Умышленно без торгов предоставили земельный участок. Порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным нко. Земля на лесных участках для осуществления сельскохозяйственной деятельности

Безвозмездное срочное пользование земельными участками представляет собой вид права на бесплатное пользование землей. О том, на основании чего возникает это право и как оно осуществляется, мы расскажем подробно в нашей статье.

С юридической точки зрения право безвозмездного срочного пользования, предусмотренное Земельным кодексом РФ, является обязателственным правом. Земельные участки при безвозмездном срочном пользовании предоставляются владельцам на срок, который может быть установлен законом - для участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, договором - для участков, находящихся в частной собственности, на период трудовых отношений - в порядке служебных наделов.

Важно! Коммерческие организации не могут передавать имущество в безвозмездное пользование лицам, которые являются их участниками, учредителями, руководителями или членами ее органов контроля или управления - п. 2 статьи 690 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, земельное законодательство РФ выделяет три вида безвозмездного срочного пользования землей:

  1. когда земельный участок принадлежит государству - участки передаются в безвозмездное пользование только муниципальным или государственным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления, иные участники могут получить эти участки только в аренду;
  2. когда земельный участок принадлежит организациям разных отраслей;
  3. когда земля принадлежит юридическим или физическим лицам - участки передаются в безвозмездное пользование другим гражданам или организациям на основе договора.

Договор безвозмездного пользования

Важно! Применение гражданского правового договора безвозмездного пользования к правоотношениям, которые вытекают их права срочного безвозмездного пользования земельных участков, регулируются ст.ст. 689-701 ГК РФ.

В соответствии с нормами гражданского законодательства, договор безвозмездного пользования предполагает, что одна из сторон договора берет на себя обязательство по передаче земельного участка в безвозмездное временное пользование другой стороне договора, при этом, последняя сторона обязуется возвратить полученный участок в предусмотренный договором срок, в том же состоянии, в котором он ему был передан владельцем, с учетом вычета нормального износа. Следовательно, по договору вторая сторона выступает в качестве землепользователя и имеет следующие обязанности:

  • использовать отмеченный в договоре земельный участок в строгом соответствии с указанным в документации целевым назначением земли и ее принадлежности к отдельной категории земель;
  • сохранять межевые, геодезические и другие знаки специального значения, которые установлены на участках согласно законодательных правил;
  • применять только разрешенные способы использования земли, которые не наносят вред окружающей среде;
  • реализовывать мероприятия, предусмотренные для охраны земель, водных и лесных объектов и других природных ресурсов, в том числе, выполнять меры пожарной безопасности;
  • когда сроки освоения земли предусмотрены договором, обеспечивать своевременное использование полученных участков;
  • выполнять все требования санитарно-гигиенических, градостроительных, экологических и иных правил и норм, установленных законом;
  • не допускать деградации, загрязнения и иных ухудшений плодородия почвы;
  • выполнять другие требования, предусмотренных земельным законодательством РФ и иными Федеральными законами.
Важно! К главным правовым особенностям договора пользования земли можно отнести его безвозмездность и срочность. После окончания срока, названного в договоре, земельный участок должен быть возращен его первоначальному владельцу.

В договоре безвозмездного пользования земельным участком большое значение имеет предмет соглашения, которым выступает земельный участок или его часть, сведения о котором занесены в государственной кадастр недвижимости. В документе обязательно указывается информация и необходимые сведения, позволяющие осуществить определенную и точную идентификацию земельного участка, это:

  • категория земель, к которой относиться данный участок;
  • кадастровый номер предмета договора;
  • вид разрешаемого пользования участком;
  • площадь земли, передаваемой второй стороне;
  • местоположение участка (его точный адрес).
Важно! В случае, если в договоре отсутствуют указанные сведения, условия сделки считаются не согласованными, следовательно, договор считается не заключенным.

Документы, необходимые для регистрации договора безвозмездного пользования землей:

  1. документ, удостоверяющий личность собственника передаваемого участка либо его представителей;
  2. доверенность на представителя, если он действует от лица собственника земли;
  3. кадастровый паспорт участка земли;
  4. копию и оригинал учредительных документов организации с приложением всех дополнений;
  5. платежный документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за регистрацию договора.
Важно! В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса РФ договор безвозмездного использования земли, который имеет срок действия менее одного года, не подлежит регистрации в Росреестре, тогда как соглашение со сроком действия более одного года, напротив, обязательно к регистрации.

Расторжение договора: когда документ прекращает действовать, досрочное расторжение

Если в договоре не прописан конкретный период действия, каждая из сторон, как и в любой другой сделке, имеет право провести досрочное расторжение договора в любое время, заранее поставив в известность вторую сторону о своем намерении. Причины досрочного расторжения могут быть разными:

  • первоначальный владелец земельного участка может расторгнуть договор если :
    • земля плохо содержится, что приводит к ухудшению ее состояния;
    • земля используется не по назначению;
    • земельный участок передан третьей стороне без разрешения собственника;
  • пользователь земельного участка может расторгнуть договор, если:
    • возникли форс-мажорные обстоятельства, которые от него не зависят;
    • были обнаружены скрытые недостатки объекта, которые мешают нормальному использованию;
    • собственник не исполнил своевременно своих обязанностей по передаче участка пользователю либо не исполнил иные обязанности, предусмотренные договором;
    • присутствуют права третьих лиц, которые не были зафиксированы договором.

Полное прекращение действия договора безвозмездного пользования землей происходит в случае смерти землепользователя либо ликвидации юридического лица, которая выступала в качестве землепользователя. В случае смерти собственника земли, его обязанности по договору переходят к его наследникам, а при реорганизации юридического лица - к правопреемнику.

Условия передачи земли в безвозмездное срочное пользование

Как уже упоминалось выше, пользователь может получить в безвозмездное срочное использование землю, которая принадлежит муниципалитету, государству, юридическим или физическим лицам. Исчерпывающий список ситуаций предоставления земель в безвозмездное пользование определен в статье 24 Земельного кодекса РФ. Это:

  • находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 ЗК РФ, в том числе в виде служебного надела;
  • находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

Отличие безвозмездного пользования от аренды

Схожесть с правовым отношением аренды права безвозмездного пользования очевидна - в обоих случаях установлено обязательственное право на участки земли. Кроме того, в обоих случаях земля передается новому пользователю для использования, однако, в случае аренды - это возмездное пользование, а в другом, соответственно, безвозмездное. Принципиальным отличием аренды от безвозмездного пользования земельными участками можно назвать тот факт, что при аренде участок передается арендодателю не только в пользовании, но и во владение, что позволяет ему использовать комплекс мер владельческой защиты объекта, чего полностью лишен пользователь земли в порядке безвозмездного использования.

Электронные услуги

Полное название услуги

Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

    • Юридические лица и их законные предствители
    • Органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, а также центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий
    • Лица, с которыми заключен государственный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств бюджета города Москвы, на основе заказа, размещенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе с лицами, которым для осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта) требуются смежные земельные участки или находящиеся в непосредственной близости земельные участки для размещения открытых площадок для размещения контейнеров для сбора отходов строительства и сноса, открытых площадок для грунта, размещаемых на период производства работ, связанных с организацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (без специального покрытия и устройства дренажа), а также производственных, складских, вспомогательных сооружений без устройства фундаментов (в том числе цельноперевозные, контейнерного типа, сборно-разборной конструкции), возводимых на период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
    • Религиозные организации, имеющие в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения.
    • Религиозные организации, имеющие в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения и помещения религиозного и благотворительного назначения, в целях оформления прав на смежные земельные участки, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации зданий, строений, сооружений.
    • С 1 августа 2015 г. прием запросов на предоставление государственной услуги от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется только в электронной форме с использованием Портала.
  • Стоимость услуги

    Бесплатно

  • Перечень необходимых документов

    • Сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;
    • Электронный образ документа, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя
    • Электронные образы документов, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здания, строения, сооружения,
    • Электронный образ строительного генерального план (стройгенплан), утвержденного в установленном порядке, с необходимыми заключениями,
    • Электронный образ разрешения залогодержателя права пользования земельным участком.
    • Юридические лица, при подаче запроса в электронной форме с использованием Портала предоставляют электронные образы документов, подписанные электронной подписью.
  • Сроки предоставления услуги

    15 рабочих дней
    Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации запроса.
    В общий срок предоставления государственной услуги не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.

    Сроки и основания приостановления

    23 рабочих дня
    Подписание заявителем договора безвозмездного пользования земельным участком

    20 рабочих дней
    Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке 5 рабочих дней
    Поступление от заявителя протокола разногласий к выданному на подписание договору безвозмездного пользования земельным участком

    Условия получения услуги в ОИВ

    • Кто может обратиться за услугой:

      Физические лица

      Прием запросов на предоставление государственной услуги от заявителей - физических лиц осуществляется на бумажном носителе или в электронной форме с использованием Портала

      Юридические лица

      В качестве заявителей могут выступать: 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, а также центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. 2. Лица, с которыми заключен государственный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств бюджета города Москвы, на основе заказа, размещенного в соответствии с законодательство м Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе с лицами, которым для осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта) требуются смежные земельные участки или находящиеся в непосредственной близости земельные участки для размещения открытых площадок для размещения контейнеров для сбора отходов строительства и сноса, открытых площадок для грунта, размещаемых на период производства работ, связанных с организацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (без специального покрытия и устройства дренажа), а также производственных, складских, вспомогательных сооружений без устройства фундаментов (в том числе цельноперевозные, контейнерного типа, сборно-разборной конструкции), возводимых на период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. 3. Религиозные организации, имеющие в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительно го назначения. 4. Религиозные организации, имеющие в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения и помещения религиозного и благотворительно го назначения, в целях оформления прав на смежные земельные участки, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматриваетс я для эксплуатации зданий, строений, сооружений. Интересы заявителей могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Бесплатно

    • Перечень необходимых сведений:

      Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Заявитель имеет возможность подать запрос в электронной форме путем заполнения на Портале интерактивной формы запроса. С 1 августа 2015 г. прием запросов на предоставление государственной услуги от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется только в электронной форме с использованием Портала. Юридические лица при подаче запроса в электронной форме представляют электронные образы документов, подписанные электронной подписью.

      Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный

      Документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя.

      Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здания, строения, сооружения, если права на такие здания, строения, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Предоставляется без возврата
      Дополнительно представляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, а также центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, при наличии на земельном участке зданий, строений, сооружений и при отсутствии сведений о правах на такие здания, строения, сооружения в Едином государственном реестре недвижимости, а также религиозные организации, указанные в пунктах 2.4.1.3 и 2.4.1.4 Административного регламента предоставления услуги, при отсутствии сведений о правах; здания, строения, сооружения в Едином государственном реестре недвижимости.

      Строительный генеральный план (стройгенплан) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляют юридические лица, указанные в пункте 2.4.1.2 Административного регламента предоставления услуги. Стройгенплан должен быть утвержден в установленном порядке, с необходимыми заключениями (в случаях оформления прав на смежные земельные участки или находящиеся в непосредственной близости земельные участки для размещения под размещение строительных площадок, открытых площадок для размещения контейнеров для сбора отходов строительства и сноса, открытых площадок для грунта, размещаемых на период производства работ, связанных с организацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (без специального покрытия и устройства дренажа), а также производственных, складских, вспомогательных сооружений без устройства фундаментов (в том числе цельноперевозные, контейнерного типа, сборно-разборной конструкции), возводимых на период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

      Разрешение залогодержателя права пользования земельным участком на предоставление земельного участка без проведения торгов (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется без возврата
      Представляется при наличии залога земельного участка.

      Договор водопользования (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае, если земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования и если договор водопользования отсутствует в распоряжении органов исполнительной власти и подведомственных им организаций.

      Заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют заявители из числа иностранных юридических лиц.
    • Сроки предоставления услуги

      15 рабочих дней

      Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:

      1. Необходимость подготовки и согласования правового акта Правительства Москвы в случаях, установленных законами города Москвы.
      Срок приостановления предоставления государственной услуги по данному основанию определяется в соответствии с Регламентом Правительства Москвы.

      2. Подписание заявителем договора безвозмездного пользования земельным участком.
      Срок приостановления предоставления государственной услуги по данному основанию не превышает 23 дней.
      3. Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке.
      Срок приостановления предоставления государственной услуги по данному основанию не превышает 20 дней.
      4. Поступление от заявителя протокола разногласий к выданному на подписание договору безвозмездного пользования земельным участком.
      Срок приостановления предоставления государственной услуги по данному основанию не превышает 5 дней.

    • Результат оказания услуги

      Выдается:

      • Договор безвозмездного пользования земельным участком (оригинал, 1 шт.)

      Происходит:

      • Выдача (направление) договора безвозмездного пользования земельным участком
    • Формы получения

      Через законного представителя

      На WEB сайте

    • Основания для отказа в предоставлении услуги

      Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

      1. Истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления предоставления государственной услуги, за исключением срока, установленного пунктами 2.9.3.1, 2.9.3.3 и 2.9.3.4 настоящего Регламента.

      2. Наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации:

      С заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

      На указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

      На указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этого здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

      В отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

      В отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

      Разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

      Испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

      Площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого здания, сооружения;

      Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

      В отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

      В отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

      Границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

      (в ред. постановления Правительства Москвы от 22.06.2018 N 606-ПП)

      Площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

      (в ред. постановления Правительства Москвы от 06.06.2016 N 305-ПП)

      Испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;

      С заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

      3. Наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве":

      Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости подтверждения имущественных прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, отсутствие документов, подтверждающих имущественные права, возникшие на данные объекты недвижимости до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, расположенных на земельном участке (в случае обращения за предоставлением земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);

      (в ред. постановления Правительства Москвы от 28.08.2018 N 981-ПП)

      Судебное разбирательство в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем зданий, сооружений, в том числе оспаривание прав на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, площади, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем здания, сооружения;

      Наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка;

      Включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества;

      Наличие прав третьих лиц на земельный участок, оформленных в установленном порядке и препятствующих в соответствии с законодательством Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов;

      Отсутствие разрешения залогодержателя права пользования земельным участком на предоставление земельного участка без проведения торгов;

      Непредставление подписанного заявителем проекта договора в тридцатидневный срок;

      Смерть заявителя - физического лица, прекращение деятельности заявителя - индивидуального предпринимателя, ликвидация заявителя - юридического лица;

      Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ преобразуемых (уточняемых) земельных участков, разрешенном использовании земельного участка, кадастровой стоимости;

      Отсутствие утвержденного проекта межевания территории (в случае обращения с целью последующего предоставления земельного участка, смежного с земельным участком, на котором расположено здание, сооружение, в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

      Наличие в границах земельного участка многоквартирного дома;

      Расположение границ здания, сооружения полностью или частично за пределами границ испрашиваемого земельного участка;

      Пересечение границ земельного участка с границами иных земельных участков, поставленных на кадастровый учет;

      Наличие обеспечительных мер, наложенных в отношении земельного участка, здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и (или) прав пользования на указанные объекты недвижимого имущества;

      Наличие ранее принятого в установленном порядке решения о предоставлении заявителю на испрашиваемом праве испрашиваемого земельного участка;

      Истечение срока (срока исполнения) государственного контракта (в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование лицу, с которым в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключен государственный контракт на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств бюджета города Москвы);

      Использование земельного участка для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, в случае, если такой земельный участок испрашивается иным органом государственной власти, государственным учреждением для предоставления в безвозмездное пользование.

      4. Поступление от заявителя повторного протокола разногласий к проекту договора безвозмездного срочного пользования земельным участком.

      (п. 2.10.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 14.05.2015 N 271-ПП)

      Основание для отказа в приеме документов

      Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

      1. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем в соответствии с Регламентом предоставления услуги.

      2. Обращение заявителя за получением государственной услуги, предоставление которой не осуществляется Департаментом.

      3. Несоответствие представленных запроса и документов требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Регламентом предоставления услуги.

      4. Утрата силы представленных документов (в случае если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством).

      5. Отсутствие полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.

      6. Наличие в представленных документах недостоверных и (или) противоречивых сведений.

      7. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

      8. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование Базового регистра, поданным заявителем документам или сведениям.

      9. Отсутствие заключенного с заявителем государственного контракта, предметом которого является строительство объектов недвижимости.

      10. Не представлен строительный генеральный план, утвержденный в установленном порядке.

      11. Обращение юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, за получением государственной услуги в порядке, не предусмотренном Регламентом предоставления услуги.

      Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при предоставлении государственной услуги в электронной форме с использованием Портала являются:

      1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.

      2. Наличие противоречивых сведений в представленных документах и в интерактивном запросе.

      3. Обращение уполномоченного представителя физического лица.

      4. Подписание запроса и иных документов в электронной форме с использованием электронной подписи с нарушением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.

      Ведомство:

      (ДГИ г. Москвы)

1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:
1) лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, на срок до одного года;
2) в виде служебных наделов работникам организаций в случаях, указанных в пункте 2 статьи 24 настоящего Кодекса, на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией;
3) религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет;
4) религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения;
5) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров;
6) гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.

7) для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;
8) гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;
9) гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;
10) гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;
11) некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет;
12) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами;
13) лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет;
14) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка, на срок исполнения указанного контракта;
15) некоммерческим организациям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации и созданным субъектом Российской Федерации в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, в целях строительства указанных жилых помещений на период осуществления данного строительства;
16) лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный настоящим пунктом в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;
17) лицу, имеющему право на заключение договора безвозмездного пользования земельным участком, в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";(Подпункт дополнительно включен с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 48-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года)
18) гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".(Подпункт дополнительно включен со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ)____________________________________________________________________Подпункт 18 пункта 2 настоящей статьи действует до 1 января 2035 года - см. пункт 4 статьи 20 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.____________________________________________________________________
3. Срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

4. Договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

5. Договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения огородничества, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Комментарий к статье 39.10 ЗК РФ

Подход к правовому регулированию отношений, связанных с предоставлением находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования, претерпел ряд существенных изменений.

Во-первых, право безвозмездного срочного пользования на земельный участок заменено правом безвозмездного пользования. Это обусловлено необходимостью гармонизации гражданского и земельного законодательства (подробнее см. комментарий к ст. 24 ЗК РФ).

Во-вторых, изменились основания возникновения такого права. Так, если ранее предусматривалось предоставление участка на рассматриваемом праве на основании акта уполномоченного органа или на основании договора, то с 1 марта 2015 года единственным основанием предоставления уполномоченным органом земельного участка на данном праве является договор безвозмездного пользования.

Необходимость заключения договора безвозмездного пользования земельным участком также предусмотрена в целях получения земельного участка в качестве служебного надела. В данном случае договор заключается с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

В-третьих, существенно расширен перечень случаев и лиц, имеющих право на получение земельных участков в безвозмездное пользование.

В-четвертых, установлены четкие сроки, на которые земельный участок может передаваться в безвозмездное пользование. При этом, если установлен только максимальный предел, срок безвозмездного пользования земельным участком устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом такого ограничения (п.3 комментируемой статьи).

В-пятых, установлены дополнительные требования к договорам безвозмездного пользования земельными участками, предоставляемыми для определенных целей. Так, договор безвозмездного пользования урегулирован главой 36 части второй ГК РФ. Пунктами 4 и 5 комментируемой статьи установлено требование о включении в договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства, огородничества обязанности некоммерческой организации обеспечить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории (проекта межевания - для огородничества), а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков.

Указанное требование связано с тем, что в соответствии с внесенными Законом N 171-ФЗ изменениями раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации граждан для ведения садоводства, огородничества, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. Кроме того, проект планировки территории заменил ранее разработанный садоводческими некоммерческими объединениям граждан проект организации и застройки территории такого объединения.

Основания, предусмотренные подп.1-5, 9, 10 и 12 п.2 комментируемой статьи, не являются новыми и ранее предусматривались ЗК РФ (п.1 ст. 24, п.5 ст. 93 ЗК РФ).

При этом целесообразно отметить, что понятие "религиозные организации" раскрывается в ст. 8 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (подробнее см. комментарий к ст. 39.5 ЗК РФ). Вопросы, связанные с предоставлением гражданам земельных участков в виде служебных наделов, урегулированы п.2 ст. 24 ЗК РФ.

Воспроизводя основание о предоставлении земельных участков лицам, с которыми в соответствии с законодательством о закупках заключены гражданско-правовые договоры, законодатель предусмотрел, что речь идет не только о договорах на строительство, но и на реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет бюджетных средств.

Сходным по своей сути данному основанию является новый случай предоставления земельного участка в безвозмездное пользование - лицам, с которыми в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка на срок исполнения указанного контракта.

Общим для данных пунктов является заключение гражданско-правовых договоров в соответствии с законодательством о закупках, осуществление деятельности, направленной на обеспечение государственных нужд. Принципиальные различия - основание, предусмотренное подп.14 п.2 комментируемой статьи, не ограничивается строительством или реконструкцией объектов, а предусматривает выполнение работ и оказание этих услуг, но только для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, утверждены постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 года N 176 (СЗ РФ. 2006. N 15. Ст.1613).

Указанными Правилами предусмотрен порядок формирования перечней земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых ими, размещения сообщений о наличии таких земельных участков, порядок их предоставления. Указанные правила подлежат применению только в части, не противоречащей ЗК РФ.

В настоящее время федеральным законодательством установлена лишь возможность передачи земельных участков в безвозмездное пользование жилищно-строительному кооперативу, который создан в целях обеспечения жилыми помещениями граждан из числа работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений культуры, а также граждан, имеющих трех и более детей, для строительства многоквартирных домов, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры в границах этих земельных участков.

Категории граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, из числа указанных лиц определяют соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ (п.9.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

Необходимо обратить внимание на новые основания предоставления земельных участков в безвозмездное пользование.

Так, в целях развития сельских территорий, привлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в районы, нуждающиеся в увеличении производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также в целях привлечения к работе на этих территориях специалистов Законом N 171-ФЗ введена норма о предоставлении гражданам в безвозмездное пользование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства или для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта РФ, а также для индивидуального жилищного строительства гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта РФ (подп.6 и 7 п.2).

Если гражданин использовал в течение пяти лет земельный участок в соответствии с установленным разрешенным использованием (а в случае если участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства - также работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта РФ), он вправе получить такой земельный участок в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

При этом следует обратить внимание, что законодатель предусмотрел широкие полномочия субъектов РФ по определению соответствующих муниципальных образований, специальностей исходя из социально-экономической и демографической ситуации в конкретном регионе.

Основание, предусмотренное подп.8 п.2, устраняет существующий пробел, вытекает из принципа обеспечения единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.

Анализ законодательства, действующего до вступления в силу Закона N 171-ФЗ, свидетельствует, что в последние годы земельные участки садоводческим, некоммерческим организациям граждан могли предоставляться только на праве аренды.

Предоставление земельного участка некоммерческой организации граждан по основанию подп.11 п.2 осуществляется для выполнения определенных процедур, связанных с освоением такого земельного участка. В связи с этим и предусмотрено, что земельный участок предоставляется на срок не более чем пять лет. Исходя из положений п.4 и 5 комментируемой статьи, такой срок необходим объединениям садоводов и огородников для того, чтобы обеспечить разработку и утверждение проекта планировки и (или) проекта межевания территории.

По данному основанию земельные участки предоставляются только некоммерческим организациям, созданным гражданам, для ведения садоводства и огородничества. При этом ст. 14 ФЗ от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлены правила расчета максимальной площади земельных участков, которые могут быть предоставлены для ведения садоводства и огородничества.

После разработки документации по планировке территории, образования земельных участков и их распределения между членами некоммерческой организации граждан такие земельные участки предоставляются данным членам в собственность или аренду без проведения торгов.

Законом предусмотрен принципиально иной порядок предоставления земельных участков некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения дачного хозяйства, учитывая разрешенное использование таких земельных участков и фактическое их использование для индивидуального жилищного строительства (см. комментарий к ст. 39.11 ЗК РФ).

Новым является положение о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (подп.13 п.2 комментируемой статьи).

В случаях когда использование земельного участка не предусматривает строительство зданий, сооружений, то такое использование земельных участков лицами, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешений уполномоченных органов (см. ст. 39.33 ЗК РФ).

Согласно ст. 1 ФЗ от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 30. Ст.3122), к коренным малочисленным народы Севера, Сибири и Дальнего Востока относятся народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 255 (СЗ РФ. 2000. N 14. Ст.1493). Конкретный перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 536-р (СЗ РФ. 2006. N 17 (ч.2). Ст.1905).

В соответствии со ст. 123.16 ГК РФ общинами коренных малочисленных народов РФ признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Традиционное природопользование - это исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а обычаями коренных малочисленных народов являются традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р (СЗ РФ. 2009. N 20. Ст.2493).

Границы территорий традиционного природопользования различных видов утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Подпункт 15 п.2 комментируемой статьи направлен на реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам Российской Федерации" и подлежит применению только при наличии соответствующего закона субъекта РФ.

Подпункт 16 п.2 комментируемой статьи по своей сути не является самостоятельным основанием предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, а определяет возможность получения земельного участка на таком праве в случае прекращения данного права в связи с изъятием ранее предоставленного земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Новый земельный участок должен предоставляться не на оставшийся срок безвозмездного пользования, а определяется по-новому в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок с учетом п.3 комментируемой статьи. Также необходимо обратить внимание, что предоставление земельного участка взамен изъятого не является обязательным, а служит одной из форм возмещения убытков, причиненных изъятием.

Консультации и комментарии юристов по ст 39.10 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39.10 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

В 2-х случаях безвозмездное пользование земельным участком является первым этапом получения земли в собственность бесплатно.

Иными словами, передача земли в безвозмездное пользование, в некоторых случаях является шагом к получению участка в собственность.

Рассмотрим основания, когда земельный участок получают в безвозмездное пользование .

На какой срок дают земельный участок в безвозмездное пользование?

По общему правилу, срок безвозмездного пользования землей выбирает сам гражданин или организация, которые подают заявление на получение участка.

Однако из этого правила есть исключения.

Чтобы вы не запутались, при описании каждого из способов получения земельного участка, я буду указывать срок безвозмездного пользования.

Если какой-то из способов не содержит в своем описании срока, то это означает, что действует общее правило, то есть срок безвозмездного пользования определяет сам заявитель в своем заявлении.

Какие земельные участки могут предоставляться в безвозмездное пользование?

В бесплатное пользование могут быть переданы участки, находящие в государственной и муниципальной собственности.

Также в безвозмездное пользование могут передаваться земли, которыми владеет организация на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кто может получить землю в безвозмездное пользование?

Как вы уже поняли, речь пойдет о 14 оснований для предоставления земли в безвозмездное пользование. На самом деле в кодексе насчитывается 18 оснований.

Однако некоторые родственные основания я объединил, чтобы вам было легче ориентироваться в объеме информации.

Право безвозмездного пользования участком, снимает проблему платного приобретения земли. Но не всем одинаково везет с правами.

Начнем описание с самых интересных оснований, а закончим статью наименее привлекательными для граждан.

1. Безвозмездное пользование земельным участком под ИЖС, ЛПХ или КФХ

Гражданин может получить землю в безвозмездное пользование для следующих целей:

  • индивидуальное жилищное строительство,
  • ведение личного подсобного хозяйства,
  • для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Иными словами, гражданин имеет возможность получить от государства или местной администрации землю в бесплатное пользование, чтобы построить на нем индивидуальный дом, завести личное подсобное хозяйство или заниматься бизнесом в виде крестьянского (фермерского) хозяйства.

Выглядит весьма заманчиво. Но давайте разберемся в деталях.

Любой ли гражданин может получить землю в безвозмездное пользование?

Да, любой.

На этот счет в законе, в частности, подпункте 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ, нет никаких ограничений.

На какой срок можно получить участок в безвозмездное пользование?

Земельный участок предоставляется на срок не более 6 лет.

В любом ли районе, городе или поселке можно получить земельный участок в безвозмездное пользование?

Нет, не в любом.

Получить землю в безвозмездное пользование можно не в любом городе, районе или поселке, а только в тех муниципальных образованиях, которые определенны законом субъекта Российской Федерации.

Проще говоря, если в регионе принят областной, краевой и т.д. закон о безвозмездном пользовании землей, то в этом законе перечислены населенные пункты и районы, на которых можно получить землю в безвозмездное пользование.

В любом другом, произвольно выбранном муниципальном образовании, получить участок в безвозмездное пользование не получится.

Как узнать, принят ли в области или крае закон о безвозмездном пользовании?

Можно направить запрос в региональное правительство о предоставлении информации о наличии или отсутствии закона, по которому можно получить землю в безвозмездное пользование.

Но ответ придется ждать 30 дней, потому что именно такой срок установлен для ответа на письменные запросы граждан.

Можно обратиться за консультацией к юристу. Но это тоже потребует времени, а возможно и оплаты за консультацию.

В видео я показал:

Как бесплатно, за 2 минуты выяснить: принят в вашей области закон о безвозмездном пользовании землей или нет?

Обратите внимание!

Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.

Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.

Без торгов земельный участок можно получить:

  • в собственность бесплатно — 9 оснований ;
  • обственность за плату — 10 оснований ;
  • в аренду — 16 оснований ;
  • в безвозмездное пользование — 14 оснований ;
  • в постоянное (бессрочное) пользование — 4 основания .

Каждое основание имеет свои условия и порядок предоставления земли.

Чтобы выбрать самое подходящее основание, придется 10 часов напряженно изучать Земельный кодекс.

Однако есть более легкий способ.

Интерактивная интеллект-карта

Время истекло!

Бесплатные экземпляры закончились! Получите доступ к интеллект-карте .

Что вам дает интеллект-карта:

  • видение всех оснований получения земли без аукциона;
  • кликабельные заголовки за 1 секунду раскроют описание любого способа получения земельного участка без торгов;
  • вы за 7 минут подберете выгодные основания получения земельного участка без торгов;

Есть видео инструкция «Как пользоваться интерактивной интеллект-картой?»

Застолбите бесплатный доступ навсегда, потому что через 8 минут карта станет платной.

Посмотрите данное видео, и вы сможете «прокачать» любой регион России на предмет возможности получения в нем участка в безвозмездное пользование.

И в завершении, поделюсь с вами новостью, которая многих из вас порадует.

После 5 лет безвозмездного пользования земельным участком его можно получить в собственность бесплатно.

О таком шикарном подарке от нашего государства я узнал из пошаговой инструкции: .

Это открытие еще раз укрепило мое убеждение в том, что чем больше мы узнаем из профессиональных источников, тем шире наши возможности.

О бесплатном получении земельного участка после 5 лет безвозмездного пользования читайте в этой . А мы переходим ко второму основанию получения земли.

2. Безвозмездное пользование земельным участком для специалистов.

Второе основание очень похоже на 1-ое, но имеет два отличия.

Отличие состоит в том, что:

  • земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование не любым гражданам, а только тем, кто имеет определенное образование и работает по основному месту работы по соответствующей специальности,
  • земельный участок предоставляется специалистам только для ИЖС и для ЛПХ. Для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства по этому основанию получить участок нельзя.

Во всем остальном, земельные участки для специалистов предоставляются так же, как описано в 1-ом основании.

В частности, региональная власть должна принять закон, в котором указать районы, на территории которых должен работать специалист по основному месту работу, а также наименование специальностей.

Договор безвозмездного пользования со специалистом заключается на срок до 6 лет.

По истечении 5 лет специалист имеет право получить участок в собственность бесплатно, при условии, что он все 5 лет работал по основному месту работу и использовал участок по целевому назначению.

Проверить мои выводы вы можете в подпункте 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ.

О том, как за 2 минуты узнать, где в России можно получить земельный участок в безвозмездное пользование, смотрите видео выше.

3. Служебный жилой дом дает право на безвозмездное пользование участком.

Не самое распространенное основание.

Суть его состоит в следующем: если гражданину предоставили служебное жилое помещение в виде жилого дома, то данный гражданин может получить земельный участок, на котором располагается этот дом, в безвозмездное пользование.

Срок безвозмездного пользования участком определяется периодом времени, в течение которого гражданин имеет право пользоваться служебным домом.

Иными словами , пока не расторгнут договор найма служебного жилого помещения в виде жилого дома, до тех пор можно безвозмездно пользоваться землей.

Если вас заинтересует данный способ получения земли, то используйте подпункт 8 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

4. Земля на лесных участках для осуществления сельскохозяйственной деятельности

Гражданин может получить земельный участок в безвозмездное пользование в лесу.

Земля на лесных участках предоставляется только гражданам для осуществления сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд.

Под сельхоз деятельность, как вид бизнеса, по данному основанию получить участок в безвозмездное пользование не получится.

Кстати, следует отметить, что к подобной сельскохозяйственной деятельности относится так же пчеловодство.

Если вы пчеловод, то получая землю по данному основанию, не говорите чиновникам, что продаете мёд.

Пусть слуги народа будут убеждены, что ваши пчелки трудятся только для ваших собственных нужд. Это облегчит получение земли в безвозмездное пользование на лесном участке.

Безвозмездно пользоваться землей по данному основанию можно сроком до 5 лет.

Подробнее см. подпункт 9 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

5. Земли для охото- лесо- сельскохозяйственного и иного использования.

Признаюсь, сначала меня слабо заинтересовало данное основание получения земли в безвозмездное пользование.

Однако по мере его изучения я изменил свое мнение и сейчас с вами поделюсь им.

Гражданин или организация могут получить в безвозмездное пользование земельный участок для следующего использования:

  • сельскохозяйственное использование земли,
  • охотхозяйственное использование,
  • лесохозяйственное использование,
  • иное использование, которое не предусматривает строительства зданий и сооружений.

На каких землях можно получить такие участки?

В безвозмездное пользование для указанных целей можно получить земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, которые временно не используются.

Федеральные органы власти, в ведении которых находятся временные неиспользуемые земли, утверждают Перечни земельных участков, которые можно получить в безвозмездное пользование.

Данные перечни публикуются на официальных сайтах федеральных органов власти в течение 2 недель с момента утверждения.

Получить такой участок можно сроком до 5 лет.

Подробности см. в подпункте 10 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

6. Служебные земельные наделы предоставляются работникам в безвозмездное пользование

Для отдельных отраслей экономики могут приниматься законы РФ или законы регионов, в которых устанавливается порядок предоставления служебных наделов.

Как правило, земельные наделы предоставляются работникам транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, предприятий охотничьего хозяйства и природных заповедников и национальных парков.

Срок безвозмездного пользования служебным наделом равен сроку трудового договора с работником.

Признаюсь, мне не приходилось встречать законы, которые устанавливали возможность получения служебного надела.

За более детальной информацией можно обратиться к подпункту 2 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

7. Земля для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Граждане, которые относятся к коренным малочисленным народам, могут получить в безвозмездное пользование земельные участки сроком до 10 лет.

Земля предоставляется исключительно в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Иными словами, малочисленные народы Севера не могут получить землю по данному основанию в Краснодарском крае.

Земля выделяется для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни и промыслов.

Данное основание для безвозмездного пользования предусмотрено подпунктом 13 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

8. Взамен изъятого земельного участка выдадут другой участок в безвозмездное пользование.

Если гражданин или организация владели земельным участком на праве безвозмездного пользования и этот участок изъяли для государственных или муниципальных нужд, то вместо изъятого участка предоставят другой.

Все просто, один участок забрали, другой дали.

Не очень интересное основание.

Тем не менее, подробности можно посмотреть в подпункте 16 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

9. Бюджетные организации могут получить землю в безвозмездное пользование только на 1 год.

Раздавая всем землю в безвозмездное пользование, государство не могло обойти само себя.

Поэтому оно предусмотрело возможность давать в бесплатное пользование участки следующим организациям:

  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий;
  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).

Напрашивается вопрос:

Почему госструктурам земельные участки дают в безвозмездное пользование только на 1 год?

Простым гражданам землю дают в пользование сроком до 6 лет, а государственным организациям только на 1 год.

Ответ прост.

Дело вовсе не в том, что государство в 6 раз сильнее заботиться о гражданах, чем о своих структурах.

Просто вышеуказанные структуры имеют исключительное право получать землю в постоянное (бессрочное) пользование.

Поэтому им нет особой нужды владеть землей на праве безвозмездного пользования длительный срок.

Проверить мои выводы можно в подпункте 1 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

10. Дальневосточный гектар дают в безвозмездное пользование сроком на 5 лет.

Любой гражданин России может один раз в жизни получить земельный участок площадью не более 1 га в безвозмездное пользование.

Срок безвозмездного пользования одним гектаром земли составляет 5 лет.

По истечении пятилетнего срока земельный участок можно получить в аренду или в собственность бесплатно.

Дальневосточный гектар – это красивая инициатива г-на Ю.П. Трутнева, Посмотрим, сколько желающих через 5 лет захотят или смогут сохранить свои участки.

Данное основание получения участка см. в подпункте 18 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

11. Некоммерческая организация может получить землю в безвозмездное пользование.

Несмотря на ужесточение контроля, за деятельностью некоммерческих организаций (НКО), некоторые из них не утратили возможность иметь землю на праве безвозмездного пользования.

Каким некоммерческим организациям могут дать землю в безвозмездное пользование?

Всего 3 группы некоммерческих организаций могут рассчитывать на бесплатное пользование землей:

  1. НКО, созданные гражданами для ведения огородничества или садоводства.

Некоммерческие организации граждан, созданные для огородничества и садоводства, могут получить землю в безвозмездное пользование сроком до 5 лет.

Если НКО получает землю для садоводства, то на нее возложат обязанность подготовить проект планировки территории и проект межевания. Кроме этого, НКО садоводов также должна будет провести кадастровые работы для образования земельных участков.

НКО огородников должна сделать только проект межевания территории и провести кадастровые работы.

  1. НКО, созданные гражданами, в целях жилищного строительства.

Срок, на который такие НКО могут получить землю, устанавливается отдельными федеральными законами.

  1. НКО, созданным субъектами РФ, в целях жилищного строительства.

Третья группа не очень нам интересна, потому что не относится к простым гражданам.

Кому интересны подробности, см. подпункты 11, 12 и 15 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

12. Религиозные организации могут получить землю в безвозмездное пользование.

Церковь и другие религиозные организации могут получить в бесплатное пользование землю в 2-х случаях:

  • если земля предоставляется для размещения зданий и сооружений религиозного и благотворительного назначения.
  • если на земле находятся здания, которыми религиозные организации владеют на праве безвозмездного пользования.

В первом случае землю дают на срок до 10 лет.

Во втором – на срок пока религиозная организация владеет зданием или сооружением.

подробности см. в подпунктах 3, 4 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

13. Если с вами заключен договор или контракт, который финансируется из бюджета, то вы можете получить землю в пользование безвозмездно.

Данный способ, как правило, касается организаций, которые выполняют работы для государственных и муниципальных нужд, работают по оборонному заказу и т.д.

Земля предоставляется на срок, в течение которого исполняется контракт или договор.

Поскольку для большинства обычных россиян этот способ получения земли не интересен, то не будем на нем долго останавливаться.

Точное описание этого способа получения земли можно посмотреть в подпунктах 5 и 14 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

14. Безвозмездное пользование землей для развития жилищного строительства.

И завершающий способ получения земли связан с законом о содействии развитию жилищного строительства.

Государство предоставляет застройщикам землю в безвозмездное пользование, для того чтобы увеличить объемы многоэтажного строительства жилья.

Поскольку большинство граждан все таки хотят получить земельный участок для личного использования, то описывать подробно все условиями получения застройщиками земли в безвозмездное пользование не очень интересно.

Подробности этого способа получения земли застройщики найдут в подпункте 17 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

На этом описание 14 оснований для получения земли в безвозмездное пользование завершено.

Если у вас возникли вопросы или вы знаете другие основания для приобретения участка в бесплатное пользование, то пишите в комментариях, я обязательно отвечу.

В завершении, хочу напомнить, что для практического получения земельного участка недостаточно только знать основания.

Для фактического приобретения земли нужно знать пошаговый алгоритм действий, который приведет к цели.

Технология получения земельного участка в 2019 году

Местные чиновники, как правило, не знают либо не хотят исполнять законы, которые содержат наши с вами права и основания для получения земли.

По этому поводу можно долго негодовать, но гораздо эффективнее, используя пошаговый алгоритм действий и готовые шаблоны документов, не дать чиновникам шанса оставить вас без земельного участка.

Желаю вам прекрасного дня и достойной жизни.

Религиозным организациям земельные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование под застройку на срок строительства. Однако редакционная почта свидетельствует о том, что в ряде регионов, например в Москве, практикуется заключение соответствующих договоров на 11 месяцев.

Насколько такая практика соответствует закону и продолжится ли она после вступления с 1 марта 2015 года в силу новой редакции Земельного кодекса РФ? Отвечает руководитель Юридической службы Московской Патриархии . Комментарий опубликован в журнале «Приход» (№ 1, 2015).

Согласно п. 3 ст. 30 действующей редакции Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) «предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется … религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений».

Очевидно, что заключение в подобных случаях договоров безвозмездного срочного пользования со сроком действия 11 месяцев противоречит приведенной норме.

Практика заключения краткосрочных договоров обусловлена положением п. 2 ст. 26 ЗК РФ, согласно которому «договоры безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации». Для того чтобы не регистрировать договор, московские власти предлагают заключить его на 11 месяцев. Подписывая краткосрочный договор на таких условиях, руководитель религиозной организации должен отчетливо представлять правовые последствия данного шага.

По истечении срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком, данный договор подлежит прекращению (подп. 1) п. 1 ст. 47 ЗК РФ). Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 689, п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), в случае, если пользователь (в данном случае — религиозная организация) продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны собственника (в данном случае — в лице Департамента городского имущества г. Москвы), договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Однако в таком случае собственник земельного участка (в лице Департамента) получает право по любым причинам во внесудебном порядке во всякое время отказаться от договора, известив об этом религиозную организацию-пользователя за один месяц (п. 1 ст. 699 ГК РФ).

Таким образом, краткосрочный договор не обеспечивает в достаточной степени права религиозной организации на земельный участок. Именно поэтому Юридическая служба Московской Патриархии не рекомендует заключать договоры безвозмездного пользования земельными участками на 11 месяцев.

Что касается новой редакции ЗК РФ, то она существенно меняет предусмотренное действующей редакцией ЗК РФ правило о сроке действия договоров безвозмездного пользования, заключенных в целях предоставления религиозным организациям государственных (муниципальных) земельных участков для строительства зданий (сооружений) религиозного или благотворительного назначения.

Согласно подп. 3) п. 2, п. 3 ст. 39.10 новой редакции ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет. При этом срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица, то есть религиозной организации.

Таким образом, начиная с 1 марта 2015 года, религиозная организация вправе самостоятельно (путем подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган) предложить приемлемый для нее срок действия договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, предоставленным под строительство зданий (сооружений) религиозного или благотворительного назначения.

Патриархия.ru