Внеклассное мероприятие "Права ребёнка". Сценарий мероприятия "путешествие в страну прав и обязанностей"

Ольга Денисова
Сценарий развлечения по правам ребёнка «В стране Прав и Обязанностей»

Сценарий развлечения по правам ребёнка

«В стране Прав и Обязанностей »

Цель :

Дать детям общее представление об их правах .

Образовательная область :

Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Развивающая :

Развивать умение рассуждать , сопоставлять, делать выводы.

Воспитательная :

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Предварительная работа : познакомить детей с пословицами и поговорками о семье; знакомство с документом «Конвенция о правах ребенка » ; разучивание стихов и песни; подготовка презентации; чтение художественной литературы; ролевые игры.

Дети входят в зал под музыкальное сопровождение «Подари улыбку миру» гр. Непоседы и рассаживаются на стулья, расположенные полукругом.

Воспитатель :-Сегодня мы с вами отправимся в необычную , волшебную страну . А поможет нам в этом ковёр-самолёт. Садитесь скорее и, полетим. Мы полетим очень быстро, поэтому закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем! (включается фонограмма муз. произведения) Держитесь крепче друг за друга. Чувствуете, как быстро мы летим. Мы подлетаем. Приземляемся на поляне.

Откройте глаза.

Мы очутились с вами в необычной стране Прав и Обязанностей . А это что? Какое-то необычное чудо-дерево. А давайте попробуем плоды («сорвать плод с цифрой 1). Плоды с сюрпризом (показать обратную сторону) .

1 Рисунок-символ права на жизнь и имя .

Что здесь нарисовано? (младенец) Это радостное событие : человек родился! На что он имеет право ? (на жизнь, на имя) .

Игра «Назови имя»

У каждого из вас есть имя. Сейчас вы по очереди будете называть свои имена и при этом принимать какую-то позу. Остальные ребята будут повторять показанную позу и хором называть его имя.

Что вы почувствовали, когда ребята называли вас по имени?

Ответы детей.

Дети садятся на стульчики.

2 рисунок-символ «Сердечко»

Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (право на любовь и заботу )

Что означает слово «забота» ?

Кто о вас заботится?

Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы?

Вы действительно почувствовали, как важны любовь и забота. Это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.

Как вы думаете, а в вашей любви и заботе кто-то нуждается? Кто?

Что вы можете сделать для тех, кто ждёт об вас любви и заботы?

Любовь и забота – это не только ваше право , но и ваша обязанность - это не только красивые, добрые слова, но и добрые дела, поступки : помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь сделать всем что-то приятное.

Упражнение «Согрей птенца» (фонограмма)

Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет вам выразить свою любовь и заботу.

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, согрейте его своим ровным, спокойным дыханием. Прижмите птенца к груди, успокойте его. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Ему будет на воле хорошо.

Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём?

Вы почувствовали, что о ком-то заботиться не только приятно, но и очень ответственно. А стать добрым «волшебником» вовсе нетрудно. Вот как об этом говорится в стихотворении (стихотворение читает ребёнок ) :

Стать добрым волшебником-

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой :

Понять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!

3 Рисунок-символ «Красный крест»

Воспитатель : О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на медицинское обслуживание)

Под музыку входит доктор Айболит.

Айболит : Здравствуйте, ребята! (дети здороваются с доктором) . Какие вы хорошие. А вы не болеете, не кашляете и насморка нет? Давайте-ка я вас послушаю (слушает детей) . Да, действительно все здоровы.

Айболит : Да, дети, вы вправе требовать , чтобы я вас лечил, но что вы обязаны делать , чтобы сохранить свое здоровье?

Дети : Делать гимнастику, правильно питаться , есть овощи и фрукты.

Айболит :

Воду тёплую открой -

Руки грязные отмой!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам, стыд и срам!

Игра : «Чистюли» .

(Он говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные : пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми.)

Затем Айболит говорит : «Руки» .

Дети должны ответить – мыло, щетка, полотенце.

Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (шампунь, расческа, ножницы)

«купание» (ванна, полотенце, душ, мочалка, шампунь, мыло и пр.) .

«Что нам нужно, когда мы утром встаем?» (зубная щетка, мыло, полотенце, расческа)

4 рисунок-символ «Семьи)

Воспитатель :

Сегодня мы познакомимся с новым правом , а узнать, о каком праве идет речь нам помогут загадки. (загадки про маму, папу, бабушку, дедушку братика, сестричку)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» -

Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо :

Всех милее наша. (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый. (папа)

Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой. (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка -

Моя старшая. (сестренка)

В.: Молодцы, ребята, а как одним словом можно назвать всех этих людей вместе? (Ответы детей) СЕМЬЯ.

Воспитатель : Правильно . В книге прав записано , что «каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи».

5 Рисунок-символ «АБВ» .

Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-символ? (право на образование ) .

Под музыку входит учитель «Учат в школе…» :

Учитель : Здравствуйте! Давайте знакомиться. Меня зовут Зульфия Марковна. Работаю в школе 18 лет. Люблю свою профессию, детей. Я общительный, веселый, добрый человек. Люблю читать книги, рисовать, выполнять с детьми различные поделки. Стараюсь дружить с детьми с первого дня знакомства. Стать для них лучшим другом.

Я вас сегодня познакомлю с правом на образование . Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания. Где можно получить образование?

Ответы детей : в школе, в детском саду, в институте.

Учитель : Для чего надо учиться?

Ответы детей : Чтоб получить профессию, диплом.

Учитель : Да, вы правы , учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

Учитель : В чем заключается ваша обязанность ?

Ответы детей : Стараться хорошо учиться.

Игра «Прищепки»

Воспитатель :

Все плоды на нашем чудо-дереве закончились. А это значит, что нам пора покинуть эту необычную, загадочную страну , которая как называется? (Страна Прав и Обязанностей ) . Возвращаемся в наш любимый детский сад.

Приглашаю вас на наш ковёр-самолёт. Все на месте? Держитесь крепче друг за друга! Не забудьте закрыть глаза. Полетели! (фонограмма муз. отрывка)

Раз, два, три, четыре, пять – вот и дома вы опять.

Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, про какие права и обязанности мы сегодня говорили (выставляются рисунки-символы)

Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Со всеми трудностями вы с правились . Мне было очень приятно с вами путешествовать. Спасибо. Желаю вам удачи и хорошего настроения.

Автор-составитель Г.В. Богданова
Ярославская область, г. Рыбинск.
МОУДОД Центр детского и юношеского технического творчества,
методист
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
Целевая аудитория : дети младшего школьного возраста
Количество участников : 12 - 15 чел.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

(Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")

Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)

Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")

Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь . Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе

А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.

Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене .
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.

Задание № 2 . Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).

А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).

Каждый из вас имеет право на семью . А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11).

Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей . А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия . Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.
Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.

Классный час в 5 классе на тему «Права и обязанности детей»

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Права детей учитель запишет на доске, затем в ходе классного часа прочитает детям. Не следует подробно разъяснять суть каждого права, лучше сосредоточить внимание на игровых ситуациях, которые побуждают детей к высказываниям, к осознанию своих прав и обязанностей.

Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей. Поэтому желательно, чтобы игровые сценки исполнили сами дети. Хотя все реплики может прочесть и учитель.

Цели : обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа с детьми

Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать детям слова.

Оформление класса

На перемене перед классным часом написать на доске:

Права и обязанности детей

Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)

Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 1)

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

План классного часа

1. Игра «Имена».

2. Интерактивная беседа «Право на имя».

3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

4. Ролевая игра «Юридическая консультация».

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Игра «Имена»

Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».

Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

Учитель называет свое имя, например: «Анна - аккуратная». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.

II. Интерактивная беседа «Право на имя»

Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

Дети. Конечно, имеем.

Классный руководитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Классный руководитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает?

Дети. Там еще записаны имена наших родителей.

Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

Примерные ответы детей:

В Конституции, законах, указах и т. п.

Разрабатывали президент, депутаты и т. п.

III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Классный руководитель. Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

Учитель показывает на доску, на которой записаны права детей, читает записи.

IV. Ролевая игра «Юридическая консультация»

Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы детей:

Не все знают права детей.

Не считают детей полноценными людьми.

Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.

Классный руководитель. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.

V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Примерные ответы детей:

Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.

Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.

Вера Бессмертная
Сценарий досугового мероприятия «Я и мои права» для детей старшего дошкольного возраста

Оформление зала :

надпись «Если Ваш ребёнок смеётся, значит мы всё сделали правильно » ;

иллюстрации (фото) по каждому праву

Цель :

В игровой форме обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях , знакомство с "Декларацией прав человека ".

Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Ход мероприятия.

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днём.

Пусть у каждого ребёнка

Будет тёплый, светлый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды.

Доверчивы глаза детей ,

И ангелы хранят их души.

Пусть безмятежный тот покой

Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катиться слеза

Ни от обид, ни от печали,

И, словно солнышко, всегда

Улыбка на лице сияет.

Чуткому детскому сердцу

Сердце своё открой,

И ощущение чуда

Будет всегда с тобой.

Спокойно матери уйдут

В день, полный дел, хлопот, забот,

С надеждою в глаза взглянут,

С тобой прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,

С малышками не будьте строги,

И сердца нежного ростки

Рукой, пожалуйста, не трогай.

Здравствуйте, уважаемые наши гости, здравствуйте, ребята.

Сюрпризный момент – стук в дверь. Входит Незнайка. Вносит календарь и очень интересуется, что означают красные и чёрные числа в календаре? Ребята объяснили незадачливому герою, что это будни и праздники.

Ведущий. Дорогой Незнайка, все эти даты означают праздники. Для детей есть праздник в календаре – «День защиты детей » его отмечают 1 июня.

Незнайка расстраивается, узнав, что для детей существует только один праздник.

Ведущий. Я предлагаю не ждать так долго до лета, а устроить праздник прямо сегодня, и назовём его

«День прав ребёнка » ! Как же разобраться во всём этом и понять, что это за праздник! Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного.

Конституция у нас одна,

В ней права от А до Я .

Каждый, заглянув в неё,

Защитит своё жильё.

Защитит она и честь и имя,

И расскажет об обязанностях твоих в России.

Все права и все свободы закреплены

В статьях лучшего Российского закона,

И право трудиться и право лечиться ,

Все они от рожденья твои!

Ведущий. Но есть закон, с помощью которого мы можем разобраться в спорных ситуациях. Он называется "Декларация прав человека ". Если точно соблюдать все, что записано в "Декларации прав человека " (а записано в ней то, как правильно должны вести себя люди друг с другом, то беспорядок и неразбериха прекратятся. А чтобы их соблюдать, нужно сначала познакомиться со статьями "Декларации". Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Нам, ребята, можно

Играть и веселиться.

Но надо обязательно

Грамоте учиться.

Ведущий. Вот, ребята, одно из прав – право учиться .

Показ картинки.

Незнайка. Что значит это право ?

Ведущий. Это значит, Незнайка, что все ребята пойдут в школу, где будут получать знания.

Незнайка. А как это – «пойти в школу» ?

Сидит за партой человек,

И поднимает руку.

Имеет право он всё знать ,

И изучать науку!

Ведущий. А для того, чтобы пойти в школу, Незнайка, каждому ребёнку мама с папой купят портфель и соберут в него все самое необходимое.

Незнайка. А что это – «все самое необходимое» ?

Ведущий. А вот в этом тебе помогут наши ребята, поиграв с тобой в игру «Собери портфель» .

Игра «Собери портфель» .

Вот и право на учёбу ,

Что же нам даёт оно?

Значит, можем мы бесплатно

Школу с вами посещать,

Получать образованье

И по жизни с ним шагать.

Ну, а если заболели –

Нужно к доктору идти.

Право ваше на леченье

Реализовать должны.

Ведущий. А вот ещё одно право – право на медицинскую помощь.

Показ картинки

Когда нам плохо, мы заболели, каждый из вас имеет право обратиться за помощью к врачу, а если с вами произошла неприятность в саду, то нам всегда кто поможет замазать ссадину, измерить температуру или оказать другую медицинскую помощь?

Дети. Наша медсестра Ирина Петровна.

В какой сказке мы находим подтверждение праву на медицинскую помощь? («Айболит» ) Показ картинки.

Ведущий. Молодцы, ребята! О следующем праве мы узнаем , отгадав сказку.

Куклы би-ба-бо. Эпизод из сказки «Кот, петух и лиса» . Показ.

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За широкие горы.

Кот - коток, спаси меня.

Ведущий. Что хотела сделать лиса с петушком?

Дети. Съесть.

Ведущий. Правильно , ребята. «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу". Лиса нарушила право на жизнь .». В какой сказке ещё было нарушено право на жизнь ?

(«Белоснежка и семь гномов» , «Красная шапочка» , «Колобок» , «Маша и медведь» ). Показ картинок.

Богатство страны – это дети!

Должен любой понимать.

Жизнь дана им навеки,

Её не может никто отнимать.

Ведущий показывает картинку из сказки «Заюшкина избушка»

Ведущий. Что сделала лиса в сказке?

Дети. Выгнала зайчишку из его избушки.

Ведущий. Да, ребята. И она тем самым нарушила право на неприкосновенность жилища.

Мы имеем право жить

В домике уютном.

И гулять на улице

Тихой и зелёной.

Ведущий. Ребята, а в какой ещё сказке было нарушено это право ?

Показ картинки из сказки «Три поросёнка» , «Теремок»

Игра «Теремок» .

Ведущий. Мне кажется, ребята. Что наши гости засиделись. Я прошу их помочь нам дальше разобраться в правах .

Викторина для взрослых «Права литературных героев »

Взрослые показывают картинку и объясняют, какое право нарушено .

1. Героине какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?

(«Дюймовочка» ) – право на защиту .

2. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

(«Лягушка-путешественница» ).

3. В какой сказке было нарушено право выражать открыто и отстаивать своё мнение?

(«Чипполино» )

4. У героини какой сказки было нарушено право иметь семью ? («Золушка» ).

Мы живём в свободной стране.

Право на частную жизнь священно!

Я выбираю друга себе.

Право на выбор неприкосновенно.

Мой выбор друзей – как право на жизнь :

Они за меня – горой непременно.

Взаимовыручка с нами всегда.

Право на частную жизнь священно!

Я маленький житель планеты Земля

Такой голубой и красивой!

И мир для меня словно белый лист

Чистый, прекрасный, открытый!

А рядом со мной тоже дети живут

И с чёрной и с жёлтою кожей.

На разных общаемся мы языках

Но наши желания схожи.

Ведущий. Да, ребята, нас много, все мы разных национальностей, но живём мы в едином государстве, единой стране, которая называется Россия. Это ещё одно право . И звучит оно так - «Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах . Все должны относиться друг к другу по - братски".

Песня «Ты моя Россия» .

Можем мы свободно жить

В нашем государстве,

В каждом паспорте иметь

Право на гражданство .

А когда мы подрастём

До трудового права мы дойдём .

Будем мы иметь права

Себе работу выбирать.

Ведущий. Давайте попробуем назвать друг друга ласково.

Дети называют.

Имя человека записывают в специальный документ, который называется… у взрослого – паспорт, а у детей – свидетельство о рождении .

И это ещё одно право - «Каждый человек имеет право на имя » .

Я хочу каждому из вас подарить «свидетельства о рождении » , в котором вы сможете записать своё имя и оформить его, как вы сами пожелаете.

Дарятся свидетельства о рождении .

А гостям нашим хочу подарить вот такую вот книжку о наших ребятах в память о нашем сегодняшнем мероприятии .

Жармакова Алия Темирбаевна

Воспитатель

ГККП «Ясли-сад «Ботакөз» при отделе образования Шортандинского района

Цель: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

Ведущий: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие. Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Но у меня нет никакого волшебного способа. Может нам кто -нибудь поможет? (показ на кувшин)-стучит по нему. Из кувшина «появляется» Старик Хоттабыч.

Старик Хоттабыч: Куда мой кувшин занесло? (смотрит по сторонам) Что за чудные дети тут собрались?

Ведущий: Старик Хоттабыч, это дети детского сада тебя встречают.

Старик Хоттабыч: (думает) Детский сад? Это место мне не знакомо.

Ведущий: хочешь Хоттабыч ребята тебе песню споют, и ты узнаешь, что такое детский сад.

Старик Хоттабыч: С удовольствием послушаю.

Дети исполняют песню.

Старик Хоттабыч: Вот, что такое детский сад! Понятно ….. одно только не понятно, зачем вы меня из кувшина позвали?

Ведущий: мы с ребятами хотим отправиться в путешествие, но незнаем никакого волшебного способа. Может ты Хоттабыч, с нами отправишься, вед ты волшебник.

Старик Хоттабыч: С вами? О, нет, мои дорогие детки, с вами мне никак нельзя, я назначен хранителем Великой книги.

Ведущий: Что эта за книга?

Старик Хоттабыч: О,эта книга непростая, она вам знакома. Вы перелистаете страницы, и поймете о чем она. А поможет нам в этом волшебная палочка. Надо ею взмахнуть, один раз чихнуть и сразу поймете о чем она.

Ведущий: Вот спасибо чародей,

Всех ты выручил детей!

Ну, что поверим в волшебство волшебной палочки? Глаза закрыли, один раз чихнули!

(дети сделали, открыли глаза, а Хоттабыч стоит на месте)

Что такое?

Старик Хоттабыч: Вас много, а палочка одна. Дорогие дети, вам нужно очень дружно волшебством заниматься. Крепче глазки закрывайте и в чудеса поверьте.

(дети закрывают глаза и один раз чихают)

На ковре появляется сундук.

Ведущий: Хоттабыч, что это?

Старик Хоттабыч: Это сундучок.Палочкой машет и достает конверт, а в нем загадка.

Всех по-разному зовут:

Кот –Мурлыка,

Пес –Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво- Розочка.

Настя, Вика и Данила

Все имеют свое…..(имя).

Правильно. Первое право каждый имеет право на имя.

Ведущий: Кто дает имя детям? Зачем нам имя?

Ответы детей.

Игра «Шляпа знакомств»

Дети сидят на своих местах. Поочередно им одевается шляпа и они называют свое И.Ф.О.

Старик Хоттабыч: молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушино право на имя.

Ведущий: а как называется документ куда записывают родители ваши Ф.И.О.

Ответы детей: свидетельство о рождении.

Старик Хоттабыч: взмахивает своей палочкой.

(Дети дружно закрывают глаза и один раз чихают.)

На ковре спит мальчик.

Ведущий: ребята, кажется, этот мальчик что-то говорит во сне, давайте послушаем.

Антошка: Не хочу картошку копать: чего пристали?

Ведущий: Кто это ребята? Да, это Антошка, давайте его разбудим.

Антошка: Эй, вы кто такие? Чего меня будете?

Ведущий: (гладит голову): не вредничай. А мы с ребятами предлагаем тебе помочь нам разгадать какую книгу хранит Старик Хоттабыч.

Антошка: А картошку копать не будем? Нет? Тогда ладно.

Старик Хоттабыч: Здоровается с Антошкой. Взмахивает палочкой и достает из сундука второй конверт. Дает ведущему.

Ведущий: Открывает, в нем ребус « 7я» .

Здесь задание: нужно разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано? Правильно, это слово «семья».(показ картинки)

Антошка: Как эта мама похожа на мою маму! Я даже соскучился по ней и по папе тоже.

Дидактическая игра «Назови родственников»

Давайте дадим детям имя.

Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

А как можно назвать маму и папу одним словом?

Кем приходится Маша своим родителям?

У мамы и папы есть мама, кем она приходится для Миши и Маши?

У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

Кто Миша дедушке?

Кто Маша бабушке?

Как назвать группу людей, живущих вместе?

Ведущий: у наших детей есть право на семью, на заботу и любовь.

Старик Хоттабыч:в змахивает палочкой и достает конверт и дает Антошке.

Антошка: читает загадку:

Мама работала

Папа трудился,

А я в детском садике все находился

Все, кто устал от работы нелегкой

Имеют право на….. (отдых)

Ооо,я люблю отдыхать!

Ведущий: как ты отдыхаешь?

Антошка: я лежу, гуляю, дома телевизор смотрю. А вы ребята как отдыхаете?

Ответы детей.

Ведущий: это третье право-право на отдых.

Старик Хоттабыч: взмахивает палочкой и достает конверт и дает его ведущему.

Ведущий: читает загадку

Где семье комфортно нашей?

Где поутру пахнет кашей?

Там ступают кошки лапки,

А у в хода стоят тапки…..(дом)

О каком праве пойдет речь? Четвертое право –право на жилье.

Игра «Построй замок»

Старик Хоттабыч: взмахивает палочкой и достает конверт, дает ведущему.

Ведущий: читает загадку

Чтобы вырасти успешным,

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим,

Недостаточно питаться

Мы использовать должны,

Право на (показ картинки)…..образование.

Игра « Собири ранец»

Ведущий: ребята, вы знаете, что мы имеем право на медицинское обслуживание, на лечение.

Антошка: ой, ой, ой от ваших прав у меня разболелась голова.

Старик Хоттабыч: нужно вызвать врача.

Ведущий: ребята, как вызвать врача?

– Алло, срочно нужна ваша помощь, ждем Вас.

Звучит музыка, вбегает Айболит, осматривает детей.

Айболит: больше гулять на улице. А ты грызи морковку, в ней много витаминов. Не сиди долго возле телевизора. Ну, где больной? Осматривает Антошку.

Витамины нужны для здоровья, а что еще нужно делать,чтобы быть здоровым?

Ответы детей: заниматься физкультурой.

Айболит: Закаляйся, детвора

В добрый час- физкульт

Дети: УРА!

Показ аэробики Айболита с детьми.

Айболит: ну мне пора. Срочный вызов. Всем пока.

Антошка: Ну, вот я и выздоровил.

Ведущий: Ребята давайте вспомним все наши права:

– право на имя

– право на семью

– право на отдых

– право на жилье

– право на образование

– право на медицинское обслуживание

Показ картинки –право на игру

Старик Хоттабыч: эти все права ребята я и храню в этой Великой книге, называется она КОНВЕНЦИЯ ПО ПРАВАМ ДЕТЕЙ.

Показ книги.

Звучит песня «Детство», дети и танцуют.

Прощание с Антошкой и Стариком Хоттабычем.