Учетная норма 15 кв м. Государственные жилищные сертификаты. Предоставление жилья при сносе дома

Норма жилплощади, положенной одному человеку, весьма важна. От нее зависят многие условия проживания, от оплаты коммуслуг до выдачи жилья социального.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какой норматив жилых квадратов полагается в 2020 году на человека? Зачастую величина квадратных метров, полагающихся гражданину для комфортного проживания, обретает чрезвычайно важное значение.

Этот показатель может потребоваться при разделе квартиры, расселении из аварийного дома, улучшении обстоятельств проживания и т.д.

Какова же норма положенности квадратных метров на человека в 2020 году?

Общие моменты

Нормирование площади для проживания началось еще в советскую эпоху. Многие из действовавших на то время норм применяются и ныне.

Даже при изменении законодательства нормативы сохраняются и переносятся в новые положения.

Но нельзя однозначно сказать, сколько именно положено жилых метров одному человеку, поскольку значение здесь имеют многие факторы.

Жилищная норма имеет предопределенный размер во всяком отдельном регионе. Величина ее устанавливается индивидуально.

Путаница с определением нормы жилплощади обусловлена еще и тем, что это понятие может иметь различные вариации.

К примеру, норма учетная либо социальная. Не совсем понятно, на какое значение следует ориентироваться в каждом конкретном случае.

Кроме того следует учесть и изменения законодательства. Прежде в употреблялось определение «нормы жилой площади».

В 2004 году величина соответствовала 12 кв.м. на человека, кроме отдельных случаев, индивидуально предопределенных законодательством.

Причем наименьшая величина жилой площади предопределялась не , а указами Правительства РФ.

Несколько позже было введено понятие «социальной нормы площади жилья». Таковая стала применяться при предоставлении субсидий, оплате и т.д.

Причем было определено, что социальная норма должна быть эквивалентной минимальной величине жилплощади, установленной субъектами РФ.

Действующий Кодекс частично отказался от ранее принятых показателей. На данное время различается норма предоставления, а также учетная норма жилплощади, исходя из целевого назначения этих нормативов.

Что нужно знать

В настоящее время законодательством РФ предопределены разнообразные типы норм жилплощади, в частности:

Различается также и социальная норма жилплощади. В ее пределах предоставляются государственные субсидии и различные компенсации. От этой нормы ведется расчет коммуслуг.

Кем устанавливается показатель

Законодательством предусматривается, что расчет нормы жилплощади осуществляется по-разному для разных регионов страны.

Это обусловлено тем, что при расчете квадратных метров учитывается достаточно много факторов, которые невозможно учесть на федеральном уровне.

Нормы учета жилья определяются законами субъектов РФ. И потому в различных регионах значения могут существенно отличаться.

Так норма учетная применяется при постановке на учет при необходимости улучшения жилищных условий. Значение ее устанавливается местными властями.

Потому среднероссийского показателя не имеется. Нормативы, устанавливаемые местной администрацией, могут различаться даже на территории одной области.

Фактически именно величина учетной нормы выступает показателем, обусловливающим потребность гражданина в жилье.

Если имеющееся муниципальное жилье менее учрежденной в регионе нормы учетной, то индивид вправе встать на очередь с целью улучшения своих условий проживания.

Относительно частной собственности этот показатель значимости не имеет.

На уровне местных властей учреждается и норма предоставления, затрагивающая вопросы выделения жилья по .

Это наименьшая площадь, какую орган власти должен выделить на каждого члена семьи.

А раз речь идет о муниципальном фонде жилья, то размер нормы устанавливается, исходя из сложившихся обстоятельств в конкретном субъекте РФ.

Нормативное регулирование

В Жилищном Кодексе РФ отсутствует единая норма относительно жилой площади, действующая по всей России.

Норма предоставления жилплощади по договору социального найма определена как 18 кв.м. на одного человека.

Для семьи из двух человек, являющихся супругами, полагается 44 кв.м. Для семьи из двух человек, не состоящих в браке, предоставляется 54 кв.м. жилплощади.

Для семьи из трех человек, где имеются супруги, положено 62 кв.м. А если семья включает трех человек, но супруги среди них отсутствуют, то полагается 74 кв.м.

Когда семья состоит из четырех и более человек, то на каждого полагается по 18 кв.м. + не более 9 кв.м.

В Санкт-Петербурге

Именно это значение применяется при постановке на учет в получении жилья, предоставляемого в рамках улучшения жилищных условий.

При этом действующая норма предоставления на одного человека равна 18 кв.м. для семьи из двух и более человек. Для одиноко проживающего гражданина предоставляется квартира площадью в 33 кв.м.

В зависимости от помещения

Нормы жилой площади действуют для любого помещения, где человек проводит достаточно большое количество времени. Но при этом имеет значение тип помещения.

К примеру, при предоставлении временного жилья может предоставляться жилплощадь по минимальным .

Это составляет по 6 кв.м. на человека. Но если жилье по такому расчету предоставляется как постоянное, то это прямое нарушение законодательных норм.

Квартира

В отношении нормы площади квартиры федеральное законодательство устанавливает такие значения:

Но если человек выселяется за долги или переселяется во временное жилье, то ему предоставляется жилье из расчета шесть квадратов на человека.

При этом расчет осуществляется на основании площади всех жилых помещений и мест общего пользования.

Общежитие

При вселении гражданина в общежитие используется минимальная санитарная норма в шесть квадратов.

Если данный показатель тяжело соблюсти в квартире, то в общежитии, за счет тесноты и компактности, эта норма вполне объективна.

При этом размер предоставляемой площади считается исходя из количества человек, независимо от их семейного статуса и пола.

Кстати, при выселении должников из муниципального жилья обычно их вселяют именно в общежития.

В офисе

Немаловажное значение имеет площадь рабочего места сотрудника в офисе. Нередко именно несоблюдение положенной нормы становится нарушением .

В соответствии с нормами САНПИНа на одного человек, работающего с компьютером должно приходиться не меньше 4,5 кв.м.

Текст Закона

1. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. При обеспечении заявителей жилыми помещениями с учетом размера площади занимаемых жилых помещений суммарная площадь всех жилых помещений должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.

5. Жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.

6. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем:
1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;
3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

7. Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире.

8. Права граждан, состоящих на жилищном учете, на дополнительную площадь, установленные федеральным законодательством, применяются при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма или безвозмездного пользования жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете, на основании их заявлений и при наличии документов установленного образца, подтверждающих указанные льготы.

9. Жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

10. Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат.

Комментарий

1. Предоставление жилья менее указанной нормы не означает решения жилищных проблем граждан и дает гражданам право оставаться на жилищном учете.
В практике нередки случаи, когда граждан снимают с жилищного учета после того, как им предоставлено жилье площадью менее нормы. В таких случаях необходимо обращаться в суд для восстановления на учете.
См. Апелляционное определение Московского городского суда от 14.02.2014 по делу N 33-1930:
Требования о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворены правомерно, так как семье истца предоставлялось жилое помещение, не соответствующее норме предоставления, установленной законом.

2. При обеспечении жильем должна учитываться суммарная площадь ЖИЛЫХ помещений, кроме того эти помещения должны быть ФАКТИЧЕСКИ заняты гражданами, стоящими на учете. В противном случае снимать их с учета нельзя.
См. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2014 по делу N 33-13157:
Иск о признании незаконными действий по предоставлению жилых помещений, не отвечающих предъявляемым законодательством требованиям к размерам жилого помещения, установленным для семьи, удовлетворен правомерно, так как лица на жилую площадь не вселялись, права пользования жилым помещением не приобрели, то есть самостоятельных прав на квартиру не имеют.,
а также см. Апелляционное определение Московского городского суда от 02.04.2014 по делу N 33-9982:
Исковые требования об отмене распоряжения о снятии с жилищного учета и обязании восстановить на учете удовлетворены правомерно, поскольку установлено, что ответчик при расчете размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, необоснованно включил в эту площадь нежилое строение.

3. Важно учитывать, что при определении площади необходимо принимать во внимание лишь площадь жилого помещения, куда не включаются, скажем, площади общих коридоров многоквартирного дома, жилого дома и т.д.
см. Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2014 по делу N 33-12665:
Заявление о восстановлении на учете нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ удовлетворено правомерно, поскольку недвижимость, находящаяся в собственности истца, является не жилым домом, а жилым строением, в связи с чем семья истца обеспечена жилой площадью менее установленной учетной нормы.

4. При определении уровня обеспеченности заявителей общей площадью жилого помещения площадь супругов заявителей, которые не состоят на жилищном учете в составе членов семьи заявителей, учитываться не должна.
Данный вывод следует из содержания норм п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29, согласно которым жилое помещение в порядке, предусмотренном этим законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом, при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.
Указанная точка зрения нашла достаточное отражение в судебной практике, в частности —
Апелляционное определение Московского городского суда от 04.04.2013 по делу N 11-7072:
При предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.04.2013 по делу N 11-17945:
Требование о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета удовлетворено» правомерно, поскольку жилые помещения, принадлежащие на праве собственности истцу, не подлежат учету при расчете нормы предоставления жилой площади и решении вопроса о снятии семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2013 по делу N 11-12377:
Иск о признании незаконным акта о снятии с жилищного учета семьи удовлетворен правомерно, так как вывод о том, что семья обеспечена по норме предоставления и ее жилищные условия изменились, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, не основан на законе.

5. В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 15.10.2005 N 614″Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В Москве действует Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 22.02.2008 N 456″О порядке учета специально оборудованных жилых помещений специализированного жилищного фонда г. Москвы и их предоставления гражданам с нарушением опорно-двигательного аппарата, пользующимся креслами-колясками, состоящим на жилищном учете», согласно которому:
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, а также проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания инвалиды и дети-инвалиды с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, пользующиеся креслами-колясками, принимаются на жилищный учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, в том числе специально оборудованными, в порядке, установленном законами города Москвы, с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
Жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы предоставляется инвалиду-колясочнику и членам его семьи, включенным в договор пользования жилым помещением, со снятием их с жилищного учета.
При этом другие члены семьи инвалида-колясочника, состоявшие с ним на жилищном учете в рамках одного учетного дела:
- снимаются с жилищного учета в случае, если после предоставления инвалиду-колясочнику специально оборудованного жилого помещения на каждого из них приходится по 18 кв. м и более площади жилого помещения (при этом жилое помещение, предоставленное инвалиду-колясочнику, не учитывается);
- остаются на жилищном учете в случае, если после предоставления инвалиду-колясочнику специально оборудованного жилого помещения на каждого из них приходится менее 18 кв. м площади жилого помещения (при этом жилое помещение, предоставленное инвалиду-колясочнику, не учитывается). Жилые помещения, предоставляемые гражданам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, могут оборудоваться специальными средствами и приспособлениями. Специально оборудованные жилые помещения в виде отдельной квартиры включаются в состав специализированного жилищного фонда города Москвы и предоставляются гражданам, пользующимся креслами-колясками, по договорам безвозмездного пользования с учетом состояния их здоровья, семейного положения и других заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе оснований, дающих право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья.
Смотрите также комментарий к ст. 8 Закона и к ст. 18 Закона .

Преамбула Закона
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ








Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ИЛИ БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ






Глава 3. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ГРАЖДАН В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ ЖИЛИЩНЫХ ПРОГРАММ





Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДОМ МОСКВОЙ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Действующее законодательство позволяет гражданину рассчитывать на улучшение жилищных условий. Однако это возможно, если учетная норма площади жилого помещения на одного человека меньше установленных требований. Значение показателя также устанавливается в соответствии с законом. Нужно учитывать, что существует санитарная и социальная норма.

Понятие оказывает влияние на количество лиц, которые могут проживать в помещении, а также на возможность претендовать на дополнительные метры. Улучшить жилищные условия могут далеко не все. Перечень лиц, обладающих подобным правом, отражен в действующем законодательстве. О том, в соответствии с какими правилами гражданам выдаются дополнительные помещения, о размере норм, в соответствии с которыми человек может претендовать на улучшение жилищных условий, а также о том, кому предоставляются жилищные льготы, поговорим далее.

Разбираясь, сколько квадратных метров положено на человека в квартире, необходимо принять во внимание, что расчеты зависят от целого перечня факторов. Во внимание принимаются жилищные условия в конкретном субъекте РФ, а также расчет какой именно нормы выполняется.

Они бывают нескольких видов, в перечень которых входят:

  • социальная;
  • учетная;
  • санитарная.

В этот же перечень необходимо включить значение показателя средней цены за квадратный метр в конкретном регионе, а также тип жилья, в отношении которого производится расчет.

Согласно действующему законодательству, нормой жилой площади можно считать то количество метров, которое приходится на одного человека. Органы власти РФ могут самостоятельно установить региональные нормы площади жилья или передать это право местному самоуправлению.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ, размер площади, приходящейся на одного человека, не может быть меньше 12 квадратных метров.

При расчете значения показателя во внимание должна быть принята не общая площадь помещений, а непосредственно размер жилых комнат.

Учетная норма жилья по регионам России

Регион Минимальное количество кв.м. на одного человека
Учетная норма кв.м. на человека Норма предоставления кв.м. на человека
Москва и Московская область 10 18
Ленинградская область (Спб) 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах);
15 кв.м (в коммунальных квартирах).
-
Пермский край 12 15
Ярославская область 12 17
Омская область 15 18
Екатеринбург 10 16
Ростовской области 6-10 18
Краснодар 10 18
Нижний Новгород и Нижегородской области 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
12 кв.м. (в коммунальных квартирах).
13
Волгоград 11 12-18
Красноярск, Ставрополь 12 15 кв. м на каждого члена семьи;
18 кв. м - одиноко проживающего.
Курганская область, Петропавловск-Камчатский 13 15
Новосибирск 12 15
Саратов 10 кв.м. Семья из:
3 и более чел. - 16 кв. м.
2 чел. в браке - 32 кв. м.
2 чел. связаны родственными отношениями - 44 кв. м.
Проживающий один - 30 кв. м.
Самара 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
13 кв.м. (в коммунальных квартирах).
Семье из 2 и более чел. - 14 кв. м.
Проживающий один - 26 кв. м.
Уфа (Республики Башкортостан) 12 14

Социальная и санитарная нормы жилой площади

В статье 38 Жилищного кодекса РФ обозначаются нормы, которые должны быть в обязательном порядке соблюдены при расчете положенной жилой площади. Так, там указываются нормы предоставления жилья. Понятие представляет собой минимальный размер жилой площади квартиры, в соответствии с которым определяется величина жилья, которая предоставляется по договору социального найма. В этой же статье Жилищного кодекса выделяется санитарная норма площади. Она определяет количество жилой площади, которое должно приходиться на одного человека. Сегодня значение показателя составляет минимум 6 квадратных метров.

Еще одно понятие, содержащееся в статье 38 Жилищного кодекса РФ, – социальная норма. В соответствии с ней определяется количество жилой площади, приходящейся на одного человека, при предоставлении компенсации, оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы может различаться. Он зависит от количества лиц, проживающих в помещении.

Так, по закону метраж будет равен:

  • 42 м2, если семья состоит из двух человек;
  • 33 квадратных м., если в квартире проживает только 1 человек;
  • 18 квадратных м., на человека, если семья состоит из трех граждан и более.

Учетная норма жилой площади: что это?

Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.

Согласно правилам, учетная норма не может быть ниже санитарной. Это значит, что значение показателя должно составлять минимум 6 квадратных метров на человека.

При расчете показателя в учет принимается количество лет, которые живут в помещении совместно. Это значит, что социальная норма тоже принимается во внимание. Учитывается и тип жилплощади.

Это значит, что представитель уполномоченного органа примет во внимание, в обычной квартире проживает семья, или в коммунальной. Итоговое значение показателя устанавливается с учетом всех вышеуказанных параметров.

Таблица показателей для отдельных категорий граждан

Когда требуется знание учетной нормы жилой площади?

Когда гражданин выяснил, что минимальная норма жилья на 1 человека составляет 6 кв. м., и узнал, что значение показателя в 2020 году зависит от его типа и ряда других параметров, необходимо разобраться, когда эта информация может понадобиться. Сведения необходимы, если осуществляется расчет количества денежных средств, которые необходимо предоставлять за услуги ЖКХ.

Если по каким-либо причинам гражданин не может самостоятельно вносить денежные средства в полном объеме, государство может оказать помощь в виде субсидий. Их размер рассчитывается в соответствии с тем, сколько квадратных метров жилья приходится на человека.

Информация необходима и в случае, если за услуги ЖКХ образовался большой долг, и семью выселяют с занимаемой жилплощади. В этом случае им будет предоставлено другая квартира с соблюдением норматива 6 кв. м. на человека.

Данные требуются и для переселения людей из аварийного жилья. Если квартира не была приватизирована, расчет будет производиться в соответствии с санитарной нормой. Если действие было выполнено, новое помещение не должно быть меньше предыдущего.

Кому положено жилье большей площади?

Дополнительная жилая площадь в России предоставляется далеко не всем гражданам. Государство оказывает поддержку лицам, которые не могут приобрести квартиру самостоятельно. Приоритет отдается лицам, которые страдают тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, а также сотрудникам МВД, МЧС и военнослужащим. Правила и нормы предоставления квартиры устанавливаются действующим законодательством.

Во внимание стоит принять следующие нормативно-правовые акты:

  • ФЗ №181 от 24 ноября 1995 года;
  • Постановление правительства РФ №817 от 21 декабря 2004 года;
  • ФЗ №76 от 27 мая 1998 года.

Простые граждане также могут претендовать на получение жилья большей площади, однако им предстоит доказать потребность в помещении.

Вопрос о положенных жилищных квадратных метрах волнует не первый год людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В жизни всякое может случиться и порой, от выделенной жилой площади зависит их судьба.

Норма жилой площади – это те самые квадраты, приходящиеся на человека для его нормальной жизнедеятельности.

Понятие «норма» относительно. Различают по крайней мере 3 вида этого показателя:

Существует также ряд факторов , влияющих на конечное решение по предоставлению жилплощади:

  • количество членов семьи;
  • степень обеспечения жилой площадью в конкретных регионах;
  • разновидность жилых помещений;
  • прочее.

Когда необходим расчет

Расчет показателя применяется в следующих ситуациях :

  1. Начисление помесячной оплаты за жилую площадь (расчёт );
  2. Для поселения временных жильцов (сдача жилья в аренду);
  3. Объект недвижимости подвергается разделу между собственниками;
  4. Выселение нанимателя;
  5. Подтверждение нанимателем прав на получение дополнительной жилой площади.

Минимальные значения в России

Минимум квадратных метров, положенных на одного человека, 6 кв. м. В случае нарушения указанного минимума гражданин РФ имеет право обратиться в суд для дальнейшего разбирательства.

Санитарная норма в 6 кв.м. действует в следующих случаях:

Обязательное условие – мин. высота потолков обязана быть больше 2,1 м.

Законодательными органами могут пересматриваться основания, на которых человека могут заселить в маневренный фонд. Если квартира за долги была отобрана, государственные органы могут предоставить должнику временное место проживания для погашения задолженности.

Размер

Ссылаясь на документы жилищного законодательства, это обязательный минимум квадратных метров, на которые может претендовать гражданин при оформлении договора социального найма . Согласно статье 50 ЖК РФ, каждое муниципальное образование должно устанавливать свои значения показателя.

Норма предоставления в разных городах России различна.

В качестве примера были взяты текущие цифры квадратных метров на человека:

Область, Город Минимальное значение, кв.м. Среднее значение, кв.м. Максимальное значение, кв.м.
Московская область, Москва 18 18 18
Воронежская область, Воронеж 14 14 – 18 18
Ярославская область, Ярославль 17 17 17
Белгородская область, Старый Оскол 18 18 18
Белгородская область, Белгород 18 18 18
Белгородская область, Губкин 17 17 – 18 18
Омская область, Омск 18 18 18

Следовательно, жилищная норма ниже этих цифр не имеет права на существование. В противном случае, гражданин имеет право вынести дело на судебное разбирательство.

На федеральном уровне норма для военных семей устанавливается повсеместно, условия действуют на всей территории Российской Федерации. Общероссийская норма для военных составляет 18 кв. м.

Учетная

Учётная норма касается тех граждан, которые проживают в социальном или жилье .

Как и с нормой предоставления, учётная регулируется на местном уровне. А потому может различаться даже в одном областном центре.

Подробнее с текущими учётными показателями в разных городах Российской Федерации можно ознакомиться в таблице:

Законодательное регулирование вопроса

Согласно статье 50 ЖК РФ «Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения», установление учётного значения показателя производится органами местного самоуправления. Однако оно не должно превышать показатель нормы предоставления, который также устанавливается органом местного самоуправления.

Для квартиросъёмщиков и арендодателей будет полезно ознакомиться со статьёй №49 ЖК РФ «Предоставление жилого помещения по договору социального найма», часть третья. В статье говорится о нормах и порядке предоставления жилья квартиросъёмщикам по договору социального найма.

Согласно статье №105 ЖК РФ, минимальные предписанные санитарные показатели для людей, которые проживают в общежитии, составляют 6 квадратных метров.

Раздел №3 (главы №7 и №8) в ЖК РФ посвящён жилым помещениям, которые предоставляются по договорам социального найма.

Социальное значение

Минимальный и средний показатели на одного человека из трёх в семье:

Минимальный показатель на двух человек :

  • 42 кв. м.

Минимальный показатель для одного человека , проживающего на жилом объекте недвижимости:

  • 33 кв. м.

Для военнослужащих

Официальное упоминание об обеспечении военнослужащих жильём указано в статье Федерального закона №117 , вступившем в силу вначале 2005 года: указан минимум предоставления и допустимый предел превышения этой нормы.

В случае , эти показатели учитываться не будут; только в случае расчётов жилищной субсидии принимаются во внимание показатели нормы обеспечения.

Уволенный до истечения 10-летнего срока службы, военный офицер имеет право претендовать на минимум – 18 квадратных метров. При чём, 18 квадратных метров – санитарная норма на него и всю его семью.

Офицеры, получившие почётное звание РФ, могут претендовать на увеличение показателя нормы обеспечения до 25 квадратных метров.

Кому положена дополнительная площадь

Согласно исследованиям Росстата, приблизительно 26% граждан на 2017-2018 год имеют право на всевозможные компенсации, льготы и субсидии:

  • Военнослужащие (активный состав и уволенные в запас);
  • Полицейский состав;
  • Лица с инвалидностью;
  • Многодетные семьи.

Превышение показателя при выделении жилой недвижимости

На дополнительную жилплощадь могут рассчитывать (+ к установленной законодательством норме):

О значении рассматриваемого показателя в Уссурийске смотрите в следующем видеосюжете:

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к Ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования.
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма