Управляющие организации в сфере жкх уголовные дела. ЖКХ: Истории о незаконных действиях управляющих организаций. Перспективная застройка вместо «аварийного» жилья

За что управляющие компании (УК) и ТСЖ могут привлечь к уголовной ответственности? РосКвартал сделал обзор видов уголовных преступлений, которые могут совершить УК, ТСЖ/ЖСК/ТСН, управляя многоквартирными домами. Публикуем главное.

1. Подделка протоколов и решений общих собраний собственников в МКД

Наказание последует по части 1 ст. 327 УК РФ «Подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования» (выберут что-то одно):

  • ограничение свободы на срок до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 2 лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.
2. Причинение крупного ущерба или вреда здоровью из-за ненадлежащего исполнения обязанностей

К этой группе относятся нарушения, результат которых - причинение ущерба, тяжкого вреда здоровью или смерти из-за того, что управленец МКД ненадлежащим образом выполнял свои обязанности по содержанию и ремонту МКД.

  • Нарушил безопасность лифтов и допустил гибель людей из-за неисправности.
  • Допустил обрушение балконной плиты.
  • Допустил сход с крыш снега, который не был вовремя убран и т.д.
За нарушения, в результате которых пострадали люди, накажут по части 2 ст. 118 УК РФ (выберут что-то одно):
  • ограничение свободы на срок до 4 лет;
  • принудительные работы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Если из-за ненадлежащего выполнения обязанностей по содержанию и ремонту МКД кто-то погиб, то судить виновного будут:

1) по части 2 ст. 109 УК РФ:

  • ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового).
ИЛИ

2) по части 3 ст. 238 УК РФ:

  • принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 10 лет.
3. Проникновение в квартиру без разрешения проживающих

Сотрудники УК/ТСЖ не имеют право врываться в квартиры без разрешения их собственников. Это квалифицируется, как «незаконное проникновение в жилое помещение против воли проживающих с использованием служебного положения» - часть 3 ст. 139 УК РФ (суд выберет одно из наказаний):

  • штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • арест на срок до 4 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.
4. Присвоение имущества собственников или платежей за ЖКУ

Речь идет о мошенничестве - незаконном обращении с общим имуществом собственников, его ремонтом и расходованием средств, которые жители МКД платят за жилищно-коммунальные услуги и капремонт.

1) Мошенничество с использованием служебного положения - часть 3 ст. 159 УК РФ: хищение имущества собственников, незаконное оформление прав собственности на него с помощью обмана:

  • принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет либо без такового.
2) Преднамеренное неисполнение договоров, если это стало причиной ущерба, в том числе в крупном (свыше 3 млн рублей) и особо крупном, более 12 млн рублей, размере - части 5, 6, 7 ст. 159 УК РФ.
  • штрафом в размере до 300 000 рублей;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового;
  • лишение свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы на 1 до одного года или без такового.
  • лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей и т.д.
5. Деятельность без лицензии на управление МКД

Если компания занималась управлением МКД без получения на это лицензии, собирала платежи, получила от своей незаконной деятельности доход или причинила ущерб свыше 2,25 млн рублей, то ее руководителей могут осудить по части 1 ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство»:

  • штраф в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • арест на срок до 6 месяцев.
Если сумма ущерба/дохода в итоге превысила 9 млн рублей, то судить виновного будут по части 2 ст. 171 УК РФ:
  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
6. Нарушение требований безопасного проживания в МКД из-за действий/бездействия УК

Управленцы МКД отвечают за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и создание условий для безопасного проживания людей в нем (безопасность лифтов из этой оперы).

Если в результате действий/бездействия УК (ТСЖ) произошёл несчастный случай с пострадавшими и погибшими, руководитель и сотрудники организации будут наказаны.

1) Нарушения при проведении ремонтных работ -

Как сообщили «Газете.Ru» в Генеральной прокуратуре, за 2016 год в сфере ЖКХ было выявлено более 318 тыс. нарушений закона. В связи с этим было возбуждено 790 уголовных дел, объявлено более 18 тыс. предостережений, внесено свыше 74 тыс. представлений. В результате к различным видам ответственности привлекли около 63 тыс. должностных и юридических лиц.

По статистике, наиболее привлекательная для преступников сфера — распределение и расходование средств, собранных с населения и полученных из бюджета. Лидеры по количеству преступлений в этой области — Кабардино-Балкарская Республика, Сахалинская и Свердловская области.

«Газета.Ru» выбрала самые яркие случаи нарушений, с которыми, скорее всего, многие не раз сталкивались лично.

Перспективная застройка вместо «аварийного» жилья

После проведенной прокуратурой проверки выяснилось, что множество правонарушений связано с процессом формирования и финансирования программ переселения, а также учетом граждан, которым положено новое жилье.

Например,

в Уфе три многоквартирных дома были признаны аварийными, хотя степень их износа не превышала 50%. Впоследствии земельные участки хотели освободить для перспективной застройки.

Предоставлять жилье людям, проживающим в действительно аварийном жилье, хотят не везде. В Ханты-Мансийском автономном округе прокуратура обязала администрацию города Когалым предоставить жилье 30 семьям, проживающим в аварийном доме. Несмотря на то что дом был признан непригодным для проживания еще в 2013 году, его расселение администрация города планировала только в 2028 году.

Денег нет, но вы живите

Выявлялись также нарушения, связанные с неправомерным использованием и хищением денежных средств, предназначенных для ликвидации аварийного жилья (Иркутская, Новгородская, Свердловская области и др.).

В частности, в Республике Тыва подрядные организации не выполнили работы по строительству в городе Кызыле многоквартирных домов, предназначавшихся для заселения гражданами, проживающими в непригодных помещениях. По материалам прокурорских проверок в октябре-ноябре 2016 года было возбуждено три уголовных дела по ст. 159 (мошенничество) УК РФ.

Кроме того, распространены случаи завышения тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг (Хабаровский край, Новосибирская, Томская области и иные регионы), невыполнения инвестиционных и адресных программ (Башкирия, Удмуртская, Чувашская республики, Кировская область), противоправного использования ресурсоснабжающими организациями доминирующего положения (Мурманская, Ростовская, Челябинская области и др.).

Например,

в Тверской области ООО «Т…» вывело 275 млн руб., предназначавшихся для ремонта и модернизации инженерной инфраструктуры, в офшоры на Британских Виргинских островах.

Услуги фактически выполнены не были. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. 201 (злоупотребление полномочиями) и ст. 160 (присвоение) УК РФ.

В Красноярском крае организована работа по исключению из валовой выручки АО «К...» прибыли в размере 1,2 млрд руб., образовавшейся за счет экономии расходов и невыполнения запланированных мероприятий.

Мертвые души

Еще один оригинальный способ хищения средств, предназначенных для переселения из аварийного жилья, был выявлен прокуратурой Республики Дагестан.

Житель города Кизилюрт совместно с должностным лицом органа местного самоуправления села Нижний Чирюрт оформил на 48 подставных лиц право собственности на аварийное жилье в несуществующих домах.

После этого они обманным путем приобрели право собственности на 48 квартир в новом доме, построенном по муниципальному контракту. Местному бюджету был причинен ущерб на сумму более 51 млн руб. Против мужчины возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 (мошенничество) и ч. 2 ст. 327 УК РФ.

Заселение в «никуда»

Встречались также случаи, когда дома вводились в эксплуатацию без законных оснований и при очевидном несоблюдении нормативных требований.

К примеру, в Саратовской области администрация Балашовского района выдала разрешение на ввод в эксплуатацию дома, не имеющего предусмотренных проектом конструктивных элементов (детская площадка, козырьки кровли). Кроме того, дома не были подключены к сетям газо- и водоснабжения. Это послужило основанием для возбуждения в декабре прошлого года уголовного дела по ст. 293 (халатность) УК РФ.

Ремонт в срок

Как отмечает прокуратура, во всех субъектах Российской Федерации не соблюдаются сроки выполнения работ по капитальному ремонту. В частности, в Ставропольском крае региональный фонд капитального ремонта завершил ремонтные работы только в одном доме из 453. В результате прокуратура объявила предостережение главе фонда.

В Грозном управляющая компания ООО «Б...» не выполнила работы по ремонту многоквартирных жилых домов, на которые из бюджета было выделено 1,5 млн руб.

В отношении руководителя компании возбуждено уголовное дело по ст. 201 (злоупотребление полномочиями) УК РФ.

Неоплаченные ресурсы

Еще одна задача прокуратуры — надзорные мероприятия по недопущению роста задолженности коммунальных организаций перед ресурсоснабжающими организациями.

Среди причин отмечаются злоупотребления со стороны хозяйствующих субъектов, бездействие предприятий ТЭК и ЖКХ по взысканию долгов с потребителей, ненадлежащая работа судебных приставов, а также неполнота финансирования бюджетных организаций.

Например, благодаря представлению прокуратуры города Ессентуки, внесенному руководителю ПАО «С...», обществом погашена просроченная кредиторская задолженность за энергоресурсы на сумму 141 млн руб.

Управление домами

Правонарушения встречаются и при управлении многоквартирными домами. Так,

жителям 308 домов города Волжский в Волгоградской области за коммунальные услуги было излишне начислено около 32 млн руб.

По результатам прокурорской проверки был произведен перерасчет платежей.

В Свердловской области были подделаны протоколы общих собраний собственников жилых помещений домов по избранию в качестве управляющей организации ООО «У…». В итоге возбуждены и расследуются два уголовных дела по ч.1 ст. 337 УК РФ.

Борьба за власть

Прокурорами выявлялись случаи конфликта интересов местного самоуправления и должностных лиц органов государственной власти (Башкирия, Сахалинская, Ульяновская области и др.).

К примеру,

в Ровеньском районе Свердловской области при заключении муниципального контракта по содержанию свалки ТБО победителем признано ООО «3...», учредителем которого является мать председателя комиссии по размещению заказов.

По итогам в отношении муниципального служащего возбуждено уголовное дело по ст. 159 (мошенничество) и ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ.

По просьбе редакции ТВ Центр депутат Московской городской Думы фракции КПРФ Николай Зубрилин прокомментировал случаи неисполнения своих обязанностей и не законных поборов со стороны Управляющих организаций (УО), работающих в сфере ЖКХ в качестве организаций по управлению, содержанию и ремонту жилого фонда.

Светлана Гришина, редактор программы «Осторожно, мошенники», Дирекция общественно-политических программ телеканала ТВ Центр: Николай Григорьевич, здравствуйте!Высылаю истории пострадавших, жду от вас информации по дате и времени съемки.Спасибо за сотрудничество!

1.Москва.

УК наняла подрядную организации по ремонту крыши. Специалисты, как оказалось, были не квалифицированными, отнеслись к делу халатно, в результате на крыше начался пожар. Пострадал один из жильцов, т.к. один из выходов на крышу проходит через квартиру! Пожарные им тоже пользовались. Произошло задымление одного из подъездов и этой квартиры. Теперь собственник спрашивает – кто в этом случает должен возместить ущерб после пожара – материальный и пожарный. УК отвечает, что она не при чём, они ремонт крыши сделали.

Зубрилин Н.Г.: «За проведение работ отвечает Управляющая Организация (далее УО). Если УО поручила эти работы субподрядной организации, за качество работ всё равно отвечает УО. Пожар случается только тогда, когда нарушены меры противопожарной безопасности. Необходимо расположить рядом огнетушители, ведро с водой, мокрые ХБ полотна, для принятия быстрых мер в случае возгорания. Необходимо провести инструктаж на месте, перед началом работ, должен быть «наряд-допуск», там должны быть указаны: время, дата, год, с указанием фамилий исполнителей и ответственного за пожарную безопасность с фиксацией в журнале с прошитыми и пронумерованными страницами под роспись. К таким работам необходимо допускать только специально-обученный персонал, кровельщиков имеющих допуски — 1) допуск для работы на высоте, — 2) допуск для работ с газовым оборудование (газовой горелкой)».

2. Нижний Новгород.

В Нижнем Новгороде директор ДУКа Татьяна Крупина растратила 18 миллионов рублей. Банкет, оплата телефонной связи, и все это на деньги жителей — директор ДУКа растратила 18 миллионов рублей, которые люди платили за квартиру. По материалам дела директор Городецкого ДУКа Татьяна Крупина собирала деньги с жителей, но до ресурсной компании они не доходили, а оседали у самой руководительницы. Следствие выяснило, что Татьяна Крупина, например, сходила в кафе на деньги жителей, заплатила за сотовую связь, оплатила госпошлину, а также попыталась создать свой собственный ДУК и даже начала рассылать людям свои квитанции. В итоге оказалась в суде.

Зубрилин Н.Г.: «Всё содеянное Крупиной — мошенничество и растрата денежных средств. Уголовное преступление налицо».

3. Прокопьевск Кемеровской области. Стрингер.

Председатель Совета дома на Гайдара, 18 в Прокопьевске Владимир Алексеевич Павлов вскрыл многомиллионные махинации управляющей компании. За три года пенсионер через суд заставил УК «Жилищное хозяйство» вернуть жителям девятиэтажки более трех миллионов рублей.Павлов отсудил у ЖЭКа: 887 000 рублей за 2016 год; 1 623 000 рублей – за 2017 год; 750 000 рублей – за 2018 год.

Факт 1: В доме ранее проводился капитальный ремонт. УК «Жилищное хозяйство» отчиталась о проведенных работах. В акт попала информация о ремонте лифтов на 408 000 рублей и кровли на 634 000. Оба вида работ не проводились. Владимир Алексеевич не растерялся и заказал техническую экспертизу в НИИ, чтобы доказать этот факт. Деньги удалось вернуть через суд.

Зубрилин Н.Г.: «Если в доме проведены капитальные работы, но в сметах оказались так называемые приписки – на самом деле это хищение денежных средств. В таком случае достаточно заявления в прокуратуру для принятия мер. Экспертизу обязаны провести по предписанию прокуратуры соответствующие (профильные) технические или инженерные центры, для сбора доказательной базы».

Факт 2: До 2014 года деньги на капитальный ремонт собирала управляющая компания. Когда был принят закон о капремонте, управляющие организации должны были вернуть не израсходованные средства жителям либо перевести в Фонд капремонта. Но в региональном Фонде капремонта Павлову пояснили, что никаких накоплений за домом на Гайдара, 18 не числится. Оператор начал работу с чистого листа.Павлов написал заявление в УК с просьбой вернуть неиспользованные деньги жителям, но коммунальщики отказали. Владимир Алексеевич оказался единственным в регионе, кто обратился в суд для возврата неиспользованных на капремонт средств. И суд выиграл! 520 000 рублей, которые УК «забыла» перевести в Фонд капремонта, были возвращены собственникам.

Зубрилин Н.Г.: «В данном случае со стороны УО попытка присвоить денежные средства жителей, внесённые ими на накопительный счёт для будущего капремонта. Дело для предписания прокуратуры. Возможны штрафные санкции».

Факт 3: Изучая отчеты управляющей компании, Павлов нашел сразу несколько незаконных строк, по которым УК «Жилищное хозяйство» взимала плату с собственников. Одна из них: «Общие эксплуатационные расходы». На них УК потратила 222 000 рублей за год. В областной жилинспекции разъяснили, что включение такого вида расходов в платеж за содержание – незаконен. Суд выигран снова.

Зубрилин Н.Г.: Странная жилинспекция – у неё есть право контролировать деятельность УО, при обнаружении недостатков или при обнаружении включения незаконного вида расходов дать предписание УО для приведения своей деятельности в соответствие с законодательством. В противном случае у жилинспекции есть право лишить УО лицензии на право содержания и эксплуатации жилого фонда.

Факт 4: С 2017 года УК незаконно собирала с жителей плату по статье «Платежный документ, услуги банка, почты». Хотя эти затраты уже заложены в строку «Управление домом». Эти «двойные» поборы стоили жителям больше 15 000 рублей.

Зубрилин Н.Г.: «Мошенничество со стороны УО. Повод для заведения уголовного дела».

Факт 5: УК собирала с жителей деньги на содержание и ремонт дома по своему собственному тарифу, хотя ранее Павлов инициировал общее собрание собственников, на котором жители утвердили новый тариф на содержание жилья. Таким образом с 2016 по 2018 год управляющая компания незаконно собрала с собственников лишние 1,2 миллиона рублей. Их удалось взыскать и сделать перерасчет платы для всех жителей дома.

Зубрилин Н.Г.: «Размер перечислений (взносов) на капремонт определяют жители на общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Жители имеют право провести общее собрание и разорвать отношения с этой УО и заключить договор на обслуживание дома с другой УО».

4. Химки.

Из-за «неисправности» общедомового счетчика на горячую воду УК «Химки-Комфорт» подняла стоимость кубометра горячей воды в 3 раза по сравнению с июнем, и стоимость кубометра горячей воды составила 400 рублей. Из-за этого средняя ежемесячная плата за ЖКУ выросла на 1500-2000 рублей с квартиры. Жители неоднократно обращались в УК с требованием решить эту проблему, но ничего не происходит.

УК объясняет это тем, что в новостройке не все квартиры заселены, и не все пользуются горячей водой. Они закупают теплоноситель в фиксированном объеме, этот теплоноситель подогревает воду в спец.котельной рядом с домом — что-то типа теплообменника. По их словам, не важно, сколько квартир пользуется горячей водой, потому что они закупают один и тот же объем теплоносителя. За эти 3 месяца УК якобы понесла убытки и поэтому решила разделить стоимость теплоносителя на заселенные квартиры. Но это по словам живущих, их не устраивает. Получается, если во всем доме заселена одна квартира, она бы и оплачивала полную стоимость теплоносителя. УК в интервью сообщила, что они обратились за разъяснением в какую-то инстанцию, которая подтвердила, что так можно делать.

Зубрилин Н.Г.: «Это абсолютно неправомерно. Если даже в доме заселены 5 квартир из 100, расход горячей воды определяется по внутриквартирным счётчиками на внутриквартирной разводке стояка ГВС. Общедомовой счётчик в данном случае не обязателен. Даже если он есть но, неисправен за это жители не отвечают, это ответственность УО. Потребление горячей воды определяется по внутриквартирным счётчикам. Со слов представителей УО: «Закупка теплоносителя в фиксированном объеме» — ложь! В ЦТП поступает под давлением от 9 до 15 атмосфер, так называемая «перегретая вода, которая имеет температуру 125-140 градусов цельсия». Если нет разбора ГВС перегретая вода просто совершив циркуляционный оборот возвращается на РТС – Район Тепловых Сетей, (т.е. циркулирует в холостую, не отдавая тепло и саму горячую воду) в трассу поставщика теплового ресурса и возвращается назад, и так постоянно циркулируя в тепловой сети. Если имеется разбор ГВС в квартирах, тогда начинается потребление тепла для подогрева холодной воды, которая превращается в горячую пройдя через теплообменник или бойлер в зависимости от конструкции ЦТП. Данный трюк с повышением оплаты ГВС направлен на получение незаконной платы и сверхдоходов для УО. Такую УО надо менять, предварительно через Суд востребовать с неё неправомерно собранные денежные средства по завышенным, незаконным тарифам, с наложением штрафных санкций».

5. Москва

Деятельность УК «Омега», не устраивает жильцов ЖК «Елена» на проспекте Вернадского. Комплекс считается элитным, но УК ничего не делает. Поднимает тарифы без ведома жильцов, в ЖК грязь, текут трубы, плохо работают лифты и т.д. Недавно жители сидели 2 недели без воды. Представители УК скрываются от жителей.

Зубрилин Н.Г. «Необходимо провести общее собрание владельцев жилых помещений в жилом многоквартирном доме и поменять УО, предварительно заслушав отчёт о проведённой работе и отчёт о расходовании денежных средств».

Пресс-служба Кировского МО КПРФ г.Москвы

ЖКХ – одна из основных отраслей экономики страны. Ее годовой оборот составляет 4 трлн руб., включает в себя более 30 видов деятельности, 36 тыс. организаций, 2 млн работников, объем платежей населения за ЖКУ превышает 1,3 трлн руб. Криминогенная обстановка в этой сфере жизнедеятельности общества и государства оказывает влияние на состояние дел в большинстве других отраслей.

К основным видам деятельности в сфере ЖКХ относят: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство (см.: Постановление Росстата от 25.09.2007 N 66 (ред. от 06.09.2012) “Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере ЖКХ, услуг и транспорта на 2008 год”, Вопросы статистики. 2007. N 11 (Постановление).

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой развитую систему, которая охватывает организации непосредственно ЖКХ, содержание, ремонт и модернизацию жилищного сектора и предприятий, его обслуживающих, объекты инженерной инфраструктуры.

Организации ЖКХ – организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ) (см.: Приказ Росстата от 31.01.2013 N 41 (ред. от 01.04.2014) “Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) “Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы” // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2013. N 5. Май (часть II) (Указания – окончание).

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность в сфере ЖКХ – юридические лица независимо от организационно-правовой формы, чьи товары, продукция, работы и услуги своей стоимостью включаются в оплату жилья и коммунальных услуг и которые представляют расчеты и обоснования по установлению тарифов в регулирующие органы (см.: Приказ Госстроя РФ от 29.12.1997 N 17-142 (ред. от 23.02.1999) “Об утверждении Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги” // Бюллетень строительной техники. 1998. N 6).

Анализ судебно-следственной практики по уголовным делам о хищениях в ЖКХ позволяет констатировать, что действия виновных лиц квалифицируются как мошенничество (ст. 159 УК РФ, 159.4 УК РФ), присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ) и кража (ст. 158 УК РФ). В отдельных случаях возможно привлечение виновных лиц к уголовной ответственности за такие преступления, как злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ) и другие.

Наиболее распространенными способами совершения преступлений в сфере ЖКХ являются:

– незаконный перевод объектов недвижимости в распоряжение организаций ЖКХ с дальнейшим их отчуждением;
– составление фиктивных договоров с последующим перечислением денежных средств с расчетного счета предприятия после подписания справок и актов выполненных работ без фактического их исполнения на счета аффилированных организаций;
– неперечисление денежных средств на нужды ЖСК, внесенных гражданами в качестве оплаты за коммунальные услуги (по данным на 1 июня 2014 года, размер задолженности достиг 886 млрд рублей, что составляет 68% от общего объема платежей. До получателей не доходит 2/3 платежей за жилищно-коммунальные услуги);
– выставление поддельных счетов за коммунальные услуги;
– производство незаконных взаиморасчетов от лица населения напрямую с ресурсоснабжающими организациями, в том числе посредством банковских операций;
– внесение подложных записей в иные первичные учетные документы и другие действия, направленные на создание резерва для хищения, изъятие ценностей и сокрытие недостачи;
– внесение ложных сведений в бухгалтерские документы (ТСЖ, ЖСК, УК) по оплате коммунальных услуг;
– фальсификация результатов инвентаризации;
– получение наличных денег без оформления кассового чека или путем искажения данных контрольной кассовой ленты;
– оформление бестоварных накладных, счетов-фактур, товарных чеков;
– заключение договоров подряда с завышением реальной стоимости или объемов выполненных работ (услуг);
– неполное оприходование поступающих материальных ценностей;
– фальсификация количественных и качественных показателей при приемке товарно-материальных ценностей.

Маринкин Д.Н. Специфика доказывания при расследовании экономических преступлений, совершаемых руководством товариществ собственников жилья // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2013. N 2. С. 222 – 228; Улейчик В.В., Майорова Е.И., Рязанцев В.А. Методические рекомендации “Возбуждение и расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с неправомерными действиями в сфере жилищно-коммунального комплекса”. М.: ФГКУ “ВНИИ МВД России”, 2014.

Особенности расследования хищений денежных средств при производстве строительных работ

Поводами для возбуждения уголовного дела являются:
– заявление физического или уполномоченного представителя юридического лица о фактах хищения денежных средств или иного имущества в сфере ЖКХ;
– постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;
– рапорт об обнаружении признаков преступления, вынесенный в порядке ст. 143 УПК РФ сотрудниками УЭБ и ПК, и прилагаемые к нему материалы о выявлении факта совершения противоправных действий в сфере ЖКХ;
– сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (средств массовой информации, рапорта сотрудника УБЭП и ПК МВД России, органов исполнительной власти, учреждения или организации, контролирующего органа о хищении денежных средств (иного имущества) в сфере (заключения проверок, акты ревизий, акты проверок, справки, заключения специалистов и экспертов и др.).
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо:

1) истребовать документы и получить объяснения, подтверждающие или опровергающие данные, изложенные в заявлении (сообщении);
2) изучить нормативную правовую базу, регламентирующую конкретную деятельность в сфере ЖКХ;
3) проанализировать деятельность должностных лиц, подрядных и субподрядных организаций, организаций ЖКХ, их партнеров, связанных с процессом организации деятельности в сфере ЖКХ;
4) сопоставить товаро- и документооборот организации ЖКХ с денежными средствами, находящимися на ее балансе и аккумулированными в процессе соответствующей деятельности.

Учитывая, что деятельность и услуги в сфере ЖКХ отличаются сложным комплексным правовым регулированием и сопровождаются оформлением большого количества документации, при расследовании хищений денежных средств, совершаемых в указанной сфере, следует уделять внимание анализу возможных злоупотреблений на всех ее этапах.

К материалам проверки заявлений и сообщений о преступлении необходимо приобщить результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ):

– данные проверки руководителей и учредителей организаций ЖКХ на предмет участия в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности как самой организации ЖКХ, так и ее основных контрагентов, в том числе данные на лиц, которые выполняли отдельные виды ремонтных и иных работ, а также на лиц, числящихся получателями денежных средств за работы, реальное выполнение которых вызывает сомнения;
– сведения, полученные из налогового органа, о наличии в числе организаций контрагентов, а также дочерних организаций ЖКХ аффилированных юридических лиц и “фирм-однодневок”;
– данные, предоставленные территориальным подразделением Росфинмониторинга, банками, о наличии счетов организаций ЖКХ, а также о движении денежных средств по счетам и об их остатках на счетах;
– иные сведения, имеющие отношение к совершенному хищению в сфере ЖКХ и (или) указывающие на лиц, причастных к противоправным действиям.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, привлекать к участию в этих действиях специалистов.

На начальном этапе расследования рассматриваемой категории преступлений необходимо:

– установить наличие либо отсутствие события хищения и способа его совершения;
– выявить круг лиц, причастных к совершению хищения в сфере ЖКХ, а также лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах его подготовки, реализации преступного умысла и сокрытия;
– установить основные элементы события хищения (место, время, особенности документооборота и оформления сделок, технологического процесса);
– определить источники и перечень документов, отражающих механизм преступной деятельности;
– установить размер ущерба и др.

На стадии возбуждения уголовного дела необходимо изучить представленные материалы, уяснить исходные сведения, составить план расследования преступления.

На момент возбуждения уголовного дела складываются следующие исходные следственные ситуации:

1. Установлен факт хищения в сфере ЖКХ, но не известны лица, его совершившие.
2. Известны лица, возможно причастные к хищению в сфере ЖКХ, но сам факт хищения не установлен.
3. Установлен факт хищения в сфере ЖКХ, лица, его совершившие, известны, но скрываются.

При возникновении первой исходной следственной ситуации необходимо установить способ, время, место, признаки хищения денежных средств в сфере ЖКХ, выявить материально ответственных заинтересованных лиц путем проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, изобличить среди них лиц, виновных в совершении этого преступления.

К характерным следственным действиям относятся: задержание с поличным; личный обыск задержанных, обыски по месту их работы и жительства, наложение ареста на имущество подозреваемых/обвиняемых; осмотр места происшествия; осмотр и выемка предметов и документов, имеющих отношение к установлению истины по уголовному делу; осмотры строительных площадок, объектов строительства, производственных, складских и административных помещений, а также различного оборудования (строительные машины и прочее); допросы потерпевших, подозреваемых и свидетелей; запросы о предоставлении информации; поручения о производстве следственных действий сотрудникам полиции, осуществляющим оперативное сопровождение по уголовному делу; производство судебной экспертизы.

При второй исходной следственной ситуации (известны лица, возможно причастные к хищению, но сам факт хищения не установлен) необходимо: выявить признаки хищения посредством анализа документов, изучить процесс предоставления услуг ЖКХ и документальное его отображение, установить обстоятельства совершения финансовых операций, проверить соответствие объема выполненных работ затраченным средствам и использованным материалам, удостоверить документально факт хищения, доказать причастность к событию хищения подозреваемых лиц.
После возбуждения уголовного дела необходимо изучить акт ревизии, документальной проверки; подлинники и копии документов, подтверждающих выводы о выявленных фактах злоупотреблений, халатности, недостачи, излишков, растрат и присвоений денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также объяснения лиц, ответственных за эти нарушения.

К первоначальным следственным действиям можно отнести: осмотр места происшествия; осмотр и выемку документов, касающихся злоупотреблений, отмеченных в акте ревизии; допросы материально ответственных лиц и иных сотрудников, причастных к хищению; обыски у этих лиц с целью обнаружения и изъятия доказательств, свидетельствующих о хищении денежных средств; допросы свидетелей, чьи объяснения приобщены к акту ревизии; запросы о предоставлении информации; поручения о производстве следственных действий сотрудникам полиции, осуществляющим оперативное сопровождение по уголовному делу; допросы потерпевших, подозреваемых и свидетелей; производство судебной экспертизы.

При возникновении третьей исходной следственной ситуации (установлен факт хищения, лица, его совершившие, известны, но скрываются): устанавливаются способ, время, место, признаки хищения денежных средств в сфере ЖКХ; степень причастности конкретных лиц к определенным фактам хищений и ко всей преступной деятельности в целом; принимаются меры к установлению мест их нахождения и задержанию, поиску имущества и ценностей для целей возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Проблемы расследования хищений в сфере ЖКХ

Анализ практики расследования хищений в сфере ЖКХ выявил ряд проблем, которые условно можно подразделить на проблемы:

Организационного характера
– отсутствие взаимодействия и слаженного механизма взаимодействия между службами и структурами правоохранительных и контролирующих органов;
– слабый информационный обмен между заинтересованными органами;
– дублирование проверочных мероприятий и контрольных действий по проверке законности в сфере ЖКХ;
– длительность проведения судебно-экономических, технико-криминалистических, почерковедческих и строительных экспертиз по определению размера завышения объемов строительных работ;
– наличие очередей при проведении комплексных технических и бухгалтерских судебных экспертиз и др.

Кадрово-методического обеспечения
– отсутствие необходимого и достаточного потенциала квалифицированных экспертов;
– отсутствие должного методического обеспечения раскрытия и расследования преступлений в сфере ЖКХ;
– недостаток имеющихся навыков расследования преступлений в сфере ЖКХ у сотрудников территориальных подразделений, в том числе и системы МВД;
– сложности в юридической оценке действий лиц, имеющих отношение к событию хищения в сфере ЖКХ в условиях использования положений межотраслевого (уголовного, налогового, арбитражного) законодательства и др.

Наличие административного противодействия
– преступления в сфере ЖКХ, КАК ПРАВИЛО, совершаются при непосредственном (опосредованном) участии представителей административного ресурса;

Только в первом полугодии 2014 года органами прокуратуры РФ установлено свыше 6 тыс. фактов аффилированности чиновников, имеющих значительную коррупционную составляющую, в частности, участие должностных лиц в предпринимательской деятельности. Были обнаружены факты принятия должностными лицами распорядительных решений, создающих преференции организациям ЖКХ и сопровождающихся в ряде случаев незаконным отчуждением государственного и муниципального имущества.
– наличие воздействия административного ресурса на сотрудников следственных и оперативных подразделений в процессе расследования хищений в сфере ЖКХ;
– складывающиеся политические тенденции и др.

Так, Президент России В.В. Путин в рамках ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 отметил необходимость новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. “Но изменения происходят очень медленно. По-прежнему доминирует обвинительный уклон. Вместо того, чтобы пресекать отдельные нарушения, закрывают дорогу, создают проблемы тысячам законопослушных, инициативных граждан.

Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля. Я сказал именно “навязчивого надзора и контроля”, еще остановлюсь на этом поподробнее и предлагаю следующие меры.

Каждая проверка должна стать публичной. В следующем году для этого запускается специальный реестр с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Это позволит отсечь немотивированные и, еще хуже, “заказные” визиты контролеров. Добавлю, что эта проблема актуальна не только для бизнеса, но и для бюджетных, муниципальных учреждений, социальных НКО.

Надо, наконец, отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля. Отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски или признаки нарушений. Ведь, понимаете, даже когда мы сейчас уже провели определенную работу по ограничениям и эти ограничения работают вроде бы неплохо, но проверяющих органов так много, что если каждый из них хоть один раз придет – все, можно любую фирму закрывать. Правительство в 2015 году должно принять все необходимые решения по переходу к такой системе, системе ограничений, что касается проверок.
Что касается малого бизнеса, предлагаю предусмотреть для него “надзорные каникулы”. Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить. Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей” (Российская газета. 2014. N 278. 5 дек.).

Сложности процесса доказывания

– трудности установления места совершения преступления;
– необходимость проведения значительного количества следственных действий на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
– сложности в доказывании субъективной стороны состава преступления (корыстного мотива и преступного умысла);
– трудности доказывания эпизодов преступной деятельности, соучастия;
– противодействие участников уголовного судопроизводства, выражающееся в сокрытии или уничтожении документов, имеющих значение для уголовного дела и др.

Литература

1. Постановление Росстата от 25.09.2007 N 66 (ред. от 06.09.2012) “Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере ЖКХ, услуг и транспорта на 2008 год” // Вопросы статистики. 2007. N 11 (Постановление).
2. Приказ Росстата от 31.01.2013 N 41 (ред. от 01.04.2014) “Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) “Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы” // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2013. N 5. Май (часть II) (Указания – окончание).
3. Приказ Госстроя РФ от 29.12.1997 N 17-142 (ред. от 23.02.1999) “Об утверждении Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги” // Бюллетень строительной техники. 1998. N 6.
4. Маринкин Д.Н. Специфика доказывания при расследовании экономических преступлений, совершаемых руководством товариществ собственников жилья // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2013. N 2. С. 222 – 228.
5. Улейчик В.В., Майорова Е.И., Рязанцев В.А. Методические рекомендации “Возбуждение и расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с неправомерными действиями в сфере жилищно-коммунального комплекса” М.: ФГКУ “ВНИИ МВД России”, 2014.

Для управления многоквартирными домами создано несколько организационных форм: УК, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив. У них, конечно, есть отличия, но все они выполняют функции по поддержанию исправного технического и санитарного состояния дома, эксплуатации общедомового имущества.
Кто их контролирует? Как провести проверку, если имеются сомнения в законности деятельности? Давайте разберемся.

Кто осуществляет контроль ЖКХ, ТСЖ, УК, ЖСК, вышестоящие организации

Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ, названные выше организации несут ответственность перед собственниками помещений. Так как их услуги осуществляются на возмездной основе.

На федеральном уровне контроль осуществляют:

  • Минстрой – регулирует организацию тепло- и водоснабжения, водоотведение.
  • Минэнерго – курирует вопросы теплоснабжения и электроэнергетики.
  • Федеральная служба по тарифам – ценообразование и расчет платы за услуги ЖКХ, мониторинг превышения предельного уровня ставок.

Однако министерства больше занимаются разработкой нормативных актов и методических указаний. Основные регулирующие функции имеют местные власти.

Постановлением Правительства РФ № 493 «О государственном жилищном надзоре» основной контроль деятельности управляющих организаций закреплен за жилищной инспекцией. Они выдают лицензии и следят за соблюдением обязательств по содержанию МКД.

За соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и норм СанПина, за обеспечением безопасности и качества услуг ЖКХ надзирает Роспотребназор.

Муниципальный контроль осуществляют городские и районные администрации. Они имеют право проводить проверки на предмет соблюдения требований содержания общедомового имущества и предоставления коммунальных услуг.

Существуют и общественные организации. Контролирующими функциями они не обладают, но помогают гражданам составлять заявления, следят за соблюдением законодательства.

Один из них – национальный центр общественного надзора — НП «ЖКХ Контроль» . Филиалы его есть во многих регионах России. Действуют они вместе с местными муниципалитетами. А на официальном сайте организации (ссылка — выше по тексту) можно задать вопрос или оставить обращение.

Как проверить ТСЖ на воровство самостоятельно

Схем мошенничества и даже воровства правлением товарищества собственников жилья существует множество:

  • выполняются ненужные работы, а потом переделываются;
  • деньги помещаются на депозит, а проценты от вклада идут в карман председателя;
  • сдается в аренду часть общедомовой собственности по низким ценам, а «благодарность» отдается руководителю товарищества;
  • часть услуг оказывается только на документах и другое.

Есть несколько способов выявить любые нарушения:

  1. Подать заявление в компетентные органы.
  2. Поручить дело аудиторской фирме (но тогда проверка будет проведена за ваш счет).
  3. Обратиться в ревизионную комиссию.
  4. Проверить документацию самостоятельно (если есть специальные знания).

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ контролирующими органами

Товарищество собственников жилья – это юридическая организация, которая обязана платить налоги и обеспечивать бесперебойное функционирование всех технических систем и коммуникаций. Основные виды деятельности организации:

  • Финансовая – ежемесячный сбор денег для содержание МКД. Общая сумма платежей утверждается собранием собственников. Дополнительные доходы можно получать за счет сдачи в аренду неиспользуемых нежилых помещений. Но только при согласии собственников.
  • Хозяйственная – основной вид деятельности. Денежные средства направляются на оплату коммунальных услуг, мелкий ремонт, поддержка в исправном состоянии всех систем и коммуникаций дома, а также придомовой территории (двора).

ТСЖ доверяют больше, чем управляющей компании. Потому что оно создано из самих же жильцов дома.

Но если члены правления не исполняют полностью свои обязанности, расходуют деньги на не целевые нужды, присваивают часть дохода, тогда вмешиваются контролирующие организации.

Как провести аудиторскую проверку в ТСЖ

Инициировать такую проверку финансово-хозяйственной деятельности может сам и председатель и члены правления. Может ее назначить и жилищная инспекция. Но чаще всего ее инициируют сами жильцы.

Основанием служит сомнения в законности отдельных действий, подозрения в хищении денежных средств.

Узнать допустимые виды деятельности можно на сайте общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД .

Стоит аудиторская проверка обычно в диапазоне 25-70 тысяч рублей.

По итогам аудита проводится общее собрание, на котором жильцов уведомляют о ее результатах. Результаты могут служить основанием для обращения в прокуратуру или в суд.

Проверка товарищества жилищной инспекцией, что она проверяет

Существуют 2 вида проверки ТСЖ жилинспекцией:

  • плановые – проводятся не чаще 1 раза в год в соответствии с утвержденным планом мероприятий;
  • внеплановые – назначаются при поступлении информации о нарушениях в деятельности или в случае заявления от жильцов.

В обоих случаях проверяются целесообразность расходов, общую эффективность деятельности, выявляются ошибки и нарушения.

Инспектор запросит необходимые документы, поэтому заранее готовить ничего не нужно.

Проверка ТСЖ прокуратурой

Прокуратурой проводится проверка, при наличии обращений, в которых говорится о нарушении прав жильцов, либо о нарушении законов.

Представители прокуратуры имеют право изымать любые документы без предварительного уведомления.

Когда пора идти в суд

По результатам проверки в суд обращаются сотрудники прокуратуры с иском о возбуждении уголовного дела по факту хищения. Если нарушения являются неустранимыми – с иском о ликвидации ТСЖ.

Сами жильцы в суде могут обжаловать решения контролирующих или правоохранительных органов, вышестоящих организаций. Но основания у них должны быть вескими, чтобы суд действительно возбудил дело.

Что такое обследование через ТСЖ

Согласно Постановлению Госстроя от 23 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» УК обязана проводить плановый осмотр дома. Проверки проводятся 2 раза в год – весной и осенью.

В ходе осмотров изучается общее техническое состояние здания, выявляются дефекты и вырабатываются меры по устранению. Изучаются подвалы, цокольные этажи, лифты, межэтажные перегородки и так далее. По результатам составляются акты и доводятся до жильцов.

На основе таких осмотров составляется план ремонтных работ.

Существуют и более детальные обследования. Их проводят реже. Первый раз – через 2 года после введения дома в эксплуатацию, когда он еще находится на гарантии у застройщика. А потом раз в 10 лет. А при неблагоприятных условиях – не реже 1 раза в 5 лет.

Именно этой обязанностью ТСЖ пренебрегают чаще всего. А большинство жильцов и не знают о ней. Но проводить ее надо, потому что дома ветшают, крыши и фундамент действуют снег и движение грунта. В стенах могут появиться трещины. Иногда это приводит к плачевным результатам – обрушение дома.

Местные власти иногда сами проводят предварительные проверки.

Подобный случай был в Пермском крае. Тогда местная администрация, специалисты жилищной инспекции, Роспотребнадзора, прокуратуры осмотрели 909 зданий областного центра. Комиссии выявили 518 домов, которым было необходимо срочно провести инструментальное обследование.

Основная сложность таких обследований в цене. В зависимости от самого здания, а также региона, цена может достигать 300 тысяч рублей. И оплачивать должны сами собственники.

Поэтому проводились собрания жильцов, на которых объясняли, почему нужно провести инструментальное обследование их дома. А потом уже сами жильцы заключали договор с выбранной ими специализированной организацией.

Проверка хозяйственной деятельности ЖСК

Жилищно-строительный кооператив – некоммерческое объединение собственников жилья. Создается на добровольной основе с целью строительства многоквартирного дома и управления им.

Согласно статье 120 Жилищного кодекса РФ на общем собрании членов кооператива избирается ревизионная комиссия на срок не больше 3 лет. Члены комиссию выбирают председателя.

В комиссию не могут входить члены правления ЖСК.

Комиссия обязана 1 раз в год проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива. Правление ЖСК не имеет право препятствовать и обязано предоставить всю требуемую документацию.

Проверяются:

  • сметы доходов и расходов;
  • начисление платежей за услуги ЖКХ;
  • операции с материальными ценностями;
  • зарплата сотрудникам.

По итогам ревизии составляется акт. На общем собрании жильцов предоставляется итоговый отчет. Ведь именно ему комиссия подчиняется.

Финансовые права ЖСК

Постановление Правительства РФ от 6 июня 2012 г. N 558
«Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством РФ» определяет основные права и обязанности ЖСК.

Обязанности:

  • содержание общедомового имущества в исправном состоянии;
  • контроль за соблюдением членами кооператива своих обязательств;
  • надзор за подрядными организациями при строительстве дома;
  • ревизия имущества;
  • контроль за своевременной оплатой собственниками жилых и нежилых помещений;
  • выполнение решений общего собрания жильцов.
  • сбор платы на содержание дома;
  • планирование бюджета;
  • расчет величины ежемесячных выплат для каждого собственника;
  • заключение договоров с подрядчиками на строительные работы и благоустройство.

Типовое положение о ревизионной комиссии в ЖСК

Типовое положение о ревизионной комиссии включает:

  • избрание членов комиссии;
  • срок деятельности и порядок прекращения полномочий;
  • функциональные обязанности и права;
  • особенности деятельности;
  • ведение проверок, основания для их проведения и отчетность;
  • обязательная документация комиссии.

Скачать образец типового положения можно по ⇐

Как проверить УК, с чего начать

Все жалобы на подобные компании можно разделить на незаконные действия и бездействие, которое может привести и уже привело к нарушению функционирования систем МКД.

Начать борьбу с недобросовестной организацией нужно с претензии начальству управляющей компании. Заявление пишется на имя ее руководителя. В нем подробно описываются все имеющиеся жалобы.

В течение месяца они обязаны ответить письменно.

Если организация не признает нарушения или просто не отвечают, это дает право обратиться в уполномоченные органы.

Аудит

Любой собственник может инициировать аудиторскую проверку. Основаниями аудита являются сомнения в добросовестном выполнении обязанностей по содержанию МКД, в завышении тарифов за коммунальные услуги, нецелевое использование финансов.

В заявлении на проведение аудиторской проверки указываются паспортные данные заявителей, адрес проживания, суть претензии.

Единственный нюанс, оплачивать аудит придется за свой счет. А услуга стоит от 20 до 70 тысяч.

Но результаты аудита, проведенного независимым экспертом, могут послужить основанием для обращения в контролирующие органы.

Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы УК

Существуют общественные организации, которые курируют сферу ЖКХ. Какая организация может помочь в борьбе с управляющей компанией?

Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы УК – это общественная организация. Она создана во многих регионах России. Например, в Москве, Санкт-Петербурге.

Цель – помогать гражданам в борьбе с незаконными действиями УК, просветительская работа, непосредственный контроль за организациями, осуществляющие управление многоквартирными домами.

Обращение в Жилинспекцию

Государственная жилищная инспекция является основным органом, контролирующим деятельность управляющих организаций.

Инспекторы проводят свои плановые проверки и работают с жалобами населения.

Подать заявление в данную организацию стоит при нарушении законов и нормативов в области жилищно-коммунального хозяйства.

Роспотребнадзор

Роспотребназор проверяет:

  • качество воды;
  • уровень шума в помещениях при работе вентиляции, лифта;
  • санитарное состояние общедомовых площадей;
  • уровень влажности.

Обращение в прокуратуру

Органы прокуратуры следят за соблюдением законности. Обращаться к ним можно как в случае нарушений со стороны УК, так и с жалобой на бездействие или неправомерные действия органов, куда уже отправляли свои претензии.

Суд

Суд является высшей инстанцией. Обращаться сюда стоит в самых серьезных случаях, если действия управляющей компании нанесли ущерб вам или всему дому.

Для того чтобы суд не отказался возбудить дело, нужно позаботиться о доказательной базе и правильно составить иск.

Какую форму управления домом выбрать решают сами собственники, они исходят из того, кто, по их мнению, принесет больше пользы. Правительством созданы службы на федеральном и местном уровнях, которые должны помогать гражданам в создании комфортных условий проживания.