Судебная практика по недобросовестной конкуренции. Аналитика аналитические обзоры. Антимонопольный орган обязан сам доказать факт установления и поддержания монопольно высокой цены компанией

Судебная практика по делам о нарушении антимонопольного законодательства в период 2016-2017 годов сложилась преимущественно по направлениям:

  • доказывание фактов злоупотребления доминирующим положением;
  • выявление картельных сговоров, иных антиконкурентных соглашений участников рынка;
  • нарушения в сфере закупок;
  • недобросовестная конкуренция при использовании товарных знаков и иных средств индивидуализации.

Самые интересные дела и полезные выводы судов представлены ниже:

1. Антимонопольный орган обязан сам доказать факт установления и поддержания монопольно высокой цены компанией

Если антимонопольный орган выступает заявителем по спорам о нарушении компаниями и ИП п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены), то он обязан представить доказательства превышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, либо доказательства отсутствия сопоставимых рынков.

Так, антимонопольный орган должен определить границы рынков, привести конкретные данные о процентном росте цен на товары (услуги), проанализировать соотношение степени увеличения цен на товары и степени увеличения себестоимости этих товаров с учетом их видов, исследовать цены на сопоставимых товарных рынках (постановления 16ААС от 19.04.16 №А63-803/2015, АС Волго-Вятского округа от 25.02.16 № А38-1745/2015).

Вывод: такой вывод суда актуален для компаний, являющихся монополистами на «своем» товарном рынке. Так как содержит доводы, которые компания может использовать при аргументации своей позиции в споре с ФАС России.

2. Отказ принять протокол разногласий к договору, инициатором заключения которого была компания, занимающая доминирующее положение, не означает, что она злоупотребляет правом и навязывает невыгодные условия сделки.

Согласно ст. 10 Закона о защите конкуренции не являются навязыванием невыгодных для контрагента условий договора случаи, когда такие условия являются экономически или технологически обоснованными или прямо предусмотрены нормативными актами.

Навязывание невыгодных условий – это включение в проект договора условий, противоречащих нормативным актам, неприведение условий договора в соответствие с действующим законодательством по полученным разногласиям в установленный срок (постановление АС Северо-Кавказского округа от 03.02.16 № А53-17307/2015).

Вывод: позиция суда подчеркивает принцип свободы договора, закрепленный в ст. 421 ГК РФ. Если отказ монополиста от заключения объективно не обоснован, то контрагент может его оспорить в судебном порядке согласно ст. 445 и 446 ГК РФ.

3. Если одновременно нескольких компаний обязывают своих клиентов заключать дополнительные договоры при подписании основного, то это признак антиконкурентного соглашения.

П.1 ч. 4 ст.11 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Подтверждает устную договоренность компаний о синхронных действиях определенная модель их поведения. В частности, временные рамки включения условий в договоры, схожесть таких условий, отсутствие целесообразности включения условий в договор, масштабы территории деятельности, отсутствие иных конкурентов (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.01.16 № А74-1028/2015).

Вывод: суд напоминает компаниям об ответственности за заключение любых соглашений со своими партнерами, достижение устных договоренностей по установлению параллельных условий реализации своей продукции, в том числе навязыванию определенных условий договора. Особенно актуально это в условиях ограниченной конкурентной среды.

4. Подача несколькими участниками торгов заявок с использованием одного IР-адреса и минимальное изменение цены закупки подтверждают сговор на торгах.

Направление заявок на участие в торгах, конкурсной документации и ценовых предложений с одного IР-адреса, совпадение учетных записей, на которых изменялись файлы заявок, совпадение дат и времени создания файлов заявок, идентичное содержание файлов заявок, в части предлагаемых товаров, их производителей и технических характеристик являются подтверждением соглашения участников торгов об осуществлении закупочных действий в общих интересах.

Отсутствие конкурентной борьбы, искусственное или минимальное снижение первоначального ценового предложения от начальной максимальной цены контракта также является нарушением п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции и подтверждает сговор на торгах (постановление 9ААС от 15.12.17 № А40-35064/2017, 9ААС от 23.08.16 № А40-37651/2016).

Вывод: это дело поможет победить добросовестным участникам закупок своих конкурентов, заключивших картельный сговор на торгах. Оно содержит в себе основные аргументы, используемые антимонопольным органом при доказывании антиконкурентных соглашений участников торгов.

5. Поведение участников торгов, направленное на достижение заранее определенной ими общей цели, отсутствие конкурентной борьбы в ходе самих торгов подтверждает картельный сговор участников закупки.

Доказательствами сговора на торгах являются следующие факты:

  • согласованные действия участников торгов основываются на их договоренности;
  • результат действий соответствует интересам каждого из участников;
  • отсутствуют объективные причины одинакового поведения участников закупки. В том числе нет существенного изменения спроса на товар, изменения регулируемых тарифов, цен на сырье.

Согласованные действия на торгах могут не иметь документального оформления. Факт их осуществления подтверждают координированные, сознательные действия участников закупки, направленные на ограничение конкуренции. При этом синхронность начала действий не имеет значения. Важен факт их осуществления на момент выявления антимонопольным органом и их цель – достижение победы одного из участников сговора с наименьшим снижением цены контракта (постановление АС Уральского округа от 07.03.17 № А71-3150/2016, 9ААС от 06.09.2017 № А40-192883/2016).

Вывод: судебная практика предупреждает компании об опасности участия в картельных сговорах и напоминает главную цель торгов – выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия субъектов рынка в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.

6. Определение в конкурсной документации дополнительных требований к объекту закупки с учетом специфики его использования не ограничивает доступ к участию в торгах.

Описание объекта в конкурсной документации должно носить объективный характер. При необходимости в таком описании указываются функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Заказчик устанавливает требования к объекту закупки с учетом своих потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.

Задачей законодательства о закупках является прежде всего выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре. Если включение в документацию специфичных условий отвечает интересам Заказчика, то не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке (постановление АС Центрального округа от 27.01.16 № А35-10818/2014).

Вывод: позиция суда подтверждает право компаний-инициаторов торгов указывать в конкурсной документации требования к объекту закупок, наиболее отвечающие их интересам и нуждам, для обеспечения которых проводится закупка.

7. Некорректное сравнение товаров является актом недобросовестной конкуренции.

Для квалификации действий компаний или ИП по ст.14.3 Закона о защите конкуренции устанавливается одновременное выполнение нескольких условий:

  • хозяйствующие субъекты являются конкурентами;
  • действия конкурента были направлены на получение преимущества в предпринимательской деятельности;
  • действия противоречат правовым нормам, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • итогом действий является причинение убытков и/или вреда деловой репутации.

Если компания распространяет информацию о превосходстве своего товара над аналогичными товарами конкурентов при отсутствии критериев сравнения, то это считается некорректным сравнением и, как следствие, актом недобросовестной конкуренции.

Использование при описании продукции слов «лучший», «первый», «номер один» должно иметь объективное подтверждение (постановление АС Поволжского от 02.11.17 № А65-31748/2016, АС Московского от 24.10.16 № А40-14198/2016 округов).

Вывод: при размещении информации о своих товарах, услугах надо быть внимательными. Нельзя использовать прилагательные в сравнительной и превосходной степени, словесные обороты, подчеркивающие превосходство товаров. Если компания говорит о преимуществе своего товара перед аналогичным товаром конкурента, она должна это подтверждать конкретными цифрами. И помнить, что сравнивать товары и услуги можно только по сопоставимым критериям.

8. Сходство обозначений устанавливается на основе общего впечатления. Принимаются во внимание все словесные, графические элементы обозначения, общая композиция, цвета, используемый шрифт.

При доказывании нарушения по ст.14.6 Закона о защите конкуренции – недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения, – оцениваются все признаки сравниваемых обозначений. В том числе анализируются фонетический и графический признаки, размер и цвет шрифта, расположение надписей, логотипов, размеры и внешняя форма упаковок товаров, их доминирующие элементы. Также устанавливаются однородность продукции и ее восприятие потребителем.

Более того, компания сама может проанализировать сходство до степени смешения своего обозначения и обозначения конкурента и подготовить заключение, чтобы впоследствии использовать его в качестве доказательства в суде (определение Верховного Суда РФ от 30.06.2017 № А51-8585/2016, постановление Суда по интеллектуальным правам от 20.04.17 № А33-13207/2016, от 23.06.17 № А14-8230/2016).

Вывод: аргументы судов следует взять на заметку добросовестным компаниям и использовать при защите своих прав в спорах с конкурентами. Главный довод в обосновании позиции – это общее восприятие товаров, этикеток, обозначений. Незначительные расхождения являются несущественными и не могут исключить риск смешения товаров в глазах потребителей, так как они считают, что приобретают товар одного производителя.

Виктория Рябенко

Bsadsensedinamick

# Нюансы бизнеса

Навигация по статье

  • Что такое конкуренция и ее основные типы
  • Законодательная база
  • Каким способом убрать успешного конкурента
  • Добросовестная и недобросовестная конкуренция
  • Понятие недобросовестной конкуренции
  • Формы недобросовестной конкуренции
  • Специфика понятия
  • Методы навязывания незаконной конкуренции
  • Злоупотребление средствами индивидуализации
  • Распространение неправдивых, искажающих реальность сведений
  • Введение потенциальных клиентов в заблуждение
  • Невыгодное сравнение конкурента
  • Примеры недобросовестной конкуренции
  • Как распознать незаконное ведение конкуренции
  • Первые признаки недобросовестной конкуренции
  • Законодательство и незаконная конкуренция
  • Как составить жалобу в ФАС

Рыночные отношения устроены таким образом, что конкуренция является обязательным элементом в цепочке. Она препятствует образованию монополии на рынке, способствует постоянному улучшению качества продукции и контролирует рост цен.

Что такое конкуренция и ее основные типы

Конкуренция представляет собой соперничество предприятий на рынке для получения максимальной прибыли.

Существует две основные формы конкуренции: внутриотраслевая (между предприятиями одной отрасли) и межотраслевая (между крупными предприятиями разных отраслей).

Также конкуренцию классифицируют по разным признакам:

  • По масштабам развития;
  • По характеру развития;
  • По соотношению спроса и предложения;
  • В зависимости от предпосылок конкурентного развития рынка.

Давайте подробнее остановимся на совершенной (свободной) и несовершенной конкуренции. Первый вид подразумевает полное равноправие и свободу на рынке, каждое предприятие имеет полный доступ ко всей информации, отсутствует разнообразие торговых марок, предприятия развиваются самостоятельно, то есть нет воздействия со стороны конкурентов.

Несовершенная конкуренция – это монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Различаются эти подтипы конкуренции количеством лидирующих производителей на рынке. В монополии присутствует чаще всего одна крупная фирма, которая не имеет серьезных конкурентов. В монополистической конкуренции участвует большое количество производителей, которые предлагают похожий, но не идентичный продукт покупателям.

В олигополии число конкурентов не превышает десяти фирм. Производители непосредственно влияют на ценовую политику, распределяют между собой рынок и препятствуют появлению новых конкурентов. В России примером олигополии является автомобильная промышленность.

На практике фирмы применяют различные методы, чтобы увеличить свою долю на рынке, привлечь внимание покупателей и получить наибольшую прибыль. Производители могут снижать цену, улучшать качество продукции, предлагать дополнительные услуги и так далее.

Однако в процессе жесткой конкуренции многие фирмы прибегают к незаконной деятельности.

Законодательная база

На территории РФ действуют четыре основные закона, регулирующие рыночную конкуренцию:

  • ФЗ № 135-Ф3 «О защите конкуренции»
  • Статья 34 Конституции РФ
  • ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей»
  • ФЗ № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»

Наиболее полно запрещенные методы конкуренции описаны в ФЗ «О защите конкуренции». Согласно этому закону, к недобросовестным формам относятся:

  • Дискредитация конкурирующего предприятия;
  • Введение в заблуждение покупателя или клиента;
  • Некорректное сравнение продукции или услуг конкурента;
  • Ведение конкуренции путем приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации юр. лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;
  • Ведение конкуренции с помощью использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • Создание смешения;
  • Незаконное получение, использование и разглашение коммерческой или охраняемой законом тайны;
  • Любые другие виды недобросовестной конкуренции.

Каким способом убрать успешного конкурента

Конкуренция является двигателем торгового прогресса, способствует развитию рынка и улучшению качества товаров и услуг. Благодаря здоровому соперничеству, у потребителя всегда есть выбор, а производитель постоянно старается улучшить свой продукт. Однако на рынок выходят новые компании и производители, и конкуренция постоянно растет. Крупные предприятия всячески стараются удержать свои лидирующие позиции, поэтому нередко препятствуют развитию своих малых коллег. На практике используются не только стандартные методы борьбы, но и недобросовестные.

Добросовестная и недобросовестная конкуренция

К добросовестным методам относят ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает специальное снижение цен, чтобы покупатель заинтересовался новой маркой товара и приобрел продукт. К неценовой конкуренции относят изменения, направленные на улучшение качества услуги или товара, запуск новых акций, ребрендинг и расширение ассортимента.

Любой недобросовестный метод нарушает закон РФ «О защите конкуренции». Если предприниматель распространяет ложные сведения о конкурентах, старается нарушить поставки товара, намеренно занижает цену, то его можно привлечь к ответственности.

Понятие недобросовестной конкуренции

Недобросовестное ведение конкуренции представляет совокупность методов, направленных на получение выгоды, которые заведомо нарушают нормы и правила конкуренции, прописанные в законе.

Формы недобросовестной конкуренции

Виды незаконной конкуренции прописаны в законе «О защите конкуренции». Следующие действия субъектов по отношению к своим конкурентам будут являться незаконными:

  1. Распространение недостоверной информации, которая в дальнейшем может нанести значительный ущерб имиджу конкурентов;
  2. Намеренное сопоставление двух марок, например, в рекламе, для того, чтобы показать товар конкурентов в худшем свете;
  3. Распространение некачественного товара под маркой конкурента;
  4. Подкуп влиятельных лиц (например, сотрудников налоговой службы) для воздействия на конкурента;
  5. Разглашение конфиденциальной информации о работе конкурентов;
  6. Препятствие сбыта товара конкурента.

Многие компании не сразу понимают, почему спрос на товар начал резко снижаться. Только спустя некоторое время, руководители предприятия осознают, что в этом замешаны конкуренты.

Специфика понятия

Понятие «недобросовестная конкуренция» подразумевает любое действие предпринимателя в отношении своих конкурентов, которое нарушает установленные законы. Лишь в этом случае действие субъекта будет рассмотрено как правонарушением.

Также важно понимать, что в ходе нарушения должен быть причинён ущерб конкуренту. Это относится как к репутации, так и к финансовой стороне.

Методы навязывания незаконной конкуренции

Конкурент обращается к различным методам для достижения своих целей. Все представленные ниже способы являются примером недобросовестной конкуренции.

Злоупотребление средствами индивидуализации

Согласно 10 статье гражданского кодекса, представители фирм не могут ограничивать конкуренцию на юридическом уровне, а также злоупотреблять правом. Однако многие предприниматели пренебрегают данным запретом и активно стараются воздействовать на конкурента средствами индивидуализации.

Распространение неправдивых, искажающих реальность сведений

Иногда достаточно распространить ложную информацию о конкуренте, тем самым дискредитируя его в глазах потенциальных покупателей. Компания-соперник намеренно искажает сведения о конкуренте, чтобы подорвать репутацию субъекта и нанести ему ущерб в финансовой сфере. Подменить могут информацию о качестве и свойствах товара, а также выдать заведомо ложные факты о способах и условиях изготовления продукта. Стоит помнить, что распространение искажённых сведений о количестве, а также реальном спросе на товар считается незаконным.

Введение потенциальных клиентов в заблуждение

Благосостояние компании напрямую зависит от спроса. Клиент, привыкший к определённому товару и его качеству, скорее всего, в следующий раз купит этот же продукт. Конкуренты могут совершать противоправные действия против субъекта, с целью создания ложного впечатления о продукте. Например, выпуск некачественного товара, который имеет меньший вес, объём или совершенно иной состав, под маркой конкурента. Потребитель, потративший средства на такой продукт, будет разочарован, и в следующий раз не захочет его покупать.

Невыгодное сравнение конкурента

Согласно 14 статье закона «О защите конкуренции» предприниматели не имеют права сравнивать продукты и давать какую-либо оценку конкурентному товару.

Этот метод недобросовестной конкуренции относится к распространению ложной информации. Чаще всего это нарушение встречается в рекламе и бывает позитивным или негативным.

  1. Негативное сравнение проявляется в попытке принизить качество чужой продукции с целью превознести свой товар. Оценка товара безусловно является неадекватной, так как за образец берутся не объективные признаки, а голословные утверждения, например, такие: «мой товар лучше, чем аналогичный у конкурента». Товар конкурента подается таким образом, что его легко можно узнать.
  2. Позитивное сравнение построено на хорошей репутации конкурента, например, «наш товар так же хорош, как и ваш». Качество продукта, производимого конкурентом доказано и уравнивается со сравниваемым товаром. У потребителя складывается обманчивое впечатление о новом продукте, а конкурент несет потери из-за недобросовестной продукции другого производителя.

Примеры недобросовестной конкуренции

Осенью 2012 года ООО «Издательский Дом «Флагман» нарушил первую часть 14 статьи закона «О защите конкуренции», указав неверное количество экземпляров журнала «Интерьер & Дом» в выходных данных. Этот акт является незаконным, так как была распространена недостоверная информация. Журнал с большим тиражом имеет преимущества перед рекламодателем. Производитель указал 5 тысяч экземпляров, что не соответствовало реальности.

Обратимся к другому зафиксированному случаю недобросовестной конкуренции. В 2009 году ООО «Алкой-Холдинг» выпустил продукт практически идентичный конкурентному товару и продавал его по сниженной цене. Точки сбыта БАД «Коэнзим Q 10. Энергия клеток» и БАД «КУДЕСАН» были одинаковыми. Сходство продуктов в дизайне и составе привело к тому, что покупатель останавливался на более дешевой добавке, что повлекло снижение спроса на продукт конкурентов.

На практике фирмы часто стараются воздействовать на мнение покупателя, используя методы недобросовестной конкуренции и рекламу.

Как распознать незаконное ведение конкуренции

Порой удается не сразу распознать недобросовестную конкуренцию. Важно помнить, что это может случиться с каждым предприятием и стараться предотвратить незаконные действия на первых этапах. Если ваш конкурент активно старается занять лидирующую позицию на рынке, всячески препятствует вашему развитию, использует противозаконные средства для достижения своих целей, то, скорее всего, его можно привлечь к ответственности за незаконное ведение конкуренции.

Для того чтобы не стать жертвой в конкурентной борьбе, стоит тщательно проверять новых сотрудников, предотвращать или немедленно опровергать слухи, не распространять важную информацию о планируемых инновациях, стараться предотвратить возможные заговоры против фирмы.

Первые признаки недобросовестной конкуренции

Если показатели спроса на ваш товар или услугу стали резко уменьшаться, то стоит проверить, не стали ли вы объектом недобросовестной конкуренции. Уличить предприятия в незаконной деятельности против вас бывает очень непросто.

Если у вас появились подозрения, что в ситуации замешаны третьи лица, то:

  1. Проверьте, не произошла ли утечка важной информации.
  2. Постарайтесь выявить причину снижения спроса: проанализируйте рынок, возможно, появился новый конкурент, который старается занять лидирующую позицию.
  3. Относитесь более внимательно к своему персоналу, возможно, кто-то передает информацию конкурентам.
  4. Заручитесь поддержкой вышестоящих органов.

Законодательство и незаконная конкуренция

Если конкурент был замечен в применении методов недобросовестной конкуренции, то он может понести следующее наказание:

  • Должностной лицо будет оштрафовано на 12 тысяч рублей;
  • Компания понесет ущерб в размере 100 тысяч рублей;
  • 20 тысяч рублей придется заплатить должностному лицу, в случае использования интеллектуальной собственности конкурента;
  • Если интеллектуальная собственность была продана, то штраф составит от 0,01 до 0,15 % от суммы (но не менее 100 тысяч рублей);
  • Также может быть применена уголовная ответственность, если конкурентное предприятие потеряло более 5 миллионов рублей, или же субъект получил прибыль в размере этой суммы в процессе недобросовестной конкуренции.

Как составить жалобу в ФАС

Если на вас оказывают влияние конкуренты, применяя недобросовестные методы, то лучше всего обратиться в антимонопольную службу. Для того чтобы ФАС смог принять меры против нарушителей, вам необходимо правильно составить жалобу.

В заявлении вы должны указать:

  • Причину обращения в ФАС;
  • Полные данные конкурентной компании, которая нарушила закон;
  • Пункты законодательства, которые были нарушены;
  • Данные заявителя.

Заявление составляется на имя начальника местного отделения антимонопольной службы. Также вам необходимо приложить документы, подтверждающие нарушение закона конкурентами. Все их действия подробно описываются в жалобе. У сотрудников ФАС должна сложиться полная картина происшествия. Заявление подписывается руководителем предприятия и заверяется печатью.

После подачи жалобы в течение 30 дней вам придет ответ. Однако ФАС может продлить срок рассмотрения заявления до 60 дней.

Если вы предоставили недостаточное количество доказательств или неправильно составили заявление, то антимонопольная служба может отказать вам в содействие. Почему еще могут вам отказать?

  1. Если текст жалобы имеет грамматические и пунктуационные ошибки или нецензурные выражения;
  2. Если письмо отправлено анонимно;
  3. Если вы уже обращались по данной проблеме в ФАС;
  4. Если ваш случай влечет за собой раскрытие государственной тайны.

Для положительного ответа вам нужно полностью изложить всю информацию в одном документе.

Скачать образец заявления

Подводя итоги, отметим, что иногда выявить и доказать факт использования конкурентом недобросовестных методов бывает непросто. Если в сговоре участвует несколько крупных компаний, то противостоять бывает практически невозможно. Поэтому важно выявить недобросовестную конкуренцию на ранних этапах. В таком случае проще сохранить свою репутацию и избежать разорения.


Постановление Суда по интеллектуальным правам от 25.10.2016 N С01-920/2016
В силу пункта 7 статьи 4 Закона N 135 под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Гипотеза нормы, содержащейся в пункте 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не ограничивается только указанием на незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, она также включает перечень юридических фактов, при наличии которых деяние может быть признано недобросовестной конкуренцией в соответствии с этим пунктом (продажа, обмен или иное введение в оборот товара). Следовательно, законодателем перечислены конкретные действия, при совершении которых лицо может быть признано допустившим факт недобросовестной конкуренции.
Норма пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, учитывая административный характер правоотношений, в которых находятся государственный орган и лицо, привлекаемое к ответственности, не может толковаться расширительно
Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией такие действия должны, в том числе, причинять (иметь возможность причинять) убытки другому хозяйствующему субъекту конкуренту либо наносить (возможность наносить) вред его деловой репутации (причинение вреда).

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 21.10.2016 N С01-947/2016
Антиконкурентное законодательство предусматривает доказательства размера убытков или объема негативных последствий, а не оперирует критериями вероятностного их наступления. Вероятность наступления последствий, которые могут наступить в будущем может учитываться в случае, когда нарушение при рассмотрении дела не устранено.
В случае, если устранение нарушения осуществлено до вынесения решения антимонопольным органом, то вероятность наступления убытков в будущем отсутствует.
При таких обстоятельствах, для вывода о не устранении уже примененных негативных последствий, необходимо доказательство их наличия. В отсутствие таких доказательств, обязание их устранить, является беспредметным.
Оспариваемое решение антимонопольного органа не содержит доводов того, что имелись какие-либо негативные последствия использования наименования юридического лица, но до рассмотрения УФАС антимонопольного дела они не были устранены.

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 11.10.2016 N С01-871/2016
Установление честности или нечестности действий по использованию исключительного права на товарный знак само по себе не свидетельствует о честности или нечестности приобретения такого права.
Нечестная цель приобретения исключительного права на товарный знак может определяться известностью лицу, приобретающему право на товарный знак, факта использования тождественного или сходного обозначения иными лицами, и желанием этого лица получить необоснованные преимущества посредством монополизации обозначения, широко известного потребителю, либо его желанием вытеснить с рынка конкурентов посредством такой монополизации.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали на ничем не подтвержденный и противоречащий представленным доказательствам вывод антимонопольного органа о введении обществами товаров с использованием сходного обозначения с 2002 года, при том, что названные общества были образованы значительно позднее, и не могли в указанный период осуществлять такую деятельность.

04.03.2010

Двадцатый апелляционный суд

Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства о защите конкуренции

Требования к конкурсной документации.

1. Не допускается ограничение конкуренции путем включения в конкурсную документацию качественных и количественных характеристик работ, товаров и услуг, имеющих целевую направленность определения победителя конкурса.

Общество с ограниченной ответственностью (далее заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы (далее Управление) о признании недействительным решения управления, о незаконности документации об аукционе, разработанной муниципальным предприятием. Общество считает, что данная документация содержит технические характеристики троллейбусов, которые имеют целевую направленность в отношении определения победителя аукциона.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности решения УФАС по области и в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с таким выводом по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2.1, 3 ст. 22 Закона №94-ФЗ не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом. Конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Как установлено судом, в конкурсной документации (приложение №1) по лоту №2 содержатся требования к функциональным и качественным характеристикам поставляемой техники.
Частью 2 статьи 34 Закона обязанность конкретизации товара по его техническим характеристикам возложена на заказчика и уполномоченный орган. По техническим характеристикам заказчик выбирает необходимый ему товар для удовлетворения имеющихся потребностей. Хозяйственный оборот троллейбусов, отвечающих по своим характеристикам документации об аукционе, не ограничен. Любое лицо вправе предложить на продажу товар с нужными характеристиками.
Судом установлено, что выбор технических характеристик заказчиком сделан с учетом технического обслуживания транспортных средств в процессе их эксплуатации. Ремонтная база муниципального предприятия «Троллейбусно-трамвайное управление» позволяет осуществлять ремонт троллейбусов с колесной базой в 6,025 метра, что диктует необходимость применения характеристик транспортных средств со строго определенными параметрами или их эквивалентов, которые и представлены в приложении №1 к документации об аукционе.
Частью 3 статьи 34 указанного Закона предусмотрено, что эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в которой перечислены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
С учетом изложенного, указание в технической части конкурсной документации слово «или эквивалент» подразумевал соответствие эквивалентных товаров по качеству, техническим и функциональным характеристикам и не может повлечь ограничения количества участников размещения заказа.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция посчитала, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что конкурсная документация соответствовала требованиям, установленным ст.22 Закона №94-ФЗ, в связи с чем признал правомерным решение антимонопольного органа.
(Постановление апелляционной инстанции от 09.02.2009 по делу А54-3435).

Действия доминирующего хозяйствующего субъекта, приводящие к ограничению конкуренции.

2. Для признания отказа уполномоченного органа выдать акт обследования маршрута хозяйствующему субъекту, не являющемуся победителем конкурса на транспортное обслуживание населения, действием, ограничивающим конкуренцию, необходимо доказать факт наступления негативных последствий, предусмотренных п.2 ч.1. ст.15 ФЗ «О защите конкуренции».

Управление городского хозяйства (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы о признании недействительным его решения о незаконности отказа заявителя в выдаче индивидуальному предпринимателю копий актов обследования автобусного маршрута №41, а также отказе в согласовании графика движения (расписания) по данному маршруту, которые признаны нарушающими п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам).
Решением Арбитражного суда заявленные требования удовлетворены, суд апелляционной инстанции не нашел законных оснований для отмены данного решения.
По итогам конкурса на заключение договоров на транспортное обслуживание населения по городским и муниципальным городским маршрутам регулярного сообщения транспортом общего пользования на территории муниципального образования, и данным, указанным в сведениях о маршруте № 41, были определены лица, с которыми уполномоченным органом заключены договоры на регулярное транспортное обслуживание населения. Положением «О порядке проведения конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на заключение договоров на транспортное обслуживание населения по маршрутам регулярного сообщения и по муниципальным (городским) маршрутам регулярного сообщения транспортом общего пользования на территории муниципального образования» установлена обязанность заявителя, согласовывать победителю конкурса расписание движения маршрутов.
Подобное требование закреплено и п. 3.24 Положения об управлении городского хозяйства города, утвержденного постановлением городского головы города.
Поскольку ИП не является победителем конкурса на право заключения договора по маршруту № 41, то отказ в выдаче акта обследования маршрута не нарушил его права и законные интересы, Управление городского хозяйства города действовало в соответствии с действующим законодательством.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ). Таким образом, УФАС было обязано доказать, что действия Управления городского хозяйства города могли привести к тем негативным последствиям, которые указаны в п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Таких доказательств представлено не было.
В обоснование своей позиции УФАС ссылался на то, что согласование графиков движения по конкретному маршруту и выдача актов обследования маршрутов должны осуществляться по заявлению любого лица, обладающего соответствующей лицензией, дающей право выполнять перевозки пассажиров.
Апелляционная инстанция не согласилась с данным доводом апелляционной жалобы, поскольку отказ заявителя выдать акт обследования автобусного маршрута № 41 лицу, с которым не был заключен договор на транспортное обслуживание для регулярных перевозок пассажиров, и согласовать с ним график движения по данному маршруту не подтверждал факт совершения заявителем действий, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем обжалуемое заявителем решение следовало правомерно признать незаконным.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами нижестоящих судов и не нашел оснований для их отмены.
(Постановление апелляционной инстанции от по делу А23-3842/2008 от 24.03.2009).

Открытое акционерное общество (далее по тексту ОАО) обратилось в Арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу (далее по тексту - ЗАО) и Московскому представительству общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту МПООО) о публичном опровержении недостоверной рекламы путем наложения обязанностей ЗАО осуществить публичное опровержение недостоверной рекламы (контррекламу) путем размещения слогана «ХХХ НЕ всегда дешевле. Контрреклама» с использованием рекламных средств, на которых и посредством которых распространялась ненадлежащая реклама, в течение времени, равного периоду распространения последней.
Принятым по делу решением исковые требования ОАО оставлены без удовлетворения.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного искового требования суд апелляционной инстанции посчитал законным и обоснованным в силу следующих статей закона «О рекламе».
Согласно пунктам 1, 4 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Частью 1 ст. 5 Закона N 38-ФЗ установлено, что недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу статьи 38 Федерального закона «О рекламе» лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
В данном же случае, как установил суд первой инстанции, в спорной рекламе не упоминается ни об иных определенных операторах сотовой связи, оказывающих аналогичные услуги, ни о конкретных юридических лицах, а также не содержится сравнения с ценовой политикой иного оператора связи. В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не доказано, что размещение слогана «ХХХ всегда дешевле» в рекламе ответчика нарушает его права и интересы, и, следовательно, не доказано, что он является заинтересованным в деле лицом, так как ОАО никоим образом не идентифицировано в спорной рекламе.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы ОАО и отмены принятого законного и обоснованного решения.
(Постановление апелляционной инстанции от 02.04.2009 по делу А62-4839/2007, постановление апелляционной инстанции от 26.02.2009 по делу А62-6432/2008).

Дискриминационные условия

4. При оценке действий хозяйствующего субъекта по навязыванию невыгодных условий договора необходимо принимать во внимание не только соблюдение процедуры заключения договора, предусмотренных ГК, но и нормы антимонопольного законодательства.

Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы (далее Управление, УФАС) о признании недействительными решения и предписания Управления (Решением УФАС действия Общества по заключению с разными организациями договоров на неравных условиях были признаны нарушающими п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон №135-ФЗ) - создание дискриминационных условий, а уклонение от изменения этих условий, как нарушение п.3 ч.1 ст.10 Закона №135-ФЗ - навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него).

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта. Данные судебные акты были отменены постановлением кассационной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что публичный договор - вид гражданско-правового договора и это следует понимать как запрет устанавливать в отдельных договорах дискриминационные условия, то есть условия, которые ставят одного или нескольких потребителей в неравное положение по отношению к другим потребителям.
Между тем такое требование не означает, что условия договора для всех потребителей должны быть одинаковыми, то есть стандартными. Публичный договор является гражданско-правовым договором, в котором сторонами могут устанавливаться (согласовываться) разные условия в зависимости от конкретных обстоятельств, если в ГК РФ и иные законы включены диспозитивные нормы. Запрещена только дискриминация, то есть установление заведомо разных условий, в том числе благоприятных или неблагоприятных для отдельных участников договора. Именно так можно трактовать термин «одинаковые условия».
Таким образом, из анализа п. 2 ст. 426 ГК РФ следует запрет на изначальное установление поставщиком заведомо разных условий договоров для своих покупателей.
Стороны могут предусмотреть разные сроки платежа, разный порядок исполнения обязательств. Покупатель свободен в установлении своих прав и обязанностей на основе договора, определении не противоречащих законодательству условий.
Равенство положений одного хозяйствующего субъекта на рынке по отношению к положениям иных хозяйствующих субъектов на том же рынке заключается не в полном сходстве условий и обстоятельств приобретения товаров, а в том, что эти условия и обстоятельства не выходят за пределы допустимого для других лиц диапазона осуществления гражданских прав, не налагают ограничений и не являются необоснованными.
Заключение с одним покупателем договора на поставку газа, являющегося в соответствии с нормами гражданского законодательства публичным договором, на условиях, отличных от аналогичных договоров, заключенных с иными лицами, не свидетельствует о создании дискриминационных условий и соответствует отраженному в п. 1 ст. 421 ГК РФ принципу свободы договора.
Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствует ущемление прав хозяйствующим субъектом на товарном рынке путем навязывания условий договора, следовательно, законодательство о конкуренции действиями Общества не нарушено.
Суд кассационной инстанции посчитал, что суды не учли следующего.
В ст.1 Гражданского кодекса РФ установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон №135-ФЗ).
Общество является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, и на него распространяются требования ст.10 Закона №135-ФЗ.
В соответствии с п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Кроме того, в этом пункте указано, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, при оценке действий Общества по навязыванию невыгодных условий договора необходимо принимать во внимание не только соблюдение процедуры заключения договора, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, но и нормы антимонопольного законодательства.
Согласно ч.4 ст.421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Заключая договоры с разными потребителями на различных условиях, Общество действовало вне допустимых пределов осуществления гражданских прав, установленных ст.426 ГК РФ и ст.26 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее Закон №69-ФЗ), а именно: ст.426 ГК РФ содержит требование, что условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей; ст.26 Закона №69-ФЗ запрещает поставщикам газа включать в договоры условия, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями.
Согласно п.8 ст.4 Закона №135-ФЗ дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при котором один или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Это определение не содержит указаний на то, что термин дискриминационные условия применяется только к конкурирующим между собой хозяйствующим субъектам.
Таким образом, термин дискриминационные условия применим к отношениям доминирующего хозяйствующего субъекта с любыми контрагентами, приобретающими у него один и тот же товар.
В пользу такого толкования говорит и статья 26 Закона №69-ФЗ, содержащая специальные антимонопольные правила, запрещающие включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями вне зависимости от того, являются ли эти потребители конкурентами или нет.
Действия Общества, как доминирующего хозяйствующего субъекта, в результате которых его контрагент вынужден вступать в правоотношения (продолжать правоотношения) на невыгодных для себя условиях либо обращаться в соответствии со ст.11 ГК РФ в суд или административный орган с целью изменения этих правоотношений, свидетельствуют о навязывании невыгодных условий.
Таким образом, отказы Общества от изменения условий договоров поставки газа обоснованно квалифицированны УФАС как нарушение п.3 ч.1 ст.10 Закона №135-ФЗ.
(Постановление апелляционной инстанции от 8.06.2009 по делу А54-5481/2008, постановление кассационной инстанции от 5.10.2009 по делу А54-5481/2008).

Муниципальная помощь может предоставляться только в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности.


5. Муниципальная помощь может предоставляться для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих приоритетные виды деятельности без какого-либо ограничения по срокам их деятельности с момента государственной регистрации.

Городская Дума (далее Дума) обратилась в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы (далее Управление) о признании недействительным решения Управления, согласно которому городская Дума нарушила ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», так как некоторые пункты муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании» содержат нормы, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано. Статьей 14 данного Закона закреплены основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах и оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Пунктом 5.9 Программы установлено, что имущественную поддержку может получить только субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность не более пяти лет с момента государственной регистрации и осуществляющий деятельность в приоритетных направлениях, указанных в п.5.5 Программы. В силу п.5.13 Программы финансовую поддержку может получить только субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в приоритетных направлениях, указанных в п.5.5 Программы, и не более десяти лет с момента государственной регистрации. Таким образом, помимо установления приоритетных видов деятельности, названные пункты также устанавливают дополнительные условия для получения имущественной поддержки в виде срока осуществления деятельности.
Согласно п.6 ч.1 ст. 19 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления муниципальная помощь может предоставляться только в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности.
Поскольку федеральное законодательство ограничений для получения имущественной и финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, исходя из срока деятельности с момента государственной регистрации, не содержит, то включение такого условия в программу противоречит ст. 15 Закона, где содержится запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. С учетом изложенного п.п. 5.9, 5.13 Программы правомерно признаны Управлением не соответствующими антимонопольному законодательству. Пункты 5.8 и 5.12 Программы устанавливают единственный способ оказания имущественной и финансовой поддержки малому и среднему предпринимательству путем их предоставления на конкурсной основе. Статья 20 Закона предусматривает возможность получения муниципальной помощи с предварительного письменного согласия антимонопольного органа (ч.2). В этом случае каких-либо дополнительных процедур, в том числе проведения торгов, не требуется.
Таким образом, включение в программу положений о предоставлении имущественной и финансовой поддержки малому и среднему предпринимательству исключительно на конкурсной основе при наличии законодательно установленной возможности предоставлять такую поддержку с согласия антимонопольного органа без проведения торгов противоречит антимонопольному законодательству, вследствие чего п.п. 5.8 и 5.12 Программы правомерно признаны Управлением ограничивающими конкуренцию.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывается органами местного самоуправления на тех же условиях, что и субъектов малого и среднего предпринимательства. Суд апелляционной инстанции посчитал указанный вывод ошибочным ввиду следующего.
Пункт 5.10.2 Программы устанавливает требование к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, - осуществление деятельности не менее 5 лет с момента государственной регистрации.
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ч.3).
При этом ни Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ни Федеральный закон «О защите конкуренции» не содержат каких-либо правил, ограничений или критериев, которые должны быть соблюдены органами местного самоуправления при установлении требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, вследствие чего полномочиями по установлению таких критериев наделены исключительно органы местного самоуправления. С учетом изложенного программа в части установления требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, - осуществление деятельности не менее 5 лет с момента государственной регистрации не противоречит антимонопольному законодательству, поскольку принят в пределах полномочий органов местного самоуправления.
Вывод же суда первой инстанции о том, что поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывается органами местного самоуправления на тех же условиях, что и субъектов малого и среднего предпринимательства, не основан на положениях законодательства. Порядок оказания помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в силу изложенных норм отличается от порядка оказания помощи организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
(Постановление апелляционной инстанции от22.06.2009 по делу А68-1214/2009).

Не допускается недобросовестная конкуренция.

6. Не допускается недобросовестная конкуренция путем незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг.

ООО 1 обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы (далее Управление, УФАС) о признании недействительным решения о нарушении антимонопольного законодательства (управлением выявлен факт нарушения обществом ст.14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в продаже и введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица).
Решением Арбитражного суда заявленные требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не нашел оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В силу пункта 9 статьи 4 Закона № 135-ФЗ под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, являлось хозяйствующим субъектом; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в использовании исключительного права на средства индивидуализации продукции, работ или услуг другого юридического лица, были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли бы причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта. В соответствии с п. 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных Приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 05.03.2003 N 32 (далее Правила) обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, самостоятельно проведя сравнительный анализ представленных обозначений на основании подпункта 14.4.2 Правил, а также указав на наличие у суда права на такую оценку без назначения экспертизы (пункт 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности"), указал на то, что словесное обозначение «ПОРТ ВИН» входит в состав комбинированного товарного знака, зарегистрированного ООО 2, поскольку включает в себя и изобразительный элемент (окружность с нарисованным в ней кораблем). Цвет товарного знака - зеленый, темно-зеленый, серый, коричневый, синий, голубой, белый. Изображение товарного знака ООО 2 содержится на этикетке товара.
На этикетке ООО 1 указывает на наименование товара «ПОРТВИН». Кроме того, суд первой инстанции признал, что анализ графических изображений на этикетках позволяет сделать вывод об отсутствии их сходства до степени смешения товарного знака ООО 2 и графического обозначения, используемого ООО 1, исходя из следующего: товарный знак Общества включает словесный элемент два слова - ПОРТ и ВИН, расположенные горизонтально, а на этикетке вина, выпускаемого ООО 1, изображено единое слово «ПОРТВИН», изображение расположено вертикально, имеются различия в цветовой гамме исполнения словесных элементов и стиле их написания. Кроме того, изобразительный элемент комбинированного обозначения (парусный корабль) играет существенную роль в индивидуализации товара наряду со словесным элементом. Этот элемент оригинален, его размеры превышают размеры словесного обозначения, изобразительный элемент расположен между слов ПОРТ и ВИН.
Суд первой инстанции, принимая во внимание отмеченные различия, пришел к правильному выводу о том, что словесное обозначение «ПОРТВИН» на этикетке вина, выпускаемого ООО 1, не может ассоциироваться с товарным знаком ООО 2 и ввести потребителей в заблуждение относительно товара и его изготовителя.
Кроме того, судом первой инстанции было обоснованно отмечено и то, что сам факт производства и реализации ООО 1 вина со словесным обозначением «ПОРТВИН» на этикетке угрозы, наступления таких последствий не создавал.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам об отсутствии сходства до степени смешения товарного знака ООО 2 и графического обозначения, используемого ООО 1 и о недоказанности Управлением наличия в действиях Общества недобросовестной конкуренции.
(Постановление апелляционной инстанции от 07.09.09. по делу А09-3461).

Запрет соглашений между органами государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами для совершения совместных действий.


7. Факт размещения органа местного самоуправления в непосредственной близости от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, схожую с функциями органа местного самоуправления не означает заинтересованности последнего в создании преимуществ хозяйствующим субъектам.

Городская Дума (далее заявитель, Дума) обратилась в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы (далее ответчик, Управление) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы (управлением установлен факт наличия в действиях Главного управления записи актов гражданского состояния и Думы признаков нарушения требований, определенных в ст.16 Закона о защите прав потребителей, заключающиеся в том, что отдел ЗАГСа без законных оснований занимает помещение в здании муниципальной собственности совместно с хозяйствующими субъектами, работающими на рынке ритуальных услуг).
Решением Арбитражного суда заявленные требования удовлетворены. Суд апелляционной инстанции согласился с судебным актом, исходя из следующего.
В силу ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами. Согласно ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, соглашения и согласованные действия, сделки могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться, в частности, совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
В соответствии с подп. 5 п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Согласно ст. 11 Положения о порядке распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования - городской округ город, утвержденного решением городской Думы, в безвозмездное пользование может быть передано движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной казне города, для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности с использованием передаваемого имущества, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п.1). Объекты муниципального имущества передаются администрацией города в безвозмездное пользование по решению городской Думы или по результатам проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования. Исходя из вышеизложенных норм и статей 28, 31 устава муниципального образования - городской округ город области суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение от 22.01.2009 № 02-1 вынесено Думой в соответствии с требованиями действующего законодательства в пределах предоставленных ей законом полномочий.
При этом Дума и Главное управление записи актов гражданского состояния Рязанской области являются органами соответственно местного самоуправления и центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области на территории Рязанской области специальной компетенции, осуществляющими полномочия, предусмотренные действующим законодательством, их деятельность не носит коммерческий характер и не связана с извлечением прибыли.
Действующим законодательством не запрещено размещение структурных подразделений органов государственной власти и местного самоуправления в зданиях, где также расположены иные хозяйствующие субъекты. Деятельность Главного управления записи актов гражданского состояния и его структурных подразделений не носит коммерческий характер, в связи с чем, у него отсутствует заинтересованность в создании преимуществ хозяйствующим субъектам, оказывающим ритуальные услуги. Обратного ответчиком не доказано.
Кроме того, из Положения о Главном управлении записи актов гражданского состояния, утвержденного постановлением губернатора области, следует, что государственная регистрация смерти является лишь одним из направлений деятельности Главного управления записи актов гражданского состояния.
С учетом этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у данных органов отсутствует заинтересованность в создании преимуществ хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствовали.
(Постановление апелляционной инстанции от 28.09.09 по делу А54-2337).

Конкуренция определяет рыночную стоимость товаров, способствует улучшению их качества. К сожалению, конкурентная борьба не всегда проходит в рамках правового поля. Встречаются различные виды недобросовестной конкуренции. Они могут быть прямо направлены на выделение собственной продукции среди других, получение прибыли незаконным путём и порчу репутации конкурента или скрыто на это влиять.

Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, направленные на получение преимуществ на рынке товаров и услуг. Они могут причинить убытки или иметь негативное действие на деловую репутацию конкурентов.

Законодательством предусмотрены следующие виды недобросовестной конкуренции:

  • распространение неточных, ложных сведений о товаре или производителе, которые могут причинить убытки или нанести вред деловой репутации;
  • распространение информации, вводящей потребителей в заблуждение, некорректного сравнения аналогичных товаров;
  • незаконное использование объектов интеллектуальной собственности;
  • введение в заблуждение по поводу качеств товара, способа производства, производителей;
  • демпинг (незаконные действия по занижению цены);
  • незаконное распространение служебной информации, коммерческой тайны, которые могут дестабилизировать производство и т.д.

Если недобросовестным конкурентом был использован один или несколько из вышеуказанных методов, с целью подорвать коммерческий успех вашего бизнеса, рекомендуем своевременно обратиться за квалифицированной юридической помощью для защиты ваших интересов. Специалисты нашего бюро найдут способы прекратить нечестную рыночную борьбу и восстановить вашу деловую репутацию и доверие потребителей.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляет ФАС, посредством своих территориальных управлений. Если были выявлены нарушения, ФАС принимает меры для их прекращения, защищает нарушенные права, а также привлекает нарушителя к ответственности.

Российским законодательством установлена административная и уголовная ответственность за деяния, попадающие под определение недобросовестной конкуренции.

Административная ответственность применяется в случае совершения действий, наказание за которые не предусмотрены уголовным законодательством. В этом случае на нарушителя может накладываться только штраф в пределах 500 тыс. руб. В некоторых случаях его размер может быть пропорциональным выручке, полученной от незаконной реализации товара.

Прежде чем прекратить нарушение и взыскать штраф, ФАС передаёт материал на рассмотрении комиссии, которая также заслушивает позиции сторон. Изучив материалы, она определяется степень неправомерности в действиях конкурента и нужна ли административная защита от недобросовестной конкуренции. Его можно обжаловать в досудебном порядке (обращение в вышестоящие инстанции) или суде.

За некоторые действия, направленные на незаконное устранение конкурентов или улучшение собственных показателей, предусмотрены меры защиты в уголовном законодательстве. Среди уголовно наказуемых недобросовестных действий:

  • разглашение коммерческой тайны;
  • нарушение авторских, изобретательских и патентных прав;
  • заключение между конкурентами соглашения, ограничивающего конкуренцию;
  • неоднократное использование чужих средств индивидуализации товаров.

К нарушителю применяется штраф, исправительные или принудительные работы, арест, лишение свободы.

Если вы не уверены в наличии доказательств, достаточных для защиты своей правоты, лучше сразу обратиться в патентное бюро. Наши специалисты проанализируют сложившуюся ситуацию, расскажут, на что нужно обратить внимание, и представят ваши интересы перед комиссией. Если решение будет вынесено не в вашу пользу, мы также составим и направим исковое заявление в суд, защитим ваши права во время рассмотрения дела.

Правовая защита от недобросовестной конкуренции

О правовой защите от недобросовестной конкуренции следует позаботиться ещё до совершения незаконных действий со стороны конкурентов. Это поможет избежать значительных убытков и отстоять вашу правоту в суде в случае нарушений.

Прежде всего, нужно обязательно , бренд. Если средства индивидуализации разрабатывал сторонний исполнитель, включите в договор пункт об ответственности за уникальность и повторную продажу разработки.

Чтобы вовремя выявить факт нарушения, регулярно проводите мониторинг рынка. Если были выявлены нарушения, зафиксируйте их с помощью фото- или видеосъёмки.

Используйте зарегистрированный товарный знак, не допускайте, чтобы он не использовался в течение 3 лет. В таком случае конкурент может подать иск в суд о досрочном прекращении его охраны.

Способы защиты от недобросовестной конкуренции

Если конкуренты совершают против вас недобросовестные действия, которые привели к убыткам, не прибегайте к правилам нечестного соперничества. Это может привести к применению наказания. Защититься от недобросовестной конкуренции можно двумя способами, предусмотренными законодательством:

  • подача жалобы в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы;
  • подача искового заявления в арбитражный суд.

Федеральная антимонопольная служба уполномочена рассматривать жалобы по факту недобросовестной конкуренции, возбуждать на их основании административные дела о нарушении антимонопольного законодательства, выносить предписания нарушителям и налагать взыскания в виде административного штрафа.

В жалобе нужно перечислить действия недобросовестного конкурента и указать обстоятельства, при которых они были совершены, а также правовые доводы. При этом желательно ссылаться на административное законодательство и практику рассмотрения подобных вопросов. После подачи жалобы будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства и защите от недобросовестной конкуренции. Его рассматривает специальная комиссия.

Нужно иметь в виду, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год, поэтому важно вовремя обратиться за юридической поддержкой к специалисту по патентным спорам.

Помощь адвоката нужно и если вы заинтересованы в объективном рассмотрении вашей претензии в комиссии ФАС. В особенности это важно, если в дальнейшем будет предъявляться иск о возмещение причинённого ущерба. Специалист не только проконсультирует и даст ответы на возникшие вопросы, но и представит доводы во время заседания комиссии. Он также проследит, чтобы рассмотрение вопроса было объективным, а расследование по жалобе - полным.

Если ваша жалоба будет удовлетворена, расходы на услуги адвоката можно компенсировать с нарушителя в судебном порядке.

В арбитражный суд целесообразно подавать иск одновременно с обращением в антимонопольный орган, так будут увеличены шансы привлечения нарушителя к ответственности. Иск подаётся в общем порядке, обязанностью истца является доказать причинно-следственную связь между действиями недобросовестного конкурента и причинённым ущербом. Обращение в суд позволит взыскать с нарушителя ущерб, причинённый правообладателю.

Участие в судебном процессе адвоката снимет с вас обязанность самостоятельно защищать свои права и доказывать вину нарушителя - это сделает специалист. Он также подготовит исковое заявление и соберёт доказательства недобросовестной конкуренции. Помощь адвоката позволит сэкономить время и средства, одержать победу в суде и компенсировать причинённый вред даже в наиболее сложных ситуациях.

Если вас обвинили в недобросовестной конкуренции

В этом случае правовая защита ваших прав и интересов - сложный и трудоёмкий процесс. Это связано с необходимостью собирать множество доказательств, подтверждающих отсутствие недобросовестной конкуренции.

Ответственность не наступает, если:

  • нет доказательств вины, полученных законным путём;
  • был нанесён незначительный ущерб;
  • незаконные действия были прекращены добровольно;
  • действия происходили в состоянии крайней необходимости.

Этапы сотрудничества с нами

Для сотрудничества с нами, позвоните по номерам, указанным в шапке сайта, напишите на электронную почту или закажите обратный звонок. Специалисты свяжутся с вами и договорятся о времени и месте встречи.

Во время беседы мы проанализируем сложившуюся ситуацию, проконсультируем по вопросам недобросовестной конкуренции. Также мы оценим вероятность вынесения решения в вашу пользу и предложим перечень необходимых услуг.

Наши услуги

Специалисты нашего патентного бюро окажут вам квалифицированную поддержку при подготовке необходимых документов, формировании доказательственной базы, представительству в территориальном органе антимонопольной службы и арбитражном суде. Мы обратимся в ФАС и добьёмся прекращения недобросовестной конкуренции, наказания нарушителя и выплаты компенсации за причинённый вред.

Востребованные услуги нашего бюро:

  • направление претензии в антимонопольный орган;
  • ведение дела в ФАС;
  • составление иска;
  • представление интересов в суде.

Если вас обвиняют в недобросовестной конкуренции, поможем отстоять интересы перед комиссией, в суде, предотвратим наступление административной или уголовной ответственности.

Как мы работаем

  • Подготовка документов Совместно с клиентом составляется жалоба для дальнейшей её подачи в Федеральную антимонопольную службу и арбитражный суд. Также готовятся доказательства того, что действия третьих лиц нанесли ущерб бизнесу клиента.
  • Судебные разбирательства Поддержка в суде. Возможно представительство от имени клиента на заседании. В результате юрист бюро доказывает наличие нарушений прав клиента и добивается взыскания с нарушителя ущерба, причинённого бизнесу истца.
  • Консультация Знакомство и общение с клиентом, просмотр материалов его дела. Юрист бюро предоставляет консультацию по способам защиты от недобросовестной конкуренции и даёт прогноз исхода дела.

Преимущества работы с нами

  • Опыт
    Наши юристы имеют стаж практической работы более 10 лет и потому знают все тонкости патентного права. Мы знаем, как защитить вас!
  • Точный прогноз
    На первичной консультации мы прогнозируем исход вашего дела и объясняем причины - не даём лживых обещаний и гарантий.
  • Комплексная помощь
    Помогаем составить жалобу и заполнить нужные документы, подать иск в суд, выступить на заседании и доказать свою правоту в законном порядке.
  • Результативность
    Наша работа нацелена на положительный результат - защита прав клиента на его интеллектуальную собственность и взыскание ущерба с правонарушителя.