Уголовно- исполнительное право. Уголовно исполнительное право лекции Значение лекций уголовно исполнительное право

  • 4. Предмет и система уголовно-исполнительного права.
  • 5. Наука Российского уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, задачи.
  • 1. История становления и развития пенитенциарного законодательст­ва в России до 1917 года.
  • 2. Этапы становления и развития советского исправительно-трудово­го законодательства.
  • 3. Кодификация уголовно-исполнительного законодательства. Первый Российский Исправительно-трудовой кодекс i924 г., его общая характе­ристика и значение.
  • 4. Исправительно-трудовой кодекс Российской Федерации 1933г., его общая характеристика, значение и особенности.
  • 1. Понятие уголовно-исполнительного законодательства и его источ­ники.
  • 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодатель­ства Российской Федерации.
  • 3.Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты.
  • 4. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного законодатель­ства.
  • 5. Понятие, содержание, виды и структура норм уголовно-исполни­тельного законодательства.
  • 6. Действие уголовно-исполнительного законодательства в простран­стве и во времени.
  • 7. Действие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих.
  • 1. Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания.
  • 3. Основные права осужденных, отбывающих наказание.
  • 4. Международные правовые акты о правах осужденных к уголовным наказаниям.
  • Лекция 5 - 13. Российские учреждения и органы, исполняющие наказания и их правовое положение.
  • 2. Персонал учреждений и органов исполняющих наказания.
  • 3. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 2. Понятие и содержание процесса применения к осужденным средств исправления.
  • 3. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным средств исправления.
  • 1. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.
  • 2. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы.
  • 2.1. Виды исправительных учреждений и контингент осужденных в них.
  • 2.2. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях.
  • 2.3. Прием и перемещение осужденных к лишению свободы.
  • 2.4. Правила поведения, распорядок дня и проверка осужденных к лишению свободы.
  • 2.5. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях.
  • 2.6 Условия содержания осужденных в исправительных учреждениях.
  • 2.7. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.
  • 2.8. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы.
  • 2.9 Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы.
  • 2.10 Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы.
  • 9.11 Самодеятельные организации осужденных к лишению свобод.
  • 9.12 Общее образование осужденных к лишению свободы.
  • 9.13 Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы.
  • 9.14 Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы.
  • 9.15 Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере.
  • 3. Порядок и условия содержания осужденных в исправительных учреждениях разных видов.
  • 3.1 Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях.
  • 3.2 Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима.
  • 3.3. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима
  • 3.4 Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима.
  • 3.5. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы
  • 3.6 Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах
  • Тема 8-13. Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих.
  • 1. Понятие, виды и основания назначения наказаний осужденным во­еннослужащим.
  • Порядок и условия исполнения наказания в виде содержания в дис­циплинарной воинской части.
  • Тема 9-13. Порядок освобождения от наказания, помощь освобождённым осужденным, и контроль за ними.
  • Тема 12.Международные аспекты исполнения уголовных наказаний.
  • Концепция развития уголовно-исполнительной системы российской федерации до 2020 года
  • Курс лекций по Уголовно-исполнительному праву (2012-2013 гг.) (бакалавры).

    Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права.

    1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

    2. Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с уголовно-исполнительной политикой государства.

    3. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного права.

    4. Предмет и система уголовно-исполнительного права.

    5. Наука Российского уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, задачи.

    Литература и нормативно-правовые акты к теме 1. см. УМП УИП РФ. Воронеж, 2007. Сост. Маслов, Ретюнских, Кошкин.

    1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

    Исполнение уголовных наказаний - фундаментальная современная социально-правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.

    Уголовно-исполнительная деятельность - это конечный этап, правоприменения, подводящий итог всему функционированию уголовной юстиции. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социально необходимых, оправданных задач, включу «санитарную» функцию. Недаром в старину говорили: «Худое дело тюрьма, а без неё нельзя».

    Уголовно-исполнительное законодательство являются общепризнанным и реально действующим средством воздействия на преступность.

    Прежде чем говорить об уголовно-исполнительном праве, мы должны отметить, что оно является частью государственной политики в определённой сфере деятельности.

    Единство и взаимосвязь отраслей законодательства основаны на соответствующих политических воззрениях, господствующих идеях и установках в этой области.

    Нас интересует не вся, а часть государственной политики, направление, которое принято называть социальным.

    П од социальной политикой принято понимать принципы, стра­тегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и го­сударственно-властные структуры, его представляющие.

    Полити­ка государства в рассматриваемой сфере многопланова.

    Ее мож­но условно разделить на политику:

    В сфере профилактики пре­ступности;

    Уголовную (уголовно-правовую) политику,

    Полити­ку в сфере исполнения наказаний (т. е. уголовно-исполнительную).

    Все направления политики тесно связаны между собой.

    Лидирующая роль принадлежит уголовно-правовой политики.

    Политика в области исполнения наказаний имеет более узкое, специальное, но не менее важное содержание.

    Реализуется уголовно-исполнительная политика в директивно-установочных документах, уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве и правоприменительной практике.

    Уголовно-исполнительная политика определяет: цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению: 1) исполнения наказания; 2) исправлению осужденных; 3) предупреждению новых преступлений , как осужденными, так и другими лицами.

    Все схемы приводятся по пособию А.В. Бриллиантова, С.И. Курганова Уголовно-исполнительное право 2007г.

    Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются:

    Президент – Федеральное собрание .

    Субъектами реализации политики выступают: Правительство, Центральный и территориальные органы УИС, органы управления военной УИС, Учреждения и органы, исполняющие наказания , федеральные субъектов и местные органы власти и управления.

    Уголовно-исполнительная политика динамична, она постоянно корректируется. Пример тому - 8 декабря 2003 г. в УК РФ внесены изменения в 261 статью, соответственно порядка 65 статей УИК РФ также подверглись изменениям. Другой пример: в последние годы Россия пытается корректировать карательную политику, которая, как известно реально привела нас к плачевному состоянию. Уже к 2004 году каждый третий взрослый мужчина имел клеймо судимости лично сам или через своих ближайших родственников. Численность тюремного населения в УИС РФ превысила уровень этого контингента в бывшем СССР.

    По численности заключённых на 100 тыс. человек Россия занимает 8-е место в мире (около - 500), к примеру, в Финляндии этот показатель равен 50 чел. Отсюда в России были бесконечные амнистии, хотя наш порог понимания социальной опасности отличен и от европейского и от американского.

    Важнейшим проявлением уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.

    "

    Уголовно-исполнительное право

    Уголовно-исполнительная политика

    Предмет и метод уголовно-исполнительного права

    Принципы уголовно-исполнительного права

    Уголовно-исполнительное законодательство

    Нормы уголовно-исполнительного права

    Уголовно-исполнительные правоотношения

    История развития уголовно-исполнительного права и пенитенциарной системы в России

    Уголовно-исполниельное законодательство и пениенциарные учреждения России в царский период

    Советская исправительно-трудовая система

    Уголовно-исполнительное право России с 1991 года по настоящее время

    Правовое положение осужденных

    Понятие правового положения осужденных

    Структура правового статуса осужденного

    Закрепление в законодательстве правового положения осужденных

    Юридическая ответственность осужденных

    Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания

    Цели и задачи органов и учреждений, исполняющих наказания

    Система органов и учреждений, исполняющих наказания

    Виды и назначение исправительных учреждений

    Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с правоохранительными органами и иными государственными органами

    Исполнение наказаний без изоляции осужденных от общества

    Исполнение наказаний не связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного

    Исполнение наказаний связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного

    Основные положения исполнения наказания в виде лишения свободы

    Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по исправительным учреждениям

    Правовые основания, порядок приема осужденных и учет их в исправительных учреждениях

    Основные средства исправительного воздействия и проблемы их применения

    Правовые основы отрядной системы в исправительных учреждениях

    Режим и условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных видов

    Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

    Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

    Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы

    Труд, профессиональное обучение и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы

    Общественно полезный труд как средство исправления осужденных

    Правовое регулирование труда осужденных

    Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных

    Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

    Значение и правовая природа воспитательной работы с осужденными

    Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы

    Самодеятельные организации осужденных

    Общеобразовательное обучение в ИУ

    Порядок и условия исполнения наказаний связанных с изоляцией осужденных от общества

    Исполнение и отбывание наказания в колонии-поселении

    Исполнение и отбывание наказания в исправительных колониях общего и строго режима

    Исполнение и отбывание наказания в исправительных колониях особого режима и в тюрьме

    Исполнение и отбывание наказания в воспитательных колониях

    Исполнение наказания в виде ареста

    Освобождение от отбывания наказания, помощь освобожденным от отбывания наказания и контроль над ними

    Правовые основания освобождения от наказания

    Порядок досрочного освобождения осужденных

    Правовое положение лиц отбывших наказание. Помощь осужденным освобождаемым от отбывания и контроль за ними

    Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

    Социально-правовая природа содержания под стражей

    Учреждения, исполняющие меру пресечения содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

    Правовое положение подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей

    Режим и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

    Лекция 1. Уголовно-исполнительное право как отрасль росийского права

    2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права

    3. Принципы уголовно-исполнительного права

    1. Уголовно-исполнительная политика

    Политика государства оказывает оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

    Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

    В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

    Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая, уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно – правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

    “УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ

    ПРАВО”

    Курс лекций

    г. Таганрог

    “Уголовно-исполнительное право”. Курс лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001

    Закон определяет исправление осужденных как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование их правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

    Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ).

    2. Предмет и система курса

    Уголовно-исполнительное право своим предметом, дающим основание для выделения его в самостоятельную отрасль права, имеет общественные отношения, возникающие в связи с исполнением уголовного наказания, назначенного судом за совершение преступления.

    К ним относятся общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления , иных организаций, общественных объединений , а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

    Уголовно-исполнительное право состоит из двух частей: общей и особенной.

    В Общей части изучаются общие положения данной отрасли права, история развития пенитенциарной системы в России, правовое положение осужденных, характеристика системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и основных направлений контроля за их деятельностью.

    В Особенной части изучаются порядок и условия исполнения конкретных видов уголовных наказаний: правовые основы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; исполнение наказания в виде ареста; исполнение наказания в виде лишения свободы; исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих; исполнение наказания в виде смертной казни; правовые основы освобождения осужденных от отбывания наказания и контроля за условно-осужденными.

    3. Уголовно-исполнительное законодательство

    Источниками Уголовно-исполнительного права являются законы и другие подзаконные нормативные акты . Основополагающим законом является Конституция Российской Федерации.

    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации – основной нормативный акт, который регулирует исполнение всех видов уголовных наказаний и применение иных мер уголовно-правового характера. УИК РФ, разрабатывавшийся в течение десяти лет, принят 18 декабря 1996 года Государственной Думой, одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 года и подписан Президентом России 8 января 1997 года. Другие же федеральные законы лишь могут развивать и дополнять его положения. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года регулировал лишь наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденных (а в последнее время лишь два из них – лишение свободы и исправительные работы без лишения свободы), а исполнение других видов наказания регулировалось другими законами (Положением о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных 1984 года, Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР 1984 года и др.).

    Другими федеральными законами, составляющими уголовно-исполнительное законодательство, являются: Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 01.01.01 года, Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 8 января 1997 года и другие.

    Среди иных законов можно еще назвать и те, которые непосредственно не регулируют исполнение наказаний, однако, отдельные положения которых имеют к нему отношение. Это закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 7 января 1992 года, определяющий предмет прокурорского надзора в области исполнения наказаний; Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 01.01.01 года, определяющий основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий в исправительных учреждениях; Кодекс законов о труде Российской Федерации 1971 года, устанавливающий правила охраны труда и техники безопасности на предприятиях исправительных учреждений и другие.

    Эти законы хотя и не входят в состав уголовно-исполнительного законодательства, однако, составляют правовую основу исполнения наказаний.

    Перечень законов, регулирующих исполнение наказаний, дополняют нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (например, Положения об арестных домах, исправительных центрах и т. д.), Министерства юстиции (например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), Министерства обороны (например, Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими), а также акты, издаваемые совместно некоторыми министерствами. Однако указанные акты, хотя и детализируют вопросы исполнения наказания, в состав собственно уголовно-исполнительного законодательства не входят. Это подзаконные нормативные правовые акты, и они качественно отличаются от законов.

    Экономические, социальные и политические преобразования в России, осуществляемые после распада Союза ССР, обусловили создание новой правовой системы, которая нашла закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года. В п.4 статьи 15 Конституции указывается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

    Это положение отражает требования Конституции, устанавливая, что уголовно-исполнительное законодательство учитывает международные договоры, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными.

    Уголовно-исполнительное законодательство России учитывает важные международно-правовые акты, определяющие правовое положение осужденных и международные стандарты обращения с заключенными. К таким международно-правовым актам в первую очередь следует отнести: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который вступил в силу 3 января 1976 года, ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года; Международный пакт о гражданских и политических правах (действует с 23 марта 1976 года, ратифицирован Президиумом Верховного совета 18 сентября 1973 года); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 21 января 1987 года).

    Особое место среди международно-правовых актов занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращения с правонарушителями в 1955 году.

    За последнее время к Минимальным стандартным правилам прибавились другие международные документы. Так, в 1985 году Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Комитетом министров Европейского Совета в 1987 году приняты Европейские правила тюремного заключения как европейский вариант Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В 1990 году VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), а также Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

    В связи с принятием России в Совет Европы она должна учитывать не только Минимальные стандартные правила, но и следовать Европейским тюремным правилам.

    Уголовно-исполнительное законодательство также имеет свои пределы действия . Эти пределы устанавливают действие уголовно-исполнительных норм в пространстве , во времени и по кругу лиц .

    В соответствии со статьей 6 УИК РФ Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации.

    Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляется в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

    По кругу лиц уголовно-исполнительное законодательство распространяется на лиц, в отношении которых имеется вступивший в силу приговор суда, а также на лиц, исполняющих наказание и контролирующих это исполнение.

    Нормы уголовно-исполнительного права, регулирующие исполнение уголовных наказаний, различаются в зависимости от пола осужденного, возраста, гражданства, отношения к воинской службе, занимаемой до осуждения должности, состояния здоровья и др.

    4. Уголовно-исполнительные правоотношения

    Общественные отношения, урегулированные нормами уголовно-исполнительного права, являются уголовно-исполнительными правоотношениями. Основанием возникновения уголовно-правовых отношений являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт амнистии . Эти правоотношения возникают по поводу исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового характера. В структуре этих правоотношений основное внимание уделяется реализации порядка и условий исполнения и отбывания наказаний и применению основных средств исправления осужденных. Это наиболее объемная и важная часть уголовно-исполнительных правоотношений, так как здесь, прежде всего, реализуются карательные и принудительные элементы наказания, и определяется порядок обращения с осужденными.

    Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений, с одной стороны, являются государственные органы, должностные лица и иные субъекты, имеющие те или иные отношения с осужденными либо связанные с исполнением наказания, а с другой стороны, – осужденные.

    5. Принципы уголовно-исполнительного права

    Уголовно-исполнительное законодательство, являясь самостоятельной отраслью Российского права, основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

    Принципы уголовно-исполнительного права – это исходные руководящие положения, идеи, отражающие общую направленность и наиболее существенные черты политики государства в сфере исполнения наказаний.

    Следует отметить, что исправительно-трудовые кодексы РСФСР 1924 года, 1933 года и 1970 года не содержали статей, определяющих принципы законодательства, регулирующие исполнение уголовных наказаний.

    Закрепление принципов в законодательстве – это результат развития пенитенциарной политики нашего государства, в которой отражены достижения отечественной пенитенциарной науки, а также зарубежный опыт в области правового регулирования исполнения наказаний. Поскольку право есть одна из форм выражения политики, следовательно, принципы уголовно-исполнительной политики, будучи выраженными в нормах уголовно-исполнительного права, становятся и принципами уголовно-исполнительного права и законодательства.

    Принцип гуманизма проявляется в целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства. Основной целью уголовно-исполнительного права является исправление осужденных, что достигается выполнением таких задач, как определение средств исправления осужденных, обеспечение охраны их прав, свобод и законных интересов, а также оказание им помощи в социальной адаптации.

    Практика применения уголовно-исполнительного законодательства основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

    Гуманное отношение к лицам, отбывающим наказание, проявляется в правовой регламентации основных средств исправления. Например, определяя условия отбывания наказания осужденными, к лишению свободы, законодатель устанавливает обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных, время привлечения их к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск с выездом за пределы исправительного учреждения или без выезда. Им разрешаются краткосрочные выезды в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье).

    Осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания.

    В прямой связи с принципом гуманизма находится право осужденных на охрану здоровья, на личную безопасность и обеспечение свободы вероисповедания .

    Принцип демократизма выражается в участии органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных. Так, законодатель предусматривает, что перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие в пределах одной исправительной колонии производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления (ст. 87 УИК РФ).

    Уголовно-исполнительный кодекс содержит нормы, определяющие содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания, а также право посещения таких учреждений и органов представителями средств массовой информации .

    Принцип равенства осужденных перед законом конкретизирует конституционные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Запрещаются любые формы ограничения прав осужденных по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Вместе с тем данный принцип не означает, что средства исправления ко всем осужденным применяются одинаково. Закон устанавливает, что они применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

    Законодатель не связывает порядок и условия отбывания наказания с признаками социальной, национальной, религиозной принадлежности, но учитывает возраст, пол осужденных (создавая, например, облегченные условия отбывания наказания для несовершеннолетних или не направляя отбывать наказание в колонии особого режима женщин при особо опасном рецидиве преступлений), а также состояние их здоровья.

    Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний , рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает создание различных условий отбывания наказаний как в пределах одного учреждения, так и путем перевода в исправительные учреждения других видов в зависимости от личностных характеристик осужденных, их поведения и срока отбытого наказания. Если классификация осужденных осуществляется на основании норм уголовного права, то дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и средств исправления производятся на основании норм уголовно-исполнительного права. Дифференциация исполнения наказания обеспечивается существующей системой видов исправительных учреждений, которая состоит из исправительных колоний (трех видов режима), воспитательных колоний, тюрем, лечебно-исправительных учреждений. Индивидуализация же исполнения наказания реализуется в пределах конкретного вида исправительного учреждения путем изменения условий отбывания наказания, а также посредством перевода из одного вида исправительного учреждения в другой вид учреждения. Необходимо подчеркнуть, что названный принцип характерен для исполнения наказания в виде лишения свободы.

    Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания связаны с рациональным применением мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. На стимулирование правопослушного поведения осужденного направлены меры поощрения и взыскания , применяемые к осужденным.

    К принципам уголовно-исполнительного права также относят принцип соединения наказания с исправительным воздействием . Данный принцип прямо связан с реализацией главной цели наказания – исправления осужденных.

    Карательно-воспитательный процесс представляет собой разновидность социально-воспитательного процесса, применяемого по отношению к гражданам, совершившим преступления и поэтому нуждающимся в особом, карательно-воспитательном воздействии, которому свойственно сочетание методов убеждения и принуждения.

    Тема: История развития уголовно-исполнительного законодательства

    1. Пенитенциарная система дореволюционной России.

    2. Исправительно-трудовое право России советского периода.

    3. Уголовно-исполнительное право современной России.

    1. Пенитенциарная система дореволюционной России

    Тюрьмоведение, по общему признанию большинства русских ученых конца XIX – начала ХХ в., зародилось и первоначально развивалось в качестве составной части уголовного права. И только в 20-х годах ХХ века стал использоваться термин «пенитенциарная наука».

    Разработка правовой базы российской тюремной системы в основном осуществлялась в течение 30-90 годов XIX века. Два основных правовых документа определяли содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний: Устав о содержащихся под стражею (1890 год с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.) и Устав о ссыльных (1909г.).

    Основные нормы этих уставов базировались на положениях Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражею и ссыльных 1832 г., который в свою очередь вобрал в себя нормы отдельных частных инструкций (Московской 1804 г., Петербургской 1819 г.), регламентировавших некоторые вопросы организации тюремного быта, и Общей тюремной инструкции 1831 г., впервые в истории Российского государства объемно и всесторонне определившей деятельность системы мест заключения, порядок и условия отбывания арестантами наказания, формы и методы пенитенциарно-карательного воздействия на них.

    Общеизвестно, что изменения общественно-политических и социально-экономических отношений, внутренняя криминогенная обстановка в государстве вызывают потребность в совершенствовании уголовных наказаний, в том числе связанных с лишением свободы, что неизбежно приводит к корректировке системы их исполнения. Российское государство с такой ситуацией столкнулось на рубеже XIX-XX столетий.

    В законе от 01.01.01 года были определены основные начала преобразования карательной системы государства, в основу которой были положены следующие виды уголовных наказаний:

    1) смертная казнь;

    2) каторга, назначаемая бессрочно или на срок с последующим переводом на поселение;

    4) заключение в исправительном доме;

    5) заключение в крепости;

    6) заключение в тюрьме;

    8) денежная пеня.

    Уголовное уложение 1903 года практически без изменения включило в перечень уголовных наказаний виды наказаний, определенных Законом от 01.01.01 года, заменив лишь денежную пеню на денежный штраф.

    В указанных уставах о содержащихся под стражею с учетом изменения системы видов уголовных наказаний и основных направлений реформы тюремной системы годов, а также изменения ее ведомственной принадлежности – передачи в 1895 году из подчинения Министерства внутренних дел в подчинение Министерства юстиции, раскрывается понятие «содержание под стражею».

    1) как мера пресечения в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений и проступков;

    2) как мера исправления и наказания;

    3) как мера, применяемая к неисправным должникам;

    4) как мера, применяемая в отношении пересыльных арестантов.

    Для обеспечения реализации указанных целей в гражданском ведомстве создается система учреждений, имеющих свой особый правовой статус, который включает: 1) помещения для подвергаемых аресту; 2) арестантские помещения при полиции; 3) тюрьмы губернские, областные и уездные тюремные замки; Санкт-Петербургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма; 4) исправительные арестантские отделения; 5) тюрьмы для содержания осужденных к каторжным работам; 6) пересыльные тюрьмы.

    Примечательно, что из вышеописанной системы управления местами заключения закон выделял отдельные места заключения, расположенные в городах Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве, соподчиненность и порядок регулирования деятельности, которых отличались от общего правила: они находились в ведении санкт-петербургского и московского губернаторов по принадлежности. Для наблюдения за местами заключения в этих городах учреждались особые наблюдательные комиссии в составе представителей, избираемых городскими думами, лиц прокурорского надзора, членов благотворительных тюремных комитетов, а также членов благотворительных тюремных комитетов, а также членов назначаемых Министром юстиции. Сложность комплектования и закрепления кадров надзора вызывала необходимость установления законом ряда льгот, которые обеспечивали моральный и материальный интерес продолжения службы в тюремной системе. Тюремные надзиратели освобождались от призыва из запаса в армию и в действующие команды флота, а также службы в государственном ополчении. При условии безупречной службы в тюремной страже в течение пяти лет, назначенный им оклад содержания увеличивался на одну треть; прослужившим десять лет к окладу добавлялась еще одна треть; прослужившим пятнадцать лет назначался за дальнейшую службу двойной оклад содержания.

    Важным юридическим документом, свидетельствующим о ломке основных средств достижения цели наказания, явилось постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР от 01.01.01 года «О тюремных рабочих командах». В этом акте не было отмечено значение труда в местах лишения свободы при новом общественном строе, однако принципы его организации соответствовали духу времени: он не должен был выступать в качестве репрессии, организовывался для выполнения работ , необходимых государству, и по тяжести не мог превышать работу отдельного чернорабочего.

    Слом старой и установление новой системы мест заключения юридически был закреплен Временной инструкцией Народного комиссариата юстиции РСФСР от 01.01.01 года «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового». Этот юридический акт, в отличие от ранее принятых, представлял собой систему норм, в полной мере относящихся к исправительно-трудовому праву. Его значение далеко выходило за рамки ведомственной инструкции. В нем сделана попытка наметить, хотя бы в общих чертах, основные направления дальнейшей перестройки системы и организации отбывания наказания. Данный правовой акт ориентировал систему мест лишения свободы на общеуголовную преступность и в нем не было отражено значение принципа классового подхода при организации отбывания наказания.

    Карательный отдел Народного комиссариата юстиции РСФСР 16 ноября 1918 года принял Положение об организации распределительных комиссий, которые заменили упраздненные в сентябре 1918 года общественные попечительства о тюрьмах.

    С целью ограждения Советской республики от посягательств классовых врагов Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР на своем заседании 5 сентября 1918 года принял постановление «О красном терроре», которым предусматривалась изоляция классовых врагов в концентрационных лагерях. В этом постановлении фактически не содержались правовые нормы, призванные регулировать порядок организации и функционирования этих мест лишения свободы. Практическая организация лагерей принудительных работ началась только в апреле 1919 года на основании декрета Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР. В соответствии с декретом ВЦИК от 01.01.01 года и постановлением ВЦИК от 01.01.01 года стали создаваться концентрационные лагеря, подведомственные ВЧК, и лагеря принудительных работ, подчиненные НКВД, с ярко выраженной классовой направленностью. Правовые основы их деятельности были иными, чем исправительно-трудовых учреждений. В концентрационных лагерях по постановлению ВЧК интернировались на время гражданской войны лица из числа иностранных граждан и представителей ранее господствующих классов, способных при определенных условиях выступать с оружием в руках против Советской власти. ВЧК указывала, что эти лица должны рассматриваться как временно изолированные от общества в интересах революции, а поэтому условия их содержания не должны иметь карательного характера.

    Особенности задач общих мест заключения и лагерей порождали принципиальное различие в содержании заключенных в соответствии с правовой регламентацией деятельности данных учреждений. Если в общих местах заключения принимались меры по коренной перестройке характера исполнения наказаний, то в лагерях осуществлялась в основном изоляция наиболее опасных для Советского государства лиц.

    В числе первых правовых актов в системе советского исправительно-трудового законодательства особое место занимает Устав трудовых земледельческих колоний для лишенных свободы, утвержденный 12 августа 1919 года. В нем получили юридическое закрепление не только меры взыскания к заключенным, но и комплекс поощрительных норм.

    Опыт применения первых декретов Советской власти в области исправительно-трудовой политики нашел закрепление в Положении об общих местах заключения РСФСР, принятом Народным комиссариатом юстиции РСФСР 15 ноября 1920 года. При его подготовке учитывались результаты обследования мест заключения и предложения по совершенствованию их деятельности на основе дифференциации контингента осужденных и усиления воспитательных начал.

    Перевоспитанию заключенных много внимания уделялось в ведомственных нормативных актах ВЧК. В приказе от 8 января 1921 года «О карательной политике органов ЧК» формулировались основные положения режима, определялись условия содержания уголовников-рецидивистов и преступников из числа трудящихся, ставилась задача привлечения общественности к перевоспитанию правонарушителей. Все перечисленное позднее было закреплено в законодательных актах.

    Некоторые уточнения в понятие и содержание наказания внес Декрет СНК от 01.01.01 года. В нем указывалось, что, лишая свободы лиц, признанных для советского строя опасными, судебные и административные органы Советской республики должны преследовать следующие цели: во-первых, поставить данных лиц в такие условия, чтобы они не могли причинить вред; во-вторых, предоставить им возможность исправиться и приспособиться к трудовой жизни. Условно-досрочное освобождение распространялось на всех заключенных независимо от характера совершенного преступления, лишь бы своим поведением они добились права на доверие к ним со стороны общества и государства. Законодатель не ставил никаких ограничений даже для рецидивистов, предоставляя решение данного вопроса исключительно распределительным комиссиям.

    Такой чрезвычайно гуманный подход по отношению к рецидивистам можно объяснить глубокой верой в то, что в условиях нового общественного строя профессиональная преступность должна исчезнуть.

    К основному недостатку рассматриваемого законодательного акта сразу же отнесли отсутствие классового подхода к преступникам. Отнюдь не случайно уже в Уголовном кодексе 1922 года был изменен порядок предоставления условно-досрочного освобождения, а в последующие годы ряд декретов ВЦИК РСФСР об условно-досрочном освобождении распространялся только на выходцев из рабочих и крестьян.

    Принятие Уголовного кодекса повлекло необходимость преобразования в области исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и в годах разработку Исправительно-трудового кодекса.

    Утвержденный второй сессией ВЦИК XI созыва 16 октября 1924 года Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР имел большое политическое и практическое значение как законодательный акт, закрепивший основные принципы советской пенитенциарной политики и внесший единообразие в практику реализации ее требований. Кодекс обобщил практику деятельности мест заключения и исправительно-трудовое законодательство за прошедшее время, а также отразил изменение целей и задач исправительно-трудовой политики в новых условиях. В нем впервые были сформулированы воспитательные задачи и закреплена идея исправления осужденных.

    С. М. Зубарев

    Уголовно-исполнительное право

    Конспект лекций

    4-е издание, исправленное и дополненное

    Зубарев Сергей Михайлович – заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Московского нового юридического института, доктор юридических наук, доцент

    ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

    1. Нормативные правовые акты

    Конституция РФ – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

    ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

    ИТК РСФСР – Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г. Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР от 18 декабря 1970 г. утратил силу с 1 июля 1997 г.

    КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

    УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ

    УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

    2. Органы власти

    ГУИН – Главное управление исполнения наказаний

    МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации

    МВД СССР – Министерство внутренних дел СССР

    Минздравсоцразвития России – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    Минобороны России – Министерство обороны Российской Федерации

    Минобрнауки России – Министерство образования и науки Российской Федерации

    Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации

    Минэкономразвития России – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

    Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации

    ФСИН России – Федеральная служба исполнения наказаний

    3. Прочие сокращения

    гл. – глава(-ы)

    МРОТ – минимальный размер оплаты труда

    ООН – Организация Объединенных Наций

    разд. – раздел(-ы)

    рис. – рисунок

    РКЦ – расчетно-кассовый центр

    РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

    РФ – Российская Федерация

    СИЗО – следственный изолятор

    СССР – Союз Советских Социалистических Республик

    ст. – статья(-и)

    табл. – таблица

    УИС – уголовно-исполнительная система

    ч. – часть(-и)

    Тема 1. ПОНЯТИЕУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

    1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод

    В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения определенных социально-полезных целей.

    Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

    Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний определяются Конституцией РФ, положениями международных правовых актов об обращении с осужденными. Стратегической линией современной уголовно-исполнительной политики является гуманизация исполнения уголовных наказаний, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

    Основные задачи уголовно-исполнительной политики:

    1) определение целей, принципов и общих положений исполнения всех видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового воздействия и применения мер исправительного воздействия;

    2) установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;

    3) обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;

    4) определение системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля за их деятельностью;

    5) определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных;

    6) разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и прогнозированию развития учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с учетом изменений, происходящих в обществе и государстве.

    Совокупность перечисленных задач определяет содержание уголовно-исполнительной политики.

    Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является нормативно-правовая – отражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах. Данная форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

    Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

    Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

    Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственного предмета правового регулирования и соответствующего ему метода правового регулирования, а также обособленной системы норм.

    Предметом уголовно-исполнительного права (рис. 1) являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).

    Рис. 1. Предмет уголовно-исполнительного права

    В связи с тем что само уголовное наказание представляет собой наиболее жесткую форму государственного принуждения, главным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения. Вместе с тем это не исключает использование в процессе регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний диапозитивного метода, основанного на дозволениях, равноправии сторон, позволяющего субъектам самостоятельно осуществлять выбор поведения. Например, осужденный и иные лица имеют возможность обратиться в суд с жалобой на действия администрации учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания.

    Самостоятельность рассматриваемой отрасли права определяется и наличием системы норм, закрепленных в УИК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах (подробнее см. тему 2).

    Уголовно-исполнительное право имеет тесную взаимосвязь с другими отраслями права и, в первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все они объединены общей целью (борьбой с преступностью), едиными принципами и методами правового регулирования. Их нормы с разных позиций регулируют общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу назначения, исполнения (отбывания) и освобождения от уголовного наказания. Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие уголовно-исполнительного права практически со всеми другими отраслями системы российского права. Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных, с гражданским правом – в связи с осуществлением осужденными своих имущественных прав, с трудовым правом – регламентацией трудовой деятельности лиц, отбывающих уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных и др.