Воздействие государства на право. Роль государства в обеспечении права Соотношение права и морали

Возникновение государства — закономерный этап развития человеческого общества , отделяющегося от остального живого мира и переходящего к иным формам совместного проживания по законам возрастания своих потребностей. Удовлетворение новых потребностей осуществлялось посредством активного познания действительности, общественного разделения труда при постоянном объективном обособлении его новых видов, а также опыта, знаний, навыков и умений между отдельными группами людей. Разделение труда породило различные формы социальной неоднородности и неравенства: частную собственность , богатых и бедных. Этого не было в догосударственном обществе, в котором люди могли выжить только сообща, приспосабливаясь к природе и удовлетворяя лишь примитивные потребности, не разделяя индивидуальные и общие интересы, права и обязанности.

Постоянное усложнение социальной системы, какой является общество, привело к необходимости управления ею. Имущественное расслоение, обусловленное накоплением излишков в результате разделения труда, было источником недовольства для бедных и в то же время опасности для богатых, что делало невозможным прежнее совместное существование. Возникла потребность в охране нажитого богатства и новой организации управления обществом.

Таким образом, возникновение государства было обусловлено прежде всего социальными факторами, делением общества на классы богатых и бедных. Однако наряду с ними на формирование государства повлияли и демографические, психологические, географические, внешние факторы. Население росло, племена постепенно переходили от кочевого к оседлому образу жизни. Не менее важными причинами были природный страх человека, стремление защититься от других людей посредством «третьей» силы. Возникновение и развитие государства заметно быстро происходило там, где имелся выход к морям, крупным рекам и проходили торговые пути, в других же районах этот процесс протекал медленнее. Наконец, появилась необходимость защиты от воинствующих соседей, стремившихся удовлетворить свои потребности захватом новых территорий и порабощением местного населения. Там, где такое порабощение происходило, также появлялась потребность в новом управлении обществом.

Гражданство обычно определяют как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане государства исполняют обязанности, предусмотренные его законами. Наличие на территории государства некоторого числа постоянно проживающих людей, не являющихся его гражданами, а также граждан, живущих за пределами территории государства, не означает порывание связи со своим государством, а свидетельствует о предоставлении человеку государством определенных прав и свобод . Устойчивость связи граждан с государством доказывается и тем, что случаи добровольного выхода из гражданства или лишения гражданства очень редки.

Суверенитет. Государство осуществляет свою власть на определенной территории и в отношении проживающего на ней населения. При этом население не подчиняется власти других государств, которые обязаны воздерживаться от действий, нарушающих власть данного государства. Кроме того, в самом государстве никто не может осуществлять власть государства или отдельные его полномочия без специального разрешения. В этом проявляется верховенство власти государства, являющегося неотъемлемой частью его суверенитета. Другой ее частью является независимость государства в межгосударственных отношениях, в решении вопросов международного и мирового значения.

Суверенитет государства может быть принудительно частично ограничен другими государствами в интересах международной безопасности, например для пресечения готовящейся им войны , а также добровольно — по договоренности с другим государством. Если же власть государства на его территории, особенно в области экономики , ограничивается незаконно или в противоречие с нормами международного права , то такое государство утрачивает свой суверенитет и превращается в колонию (придаток) другого государства.

Суверенная власть развитого государства исходит от народа, основывается на его суверенитете в решении коренных вопросов внутренней и внешней политики государства. Формально такой суверенитет провозглашается признанием народа носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Но такой суверенитет будет реальным только в случае, если народ имеет возможность выражать и реализовывать свою волю через референдумы и выборы в органы власти.

Наряду с государственным и народным суверенитетом в государстве может быть признан суверенитет нации. Нация в государстве — часть народа, обычно большая (например, русские в России). Под суверенитетом нации понимается ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет власти государства, народа или нации устанавливается конституцией государства.

Символика. Каждое государство имеет свой герб, флаг, гимн и столицу, являющиеся его символами, в которых обобщенно отражаются его история , традиции, памятные события, цели развития. Они идентифицируют государство внутри страны и в международных отношениях.

Исходя из признаков государства, его можно кратко определить как организацию управления обществом, имеющую собственный аппарат управления, осуществляющую суверенную власть на определенной территории в отношении проживающего на ней населения.

Форма государства

Монархией называется государство, в котором высшая власть принадлежит одному лицу и которое пользуется ею по своему усмотрению. Монарх может быть избран (Романовы в России) или прийти к власти путем захвата. В дальнейшем власть монарха передается по наследству (преемству).

Монарх не обязан ни с кем обсуждать и согласовывать свои решения и не несет никакой юридической ответственности за свои действия (бездействие). Поскольку у него находится вся основная власть, от него или с его разрешения исходят и общеобязательные правила поведения, называемые правом . Монарх единолично представляет свое государство в межгосударственных отношениях и может распоряжаться его территорией , благами и людьми. Власть монарха освящается церковью. Эти признаки в большей степени относятся к такой разновидности монархии, как абсолютная. Абсолютизм не исключает наличие при монархе органа или органов, имеющих, по сути, совещательные и рекомендательные функции. Выражение «государство — это я» достаточно точно передает самооценку абсолютным монархом своего правления.

Другой разновидностью монархической формы правления является конституционная (ограниченная) монархия, которая подразделяется на дуалистическую и парламентарную. Ограниченная монархия обычно приходит на смену абсолютной монархии, поэтому она является более прогрессивной формой правления.

В дуалистических монархиях (Италия, Австрия, Румыния в прошлом) у монарха остается вся полнота исполнительной власти , право формировать правительство , назначать и смещать различных должностных лиц. Он имеет право вето (запрета) на законы и роспуска парламента .

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Швеция) назначенные монархом министры зависят от доверия парламента. Монарх имеет право отлагательного вето и в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускать парламент. Решения монарха приобретают силу, если они контрассигнованы (скреплены дополнительной подписью) соответствующего члена правительства. Правовое положение монарха существенно ограничено парламентом, который может решать вопросы о выделении средств на его содержание и давать разрешение на выезд монарха за границу. О парламентарных монархах обычно говорят: «Царствует, но не управляет». В некоторых современных государствах монарх и монархия сохранены в основном как исторические традиции.

В отличие от монархии при республиканской форме правления высшая государственная власть принадлежит периодически избираемому народом представительному органу, осуществляющему законодательную власть . Установлению республики обычно предшествует монархическая форма правления.

Республики подразделяются на аристократические и демократические, парламентарные и президентские.

В аристократических республиках в выборах представительного органа участвуют только привилегированные (богатые и состоятельные) слои населения, что было характерно для прошлого ряда государств. В демократических республиках в выборах представительного органа участвуют все совершеннолетние граждане .

При парламентарных республиках деятельность должностных лиц исполнительной власти (президента , председателя правительства, министров) контролируется парламентом, который имеет право самостоятельно отстранять их от должности за неисполнение законов. Законно избранный и периодически обновляемый парламент, представляющий интересы большинства населения, эффективно противостоит злоупотреблениям и коррумпированности чиновников.

Президентская республика характеризуется тем, что президент признается главой государства и избирается населением непосредственно. Президент имеет широкие полномочия по формированию правительства, руководит вооруженными силами, может распускать парламент и назначать судей, осуществлять собственное нормотворчество. Досрочное смещение президента с должности крайне затруднено.

Форма государственного устройства — это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между частями государства, центральными и местными органами. Форма государственного устройства имеет огромное практическое значение, поскольку от нее зачастую зависит реализация и качество прав многих людей.

По форме устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарные государства (например, Италия) отличаются неделимостью территории, прямым распространением высшей власти на все ее части. Имеющиеся в унитарных государствах административно-территориальные единицы не имеют собственного законодательства, их органы не наделены самостоятельной государственной властью.

Федерация — это сложное государство, представляющее собой союз двух или более государств. В федерации образуются не только высшие органы власти, решения которых обязательны на территории всей страны, но и органы власти государств, находящихся в ее составе. Последние имеют собственное законодательство по предметам ведения, которых нет у федеральных органов власти. Федерациями провозглашены или являются немало современных государств, в том числе Россия.

Разновидностей политического режима, зависящего от формы правления и государственного устройства, кадрового наполнения государственных органов , международной обстановки, уровня государственно-правовых знаний у населения и других факторов, в юридической литературе выделяют много: демократический, тоталитарный, олигархический, полицейский, авторитарный, фашистский и т. п. Однако все они могут быть объединены в две большие группы: демократический и антидемократический.

Демократический режим, т. е. режим народовластия , имеется в том государстве, где действует законно избранный народом парламент, обладающий необходимой полнотой государственной власти для существенного влияния на положение дел в государстве, реально осуществляются закрепленные в законах права всех граждан, общественные объединения имеют равные условия деятельности, укрепляется экономическое положение, идет бескомпромиссная борьба с любыми правонарушениями . Нынешняя же Россия, хотя и провозглашена демократическим государством (ст. 1 Конституции), лишь в самых минимальных масштабах имеет названные демократические ценности. Все остальные политические режимы при всей их специфике едины в том, что в них эти ценности попираются или отрицаются.

Следует отметить, что определить принадлежность государства к той или иной форме бывает весьма затруднительно. Например, некоторые государства, провозглашая себя республиками, устанавливают такой статус и полномочия главы государства , который в большей степени свойствен монархам. Другие, напротив, продолжая именоваться монархиями, предоставляют подданным широкие права в различных областях жизни, в том числе избирательные права . Ни одна конституция государства не закрепит, что оно является тоталитарным, фашистским или антидемократическим. Поэтому при отнесении конкретного государства к той или иной форме нельзя ограничиться некритическим восприятием его характеристик в конституции или официальной идеологии. Для этого требуется тщательное изучение государственно-правовых установлений и практики их осуществления.

Функции государства

Религиозные нормы, если государство признает религию государственной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих. Они имеют большее сходство с правовыми нормами, чем с моральными, поскольку существуют в письменной форме в различных религиозных книгах. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм.

Право и корпоративные нормы . Иногда корпоративные нормы называют нормами общественных объединений , поскольку они касаются только их членов (партий, профессиональных союзов , садоводческих товариществ и т. п.). Корпоративные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закрепляются письменно (как правило, в уставах), но выражают волю только членов общественных объединений. В РФ уставы общественных объединений, желающих приобрести права юридического лица , подлежат государственной регистрации.

Корпоративные нормы обязательны для общественного объединения. За их нарушение общественное объединение может быть ликвидировано государством, а отдельные его члены исключены из него решением других членов.

Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллективах и распространяющиеся на их работников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законодательством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.

Право и технические нормы . Принадлежность технических норм к социальным имеет дискуссионный характер. Технические нормы — это правила, определяющие безопасное обращение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Их нарушение нередко приводит к авариям и катастрофам с человеческими жертвами, что, безусловно, имеет социальную значимость. Однако технические нормы часто закрепляются в актах органов государственной власти в области стандартизации, транспорта, промышленности, охраны окружающей среды , за нарушение которых установлена юридическая ответственность . Поэтому самостоятельным видом социальных норм следует признать лишь те технические нормы, которые не закреплены в актах органов государства.

В свою очередь, право как вид социальных норм имеет собственные признаки, отличающие его от других социальных норм, в которых выражается его сущность.

Право возникает с появлением государства, выражает его волю и развивается вместе с ним. Поэтому сущность права обусловливается его государственным строем, характером отношений классов и других социальных групп, а также материальными условиями жизни конкретного общества и его культурой.

Право в силу его общеобязательности в той или иной мере ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства. В случае нарушения правовых норм отдельными лицами и органами другие государственные органы и должностные лица обязаны принять меры для устранения таких нарушений и привлечения виновных к юридической (а не к «моральной», «политической» и какой-либо иной) ответственности.

Право состоит из норм, каждая из которых имеет собственные признаки (властность, формальную определенность, нормативность и общеобязательность) и относится к определенному виду. Их характеристика, даваемая ниже, дополняет признаки права как вида социальных норм.

Право представляет собой сложную формализованную систему с множеством элементов — отраслей, институтов и норм — каждый из которых, в свою очередь, имеет собственную систему или структуру.

Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном государстве в единственном числе. Создаваемые государством нормы права при всем их разнообразии, регулировании отношений в далеких друг от друга сферах не могут противопоставляться друг другу. Все они образуют право в совокупности и должны изучаться и применяться только во взаимосвязи. В равной мере в государстве недопустимо действие норм права другого государства, поскольку это нарушает государственный суверенитет.

Право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом, народом в результате социальной революции или референдума по инициативе граждан .

Переходный период в обществе — это всегда сложное, противоречивое, нередко кризисное состояние государства и права, связанное и обусловленное критической переоценкой практики их функционирования в прошлом, трудном выборе пути своего дальнейшего развития. Поэтому знание причин и условий (признаков) переходного периода имеет важное практическое значение, поскольку позволяет найти пути выхода из кризисных состояний, плавной трансформации общества, государства и права с минимальными издержками. Поэтому задача общества — не дать кризисным явлениям достичь критической величины, принять необратимый характер, придающий обществу новое качественное состояние и ставящий его на грань гибели. Особенно важно это учитывать в России — стране, в которой любые противоречия и конфликты всегда были особенно острыми.

В настоящее время можно выявить следующие общие признаки, свойственные любому государству и праву общества переходного периода.

Переходный период возникает в результате социальных потрясений в виде революций, войн , неудавшихся радикальных реформ. В зависимости от конкретно-исторических условий той или иной страны формы, темпы и результаты данных социальных явлений весьма различны. Например, любая революция достигает быстрых и радикальных результатов, если ее движущей силой является весь народ, а не отдельная социальная группа. И, напротив, радикальные реформы, не поддерживаемые большинством населения, не могут реализовываться многие десятилетия.

Переходный период возникает в обществах, где имеется массовое неисполнение или нарушение конституции и законов , прежде всего представителями государственной власти . Государство становится неспособно защитить права большинства граждан , а граждане сознательно и безнаказанно уклоняются от исполнения законов.

В переходный период попадает общество, в котором государственная идеология ненадлежащим образом воплощается на практике. В этом случае она неизбежно замещается иными идеями, по которым живет население, нередко противоречащими нормам права.

Переходный период возникает в обществе, в котором имеется сильное расстройство экономических связей, значительное социальное расслоение и нищенское существование значительной части населения. В таких обществах мизерная часть населения купается в роскоши, а большинство работников получает мизерную зарплату, не развито собственное производство материальных благ, плохо снабжаются провинции, уменьшается или деградирует население и т. п. Такое состояние рано или поздно приводит к революциям или гражданским войнам, предвестниками которых являются массовые акции социального протеста (пикеты, митинги, шествия и т. п.).

В государстве и праве переходного периода доминируют деятельность и акты органов исполнительной власти . В таких государствах руководство исполнительной власти имеет широкие полномочия в законотворческой сфере (издание заменяющих законы актов, отклонение законов, роспуск парламента и т. п.). Органы законодательной и судебной власти не имеют эффективных механизмов воздействия на органы исполнительной власти (не могут сместить правительство или министров, привлечь к ответственности высших должностных лиц и т. д.).

Переходный период допускает альтернативное развитие государства и права. Выбор того или иного пути развития определяется многими факторами: характером основной нации в государстве, наличием природных ресурсов, экономическими возможностями, государственной идеологией, состоянием преступности , личными качествами руководителей государства и т. п. Все эти факторы могут оказывать различное влияние на развитие (или регресс) государства и права, время от времени среди них обозначаются доминирующие, но они всегда воздействуют на государство и право только во взаимосвязи.

Понятие функций права трактуется в двух смыслах.

Во-первых – это роль, которую играет в обществе право или определенный правовой институт.

Во-вторых – это конкретные направления правового воздействия на поведение и взаимоотношения субъектов.

В связи с этим функции делят на общесоциальные и юридические.

Общесоциальные функции:

Культурно-историческая – право как явление культуры в нормативной форме сосредотачивает, собирает духовные ценности и достижения человечества: права человека, демократию, моральные устои общества и т.д. 1)Воспитательная – оказывает воспитательное воздействие на субъектов 2)Функция социальное контроля – оказывает влияние на субъектов как средство поощрения и как средство ограничения. 3)Информационно-ориентирующая – право выступает мощным источником моральной ориентации личности; формирует положительную направленность в их поведении. Юридические функции . – направления воздействия на общественные отношение, где право реализуется с помощью свойственных ему юридических средств 5)Регулятивная - регулирует общественные отношения. Для этого оно обязано: фиксировать субъектный состав правовых отношений; определять круг юридических фак­тов, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий; определять права и обязанности участников (субъектов) правоотношений.

6)Охранительная функция – правовое воздействие, направленное на охрану (защиту) общественных отношений в наиболее важных сферах деятельности людей и на ликвидацию отношений, опасных для личности, общества и государства.

7) Оценочная позволяет праву выступать в качестве критерия правомерного или неправомерного поведения. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых содержится положительная или отрицательная оценка действий.

9.Принципы права, их классификация и законодательное закрепление.

Принципы права – это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность.

С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой- представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Выступают в качестве руководящей идеи для законодателя.

Властные органы руководствуются принципами права для принятия юридических решений.

Принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Различают:

общие (общеправовые) принципы права – раскрывают сущность и природу всего права в целом.

отраслевые принципы –принципы, действующие в рамках отдельной отрасли права (например принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков.)

межотраслевые принципы – принципы, действующие в рамках нескольких смежных отраслей права, например.

принцип гласности;

принцип состязательности;

принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Наибольшее значение имеют основные (общееправовые) принципы права: справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения.

Принцип социальной справедливости . - Правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения, закрепления, охраны и защиты. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. т.е. соразмерны труд и его оплата, преступление и наказание.и.т.д. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п.

Принцип приоритета прав человека- отражает тот факт, что естественные,прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.

Равноправие граждан - равенство всех перед законом и судом, создание равных стартовых условий, равенство прав и свобод человека и гражданина, равные права и свободы мужчины и женщины.

Принцип законности Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ.органы гос.власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке.

Единство прав и обязанностей - предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед обществом.

Гуманизм - исторически меняющаяся система воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам.

Демократизм - участие народа в делах государства, в формировании и реализации права.

Принципы отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками.

О.Е. Мешкова, Омский государственный университет, кафедра трудового права

Известно, что никакое определение не может исчерпать всех признаков предмета. Однако оно должно отражать лишь самые основные, существенные признаки, в этом случае преследуется цель выделить данное явление из класса ему подобных, используя минимальное количество необходимых характеристик. Кроме того, любое явление можно рассматривать в различных аспектах, акцентируя внимание на отдельных его сторонах. Относительно отрасли права в юридической науке выработался в принципе единый подход. Л.С. Явич определяет отрасль как объективно обособившуюся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования ; А.М. Васильев - как совокупность обособленных юридических норм и правовых институтов, которыми регулируется определенная область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием ; В.К. Бабаев - как систему норм, регулирующих обособленную и относительно однородную область общественных отношений ; В.В. Лазарев - как такую группу норм, которая регулирует определенный комплекс общественных отношений ; Л.Б. Тиунова - как исторически сложившееся структурное образование права, автономную область норм, в основе которой лежат объективно обособившиеся в процессе развития общества определенные области социальной деятельности (дифференциация деятельности, общественной жизни, как материальной, так и духовной) .

При всем многообразии определений отрасли права можно выделить следующие общие черты, которые признаются практически всеми авторами:1) основа выделения отрасли права - общественные отношения; 2) качественное своеобразие последних; 3)объективность процесса обособления группы общественных отношений; 4) указание на системные признаки отрасли; 5) указание на структурные составляющие. Обратим внимание, что их можно разделить на две группы, указывающие на: 1) общественные отношения (предмет правового регулирования); 2) структурные особенности отрасли (отрасль состоит из юридических норм и правовых институтов и является элементом системы права) - и фактически они представляют собой предметный и структурный критерии выделения отрасли права

Наиболее близка нам позиция Л.Б. Тиуновой, которая считает, что появление новых отраслей на базе традиционных, опосредующих совершенно новые комплексы отношений (воздушное, космическое, природоохранительное право), происходит в результате объективной дифференциации общественных отношений, ее государственно-правовой оценки, а также степени развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм, систематизация законодательства). Указанные три группы факторов (объективные, оценочные и нормативные) и должны учитываться при оценке отраслевой структуры права, а также при прогнозировании ее развития . Автор не разъяснила подробнее, что она подразумевает под названием этих групп, но полагаем, что фактически предметный критерий - объективные факторы, функциональный - оценочные, структурный - нормативные.

Под критериями выделения отрасли права мы понимаем взаимосвязанные факторы, под воздействием которых отрасль права обособляется как элемент отраслевого уровня в системе права. К ним относятся предметный, структурный и функциональный критерии. Из них напрямую с функциями государства связаны предметный и функциональный.

Практически во всех случаях, когда речь идет о предмете правового регулирования, в юридической науке говорится об объективных причинах, в силу которых он выделяется, однако упоминания о самих причинах встречаются крайне редко, а их общетеоретические исследования отсутствуют. Общественные отношения сами по себе развиваться и дифференцироваться не могут, поскольку являются объективно-субъективными. Влияние же субъективных факторов, на наш взгляд, значительно, и выражаются они преимущественно в виде целей государства.

Степень обособленности отрасли и ее развития определяется степенью развитости и автономности соответствующей области общественного бытия и потребностью в ее правовом опосредовании . Потребности в урегулировании и степень этой урегулированности общественных отношений определяются в конечном итоге управляющим центром общественной надстройки - государством. Процесс осознания обусловлен состоянием общества, степенью развитости правосознания и прочими факторами, однако решающее значение имеют цели и задачи государства. Одна из важнейших предпосылок выделения отрасли права - "объективно обусловленный интерес государства в самостоятельном регулировании данного комплекса отношений" . Известно, что государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию. Задача государства, вытекающая из его сущности, - управление обществом и обеспечение его интеграции - реализуется через комплекс функций государства. Думается, неверно мнение о том, что только объективная необходимость предрешает выделение отрасли права, а "законодатель лишь осознает и оформляет ("протоколирует") эту потребность" . В данном случае смешиваются объективность возникновения общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, и объективность выделения отрасли как элемента системы права.

Право - инструмент государства, с помощью которого последнее осуществляет свое предназначение - регулирует общественные отношения. В юридической науке до сих пор является спорным вопрос о первичности происхождения государства или права. По нашему мнению, процессы зарождения, становления, развития государства и права проходили параллельно: определенной стадии развития одного явления соответствовала определенная стадия развития другого.

Автор данной работы относится к числу сторонников нормативистского подхода к пониманию права. Поэтому исследование правовых явлений и процессов проводится в русле позитивистских воззрений на сущность права. Упомянуть же о своем отношении к этой проблеме необходимо для того, чтобы идеи воспринимались в определенном свете. Немало критических аргументов можно выдвинуть с позиции более широкого подхода к пониманию права, но споры, ведущиеся в разных "измерениях", вряд ли будут плодотворны. Поэтому автор предлагает присоединиться к рассмотрению проблемы именно в указанном русле.

Существуют три типа поведения систем: 1) реактивное - поведение системы определяется преимущественно средой; 2) адаптивное - средой и присущими самой системе функциями саморегуляции; 3) активное - существенную роль играют собственные цели системы, в соответствии с ними возможно преобразование среды. По нашему мнению, система права - реактивная. Это инструмент государства, с помощью которого оно воздействует на поведение граждан, юридических лиц, общества в целом.

Поскольку система права не обладает собственным управляющим центром, то своих целей у нее быть не может. Есть цель внешней среды - государства, общества и т.д. Но не самой системы. Вместе с тем система права относится к объективно-субъективным системам, так как законодатель действует в соответствии с познанными законами общественного развития. Право - одно из опосредующих звеньев воздействия государства на общественные отношения и общества на государство. Законодатель вынужден отменять устаревшие нормы права, тормозящие развитие общественных отношений, поскольку состояние государства зависит от состояния общества, стагнация общества не может благотворно отразиться на состоянии государства.

В процессе развития государства можно выделить два наиболее крупных этапа: докапиталистический и капиталистический. Конечно, формационное объяснение развития государства носит одномерный характер по сравнению, например, с цивилизационным подходом. Однако в целях настоящего исследования возможно взглянуть на такое многогранное явление как государство с одной стороны (образно выражаясь, с высоты птичьего полета). Параллельно выделим два этапа развития права: назовем их условно "материальный" и "нематериальный". Материальный этап соответствует докапиталистическим государствам и характеризуется преобладанием регулирования отношений собственности - предметы материального мира. В качестве примеров можно привести рабов ("говорящие орудия"), землю и т.п. Нематериальный этап связан с развитием науки и техники, когда огромное значение приобретает информация в форме интеллектуальных возможностей, знаний, информационных, справочных систем, систем связи (Интернет и пр.). Государство вынуждено воздействовать на новые общественные отношения, поскольку значение их в жизни общества стремительно возрастает, что обусловливает потребность в их правовом опосредовании.

Если обратиться к истории системы российского права, можно с уверенностью констатировать, что бурное ее развитие (появление новых отраслей) приходится именно на капиталистический период. Некоторое торможение этого процесса наблюдается с 1917 по 1985 гг. Однако демократические реформы настолько подстегнули развитие общественных отношений, что государство не всегда успевает регулировать их правом. Преобразования же в структуре системы права настолько масштабны и очевидны, что более подробно говорить о них излишне.

В связи с предлагаемым делением развития права особое внимание следует обратить на категорию рабочей силы. Рабочая сила - это способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, она развивается в процессе труда. Общеизвестно, что труд неразрывно связан с существованием человека и общества в целом. Но право опосредует различные аспекты его содержания в разные исторические периоды, поскольку значение последних неодинаково на разных стадиях прогресса. Возникают все новые и новые сферы его приложения. Кроме того, меняется содержание труда - он реализуется в научном познании, применении результатов последнего. Растет спрос на интеллектуальные способности работника, которые потребляются путем обмена (а следовательно, продаются) во всех отраслях экономики и управления. Продажа рабочей силы осуществляется не только наемным работником, заключившим трудовой договор, но любым индивидуумом, возмездно участвующем в общественном труде. "Объективно обмен деятельностью между собственником средств производства и рабочей силы должен осуществляться на тех же принципах, что и обмен товаров". Кроме того, очевидно, что "взрыв" в скорости и качестве развития общественных отношений, а также в их регулировании правом по времени совпадает с освобождением труда (появлением юридической свободы). И хотя две основные категории экономики - собственность и труд - связаны настолько тесно, что определение первичности-вторичности практически невозможно, необходимо под иным углом зрения взглянуть на роль трудового права в формировании генетических связей в системе отраслей российского права.

По нашему мнению, основной функцией государства является регулирование труда и собственности. Все остальные функции производны. Можно выделить следующие функции, которые осуществляются любым государством: экономическая, политическая, социальная, идеологическая. Однако бесспорно, что первопричина их - функция экономическая.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

Выделение предмета правового регулирования происходит под непосредственным воздействием государства, и его классификацию надо проводить в соответствии с дифференциацией функций государства. В настоящее время мы затрудняемся дать такую классификацию, но основание деления может быть выявлено путем восхождения от конкретного к абстрактному по мере того, как исследуется предмет каждой отрасли права с ориентацией на вышеуказанные основные категории (труд и собственность).

Функции отрасли права выражают ее целевое назначение. "Функциями правовой системы отраслей являются функции права в целом - экономическая, воспитательная и другие, а с правовой стороны - регулятивные, охранительная" . Однако при более общем рассмотрении становится ясно, что функции системы права, значит, и любой отрасли обусловлены функциями государства. Причем нельзя недооценивать их значение в выделении отраслей. На наш взгляд, трудовое право вряд ли выделилось бы в самостоятельную отрасль, не имея специфических функций - производственной и защитной.

В основе выделения производственной функции лежит стремление государства оградить работодателя от равнодушия к результатам работы, некоторой небрежности к имуществу предприятия наемного работника, продающего свою рабочую силу и не являющегося собственником средств производства. Такое отношение работника предопределяется несамостоятельностью его труда - живая, личная в смысле предпринимательском заинтересованность отсутствует, поэтому возникает необходимость в поддержании трудовой дисциплины в интересах работодателя. В основе защитной функции лежит стремление нарождающегося социального государства обеспечить достойное существование тем членам общества, которые не имеют средств производства и основным источником благосостояния которых является продажа физических и интеллектуальных способностей. В качестве примера можно сослаться на Россию периода 1861-1914 гг. Право социального обеспечения на выделилось тогда еще из состава отрасли трудового права (да и само трудовое право находилось в периоде становления), поэтому "защитность", социальная направленность норм трудового (тогда "фабричного") законодательства выражены очень ярко. Российские законы в этой сфере были самыми прогрессивными в мире в то время. Очевидно, что производственная и защитная функции трудового права тесно взаимосвязаны и решить выражаемые ими цели государства иная отрасль права не в состоянии. Волюнтаристским решением уничтожить отрасль трудового права, включив ее нормы в состав другой и назвав их, к примеру, подотраслью, невозможно, поскольку для органичного слияния норм в единый элемент системы права необходимо их качественное единообразие, которое и определяется, кроме всего прочего, функциями данной совокупности норм.

Предмет правового регулирования отрасли напрямую связан с функциями государства. Функции отрасли тоже напрямую связаны с функциями государства. Каким образом один и тот же источник (функции государства) порождает явления, различные по самой сущности своей? Почему мы ставит их на один уровень, как критерии выделения отрасли права? Ведь противоречие, кажется, налицо: критерии эти разноуровневые, один из них надо убрать с пьедестала. Но дело обстоит не так. Предмет связан с объективным фактором, а функции - с субъективным В формировании предмета правового регулирования преобладающее значение имеют основные функции государства, в формировании функций отрасли - цели регулирования, обусловленные конкретной стадией развития, типом государства.

Список литературы

Теория государства и права: Учебник/ Под ред. А.И. Королева, Л.С. Явича. 2-е изд. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1987. С.399.

Теория государства и права: Учебник/ Под ред. А.М. Васильева. 2-е изд. М.: Юрид. лит., 1983. С.283.

Теория современного советского права: Фрагменты лекций и схемы/ Проф. В.К. Бабаев; Нижегор. ВШМВД РСФСР. Н.Новгород, 1991. С.78.

Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. М.: Юрист, 1994. С.136.

Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. С.94.

Там же. С.95

Там же. С.95

Дембо Л.И. О принципах построения системы права// Сов. гос и право. 1956. 8. С.91.

Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С.350.

Еловиков Л.А. Экономика труда: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. Общественная организация труда. Омск: ОмГУ, 1997. С.88.

Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975. С.208.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государство опекает право и использует его потенциал для достижения целей государственной политики. Если рассматривать право как инструмент государства, нужно заметить, что государство также является инструментом права.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и правореализации. Государство в большей степени завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы, оно создает право ни институциональном уровне .

Государство вмешивается в правообразование, но на разных стадиях.

- В правотворческой деятельности . Государство с учетом объективных закономерностей и потребностей общества определяет потребность в юридической регламентации общественных отношений, учреждает нормы права.

-В придании общеобязательности, санкционировании уже сложившихся правил поведения (обычное, прецедентное право).

- В санкционировании государством норм , которые не имеют прямого государственного характера. Например, мусульманское право санкционировало те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной.

В развитии системы права. Перед государством стоят следующие задачи:

а) обеспечить приоритетную роль закона в системе законодательства;

б) способствовать развитию иных источников (нормативного договора, обычного права);

в) обеспечить праву взаимосвязь между собой (системность);

г) государство «управляет» правом: придает запретительный, дозволительный характер; определяет пределы присутствия права в публичной и частной сферах.

Государство оказывает значительное влияние на выбор типов, методов правового регулирования, средств обеспечения правомерного поведения.

- Значима роль государства и в реализации права. Назначение государства проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами в целях удовлетворения интересов и потребностей.

- Государство обеспечивает охрану права . Государственное принуждение является гарантией, которой подкрепляется право. Сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочняется правопорядок.

- Государство превращает право в официальную идеологию . Государство способствует восприятию права индивидуальным и массовым правосознанием.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право, которые обусловлены регулятивным потенциалом права, возможностями государства обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Переоценка возможностей государства введет к снижению социальной ценности права.

Воздействие права на государство

Государство нуждается в праве не меньше чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

1. во внутренней организации государства;

2. в его деятельности.

1. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляются форма государства, устройство гос. аппарата , компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против узурпации власти одной из её ветвей.

С помощью права определяется место, роль, функции частей гос. механизма , их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства право закрепляет, распределяет компетенцию между федерацией и её субъектами, их органами. Неупорядоченность связей может подорвать целостность государства и повлиять на состояние правопорядка. Напротив, строгая регламентация же является гарантией от произвола федерального центра, а также, от сепаратизма субъектов.

Государство для стабильного и гармоничного существования не может помимо права осуществлять свою деятельность. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него.

а) Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с обществом, личностью. Государство воздействует на граждан с помощью права и наоборот. Отсутствие права здесь может послужить ущемлению личности. Таким образом, качество права зависит от возможности обеспечить свободу личности.

б) Право легализует деятельность государства , её охранительные и принудительные меры.

в) Посредством права определятся границы деятельности государства , вмешательства в частную жизнь граждан.

г) Право влияет на государство путем закрепления специфических интересов наций и народностей.

д) Право создает юридические гарантии ответственности государства перед населением.

е) Право – это средство взаимодействия государства с другими государствами.

Право и экономика.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

Экономика – система отношений в сфере производства, распределения и потребления материальных благ.

Уровни решения проблемы соотношения права и экономики:

Общетеоретический уровень – выявление общих закономерностей их развития, взаимосвязи и взаимодействия независимо от их типов и характеров. Выявление и изучение свойственных им на разных стадиях и этапах истории тенденций эволюции, решение вопроса о приоритете.

Подходы :

-Приоритет государству

-Приоритет экономике – «марксизм», «экономический материализм»

Положительные стороны:

Практика подтвердила, что экономическое развитие определяет основные тенденции и направления политического развития общества, а не наоборот.

Обратила внимание на экономический фактор исторического развития.

Отрицательные стороны:

Процесс взаимосвязи экономики и государства нельзя рассматривать упрощенно, прямолинейно. Обратное воздействие государства на экономику играет большую роль.

-Паритет между государством и экономикой

Практический (прикладной) уровень обобщение и использование отечественного и зарубежного опытадля определения оптимальных путей и форм взаимодействия права и экономики. Исходные положения:

Соотношение нужно прослеживать не только в сфере экономики и политики, но и в других сферах (социальной, идеологической, …)

Вопрос необходимо рассматривать применительно к различным историческим условиям (для России наиболее полезным будет США, Великобритании, Японии)

Соотношение носит двухсторонний характер , но ведущее значение в конченом итоге принадлежит экономике .

Для практических целей полезна классификация в зависимости от степени развития в странах рыночной структуры .

Можно выделить три группы:

1. Системы в которых полностью (почти полностью) отсутствуют рыночные элементы :

Доминирование гос. формы собственности

Жесткая привязанность государства к экономике (=>утрата динамизма, инициативы и эффективности, хороша только в чрезвычайных ситуациях)

Чрезмерная централизация экономических рычагов в руках государства => разбухание аппарата, бюрократизм, непрофессионализм.

плановый характер экономики , план приобретает характер НПА (=> ответственность за невыполнение – юридическая)

отсутствие автономности экономических структур , необходимой для их нормального функционирования

императивные отношения между государством и другими субъектами

2. Переходные системы (с зарождающимися рыночными институтами) : (РФ)

Постепенное изменение характера взаимоотношения гос. органов и экономических структур в сторону партнерских

утрата монополии государства и гос. собственностинад экономикой и иными формами собственности

изменение методов гос. воздействия на экономические отношения

вытеснение адм. методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами

Резкий отход правительственных структур от плановости и развития экономики и неизбежное возникновение при этом неупорядоченности (хаотичности)

усиление роли налогов и налоговой полиции как гос. средства финансового воздействия гос. структур на общество и экономические структуры

Быстрое возрастание значения финансового, коммерческого, гражданского, банковского и иных отраслей права , непосредственно связанных с развитием экономики

Несмотря на сужение роли государства (права), его значение не должно снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулятивных средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных к рыночным отношениям.

Основные направления деятельности государства:

Выработка внутренней и внешней экономической политики

правовое обеспечение возникающих рыночных отношений

Определение круга и правового статуса субъектов экономических отношений

Выработка социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения

Запрещение и пресечение нарушающих закон средств ведения хозяйства

Создание наиболее благоприятных условий для развития отечественногопроизводства , защита его от недобросовестной конкуренции и протекция его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом

регламентация порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установление юр. ответственности за нарушение законодательства.

3. Системы с высокоразвитой рыночной экономикой .

Установление преимущественно партнерских отношений между гос. и рыночными структурами

минимальное вмешательство государства в экономику , уровень которого для каждой страны является как правило различным

Органичное сочетание адм.-правовых с финансовыми и иными «либеральными» средствами воздействия государства на экономические отношения.

Сосредоточение в руках государства лишь минимально необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств

полное сосредоточение в руках государства финансовой и налоговой систем

доминирование частной собственности над гос. и всеми другими формами собственности

Данные явления необходимо рассматривать как содержание и форму, где содержание – экономика а право - форма.

Закономерности:

1. Право, в конечном счете, определяется существующими экономическими отношениями. Причина – частная собственность.

2. Право в свою очередь может влиять на свое содержание. То есть на экономические процессы. Может способствовать развитию экономических процессов, и может тормозить развитие экономических отношений. Может оказывать комбинированное влияние.

Вопрос о влиянии государства через право на экономику. Должно ли государство вмешиваться? Существует ряд теорий, которые были апробирована на практике:

- теория государственного регулирования экономики . Классическая экономическая теория. Эта теория была создана на стадии раннего капитализма и действовала до времен великой экономической депрессии. Постулату этой теории сводились к тому, что государство это ночной сторож собственности. Однако данная теория в последствии была подвергнута сомнению и отвергнута на практике. Эту теория сменила концепция кейнсианства.

- кейнсианская теория Дж. Кейнс. Центральные положения этой теории заключаются в том, что макроравновесие экономики может быть достигнуто только сочетанием саморегулирования и государственного регулирования. По мнению Дж. Кейнса государство должно осуществлять регулирование экономики как уже при свержении, нарушении равновесия рынка, так и для предупреждения, блокирования равновесия. Наиболее целесообразно использование данной теории является в экономико-переходный период.

- монетаристская экономическая теория Фридман. Ограниченное вмешательство государство в экономику. В соответствии с этим подходом задачей государства – восстановление баланса денежной массы, находящейся в обращении суммарной стоимостью товарной массы. Данная теория наиболее приемлема для стабильной экономики.

Закрепление равноправия форм собственности. Определение круга субъектов рыночных отношений. Продуманная налоговая политика. Формирование правовых механизмов, для разрешения конфликтов в сфере экономики. Установление юридических санкций за экономические преступления. Правовое обеспечение распределения и перераспределения между различными социальными слоями общества через бюджет и специальные социальные программы.

Эти теории считают, что конкурентная рыночная экономика должна функционировать под воздействием государства, однако границы вмешательства в экономику должны определять по-разному.

Право и политика.

Политика (Парфенов):

а) отношения по поводу завоевания, использования и удержания власти; борьба за власть.

б) отношения между различными социальными группами, классами, народами, нациями, государствами;

в) участие в делах государства и определение основных направлений его деятельности. Эти политические отношения складываются на основе определенных теорий, взглядов.

Политика возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми интересами. Неурегулированная политическая борьба могла бы взорвать общество, как форму социального бытия. Поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право).

Государство – центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества, оно призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики. Государство – наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти.

Условно все политические отношения можно подразделить на три группы:

1. внутри-организационные отношения между членами политического объединения по поводу удовлетворения корпоративных интересов с помощью государственной власти;

2. меж-институциональные отношения между классами, нациями и другими социальными объединениями по поводу борьбы за власть, координации действий за участие в формировании органов государственной власти и управления;

3. отношения между субъектами политической системы по поводу управления обществом как единым социально-политическим организмом.

Политические нормы могут вырабатываться на всех уровнях данных отношений:

1. программные документы и декларации;

2. межпартийные соглашения;

3. общенациональные государственно-властные решения.

Политические нормы обязательны лишь для субъектов определенного социально-политического объединения. Для управления всем обществом, регулирования наиболее значимых отношений с участием всех коллективных и индивидуальных субъектов выступает право.

Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Без права, политика не только не может быть реализована, но и успешно выработана. В праве определяется только та её часть, которая нуждается в общеобязательной форме и государственной охране. Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока система эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государство в соответствии с его природой.

Реальной, рассчитанной на перспективу политика может быть лишь в том случае, если она отражает баланс интересов всего населения и объективные закономерности функционирования данной политико-правовой системы. Политика, таким образом, становится инструментом перевода объективных общественных потребностей в практику деятельности больших социальных групп и государства.

Право используется для:

1. закрепления политической власти и её структурной организации;

2. политического (по сути своей) руководства хозяйственной, экономической жизнью страны, организации и регулирования производственной деятельности;

3. установления порядка распределения и обмена продуктами труда, ценообразования, формирования и распределения национального дохода;

4. регулирования социально-политических и национальных отношений между различными социальными группами;

5. борьбы с негативными явлениями в общественной жизни, преступностью;

6. упорядочения внешнеполитических отношений.

Следует отметить, что законодатель не должен допускать чрезмерности правового регулирования, преувеличивать возможности права. Это вытекает из неграмотности законодателя, который, не взвешивая возможности других социальных регуляторов, не выявив объективные причины неэффективности действующих норм, принимает все новые и новые нормы. Избыточность приобретает 2 формы:

1. по количеству – правовые акты противоречат друг другу;

Общность политики и права

1. Единые причины и источники формирования, единые назначение и цель регулятивного обеспечения стабильности существования и развития социальной системы. И политика и право – это реакция общества на неравенство людей. Само неравенство является естественным. Однако по достижении критической массы социальное неравенство становится препятствием её нормальному, стабильному функционированию.

2. Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия, демографические процессы) и социальных (экономических, исторических, идеологических, национально-культурных) факторов объективного и субъективного порядка. В различных политических и правовых системах набор этих факторов и степень их детерминации отличаются национальной спецификой. Не все их них действуют непосредственно и управляемы.

Проявление общности политики и права предопределяется национальной культурой. Решения, не учитывающие культурные особенности, могут быть не восприняты обществом, а при реализации не исполнены.

3. Политика и право являются нормативными регуляторами , устанавливающими правила поведения через определение прав и обязанностей.

Различия политики и права

1. В целевой направленности действий их участников .

Политика направлена на завоевание и использование политической власти. Право направлено на справедливое удовлетворение интересов различных субъектов. Политика идет от общества к государству, право – наоборот.

2. По субъектам, формирующим их содержание .

Политика вырабатывается в процессе деятельности больших социально-организованных групп (классы, нации и т.п.), которые способны представить свои интересы в качестве всеобщих. Право формируется системой представительных и исполнительных органов государства, и реже, населением непосредственно на референдуме.

Состав политики более разнообразен. Ученые не пришли к согласию по поводу состава элементов:

а) отношения между классами по поводу власти в обществе;

б) совокупность классовых отношений, политическое сознание, нормы и даже политические организации и учреждения (субъекты);

в) политическая идеология, нормы, отношения и деятельность по поводу овладения и использования политической власти (м.б. автономными) (Матузов, Малько).

4. По сфере правовой и политической деятельности .

Политика, так или иначе, затрагивает все сферы человеческой жизни, включая мораль, религию и литературу. Объектом политики становится все, что приобретает большой общественный интерес.

5. По способности быстро реагировать на изменения в общественных потребностях и интересах . Политика более подвижна и это вызвано непосредственной связью с экономикой, культурой и другими общественно значимыми сферами. Право же отличается консерватизмом.

6. По формам внешнего выражения .

Политика:

· идеологические концепции;

· выступления политиков;

· политически значимые действия (митинги, демонстрации, забастовки);

· политические документы (декларации, программы);

· документы политико-юридического свойства.

Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определенностью, четкостью зафиксированных в них правил поведения, непосредственной связью с государством.

7. По формам и методам обеспечения реализации решений .

Политика обеспечивается силой и возможностями политических объединений, доверием народа, адекватностью отражения интересов населения в их решениях.

Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью всего государственного аппарата, привлечением для этого всех многообразных возможностей общества.

Соотношение права и морали.

Мораль – это важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, представлений, убеждений и норм поведения, основанных на таких категориях как добро и зло, справедливость и несправедливость. Нравственность – свойство человека быть моральным, способность руководствоваться нормами морали.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали:

1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и обладают свойством нормативности;

2) право и мораль преследуют одни и те же задачи и цели – защита прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3) у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям;

4) определяют границы должных и возможных поступков субъектов;

Отличительные особенности.

1. по субъектам и способам их формирования, (нормо)творчества. Правовые нормы санкционируются (отменяются, изменяются, дополняются) государством, а моральные (неофициальный характер) – в процессе практической деятельности людей.

2. по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им же и обеспечивается, охраняется и защищается. Нормы носят общеобязательный характер. Право использует методы принуждения, убеждения, воспитания, профилактики. Мораль опирается на силу общественного мнения (порицание), а также путем самоограничения человека.

3. по форме их выражения. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, возникают и существуют в сознании людей. Их появление не связано с волей законодателя.

4. по характеру и порядку применяемой ответственности за нарушения. Противоправные действия влекут юридическую ответственность (наказание, применяются средства принуждения). При нарушении норм морали наказание выражается в том, что нарушитель подвергается мерам общественного воздействия (выговор, замечание).

5. по уровню требований , предъявляемых к поведению человека. Этот уровень выше у морали (требования выше). Мораль – долг, внутреннее побуждение, совесть.

6. по времени появления . Право возникает вместе с государством, мораль существовала еще при общинной организации общества. Право отмирает вместе с государством, а мораль – нет.

7. по конкретизации требований . Толкование норм морали может быть достаточно широким.

Взаимодействие права и морали:

1. Активно влияя на мораль, право претворяет мораль в жизнь при помощи регуляции, защиты, дозволения и т.п. Мораль влияет на правотворчество и правоприменение, приближая право к желаемому, повышает его эффективность и авторитет.

2. Взаимно дополняют друг друга, как внешний и внутренний регулятор поведения людей. Существуют области, в которых они осуществляют регулирование совместно, - морально-правовое воздействие – и такое взаимное дополнение повышает эффективность регулирования.

Роль государства в обеспечении права. Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого ин­ституционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для до­стижения целей государственной политики. В то же время влия­ние государства на право не следует абсолютизировать и рассмат­ривать в духе этатистских воззрений, признающих право исклю­чительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает отно­сительной самостоятельностью, собственными, внутренне прису­щими ему закономерностями формирования и функционирова­ния, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право прояв­ляется в сфере правотворчества и правореализации. Право фор­мируется при непременном участии государства. Однако государ­ство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или админи­стративный прецедент и др.). В этом смысле государство не явля­ется его (права) начальной, глубинной причиной. Государство со­здает право на институциональном уровне. Причины же возник­новения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, ис­торических традициях народа и проч. Недооценка этого принци­пиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юри­дического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от госу­дарства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немысли­мо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном про­цессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмеши­вается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении обра­зования права заключается в следующем.

1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государст­во в соответствии с познанными законами общественного разви­тия, закономерностями стихийного правогенеза определяет по­требность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает об­щие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смыс­ле это означает, что государство устанавливает нормы права.

2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ производства права является пре­обладающим. Так, образование мусульманского права характери­зовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые были выработаны мусульманской док­триной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вслед­ствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

3. В признании юридически обязательными регуляторами по­ведения фактически сформировавшихся и существующих отно­шений и связей (соответствующих им видов деятельности), вслед­ствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм нормативные договоры.

4. В развитии системы нрава. При этом истинная роль совре­менного государства (имеющего правовой характер) не сводится в данной сфере к выпуску в свет определенного количества норма­тивно-юридических актов. Задача государства заключается в том, чтобы: во-первых, обеспечить приоритетную роль закона в системе законодательства; во-вторых, способствовать развитию иных источников права - нормативного договора, обычного права; в-тре­тьих, придать праву системный характер, обеспечить взаимосвязь нормативных актов как между собой, так и применительно к иным формам выражения правовых норм; в-четвертых, государство в оп­ределенной мере «управляет» правом: а) придает ему запретительный или дозволительный характер; б) дозирует «присутствие» права в публично-правовой и частно-правовой сферах.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей сис­темы источников права. Сообразуясь с социально-экономически­ми потребностями, политической ситуацией в обществе, государ­ство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, ме­тодов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой обще­ства, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

5. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализация нрава. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использова­ние его ресурсов, осуществление правовых установлении было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз проявляет­ся в том, что оно своей деятельностью призвана создавать факти­ческие, организационные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных зако­ном возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Анемия исполнительных, надзорных и судебных структур государства, как об этом свидетельствует оте­чественный опыт, блокирует действие права. Активность государ­ства - необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

6. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является по­стоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама уг­роза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего бла­гоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.

7. Наконец, государство оказывает мощную идеологическую поддержку праву, превращает его в официальную идеологию. Тем самым государство способствует восприятию права индивидуаль­ным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации.

Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общест­венных отношений действовать по праву, исключать противоправ­ные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существуют пределы воздействия го­сударства на право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-эконо­мических и политических условиях. Возможности государства в этом плане не следует переоценивать, ибо это всегда ведет к идеа­лизации правовых средств, а в конечном счете снижает социаль­ную ценность права. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая поли­тика государства, позволяющая наиболее рационально и в инте­ресах общества использовать правовой инструментарий.

Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и прак­тически пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопас­ности, организации предупреждения и борьбы с правонарушения­ми, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.

Институт юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования. Юридическая политика подразделяется на законо­дательную, правоохранительную и др. В ее орбиту вовлечен спе­циально подготовленный персонал, в том числе кадры правоо­хранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.

Юридическая политика в этой связи является необходимым условием проводимых в стране преобразований. Именно поэтому нужны целенаправленные продуманные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную для действия права.