Вертикальная и горизонтальная преемственность. Обновление права, преемственность права, рецепция права. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

В результате изучения главы студенты должны:

знать

  • особенности замещающего поведения молодежи и проблемы воспроизводства социальной структуры в развивающемся обществе;
  • содержание подходов к анализу проблемы преемственности поколений;
  • направления государственной молодежной политики в России;

уметь

  • интерпретировать исследовательскую модель для установления причинно-следственных поколенческих связей в истории;
  • позиционировать место конфликта поколений при систематизации социальных конфликтов;
  • раскрывать полномочия федеральных органов государственной власти в области государственной молодежной политики в России по основным уровням и направлениям ее реализации;

владеть

  • навыками оценки социальной структуры населения России, которую призвана воспроизвести нынешняя российская молодежь;
  • навыками анализа нормативных актов, регулирующих молодежную политику в стране.

Преемственность и конфликт поколений

Общество складывается из множества социальных групп и единиц, одной из наиболее важных из которых является семья. На микроуровне семьи каждый может заметить различия между собой и своими родителями, бабушками и дедушками. Эти различия заметны в поведенческом проявлении социальных установок, мировоззрения, накопленного опыта и многих других факторах. Для понимания сути понятий "преемственность" и "конфликт поколений" разберемся в каждом из них подробнее.

Преемственность поколений

Под преемственностью поколений необходимо понимать сложный процесс передачи, усвоения, сохранения и применения материальных и духовных ценностей, норм и правил, традиций и обычаев, инструментальной информации и опыта разных поколений, взаимодействующих друг с другом.

Преемственность в обществе представляет собой закономерность, т.е. постоянный и необходимый пространственно-временной континуум, благодаря осуществлению которого воспроизводится поступательное историческое развитие социума.

Феномен преемственности связан с избирательным и адаптивным освоением того положительного и конструктивного, что является жизненно необходимым для социального и нравственного здоровья и благополучия будущих поколений.

В академической науке исследование проблемы преемственности поколений осуществляется через призму разных концептуальных подходов.

Экономико-социологический подход к изучению темы преемственности связан с учетом роли и значения имущественных интересов и отношений, которые наследуются, передаются и воспроизводятся на новом уровне развития производительных сил общества. Наиболее содержательно и рельефно указанный подход представлен в классических работах таких авторов, как К. Маркс ("Капитал", 1867), М. Вебер ("Протестантская этика и дух капитализма", 1905), В. Зомбарт ("Буржуа", 1913). Примером, иллюстрирующим сущность указанного подхода, могут служить следующие тезисы М. Вебера: "Выполнение определенных экономических функций предполагает либо обладание капиталом, либо наличие дорогостоящего образования, а большей частью то и другое; в настоящее время эти функции связаны с наследственным богатством или, во всяком случае, с известным достатком".

Социоантропологический подход репрезентирован трудами английских этнографов Э. Тайлора "Первобытная культура" (1871) и Дж. Фрэзера "Золотая ветвь" (1890). С точки зрения указанных ученых, ядром механизма преемственности выступают генерация, передача и наследование магических и религиозных идей, представлений и верований.

Антропо-культурологический подход к изучению преемственности поколений представлен в научном труде американского этнографа Маргарет Мид "Культура и сопричастность" (1970). Она, рассматривая развитие человеческой истории как смену трех типов культур, передачу опыта между поколениями, выделяет: постфигуративные культуры, в которых дети перенимают социальный опыт у предшественников; конфигуративные культуры, в которых дети и взрослые учатся у сверстников; префигуративные культуры, в которых взрослые перенимают некоторый опыт у детей.

Постфигуративные культуры базируются на жесткой системе ценностей и норм, передающихся последующим поколениям. Прошлое взрослых людей ложится в основу будущего каждого нового поколения. Доминируют чувства преемственности, верности обычаям и традициям.

В конфигуративных культурах жесткие рамки ценностей и норм, перенимаемых от предыдущих поколений, постепенно стираются. Старшее поколение по-прежнему доминирует, однако возрастает роль новаций в обществе, следовательно, опора только на традиции становится невозможной.

Префигуративные культуры возникают с середины XX в. В этих культурах прослеживается такой тип социальной связи между поколениями, когда старшее поколение уже не доминирует над младшим. За счет развития электронных средств коммуникации молодые люди приобретают общность нового социального опыта, которого нет и уже никогда не будет у старшего поколения. Формируется значительный разрыв в социальном опыте молодого и старшего поколений.

В отечественной науке проблема преемственности получила яркое освещение в фундаментальном труде Н. Я. Данилевского "Россия и Европа" (1869), который на основе культурно-исторического подхода наглядно рассмотрел макросоциологические детерминанты преемственности в обществе. Данилевский выстраивал указанный исследовательский дискурс, применяя компаративистский принцип: "Америка, с которою нередко сравнивают Россию, составляет с ней полнейшую противоположность. Не имея врагов вокруг себя, [Америка] могла экономизировать все то, чего стоило другим охранение политической самобытности. Если взять в соображение лишь то, что должна была истратить Россия на свое вооружение... то одно это составит уже миллиарды, которые Россия, подобно Америке, могла бы употребить на свою сеть железных дорог, на торговый флот и всякого рода технические усовершенствования промышленности и земледелия".

Благодаря Данилевскому проблема преемственности поколений получила широкое социологическое, культурно-историческое и этнографическое освещение.

После 1917 г. проблема преемственности поколений попала в поле изучения советских демографов, философов и культурологов. Если демографы рассматривали поколенческую преемственность в виде воспроизводства и смены основных возрастных групп в моделях жизненного цикла, то философы и культурологи трактовали явление преемственности поколений как закономерность исторического, социального и культурного развития общества на базе передачи социального опыта и ценностей культуры прошлыми поколениями новому поколению. В 1960–1980-х гг. по проблеме преемственности поколений в советской науке успешно работали В. И. Воловик, В. Н. Кленов, Е. В. Сергеев, И. В. Суханов, Б. С. Павлов, Л. А. Шевырногова; в 1990-е гг. – В. Ж. Келле, Л. В. Никоненко, А. Я. Пучков и В. И. Чупров.

Коллективный опыт исследования проблемы преемственности поколений свидетельствует о том, что указанный феномен носит сложный и многомерный характер, в процессе изучения которого отчетливо выявляются следующие сущностные характеристики:

  • во-первых, каждое поколение стремится к осмыслению и передаче лучшего из накопленного своей возрастной когортой положительного опыта;
  • во-вторых, каждое поколение не удовлетворено тем, что ему передают предшествующие генерации людей и выстраивает поколенческий механизм селекции (отбора) того, что представляется ему особенно актуальным в меняющихся экономических, социальных, политических и культурных условиях развития социума;
  • в-третьих, передача материальных и духовных ценностей, традиций, норм, верований, обычаев и опыта от поколения к поколению может протекать в разных формах – конфликтной и бесконфликтной, стихийной и целевой, формальной и неформальной, адаптивной и интериоризационной;
  • в-четвертых, механизмы межпоколенческой передачи ценностей и опыта носят институциональный характер и осуществляются на основе систем обучения, воспитания, просвещения и профессиональной деятельности;
  • в-пятых, целевыми контентами указанных систем становятся знания, умения и навыки, базирующиеся на традициях и обычаях, верованиях, ценностных и нормативных установках.

Существуют разные векторы преемственности поколений: вертикальный (от предыдущих поколений к последующим); горизонтальный (от поколений к поколениям, сосуществующим параллельно в пределах разных обществ – Запада, Востока, Севера и Юга). Содержание преемственности определяется конкретными экономическими, политическими, бытовыми и духовно-идеологическими факторами жизнедеятельности поколения. Когда социум относительно стабилен и устойчив, доминирует трансляция наследия от предыдущих поколений к последующим, в условиях нестабильного социума происходит трансформация наследия предыдущих поколений последующими поколениями.

Специфика процесса преемственности поколений в современной России заключается в том, что он осуществляется в условиях не только смены поколений, но и смены экономических и социальных структур. В настоящее время наряду с межпоколенной преемственностью происходит внутрипоколенное заимствование. Аномия приводит к девальвации авторитета старшего поколения в воззрениях младшего поколения. Указанная девальвация затрудняет передачу ценностей и норм, традиций, обычаев и верований следующим поколениям. В связи с этим важно подчеркнуть, что оптимизация процесса преемственности поколений сегодня выступает одной из важнейших задач государственной молодежной политики.

Термин "поколение" носит многовариантный характер. На макроуровне его можно определить как общность людей близкого возраста, живущих в одно время и связанных общими интересами; на микро-уровне – как совокупность родственников одной ступени родства по отношению к общему предку. В указанном контексте, к примеру, становится понятным следующий порядок слов: "в доме проживали представители разных поколений – отцы и дети, деды и внуки".

Под поколением можно понимать также временной интервал между средним возрастом родителей и их детей. Вот почему уместно говорить о длине поколения и измерять ее конкретным числом лет.

Классическое значение термина "поколение" (от лат. generatio – порождение) – биолого-генеалогическое. Это звено или ступень в цепочке происхождения от общего предка. Таким образом, межпоколенные отношения – отношения между родителями и детьми, предками и потомками. Здесь выявляется связь понятия с термином "родство", существенная для антропологов, этнографов и юристов (в случае обсуждения права наследования). Однако термин "поколение" употребляется не только в генеалогическом смысле, но и для обозначения современников или сверстников.

По мнению немецкого философа и историка Вильгнльма Дильтея, яркие впечатления юности прививают значительному числу сверстников, подвергшихся влиянию старших, близкие представления о жизни, сохраняющие свою силу длительное время.

Указанная научная гипотеза получила развитие в работах немецкого социолога Карла Маннгейма, пытавшегося системно обобщить проблемы исторических поколений. С точки зрения К. Маннгейма, смена поколений – универсальный культурный процесс, предопределенный биологическим ритмом жизни человека, в ходе которого старые участники по мере передачи накопленного культурного наследия вытесняются другими участниками из новых возрастных когорт. Поколение в его понимании по содержанию и смыслу близко термину "классовое положение человека" в обществе. Здесь уместно подчеркнуть, что социальное поколение формирует общественно значимое событие конкретно-исторического масштаба (к примеру, Бородино, Сталинград, Кандагар). Сформировавшееся под воздействием отдельных исторических событий социальное поколение уже само формирует ход истории и определяет его. Таким образом, исторические события могут формировать поколения не в масштабах всего общества, а только в отдельных его группах, прежде всего – в политических и культурных элитах.

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет выдвинул идею о том, что поколение реализуется на исторической арене как субъект общественной деятельности, придерживаясь социальных и политических идей своего времени. Он условно разделил время процессной экспансии поколения (около 30 лет) на два периода, во время которых сначала новые политические идеи и взгляды поколения распространяются, а впоследствии утверждаются и становятся господствующими.

Итальянский мыслитель Вильфредо Парето исторический процесс развития социума представлял в виде циркуляции основных типов элит. Он полагал, что социум колеблется около состояния равновесия, образуя социальные циклы, течение которых определяется характером циркуляции элит: "Элиты возникают из низших слоев общества и в ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и в конце концов вырождаются, уничтожаются и исчезают..."

Используя терминологию Макиавелли, В. Парето выделял два типа элит, которые сменяют друг друга мирным или революционным путем. В стабильной политической системе, по его мнению, преобладает элита "львов", для которой характерны консерватизм и силовые методы управления; в нестабильной (неустойчивой) системе – элита "лис", элита реформаторов и прагматиков. Каждая из элит обладает определенными преимуществами и недостатками, их постоянная смена вызывается периодическими изменениями потребностей руководства обществом. В. Парето считал, что для нормального функционирования социального механизма необходим пропорциональный приток в элиту как "львов", так и "лис", отсутствие же обновления приводит к вырождению властвующей элиты и победе "контрэлиты".

Интересно на эту тему следующее наблюдение: "Истина разно понимается поколениями. Понимание ее меняется у поколений, рожденных через 28 лет... Следует перейти к качающемуся маятнику поколений на земле. Для этого берутся года рождений борцов – мыслителей, писателей, духовных вождей народа многих направлений и, сравнивая их, приходишь к выводу, что борются между собой люди, рожденные через 28 лет, т.е. что через это число лет истина меняет знак... Истина рожденного в п -м году обратна истине рожденного в (n- 28)-м году. Впрочем, иногда тянутся две нити..."

В отечественной науке первая классификация поколений была предложена в XIX в. российским демографом А. П. Рославским-Петровским, который условно разделил все население страны на подрастающее поколение (до 15 лет), цветущее поколение (от 16 до 60 лет) и увядающее поколение (старше 60 лет).

В американской социальной науке XX в. поколение, с одной стороны, рассматривалось как объект социализации (Ш. Айзенштадт, М. Мид, Т. Парсонс), а с другой – как субъект социально-политического конфликта (Г. Маркузе, Л. Фойер).

В советское время демограф Б. Ц. Урланис на новой основе осуществил возрастное деление населения на три поколения, предложив дать им иные характеристики: дорабочий возраст (до 15 лет), рабочий возраст (от 16 до 59 лет) и послерабочий возраст (старше 60 лет).

Любое поколение объединяется по сходным типологическим признакам, таким как: а) жизнь в рамках одного хронологического периода и исторической эпохи; б) общность цивилизационных и общественных условий формирования и развития; в) решение однопорядковых задач, реализация схожих социальных ролей и функций; г) близость социально-психологических характеристик; д) наличие специфического поколенческого сознания и духа (например, "поколение Вудстока – поколение музыки и мира").

Для России проблематика смены и связи поколений имеет как общероссийское, так и региональное измерение, она также зависит от этнических факторов. В целом можно сказать, что деление на поколения производится на основе ценностей и норм, традиций, обычаев и верований, разделяемых людьми, родившимися в некоторый исторический период (эпоху), воспитанными в рамках единой семейной парадигмы и сформированных под воздействием определенных экономических, социальных, политических и культурных событий, а также технологических изменений.

Вопросам преемственности в праве была в свое время посвящена монография болгарского правоведа Нено Неновски (Преемственность в праве. М., 1977).

Процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.

Преемственность и обновление - это две стороны одного и того же процесса - процесса становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными, что зависит от таких факторов, как:

  • а) собственная логика развития права как социального феномена;
  • б) социально-экономический строй общества;
  • в) религиозно-этические традиции;
  • г) историческая обстановка;
  • д) внешнее влияние; и др.

Ю.С. Завьялов в связи с анализом названной работы Нено Неновски отмечает, что главным фактором, обусловливающим преемственность, является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений, вытекающая из потребностей самого общества, и обнаружена преемственность может быть вне сущности, только в содержании права, его форме, отчасти в функциональном назначении (например, в регулятивном).

Сам Неновски считает, «что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях». При этом автор правильно обращает внимание на то, что преемственность может быть отрицательной, то есть иметь консервативное, реакционное, негативное значение.

Неновски различает преемственность «по вертикали» (во времени) и «по горизонтали» (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагаетисторически последовательный характер, и в этом плане «вертикальная» преемственность отличается от «горизонтальной» лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. «Горизонтальная» же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.

Болгарский правовед полагает, что рецепция права может рассматриваться как специфическое проявление преемственности в праве. Думается, что дело обстоит как раз наоборот: правопреемственность является разновидностью правовой рецепции.

Слово «receptio» в латинском языке означает «принятие», а приниматься, заимствоваться могут:

  • а) прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность);
  • б) элементы современных правовых систем.

Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через «фильтр» общечеловеческой культуры.

Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений.

Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г.

Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, то есть ранее не существовавшее в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западноевропейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семья.

1. Значение термина «преемственность»…………………………………………………2

2. Сущность преемственности детского учебного заведения и школы………………...2

3. Пример преемственности в обучении по программе развития речи и обучения родному языку в детском саду и школе……………………………………………………………3

Список использованной литературы……………………………………………………..5

Приложение 1………………………………………………………………………………6

1. Значение т ермин а «преемственность».

Преемственность – связь между явлениями в процессе развития, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действий традиций.

Сущность преемственности в развитии явлений раскрывается в законе диалектического синтеза, согласно которому ни одна предыдущая стадия развития не повторяется полностью в последующих стадиях, и это не движение по кругу или по прямой, а непрестанное порождение нового, что позволяет нам в каждом конкретном случае рассматривать органическую связь нового со старым, познавать, что новое вырастает из старого, новое возникает и развивается только на базе старого.

Более полное определение преемственности находим у Э.А. Баллера. Он определяет её как связь между различными этапами и ступенями развития бытия и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т.е. при переходе его из одного состояния в другое. Таким образом, преемственность характеризуется как основа всякого развития в природе, обществе, мышлении, обеспечивающая единство прерывного и непрерывного, эволюционных и скачкообразных форм в процессе развития.

Будучи обязательным фактором понятия развития, преемственность с точки зрения философской науки является одним из принципов образования.

2. Сущность преемственности детского учебного заведения и школы .

Преемственность между детским садом и школой остается двусторонним процессом, при котором дошкольное воспитание сохраняет свою самоценность как основа формирования личностных качеств ребенка, а школа развивает выявленный в детском саду потенциал учащегося. В этом плане мы руководствуемся обоснованными И,И. Гончаровой условиями осуществления преемственности в образовательном процессе; постоянная опора на достигнутый ребенком уровень овладения общими учебными умениями; учет возрастных особенностей шестилеток, психологических новообразований переходного периода; специфика формирования общих умений у шестилетних детей; формирование общих учебных умений, учитывая их взаимообусловленность на основе содержания конкретной учебной дисциплины и тесной связи со специальными умениями.

М.М, Пашкова подчеркивает, что каждый элемент учебного материала должен быть логически связан с другими, ранее усвоенными, а каждая новая ступень обучения должна опираться на предыдущую и готовить к освоению нового, к переходу на более высокую ступень в развитии интеллектуальных и деятельных способностей, что через механизм преемственности достигается целостность пожизненного образовательного процесса и его восходящий характер.

3 . Пример преемственности программ развити я речи и обучени я родному языку в детском саду и школе.

Пример преемственности в обучении по программе развития речи и обучения родному языку в детском саду и школе можно увидеть на сопоставительном анализе базовой программы «Я у світі» ДУЗ и программы для общеобразовательных учебных заведений по русскому языку в 1-4 классах.

Программа «Я у світі» ставит ряд задач. Одной из таких задач является развитие фонематического слуха, совершенствование звукопроизношения и литературной речи. Эта задача перекликается с речевой линией развития в программе школы, где формируется и развивается устная и письменная речи; продолжается формирование умения пользоваться языком как средством общения, познания, самопознания, влияния, саморазвития, самосовершенствования. А так же умение воспринимать и понимать речь, совершенствовать диалогическую и монологическую речь. В школьной программе совершенствуются все виды речевой деятельности, которыми дети овладели в дошкольном возрасте и которые являются новообразованиями в младшем школьном возрасте.

Следующей задачей детского сада является пополнение словарного запаса по темам: «Природа», «Культура», «Люди», «Я сам». Также ставится задача развития коммуникативной речи. Эти задачи отражаются в социокультурной линии развития школьной программы, где происходит расширение представлений о государстве, государственных символах, пополняются знания о культуре языка, происходит ознакомление с жанрами устного народного творчества, более глубоко изучается этикет, правила общения, усвоение социальных ролей. Выше перечисленные задачи программы детского сада отражаются в речевой линии развития школьной программы, которые представлены такими темами: «Школа», «Семья», «Родина», «Человек», «Игры», «Профессии», «Природа. Растения, животные», «Город, село», «Культура. Народные обычаи», «Спорт».

Программа детского сада ставит задачу развития грамматических умений, а в школьной программе эта задача находит место в языковой линии развития, где формируются знания о языке, языковые умения, происходит выполнение языкового анализа. Наряду с этим происходит усвоение норм литературного языка и культуры речи.

Программа детского сада предусматривает обучение элементам грамоты, которые имеют добуквенный период, и буквенный период, начинающийся на седьмом году жизни, где детей обучают чтению элементарных слов. В школьной программе обучение грамоте включает в себя обучение графическим навыкам, технике письма, культуре оформления письменных работ (каллиграфия, умение писать на доске).

В детских садах обучают работе с детской книгой. В школе это происходит в деятельностной линии развития, которая направлена на формирование у младших школьников ключевой компетентности – умение учиться, включающая в себя: учебно-организационные умения и навыки, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, контрольно-оценочные умения.

Таким образом, прослеживается четкая линия преемственности в программах развития речи и обучения родному языку в ДУЗ и школе, что позволяет ребенку опираться на достигнутый уровень овладения общими учебными умениями и навыками, переходя на более высокую ступень в развитии интеллектуальных и деятельных способностей.

Список использованной литературы

1. Базова программа розвитку дитини дошкільного віку «Я у Світі» / Наук. Ред.. та упоряд. О.Л. Кононко. – 2-ге вид., випр.. – К.: Світич, 2008. – 430 с.

2. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969, 294 с.

3. Гончарова И.И. Преемственность дошкольного и начального образования: анализ подходов к реализации. /Актуальные проблемы образования младших школьников. Сб. материалов научно-практической конференции,- Абакан: изд-во Роса. 1999.-С.71-75.

4. Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования / В.Н. Просвиркина // Педагогика. - 2005. - №2. - С.41-46.

5. http://ru.osvita.ua/doc/files/news/87/8793/1rus.pdf

Приложение 1

Детский сад

Линии развития

1. Развитие фонематического слуха, совершенствование звукопроизношения и литературной речи

1. Речевая: формирование и развитие устной и письменной речи, пользоваться языком как средством общения, познания, самопознания, влияния, саморазвития, самосовершенствования.

Умение воспринимать и понимать речь, диалогическая и монологическая речь

Совершенствуются все виды речевой деятельности, которыми дети овладели в дошкольном возрасте и которые являются новообразованиями в младшем школьном возрасте.

2. Пополнение словарного запаса по темам:

Природа

Культура сферы жизне-

Люди деятельности

3. Развитие умений коммуникативной речи

2. Социокультурная: расширение представлений о государстве, государственных символах, о культуре языка, ознакомление с жанрами устного народного творчества, этикет, правила общения, усвоение социальных ролей

Так же отражается в речевой линии развития, которые представлены такими темами: «Школа», «Семья», «Родина», «Человек», «Игры», «Профессии», «Природа. Растения, животные», «Город, село», «Культура. Народные обычаи», «Спорт».

4. Развитие грамматических умений

3. Языковая: формирование знаний о языке, языковые умения, выполнение языкового анализа. Усвоение норм литературного языка и культуры речи

5. Обучение элементам грамоты

(добуквенный период,

7-ой г.ж. – буквенный период, чтение элементарных слов)

5. Обучение грамоте, куда входит графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ (каллиграфия, умение писать на доске)

6. Работа с детской книжкой

6. Деятельностная: умение учиться, учебно-организационные умения и навыки, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, контрольно-оценочные умения

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© О. А. ШУВАТОВА

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 г. Пензы

e-mail: [email protected]

Шуватова О. А. - Преемственность как основа реализации современных теоретико-методологических подходов к организации образовательного процесса средней общеобразовательной школы // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 873-876. - В статье описан и проанализирован феномен преемственности. Преемственность рассматривается как одно из важнейших условий успешной реализации современных теоретикометодологических подходов к организации образовательного процесса в средней школе.

Ключевые слова: преемственность, качество обучения, компетентностный подход; личностно ориентированный подход.

Shuvatova O. A. - Continuity as a basis of realization of modern theoretical approaches to organization of educational process in а secondary school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 873-876. -

The phenomenon of continuity has been described and analyzed in the article. The continuity is treated as an important means of successful realization of modern theoretical approaches to educational process in secondary school.

Keywords: continuity, quality of education, competence approach, personality oriented approach.

Актуальность осмысления проблемы преемственности на всех этапах образовательного процесса связана, прежде всего, с условиями жизни современного человека, требующими быстрого и безболезненного перехода из одной социально-экономической и психологической ситуации в другую. Одним из существенных факторов, обеспечивающих социальную мобильность, психическую устойчивость и творческий потенциал современного человека является образовательный процесс как целостность, представленная в устойчивых взаимосвязях его смысловых, содержательных и организационных компонентов. Отсутствие преемственности на тех или иных этапах образовательного процесса создает труднопреодолимые препятствия на пути успешного обучения, личностного развития и социализации.

Чтобы раскрыть смысл преемственности и определить её роль в образовательном процессе следует рассмотреть и проанализировать различные подходы к пониманию преемственности как философского, социально-культурного и психолого-педагогического явления.

С философской точки зрения преемственность предстает как взаимосвязь между старым и новым, между прошлым, настоящим и будущим. Преемственность предполагает не просто отмену (отрицание) ста-

рого, но и сохранение, развитие того рационального, что уже было достигнуто. Тем самым обеспечивается непрерывность развития. Благодаря преемственности сохраняется устойчивость и целостность развития природы и общества . В философии выделяют два основных вида преемственности - горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная преемственность предполагает процесс количественных изменений, происходящих в рамках одного уровня. Вертикальная преемственность - процесс качественных изменений на разных уровнях. Преемственность отражает общие и существенные связи, присущие всем развивающимся явлениям, процессам; она означает связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность есть проявление законов диалектики, особый механизм памяти общества . Таким образом, «преемственность» как философская категория предстает как одно из проявлений развития, как способа существования и универсального свойства материи и сознания.

В культурологии преемственность предстает как условие развития культуры, способ сохранения культурного наследия, социальная память общества. Благодаря преемственности осуществляется накопление, хранение, передача и изменение социокультурного

опыта. Механизмы преемственности в культуре проявляются в материальной и нематериальной форме. К первой относятся предметы быта, произведения искусства, ремесла и т. п., ко второй - язык, архетипы, мифы, традиции, обычаи.

С точки зрения социологии преемственность является частью социального развития, включена в его контекст. Преемственность рассматривается на ма-кро- и микросоциологическом уровнях. С позиций ма-кросоциологического подхода преемственность связывается с такими явлениями как изменение, эволюция, прогресс, развитие, становление, традиция, инновация. Под преемственностью понимается последовательная смена стадий развития, которая одновременно обеспечивает стабильность и изменение общества, а также взаимодействие различных социальных структур, систем, институтов друг с другом. В микросоциологии преемственность представлена в процессах и явлениях повседневного мира, в котором слиты воедино прошлое, настоящее и будущее. Действия и взаимодействия, осуществляемые людьми, преемственны по своей природе, т. к. определены прошлым опытом, который актуализируется в настоящем, и оказывают влияние на будущее. Таким образом, преемственность как социальная категория предстает как объективная необходимость, условие и закономерность процесса существования и развития природы, общества, личности.

С педагогических позиций преемственность рассматривается как дидактический принцип, в той или иной степени определяющий содержание, организационные формы и методы учебного процесса.

К настоящему времени значительная часть исследователей находятся на единых позициях, рассматривая преемственность в обучении как дидактический принцип (С. И. Архангельский, Ш. И. Ганелин, С. М. Годник, В. В. Давыдов, Ю. А. Кустов, А. А. Кы-верялг, И. Я. Лернер, А. А. Люблинская и др.). Однако, рассматривая преемственность как дидактический принцип, каждый исследователь раскрывает и описывает разные грани этого явления.

В.В. Давыдов рассматривает преемственность как сохранение во всяком преподавании связи, но это должна быть связь качественно различных стадий обучения - как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям .

Ш. И. Ганелин считает, что преемственность следует рассматривать как дидактический принцип в тесной и неразрывной связи с принципом систематичности и последовательности. Так как принцип систематичности и последовательности выступает не как нечто застывшее и неизменное, а как принцип, который в процессе прогрессивного развития науки, процессов ее интеграции и дифференциации обогащается новым содержанием, то и дидактический принцип преемственности в обучении также развивается и обогащается новым смыслом.

Реализация преемственности как дидактического принципа подразумевает:

Согласованность содержания, форм методов и средств образовательного процесса на каждом отдельно взятом образовательном этапе;

Согласованность содержания, форм методов и средств образовательного процесса на всех его этапах, что позволяет сохранить достигнутый уровень обученности как результат предыдущего этапа и обеспечить возможность его развития .

Ю. А. Кустов отмечает, что осуществление преемственности позволяет придать учебно-воспитательному процессу динамичный, перспективный характер, активизирующий деятельность преподавателя и обучаемого, исключающий параллелизм, дублирование и обеспечивающий взаимосвязь содержания образования, методов обучения, приемов и способов осуществления учебно-познавательной деятельности на всех ступенях и этапах, обучения .

С. М. Годник рассматривает преемственность с позиций адаптации школьников в новых для них условиях обучения. Он отмечает, что необходимость в преемственности возникает при обстоятельствах, когда произошли события, которые фактически нарушали привычную для учащихся, ситуацию, что порождает противоречия, осложняющие их учебную деятельность. Преемственность также позволяет преодолевать объективные противоречия линейно-дискретного характера процесса обучения. Но преемственность не может рассматриваться только лишь как фактор, призванный устранять противоречия, внешне согласовывать события. Она является важным условием конструктивной деятельности в учебном процессе, выполняя эвристическую функцию, помогая конструировать новые, более эффективные модели образовательного процесса .

А. М. Кухта считает, что преемственность в обучении выражает объективную необходимость обеспечения логических взаимосвязей, взаимообусловленности и оптимального соотношения между отдельными сторонами, частями, этапами обучения. Такой подход к обучению обеспечивает развитие учащихся и их подготовку к усложняющейся учебно-познавательной деятельности. Преемственность проявляется и в предъявлении посильных оптимальных требований к учащимся, и в поступательновосходящем характере всего учебного процесса.

В современной педагогике выделяют три основных направления реализации преемственности: в содержании обучения, в преподавании (деятельности преподавателя) и учении (познавательной деятельности учащихся).

Преемственность в содержании изучаемого материала с позиции преподавания подразумевает:

Членение изучаемого материала на составные

Логическое изложение (раскрытие) всех составных элементов (частей) изучаемого материала;

Установление связи изучаемого материала с ранее изученным;

Определение функциональной зависимости между содержанием изучаемого материала и методами преподавания .

«Горизонтальная» преемственность проявляется в систематичности и последовательности изложения педагогом и освоении учащимися учебного

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ >

материала, целостности знания, адекватности образовательных технологий содержанию образования, задачам обучения, возможностям и способностям субъектов образовательного процесса. «Вертикальная» преемственность проявляется в готовности учащихся к обучению на более высоком образовательном уровне.

Преемственность в обучении с позиции учащихся проявляется в том, что они осознают основные идеи учебного предмета в их логических и содержательных взаимосвязях, и на каждом последующем этапе обучения это осознание выходит на качественно новый уровень. Если внутри каждого этапа обучения в основном проявляется преемственность на одном уровне (количественные изменения), то переход с одного этапа (ступени) к последующему носит неровный, скачкообразный характер, связанный с качественными изменениями в развитии учащихся.

Таким образом, преемственность в педагогике -это сложное и многогранное явление, которое проявляется по-разному, и в различных условиях имеет свою специфику.

Современное общество предъявляет новые требования к уровню и качеству образования. Сущность новообразований в структуре личности, возникающих в процессе обучения, отражается сегодня в виде ключевых компетенций, на формирование которых должна быть направлена современная система образования.

Компетентностный подход как теоретико-методологическая основа современного образования является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам, отражает способность одновременного понимания и действия, которые позволяют воспринимать новые культурные, социальные, экономические и политические реалии . Суть этого подхода состоит, образно говоря, в том, что цели обучения формулируются в виде триады - «умение действовать», «умение быть» и «умение жить» .

Основные идеи компетентностного подхода формулируются следующим образом:

Компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;

Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;

Компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;

В понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе») .

Очевидно, что компетенции и компетентность личности как конечный образовательный результат могут быть успешно сформированы только в том случае, если преемственность в образовании будет осуществляться в полном объеме внутри каждого обра-

зовательного уровня и между ними. Преемственность есть одно из обязательных педагогических условий формирования компетентной личности.

В процессе обучения ставится и решается основная задача образования - создание условий для развития гармоничной, нравственной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающей-ся личности, поэтому личностно ориентированный подход, так же как и компетентностный, выступает как теоретико-методологическая основа организации образовательного процесса. Сущность данного подхода состоит в том, что все обучение строится с учетом прошлого образовательного опыта обучающегося, его личностных особенностей. Обучение стоится на основе в субъект-субъектного взаимодействия, «преломляется» через личность обучающегося и педагога, через их мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы. Знания, умения и навыки в этой модели рассматриваются не как цель, а как средство развития личности.

Для успешной реализации личностно ориентированного подхода необходимо дифференцировать процесс обучения с учетом индивидуально личностных характеристик учащихся, выявлять и учитывать особенности стиля познавательной деятельности ученика и профессиональной деятельности учителя, создавать технологии «обучения учению», осуществлять рефлексию не только на результат, но и на процесс образовательной деятельности.

Качественное продвижение обучающегося по персональной траектории, в рамках реализации данного подхода, подразумевает обеспечение преемственности на всех этапах обучения .

Реализация преемственности в содержании учебного материала, методах обучения и организационноуправленческих действиях позволяет повысить качество обучения и обеспечить и гармоничное развитие личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект. М.: Владос, 2004.

2. Бордовская. Н.В. Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2000.

3. Ганелин Ш.И. Педагогические основы преемственности в учебно-воспитательной работе школы // Преемственность учебно-воспитательной работы в 4-5 классе. М., 1995. С. 5-21.

4. Годник С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы // Советская педагогика. 1980. № 9. С. 52-56.

5. Игнатьев В.А. Принцип преемственности и его познавательное значение в философии. Дисс. ... канд. философ. наук. Рязань, 1972. 229 с.

6. Давыдов. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М., 1989.

7. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. М.: НФПК, Институт новых технологий образования, 2002.

8. Кустов Ю.А. Место и роль принципа преемственности в педагогике высшей школы // Сов. высш. шк. 1988. № 1. С. 68.

9. Кухта А.М. Принцип преемственности в обучении. Львов, 1973.

10. Кыверялг А.А. Сущность преемственности и ее реализация в обучении // Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ. М., 1984. С. 3-27.

11. Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования: теория и технология // М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.

12. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 4. С. 42-51.

13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. С. 380.

14. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. 2005. № 7. С. 9-11.

15. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 41-43.

Преемственность часто отождествляют с другими категориями, в некотором роде смежными с ней. В своей работе я сравниваю преемственность с: развитием и прогрессом; рецепцией; заимствованием; переносом; наследованием; повторяемостью, унификацией, правопреемством, октроированием, компиляцией. Попытаемся развести эти категории. Прогресс и преемственность находятся в взаимосвязи, - прогрессивное развитие осуществляется на основе преемственности, а рассматривать проблему преемственности немыслимо без учета особенностей развития. В процессе сравнения преемственности и рецепции были найдены очень сходные черты. Механизм осуществления преемственности «характеризуется удержанием, сохранением и дальнейшим развитием старого в новом, этим она существенно отличается от заимствования, то есть передачи и сохранения чего-либо без изменения, вне развития». Унификация от преемственности отличается тем, что это процесс активной деятельности юристов (должностных лиц) в процессе которой создаются нормативно-правовые акты (о приведении соответствующих правовых норм к единообразию). В отличие от повторяемости, преемственность - связь непрерывная, предполагающая наличие не исчезающих связей признаков или элементов структуры у явлений или вещей.

Развитие есть там, где новое не просто прерывает существование старого, но вбирает из него всё положительное, жизнеспособное, - это и составляет «непрерывность в прерывном», преемственность в развитии. Если определить развитие, как, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, то выявляются существенные различия между преемственностью и развитием.

Важным вопросом в данном случае является вопрос о критерии правового прогресса. Поэтому критерием правового развития должна служить степень соответствия юридической формы общественных отношений требованиям прогресса общества в целом. Развитие должно осуществляться по определенной линии, курсу. Поэтому следует задуматься над таким немаловажным вопросом, как о единстве правового прогресса (как в масштабе всего мирового сообщества, так и в отдельном государстве). В этом принципе заложен смысл непрерывности правового прогресса, который осуществляется по намеченному курсу.

Единство правового прогресса, безусловно, связано с единством исторического процесса в целом, поэтому мы можем говорить, что развитие права является единым, поступательным процессом «находящем свое выражение в последовательной смене исторических типов права».

Определяя преемственность, как социальное действие, в котором выделяют: субъект, объект, направленность, формы, методы, характер и результаты, можно провести классификацию преемственности в праве по разным основаниям:

  • 1. По формам проявления преемственности (преемственность в принципах, сущности и содержании права);
  • 2. В зависимости от содержания правовой преемственности и ее влияния на ход правового прогресса (прогрессивная и реакционная);
  • 3. В зависимости от отрасли права, в которой происходит преемственность (преемственность в гражданском, уголовном, административном, и т. д. праве);
  • 4. В зависимости от временных или пространственных характеристик («вертикальная» и «горизонтальная» преемственности).

Неновски различает преемственность "по вертикали" (во времени) и "по горизонтали" (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане "вертикальная" преемственность отличается от "горизонтальной" лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы.

На мой взгляд, «горизонтальная преемственность» подпадает под понятие «рецепция». Вызывает возражение и выделение такого вида как «негативная» преемственность, определяемая как форма связи между старым и новым, когда новое полностью отрицает старое, ничего не наследуя из его содержания. Однако если суть негативной преемственности сводится к «развитию вопреки», к отрицанию, то это и есть отрицание, а не преемственность.

Слово "receptio" в латинском языке означает "принятие", а приниматься, заимствоваться могут:

  • а) прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность);
  • б) элементы современных правовых систем.

От того чей (свой или чужой) правовой опыт перенимается преемственность делят на внутреннюю и внешнюю. Возможны варианты сочетания классификаций. Классификации в науке производятся по разным основаниям, так как понятие феномена преемственности очень сложное. Но любая классификация прежде предполагает точное определение самого явления.

Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через "фильтр" общечеловеческой культуры.

Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений. Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г. Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, то есть ранее не существовавшее в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западноевропейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семьи.

Преемственность вовсе не следствие саморазвития права, ее причины следует искать в материальной жизни общества. (Прежде всего, в производственных отношениях.) У преемственности есть материальная основа, в развитии не только права как юридического выражения производственных отношений, но и всех надстроечных образований в целом. Преемственность можно рассматривать в каждой отрасли права, либо анализировать преемственные связи вообще, изучать отдельные виды преемственности.