договора. Государство вправе заявить оговорку при подписании, ратификации или присоединении к договору: Такое действие невозможно, когда: оговорки запрещаются договором; договор предусматривает лишь определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; оговорка противоречит объекту и цели договора. Оговорка должна быть сделана в письменном виде и доведена до сведения других государств - участников договора.
Поскольку государство заявлением оговорки предлагает новый вариант определенной нормы, то отношения между ним и другими участниками договора могут регулироваться в этой части по-разному. Отношения с государствами, принявшими оговорку, регулируются новой нормой, тогда как к взаимоотношениям с государствами, возразившими против оговорки, не применяется ни новая норма (она отклонена возражением), ни норма договора (она неприемлема для государства, сделавшего оговорку).
СССР в своей договорной практике использовал право делать оговорки. Чаще всего это касалось положений о передаче спора относительно применения и толкования договоров в Международный Суд.
При ратификации Конвенции ООН по морскому праву Российской Федерацией (а ранее при подписании от имени СССР) была сделана оговорка в соответствии со ст. 298 Конвенции, предусматривающей такое право. Российская Федерация не принимает обязательных процедур, влекущих за собой обязательные решения при рассмотрении споров, связанных с делимитацией морских границ, споров, касающихся военной деятельности, и споров, в отношении которых Совет Безопасности ООН осуществляет функции, возложенные не него Уставом ООН.
При подписании, ратификации или присоединении к договору государство вправе сделать заявление - изложить свою точку зрения по тому или иному вопросу. В отличие от оговорки заявление не меняет содержания договора*.
* При присоединении к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах СССР сделал заявление: "Союз Советских Социалистических Республик в соответствии со ст. 1 Факультативного протокола признает компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от лиц, находящихся под юрисдикцией Союза Советских Социалистических Республик, касающиеся ситуаций или фактов, возникших после вступления в силу настоящего Протокола для СССР. Советский Союз исходит также из того, что Комитет не будет рассматривать какие бы то ни было сообщения до тех пор, пока не удостоверится, что данный вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования, и что данное лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты".
Вступление договора в силу. Договоры вступают в силу в том порядке и в тот срок, которые указаны в договоре. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу: 1) с момента подписания; 2) по истечении определенного срока после подписания; 3) с указанной в договоре даты.
Порядок вступления в силу договоров, подлежащих ратификации, обусловлен их характером.
Двусторонние договоры вступают в силу: 1) в день обмена ратификационными грамотами; 2) по истечении установленного срока (часто - тридцати дней) со дня обмена грамотами.
Многосторонние договоры вступают в силу: 1) в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификационной грамоты; 2) по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету грамоты; 3) в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы;
"Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания" (ст. VIII Соглашения между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 г.; ст. 9 Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, 1993 г., которое заключено государствами - участниками СНГ).
"Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами" (ст. 39 Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 г.).
. "Настоящая Конвенция подлежит ратификации и вступает в силу через 30 дней после даты обмена ратификационными грамотами" (Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Корея 1992 г.).
"Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение пятой ратификационной грамоты" (ст. XXIV Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).
"Настоящая Конвенция вступает в силу через 12 месяцев после сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты или документа о присоединении" (ст. 308 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).
Устав ООН вступил в силу "по сдаче на хранение ратификационных грамот Китайской Республикой, Францией, Союзом Советских Социалистических Республик, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Соединенными Штатами Америки и большинством других государств, подписавших Устав" (п. 3 ст. 110 Устава ООН). Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. - после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР, США, Великобритания) и сорока другими договаривающимися государствами.
Приведенный перечень вариантов вступления договоров в силу не является исчерпывающим. В договорах могут предусматриваться и другие, особые, условия вступления его в силу.
Срок действия договора. Договоры могут быть срочными, причем срок их действия фиксируется в договоре (5 лет, 10 лет, 20 лет и т. д.), и бессрочными, что либо прямо отмечается в договоре, либо вытекает из его содержания (Конвенция о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г., Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. и др.). В некоторых случаях действие договора рассчитано на срок, необходимый для выполнения обязательств.
Государства вправе продлить (пролонгировать) действия договора. Продление обычно оформляется специальным соглашением.
Так, путем обмена нотами в 1996 г. была оформлена договоренность о продлении в отношениях между РФ и США срока действия Соглашения между Правительством СССР и Правительством США по некоторым вопросам морского судоходства 1990 г.
Нередко предусматривается возможность автоматического продления действия договора.
Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. было заключено сроком на 5 лет; оно автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды для тех государств, которые не заявят о денонсации. Такие договоры можно назвать неопределенно-срочными.
В отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента Российской Федерации либо от имени Правительства Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации;
В отношении договоров, заключаемых от имени Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Правительства Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации;
В отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.
Термин «полномочия» в комментируемой статье употребляется в двух значениях. Предоставление полномочии Президентом и Правительством означает, что в решении о проведении переговоров и подписании договора, принимаемом в соответствии со ст.11 Закона, указывается, кому конкретно поручается вести переговоры и подписывать договор. В российской практике такое поручение чаще дается федеральному органу исполнительной власти, от которого исходило предложение о подписании, а не конкретному лицу. В этом случае вести переговоры и подписывать договор может как федеральный министр или руководитель иного федерального органа исполнительной власти, так и один из его заместителей. Это представляется целесообразным, поскольку дает большую гибкость, позволяет, например, не откладывать намеченное подписание из-за болезни или отсутствия по иной причине данного должностного лица. Однако поручение провести переговоры и подписать договор может быть дано и конкретному лицу. Причем уполномоченным может быть отнюдь не обязательно руководитель министерства или ведомства, но и другое лицо. Например, если договор РФ заключается в отношении субъекта Федерации, подписать его может должностное лицо данного субъекта Федерации. Предоставление полномочий федеральным министром (руководителем иного федерального органа исполнительной власти) также означает принятие решения о том, кому поручается ведение переговоров и подписание договора межведомственного характера.
Оформление полномочий означает выдачу Министерством иностранных дел России специального документа, подтверждающего право данного лица вести переговоры и подписывать договор, либо, применительно к межведомственным договорам, выдачу такого документа руководителем ведомства.
Основанием для выдачи полномочий МИД является решение, принятое Президентом или Правительством в соответствии со ст.11 Закона, в котором указывается, кому поручено вести переговоры и подписать договор. Без такого решения МИД не оформляет полномочия. При этом полномочия могут быть выданы (в зависимости от содержания решения) только на проведение переговоров или на проведение переговоров и подписание договора, или же только на подписание договора.
Полномочия, выдаваемые МИД, оформляются на специальном гербовом бланке. Текст полномочий, отпечатанный типографским способом, гласит: «Министерство иностранных дел Российской Федерации настоящим удостоверяет, что Президент Российской Федерации уполномочил... » (если полномочия выдаются от имени Правительства, в тексте соответственно говорится: «Правительство Российской Федерации уполномочило... »). Далее впечатываются полностью фамилия, имя, отчество уполномоченного лица, его должность и указывается, на какие действия это лицо уполномочено. Если речь идет о подписании договора, приводится полное название. Например, «на подписание Договора между Российской Федерацией и (название государства), об основах отношений». Если договорные документы еще предстоит согласовать, может быть использована формула «на проведение переговоров о... и на подписание соответствующего документа».
Полномочия, выдаваемые МИД, подписываются министром либо одним из его заместителей и директором Правового департамента. На них ставится мастичная печать МИД.
При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями (обычно подлинниками), а при многосторонних договорах полномочия сдаются в секретариат конференции или организации, где они проверяются, или же создается специальный комитет по их проверке. Порядок проверки и условия действительности полномочий определяются правилами процедуры конференции. Комитет представляет на утверждение конференции свой доклад, в котором констатируется действительность (или недействительность) полномочий представителей государств. При заключении двусторонних договоров действительность полномочий может констатироваться в преамбуле таких договоров.
Уполномоченные должны действовать при заключении договора строго на основании и в пределах свои полномочий. Любой акт по заключению договора, совершенный лицом, на то не уполномоченным или в нарушение полномочий, не порождает для государства никаких правовых последствий, если только он впоследствии не будет подтвержден компетентным органом этого государства.
Уполномоченный должен представлять реально существующего субъекта международного права или его органы. Советский Союз, а вслед за ним и РФ никогда не признавал действительными полномочия, выданные органами, которые не представляют данное государство в международных отношениях (марионеточными правительствами, свергнутыми монархами, президентами и т.п.). Представители свергнутых правительств могут продолжать участие в переговорах о заключении договора лишь в том случае, если они получают полномочия от нового правительства.
В неотложных случаях могут выдаваться временные полномочия, направленные клерной телеграммой, при этом в конце телеграммы указывается, что «подлинные полномочия будут представлены дополнительно».
От полномочий нужно отличать инструкции уполномоченным. Инструкции определяют позицию уполномоченных по обсуждаемым вопросам. Это внутренний документ делегации, и обычно до сведения других участников он официально не доводится. Поэтому договор, заключенный в нарушение инструкций, не теряет своей юридической действительности и значения. В ст.47 Венской конвенции о праве международных договоров говорится об инструкциях: «Если правомочие представителя на выражение согласия государства на обязательность для него конкретного договора обусловлено специальным ограничением, то на несоблюдение представителем такого ограничения нельзя ссылаться как на основание недействительности выраженного им согласия, если только другие участвовавшие в переговорах государства не были уведомлены об ограничении до выражения представителем такого согласия».
Выработка согласованного текста международного договора является первой обязательной стадией в процессе заключения соглашения. В эту стадию в качестве подстадий входят также принятие текста международного договора и установление его аутентичности.
Основным методом подготовки такого текста являются переговоры между договаривающимися государствами. Важную роль здесь играет договорная инициатива государства, хотя она, как и выдача полномочий, будучи односторонним актом, не может быть самостоятельной стадией заключения международного договора.
Современное международное право устанавливает определенные принципы, которые должны соблюдаться во время переговоров по заключению международных договоров, чтобы эти переговоры дали положительные результаты. К ним относятся: принцип равноправия сторон. недопустимость дискриминации в приглашении заинтересованных участников, недопустимость диктата и вмешательства во внутренние дела, гласность.
Если договор подготавливается в обстановке неравноправия, неуважения суверенитета партнера по переговорам, а тем более оккупации его территории, то такой договор и по содержанию будет неизбежно носить неравноправный характер. Государство, если, конечно, оно не является агрессором, вправе отказаться от переговоров в таких условиях. Так, правильно поступили арабские государства, отказавшись вести переговоры о перемирии с Израилем в условиях оккупации им арабских территорий. В связи с переговорами между правительствами ГДР и ФРГ в марте 1970 года правительство ГДР заявило, что «равноправные переговоры могут состояться лишь в том случае, если обе стороны признают друг друга в качестве суверенных субъектов международного права ».
Международная практика выработала три основные формы подготовки согласованного текста международного договора: обычные дипломатические каналы, международные конференции и международные организации. Как правило, текст договора составляется одним из этих способов. Но бывают случаи, когда один и тот же договор в процессе подготовки проходит все три формы.
Обычными дипломатическими каналами являются постоянные дипломатические представительства договаривающихся государств. Через них ведутся предварительные переговоры, обмен мнениями по основным пунктам проекта будущего двустороннего договора (реже многостороннего). Они осуществляются путем нотной переписки и устных бесед с соответствующими памятными записками и меморандумами. Двусторонние переговоры могут вестись посредством посылки специальных делегаций (миссий).