Я не знаю, чего я хочу по-настоящему. Как можно понять то, что ты хочешь? Не знаю чего хочу от жизни

Вопрос психологу:

Добрый день. Это продолжается около года. Я не живу, а существую, не знаю, чего хочу от жизни, вернее я твердо знаю чего я не хочу и очень-очень слабо понимаю чего хочу. Не работаю, а если быть точным больше чем на 2-3 месяца не задерживаюсь.

Не знаю имеет ли значение, или нет, но многие пишут. Родители развелись когда мне было 13, в школе я учился "ленивый хорошист", особо не проявлял к какому либо предмету интереса. С отцом отношение: "троюродный дядя иногда звонит, иногда видимся". Мама старается поддерживать меня во всех начинаниях. После армии я как небольшое судно в океане не имеющий понятия куда плыть, только направление "пока не знаю, но ты плыви пока прямо, а там разберемся". Все советы родных и близких вроде того, идти в органы, по контракту и т.п., "там стабильная зп, ипотека, потом пенсия и ты "счастлив"" игнорировал. Всегда хотел быть свободным, "голодным и безрассудным" вкушать жизнь каждый раз как только это возможно. В голове каша и она "кипит", постоянно в напряжении, мысли об открытии своего дела не покидают ни на час, а какое оно, в какой сфере не понятно. Чувство потери времени постоянно не дает покоя, оно грызет тебя изнутри и от этого еще сложнее понять что мне делать.

Про состояние писать не буду, т.к. оно схожее со многими людьми из этой темы, скажу лишь, что желания скатились до уровня физиологических потребностей поесть и сходить в уборную. Обидно что так проходят "лучшие годы".

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.

Иван, здравствуйте!

Взбодритесь!

Вам 22 года.

Есть желание работать на себя - начинайте! Что мешает?

Предлагаю Вам провести Swot-анализ своих целей. Составите его и сами увидите, как поступить (лучший советчик для Вас - Вы сами).

На листе А4, нарисуйте таблицу из 4-х колонок (или график). Для наглядности, наберите в интернете - Swot-анализ, Вам поисковик выдаст варианты расчёта на примере анализа эффективности компаний, однако данный способ оценки ситуации можно с успехом применить в личных целях.

1 колонка - "Возможности"

2 колонка - "Сильные стороны"

3 колонка - "Угрозы"

4 колонка - "Слабые стороны".

Что нужно сделать?

Распишите каждую из колонок. Возможности - это все благоприятные факторы из вне, которые могут Вам поспособствовать в самоопределени, например, в своём деле.

Сильные стороны - это Ваши личные возможности (что Вы умеете, можете делать, лично Ваши преимущества).

Угрозы - какие факторы со стороны Вам могут помешать, возможные риски.

Слабые стороны - лично Ваши особенности, привычки, поведение и т.д., которые играют Вам в минус.

После того, как составите таблицу, подумайте о способах перевода Ваших слабых сторон в сильные (заменить, либо минимизировать слабости). Так же, с внешними угрозами, рисками - как их сократить, увеличив внешние возможности.

Таким образом, Вы получите понятную картину с возможными дальнейшими действиями, планами. Поймёте своё конкурентное преимущество - чем Вы можете быть полезны другим людям, что умеете делать лучше других и актуальность своих услуг (как наемного сотрудника, так и в качестве предпринимателя).

Если неопределенность в сфере занятости останется открытой, проделайте ещё мини-технику:

1) укажите сферу, интересную Вам и другим (род деятельности, занятий, увлечений) - используйте ее

2) Напишите сферы, интересные Вам, но мало интересные другим - такие сферы либо оставьте, либо пробуйте что-то менять, что бы сделать привлекательными для других (определенная работа)

3) Напишите занятия, работу, мало интересную для Вас, но привлекательную для других - здесь пробуйте найти для себя интерес либо временно оставьте

Виктория Пекарская, психолог, гештальт-терапевт: Сознаете ли вы, что в своей крайней точке это состояние смертельно опасно?

Когда ребенок ощущает какую-то жизненно важную потребность (в еде, внимании, уходе, любви и т. п.), которую он не в силах удовлетворить самостоятельно, он зовет на помощь.

Младенец плачем привлекает внимание матери и, ожидая, что она придет и даст то, в чем он нуждается. Если мать не приходит (или делает не то), ребенок будет чувствовать, как потребность становится все острее и острее, и будет плакать и кричать сильнее: потребность сама никуда не исчезнет. Если проигнорировать его нужду в еде и уходе, ребенок просто не выживет. Результаты потребности в любви не так очевидны, потому, что убивают не сразу.

Потребность в любви – самая сильная потребность человека. И если к ребенку так никто и не придет, он, конечно, перестанет кричать и плакать, но не от того, что потребность чудным образом исчезла, а от истощения. Ребенок в бессилии и отчаянии, он очень страдает, и к нему приходит понимание, что эта его нужда не может быть удовлетворена никогда никем и никак.

Он начинает искать источник страдания, и находит: это его собственные желания, и чем больше он хочет , тем больше он будет страдать.

Так начинается путь «избавления от желаний».

Он учится забывать о своих чувствах и нуждах, чтобы отвлечься от боли и неудовлетворенности, ребенок будет старательно учиться (это дети с ранними достижениями, ранними интеллектуальными успехами, уже в 2-3-4 года они начинают читать и считать). Ему свойственны самообвинения. Убежденность «я не такой», «я недостаточно хорош» подпитывается невозможностью направить матери свой гнев за то, что та, например, оставила в яслях и ушла. По сути, он направляет гнев, адресованный матери, на себя. «Она ушла не потому, что она плохая (мама не может быть плохой), она ушла, потому что я плох и не заслуживаю любви». Он очень рано научается оправдывать («понимать») других: «она ушла, потому, что ей надо зарабатывать деньги, и я не имею права требовать от нее быть со мной».

И тогда во взрослом возрасте мы имеем:

1. «Я не знаю, чего я хочу». «Я хочу, чтобы вы мне сказали, что я хочу». Неумение тратить на себя деньги и другие ресурсы. Вера в собственную недостойность лучших условий, лучшей одежды, лучшей работы. Много альтруизма, желания заботиться о других. (Человек неосознанно делает другим то, в чем нуждается сам).

2. «Я не знаю, что я чувствую». Разучился очень давно… Они не чувствительны настолько, что постоянно перерабатываются, переутомляются до истощения.

3. «Я не имею право просить, требовать – даже хотеть чего-то от других людей, особенно от тех, кто для меня ценен». («Я даже знаю, почему они мне это не дадут: у них свои дела и интересы, им не до меня»). «Я никому не нужен», «Меня никто не любит». (В это просто невозможно поверить).

4. Сильнейший страх быть отвергнутым, отсюда – одновременно – демонстрация независимости (как компенсаторное поведение) и самозабвенное прилипание к человеку. Так проявляется страх повторения раннего детского отвержения, «не-принятия», «не-любви».

5. «Я ни на кого не злюсь, я добрый». «Если что-то идет не так, это я сам виноват». Страх предъявлять негативные чувства. Самообвинения и масса негативных убеждений о самом себе. И под всем этим — страх чувств, страх злости, и много отчаяния; сильнейшая борьба между импульсами любви и ненависти.

Это описание характера депрессивного человека . Его 2 основные проблемы:

1. Хроническое не удовлетворение потребностей

2. Невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств

Эти проблемы с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся, что бы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.

Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо он «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе — даже от самогигиены. Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель. На фоне безнадежности, отчаяния и истощения, нет сил, энергии даже на мышление. Полная утрата способности любить.

Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ… Трудно понять — чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то. Наоборот — у него обладание лишенности , и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

Это – невротическая депрессия (лечение антидепрессантами требуется в случае клинической депрессии, когда главный фактор — биологический, а не психологический).

Все это можно предупредить, не доводить до такого результата.

Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:

1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

Я имею право на потребности. Я есть, и я — есть я.

Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности…

Я имею право просить об удовлетворении, имею право добиваться того, в чем нуждаюсь…

Я имею право жаждать любви и любить других…

Я имею право на достойную организацию жизни…

Я имею право выражать недовольство…

Я имею право на сожаление и сочувствие…

… по праву рождения.

Я могу получить отказ. Я могу быть один.

Я позабочусь о себе в любом случае.

  • Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам оп себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувстовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы — лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле…

…тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

Как заметить ранние признаки депрессивности у других.

Если вы думаете, что человек с депрессивным характером выглядит грустным, или ноет и жалуется все время, то это отнюдь не так. Часто (особенно в молодом возрасте) это очень милый, отзывчивый, общительный и обаятельный человек. Он редко обижается, он всем доволен. Он без труда найдет, как оправдать неблаговидные поступки других людей.

Истинный критерий прост: если он близок к вам, вы никогда не услышите от него прямых требований любви и внимания, требования остаться, если вы уходите, требования изменить ваши планы, если вы хотите что-то не то, чего он ожидал. От ваших искренних признаний в любви, он будет либо сбегать (обесценивать, не замечать, игнорировать, хитро отклонять), либо плакать, если сбежать не получится. Потому, что это очень больно – понимать, как сильно ему нужна любовь, которой так долго нет. Как давно мир «должен» ему любовь…

Здравствуйте, Виктория.

Искать своё место в жизни и понимать, чего хочется, порой, действительно сложно. А когда почувствовать и понять не удаётся, живётся тяжело.

Вы пишете, что характер у Вас сложный, "ко всему в своей жизни я отношусь пофигистически". Я думаю, что возможно, в глубине души Вы довольно чувствующий и эмоциональный человек, а Ваш пофигизм и так называемый сложный характер - это такой способ справляться с эмоциями и защищаться от боли. Может быть, на протяжении всей жизни или в какие-то особо сложные, болезненные или даже трагичные для Вас моменты, Вы сталкивались с непониманием других людей, их чёрствовстью или просто с одиночеством (оставались одна в сложных ситуациях - без поддержки и ориентира)?

Попытка убить себя - это тоже, нередко, попытка защититься от тех сильных чувств, которые испытывает человек в сложной ситуации, а еще, это может быть призывом, криком о том, что человеку плохо и он нуждается в поддержке, понимании и участии.

Вы пережили и это. И сейчас пишете здесь.

Ещё.. у меня возник вопрос о том, есть ли у Вас молодой человек, к которому Вы питаете нежные чувства и это взаимно? Как обстоят дела у Вас с общением с молодыми людьми, мужчинами? Или же Вы одиноки? Я думаю, если Вы одиноки и Ваша потребность в любви и близости не удовлетворена, потеря каких-либо ориентиров и ощущение отсутствия желаний может быть связано и с этим. Если дела обстоят так, тогда, чтобы разобраться в себе, хорошо бы разобраться, в связи с чем Вы одиноки, были ли у Вас отношения с мужчинами, как Вы сейчас устраиваете свою личную жизнь, и устраиваете ли, что останавливает Вас от того, чтобы сближаться с людьми в поисках взаимного тепла, нежности, любви . То же касается и друзей.

Я мало Вас знаю - лишь несколько строк Вашего письма говорят мне немного о Вас. Поэтому подсказки мои будут общими - может быть, что-то Вам подойдёт, может быть что-то покажется совершенно чуждым. Читайте, прислушивайтесь к себе, пробуйте:

"Ягуар" с Жаном Рено

"Последний танец за мной"

"Умница Уилл Хантинг"

"Доктор Адамс"

"Трасса 60"

"Джери Магуайер"

"Моя жизнь без меня"

Может быть, что-то ещё приглянётся, в процессе поиска этих фильмов.

2. Есть замечательные книги, читая которые, Вы можете быть затронуты, понять что-то про себя и свою жизнь и найти внутри себя ресурсы для выбора своего пути:

Франкл "Человек в поисках смысла"

Бьюдженталь "Наука быть живым"

Ялом "Лечение от любви , и другие психотерапевтические новеллы".

Александр Лоуэн "Радость"

Александр Лоуэн "Удовольствие - творческий подход к жизни".

3. Ещё, для самостоятельного самоопределения можно воспользоваться таким способом, как создание образа желаемого будущего. Для этого Вам понадобится время, большой лист бумаги (ватман формата А1), разные журналы (разной тематики) с цветными картинками, ножницы, клей. Выделите себе пару-тройку часов для того, чтобы побыть одной. Листайте журналы и вырезайте из них те картинки, которые как-то затрагивают Вас, нравятся Вам, вызывают у Вас приятные эмоции. Может быть, это просто приятные эмоции, может быть будет в какие-то моменты чёткое осознавание, что картинка как-то символизирует то, чтобы Вам хотелось в Вашей жизни. Обязательно вырезайте то, что хочется!

Затем, используя клей и ватман, создайте коллаж из этих картинок, который называется "Моя жизнь, какой я хочу её видеть и ощущать". Не думайте много, идите больше за своими переживаниями - просто располагайте картинки на ватмане так, как велит Вам сердце. Коллаж завершён, когда смотря на него, Вы чувствуете, в целом , удовлетворение, и можете искренне сказать "Да, такой я хочу видеть и ощущать свою жизнь".

Я думаю, что в самом процессе этого действа, Вы можете обнаружить много своих желаний. Может быть, Вы и сейчас некоторые из них знаете. Но, важен еще и воспрос, знаете ли Вы, как их осуществить и замечаете ли Вы, как Вы останавливаете себя от осуществления своих желаний.

4. И последнее. Я думаю, Виктория, что Вы, несмотря на свой "сложный и пофигистичный" характер, человек ищущий. Об этом говорит мне и Ваше обращение. Вы ищете, как понять себя, как разобраться в себе, Вы ищете помощи и поддержки. Если общения в интернете Вам будет недостаточно, чтобы найти ответы на свои вопросы, я предлагаю Вам найти психолога , с которым Вы хотели бы встретиться очно и поговорить о себе и о своей жизни. Я думаю, Вам нужен человек, который смог бы понять Вас, услышать Вас, и не воспитывать Вас, а помочь Вам найти свой собственный путь.

Если решите выбрать психолога для очных встреч, почитайте статью Ирины Булюбаш "Первая встреча с психотерапевтом, или защита от дурака". В Яндексе можно найти по названию и автору. Это может помочь Вам выбрать специалиста, с которым вам будет комфортно и безопасно разговаривать о себе.

И ещё, как бы ни было плохо, помните, что всегда есть возможность обратиться за помощью - будь то очная встреча, телефон доверия или интернет. Не отказывайте себе в праве быть услышанной, когда Вам это очень нужно.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Узнай, чего ты на самом деле хочешь, и ты найдешь свое Призвание.

Так или примерно так советуют поступить многочисленные мотивационные книги и статьи по поиску своего Призвания, или иначе - Предназначения (Миссии, Смысла Жизни & etc.). Но как понять что хочешь ?

Казалось бы, ну чего тут сложного? Вроде все мы знаем, чего хотим. Кто-то денег побольше, кто-то здоровья покрепче, кому-то вторую половинку давай, а кому-то наследников и т.д.

Всякие нравоучения по поводу навязанных обществом желаний - всего лишь нравоучения. Мол, желания эти не являются истинными и все такое.

Чушь это собачья! Если человек грезит о большом доме, красивой машине или даже яхте, то какими бы навязанными ни были эти желания, они у него все равно есть.

А, стало быть, интерес к этому хоть какой-то имеется. Флаг ему в руки! Пусть желает себе на здоровье. Лишь бы желал.

А вот с этим как раз часто и возникают трудности - с умением и желанием желать. Проблема в том, что современный человек чаще всего сам не знает, чего он хочет.

Хочу то, что не знаю чего!

Наше положение на Земле поистине удивительно. Каждый появляется на ней на короткий миг, без понятной цели, хотя некоторым удается цель придумать. Но с точки зрения обыденной жизни очевидно одно: мы живем для других людей - и более всего для тех, от чьих улыбок и благополучия зависит наше собственное счастье…
Альберт Эйнштейн

Между прочим, подобные нравоучения о «неправильности» чужих (читай - навязанных) желаний еще больше сбивают с толку. Хотел человек раньше «квартиру – машину – дачу», чтобы все как у людей, а тут и это отбирают и говорят, что все суета сует, не надо ему всего этого, а надо что-то для души, значимое такое и даже великое, чтобы было ого-го, а не фуфел банальный.

На мой взгляд, все эти передергивания насчет только мешают людям понять, чего им действительно не хватает.

А не хватает им одного единственного - Счастья . Вот Самое Главное Желание любого человека на земле. Все остальное - лишь вещи, люди и события, которые должны привести его к этому Счастью.

Поэтому совершенно без разницы, навязанные желания или свои собственные, истинные или ложные. Если они хоть как-то приближают человека к ощущению Счастья, то они имеют право на существование.

Но почему же тогда многие люди теряются и не могут определиться со своими желаниями? Почему, черт возьми, чаще всего ничего не хочется вообще?

Ответ здесь один - стресс .

Стресса стало слишком много! От сумасшедшего ритма жизни, от переизбытка информации, от массы тех же возможностей, которых у обычного человека еще лет 50 назад просто не было.

А еще от сумасшедшего разнообразия продуктов на полках супермаркетов, от миллионов кинофильмов, музыки и прочих медиа файлов, ставших доступными в любое время и в любом количестве.

Да и от необходимости чего-то желать тоже стресс немалый, потому что давит на мозг дурацкой идеей: «Надо чего-то хотеть, а иначе и жить незачем».

  • Чаще отдыхайте . Делайте перерывы в монотонной деятельности хотя бы каждые час – полтора. Это касается всего, будь то работа, серфинг в Интернете, просмотр фильма или чтение книг.

    Книги читать полезно, но если это превращается в ежедневное просиживание за компом по многу часов, то ничего хорошего в этом нет. Мозг тратит львиную долю свободной энергии на усваивание прочтенного, да и глаза устают сильно, что тоже приводит к общей усталости.

    Если есть возможность поспать днем хотя бы полчаса, то обязательно используйте эту возможность. Люди в жарких странах придумали сиесту не только потому, что днем из-за жары невозможно что-то делать, а еще и потому, что это полезно для здоровья.

  • Займитесь йоговской растяжкой по вечерам . Найдите несколько подходящих именно вам простых упражнений из йоги и делайте мягкие растяжки. Ложитесь на пол и хорошенько потянитесь, как после сна.

    Можно даже просто сесть на стул и очень-очень медленно повращать головой, а затем плечами. Когда я говорю «очень медленно», то надо понимать это буквально.

    К примеру, один оборот головы выполнять не за 3 – 5 сек, а целую минуту. И в сумме заниматься не менее 5 минут. Попробуйте! Сами удивитесь, насколько здорово это снимает напряжение. И никакие массажисты и мануальщики вам не понадобятся.

  • Не ешьте на ночь . Уже всем намозоливший глаза совет. И, тем не менее, он действительно работает! Много раз испытано на самом себе.

    Если я вечером переедаю - не важно, до 18 ч. или после - то и сплю дольше, и просыпаюсь далеко не в лучшем самочувствии. Если же ужинаю в меру, то просыпаюсь рано и бодрячком.

    Лишняя еда - это лишние затраты энергии на ее переваривание. Особенно ночью, когда организм должен спать, а не решать, куда девать эти чертовы пельмени.

  • По сути, это и есть то самое Главное Призвание любого человека - быть Счастливым. А все остальное - лишь сопутствующие ништяки.

    ПС: Посмотрите очень толковую лекцию от доктора А. В. Курпатова на тему «Как понять чего ты хочешь от жизни» . Немного жестко, но зато честно и по делу.

    Экология потребления.Психология: Если вы думаете, что человек с депрессивным характером выглядит грустным, или ноет и жалуется все время, то это отнюдь не так...

    Сознаете ли вы, что в своей крайней точке это состояние смертельно опасно?

    Когда ребенок ощущает какую-то жизненно важную потребность (в еде, внимании, уходе, любви и т.п.), которую он не в силах удовлетворить самостоятельно, он зовет на помощь.

    Младенец плачем привлекает внимание матери и, ожидая, что она придет и даст то, в чем он нуждается. Если мать не приходит (или делает не то), ребенок будет чувствовать, как потребность становится все острее и острее, и будет плакать и кричать сильнее: потребность сама никуда не исчезнет. Если проигнорировать его нужду в еде и уходе, ребенок просто не выживет.

    Результаты неудовлетворения потребности в любви не так очевидны, потому, что убивают не сразу.

    Потребность в любви – самая сильная потребность человека. И если к ребенку так никто и не придет, он, конечно, перестанет кричать и плакать, но не от того, что потребность чудным образом исчезла, а от истощения. Ребенок в бессилии и отчаянии, он очень страдает, и к нему приходит понимание, что эта его нужда не может быть удовлетворена никогда никем и никак.

    Он начинает искать источник страдания , и находит: это его собственные желания , и чем больше он хочет, тем больше он будет страдать.

    Так начинается путь «избавления от желаний».

    Он учится забывать о своих чувствах и нуждах. Чтобы отвлечься от боли и неудовлетворенности, ребенок будет старательно учиться: это дети с ранними достижениями, ранними интеллектуальными успехами (уже в 2-3-4 года они начинают читать и считать). Ему свойственны самообвинения. Убежденность «я не такой», «я недостаточно хорош» подпитывается невозможностью направить матери свой гнев за то, что та, например, оставила в яслях и ушла. По сути, он направляет гнев, адресованный матери, на себя. «Она ушла не потому, что она плохая (мама не может быть плохой), она ушла, потому что я плох и не заслуживаю любви». Он очень рано научится оправдывать («понимать») других: «она ушла, потому, что ей надо зарабатывать деньги, и я не имею права требовать от нее быть со мной».

    И тогда во взрослом возрасте мы имеем:

    1. «Я не знаю, чего я хочу». «Я хочу, чтобы вы мне сказали, что я хочу». Неумение тратить на себя деньги и другие ресурсы. Вера в собственную недостойность лучших условий, лучшей одежды, лучшей работы. Много альтруизма, желания заботиться о других. (Человек неосознанно делает другим то, в чем нуждается сам).

    2. «Я не знаю, что я чувствую». Разучился очень давно… Они нечувствительны настолько, что постоянно перерабатываются, переутомляются до истощения.

    3. «Я не имею право просить, требовать, даже хотеть чего-то от других людей, особенно от тех, кто для меня ценен». («Я даже знаю, почему они мне это не дадут: у них свои дела и интересы, им не до меня»). «Я никому не нужен», «Меня никто не любит». (В это просто невозможно поверить).

    4. Сильнейший страх быть отвергнутым, отсюда – одновременно – демонстрация независимости (как компенсаторное поведение) и самозабвенное прилипание к человеку. Так проявляется страх повторения раннего детского отвержения, «не-принятия», «не-любви».

    5. «Я ни на кого не злюсь, я добрый». «Если что-то идет не так, это я сам виноват». Страх предъявлять негативные чувства. Самообвинения и масса негативных убеждений о самом себе. И под всем этим - страх чувств, страх злости, и много отчаяния; сильнейшая борьба между импульсами любви и ненависти.

    Это описание характера депрессивного человека.

    Его 2 основные проблемы:

    1) хроническое неудовлетворение потребностей,

    2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.

    Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.

    Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.

    На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.

    Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ...

    Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то. Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

    Это – невротическая депрессия . Все можно предупредить, не доводить до такого результата.

    Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:

    1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

    • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
    • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
    • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
    • Я имею право жаждать любви и любить других.
    • Я имею право на достойную организацию жизни.
    • Я имею право выражать недовольство.
    • Я имею право на сожаление и сочувствие.
    • … по праву рождения.
    • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
    • Я позабочусь о себе в любом случае.


    Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача "выучить текст" не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых "истин".

    2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

    …тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

    Как заметить ранние признаки депрессивности у других

    Если вы думаете, что человек с депрессивным характером выглядит грустным, или ноет и жалуется все время, то это отнюдь не так. Часто (особенно в молодом возрасте) это очень милый, отзывчивый, общительный и обаятельный человек. Он редко обижается, он всем доволен. Он без труда найдет, как оправдать неблаговидные поступки других людей.

    Истинный критерий прост: если он близок к вам, вы никогда не услышите от него прямых требований любви и внимания, требования остаться, если вы уходите, требования изменить ваши планы, если вы хотите что-то не то, чего он ожидал. От ваших искренних признаний в любви он будет либо сбегать (обесценивать, не замечать, игнорировать, хитро отклонять), либо плакать, если сбежать не получится. Потому, что это очень больно – понимать, как сильно ему нужна любовь, которой так долго нет. Как давно мир «должен» ему любовь… опубликовано