Законодательные основы независимости судебной власти в российской федерации. Независимость судей как важнейшая гарантия усиления судебной власти Независимость судебной власти обеспечивается

В. А. Панюшкин, П. Н. Шабанов

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Статья посвящена анализу положений Конституции Российской Федерации о независимости судебной власти. Изучается соотношение понятий «самостоятельность» и «независимость» судебной власти, дается определение суверенности судебной власти. В работе исследуется вопрос регламентации в конституциях зарубежных государств положений о независимости судебной власти.

К л ю ч е в ы е с л о в а: Конституция Российской Федерации, независимость и самостоятельность судебной власти, суверенность судебной власти.

Article is devoted to the analysis of provisions of the Constitution of the Russian Federation about independence of judicial authority. The ratio of concepts of «independence» of judicial authority is studied, definition of a sovereignty of judicial authority is given. In work the regulation question in constitutions of the foreign states of regulations on independence of judicial authority is investigated.

K e y w o r d s: Constitution of the Russian Federation, independence of judicial authority, sovereignty of judicial authority.

Состояние правосудия в Российской Федерации является одним из критериев оценки уровня демократии и законности. Мировой опыт свидетельствует, что правовое государство может существовать только в том случае, если в стране имеется сильная, независимая и авторитетная судебная власть. Это необходимое условие формирования гражданского общества и построения правового демократического государства.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В ст. 120, 122 Конституции РФ закреплены принципиальные положения, согласно которым судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Независимость судебной власти является основой любого демократического государства, поскольку именно она обеспечивает существование реальной конституции и проведение в жизнь идеи верховенства закона.

Судебной власти присущи признаки политической (государственной) власти, которая имеет свои особенности: обладая государственно-властными полномочиями и осуществляя их только судами в строго установленной процессуальной форме, судебная власть призвана защищать права и свободы граждан, конституционный строй Российской Федерации, обеспечивать соответствие актов законодательной и исполнительной власти Конституции РФ, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и других нормативных актов. Суд как орган судебной власти служит арбитром в разрешении споров; судебные решения обязательны для исполнения всеми органами, организациями, должностными лицами, гражданами. Более того, судебная власть преюдициаль-

© Панюшкин В. А., Шабанов П. Н., 2013

В. А. Панюшкин, П. Н. Шабанов

на, что означает такую ее организацию, при которой суд устанавливает факт, а все другие органы государственной власти его применяют в обязательном порядке. Причем преюдиция органов судебной власти шире, чем обязательность исполнения судебного решения.

В правовой литературе термин «судебная власть» употребляется в разных значениях: система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды; система судебных органов государства, осуществляющих правосудие1; в некоторых случаях рекомендуется «обращаться к судебной власти» для защиты тех или иных институтов, разрешения спора; гл. 7 Конституции РФ - «Судебная власть» - содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

В правовой литературе не раз отмечалось, что проблема независимости ветвей власти связана не столько с их абсолютной обособленностью, сколько с взаимным уравновешением и взаимодействием, которые обеспечивает система «сдержек и противовесов»2.

Чтобы судебная власть действительно была независима от других ветвей власти, она должна быть наделена реальными полномочиями по контролю за деятельностью органов законодательной и исполнительной власти, за соответствием принимаемых ими решений Конституции РФ и действующим законам. Концепция судебной реформы в Российской Федерации 1991 г. прямо называет функцию судебного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции, неотъемлемой чертой правосудия3.

Важность принципа разделения властей заключается в том, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Со своей стороны, судебная власть не должна вмешиваться в прерогативы деятельности законодательной и исполнительной властей.

Органы судебной власти занимают особое место не только в механизме государственной власти, но и в общественном сознании, поскольку воспринимаются как важнейший инструмент социальной защиты. Отсюда - признание его важнейшим общественным институтом. Суд укрепляет экономическую и политическую стабильность в обществе, решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, он играет значительную воспитательную роль, приобщает граждан к принятым в обществе стандартам поведения, к соблюдению общечеловеческих ценностей. Судебная власть - «это тот новый политический и правовой феномен, который адекватно отражает стремление построить на российской почве правовое «государство, основанное на доктрине разделения властей»4.

В контексте вопроса о правовой природе судебной власти необходимо сказать о соотношении категорий «самостоятельность» и «независимость» судебной власти. Следует ли понимать конституционное положение о самостоятельности судебной власти как исключающее возможность говорить о ее независимости?

1 Советский энциклопедический словарь. М., 1979. С. 1295.

2 См., например: Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 255.

3 Концепция судебной реформы в Российской Федерации // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.

4 Конституция и закон: стабильность и динамизм. М., 1998. С. 126.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2013-№ 2

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

Анализ высказанных в юридической литературе мнений по данному вопросу в отношении судебной власти показывает, что в его понимании нет единства.

Одни авторы говорят о самостоятельности судебной власти и независимости судей. Так, В. А. Ржевский и Н. М. Чепурнова полагают, что говорить о самостоятельности можно только применительно к судебной власти в ее взаимодействии с иными властями, а о независимости - применительно к осуществлению правосудия независимым должностным лицом - судьей5.

М. В. Баглай, например, отмечает, что «самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны»6.

По мнению Л. Т. Ульяновой, самостоятельность судебной власти подкрепляется положением о независимости судей, присяжных, народных заседателей и подчинении их при осуществлении правосудия только Конституции РФ и закону (в то же время автор обозначает данный принцип как принцип самостоятельности судов, независимости судей, народных и присяжных заседателей)7.

П. А. Лупинская подчеркивает, что самостоятельность суда требует реализации судебной власти независимыми судьями и присяжными заседателями8. В. П. Божь-ев также говорит о независимости судей как непременном условии отправления правосудия9.

Другие авторы полагают правомерным говорить о самостоятельности и независимости судебной власти как ее неотъемлемых свойствах. Так, А. В. Цихоцкий, отмечает: «Главное свойство судебной власти - ее самостоятельность и независимость... когда речь идет о независимости судебной власти, это касается организационных моментов ее функционирования, которые, безусловно, подлежат закреплению законом...»10.

О самостоятельности и независимости судебной власти говорит и Т. А. Савельева, отмечая, что «принципы независимости и самостоятельности судебной власти... можно рассматривать как принципы демократического правового государства, основу его конституционного строя»11.

В. В. Ершов, рассматривая правовые гарантии независимости судебной власти, полагает, что суть последней можно раскрывать прежде всего через права суда по отношению к законотворческим и исполнительным органам государственной власти12.

Интересное мнение высказывает Председатель Верховного Суда РФ В. М. Лебедев, подчеркивая, что «самостоятельность судебной власти - важное условие и предпосылка независимости правосудия и лиц, его осуществляющих»13.

5 См.: Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 1998. С. 147.

6 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2009. С. 616.

7 См.: Уголовный процесс / под ред. К. Ф. Гуценко. М., 1998. С. 61.

8 См.: Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / под ред. П. А. Лупинской. М., 1999. С. 132.

9 См.: Уголовный процесс / под ред. В. П. Божьева. М., 2000. С. 82.

10 Цихоцкий А. В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам. Новосибирск, 1997. С. 43.

11 Савельева Т. А. Судебная власть в гражданском процессе. Саратов, 1997. С. 28.

12 См.: Ершов В. В. Судебная власть в правовом государстве: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. С. 71-72.

13 Лебедев В. М. Судебная власть в современной России. СПб., 2001. С. 36.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2013-№ 2

В. А. Панюшкин, П. Н. Шабанов

Ю. И. Стецовский, исследуя конституционные основы судебной власти, также говорит о ее самостоятельности и независимости от других ветвей власти: «Будучи отделенной от законодательной и исполнительной власти, судебная власть обязана действовать независимо от них»14.

Е. В. Кладий рассматривает судебную власть как разновидность государственной власти, которая самостоятельно и независимо от других ветвей государственной власти (законодательной и исполнительной) осуществляет свои властные, публично-правовые полномочия в установленных государством формах и с использованием надлежащих процедур15.

О самостоятельности и независимости как разных характеристиках судебной власти говорят и некоторые другие авторы16.

Думается, что в подтверждение правоты последних можно сослаться на положения Концепции судебной реформы 1991 г., где одной из главных задач провозглашалось утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной17.

Данное концептуальное положение получило свое дальнейшее развитие в действующем законодательстве. Так, согласно п. 2 ст. 1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона РФ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Данные нормы свидетельствуют о том, что законодатель рассматривает «самостоятельность» и «независимость» как неравнозначные категории и применяет их к понятию «судебная власть», а не к какой-либо форме ее реализации.

Рассмотрев самостоятельность и независимость в качестве основных характеризующих признаков судебной власти, мы пришли к выводу, что объединить данные категории представляется возможным под единым определением «суверенность судебной власти». Суверенность является неотъемлемым свойством любой власти; в попытках противопоставить самостоятельность и независимость судебной власти, включить одно свойство судебной власти в другое, подчас забывается о том, что это разные стороны одного определяющего качества для любой власти. Естественно, суверенность судебной власти носит несколько иной характер, чем суверенитет государственной власти в целом, и отнюдь не означает полного изъятия судебной власти из общего механизма государства, работающего в рамках «концепции единства государственной власти и разделения ее ветвей»18.

В практике толкования и применения международными юрисдикционными органами норм, предусматривающих право на справедливое судебное разбирательство, непременно используется положение о независимости суда от других ветвей власти. Такое положение содержится, например, в Основных принципах,

14 Стецовский Ю. И. Судебная власть. М., 1999. С. 54.

15 См.: Кладий Е. В. Судебная власть в системе государственной власти Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 7.

16 См., например: Судебная власть. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. В. М. Семенова. Екатеринбург, 2002. С. 14 ; Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. М., 2003. С. 81, 210 ; Лазарева В. А. Судебная защита в уголовном процессе РФ: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 14.

17 См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации.

18 Чиркин В. Е. Законодательная власть. М., 2008. С. 78.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2013-№ 2

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

касающихся независимости судебных органов19, принятых VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренных 29 ноября и 13 декабря 1985 г. резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН: независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в Конституции или законах страны, все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов.

Следует заметить, что конституции большинства зарубежных государств содержат разделы (главы) о судебной власти, в которых либо говорится непосредственно о независимости судебной власти (например, ст. 117 гл. 6 Конституции Болгарии, ст. 104 разд. 4 ч. 2 Конституции Италии, ст. 173 разд. 8 Конституции Польши, ст. 64 разд. 8 Конституции Франции, ст. 115 гл. 4 разд. 4 Конституции Хорватии), либо о независимости судов или судей (например, ст. 97 разд. 9 Конституции Германии, ст. 117 разд. 6 Конституции Испании, ст. 9 ч. 1 Конституции Турции, ст. 81 гл. 4 Конституции Чехии, ст. 76 гл. 6 Конституции Японии), при этом, как правило, подчеркивается их независимость от других ветвей государственной власти20. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составляющей государственной власти.

Как показывает анализ конституционного законодательства стран СНГ и Балтии, аналогичные нормы закреплены на конституционном уровне во многих из них. Так, независимость судебной власти закреплена в ст. 7 Конституции Азербайджанской Республики, ст. 82 Конституции Грузии, ст. 84 Конституции Республики Таджикистан, ст. 106 Конституции Республики Узбекистан. Вместе с тем в конституциях некоторых стран бывшего Союза говорится лишь о самостоятельности ветвей власти, системе сдерживания и уравновешения друг друга (ст. 4 Конституции Туркменистана, ст. 3 Конституции Казахстана, ст. 7 Конституции Кыргызстана, ст. 4 Конституции Туркменистана) либо о самостоятельности государственных органов, их взаимодействии между собой (ст. 5 Конституции Республики Армения, ст. 6 Конституции Республики Беларусь, ст. 6 Конституции Украины). В ст. 6 Конституции Республики Молдова говорится только о взаимодействии властей при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции21.

Некоторые авторы рассматривают независимость судебной власти как важнейший принцип, который «является отправным, определяющим положение суда в современном государстве». При этом самостоятельность судебной власти - лишь один из аспектов (институциональный) ее независимости: «Независимость в институциональном аспекте этого понятия (или самостоятельность судебных учреждений и отдельных судей по отношению к другим государственным или общественным органам)...»22. Вторым аспектом независимости судебной власти и ее носителей в содержательном значении этого термина является беспристрастность.

Анализ международных документов, Концепции судебной реформы 1991 г., норм Конституции РФ и отраслевого законодательства позволяет говорить о самостоятельности и независимости судебной власти от законодательной и исполнительной властей как ее важнейших характеристиках.

19 См.: Анишина В. И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. М., 2006. С. 171-176.

20 См.: Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003 ; Конституции государств Европы. М., 2001.

21 См.: Там же.

22 Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. М., 2003. С. 211.

В Конституции Российской Федерации (ст. 120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей - важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан.

В Российской Федерации принцип независимости суда и судей провозглашен как на конституционном (ст. 10, 119 и 120), так и на законодательном уровнях (например, ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и ст. 1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»). Формулы российского конституционного законодательства более лаконичны, текущего - более детальны. Петрухин И.Л. Судебная власть М.: Проспект, 2003. - С. 211

В.А. Дмитриев считает, что «принцип независимости судебной власти определяет статус суда в современном государстве. Принцип независимости судей и подчинения их только закону вытекает из положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), в котором закреплено, что каждый человек имеет право на справедливое и публичное разбирательство уголовных и гражданских дел компетентным судом, созданным на основании закона.

Самостоятельность судебной власти подкрепляется положением о независимости судей и подчинении их при осуществлении правосудия только Конституции РФ и закону. Это положение требует создания таких условий, в которых суд смог бы принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства. Исследование обстоятельств дела также должно проходить в обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления. Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство). Учебник / А.П. Гуськова, А.А. Шамардин. - М.: Юристъ, 2005. - С. 135

Независимость судей возможна при условии подчинения их только закону, а подзаконность возможна при условии ограждения судей от воздействия внешних и внутренних факторов. Независимость без подчинения закону может породить произвол. Между тем независимость судей является важным условием существования в стране авторитетной и самостоятельной судебной власти, способной беспристрастно и объективно осуществлять правосудие, эффективно защищать права и законные интересы граждан и государства». Беляев М.А., Григорьева Е.А., Кожевников О.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» / Под редакцией: В.А. Дмитриева. - М.: Изд-во ЭлКниги, 2012. - С. 113

В комментарии к Конституции Российской Федерации О.Е. Кутафин отмечает, что независимость судей гарантируется мерами их правовой защиты, материального и социального обеспечения. К этим мерам он относит: а) предусмотренную законом процедуру осуществления правосудия; б) запрет, под угрозой наказания чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судей; г) право судей на отставку; д) неприкосновенность судей. Судья при исполнении своих полномочий, во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Он не вправе быть депутатом, третейским судьей, принадлежать к политическим партиям и движениям. Судье запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Независимость судей обеспечивается также деятельностью органов судейского сообщества, основными задачами которых являются защита прав и законных интересов судей, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности и др. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства, которое принимает меры по материально-финансовому и социальному обеспечению судей. Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" в России не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (статья 5). Фадеев В.И. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. - М.: Проспект, 2014. - С. 233

Независимость судей от чьей бы то ни было воли, их самостоятельность в осуществлении правосудия основываются на подчинении судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - 8-е изд. - М.: Зерцало, 2007. - С. 311

Независимость судьи в институциональном смысле этого понятия или его самостоятельность, так же как и самостоятельность судебной власти, сегодня признаны в нашей стране. Судьи составляют самостоятельную часть публичной или государственной службы, выделяются в обособленную категорию носителей политической власти (категория "А") в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Таким образом, независимость судебной власти означает, что при выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона "О судебной системе РФ"). Никто не имеет право давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел.

Независимость судебной ветви власти отражена в федеральном законодательстве, в частности в ФКЗ «О судебной системе РФ». Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной ветви власти. Судебная власть реализуется в рамках своих полномочий, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах. Обязанность государства выделять достаточное обеспечение для осуществления судами беспристрастно и независимо своих судебных полномочий.

Принцип независимости судов и судей.

Судьи, присяжные и арбитражные заседатели в рамках своих полномочий обладают независимостью и самостоятельностью и подчиняются исключительно Конституции РФ и законам Российской Федерации. Действия, связанные с оказанием давления на судей, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении ими своих полномочий, расценивается действующим законодательством как противоправное деяние.

Принцип презумпции невиновности.

Согласно принципу презумпции невиновности, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказан в соответствии с установленной закон процедурой. Также, в соответствии с этим принципов бремя доказательства лежит на стороне обвинения.

Принцип обеспечение беспристрастного суда.

Беспристрастность суда гарантируется: обеспечением каждому права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно; обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда; правом на отвод каких-либо участников процесса.

Принцип состязательности и равноправия сторон.

Данный принцип предполагает наделение равными правами по отстаиванию собственных интересов всех сторон процесса судопроизводства - истца или обвинителя, ответчика или подсудимого.

Принцип открытости и гласности судопроизводства.

Принцип открытости и гласности судопроизводства означает, что любой гражданин, достигший 16 летнего возраста, вправе присутствовать на судебной заседании, если оно не является закрытым. Также принцип предполагает право на освещение хода судебного разбирательства в прессе.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Любой человек и гражданин, права и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратится в уполномоченные органы, в частности в суд, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов.

Принцип обязательности судебных решений.

Принцип государственного или национального языка в судах.

Право на ведение судопроизводство на национальном языке республик закреплено в статье 26 и 68 Конституции Российской Федерации.

Принцип свидетельского иммунитета.

Означает, что граждане РФ имеет право не свидетельствовать и не давать показаний против установленного федеральным законом круга лиц.

Принцип диспозитивности судопроизводства.

Заключается в предоставлении участникам судебного процесса права на распоряжение своими материальными и процессуальными правами.

Принцип государственного языка судопроизводства.

Характеризуется установлением конкретного языка, на котором ведется судопроизводства.

Принцип участия граждан в отправлении правосудия.

Означает наличие возможности гражданами РФ влиять на отправление правосудия на территории РФ, посредством мер обусловленных их статусом - профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя, иной ролью.

Содержание принципа независимости судебной власти

Определение 1

Независимость судебной власти – правовая категория, отражающая состояние при котором влияние внешних факторов на исполнение органами судебной власти своей функции является невозможным.

Наряду с принципом независимости судебной власти также выделяется и принцип независимости судьи, как носителя судебной власти.

Определение 2

Эти два принципа являются неразделимыми, так как независимость судебной власти может быть обеспечена только при условии независимости судей.

Реализация принципа независимости судебной власти означает запрет любого незаконного вмешательства в процесс осуществления судом правосудия . Нарушение этого принципа влечет за собой законодательно предусмотренную ответственность. Принцип независимости судебной власти находит свое выражение в отсутствии у судьи обязанности объяснять сущность рассматриваемого им дела, давать его для ознакомления и согласовывать содержание принимаемого решения.

Независимость судебной власти означает:

  • независимость от мнения и влияния органов государственной власти и отдельных должностных лиц, средств массовой информации;
  • независимость от выводов предварительного следствия или дознания, мнения прокурора и других лиц, участвующих в судебном процессе;
  • независимость судебного состава – каждый судья не должен быть зависим от мнения коллег при коллективном рассмотрении дела, возможность самостоятельно исследовать доказательства и выражать свое особое мнение;
  • независимость от судов высшего звена.

Значение принципа независимости судебной власти заключается в том, что с его помощью обеспечивается осуществление идеи верховенства закона, составляющей суть самой судебной власти.

Значимость принципа независимости для осуществления судебной власти подчеркивается его регулированием не только на национальном, но и на международном уровне.

Замечание 1

Еще в 1985 году Генеральной Ассамблеей ООН был принят документ «Основные принципы независимости судебных органов», в котором подчеркивалась необходимость создания условий независимой реализации судебной деятельности , во время отправления правосудия судья может быть подчинен только закону.

Гарантии независимости судебной власти

Для обеспечения независимости судебной власти и судей как её носителей, провозглашения данных принципов и закрепления их в законодательных актах недостаточно. Необходимы правовые гарантии.

Гарантии независимости судей составляют важную часть правового статуса судьи.

Политические гарантии независимости судебной власти:

  • запрет на участие судей в каких-либо государственных и иных организациях;
  • судья не должен принадлежать к какой-либо политической партии или движению;
  • судья не может представлять интересы каких либо государственных структур, должностных лиц, социальных групп и народностей.

Экономические гарантии независимости судебной власти заключаются в предоставлении судьям со стороны государства материального и социального обеспечения, величина которого соответствует статусу судьи и важности выполняемых им обязанностей.

Правовые гарантии:

  • установленная законом несменяемость судей и неограниченность срока их полномочий;
  • порядок отбора судей;
  • особый порядок наделения судьи полномочиями и их прекращения;
  • законодательное закрепление не подотчетности судей в деятельности по отправлению правосудия
  • неприкосновенность судей и создание системы защиты жизни и здоровья судей и членов их семьи, а также их имущества.

Законодательством предусмотрены меры уголовной ответственности за вмешательство в деятельность органов правосудия, что также является одной из гарантий независимости судебной власти.

Страницы в журнале: 91-97

Н.А. Гущина,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Юридического института Балтийского федерального государственного университета им. И. Канта Россия, Калининград [email protected]

Исследуются проблемы обеспечения независимости судей при отправлении правосудия, вносятся рекомендации по усилению гарантий их независимости. Это явится важнейшим инструментом совершенствования судебной деятельности с целью повышения ее эффективности и открытости для нужд общества, позволит обеспечить качественно новый уровень правосудия.

Ключевые слова: судья, судебная власть, гарантии независимости, правосудие, суд, ответственность, председатель суда, право, справедливость.

Судебная власть - одна из ветвей государственной власти, призванная выполнять ведущую роль в утверждении верховенства права. Осуществляется она специальными органами - судами, уполномоченными от имени государства и на основе норм закона рассматривать и разрешать возникающие жизненные конфликты. Это позволяет избежать неоправданного применения силы, самоуправства, гарантируя соблюдение принципа социальной справедливости. Не случайно судебные органы называют органами правосудия. Термин «правосудие» сформировался из словосочетания «правый суд», т. е. справедливый, честный суд.

На протяжении развития человеческого общества правосудие видоизменялось и совершенствовалось. В современном его понимании правосудие определяется как деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения в судебных заседаниях в установленном законом порядке гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях с целью укрепления законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан . Судьи как носители судебной власти на профессиональной основе выполняют закрепленные за ними обязанности.

Фундаментальное значение для российского правосудия имеет установление Конституцией РФ единых требований к судебным органам и судьям, а также закрепление принципов самостоятельности и независимости судей и подчинение только Конституции РФ и федеральным законам .

На этапе реформирования судебной системы проблема самостоятельности и независимости судей при отправлении правосудия приобретает первостепенное значение1 .

Еще на рубеже ХХ века известный русский юрист И.Я. Фойницкий отмечал, что независимость судей характеризуется двумя составляющими: независимостью внешней (от воздействия прочих властей, в государстве существующих) и независимостью внутренней, связанной с наличием определенных личных качеств у судьи . Эти слова выдающегося юриста имеют прямое отношение к независимости судей в сегодняшней России.

Принцип независимости судей предполагает, с одной стороны, недопустимость вмешательства в процесс отправления правосудия других видов власти, средств массовой информации и т. д.; с другой стороны, судья, осуществляющий правосудие, должен обладать высоким профессионализмом, безупречной нравственностью, убежденностью, способностью отстаивать свою независимость. Профессиональная этика судей обязывает их использовать силу закона только в интересах общества и государства, для охраны прав и свобод физических и юридических лиц.

На практике степень проявления первого и второго аспектов независимости судей в разных государствах и обществах неодинакова. Это предопределяется действием целого ряда факторов, заметное место среди которых занимает степень развитости правовой культуры общества и цивилизованность самого государства, его готовность защищать права и законные интересы человека и гражданина.

Тем не менее обе составляющие принципа независимости судей отражают способность противостояния всевозможным попыткам влиять на принятие ими решения в соответствии с собственным убеждением. Любое внешнее вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия грубо нарушает принцип независимости судей и препятствует нормальной деятельности суда. Такие действия признаются преступными, за них ст. 294 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность . Законодатель не допускает вмешательства в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.

Внешнее вмешательство в деятельность судьи по отправлению правосудия выражается в различных формах, например, в виде требований, обещаний оказать услугу и др. Такое воздействие может быть оказано и через третьих лиц - родственников, знакомых, коллег и т. д. Мотивы преступления - корысть, месть, помощь близкому или знакомому и др.

Как в советский, так и в постсоветский периоды развития российского общества основным свойством принципа независимости судей является недопустимость постороннего воздействия на судей при отправлении ими правосудия. Суть принципа независимости судей отражена в ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», где говорится, что судьи осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону .

Независимый судья способен грамотно рассмотреть спорный вопрос при наличии профессиональной компетентности, высоких моральных качеств, внутреннего удовлетворения занимаемой позицией, основанной на неукоснительном следовании предписаниям закона. Судьи, обладающие столь разноплановыми ценностями интеллектуального, этического, поведенческого, психологического характера, возвышают свой авторитет на протяжении всей своей деятельности, тем самым вызывают уважение и доверие со стороны граждан. В свою очередь это позитивно сказывается на формировании у граждан уверенности в наличии общественной справедливости, убежденности в том, что их права и законные интересы всегда будут защищены.

На протяжении всей истории человечества передовая часть общества всегда призывала к поиску идеалов справедливости. В современной России государственным институтом, способным удовлетворить потребность в утверждении справедливости, может быть только независимый самостоятельный суд. Однако реализация принципа независимости судей сегодня в нашей стране связана с рядом серьезных проблем, одной из которых является предоставление председателям судов слишком широких дискреционных полномочий. Председатели судов пользуются значительной властью в отношении судей, приписанных к соответствующему суду, особенно в вопросах назначения на должность, повышения в должности, отстранения от должности. Назначению на судейскую должность предшествует длительная процедура подбора кандидатуры. Каждая кандидатура представляется председателем суда областного звена и, соответственно, председателем такого же уровня военного суда. На кандидата в судьи составляют характеристику и направляют в квалификационную коллегию судей. Нередки случаи, когда характеристики необъективны. Практически подбор кандидатур, реализация согласительных процедур не исключают коррупционных составляющих. Поэтому не всегда на судейских должностях оказываются люди, отличающиеся высокими моральными и профессиональными качествами.

При подборе кандидатуры на судейскую должность особенно важно учитывать личностные качества кандидата, его способность противостоять попыткам чьего-либо воздействия. Судья должен иметь высокий уровень самосознания, проявляющегося как внутренне присущее ему свойство личности, должен обладать высоким интеллектом, профессиональным правосознанием, правовой культурой, которые воспитываются с раннего этапа формирования человека как личности и гражданина. Сегодня актуально звучат слова И.Я. Фойницкого: судью «воспитывает общество, его окружающее, примеры, в жизни им наблюдаемые, наука, ум его возвышающая. Если почва в этой основной, психологической сфере не подготовлена, никакие мероприятия государственные не сотворят независимость судьи» . В контексте сказанного справедливы слова Н.А. Петухова и Г.Т. Ермошина, которые отмечают, что если личность сама по себе латентно неустойчива к внешнему воздействию, то вряд ли она изменится, надевая судейскую мантию . Поэтому все чаще обсуждается в литературе вопрос о возвращении к ранее существовавшей системе избрания судей посредством честных и законных выборов . Избрание федеральных судей населением в условиях широкого обсуждения кандидатур обеспечило бы улучшение качества кадрового состава, исключило бы попадание на судейские должности случайных лиц, которые по своим профессиональным и моральным качествам недостойны высокого статуса судьи.

Нередки случаи, когда судья, убежденный в правильности своего поведения в процессе осуществления правосудия, может оказаться полностью зависимым от руководства суда. Широкий круг дискреционных полномочий председателя суда позволяет ему произвольно манипулировать ими, осуществляя в различных формах властное воздействие на судью. Пагубность такого негативного явления заключается в том, что формируется психологическое давление на независимого компетентного судью с целью изменения модели его судейского поведения. В отдельных случаях административно-властный произвол председателя суда порождает групповое психологическое давление, именуемое в психологической науке термином «моббинг».

Психологическое давление со стороны председателя суда может осуществляться различными способами. Чаще всего оно проявляется в несправедливом распределении дел, подлежащих рассмотрению, искусственном создании перегрузок для конкретного судьи. Поэтому необходим контроль за равномерным распределением судебной нагрузки председателем суда с обязательным учетом категорий сложности разбираемых дел.

Вследствие перегруженности в работе конкретного судьи закономерно возникают погрешности процессуального характера, которые могут стать основанием для инициирования председателем суда вопроса о привлечении данного судьи к дисциплинарной ответственности и направлении материалов дела в квалификационную коллегию судей для наложения дисциплинарного взыскания. Именно в такой ситуации оказался судья одного из судов . Основанием для возбуждения дела о привлечении его к дисциплинарной ответственности явилось несвоевременное оформление и представление протокола судебного заседания. Материалы для привлечения данного судьи к дисциплинарной ответственности были представлены в Высшую квалификационную коллегию судей руководством вышестоящего суда.

На основе анализа показателей качества судебной работы, выяснения судебной нагрузки опального судьи в сравнении с другими судьями этого же суда и других судов, подведомственных этому суду, Высшая квалификационная коллегия судей установила, что задержка в оформлении протокола судебного заседания носила объективный характер: была связана с чрезмерной загруженностью данного судьи. Она составляла 34,5 дела в месяц, что почти на треть выше среднемесячной нагрузки судей (20,9 дела) этого суда. При этом в представленных материалах давалась необъективная оценка работы данного судьи, многие показатели, касающиеся оценки его работы, были недостоверными. При этом сознательно не учитывалось, что стабильность вынесенных данным судьей судебных постановлений намного превышала средний показатель стабильности судебных постановлений как судей данного суда, так и других, находящихся в подведомственности того же вышестоящего суда.

Члены Высшей квалификационной коллегии судей, заслушав докладчика и судью, в отношении которого решался вопрос о привлечении его к дисциплинарной ответственности, проанализировав показатели качества его работы, объективно оценив доводы сторон, единогласно защитили судью от применения к нему мер дисциплинарной ответственности. Приведенный пример - яркое свидетельство полной зависимости судьи от руководителя суда, от его дискреционного усмотрения при оценке качества работы судьи.

Российское законодательство не регламентирует порядок оценки деятельности судей, она может осуществляться в любой форме. Однако эта оценка должна быть объективной, не допускающей административно-властного произвола в определении качества отправления правосудия конкретным судьей. Изменеие баланса в принципах независимости и объективности в оценке работы конкретного судьи может привести к негативным последствиям. В приведенном выше примере высококвалифицированный специалист, имеющий степень кандидата юридических наук, безупречно выполняющий свои профессиональные обязанности в сфере отправления правосудия, будучи беспристрастно-независимым, мог оказаться в положении «изгоя». Из сказанного следует, что независимость судей в отправлении правосудия ограничивается их зависимостью от председателей как соответствующего, так и вышестоящего судов.

В литературе отмечается, что в последнее время неуклонно возрастает распространенное в судейской среде давление председателей судов и злоупотребление ими своим служебным положением в вопросах привлечения судей к дисциплинарной ответственности и отстранения их от должности по «порочащим основаниям». Все уволенные судьи при этом говорят, что испытывали давление со стороны председателей судов . Разумеется, если судьи профессионально компетентны в вопросах отправления правосудия, то выискиваются «порочащие основания», которые, как правило, позволяют избавляться от судей, отстаивающих свою независимость.

От дискреционного усмотрения руководства судов зависит также и карьерный рост судьи. Это можно проиллюстрировать на примере вышеупомянутого судьи, беспристрастно-независимое поведение которого при отправлении правосудия стало барьером для карьерного роста. Имея высокую профессиональную квалификацию, солидный опыт в должности судьи (14 лет), приобретя умения и навыки в работе, за все эти годы он ни разу не получал повышения классного чина. В сравнении с другими судьями этого же суда, имеющими сравнительно небольшой стаж судейской работы, этот опытный судья имел самый низкий классный чин, от которого зависит и зарплата судьи, и благополучие семьи. И только перед уходом председателей нижестоящего и вышестоящего судов на заслуженный отдых этот судья получил повышение классного чина и, соответственно, повышение в должности.

Независимость судьи должна быть сбалансирована профессиональной компетентностью и справедливым карьерным ростом. Искусственное сдерживание карьерного роста упомянутого судьи - это расплата за его беспристрастно-независимое поведение в отправлении правосудия. Все это свидетельствует о том, что реализация принципа независимости судей находится под сомнением, что вызывает тревогу у общественности. Чтобы вершить правосудие, судьи не должны испытывать давления ни внутри самой судебной системы, ни со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и отдельных должностных лиц.

Порядок карьерного роста судей в Российской Федерации законодательно не урегулирован и полностью передан на дискреционное усмотрение председателей суда. Такое положение приводит к тому, что судьи, которые особенно заботятся о своем карьерном росте, не думают о повышении квалификации, профессиональной компетентности, а ориентируются на поиск и укрепление личных связей с теми, от кого зависит принятие решения по вопросам их карьерного роста и ведут себя в соответствии с ожидаемым результатом. И, напротив, те из судей, которые отстаивают свою независимость, повышают свою профессиональную компетентность, невзирая на давление со стороны должностных лиц, могут обеспечить (не думая о карьерном росте) выполнение возложенных на них государством и обществом задач по отправлению правосудия.

Во избежание постороннего воздействия со стороны органов других ветвей государственной власти, органов местного самоуправления, а также возможного злоупотребления дискреционными полномочиями со стороны руководства судов считаем необходимым изменить существующий порядок назначения на должность, а также срок пребывания в должности председателей судов и их заместителей. По нашему мнению, необходимо заменить принцип назначения на эти должности выборами из числа судей другого суда. При этом срок пребывания в должности председателя и его заместителя не должен превышать трехлетнего срока. Нельзя допускать, чтобы эти должности занимали судьи того же суда, рекомендуемые бывшим председателем суда. С передачей властных полномочий новому председателю и заместителю одновременно передается устоявшаяся традиция оказывать существенное давление на отдельных, чаще всего профессионально грамотных, отстаивающих свою независимость при отправлении правосудия, конкретных судей. Сложившаяся подобная судебная практика может привести к оттоку из судейского корпуса высококвалифицированных судей, обладающих презумпцией честности и порядочности. Нужна ротация судебного состава судов, прежде всего их председателей и заместителей. При этом недопустимость неоднократного избрания одного и того же лица на соответствующую должность позволит укрепить гарантии независимости судей. Такой порядок нахождения в должности председателей и их заместителей обеспечит судьям сохранение независимости при отправлении правосудия и исключит подверженность давлению со стороны носителей судебной власти более высокого уровня.

На VIII Всероссийском съезде судей отмечалось, что обеспечение независимости и беспристрастности суда рассматривается в качестве основного направления деятельности государства по выработке мер, направленных на защиту прав граждан, на противодействие коррупции .

Представляется, что для реализации принципа независимости судей в Российской Федерации необходимы три блока правовых средств:

Система отбора и выборы на должности федеральных судей;

Правовые гарантии прохождения службы в должности судей, позволяющие независимому судье обеспечить защиту от давления со стороны должностных лиц высшей инстанции и возможность карьерного роста; гарантии процессуального характера, обеспечивающие независимость судей;

Социально-правовая защита судей, включая обеспечение правового регулирования и практику реализации норм права, которые исключили бы постоянный риск для судьи быть подвергнутыми тем или иным мерам дисциплинарной ответственности.

По нашему мнению, меры такой ответственности могут применяться за проступки, которые можно сгруппировать следующим образом. Первую группу составляют проступки, связанные с профессиональной деятельностью судьи (качество вынесенных постановлений, их законность, обоснованность, стабильность); вторую группу - с соблюдением служебной дисциплины, режима труда, проступки, связанные с нарушением трудовых обязанностей, ухудшающие работу суда как органа государственной власти, негативно влияющие на осуществление правосудия судьей; третью группу - проступки, которые не нарушают и не ущемляют законное право граждан на судебную защиту, на осуществление правосудия судьей, а связаны с совершением аморальных поступков, подрывающих авторитет судебной власти. При этом к каждой группе проступков должна быть разработана определенная система санкций.

Как показывает практика, свою независимость от должностных лиц вышестоящих инстанций отстаивают, как правило, судьи, обладающие высокой профессиональной квалификацией, имеющие необходимый объем профессиональных знаний, навыков и умений, обладающие профессиональным и моральным сознанием, готовые честно и добросовестно выполнять свой служебный долг. Именно такие судьи больше всего подвержены риску быть привлеченными к дисциплинарной ответственности. И если для привлечения к дисциплинарной ответственности отсутствуют основания, отнесенные к первой группе проступков (их исключает высокий профессионализм судьи), то начинается активный поиск «порочащих оснований», отнесенных ко второй и третьей группам проступков. Чаще всего их находят, подключая к поиску других работников суда. Исключаются они только в результате безупречного поведения судей не только на работе, но и в повседневной жизни.

Принцип независимости судей не ограничивается рамками одного отдельно взятого государства. В литературе отмечается, что высокая социальная ценность принципа независимости судей и подчинения их только закону универсальна . Это один из важнейших принципов для тех государств, которые гарантируют защиту прав и законных интересов человека и гражданина, базируясь на нормах закона.

Положение о независимости и беспристрастности суда получило закрепление в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее - Конвенция) . После ратификации конвенции в 1998 году Россия взяла на себя обязательства привести отечественное законодательство в соответствие международным стандартам, включая и законодательство, регламентирующее отправление правосудия.

Генеральная Ассамблея ООН 13.12.1985 г. приняла специальный документ «Основные принципы независимости судебных органов», в котором зафиксирована институционально-организационная независимость и самостоятельность судебных учреждений и отдельных судей по отношению к другим государственным и общественным органам, и который запрещает иным государственным органам осуществлять судебную деятельность либо вмешиваться в нее (пункты 1, 3-5) . Такое положение обеспечивает независимость судебной власти и ее носителей, что означает подчинение только закону при отправлении правосудия.

Осуществляя контроль за соблюдением Конвенции, Совет Европы выработал рекомендации для государств-членов, содержащие стандарты обеспечения независимости суда, которые должны лежать в основе закрепления на законодательном уровне требований, соответствие которым позволяет производить оценку профессиональной деятельности судей для их несменяемости и карьерного роста. В числе таких требований должны содержаться указания на уровень квалификации; добросовестность в работе; организационные и аналитические способности; эффективность профессиональной деятельности.

В качестве дополнительных условий, которые обусловливают карьерное продвижение судьи, предлагается рассматривать профессиональный опыт (стаж работы в качестве судьи), открытую, объективную основу продвижения, независимость продвижения от административных связей во внутренней судебной иерархии и др. . Базируясь на принципах независимости и сменяемости судей, многие страны уже провели реформу собственного законодательства с целью определения условий и процедур оценки деятельности и карьерного продвижения судей. При этом каждая из них вырабатывает собственные процедуры и требования. Российской Федерации еще предстоит разработать и реализовать на законодательном уровне требования, обеспечивающие судьям карьерное продвижение, адекватное результатам их деятельности.

В подобных требованиях не должны присутствовать элементы дискреционности. Это позволит исключить зависимость административно-властного влияния на карьеру судьи. Представляется, что одним из главных требований должна стать профессиональная компетентность, которая будет своеобразным «флюгером», определяющим карьерный рост судьи. Сочетание профессиональной компетентности и адекватного карьерного роста судьи усиливают личную убежденность в правильности своего судейского поведения, способности исполнять профессиональные обязанности добросовестно, беспристрастно и независимо.

России предстоит предпринять немало усилий по совершенствованию законодательства о судоустройстве, судопроизводстве, статусе судей и др. В целях ускорения завершения процесса судебной реформы следует использовать мировой опыт тех государств, в которых судебная реформа уже завершена .

Рост общественной значимости судов в защите прав и законных интересов человека и гражданина в Российской Федерации вызывает необходимость поиска путей, направленных на совершенствование судебной деятельности с целью повышения ее эффективности и открытости для нужд гражданского общества. Это позволит обеспечить качественно новый уровень российского правосудия в новом тысячелетии.

Список литературы

1. Анишина В.И., Артемов В.Ю., Большова А.К. и др. Правосудие в современном мире / под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М., 2006.

2. Есть ли в России независимый суд: открытое письмо бывшей судьи Мосгорсуда О. Кудешкиной Президенту России В.В. Путину. URL: http://old. iamik.ru/20676.html.09.03.2005

3. Нешатаева Т.Н. Оценка профессиональной деятельности судьи: проблемы правового регулирования // Российское правосудие. 2008. № 11 (3).

4. Носков И.Ю. Об особенном и общем в содержании понятий «независимость судебной власти, судьи» и «самостоятельность судебной власти, судьи» // Российский судья. 2013. № 1.

5. О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития: Постановление VIII Всероссийского съезда судей 19.12.2012 // Российская юстиция. 2013. № 8.

6. Основные принципы независимости судебных органов (приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями), Милан (Италия), 26.08.-06.09.1985 г., одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1985 № 40/32 и от 13.12.1985 № 40/146 // Советская юстиция. 1991. № 16.

7. Петракова Л.В. Обеспечение независимости судебной власти // Социогуманитарный вестник. 2013. № 3 (12).

8. Петухов Н.А., Ермошин Г.Т. Независимость судьи Российской Федерации: современные проблемы обеспечения // Российская юстиция. 2013. № 3.

9. Рамазанов Т.Б., Рамазанова Э.Т. Запоздалая независимость российских судов // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 3.

10. СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

11. СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4825.

12. СЗ РФ. 04.08.2014. № 3. Ст. 439.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2012 (гл. 31).

14. Федоров С.В., Гущина Н.А. Проблемы правового регулирования дисциплинарной ответственности судей и механизм их защиты в Российской Федерации // Современное право. 2012. № 1.

15. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. Спб, 1902.

16. On standards conurning the independence of the judiciary and the irremovatility of judges // CCJE (2001) OP/ № 1 - ccje / docs (2001) op n le.