Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников. Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников Там, где служба и опасна, и трудна

Завести уголовное дело не так-то просто. Гражданин, обращающийся с органы полиции, прокуратуры, должен знать, что такие дела не возникают на пустом месте. Обязательное условие при обращении – доказательства.

Разберемся по порядку, как проходит процедура возбуждения уголовного дела в России.

Порядок возбуждения уголовного дела в РФ – органы и уполномоченные

Гражданин РФ вправе обратиться в полицию и попросить возбудить уголовное дело.

Порядок этой процедуры таков:

1. Гражданин приходит в отдел полиции города или района с письменным обращением - заявлением , в котором содержится просьба о возбуждении уголовного дела, а также указаны основания для этого действия.

К заявлению можно приложить копии документов, подтверждающих уголовное деяние.

2. Выдача свидетельства-уведомления о принятии заявления

Согласно части 4 статьи 144 УПК лицо, принявшее документ, должно выдать уведомление, где будут указаны его данные, дата и подпись.

3. После подачи заявления работник органа дознания, он же – дознаватель, должен взять у заявителя показания и расспросить все, касательно сложившейся ситуации

Кроме того, могут быть опрошены свидетели, специалист может потребовать представить документы, предметы, которые установят сведения по делу.

Все обстоятельства и характеристика преступления, которые узнает дознаватель, будут изложены на бумаге и заверены подписью работника органа дознания.

4. На следующей стадии все документы подаются следователю или прокурору

Запомните, только прокурор может завести уголовное дело.

В некоторых случаях это право дается следователю или дознавателю, но у этих должностных лиц должно быть письменное согласие со стороны прокурора.

Дело будет заведено, если:

  1. Прокурор обнаружит признаки преступления, просматривая документы.
  2. Следователь самостоятельно обнаружил уголовное деяние, разбирая другие дела. Специалист, как правило, должен с ходатайством обращаться к прокурору и просить его согласие на рассмотрение нового уголовного дела.
  3. Дознавателю необходимо провести неотложные следственные действия, обозначенные в части 1 статьи 157 УПК РФ. Обычно орган дознания так же, как и следователь, обращается с ходатайством к прокурору.
  4. В органы поступило сообщение о преступлении, совершенном публично, в отношении частного лица. Заметьте, что на месте потерпевшего должен быть человек, находящийся в зависимом состоянии, либо не воспользовавшийся своими полными правами на защиту. Как правило, органы не могут медлить и им необходимо провести расследование.

5. Затем прокурор либо возбуждает уголовное дело, направляя его в судебную инстанцию, либо пишет отказ о возбуждении

Заметьте, что ни один другой государственный служащий, кроме прокурора, не может возбудить уголовное дело.

О том, возбудили ли уголовное дело, обратившемуся гражданину обязательно сообщат. Обычно на его указанный адрес направляют письменное решение.

Стоит знать, что существует и немного другой порядок возбуждения и рассмотрения уголовных дел

Он зависит от вида данного дела.

Например:

1. Дело частного обвинения, предусмотренного статьями 115, 116 , 128.1 УК РФ

В этом случае заявитель должен обратиться к мировому судье. Именно он принимает заявление от потерпевшего.

Такие дела, как правило, могут прекратить, если стороны примирятся (ч.2 ст.20УПК РФ).

2. Дело частно-публичного обвинения, описанное в статьях 131,132, 137-139, 145-147, 159-159.6, 160, 165 УК РФ

При рассмотрении таких дел невозможно примирение сторон. Заявление также пишется на имя мирового судьи.

Обвиняемый по таким делам, как правило, понесет наказание (ч.3 ст.20 УПК РФ).

Запомните: если гражданин не может сам защищать свои права по причине зависимости или беспомощности, то дело создается автоматически – в общем порядке.

3. Дела публичного обвинения, указанные в статье 447 УПК РФ

Они рассматриваются так же, как и предыдущие, только с публичной оглаской, если стороны такого захотят.

Возбудить дело может представитель органа дознания, следователь, согласно статье 146 УПК РФ.

Основания для возбуждения уголовного дела по УК РФ

Завести дело нельзя просто так, для этого необходимы веские основания.

Согласно части 2 статьи 140 УПК РФ, прежде всего, прокурор смотрит на данные, которые должны указывать на всевозможные признаки совершенного деяния и подтверждать его. Такие сведения должны отражать внешнюю и внутреннюю сторону преступления, сделанного против законов РФ.

Определяя наличие признаков, прокурор, либо лицо его заменяющее – следователь, дознаватель – отмечает:

  1. Что является объектом преступления.
  2. Было ли событие общественно опасным и противоправным.
  3. Каким способом было совершено преступление.
  4. Какие средства, орудия, приспособления использовались для воздействия на потерпевшего.
  5. Где было совершено противоправное деяние, в какое время.
  6. Какова личность преступника, известны ли какие-либо факты из биографии подозреваемого. Например, был ли он судим, является ли вменяем.
  7. Каков возраст лица, совершившего преступление. В РФ уголовная ответственность наступает с 14 и 16 лет.
  8. Какова была цель, мотив и умысел преступления.

Также учитывается, имеются ли основания для отказа, перечисленные в статье 24 УПК РФ. Если они отсутствуют, то уголовное дело возбуждается.

Сроки рассмотрения заявлений о возбуждении уголовного дела

Представители органов обязаны принять и рассмотреть любое поступившее сообщение о преступлении в течение 3 дней .

Кроме того, за это время прокурор, либо лицо его заменяющее, должен вынести решение – возбудить уголовное дело и направить его на расследование, либо отказать в возбуждении дела (ч.1 ст. 144 УПК РФ).

Срок рассмотрения вашего обращения может быть продлен до 10 дней, согласно той же статье.

Это происходит только тогда, когда необходимо провести:

  1. Судебную экспертизу.
  2. Контроль и достоверность документов.
  3. Проверку предметов, орудий убийства и т.п.
  4. Обследование трупа.

Бывает такое, что прокурор увеличивает срок рассмотрения дел до 30 дней . Именно этот период требуется, чтобы провести мероприятия, направленные на розыск и проверку чего-либо или кого-либо (часть 3 ст.144 УПК РФ).

Конечно же, каждое решение будет обоснованным. Если срок рассмотрения вашего обращения увеличат, то об этом вы точно узнаете. Согласно ст.145 УПК РФ в милиции должны сообщать заявителю о решении. Кроме того, вам должны рассказать о праве обжалования вынесенного решения.

Но бывает и так, что обратившийся не уведомлен, хоть и по бумагам в органах написано другое. Прозвоните по телефону, придите лично и попробуйте узнать, на каком этапе застряло ваше дело. Если в ответ вы услышите уклончивые фразы, то стоит написать заявление с жалобой прокурору.

Результаты рассмотрения сообщения о преступлении – когда может быть отказ в возбуждении уголовного дела?

Определяя решение о создании дела по порядку уголовного кодекса, представитель прокуратуры, следственного комитета обязательно руководствуется важным документом – статьей 24 УПК РФ.

Соответственно ей, существуют некоторые условия для отказа.

Перечислим их:

  1. Деяние не было совершено, и это доказано фактами.
  2. Нет признаков, указывающих на возможное преступление.
  3. Истекли сроки давности, предусмотренные частью 1 статьи 78 УК РФ.
  4. Наступила смерть обвиняемого.
  5. Потерпевший отказывается подавать заявление, либо забрал его из полиции.
  6. Совершенное преступление, предусмотренное одной статьей, «перекрывает» новый уголовный закон.
  7. Суд вынес решение, что не было замечено противоправных деяний в действиях генерального прокурора РФ, председателя СК РФ (п.2 и п.2.1 ст.448 УПК РФ).
  8. Не наступил возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
  9. Антиобщественные мысли и идеи не были воплощены в реальном деянии.
  10. Наказание должно наступить не по уголовному законодательству, а административному, гражданскому.

В течение суток решение об отказе должно поступить на руки заявителю.

Уголовный процесс - это заведение дела согласно установленному УПК в случае выявления преступного деяния. Далее все имеющиеся материалы документируются, такая совокупность документооборота называется судопроизводством. Возбуждение уголовного дела - форма уголовного судопроизводства. На этом этапе уполномоченные или органы государственной власти, узнав о готовящемся либо уже совершенном деянии преступного характера, начинают устанавливать правдоподобность принятой информации. Только после этого принимается решение заводить или отказать в заведении дела.

Возбуждение уголовного дела - это неотъемлемая и обязательная часть уголовного процесса, она всегда начинается с принятия жалобы или указано в ст. 108 УПК. В течение трех дней (в редких случаях больше 10 суток) должна осуществляться проверка всех обстоятельств, в ходе которой будут выявлены следы преступления. Закон гласит, что по каждому поступившему сообщению должно быть вынесено какое-либо решение.

Возбуждение уголовного дела УПК является предусмотренным законом действием реагирования прокурором, судом, следователем или органом дознания, которым стали известны события, содержащие признаки преступления. В постановлении о возбуждении у/д (ст. 146 ч. 2) должны указываться:

  • Населенный пункт (территориальная дислокация, страна, город и.т.д), дата и время вынесения.
  • Кем вынесено постановление (ФИО, классный чин, должность или название органа).
  • Основание и повод в его возбуждении.
  • Номер статьи УК, часть, пункт, признаки которых выявлены в заявлении о материалах проверки.

На основании указанной статьи будет принято правильное решение о Чем раньше начнется возбуждение уголовного дела, тем больше шансов раскрыть преступление «по горячим следам». А запоздалое расследование на поступивший сигнал может привести к серьезным последствиям.

Согласно ст. 178, до выставления постановления запрещается проводить не считая тех, которые не терпят отлагательств. Это обусловлено тем, что после подписания акта о возбуждении процесса на лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, будут применяться меры УПП, что существенно ограничивает свободу и конституционные права человека. Граждане в обязательном порядке подвергаются освидетельствованию, допросам, обыскам, выемкам и другим мерам. Допустимы такие принудительные меры в том случае, когда явно установлены все признаки совершенного деяния и возбуждено у/д в отношении преступника.

Кто имеет право возбуждать у/д?

В обязанности прокурора входит: надзор за необоснованностью отказа либо возбуждения у/д, соблюдение порядка и сроков рассмотрения поступивших жалоб. Поэтому закон требует, чтобы прокурору в течение суток после подписания постановления была направлена его копия. В случае выявления несоответствия он вправе отменить уже принятое решение следователем либо органом дознания. Порядок возбуждения уголовного дела должен строго соблюдаться.

Любому расследованию - будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже - предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

Но глубоко заблуждается тот, кто так считает - действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.

Визит к Минотавру

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники - это явление, пока не характерное для нашей страны.

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, - это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, - возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. - Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются - процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу - издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:

    приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;

    приказ Минюста РФ от 11.07.2006 г. № 250 «Об утверждении Инст­рукции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях»;

    приказ ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности»;

    приказ МЧС РФ от 02.05.2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

    приказ Минюста РФ от 02.05.2006 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях»;

    приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2006 г. № 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации»;

    приказ МВД РФ от 01.12.2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной ­информации о происшествиях»;

    приказ МВД РФ от 22.09.2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».

Там, где служба и опасна, и трудна

Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД. По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами ­выставляют за дверь, так и не начав расследования.

Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел. А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится. А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, - это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.

Итак, человек, - возможно, представитель фирмы - собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом - если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.

Но, когда подобная оперативность уже бессмысленна или, допустим, имеется обоснованное сомнение в адекватной реакции правоохранителей на ваше обращение, либо существует опасность преждевременно вспугнуть правонарушителя - спешка пагубна для интересов дела. Тут уж надо готовиться обстоятельно и, по меньшей мере, необходимо загодя написать заявление.

Схематично эту бумагу составляют следующим образом:

    кому (начальнику органа внутренних дел …);

    от кого (Ф.И.О., адрес);

    наименование документа (заявление);

    краткое изложение обстоятельств;

    просьбы, требования;

    подпись и дата.

Например, заявление гражданина, подвергшегося нападению неизвестных, будет выглядеть так.

Когда с заявлением обращается представитель юридического лица, то в обращении должны быть указаны реквизиты фирмы; подписывается бумага руководителем или уполномоченным им лицом.

К заявлению иногда целесообразно приложить документы, ­подтверждающие изложенные в заявлении факты.

Обычно первым на пути заявителя оказывается дежурный по отделу или его помощник. Приняв от посетителя заявление, он выдаст взамен номерной талон-уведомление. Но чаще с заявителем предварительно побеседует сотрудник, например, оперуполномоченный или один из руководителей отдела. Вне зависимости от содержания этих бесед помните, что покидать отдел можно, только имея на руках документальное подтверждение факта своего обращения. Кроме упомянутого выше талона-уведомления, таким документом может быть, например, завизированная копия заявления.

Но далеко не каждый заявитель получает на руки заветный документ. Кому-то приходится уходить с пустыми руками, уповая на то, что «уболтавший» его милиционер выполнит обещание и сделает все возможное для розыска преступника.

В свою очередь, изученная нами правоприменительная практика показывает, что большинство столкнувшихся с нежеланием принять заявление граждан сдается уже после первой неудачной попытки передать информацию о преступлении в ближайшее отделение милиции. Думается, что это неправильно, ведь таким образом мы сами поощряем бездеятельность сотрудников правоохранительных структур, создаем у них уверенность в безнаказанности такого бездействия. Между тем в министерских верхах отношение к «отфутболиванию» сограждан негативное. Во всяком случае, с ним боролись почти все министры внутренних дел, но, к сожалению, особых успехов не достигли…

Однако руководство МВД не унывает. Более года назад из недр МВД вышел очередной документ - приказ от 01.12.2005 г. № 985. Продолжая традицию предшественников, милицейский министр Нургалиев попытался покончить с нарушениями законности в органах внутренних дел при рассмотрении сообщений о правонарушениях и для этого утвердил специальную инструкцию. Называется она, как отмечалось выше, - «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» (далее - Инструкция).

Так вот, все наши обращения в милицию Инструкция относит к определенным категориям в зависимости от содержания и формы поступления к адресату. Рассмотрим порядок прохождения таких обращений, как «заявление о преступлении» и «сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения».

Иную информацию о происшествиях в милиции тоже обязаны принимать, порядок приема аналогичен, а потому мы не будем на это отвлекаться.

Во-первых, обращаем внимание на пункт 5 Инструкции. Если дежурный в отделении милиции начнет «пудрить мозги» тем, что приходите, мол, завтра или в соседнее отделение, напомните ему содержание именно этого пункта. Там, в частности, сказано, что «поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях и ему присвоен соответствующий регист­рационный номер». А пункт 7 Инструкции предписывает круглосуточно принимать заявления в любом органе внутренних дел вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также вне зависимости от полноты содержащихся в них сведений и формы представления.

Это еще раз подчеркивает и пункт 15 Инструкции, обязывая осуществлять регистрацию сообщений о происшествиях круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания.

Во-вторых, человек, лично явившийся с заявлением в милицию, может указать дежурному и на пункт 22 Инструкции, согласно которому, а также в соответствии с частью 4 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса, одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в дежурной части органов внутренних дел «оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю». В свою очередь заявитель подписывается в получении талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Но при личной явке в отдел надо учитывать, что сотрудникам секретариата запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем (абз. 2 п. 8 Инструкции). Проще говоря, если вы принесете жалобу на ­плохую работу участкового, то ее примут в секретариате, а если вы принесете сообщение о преступлении, то заниматься с таким посетителем должен только дежурный или его помощники.

И, наконец, в-третьих. Инструкция, перечисляя формы, в которых в милицию поступает информация о преступлениях, указывает, что протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации .

Всему на свете приходят сроки

Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно - Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ­ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток.

Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции - ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и ­порядок обжалования.

Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь». Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред - пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.

Не помогло такое обращение - смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:

    кто, когда, к кому и с каким заявлением обратился;

    чем подтверждается факт обращения;

    в чем конкретно выражается обжалуемое действие или бездействие чиновника;

    чьи права и свободы нарушены, и какие именно;

    о чем просит лицо, подающее жалобу.

Иногда для достижения искомого результата достаточно одной жалобы. Но если и вышестоящая структура решила закрыть глаза на лень или нерадивость подчиненных, то заявитель вправе добиваться своего, обращаясь во все инстанции, включая Верховный Суд РФ.

Несколько слов о возбуждении уголовного дела

Все описанные выше шаги преследуют, по сути, единственную цель - принятие заявления правоохранительным органом, его регистрацию и возбуждение уголовного дела. Соответственно, начинается уголовное дело с поступления к уполномоченному на его возбуждение лицу ­соответствующей информации.

Многие читают Уголовный кодекс, указывают на статью и говорят, что надо, мол, посадить злодея за такое-то преступление. Однако не все так просто, как может показаться. Государство не сразу реализует свое право наказания преступника. Этому моменту предшествует многоступенчатая процедура, начало которой мы рассматриваем. В целом же она включает в себя такие элементы, как возбуждение уголовного дела, проведение расследования, судебное разбирательство и некоторые другие. Такая процедура детально регламентирована уголовно-процессуальным правом, ­подзаконными актами, которые упоминались выше.

Соответственно, возбуждение уголовного дела - это первая и обязательная стадия уголовного процесса. Можно сравнить эту стадию судопроизводства с фундаментом многоэтажного дома. Малейшая неточность при закладке фундамента приводит к тому, что огромная конструкция складывается как карточный домик.

Также и здесь: небольшая оплошность - и уголовное дело «развалится». И останется заявитель ни с чем. Правда, от заявителя здесь, собственно, и зависит-то не много. Он, пожалуй, может лишь проявить определенную настойчивость, требуя от сотрудника правоохранительного органа или надзирающего за ним прокурора скорейшего принятия решения по поданному заявлению. Требования свои можно предъявлять в любой форме: писать письма, жалобы, запросы, ходить на личный прием к руководителям правоохранительного органа.

Повторюсь еще раз - мы сегодня рассматриваем ситуацию, когда пришлось столкнуться с неквалифицированной работой сотрудников правоохранительных органов. Если же по заявлению гражданина или обращению от имени юридического лица работа правоохранителями ведется качественно, то честь им и хвала, а заявителю в подобном случае остается лишь по мере возможности помогать сотрудникам правоохранительных органов: являться по вызовам, приносить документы и т.п.

Так вот, когда вместо работы по вашему обращению вы видите бездействие должностных лиц, то предлагаемый сегодня материал может быть полезен. Ведь эффективное оспаривание столь специфического бездействия возможно только тогда, когда подающий жалобу человек понимает, в чем же суть стадии возбуждения уголовного дела.

А происходит на этом этапе работы правоохранительных органов следующее. Здесь компетентные органы и должностные лица должны проанализировать поступившую информацию - поводы для возбуждения уголовного дела, к которым, кроме рассмотренного выше заявления о ­преступлении, относятся:

    явка с повинной,

    сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников (например, публикация в газете, рапорт сотрудника).

Если в таком источнике информации имеются сведения о признаках преступления, то есть о соответствии случившегося события описанию конкретного преступления в Уголовном кодексе, то должно быть вынесено постановление о возбуждении дела. Если таких признаков нет, то выносится другое постановление - об отказе в возбуждении уголовного дела. Возможна также передача сообщения по подследственности (то есть органу или ­должностному лицу, уполномоченному на разбирательство такого обращения).

Довольно часто бывает так: гражданин получает в ответ на свое заявление послание, где говорится, что в возбуждении дела отказано, поскольку, мол, не удалось обнаружить всех признаков преступления. Человек, далекий от уголовного судопроизводства, прочитав такой ответ, может растеряться, опустить руки. Но при получении подобного ответа можно смело писать жалобу прокурору или в суд, где указать, что Уголовно-процессуальный кодекс, регламентируя возбуждение дела, и не требует обнаружения всех до единого признаков преступления. В качестве обязательного условия для возбуждения уголовного дела необходим лишь тот минимум, который позволяет дать предварительную уголовно-правовую квалификацию содеянному.

Бывает и так, что заявителю из милиции или от прокурора приходит петиция, где говорится о невозможности начать судопроизводство, поскольку не установлен виновник. Это опять же отписка. В Уголовном кодексе имеется крайне мало составов, по признакам которых уголовное дело может быть возбуждено лишь при наличии данных о личности человека, совершившего противоправное деяние. Это, например, дела о получении взятки.

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела обычно не требуется установления лица, совершившего преступление. Необходимы лишь такие данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления. Ведь уголовное дело возбуждается по факту обнаружения объективных признаков преступления.

Между тем при определенных законом условиях (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению и некоторые другие) компетентные лица выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В этом случае заявитель получает соответствующее уведомление, где в числе прочего ему обязаны разъяснить право на обжалование ­постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В следующем номере мы расскажем о том, как обратиться в ФСБ.

1 По возбужденным уголовным делам с соблюдением законности тоже не все в порядке, но это - тема отдельного разговора.

2 Имеются в виду ч. 1, 2, 3 ст. 141-143 УПК РФ.


Только наличие веских причин может послужить основанием, чтобы было возбуждено дело, ведь в данном случае подразумеваются серьезные наказания. Есть закон, согласно которому существуют соответствующие основания или поводы, позволяющие открыть дело. Своевременное возбуждение уголовного дела способствует быстрому раскрытию. Это позволяет быстро и эффективно защищать права лиц, которые являются потерпевшими.

Порядок, в котором возбуждается уголовное дело

Касательно уголовного процесса, именно стадия, на которой происходит возбуждение является начальной. Все донесения о любого рода преступлениях должны быть приняты и рассмотрены должностными лицами. Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации содержит ст. 144, гласящую об этом.

На протяжении трех дней с того момента, как поступит заявление, должно быть принято решение. Правоохранительные органы должны быстро реагировать на заявления и принимать решения. Это, как минимум, имеет хорошее воспитательное значение. В некоторых случаях можно продлить срок, если поступит соответствующая просьба от следователя, а также дознавателя. Это может быть и месяц, в том случае, если нужны экспертизы, а также проверки документов, ревизии и так далее.

Вид преследования и должностные полномочия подозревающегося лица напрямую влияют на то, в каком порядке будет производиться открытие уголовного дела. Также соответствующие лица, которые обладают возможностями возбуждать подобные дела, могут разниться в полномочиях.

Если в данном процессе были допущены какие-либо нарушения, то все дальнейшие действия признаются недействительными согласно 50 статьи Конституции Российской Федерации.

Обратите внимание! Дело уголовного характера возбуждается по совершению деяния, которое нарушает права кого-либо или совершение неправомерных действий в отношении кого-либо. Что касается второго, то должно быть указано деяние конкретного лица, например, превышение должностных полномочий, взятка и так далее.

Степень тяжести, а также характер преступления, влияют на наказание. Обвинение может осуществляться в следующем порядке:

  • частный;
  • частно-публичный;
  • публичный.

Поводы для возбуждения дела

Под ними подразумеваются источники, предоставляющие сведения о преступлении и могут быть восприняты, как юридических факт со стороны закона.

Согласно 140 статьи УПК существует 4 основания:

  1. Поступившее заявление о преступлении, которое уже совершено или должно свершиться.
  2. Преступник сам явился и признался в содеянном.
  3. Полученные данные о преступлении из сторонних источников.
  4. Распоряжение от прокурора о передаче материалов дела в надлежащие органы и решении вопроса, касающегося уголовного преследования.

Заявление

Зачастую уголовное дело возбуждается именно на основании полученного заявления. То есть, имеется ввиду, что от заявителя были получены данные о преступлении и не важно, понес ли он какой-либо ущерб или нет.

Есть два вида заявления:

  1. Устное – данные записываются в соответствующий протокол со слов заявителя. Там ставится подпись им и принимающим его лицом. Еще туда должны заноситься данные о заявителе, подтверждающие его личность.
  2. Письменное – то есть, заявитель приносит написанное заявление в произвольной форме и грамотное. Оно обязательно должно содержать подпись заявителя.

Если в то время, когда проводились действия следственного характера, а также судебный процесс, было совершено устное заявление, то оно вносится в соответствующие протоколы.

Важно! Заявителя обязательно извещают, что неправдивый донос карается ответственностью уголовного характера согласно статье 306 УК РФ. Это отображается в протоколе и заявителем ставится подпись, что он ознакомлен.

Можно заявить о совершенном преступлении в анонимном порядке, то есть без внесения данных, подтверждающих личность. В данном случае нельзя открыть дело. Можно только организовать поверку сведений, которые были указаны в поданном заявлении анонимного характера.

Явка с повинной

В таком случае лицо, которое совершило какое-либо преступное деяние является к прокурору, следователю или же дознавателю и признается в содеянном.

Явка с повинной имеет два признака:

  • она происходит в добровольном порядке, без принуждения;
  • преступник указывает все данные о совершенном им преступлении, ничего не скрывая.

Подобное заявление можно подаваться как устно, так и в письменной форме. Первое требует занесение его в протокол со слов заявителя.

Данные о преступлении, которые получены из иных источников

Таковыми считаются данные, полученные в процессе выполнения служенных обязанностей компетентными органами.

Кстати, к подобным данным относятся те, которые можно встретить в различных СМИ и других источниках о произошедших преступлениях или о тех, которые могут свершиться в ближайшее время. Хоть эти данные и не адресованы соответствующим органам, однако, они должны их проверить.

Если состав преступления найден, то обязательно требуется составить соответствующий рапорт. На основании него будет открыто дело.

Постановление прокурора

Для открытия дела - это существенный повод, если в процессе деятельности прокурора были выявлены деяния, носящие преступный характер.

Какие существуют основания, чтобы возбудить уголовное дело

Следующие факты должны быть учтены при возбуждении дела:

  • обстоятельства;
  • уровень знаний, который получен о данном преступлении.

Если имеется достаточное количество данных о преступлении и по ним имеется возможность определить наказание, то заводится дело.

Перед тем как это делать, необходимо узнать, имеются ли факторы, которые могут исключить такую возможность. Нужно провести некоторые следственные действия, к примеру, экспертизу.

При расследовании преступлений применяется множество самых разнообразных следственных действий, каждое из которых четко регламентируется законом. Выемка документов не является исключением, но есть множество нюансов и мелочей, зная которые можно в полном объеме понимать сущность явления. В статье 183 Уголовно-процессуального кодекса обозначено, каковы основания и порядок производства такого следственного действия.

Общая характеристика выемки

Выемка документов - это действия следователя или дознавателя, которые заключаются в изъятии из помещений, территорий или местности документов, которые имеют значение для уголовного дела. Особенность заключается в том, что предварительный поиск не требуется, должностные лица уже знают, где находятся документы, и просто изымают их. Разрешение на производство этого следственного действия дается вышестоящим должностным лицом или уполномоченным органом, только с ним можно приступить к процессу выемки. Изъятие может проводиться как в добровольном порядке, так и с применением принуждения, об этом делается пометка в протоколе, но на факт изъятия это обстоятельство влияния не оказывает.

Основная задача действия заключается в изъятии у конкретного лица в точном месте документа, который необходим следствию. Обращаем внимание, что в Уголовно-процессуальном кодексе выемка документов не обозначена отдельной статьей, есть общие положения о выемке, в которых также говорится о предметах, не только о документах.

Условия выемки

В статье 183 указываются условия, при которых должна производиться выемка по общему правилу. Есть те, что не подчеркивают суть выемки как следственного действия, а есть другие - они отличают ее от иных следственных действий. Общие условия выемки:

  1. Действие должно быть необходимым, то есть документ должен быть важен и достать его иным путем невозможно.
  2. Изымать можно только те документы, которые имеют отношение к конкретному уголовному делу. В постановлении на проведение следственного действия необходимо мотивированно объяснить, зачем оно нужно, ссылаясь на обстоятельства уголовного дела.

Условия, отличающие выемку от иных действий

Данные условия, в отличие от предыдущих, являются также и основаниями выемки документов. Зачастую данное действие путается с обыском, в котором тоже изымаются документы и предметы. Отличие кроется в следующих положениях:

  1. Место, в котором находится объект, должно быть четко известно. Суть действия сводится к тому, что должностные лица прибывают в конкретное помещение, знают, где лежат документы, изымают их и покидают территорию.
  2. Следствию должно быть известно лицо, у которого содержатся документы, необходимые для изъятия. Данное условие схоже с предыдущим.

Разрешение на производство

Как говорилось ранее, выемке предшествует составление постановления следователя. В нем объясняется, какие конкретно документы нужно изъять, почему они так важны для дела, для какого дела конкретно они важны, у кого будет производиться выемка. Наличие такого документа - общее правило, из которого есть исключения. Если речь идет о прибытии в жилище, необходимо разрешение суда. То есть если следователь отправляется в жилое помещение, в котором живут люди, ему нужно взять разрешение суда. Именно его следователь показывает жильцам. Закон разрешает проводить выемку в ломбарде только с разрешения суда, но это больше касается предметов, поэтому не будем уделять большое внимание этому положению.

Документы, содержащие тайну

Выемка документов в рамках уголовного дела может затрагивать государственную или какую-либо другую тайну, которая охраняется в особом порядке. Сюда же относятся документы, в которых есть сведения о вкладах, счетах граждан, отчетности кредитных организаций и банков. Выемка документов, передаваемых через почту или телеграф, также производится в особом порядке.

  • В первую очередь следователь составляет ходатайство, в котором указывает основания проведения выемки, важность и необходимость документов, которые будут изъяты в процессе. Необходимо ссылаться на нормы закона, а также на фактические обстоятельства дела, по которому идет расследование.
  • Подача ходатайства в суд и рассмотрение. На этом этапе суд оценивает необходимость проведения выемки, особенно, если речь идет о тайне. По результатам рассмотрения выносится решение.
  • Суд выносит решение и в том случае, если дано разрешение на производство выемки, следователь с ним отправляется на место.

Элементы выемки

Существует несколько элементов, которые должен совершить следователь или дознаватель при реализации следственного действия. Если один из элементов будет нарушен или отсутствует вовсе, доказательства, полученные в процессе, можно признать недопустимыми, и в суде эта линия обвинения разрушится.

  1. Прибытие в место или к лицу, у которого находится документ. Изъятие всех необходимых документов. Нельзя брать что-то, что не указано в разрешении на проведение выемки, все производится строго по порядку.
  2. После того как документ изъят, необходимо показать его понятым. При необходимости они могут пролистать бумаги, если их много. Выемка документов производится зачастую при участии и других лиц, например, того, у кого изымают. Дознаватель или следователь должны всем участникам показать документы.
  3. Составление протокола, в котором обозначаются все детали и описываются изъятые документы, обозначается, добровольно или принудительно производилось действие. Также фиксируются данные лица, у которого изъяты бумаги, описывается упаковка и факт изъятия.
  4. После того как объект упакован правильно и опечатан, необходимо поставить свои подписи дознавателю или следователю рядом с печатью. Ставятся и подписи лица, у которого произведена выемка, а также понятых. Заполняется в котором опять же ставятся подписи всех участников.

Протокол

Как мы отметили, по результатам проведения выемки документов и предметов составляется протокол. В зависимости от сути и деталей следственного действия уточняется название документа. Например, если речь идет конкретно о документах, в шапке пишется "протокол производства выемки документов". Далее ставится место и дата составления документа, звание и должность следователя, также фамилия и инициалы. После чего указываются данные понятых и иных участников процесса. Делается ссылка на постановление, которое разрешило проводить выемку, не забываем и про норму закона, который разрешает проведение следственного действия. После чего следователь подробно описывает, что, в каком порядке и как было изъято. Необходимо описать документы и отметить, что все они упакованы и опечатаны. После чего все участники ставят свои подписи. Протокол выемки документов считается готовым, его можно впоследствии вшивать в материалы дела.

Налоговая проверка

Не только следователи и дознаватели имеют право на проведение следственных действий, сотрудники налоговых органов вправе изымать документы. Не будем подробно описывать разновидности налоговой проверки. Нас интересует исключительно выездная, ведь в рамках нее возможна выемка документов. В процессе выездной проверки сотрудники налогового органа выезжают на место нахождения налогоплательщика. Решение о проведении такой проверки составляет руководитель налогового органа, подписывает постановление. Именно оно является основанием проведения проверки. Если речь идет о выемке, нужно составлять отдельное постановление о производстве выемки, которое также подписывается руководителем. В налоговой проверке выемка документов - явление довольно частое, но действия эти совершенно разные, поэтому разрешение требуется отдельное. В противном случае последует признание доказательств недопустимыми, а значит, обвинение будет сведено к нулю.

Основания выемки документов налоговыми органами

В системе налоговых органов действует Письмо ФНС, которое вышло еще 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837. В нем установлены четкие случаи, когда может проводиться выемка документов налоговыми органами.

  1. Если у сотрудников есть основания полагать, что налогоплательщик скрывает, уничтожает, заменяет или исправляет подлинные документы, выдавая на проверку фальшивые акты и отчеты. Из-за этого не может проводиться полноценная выездная проверка, а значит, сотрудники могут провести выемку, чтобы с помощью экспертов определить, подделка это или нет, на основании чего действовать дальше.
  2. Если проверяемая организация отказывается предоставить документы, которые запрашивают сотрудники налоговой службы. То есть добровольная передача документов не состоится, значит, необходимо провести выемку в принудительном порядке.
  3. Если проверяющим нужно получить документы для проведения экспертизы, приобщения к материалам уголовного дела.

Все эти основания перечислены в Письме и являются законными основаниями выемки документов налоговой службой.

Составляется ли в таком случае протокол?

Несмотря на то что компетенция налоговых органов совершенно отличается от органов внутренних дел, по результатам проведения выемки необходимо составить протокол. В процессе нужно задействовать также понятых, составить протокол по тем же положениям, что были описаны выше. Документ нужно подписать всем участникам налоговой проверки и выемки.

В том случае, если изымаются документы, с них делаются копии, которые передаются проверяемой организации. Если невозможно изготовить и передать копии, то налоговый орган берет на себя обязательство вернуть все документы через 5 рабочих дней с момента выемки.

Выемка с электронных носителей

Время идет, и современные технологии не остаются в стороне, многая информация хранится не в бумажном варианте, а в электронном. Законодатель предусмотрел это обстоятельство. В статье 183 Уголовно-процессуального кодекса указано, что в таком случае нужно обязательно привлечь специалиста. Если владелец информации подает ходатайство, нужно сделать копии всех документов, подлежащих изъятию под контролем специалиста. Копирование производится на дополнительный электронный носитель, который предоставляется владельцем информации. Закон запрещает проведение копирования, если оно может создать препятствия расследованию или уничтожению, повреждению информации. Если проведено копирование, об этом делается пометка в протоколе, который составляется следователем. Порядок, основания и условия производства выемки документов в электронном варианте остаются неизменными и не отличаются от общего порядка.

Заключение

Такое следственное действие, как выемка документов, является важным и становится все более популярным с течением времени, когда уровень экономических преступлений постоянно повышается. Законодателю необходимо более подробно и детально регламентировать порядок выемки электронных документов. Мы помогли вам разобраться в основаниях, условиях, порядке и особенностях производства выемки как сотрудниками органов внутренних дел, так и налоговых органов. Несмотря на различную сферу работы, и те и другие уполномочены совершать выемку.