Татарова г.г. методология анализа данных в социологии. Проективные методы

Подобный материал:

  • Темы докладов к семинару по дисциплине «Моделирование социальных процессов» , 19.98kb.
  • Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет) Кафедра «Математическое , 246.23kb.
  • Лекции по дисциплине «Социальное моделирование и программирование» , 44.69kb.
  • Лекции по дисциплине «Математическое моделирование социальных процессов» , 21.93kb.
  • Математическое моделирование термомеханических процессов в системах армированных стержней , 259.01kb.
  • Программа дисциплины Математическое моделирование социальных процессов Для направления , 261.45kb.
  • Лекция Моделирование физических процессов , 111.71kb.
  • Cols=2 gutter=66> Математическое моделирование и процесс создания математической модели , 130.19kb.
  • Математическое моделирование процессов самоорганизации в широкополосных системах 05. , 181.86kb.
  • Математическое моделирование социальных процессов , 248.4kb.

 2001 г.

Г.Г. Татарова

Математическое моделирование социальных процессов в социологическом образовании

______________________________________________________________

ТАТАРОВА Галина Галеевна - доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН, заведующая кафедрой математического моделирования и анализа данных факультета социологии Государственного университета гуманитарных наук.

______________________________________________________________

Данной публикацией хочется достичь двух целей. Во-первых, привлечь внимание научно-педагогической общественности к необходимости обсуждения проблемы повышения качества
__________________

Статья подготовлена в рамках проекта № 01-06-80126, выполняемого при финансовой поддержке РФФИ и является в некотором смысле дополнением к предыдущей работе "Методологическая культура в контексте социологического образования" . В последней был поставлен ряд вопросов, касающихся качества профессионального социологического образования и предложены отдельные приемы, проистекающие из опыта преподавания дисциплин методологического профиля.

профессионального социологического образования в России в целом и в той ее части, которая относится к преподаванию дисциплин, связанных с формированием методологической (методической + математической + информационной) культуры студентов-социологов. На наш взгляд, именно этот путь (формирование методологической культуры) приведет, в конечном счете, к резкому росту методически грамотно проведенных исследований в России.

Сегодняшние реалии не дают основания для оптимизма. Например, в рубрике "Кафедра" журнала "Социологические исследования" практически не публикуются материалы, касающиеся проблематики качества профессионального образования в контексте обмена опытом по формированию методологической культуры не только будущих социологов, но и преподавателей. Тревожит и то, что на социологических форумах (Первый Всероссийский конгресс социологов в Санкт-Петербурге, сентябрь 2000 г. и др.) этой проблематике, как правило, не уделяется должного внимания.

Вторая цель статьи - чисто информативная. Известно, что особую трудность в учебном процессе представляет обучение будущих социологов по дисциплинам математического профиля, например, по высшей математике, теории вероятности и математической статистики, методам многомерного анализа, математическому моделированию социальных процессов. Последняя в этом ряду хуже других обеспечена учебными и пособиями 1 и преподавателями. Во многих вузах, выпускающих социологов, эта дисциплина либо не включена в учебные планы, либо наполнена не вполне адекватным содержанием. В этой связи представляется полезной информация о некоторых итогах трех научных мероприятий, прошедших в сентябре-декабре 2000 г., а также одной конференции 1999 г. Все они в той или иной мере связаны с проблематикой математического моделирования социальных процессов.

Эти мероприятия оказались важными, во-первых, для осмысления некоторых реалий и перспектив развития данной области социологического знания в России. Во-вторых, изданные материалы могут оказать помощь преподавателям дисциплин математического профиля, в частности, дисциплины "Математическое моделирование социальных процессов".

Проблематика моделирования и, в том числе, математического, слабо представлена в отечественной социологии 2 и, тем самым, требует к себе пристального внимания ученых. В этой связи информация о научных мероприятиях, приведенная ниже, и некоторые идеи, извлеченные из анализа опубликованных материалов, возможно, будут полезны преподавателям. Кратко остановимся на характеристике мероприятий (приводятся в хронологическом порядке).

Всероссийская конференция "Математическое и компьютерное моделирование в науках о человеке и обществе" (Вологда, июнь-июль 1999 г.). Конференция проводилась по инициативе Ю.Н. Гаврильца (зав. лаборатории математической социологии Центрального экономико-математического института), В.В. Лебедева (зав. кафедрой высшей математики Государственного университета управления). На ней было представлено достаточно большое число докладов, имеющих непосредственное отношение к моделированию в гуманитарной сфере.

Рассмотренное проблемное поле было достаточно широко: от методологических проблем математической формализации до, например, конкретных моделей формирования социальных установок. Тезисы докладов опубликованы в достаточно развернутом виде , что позволяет воспользоваться ими в учебном процессе.

Первый Всероссийский социологический конгресс (Санкт-Петербург, сентябрь 2000 г.). Проблемы математического моделирования рассматривались на секции "Методы социологических исследований" (см.: ). Руководители секции: Т.Б. Малинина (доцент Санкт-Петербургского государственного университета), А.П. Михайлов (зав. лабораторией математического моделирования социологического факультета МГУ), Ю.Н. Толстова (профессор Государственного университета-Высшей школы экономики), Б.И. Тихомиров (профессор Санкт-Петербургского университета). Несмотря на небольшое количество докладов, работа секции была достаточно эффективной. На наш взгляд, во многом это было обусловлено разнообразием тематики докладов, что позволило участникам ознакомиться с широкими проблемным и понятийным полями в области методологии эмпирических социологических исследований. К сожалению, в числе выступающих были в основном москвичи и петербуржцы, т.е. в российском масштабе секция была непредставительной. Это не означает, что работа секции была непродуктивной, но ученые Новосибирска, Ростова-на-Дону, Вологды, Екатеринбурга и т.д., где имеются интересные разработки в области математического моделирования, не были представлены даже в тезисах.

В процессе работы конгресса было проведено два круглых стола: "Математика в социологии" (соруководители А.П.Михайлов, Ю.Н.Толстова), "Системный подход в социологии: модели, методы, прогнозы" (руководитель А.А. Давыдов). На них также поднимались вопросы математического моделирования.

Третий междисциплинарный семинар "Математическое моделирование социальных процессов в современном российском обществе" (социологический факультет МГУ, ноябрь 2000 г.). Руководителями этого ежегодного семинара являются: академик РАН А.А. Самарский; декан социологического факультета МГУ В.И. Добреньков; зав. лабораторией математического моделирования социологического факультета МГУ А.П. Михайлов.

Примечательным именно для 3-го семинара стало расширение не только состава его постоянных участников, но и расширение тематики, обсуждаемых вопросов. Последнее обусловлено, во-первых, увеличением числа докладов, в которых рассматривалось моделирование широкого круга социальных процессов. Во-вторых, постановкой и обсуждением проблем методологии математической формализации в социологии. В-третьих, включением в программу семинара таких проблем, как преподавание математики студентам-социологам, моделирование процессов кадровой трансформации российской науки и т.д.

Нам представляется важным проинформировать социологическую общественность о существовании такого постоянно действующего семинара, о доступности для читателей его материалов , а также о возможности подачи заявок для выступлений на очередном (ноябрь 2001 г.) семинаре.

Российский симпозиум "Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических процессов" (Нарофоминск Московской области, декабрь 2000 г.). Организаторы и руководители симпозиума: В.В.Лебедев - зав. кафедрой высшей математики Государственного университета управления; Б.А.Суслаков - проректор Социально-технологического института Московского государственного университета сервиса; Д.С.Чернавский - зав. лабораторией Физического института им. П.Н. Лебедева РАН.

Следует отметить, что материалы этого симпозиума опубликованы в двух сборниках . Представительным был состав участников, среди которых были математики, физики, экономисты и даже социологи (хотя последние присутствовали в меньшинстве). На симпозиуме прозвучали доклады, в которых рассматривались как проблемы методологии моделирования, так и математические модели различного уровня абстрактности.

Симпозиум стал продолжением ежегодных научных конференций (они проводятся регулярно с 1993 г. по инициативе Московского института электроники и математики и благодаря деятельности профессора Ю.Н.Кофанова), тема которых – "Системные проблемы качества математического моделирования и информационных технологий". В 1999 г. в рамках очередной такой конференции была организована отдельная секция по проблемам моделирования социально-экономических процессов, материалы которой опубликованы (см.: ).

Анализ опубликованных материалов по всем четырем перечисленным мероприятиям позволил предложить некоторые размышления, которые в процессе преподавания дисциплины "Математическое моделирование социальных процессов", возможно, будут небесполезны. Представляются конструктивными два контекста подобных размышлений. Первый - отношение исследователей в отечественной социологической науке к математическому моделированию социальных процессов и к процедурам математической формализации в целом. Второй контекст - отношение математиков (моделирующих) к моделированию социальных процессов.

К вопросу об отношении социологов к математическому моделированию

Прежде всего, следует подчеркнуть, что под математическим моделированием понимается процедура, возникающая на практике в условиях дефицита времени (для отслеживания динамики социальных процессов), многовариантных сценариев протекания социальных процессов, многокритериальности оценок социальной ситуации. Математическое моделирование - это процедура «проигрывания» на компьютере математических моделей, описывающих социальные процессы.

Применение любых математических конструктов (формул, моделей, методов и т.д.) в социологических исследованиях носит характер моделирования, поэтому в методологическом плане не имеет смысла отделять динамические модели от статических, простые (например, типа линейной модели регрессионного анализа) от сложных (типа системы дифференциальных уравнений), линейные от нелинейных. Следовательно, в целом речь идет об отношении к математической формализации в эмпирических социологических исследованиях.

В истории развития эмпирической социологии в нашем отечестве можно выделить (исходя из характера и объема публикаций) различные этапы, на каждом из которых доминировала та или иная точка зрения. От полного неприятия не только математического моделирования, но и самого термина "моделирование" в социологии - до всемирного возвеличивания познавательных возможностей математического моделирования в процессе получения качественно нового знания об изучаемых социальных процессах.

На наш взгляд, биполярный характер отношения к математическому моделированию, присущий историческому контексту, претерпевает в современных условиях определенные изменения. Если для образности предположить, что рассматриваемое отношение является аффективной составляющей социальной установки "отношение к математическому моделированию", то можно выдвинуть гипотезу о существовании одномерного континуума для измерения такой социальной установки. В таком случае, скорее всего можно ожидать, что распределение исследователей по их отношению к математическому моделированию может быть описано посредством нормальной (гауссовой) кривой. Во всяком случае, существуют определенные признаки сближения диаметрально противоположных позиций. В качестве основания для таких оптимистических предположений можно привести тенденции, наблюдаемые в социологической науке.

В ее рамках обсуждаются такие проблемы, которые условно можно назвать проблемами эмерджентной (скачкообразной) эволюции . Ставятся задачи изучения сконструированной (на уровнях личности и различных общностей) социальной реальности; вводятся в социологическую практику такие понятия, как габитус (теоретический конструкт, на наш взгляд, обозначающий тип личности, исходя из ее системного изучения в пространстве и во времени), симулякрум (термин, служащий для обозначения образа социальной реальности) и т.д. Все возрастающее внимание к качественным методам также говорит о стремление к глубине, многомерности и системности при изучении социальных феноменов (и это несмотря на то, что сторонники качественных методов термины "многомерность" и "системность" практически не используют).

Подобные тенденции возможно интерпретировать как характерные признаки востребованности когнитивного моделирования в целом и математического в частности.

Вместе с тем, растущее дробление социологии на отдельные области, порождающее эффект фракционализации (говоря образно, существует угроза превращения социологии в поверхностную науку с ярко выраженной фракционной доминантой), а также излишняя ее политизированность становятся серьезным тормозом повышения математической культуры проводимых в нашей стране исследований. С другой стороны, многие необходимые атрибуты серьезного аналитического исследования на практике только декларируются (в типичных – модальных - исследовательских ситуациях).

Например, принцип многомерности понимается как сумма одномерностей или сумма попарных связей. Мы имеем в виду то, что анализ изучаемых социальных феноменов на эмпирическом уровне осуществляется на основе одномерных распределений и коэффициентов корреляции парных взаимосвязей между признаками. Высшим "пилотажем" является применение методов факторного анализа. При этом чаще всего утверждается, что факторы выявлены на эмпирическом материале. Хотя, по сути, речь идет о проверке гипотезы существования факторов в заданном исследователем смысле. Естественно, такая гипотеза редко не подтверждается. Сей факт преподносится как серьезный прирост социологического знания. В большинстве публикаций (в том числе и на страницах журнала "Социологические исследования"), в которых в той или иной мере используется эмпирические данные, наблюдается именно такая картина.

Ситуация с использованием принципа системности в эмпирических исследованиях аналогична. На теоретическом уровне декларируется комплексный, системный характер проводимых исследований, а на эмпирическом - не реализуется идея анализа эффекта взаимодействия различных свойств изучаемых социальных феноменов. К сожалению, феномены линейности и аддитивности мышления (либо в силу легкости их интерпретации, либо в силу традиции) являются типичными для большинства исследовательских ситуаций.

Разумеется, существуют примеры и противоположного характера. В их основе - активное сотрудничество математиков и социологов. По прежнему активно и плодотворно работает П.С.Ростовцев (Новосибирск) в содружестве с социологами-практиками, развивая математическую социологию в течение многих лет. Интересные исследования проводятся под руководством В.К.Финна и В.А.Ядова (Москва), В.Н.Иванова и М.М.Назарова (Москва). Можно привести и другие примеры. Некоторые из них отражены в материалах упомянутых выше конференций и семинаров. На страницах журнала "Социология 4М" ("Социология: методология, методы, математические модели") представлено немало работ по математической формализации.

К вопросу об отношении математиков к моделированию в социологии

По отношению к познавательным возможностям математического моделирования в изучении социальных феноменов, на наш взгляд, можно выделить три типа исследователей: "неверующие в моделирование", "умеренные", "преувеличивающие познавательную силу моделирования". Последние в ряде случаев призывают к освоению логики "кнопочного" мышления, смысл которого – в получении знания посредством простого "нажатия кнопок" компьютера.

Думается, что перспектива за "умеренными". Во-первых, в силу сложности количественного измерения характеристик социальных систем (без этого математическое моделирование невозможно). Анализ цитируемой нами литературы показывает, что математики (моделирующие) проблемам измерения зачастую не отводят должного внимания. Во-вторых, исходя из архисложности структуры социальных систем.

Что касается исторического российского контекста применения математических методов в социологии, то он отражен в соответствующей литературе . В 70-е годы теперь уже прошлого века наблюдался период математического бума, который позволял надеяться в будущем на качественно новый скачок в росте математической культуре социологических исследований. К сожалению, этого не произошло. Причиной стало сочетание многих факторов, рассмотрение которых требует отдельной публикации.

Вместе с тем некоторые современные тенденции внушают определенный оптимизм. В рамках математической науки исследователи, осознавая сложности моделирования социальных процессов, ставят вопросы о границах интерпретируемости результатов моделирования, предлагают новые подходы и модели, основанные на так называемом гибком, мягком моделировании . Последнее позволяет интерпретировать результаты моделирования в контексте возможных сценариев развития изучаемых социальных процессов, а сами модели могут быть рассмотрены как диагностические процедуры, обладающие достаточно большой прогностической силой.

Эпитеты "гибкое", "мягкое" понятны социологам, но редко употребляются математиками. Для тех же целей принято говорить о синергетическом подходе, к которому относят теории динамических систем, катастроф, хаоса, нелинейную динамику. Этот подход - новая методология моделирования - активно обсуждается в областях науки, смежных с социологией. К примеру, вышли в свет два сборника , в которых опубликованы работы, отражающие современное состояние исследований в области синергетики. В этих сборниках-хрестоматиях представлены работы как российских, так и зарубежных авторов. Они могут быть использованы в учебном процессе, хотя бы в контексте рассмотрения вопросов сближения языка социолога и языка математика. Второй из этих сборников имеет подзаголовок "Социальные процессы".

Важным (именно для социологии) представляется, что стиль 3 математического мышления в области моделирования социальных процессов меняется. Характерными признаками этого являются, во-первых, расширение проблемного поля; во-вторых, желание исследователей объединиться на принципах междисциплинарного подхода; в-третьих, пропагандируется идея наглядности процесса моделирования. Наконец, в-четвертых, расширяется и понятийное поле моделирования.

Такой вывод позволительно сделать, опираясь на выступления и опубликованные материалы всех упомянутых выше научных собраний. Сюда можно добавить материалы семинара по социальной информатике, проводимого ежегодно на базе Социально-технологического института Московского государственного университета сервиса (начало было положено в 1990 г. еще в Высшей комсомольской школе).

В заключение представляется целесообразным обратить внимание на:

Существование феномена узости "проблемного поля", на котором происходит сотрудничество математиков и социологов. Его расширение возможно как на основе привлечения социологов-практиков для участия в работе конференций по математическому моделированию, так и формирование установки у математиков на обучение социологии. Тем самым ускорится процесс сближения языка социолога и языка математика.

Необходимость не просто толерантности специалистов, работающих в различных областях социологической науки, по отношению к друг другу, но и взаимодействия методологов разного профиля. Иначе мы безнадежно отстанем от мирового уровня, если уже не отстали. Например, на международном методологическом форуме в Кельне (октябрь 2000 г.), по имеющимся данным, от социологического сообщества России были представлены только доклады Г.И.Саганенко и П.С.Ростовцева.

Возможность объединения исследователей, интересующихся проблематикой математической формализации "вокруг" журнала "Социология 4М". Журнал существует 10 лет (выходит с 1991 г. и, к сожалению, редко). Примечательно, что юбилейный, тринадцатый том журнала в основном посвящен математическому моделированию в социологии.

Список литературы

  1. Татарова Г.Г. Методологическая культура в контексте социологического образования // Социол.исслед. 2000, №9. С. 32-41.
  2. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Уч.пособие. М., 1998.
  3. Тихомиров Н.П., Райцин В.Я., Гаврилец Ю.Н., Спиридонов Ю.Д. Моделирование социальных процессов. М., 1993.
  4. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 2000.
  5. Всероссийская конференция "Математическое и компьютерное моделирование в науках о человеке и обществе". Тезисы докладов. Москва-Вологда, 1999.
  6. Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология: новые реалии и новые идеи" / Под ред. Ю.В. Асочакова, И.Д.Демидовой и др.Санкт-Петербург, 2000. С.530-545.
  7. Математическое моделирование социальных процессов / Под ред. В.И.Добренькова, А.А.Самарского. М., 1999.
  8. Математическое моделирование социальных процессов. Вып.2. / Под ред. В.И.Добренькова, А.А.Самарского. М., 2000.
  9. Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических процессов. Материалы российского научного симпозиума. М., 2000. Ч. 1.
  10. Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических процессов. Материалы российского научного симпозиума. М., 2000. Ч. 2.
  11. Тезисы докладов российского научного симпозиума "Системные проблемы математического моделирования социально-экономических процессов" / Под ред. В.В.Лебедева, Д.С.Чернавского М., 1999.
  12. Култыгин В.П. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство // Социол.исслед. 2000. №8. С.3-11.
  13. Толстова Ю.Н. Математические методы в социологии // Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. М., 1998. С.83-103.
  14. Синергетика и психология. Тексты. Вып.1. Методологичекие вопросы /Под ред. И.Н.Трофимовой, В.Г.Буданова. М., 1997
  15. Синергетика и психология. Тексты. Вып.2. Социальные процессы / Под ред. И.Н.Трофимовой. М., 2000.
  16. Стили в математике: социокультурная философия математики / Под ред. А.Г.Барабашева. СПб., 1999.

1 Здесь можно упомянуть только несколько работ, носящих характер учебных пособий и доступных сегодня . Последняя из них в явной форме не посвящена математическому моделированию. Вместе с тем в этой работе содержится достаточно много материала, необходимого в процессе преподавания дисциплин математического профиля.

2 Следует заметить, что мы несколько утрируем ситуацию. Речь идет о слабости в том смысле, что, во-первых, исследователей, занимающихся математическим моделированием социальных процессов, крайне мало, и они несколько разобщены; во-вторых, литература, доступная для восприятия социологами-практиками и студентами, практически отсутствует. Нетрудно догадаться, чем это грозит в будущем.

3 Исследователей может заинтересовать проблематика стилей математического мышления, отраженная в соответствующей литературе, (см., напр., ).

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии: (Введение): Учеб. для вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Nota Bene, 1999. - 223 с.: ил. - (Прогр. "Высш. образование"). - Библиогр.: с. 216-219.

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование". Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позицией программы. В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.

ПРЕДИСЛОВИЕ для студентов
(pred1.pdf - 153K)

ПРЕДИСЛОВИЕ для преподавателей
(pred2.pdf - 190K)

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИИ

    1. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных
      Эмпирическая социология. Социологическая информация Многозначность использования терминов (методология, анализ, метод, формализация, операционализация). Понятие о логической и математической формализации. Основания для существования статистического и гуманитарного подходов (традиций, парадигм) в эмпирической социологии.
    2.Модель изучения свойства объекта
      Логическая цепочка вопросов: Что изучать? Зачем и для каких целей изучать? Где и при каких условиях изучать? Какими средствами изучать? Понятие модели. Примеры моделей изучения свойств: "материальная обеспеченность" семьи, "политическая активность " студента, "престиж" района. Свойства, переменные, признаки-взаимосвязь понятий.
    3.Типы эмпирических данных
      Основания для выделения типов информации. Типы информации: государственная статистика; данные, полученные с помощью анкет "простой " структуры; данные, полученные с помощью анкет "сложной " структуры; данные об использовании бюджета времени; текстовые данные. Источники социологической информации. Объекты анализа. Формы существования информации. Типы информации и цели, ради достижения которых используется тот или иной тип.
    Выводы из главы 1
(gl1.pdf - 485K)

ГЛАВА 2. ИЗМЕРЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА.

    1. Зачем социологу шкалы? кодирование как процедура измерения
      Что означает измерение? Можно ли измерение отделить от анализа? Поня-тие шкалы. Номинальная, порядковая, "метрическая" шкалы. Измерение как кодиро-вание. Псевдометричность. Фактический и физический тип шкалы. Проблема со-циологического "нуля".
    2. Индексы сбора и анализа данных
      Косвенное измерение. Построение индексов как прием измерения и как состав-ная часть анализа эмпирической информации. Логический квадрат. Логический пря-моугольник. Шкала суммарных оценок. Индексы в бюджетах времени, в государст-венной статистике, в текстовой информации.
    3. Некоторые специфические приемы измерения социальной установки
      Шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и различие шкал Лайкерта и Терстоуна. Сходство и различие шкал Богардуса и Гуттмана.
    4. Процедура ранжирования
      Объекты ранжирования. Основание ранжирования. Связанные ранги. Ранжи-рование как составная часть анализа. Ранжирование как прием измерения. Прямое ранжирование. Метод парных сравнений Луи Терстоуна. Свойство транзитивно-сти. Сравнение моделей ранжирования.
    5. Проективные методы
      Психосемантический метод как прием измерения и как прием анализа. Семан-тический дифференциал Ч.Осгуда. Метод неоконченных предложений как подход к изучению социальных ожиданий и социальных стереотипов. Тест двадцати "Я" как прием изучения самоидентификации личности.
    Выводы из главы 2
(gl2.pdf - 1282K)

ГЛАВА 3. ВОСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ

    1. С чего начинается анализ?
      Восходящая стратегия анализа и нисходящая стратегия анализа. Различие по-нятий "анализ данных" и "логика анализа" (логическая схема анализа). Первичный анализ как составная часть любой стратегии. Признак. Анализ "поведения" отдель-но взятого признака. Вариационный ряд. Одномерное распределение. Показатели распределения. Абсолютная, относительная и накопленная частоты. Деление на интервалы. Цели % первичного анализа данных. "Язык " анализа распределений.
    2. Анализ характера "поведения" признака
      Эмпирическая кривая распределения. Показатели средней тенденции для раз-личных типов шкал. Дескриптивная статистика. Мода. Медиана. Среднее арифме-тическое значение, взвешенное среднее. Меры рассеяния вокруг средних. Дисперсия. Коэффициент вариации как мера однородности. Квартильный размах. Меры каче-ственной вариации. Коэффициент качественной вариации. Среднее геометрическое. Энтропия.
    3. Анализ взаимосвязи признаков
      Условное распределение. Совместное "поведение" двух признаков. Таблица со-пряженности. Показатели таблицы сопряженности. Маргинальные частоты. Сравнение структуры условных распределений. Типы задач, решаемых посредством таблиц сопряженности. Типологический синдром, типологическая группа. Зависи-мый - независимый признаки. Направленная - ненаправленная связи. Статистиче-ская зависимость - статистическая независимость. Сильна - слабая связь. Меры связи. Функциональная - корреляционная связь. Линейная - нелинейная связь. Локаль-ные - глобальные меры связи. Непосредственная - опосредованная связь. Истинное - ложное значение меры связи.
    4. Меры связи, основанные на понятиях статистическая зависимость и детерминация
      Две логические схемы использования коэффициентов связи. Локальные меры связи для таблиц сопряженности. Коэффициент Юла. Понятие детерминации. Ин-тенсивность и елжость детерминации. Оценки вероятности. Истинное-ложное значение мер связи. Понятие о величине хи-квадрат. Коэффициент взаимной сопря-женности Е.Пирсона. Значимость значений коэффициентов связи. Доверительный интервал.
    5. Меры связи: основанныена модели прогноза и ранговые
      Модальные меры Гуттмана. Сравнение распределений посредством меры Л.Гудмена и Е.Краскала. Когда социолог имеет дело с ранжированными рядами? Принцип сравнения ранжированных рядов. Связанные ранги. Коэффициенты ранго-вой корреляции Л.Гудмена и Е.Краскала, Р.Сомерса, М. Дж. Кендалла. Выводы из главы 3
(gl3.pdf - 1442K)

ГЛАВА 4. НИСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ

    1. Язык анализа данных
      Элементы логики анализа. Язык анализа как составная часть языка социологи-ческого исследования. Математическая формализация как составная часть логиче-ской. Классы математических методов. Логика использования математических методов, Язык типологического анализа. Язык причинного анализа. Язык факторно-го анализа. Основной и вспомогательные языки анализа. Выбор исследовательской стратегии анализа данных для перехода к математической формализации. Понятие "метаметодика анализа данных".
    2. Логика типологического анализа
      Цель проведения Типологического Анализа (ТА). О понятии "тип ". Социальная значимость. Основание типологии. Соотношение между типологизацией и класси-фикацией. Класс. Объекты классификации. Алгоритм классификации. Классифика-ционный признак. Эмпирическая закономерность. Дефиниция ТА. Основные понятия ТА. Типообразую-щий признак. Априорная типология. Объект типологии Этапы проведения типологического анализа.
    Выводы из главы 4
(gl4.pdf - 388K)

ПРИЛОЖЕНИЕ для преподавателей
(pril.pdf - 209K)

ЛИТЕРАТУРА

    К главе 1
    К главе 2
    К главе 3
    К главе 4

Методология анализа данных в социологии (введение). Татарова Г.Г.

М.: NOTA BENE , 1999 . - 224 с.

Учебник последовательно погружает студентов в проблематику методологии анализа данных в социологии и формирует целостное представление о работе с эмпирическим материалом. В нем вводится понятийный аппарат анализа данных; описываются типы информации, с которой работает социолог, приводятся основные приемы измерения; излагаются логика и методы анализа данных. Особое внимание уделено использованию в социологических исследованиях восходящей и нисходящей стратегии анализа данных, типологического анализа.

Формат: pdf / zip

Размер: 2 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИИ
1. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных
2. Модель изучения свойства объекта
3. Типы эмпирических данных
Выводы из главы 1
Глава 2. ИЗМЕРЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА
1. Зачем социологу шкалы? Кодирование как процедура измерения
2. Индексы сбора и анализа данных
3. Некоторые специфические приемы измерения социальной установки
4. Процедура ранжирования
5. Проективные методы
Выводы из главы 2
Глава 3. ВОСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ
1. С чего начинается анализ?
2. Анализ характера "поведения" признака
3. Анализ взаимосвязи признаков
4. Меры связи, основанные на понятиях статистическая зависимость и детерминация
5. Меры связи: основанные на модели прогноза и ранговые
Выводы из главы 3
Глава 4. НИСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ
1. Язык анализа данных
2. Логика типологического анализа
Выводы из главы 4
ПРИЛОЖЕНИЕ для преподавателей

  1. Методология анализа данных в социологии

    Программа

    Учебник последовательно погружает студентов в проблематику методологии анализа данных в социологии и формирует целостное представление о... В литературе редко встречается словосочетание «методология анализа данных в социологии» , а если и встречается, то...

  2. Анализ данных в социологии

    Учебно-методический комплекс

    С. 0,5 Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии . – М.: Изд. дом «Стратегия», 1998. – 222 с. 0,4 Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных . – М.: Научный мир...

  3. Социология том 1 методология и история социологии

    Учебники и учебные пособия

    Исследования. 1990. № 11. Комплексный подход к анализу данных в социологии . М., 1989. Коммуникация в современной науке. М., ... логики научного познания. М., 1964. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии . 2-е изд., испр. М.: NOTA BENE, ...

  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине анализ данных

    Учебно-методический комплекс

    Татарова, Г. Г. Методология анализа данных в социологии / Г. Г. Татарова. – М., 1998. Толстова, Ю. Н. Анализ социологических данных / Ю. Н. ... и методы качественного анализа данных / В. А. Ядов// Социология : 4М (методология , методы, математические...

  5. Социология наивного дискурса

    Документ

    Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология : методология , методы, математическое моделирование.-М, 1993.-№3-4 ... В.В., Фотеевой Е.В.-М.:ИСАН, 1996 Татарова Г.Г.Методология анализа данных в социологии : Учебник для вузов.-Nota bene ...