Выходные военнослужащим. Правила поведения военнослужащего при нахождении вне расположения части. Предоставляют выходные дни военнослужащим по контракту за командировку или не

И.П. БОНДАРЕНКО

И.П. Бондаренко, майор юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на труд и право на отдых (установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск). Для военнослужащих в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на труд реализуется посредством прохождения ими военной службы, в соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона устанавливается продолжительность служебного времени военнослужащих. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением мероприятий, проводимых в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492 без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые по желанию военнослужащих могут быть присоединены к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии со ст. 42 КЗоТ РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом необходимо иметь в виду следующее:
1. Не все военнослужащие могут быть привлечены к исполнению служебных обязанностей сверх установленной еженедельной продолжительности служебного времени. В соответствии с п. 13 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на военнослужащих - женщин распространяются дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии со ст. ст. 54, 162 КЗоТ РФ не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. В соответствии со ст. ст. 54, 163 КЗоТ РФ женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет, могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в командировки только с их согласия.
2. Не у всех военнослужащих установленная продолжительность еженедельного служебного времени составляет 40 часов в неделю. Например, Приказом Министра обороны "Об основных санитарных правилах работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений и льготах военнослужащим, работающим с источниками ионизирующих излучений" 1983 г. N 285 некоторым категориям указанных военнослужащих установлена сокращенная продолжительность еженедельного служебного времени (36, 30 и 24 часа). В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая ее продолжительность не предусмотрена иными законодательными актами Российской Федерации. В п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" от 1 ноября 1990 г. N 289/3-1 36-часовая рабочая неделя предусмотрена для женщин, работающих в сельской местности. В соответствии со ст. 49 КЗоТ РФ по просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка - инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста восемнадцати лет), работодатель обязан устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. В соответствии с Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 29 апреля 1980 г. N 111 и Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. N 8-51 режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать:
сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели;
сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены);
сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.
Указанные режимы труда могут предусматривать разделение продолжительности ежедневной работы на части, например, доставка утренней и вечерней почты, продажа газет и журналов и т.д.
При установлении режимов труда с неполным рабочим временем продолжительность рабочего дня (смены), как правило, не должна быть менее 4 часов и рабочей недели - менее 20 - 24 часов соответственно при пяти- и шестидневной неделе.
Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее - сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.
Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, далее - Порядок учета служебного времени) с комментариями Д.А. Митюрича приведен в журнале "Право в Вооруженных Силах" N 11 2000 г. Вместе с тем хотелось бы изложить свою точку зрения на некоторые вопросы.
Сверхурочное время определено автором как количество часов служебного времени, в течение которого военнослужащий привлекался к исполнению обязанностей военной службы (как должностных, так и специальных) сверх нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
По моему мнению, сверхурочным временем следует считать количество часов служебного времени, в течение которого военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, привлекался к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной (а не нормальной) продолжительности еженедельного служебного времени. Эта формулировка прямо вытекает из п. 1 Порядка учета служебного времени и использует однозначные и устоявшиеся термины трудового права. Дело в том, что:
1. Если военнослужащему установлена продолжительность еженедельного служебного времени менее 40 часов, то время привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх этого времени до 40 часов также подлежит компенсации.
2. В законодательстве (в том числе и в Порядке учета служебного времени, ст. ст. 54 - 63 КЗоТ РФ) под сверхурочным временем понимаются именно рабочие дни.
3. В ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и в п. 1 Порядка учета служебного времени под учетным периодом понимается именно неделя. В соответствии со ст. 226 УВС ВС РФ распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели, осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени. И несмотря на то, что в соответствии со ст. 228 УВС ВС РФ регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предусматривает ежедневную продолжительность служебного времени (время прибытия на службу, убытия с нее, время перерыва для приема пищи), п. 1 Порядка учета служебного времени, где раскрывается понятие сверхурочного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не затрагивает изложенные в ст. 11 указанного Федерального закона вопросы предоставления указанным военнослужащим отдыха соответствующей продолжительности в другие дни в течение одной недели. Из этого можно сделать вывод, что п. 1 Порядка учета служебного времени не относит к сверхурочному время привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, компенсированное военнослужащему отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.
При привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих - женщин, которым в соответствии со ст. 49 КЗоТ РФ установлена неполная продолжительность ежедневного служебного времени, следует принимать во внимание, что в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда от 24 ноября 1978 г. N 10 время, проработанное работником с неполным рабочим днем сверх установленной ему продолжительности рабочего дня, но в пределах установленного полного рабочего дня, сверхурочным не считается.
Предельная продолжительность времени, в течение которого военнослужащие могут привлекаться к исполнению обязанностей военной службы сверхурочно, в настоящее время определена достаточно расплывчато в ст. 228 УВС ВС РФ, где указано, что круглосуточное дежурство офицеров, прапорщиков и мичманов, не входящих в состав суточного наряда, в воинской части и подразделении может быть введено только в исключительных случаях на ограниченное время командующим войсками военного округа, фронтом, группой войск, флотом.
В соответствии со ст. 230 УВС ВС РФ днями отдыха для военнослужащих, кроме несущих боевое дежурство (боевую службу) и службу в суточном наряде, являются воскресные и праздничные дни. Праздничные дни (ст. 65 КЗоТ РФ) приведены в вышеуказанном комментарии к Порядку учета служебного времени (Право в Вооруженных Силах. 2000. N 11). Кроме воскресных дней в регламенте служебного времени могут быть предусмотрены другие дни отдыха, так, например, в соответствии со ст. 229 УВС ВС РФ в еженедельный парково - хозяйственный день для руководства работами назначается минимальное количество офицеров и прапорщиков, которым предоставляется в течение недели день отдыха. В п. 4 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" изначально предполагается наличие более одного выходного дня в неделю у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме проходящих военную службу в военных образовательных учреждениях профессионального образования и учебных воинских частях), так как дни отдыха (не менее шести в месяц) предоставляются в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели. Время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные и праздничные дни в сверхурочное время не входит и учитывается отдельно. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Эти две, на первый взгляд, похожие компенсации имеют ряд существенных различий:
1. При компенсации сверхурочного времени не учитывается время, затраченное на дорогу к месту службы и обратно.
2. Время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные и праздничные дни имеет установленные федеральным законом пределы (не менее одного выходного дня в неделю).
3. Приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 492 фактически запрещено привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени при проведении мероприятий, не предусмотренных перечнем мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
4. Время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные и праздничные дни не компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.
При предоставлении суток отдыха, по моему мнению, необходимо учитывать, что для рабочих, предвыходных и предпраздничных дней регламентом служебного времени установлена, как правило, разная продолжительность ежедневного служебного времени.
Дополнительные дни отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в состав основного отпуска не входят. При этом общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных дней отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Примерная форма журнала учета служебного времени и дополнительных дней отдыха приведена в журнале "Право в Вооруженных Силах" (2000. N 11. С. 10 - 11).
Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 492), учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
П. 5 Порядка учета служебного времени (как более поздний) должен был внести изменения в ст. ст. 269 (предоставление дня отдыха офицерам и прапорщикам, входящим в состав суточного наряда в выходные и праздничные дни) и 362 (предоставление дня отдыха военнослужащим за неиспользованные в связи с несением боевого дежурства выходные и праздничные дни) УВС ВС РФ.
Федеральный закон не содержит других условий, кроме отнесения Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба) мероприятий к перечню мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, однако представляется, что время участия в указанных мероприятиях, если они проводятся в рамках установленной продолжительности еженедельного служебного времени, компенсации подлежать не должно.
Некоторые из указанных мероприятий носят плановый характер. Так, состав суточного наряда в соответствии со ст. 261 УВС ВС РФ объявляется в приказе по полку на период обучения; состав гарнизонного наряда определяется на месяц в ведомости гарнизонного (суточного) наряда (ст. 54 УГиКС ВС РФ); состав дежурных сил и средств, степени их боевой готовности, продолжительность, порядок несения боевого дежурства, подготовки личного состава и военной техники к заступлению на боевое дежурство (боевую службу) и их смены определяются приказом командира воинской части (ст. 361 УВС ВС РФ). Мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил) проводятся в соответствии с планами и приказами. При планировании проведения таких мероприятий следует заранее предусматривать дни отдыха военнослужащих.
Участие в проведении миротворческих операций производится в соответствии с Федеральным законом "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ. Решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для участия согласно Уставу ООН в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил принимается Президентом Российской Федерации на основании Постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и в соответствии с ратифицированным и вступившим в силу для Российской Федерации международным договором либо, если заключение международного договора не предполагается, в соответствии с Федеральным законом.
Выполнение мероприятий в зонах чрезвычайного положения или при возникновении чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "О чрезвычайном положении" и ст. 8 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" по решению Президента Российской Федерации.
Военнослужащим (в том числе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву), участвовавшим в походах кораблей (судов, подводных лодок), дальних полетах воздушных судов, космических полетах либо выполнявшим более одного месяца специальные задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшим участие в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, вместо дополнительных суток отдыха для проведения медико - психологической реабилитации и восстановления здоровья может быть организован отдых продолжительностью до 30 суток (реабилитационный отпуск). Этот вопрос был достаточно полно освещен в N 11 журнала "Право в Вооруженных Силах" за 2000 г.

61. Солдат (матрос) обязан:

При нахождении вне расположения полка вести себя с достоинством и честью, не совершать административных правонарушений, не допускать недостойных поступков по отношению к гражданскому населению.

70. В общественных местах, а также в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне метро и пригородных поездах при отсутствии свободных мест военнослужащий обязан предложить свое место начальнику (старшему).

Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником (старшим), подчиненный (младший) обязан уступить дорогу и, приветствуя, пропустить его; при необходимости обогнать начальника (старшего) подчиненный (младший) должен спросить на то разрешение.

Военнослужащие должны быть вежливыми по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к инвалидам, пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

71. Военнослужащим запрещается держать руки в карманах одежды, сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения, а также курить на улицах на ходу и в местах, не отведенных для курения.

72. Трезвый образ жизни должен быть повседневной нормой поведения всех военнослужащих. Появление на улицах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения является дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.

73. Для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия. Право ношения военной формы одежды имеют все военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы с правом ношения военной формы одежды. Военная форма одежды носится строго в соответствии с правилами ношения военной формы одежды и знаков различия, определенными Министром обороны Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, вправе не носить военную форму одежды во время, свободное от исполнения обязанностей военной службы, определенное регламентом служебного времени, а военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - вне расположения воинской части при увольнении или в отпуске.

74. Правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия обязательны также для граждан, уволенных с военной службы, при ношении ими военной формы одежды.

Устав Внутренней службы ВС РФ
утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

Дисциплинарная ответственность военнослужащих

26. Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

27. К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.

За дисциплинарный проступок к военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий :

· выговор - обычный или строгий;

· запрет на очередное увольнение из воинской части или с корабля;

· отнятие знака отличника;

· предупреждение;

· снижение в воинской должности или в звании с понижением в должности;

· увольнение со службы из-за невыполнения обстоятельств контракта до срока;

· отчисление из военного образовательного учреждения;

· исключение из военных сборов;

· самая строгая мера - дисциплинарный арест.

Порядок предоставления увольнений военнослужащим, проходящим военную службу по призыву определяют статьи 243-249 Устава внутренней службы ВС РФ:
243. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей. Выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выезд за пределы гарнизонов (за исключением случаев убытия в отпуск или командировку) запрещен.
244. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, если на него не наложено дисциплинарное взыскание "лишение очередного увольнения", имеет право на одно увольнение в неделю из расположения полка. Военнослужащие с увеличенным сроком военной службы (матросы и старшины кораблей, судов и частей Военно-Морского Флота) имеют право на ежедневное увольнение с кораблей на берег и из воинских частей в период между выполнением учебно-боевых задач. При этом увольнение военнослужащих должно регулироваться между подразделениями полка (корабля), с тем чтобы не снижались боевая готовность полка (корабля) и качество несения боевого дежурства.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, увольняются из расположения полка командиром роты в назначенные командиром полка дни и часы и в установленном им порядке. Одновременно из подразделения может быть уволено не более 30% военнослужащих. Солдаты первого года службы увольняются из расположения полка после приведения их к Военной присяге. В субботу и предпраздничные дни разрешается увольнение до 24 часов, а в воскресенье и праздничные дни - до вечерней поверки.
С разрешения командира батальона командир роты может предоставить военнослужащему увольнение по уважительной причине и в другие дни недели после учебных занятий до отбоя или до утра следующего дня (но не позднее чем за 2 часа до начала занятий).
Увольнение производится в порядке очередности. Очередность увольнения ведут заместители командиров взводов.
За несение боевого дежурства и службы в суточном наряде в выходные и праздничные дни увольнение военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не предоставляется.
245. За разрешением на увольнение военнослужащие обращаются к своему непосредственному начальнику.
Например: "Товарищ сержант. Прошу разрешить мне увольнение до 20 часов".
Заместители командиров взводов списки на увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, подписанные командирами взводов, представляют старшине роты для доклада командиру роты.
246. В назначенное время дежурный по роте выстраивает увольняемых и докладывает старшине роты.
Старшина роты осматривает увольняемых, проверяет, хорошо ли они выбриты и подстрижены, состояние и подгонку их обмундирования и обуви, знание ими правил воинского приветствия, поведения на улице и в других общественных местах. Затем старшина выдает увольняемым увольнительные записки (приложение 12) за подписью командира роты. Дежурный по роте записывает увольняемых в книгу (приложение 12), составляет список увольняемых и представляет их дежурному по полку.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, увольняемые из расположения полка, должны иметь при себе военный билет.
Увольнительная записка действительна только в границах своего гарнизона.
247. По возвращении из увольнения военнослужащие прибывают к дежурному по полку и докладывают о прибытии. Дежурный по полку делает отметку на увольнительных записках о времени прибытия. Затем они следуют в подразделение к дежурному по роте, сдают ему увольнительные записки и докладывают своему непосредственному начальнику.
Например: "Товарищ сержант. Рядовой Рыбаков из увольнения прибыл. Во время увольнения замечаний не имел (или имел такие-то замечания от такого-то)".
Если военнослужащий прибывает в подразделение после отбоя, он докладывает непосредственному начальнику на следующий день до утреннего осмотра.
Дежурный по роте в книге увольняемых отмечает время прибытия возвратившихся из увольнения и сдает увольнительные записки старшине роты.
249. В воинской части (отдельном подразделении), находящейся в отдаленной от населенных пунктов местности, и в других случаях, когда увольнение из ее расположения в указанном порядке нецелесообразно, по решению командира воинской части (отдельного подразделения) в дни отдыха проводятся групповые выезды в близлежащие крупные населенные пункты (города).
ТК не распространяется на льготы, гарантии при увольнении и прочее, но понятие и нормы о рабочем времени и времени отдыха замечательно заимствованы из ТК.

Устав:

219. Распределение времени в воинской части осуществляется так, чтобы обеспечивалась ее постоянная боевая готовность и создавались условия для проведения организованной боевой учебы личного состава, поддержания воинской дисциплины и внутреннего порядка, воспитания военнослужащих, повышения их культурного уровня, всестороннего бытового обслуживания, своевременного отдыха и приема пищи.
Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, кроме случаев, указанных в абзаце третьем настоящей статьи, не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части.
Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, соединениях и воинских частях постоянной готовности и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/192196/5/#ixzz3y3E80ich

Статья 11. Служебное время и право на отдых

1. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяетсяПоложением о порядке прохождения военной службы.

Пройди по ссылке гаранта или консультанта:
http://www.consultant.ru/document/co...2aa5374a5b1ac/
http://base.garant.ru/178792/2/#block_11
они направляют напрямую к статье 91 ТК РФ.

Статья 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени

То есть, Устав, и Закон "О статусе военнослужащих", в целях определения понятия трудового времени используют нормы Трудового кодекса.

Кроме того, Законом предусмотрено:

4. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, соединениях и воинских частях постоянной готовности и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.
Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни , а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

То есть выходные дни предоставляются в СУТКАХ, а не в полсутках, в полднях, сумме обеденных перерывов или сумме времени перекуров.

Да, с учетом специфики военной службы, караулов, дежурств, занятий- есть исключения, но в целом нормы рабочего времени и отдыха заимствованы из ТК.

Я еще хотел выяснить в следующем сообщении у автора- в какого рода части он служит, но тут пришел Жиробас, сиранул в лужу, и у меня пропало желание в этой теме дискутировать.

За сим, оставляю вас на милость господню.

П.С. еще одна ссылка по теме, кому интересно Главный Военный прокурор дает разъяснение на данную тему:http://www.rg.ru/2012/12/26/pererabotka-gvp-anons.html

Вопросы продолжительности служебного времени военнослужащих регламентируются статьей 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Статья 91 Трудового кодекса РФ устанавливает, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю .

Если по мнению Жиробаса ГВП тоже в лужу пернул, то я уж не знаю чем дальше крыть(((

ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, НЕСУЩИХ СЛУЖБУ В СУТОЧНОМ НАРЯДЕ

Р.А. ТРОЩЕНКО

Трощенко Р.А., преподаватель Краснодарского ВВАУЛ, подполковник.

В юридической прессе неоднократно рассматривались вопросы, связанные с реализацией права военнослужащих на дополнительный отдых. Эта тема остается актуальной.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 11 Закона, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха" (далее - Приказ) был определен порядок выплаты денежной компенсации военнослужащим, участвующим в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Одновременно были внесены изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492 "Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих". Из Перечня наряду с такими видами служебной деятельности, как нахождение в служебных командировках, несение службы оперативными дежурными на командных пунктах, пунктах управления и в составе оперативных групп были исключены и такие мероприятия, как несение внутренней, гарнизонной и караульной службы.

Вопрос о том, является ли боевым дежурством несение службы оперативными дежурными на командных пунктах и пунктах управления и, соответственно, обосновано ли исключение данного вида служебной деятельности из Перечня , предметом настоящей статьи не является. Речь пойдет о компенсации военнослужащим, привлекаемым к несению внутренней службы, и, в частности, к несению службы в суточном наряде. Не требует доказательства тот факт, что к данному виду служебной деятельности привлекается большинство военнослужащих, проходящих службу по контракту. Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что несение службы в суточном наряде длится более нормальной продолжительности ежедневного служебного времени, которое, как правило, составляет восемь часов. А значит, в конечном итоге общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащего, привлекаемого к таким нарядам, зачастую превышает нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени. Последняя, как известно, не должна превышать 40 часов.

Как следует из ст. 11 Закона, денежная компенсация вместо положенных дополнительных суток отдыха предусмотрена только в случае привлечения военнослужащего к мероприятиям, проводимым при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Не до конца ясно, почему права на получение такой компенсации изначально были лишены военнослужащие, привлекаемые к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и (или) к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Однако такова позиция законодателя. Теперь же, с изданием Приказа , еще более значительная часть военнослужащих лишилась права на получение денежной компенсации взамен дополнительных суток отдыха, и единственным способом компенсации при превышении продолжительности их еженедельного служебного времени нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени вследствие несения службы в суточном наряде является предоставление таким военнослужащим дополнительных суток отдыха. Однако возникает резонный вопрос: как теперь это время правильно рассчитывать и учитывать?

Напомним, что в соответствии с Порядком учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (далее - Порядок) установленным Положением о порядке прохождения военной службы учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.

Форма и порядок ведения журнала учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и представления им дополнительного времени отдыха (далее - журнал) установлены приложением 8 к Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350 "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Согласно п. 5 Порядка время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к таким мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. Таким образом, ранее за каждые три суточных наряда, например, в качестве дежурного по полку военнослужащий по своему усмотрению вправе был рассчитывать на два дополнительных дня отдыха либо на получение соответствующей денежной компенсации. При этом не имело значения, в какие именно дни (рабочие или выходные (праздничные)) осуществлялось несение службы в наряде.

Итак, учет в сутках ведется только в отношении мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, и только в отношении указанных мероприятий Порядком предусмотрено предоставление двух суток отдыха за каждые трое суток привлечения к ним. В журнале этот учет не ведется, что, собственно, следует из содержания вышеуказанного приложения 8 к Инструкции. Как отмечают авторы комментариев к Положению о порядке прохождения военной службы, в таком учете отсутствует необходимость, вследствие того что привлечение военнослужащих к данным мероприятиям проводится в настоящее время на основании приказов.

Логично предположить, что поскольку служба в суточном наряде теперь уже не относится к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, постольку и ее учет в сутках вестись не должен. Соответственно, и правило "двое суток отдыха за трое суток службы в наряде" не должно применяться при решении вопроса о предоставлении военнослужащим дополнительных суток отдыха при привлечении их к несению службы в суточном наряде.

Таким образом, единственным предусмотренным действующим законодательством способом учета сверхурочного времени, возникающего вследствие службы в наряде, остается его учет не в сутках, как ранее, а в часах. Соответственно, вестись этот учет должен в журнале.

Заметим, что, строго говоря, под сверхурочным временем в Порядке подразумевается привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы именно в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Привлечение к тем же обязанностям в выходные и праздничные дни сверхурочным временем не называется (своей терминологии не имеет) и ведется отдельно. Однако, так же как и учет сверхурочного времени, этот учет ведется в часах, и принципиальной разницы между двумя этими видами учета нет, за исключением того, что исчисление суммарного времени исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни ведется с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно. Представляется обоснованным распространение этого правила и на случай несения службы в суточном наряде в выходные дни.

Далее в тексте и сверхурочное время, и время привлечения к исполнению обязанностей военной службы в выходные или праздничные дни, учитываемое в часах, будем именовать сложившемся в войсках термином "переработка".

Как следует из п. 3 Порядка, когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Таким образом, при регламенте служебного времени, предусматривающем, например, 8-часовой рабочий (служебный) день, военнослужащему предоставляются дополнительные сутки отдыха, когда суммарное время переработки достигнет указанной цифры. Это суммарное время включает в себя как сверхурочное время, так и время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни. То есть, например, если военнослужащий, проходящий службу в подразделении с пятидневной рабочей неделей и 40-часовым регламентом еженедельного служебного времени, в течение недели работал два дня по 8 часов, три дня по 9 часов, а затем еще на 5 часов (с учетом времени прибытия на службу и обратно к месту жительства) был привлечен к исполнению обязанностей военной службы в выходной день, то его переработка составила 8 часов и ему могут быть предоставлены дополнительные сутки отдыха.

Вроде бы все верно. Однако при таком подходе к подсчету переработки, возникающей вследствие несения службы в суточном наряде, получаем весьма интересный результат, который тем не менее, по мнению автора, вполне обоснован. Рассмотрим в качестве примера наряд дежурного по полку и для начала ответим на вопрос, сколько же часов длится это дежурство. Еще раз отметим, что если наряд выпал на выходные дни, то время службы в наряде согласно п. 3 Порядка включает в себя время прибытия к месту несения службы и обратно. Упростим задачу и исключим эти интервалы времени. Остается "чистое" время службы в наряде, начало которого можно обозначить с момента прибытия военнослужащего, заступающего дежурным на развод, а конец - с момента доклада заступающего и сменяющегося дежурных командиру полка о приеме и сдаче дежурства. Даже при таком "скромном" подсчете становится понятным, что время исполнения обязанностей военной службы военнослужащего при несении службы в качестве дежурного по полку составляет не менее 25 часов. Теперь от этой цифры отделим переработку. Сделаем это на примере 40-часового недельного регламента служебного времени, 5-дневной рабочей неделей с началом рабочего дня в 8:00, окончанием в 17:00 и обеденным перерывом с 13:00 до 14:00.

В соответствии со ст. 276 УВС РФ личному составу, заступающему в суточный наряд, в день заступления, в часы, указанные в распорядке дня (регламенте служебного времени), должно быть предоставлено не менее трех часов, а при заступлении в караул через сутки - не менее четырех часов для подготовки к несению службы, в том числе не менее одного часа для отдыха (сна). В различных подразделениях на практике имеют место свои особенности подготовки лиц, заступающих в суточный наряд, и, соответственно, свои временные интервалы такой подготовки. Какую-то часть рабочего времени в день заступления в наряд военнослужащий отдыхает, т.е. условно в этот день он не дорабатывает. Соответственно, эту часть времени заранее вычтем из указанных 25 часов.

Например, по месту службы автора настоящей статьи инструктаж и иные служебные мероприятия, связанные с подготовкой к заступлению в наряд, проводятся до 13 часов в день заступления. Затем следует обеденный перерыв и обязательный отдых, предусмотренный той же ст. 276 УВС РФ. Таким образом, из указанного выше 25-часового интервала исключим три часа (период отсутствия военнослужащего на службе с 14:00 до 17:00).

Далее, на общее время несения службы в суточном наряде приходится и продолжительность следующего рабочего дня. Следовательно, вычтем еще 8 часов. Спорным является вопрос, следует ли вычитать из оставшегося количества времени еще и те 4 часа отдыха (не снимая снаряжения и не раздеваясь) в наряде, которые предусмотрены ст. 264 УВС РФ. По мнению автора, нет, поскольку и в этот период военнослужащий считается исполняющим обязанности дежурного. Тем не менее уменьшим оставшееся время на эти 4 часа, и даже, в угоду скептикам, еще на 2 часа, которые примерно тратит дежурный на личный завтрак, обед и ужин, находясь в наряде.

Итак, что получается? Конечный итог: (25 - 3 - 8 - 4 - 2) = 8 часов. Таким образом, в нашем примере даже при самом неблагоприятном для военнослужащего подсчете получаем 8-часовую переработку. Следовательно, согласно п. 3 Порядка военнослужащему за такой наряд должны быть предоставлены дополнительные сутки отдыха. То есть получается, что военнослужащий, неся службу дежурным по полку, зарабатывает больше дополнительного времени отдыха, нежели при участии в мероприятиях, указанных в Перечне . На первый взгляд это кажется перебором, поскольку, таким образом, за каждые три указанных дежурства должны предоставляться трое суток отдыха, а не как ранее - двое. Однако цифры - вещь упрямая и говорят сами за себя. Кроме того, например, в период того же похода кораблей, который хотя и может длиться месяцами, военнослужащие тем не менее вряд ли ежедневно отдыхают только по 4 часа, как то имеет место при исполнении обязанностей того же дежурного по полку.

Еще более неожиданным получается результат в случае, когда военнослужащий в примере с вышеуказанным регламентом служебного времени заступает в наряд с субботы на воскресение. В этом случае переработка составляет как минимум 16 часов (не учитываются восемь часов, приходящиеся на рабочий день). Соответственно, ему должно быть предоставлено минимум двое дополнительных суток отдыха. Это вполне логично, если учесть, что тот выходной, который он провел в наряде, должен был быть ему предоставлен, собственно, за отработанную 40-часовую неделю. Но ведь, кроме того, при несении службы в наряде в выходной день неизбежно возникает переработка, поскольку суточный наряд он на то и суточный, что длится минимум сутки, а не восемь часов. Следовательно, одни дополнительные сутки являются компенсацией за непредоставленный выходной по результатам трудовой недели, а вторые, собственно говоря, за переработку. В случае предоставления военнослужащему за несение службы в указанном наряде в выходные дни только одних суток отдыха не приходится говорить о равном праве на отдых между военнослужащими, проходящими службу в одном подразделении, поскольку, например, военнослужащий, проработавший 40-часовую неделю и, кроме того, заступивший в выходные дни в суточный наряд, а в понедельник получивший отгул, имеет в конечном итоге за прошедшую неделю одинаковое количество суток отдыха по сравнению с иными военнослужащими, которые в наряд не сходили. Это явно указывает на то, что компенсацию за переработку, возникшую вследствие несения службы в суточном наряде сверх нормальной продолжительности ежедневного (а в конечном итоге - еженедельного) служебного времени, военнослужащий не получил.

Итак, в нашем примере, предоставление одних дополнительных суток отдыха, например, в понедельник компенсирует военнослужащему пропавший выходной, который был ему положен за трудовую неделю, или, что в конечном итоге то же самое, - это компенсация лишь за 8 из 16 часов привлечения его к исполнению обязанностей военной службы в выходной день сверх установленной нормальной продолжительности еженедельного служебного времени. Еще 8 из 16 часов переработки остаются некомпенсированными. Если трудовые часы перевести в деньги, то получаем в конечном итоге дискриминацию в оплате труда.

Еще один вопрос, который в рамках настоящий статьи хотелось бы поставить, - это вопрос о том, вправе ли военнослужащие присоединять переработку к основному отпуску.

Из содержания п. 1 ст. 11 Закона, п. 3 Порядка, а также формы и порядка ведения журнала можно сделать вывод о том, что продолжительность предоставленной компенсации должна соответствовать времени переработки. Соответственно, она может быть менее восьми часов. В то же время если такая компенсация своевременно (в течение текущей недели) решением командира не была предоставлена (что следует расценивать как невозможность предоставления компенсации соответствующей продолжительности) и время переработки суммарно достигло величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени, то с этого момента у военнослужащего одновременно с правом на получение дополнительных суток отдыха возникает и право по своему усмотрению использовать эти сутки - либо до начала основного отпуска, либо присоединить их к нему. При этом, по мнению автора, должностные лица, предоставляющие военнослужащему дополнительный отдых до начала отпуска, не вправе дробить накопившуюся у военнослужащего переработку кратную величине ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени, на временные интервалы менее этого времени. Соответственно, если регламент служебного времени предусматривает 8-часовой рабочий день, то военнослужащему, имеющему переработку той же продолжительности, по его желанию должны быть предоставлены дополнительные сутки отдыха целиком. Предоставление же, например, вместо целых суток по одному дополнительному часу отдыха ежедневно на протяжении нескольких дней или недель, якобы в интересах службы, должно рассматриваться как неправомерные действия должностного лица.

В заключение следует отметить, что в каждом конкретном случае, в зависимости от того, в какие дни и к какому именно суточному наряду привлекается военнослужащий, а также содержания соответствующих инструкций, регламентирующих распорядок дня и несение службы в этом наряде, должна рассчитываться и соответствующая переработка, подлежащая фиксации в журнале. Поэтому при отсутствии в подразделении этого журнала доказать свое право на дополнительный отдых будет затруднительно.

Следует помнить, что надлежащее ведение журнала является не правом, а обязанностью командиров подразделений.