Уровни защиты прав ребенка в рф. Защита прав детей в российской федерации. Реальные примеры из жизни

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам защиты прав детей в Российской Федерации. Автор раскрывает основные нормы и положения в области защиты прав в Российской Федерации. Особое внимание уделяется сравнению и анализу нормам Российского права с нормами международного права в области защиты прав детей.

Ключевые слова: дети; права; защита прав; конвенция о правах ребенка; семейный кодекс.

Одной из фундаментальных основ Конституционного строя России является провозглашение в Конституции РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью. И обязанность государства - их признание, соблюдение и защита. При этом права детей оказываются под угрозой, прежде всего, потому что ребенок просто не в силах самостоятельно защитить свои права..

Именно поэтому вопросу о защиты прав детей Российская Федерация уделяет большое внимание. Интересы несовершеннолетнего носят достаточно сложный характер, так как затрагивают интересы государства, родителей, самого ребенка. Цели государства, достижению которых подчинена его деятельность, находят выражение в направлениях и содержании государственной деятельности . Поэтому государства должны принимать все необходимые меры и средства для наилучшего обеспечения интересов ребенка.

Как гласит Конституция Российской Федерации, а именно ст. 17 п. 2: «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Такие термины как «каждый», «все», «гражданин» так же относятся и к детям. В доказательство тому, что в конституции определены нормы, касающиеся защиты детей, можно привести преамбулу Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В ней сказано, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Российской Федерации.

Помимо Конституции Российской Федерации, нормативно-правовыми документами в области защиты прав ребенка являются: Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об образовании»; Семейный кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации; нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальным законодательством в области защиты прав детей, действуют и международные документы, которым нормы Российского законодательства не должны противоречить. Среди таких документов наиболее значимыми являются: Всеобщая декларация прав человека (1949 год), Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В международных актах, где регулируются права ребенка, одной из главных задач является его развитие. В частности, в ч. 2 ст. 6 Конвенции о правах ребенка 1989 г.говорится: «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и развитие ребенка»

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. является одним из важнейших документов в области защиты прав детей. В данной конвенции определяются права детей на оказание различных услуг, это образование, отдых, досуг.

Конвенция по сути, первый и основной международно-правовой документ, в котором права ребенка рассматриваются на уровне международного права, где четко детализируются индивидуальные права юных граждан в возрасте до 18 лет.

В конвенции закреплены различные права ребенка, а именно гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, которые ранее никогда не объединялись в едином документе. В положении данной конвенции учитывается многообразие культур, традиций, религий, уровней экономического развития различных стран. Данные положения и наличие специального механизма контроля за соблюдением положений Конвенции делает этот документом уникальным инструментом в области защиты прав детей.

Важно сказать,что в статьи 1 Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, которая имеет права, которые обязаны уважать и гарантировать государства, принявшие данную конвенцию. Ребенок является особо уязвимым членом общества, а потому требует и заслуживает специальной защиты, при этом важно указать,что ребенок рассматривается как независимая личность и его отношение к какой-либо социальной группе не имеет значения.

Одним из важнейших положений закреплено в ст. 12, где говорится, что Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможной для него защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур, таким образом, можно сказать, что ребенок превращается из пассивного объекта «защиты» в активного субъекта.

За годы, прошедшие с момента ратификацией Россией Конвенции, законодателем приложены значительные усилия по привидению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите в соответствии с Конвенцией .

Важно добавить, что нормы Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» фактически дублируют все положения Конвенции о правах ребенка. Сегодняшнее семейное Российское законодательство позволяет сказать, что оно было приведено в соответствие с международными обязательствами России. Касаемо Семейного Кодекса Российской Федерации, то здесь правам детей посвящена отдельная глава, которая называется «Права несовершеннолетних детей». Важно заметить, что практически все нормы о защите прав детей, закрепленные в 11 главе Семейного Кодекса Российской Федерации отражают требования Конвенции .

Одним из наиболее важных прав ребенка, которые установлены в семейном кодексе, является право жить и воспитываться в семье. Физическое воспитание и нравственное становление детей является одной из главных задачей родителей, потому что именно родители способствуют формированию характера и всестороннему развитию ребенка, обеспечивают надлежащий уровень образования и воспитания.

Так же в Семейном кодексе закреплено право ребенка жить вместе со своими родителями. Этого права не может лишить ни один государственный орган, кроме как в предусмотренных законом случаях. Передача ребенка на воспитание другим лицам или в какое-либо государственное учреждение возможно только в случае, если родители лишены родительских прав и ограничены в них решением суда, поскольку нахождение ребенка у родителей может неблагоприятно сказаться на его здоровье и воспитании. Но законом так же предусмотрено, что в случае разлучения ребенка с одним из родителей, ребенок имеет право на общение как с одним, так и с другим.

Связь ребенка с близкими родственниками, которыми являются дедушки и бабушки, братья и сестра является очень важным фактором для полноценного развития ребенка. Поэтому в Семейном кодексе закреплено право на общение с родителями и другими родственниками. Данное право остается неизменным и в случаях, когда родители расторгли брак и проживают раздельно. Законом так же охраняется право ребенка на общение с близкими родственниками даже в случаях, если родители или один из них препятствуют общению ребенка с кемлибо из его близких родственников. Последние, в случае нарушения данного права, имеют право обратится в орган опеки и попечительства или в суд. Согласно закону ребенок имеет право на защиту, и реализация данного права лежит на обязанности родителей. Родители должны выступать в защиту прав детей и их интересов, они обязаны защищать права детей в самых различных жизненных ситуациях .

С самого рождения ребенок в семье является личностью, с мнением которого следует считаться. Поэтому право ребенка выражать свое мнение закреплено в Семейном кодексе. Данное право обозначает, что ребенок может свободно выражать свое мнение, когда в семье решается вопрос, касающейся его интересов. Закон так же установил перечень случаев, когда мнение ребенка должно быть заслушано в суде. К таким случаям относятся усыновление ребенка, изменение фамилии и имени ребенка, восстановление родителей, лишенных родительских прав, в этих правах. Важно сказать, что данные юридические действия могут быть совершены только с его согласия.

С момента рождения ребенок приобретает право на имя, т.е. право на имя, отчество и фамилию, если иное не предусмотрено законом или обычаем. Важно заметить, что по достижению ребенком десятилетнего возраста изменение имени и фамилии возможно лишь с его согласия.

Помимо вышеперечисленных прав, в Семейном кодексе закреплены имущественные права несовершеннолетних детей. В данные права входит: право собственности на принадлежащее ему имущество и право распоряжения этим имуществом, право на получение содержания или алиментов от свои родителей. Несовершеннолетним детям может принадлежать имущество, которое досталось им в виде подарков или доставшееся по наследству или на ином законном основании. Данное имущество личная собственность детей, однако родители, так как являются законными представителями, могут управлять этим имуществом, пока ребенок не достигнет совершеннолетия. Но управление этим имуществом должно быть исключительно в интересах ребенка [ 5, с. 18-21].

Приведенные законодательные акты определяют в качестве главной задачи соблюдение и защиту прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации и другими правовыми документами, а также защиту детей от факторов, которые негативно сказываются на физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие детей.

Таким образом, дети, являясь не в полном объеме дееспособными, нуждаются в повышенной защите своих прав. Поэтому внутреннее и международное законодательство ставит перед государствами задачу в плане подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитании его в духе мира, достоинства, равенства и солидарности.

Конвенция, Семейный кодекс Российской Федерации содержат в себе достаточный потенциал, что бы оказывать всевозможную защиту прав детей. Но важно помнить о том, что благосостояние детей, защита и соблюдение их прав напрямую зависят не только от действий государства, но а также зависят от действий средств массовой информации, частных предприятий, правозащитных организаций. Кроме того, без поддержки обычных граждан, каждого человека, все законодательство, которое призвано защищать права детей, не достигнет своей цели.

Список литературы:

  1. Алексанян Э.Г. Конвенция ООН о правах ребенка как инструмент защиты семейных прав ребенка // Ученые записки.. - 2010. - № 4.- С. 24-26.
  2. Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
  3. Конституция Российской Федерации. – Москва: Проспект, 2017. – 32 с. – ISBN 978-5-392-17916-9.
  4. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М. : науч. Изд, 1996 . С. 417-435.
  5. Носова, И. Ю. О понятии и классификации прав ребенка // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 4.- С. 18-21.
  6. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [электронный ресурс].: федер. закон: [ принят Гос. Думой 3 июля 1998 г. : одобр. Советом Федерации 9 июля 1998 г.] // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва: КонсультантПлюс, 1997-2016. – Режим доступа: .
  7. Семейный Кодекс Российской Федерации: ФЗ: [принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. № 223-ФЗ, с изменениями и дополнениями на 14 ноября 2017 г. № 321-ФЗ] // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва: КонсультантПлюс, 1997-2017. – Режим доступа:
  8. Сологуб А.Ю. Конституционно правовая защита прав ребенка в Российской Федерации // Право и законодательство. - 2011. - № 4. - С. 175-176.
  9. Тихомиров Ю.А.Государство: преемственность и новизна. - М. : науч. Изд, 2011.С.11.
  10. Хомякова М.Е. Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях // Судья. - 2010. - № 7.- С. 56.

С момента рождения ребенок обладает следующими правами:

Жить и воспитываться в семье;

Общаться с родителями и другими родственниками;

Защищать свои права;

Выражать своё мнение;

Право на имя, отчество и фамилию;

Изменение фамилии и имени;

Право на имущество;

Право на медицинское обслуживание;

Право на образование и другие.

Данные права установлены и гарантированы:

Конституцией РФ;

Семейным кодексом РФ;

Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";

Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 г., др. нормативно-правовыми актами и документами. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

Право детей на здравоохранение определенно согласно 41 статьи Конституции РФ: «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Дети граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.

Право детей на образование определенно согласно 43 статьи Конституции РФ: «каждый имеет право на образование». Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется ст. 56 Семейного Кодекса РФ. Ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.

Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.

Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО Институт Управления Бизнеса и Права

Донецкий филиал

Защита прав ребёнка в Российской Федерации

Выполнила:

студентка 2-го курса,

специальности 030501.65

"Юриспруденция"

Ржевская Марина Викторовна

Научный руководитель:

доктор филофских наук, профессор

Гетманов Иван Петрович

г. Донецк

Введение

1. Права ребёнка в РФ

3. Защита прав ребёнка в суде

Заключение

Список литературы

защита право ребенок суд

Введение

Проблема защиты прав ребенка всегда была актуальной для России. Нарушения прав именно данной категории населения приобрели особую остроту в последние годы. Отсутствие эффективных механизмов защиты прав детей, в особенности права на жизнь и воспитание в семье, приводит к постоянному росту количества несовершеннолетних, помещаемых в государственные детские учреждения.

Принятые в последние годы правовые акты (в том числе Гражданский процессуальный кодекс РФ), закрепляющие право ребенка на защиту не позволяют ответить на вопросы, возникающие в практической деятельности по защите его прав. Поэтому право ребенка на защиту зачастую остается нереализованным. Между тем, Конвенция о правах ребенка ООН, основной международный документ, регулирующий права детей, предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры (ст. 3). Это положение Конвенции находит свое отражение в ст. 2 Конституции РФ, где сказано: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.

Объектом исследования является защита прав человека.

Предметом исследования - защита прав ребёнка.

Задачи: 1) Выявить права ребёнка в Российской Федерации;

2) Определить основные проблемы детства;

3) Выяснить в каком порядке проходит защита прав ребёнка в суде.

Степень исследования. Защита прав ребенка - одна из самых важнейших тем в современном мире. Эту тему взяли во внимание такие научные деятели, как Кравчук Н.В., кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы, А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор и многие другие.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положе­нии несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

1. Права ребёнка в РФ

ПРАВА РЕБЕНКА - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что "Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь". Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что "Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить "обеспечить детям счастливое детство".

Конвенция о правах ребенка. К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы - показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. В 1986 - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья - соотечественники) и международном (принимающая семья - иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения, как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности".

2. Основные проблемы детства в РФ

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2009, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные - "социальные сироты" при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений - 173,4 тыс. человек.

Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2009 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны "необучаемыми". Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.

Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные "необучаемыми", в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав - на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. - не поддаются исчислению.

По существующему законодательству РФ выпускники и воспитанники детских сиротских учреждений обладают правом на получение бесплатного жилья. Однако этот закон часто не соблюдается, а сами дети, как правило, не обладают достаточными знаниями, чтобы отстоять свои права. Нередки случаи, когда подростков обманом вовлекают в махинации с квартирами, в результате которых ребенок остается без жилья. С помощью сотрудников "Соучастия в судьбе" сотни выпускников детских домов смогли добиться восстановления в правах на жилье, получить квартиры.

Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям.

3. Защита прав ребёнка в суде

Защита прав ребенка осуществляется в предусмотренном российским законом порядке - судебном и административном. Применение того или иного порядка защиты имеет свои преимущества и зависит от конкретного нарушения прав ребенка. Эффективность защиты зависит от четко определенных, детально разработанных и действенных ее механизмов. При отсутствии таких механизмов правоприменительная деятельность, то есть реализация правовых норм, предусматривающих защиту, будет затруднена.

Право граждан на защиту в судебном порядке закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 46),

Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, а следовательно, и несовершеннолетнему, который может защищать свои права в суде с помощью родителя или иного законного представителя. В судебном порядке может быть защищено любое нарушенное или оспоренное право ребенка.

Судебный порядок защиты прав ребенка в Российской Федерации имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что по понятным причинам дети не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы. Поэтому в судебном процессе интересы ребенка представляют его законные представители (родители, усыновители, опекуны и попечители, приемные родители), хотя суд обязан привлекать к участию в деле и самих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Защита семейных прав ребенка в судебном порядке осуществляется прямо и косвенно. В первом случае речь идет о спорах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего, куда входят дела:

по определению места жительства детей при раздельном проживании их родителей (ч. 3 ст. 65 СК РФ);

по обеспечению права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно (ч. 2 ст. 66 СК РФ);

по защите права на общение с другими близкими родственниками (ч. 3 ст. 67 СК РФ);

по лишению родительских прав (ст. 70 СК РФ);

по восстановлению в родительских правах (ст. 72 СК РФ);

по ограничению родительских прав (ст. 73 СК РФ);

по отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ);

по усыновлению ребенка (ст. 125 СК РФ);

по отмене усыновления (ст. 140 СК РФ).

Косвенная судебная защита прав детей осуществляется с помощью норм семейного законодательства не относящихся прямо к семейному воспитанию ребенка. В их число входят дела:

по установлению отцовства в судебном порядке (ст. 49 СК РФ);

по установлению судом факта признания отцовства (ст. 50 СК РФ);

связанные с оспариванием отцовства (материнства) (ст. 52 СК РФ);

по спорам о защите имущественных прав детей (ч. 2 ст. 60 СК РФ);

по установлению и признанию отцовства несовершеннолетним родителем (ч. 3 ст. 62 СК РФ);

по взысканию алиментов в судебном порядке (ч. 2 ст. 80 СК РФ).

Данный перечень исчерпывающим не является. Кроме того, косвенная защита прав ребенка может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.). Примерами в данном случае могут послужить нормы жилищного законодательства, касающиеся порядка передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, порядка приватизации жилых помещений, выселения без предоставления другого помещения лиц, лишенных родительских прав.

В последние годы в России широко распространена точка зрения о необходимости вынесения определенной категории дел, затрагивающих права детей, за пределы компетенции обычных судов, то есть о создании в России ювенальной юстиции.

Ювенальная юстиция - термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Ювенальные суды в их различных модификациях более ста лет успешно функционируют во многих странах мира: Италии, Японии, Польше, Франции, США и других. В России, в настоящее время, говоря о ювенальной юстиции, имеют в виду главным образом защиту несовершеннолетних правонарушителей. Защита жизненно важных семейных прав ребенка не входит в орбиту рассмотрения ювенальных судов. Между тем, если бы уделялось больше внимания соблюдению права ребенка на жизнь и воспитание в семье, удалось бы избежать совершения несовершеннолетними многих правонарушений и преступлений.

Все аргументы и идеи обсуждаются с ребенком, и только в определенных случаях - с его родителями или опекунами. Обстановка в процессе скорее походит на доверительный разговор, чем на судебный процесс в российском его понимании. Возможность рассмотрения вопросов, как уголовного, так и семейного права одним судьей, уже знакомым с ребенком и его проблемами значительно повышает эффективность принятых судом решений. К сожалению, в России эти вопросы рассматриваются разными судьями. И если необходимость реформирования уголовной системы защиты прав несовершеннолетнего уже широко признана, то реформирование порядка и способов защиты семейных прав ребенка остается пока открытым. Для того, чтобы быть допущенными к работе в детском департаменте, голландские судьи должны иметь значительный опыт работы и пройти определенную подготовку. Имеет смысл ввести обязательную специальную подготовку и для российских судей, ведущих дела, затрагивающие права и интересы детей. Причем эта подготовка должна включать в себя помимо ознакомления с международными стандартами защиты прав детей и основы психологии ведения дела с участием несовершеннолетнего.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Федеральный закон об образовании.

Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

У российских детей, наконец, появился защитник их прав государственного масштаба. В этом году был учрежден институт Уполномоченного по правам ребенка в России, на должность которого 1 сентября был назначен Алексей Головань. Ранее правозащитник занимал аналогичную должность на уровне Москвы.

На сегодняшний день Уполномоченные по правам ребенка есть в 20 регионах России, институты омбудсменов действуют как самостоятельные органы, либо как подразделения института уполномоченного по правам человека.

Заключение

В данной работе я выявила права и свободы ребенка в РФ, попыталась обозначить основные проблемы детства в России, а также определила каким образом можно защитить права ребенка в суде.

Детство - надежда и будущее человечества; ребенок - существо, которому еще только предстоит стать человеком. Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция имеет равное значение для народов, во всех регионах мира.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

К сожалению, не всегда соблюдаются все правовые нормы в области защиты детства. Не смотря на то, что в нашей стране помимо проблем ребенка, существует еще масса нерешенных, особое внимание, по моему мнению, стоит уделять именно детям. Ведь дети - это наше будущее. И в зависимости от того, как мы их воспитаем и как к ним отнесемся, будет зависеть будущее нашей страны.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации

2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

3. Семейный кодекс РФ. Москва 2010

4. ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ)

Научные статьи:

1. Мельникова Э., Ветрова Г. "Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция)"

2. Кравчук Н.В., кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы /Государство и право, 2004, №6.

3. А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор "Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика"

4. Смирнова Е.С. Проблемы защиты прав ребенка в рамках института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

5. Альтшуллер Б.Л. О соблюдении прав детей в Российской Федерации / "Права женщин в России", 2002, № 2

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Разработка социальных стандартов защиты прав детей в послевоенные годы. Положения Всеобщей Декларации, касающиеся прав и интересов детей. Анализ социально-правовых механизмов защиты прав ребенка на международном и национальном уровнях в современном мире.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2013

    Проблемы защиты прав налогоплательщиков. Способы правовой защиты. Защита прав в арбитражном суде. Административный порядок защиты. Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде Российской Федерации. Возможность апелляций по результатам проверок.

    реферат , добавлен 04.02.2015

    Понятие и классификация прав ребёнка. Становление и развитие международной защиты прав ребёнка. Создание основ национального законодательства о правах детей в Республике Беларусь. Задачи органов опеки и попечительства. Правовое положение детей в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Общая характеристика семейных прав и обязанностей. Административный порядок защиты нарушенных прав. Судебный порядок защиты нарушенных прав. Международная защита семейных прав. Ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2010

    Нормативно-правовое обеспечение защиты жилищных прав детей в России. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Защита жилищных прав несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства, проблемы данного процесса и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2012

    Правовое регулирование положения детей. Права детей в семье и проблемы их реализации. Роль родителей в реализации личных прав детей. Дееспособность несовершеннолетних детей. Порядок и способы защиты прав детей в России. Деятельность детской прокуратуры.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    Международная защита прав ребёнка. Охрана прав и законных интересов детей в отраслях российского права: конституционного, административного, семейного, гражданского, трудового, уголовного. Защита прав детей в дошкольном образовательном учреждении.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2015

    Правовой статус несовершеннолетних детей как лиц, которые подлежат гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав в Российской Федерации. Система, меры гражданско-правовой защиты жилищных прав несовершеннолетних. Основания применения мер.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2014

    Юридическая природа и комплексная характеристика прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Анализ функционирования правового института охраны прав и защиты интересов несовершеннолетних. Нормы и положения международной конвенции о правах ребенка.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Исследование структуры и содержания правоотношения по воспитанию детей. Выявление особенностей механизма осуществления родительских прав. Разработка системы принципов осуществления родительских прав, способов защиты родительских прав обоих родителей.

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Известно, что семья – это основная ячейка общества. Все цивилизованные государства защищают и поддерживают семью. Следовательно, этим принципам закреплено в Конституции – основном законе Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

Статья 7 Конституции РФ гласит:

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…

Статья 38 Конституции РФ гласит:

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность государства.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Эти принципы способствуют развитию семейного законодательства. Так, 29 декабря 1995 года в Российской Федерации был принят «Семейный кодекс Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ). В настоящее время он действует в редакции от 28.12.2004.

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Согласно главе 11 Семейного кодекса Российской Федерации «Права несовершеннолетних детей» (далее – СК РФ):

Ребенок имеет право:

  1. жить и воспитываться в семье;
  2. знать своих родителей;
  3. право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это не противоречит его интересам;
  4. на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннего развития, уважнние его человеческого достоинства;
  5. на общение с родителями и другими родственниками;
  6. на защиту своих прав и законных интересов;
  7. выражать свое мнение;
  8. на имя, отчество, фамилию;
  9. на изменение имени и фамилии;
  10. на имущественные права.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется (п.1 ст. 56 СК РФ):

  1. Родителями (лицами, их заменяющими),

а в ряде случаев –

  1. органами опеки и попечительства,
  2. прокурором и
  3. судом.

Если ребенок до 18 лет признан полностью дееспособным.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту (п.1ст.56 СК РФ).

Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка он вправе (п.2ст.56 СК РФ): самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами.

Все граждане обязаны сообщать о нарушениях прав ребенка.

Все граждане, которым станет известно (должностные лица организаций и иные граждане):

  1. Об угрозе жизни или здоровью ребенка,
  2. О нарушении его прав и законных интересов,

обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка (п.3ст.56 СК РФ).

При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права ) (п.1ст.61 СК РФ).

Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (п.2ст.61 СК РФ).

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п.1ст.63 СК РФ).

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими лицами.

Родители обязаны обеспечить образование детей

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п.2ст.63 СК РФ), т.е. 9-классного школьного образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (п.1ст.64 СК РФ).

Когда родители не вправе представлять интересы детей

Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия (п.2ст.64 СК РФ).

В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителей для защиты прав и интересов детей.


Защита прав ребенка основывается на нормах международного законодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ, а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Дети могут самостоятельно обращаться в органы опеки в любых случаях, когда нарушаются их права. После того, как достигнут четырнадцатилетнего возраста, дети могут самостоятельно обращаться в судебные органы и прокуратуру по тем же вопросам. С этого же возраста у ребёнка появляется возможность отстаивать свои права в судебных заседаниях.

Система и структура государственных механизмов защиты прав ребенка: федеральный и региональный уровни

Задачами Координационного совета являются: а) определение способов, форм и этапов реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2020 годы; б) обсуждение практики реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2020 годы; в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной политики в интересах детей.

ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебный порядок защиты признается основной формой защиты прав ребенка. Судебный порядок защиты прав ребенка обладает несомненными достоинствами, а главное – служит способом обеспечения государством интересов ребенка. Неслучайно расторжение брака, при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, осуществляется только в судебном порядке (п.1 ст.21 СК Российской Федерации). Кроме того, именно суд разрешает споры, связанные с воспитанием детей (при лишении, ограничении родительских прав, восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, установлении усыновления, отмене усыновления и т.п.). И, наконец, при отсутствии соглашения члены семьи вправе обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов (ст.106 Семейного Кодекса Российской Федерации).27

Защита прав ребенка в Российской Федерации

Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адво­катская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая адвокатами физическим и юридичес­ким лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспече­ния доступа к правосудию.

Механизм защиты прав ребенка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Второй уровень механизма защиты прав несовершеннолетних- уровень региональных международных сообществ. Государства — члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г., и дополнительными протоколами к ней. Европейская конвенция — очень важный международный договор, который определяет неотъемлемые права и свободы человека и требует от государства гарантировать их каждой личности. Из всего этого следует, что любое лицо, в том числе и каждый ребенок, с целью защиты своих попранных прав и законных интересов правомочно обратиться в соответствующие инстанции Евросовета. Российская Федерация 5 мая 1998 г. ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург). Суд представляет собой наднациональный орган, обращение в который возможно только в случае исчерпания всех внутригосударственных средств защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятии окончательного решения на национальном уровне. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, и только против того государства, которое ратифицировало Конвенцию. Жалобы должны относиться к событиям, наступившим после ратификации Конвенции.

Система защиты прав детей в российской федерации

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.