Запрос предложений в бумажной форме 223 фз. Запрос предложений в электронной форме: пошаговая инструкция. Рассматриваем полученные заявки

Самым надежным методом обеспечить выполнение госконтракта, считается применение банковских гарантий. Являясь своего рода обязательством, а не системой взаиморасчетов между клиентом и финансовым учреждением, гарантии выступают в качестве инструмента. Его работа основана на том, что при неисполнении обязательств оговоренных контрактом, банк является гарантом, отвечающим за финансовую часть договора.

Отличия банковских гарантий по 222-ФЗ и 44-ФЗ?

ФЗ №223 наиболее лоялен к участникам, занимающимся госзакупками. В нем установлен общий порядок для проведения деятельности по закупкам. В то же время ФЗ №44 ужесточает процедуру проведения госзакупок, установив определенные требования для всех участников контракта, как заказчику, так и поставщику услуг и продукции. Банки, также не являются исключением, в ФЗ №44 оговорены правила и для них.

Рассмотрим 3 самых основных отличия этих двух законопроектов при получении банковских гарантий:

Первое отличие

Согласно с ФЗ №44 все должны быть внесены в единый реестр, сокращенно ЕРБГ. Это главное требование к выполнению, так как банковские гарантии, не внесенные в единую систему информации, не будут приняты заказчиком как гарантии обеспечивающие выполнение контракта. По введению банковских гарантий в ЕРБГ, возложены обязательства на Федеральное Казначейство Российской Федерации. Правила работы, основанные на с 223-ФЗ, не возлагают на участников госзакупок, обязательное внесение в реестр, банковских гарантий.

Второе отличие

Согласно ФЗ №44, не каждый банк, может выдавать гарантию. Для ее получения, необходимо обратится в финансовое учреждение, входящее в определенный перечень банков, которые соответствуют законодательным нормативам, и уполномочены регулировать сферу финансовых отношений, по данным контрактам госзакупок.

К таким банкам, выдвинуты конкретные требования:

  • капитал банка должен быть не менее 1 млрд. рублей;
  • должна быть лицензия на проведение подобной деятельности;
  • опыт в подобной сфере деятельности, должен составлять как минимум 5 лет.

Всем банкам имеющим разрешение на выдачу банковских гарантий, присуждается код идентификации, эта процедура проходит в соответствии приказа №127 Министерства Финансов РФ от 18.12.2013г.

Третье отличие

Ссылаясь на статью 223-ФЗ банк, занимающийся выдачей банковских гарантий, не обязательно должен вноситься, в общий реестр банков Министерства финансов России. Но, не смотря на это, те же заказчики, требования к банкам выдвигают довольно жесткие. Банк, выдавший гарантию, должен находиться, минимум в топ-50 лучших банков, а то и в топ -10 по списку Минфина.

Если стоимость контракта, превышает 50 000 000 рублей, согласно статье , заказчику, просто необходимо потребовать от банка, обеспечения его примерно на 10-30%, от предоставленной максимальной стоимости. Если применяется статья 223-ФЗ, не требуется обоснование цены контракта, нет нужды в принципе ее устанавливать.

Банковские гарантии по 223-ФЗ и их разновидности

На основании ФЗ №223, существует три вида банковских гарантий:

  1. Банковская гарантия, выдается поставщику, который изъявил желание, принять участие в конкурсе или аукционе. Она обеспечивает заявку участника.
  2. Банковская гарантия на возвращения аванса.
  3. Банковская гарантия, обеспечивает выполнение контракта по госзакупкам.

Требования 223-ФЗ к банковским гарантиям

Какие же требования, согласно ФЗ №223, выдвинуты к банковским гарантиям? Как бы ни был лоялен закон, для получения банковских гарантий, все же существует ряд установленных правил. Согласно им, банковские гарантии:

  • являются безотзывными;
  • имеют определенный срок действительности (этот пункт обязателен);
  • на протяжении трех дней, после получения гарантии, заказчик обязан либо подтвердить, либо отклонить ее;
  • вся информация о сумме выплаты, при невыполнении поставщиком, своих обязательств, должна быть иметь конкретику;
  • в ней должны быть оговорены обязательства каждой из сторон, участвующих в осуществлении действий, на которые предоставлена банковская гарантия.

Обоснования для получения гарантий

Многие заказчики, выставляют требования к поставщикам о наличии банковских гарантий в соответствии с 223-ФЗ, как одно из главных условий для участия в тендерах, по госзакупкам. В случае если такие требования не выставлены, все же целесообразным и оправданным действием будет получение банковских гарантий.

Это обусловлено следующими факторами:

  • предоставление гарантий, обходится значительно дешевле, чем оформление кредита на коммерческой основе.При этом она не помешает, если понадобится взять кредит (оформить 2 кредита, намного сложнее, чем получить банковскую гарантию и получить одновременно кредит);
  • банком может быть предоставлена отсрочка платежа, при этом удорожания банковской гарантии не произойдет;
  • имея банковские гарантии, можно пользоваться такой услугой как авансовые платежи;
  • наличие гарантий уменьшает риски по заключенным сделкам до минимального уровня.

Стоимость и размеры гарантий

Размеры банковских гарантий, для участников госзакупок, определяются исключительно в индивидуальном порядке, их расчет исходит из итоговой суммы контракта. Естественно, что банки при определении размера банковской гарантии, принимают самостоятельное решение, но в соответствии закона, верхний предел считается в рамках 10% от общего показателя банковского капитала. Основными факторами,влияющими на стоимость гарантий, могут быть сроки, на которые она предоставлена, наличие, а также отсутствие, необходимого для нее обеспечения. Для снижения ее стоимости, можно оформить счет в банке, где выдается банковская гарантия или же в виде залога предоставить имущество, принадлежащее компании. Залогом могут послужить векселя и депозиты.

Вероятность срыва поставщиком важных контрактов потребовала от законодателя разработки системы мер по избеганию этих рисков. Банковская гарантия как средство обеспечения обязательств и удобно, и не требует отвлечения существенных финансовых ресурсов, и позволяет решать достаточно сложные задачи в различных областях экономической деятельности компаний.

Особенностями этого способа обеспечения является твердая денежная сумма, на которую выдается гарантийное письмо, строго определенный срок действия и возможность ее отзыва. Этим она отличается от поручительства, которое обычно бывает бессрочным и ограниченным суммой долга с процентами, а она может быть выдана только на часть обязательства.

Так выглядит доступ к реестру БГ

В последнее время она все чаще применяется в такой сфере как закупки для государства и компаний с государственным участием, что существенно повысило востребованность и значимость этого инструмента. Не надо забывать, что сейчас в этом секторе экономике обращается не менее 25% нашего ВВП, если судить по данным ФАС, опубликованным в прошлом году.

Наряду с очень жестким 44-ФЗ параллельно действующий закон 223-ФЗ создал возможность использования гарантийного письма в качестве основного средства обеспечения выполнения обязательств юридическим лицом, участвующим в тендере на размещение заказов.

Контракты на различные виды закупок в соответствие с этим законом выставляются на торги компаниями с государственным участием, их дочерними компаниями, автономными организациями и различными учреждениями. Этот инструмент повышает доверие к поставщику, подчеркивает его добросовестность. Кроме того, она служит действенным средством защиты интересов покупателя услуги.

Ее должен предоставить участник конкурса в нескольких, заранее определенных случаях. Конкретные критерии, предъявляемые к эмитенту, сумме и другим параметрам определяются в договоре и другой тендерной документации, при этом ее автор практически свободен в описании своих пожеланий.

Банковская гарантия по 223-ФЗ может быть выдана любым российским банком, для этого ему не нужно входить в список уполномоченных кредитных организаций, как предполагается для этого же инструмента, предоставляемого в сфере сорок четвертого закона.

Федеральному закону в этом случае безразличен статус банка, существует только одно ограничение, номинал ее не должен превышать 10% от размера капитала эмитента. Заказчики в условиях конкурса могут установить дополнительное требование нахождения банка в специализированном реестре Минфина.

Также заказчик, который не ограничен законодателем в выборе приемлемых для него вариантов гарантий со стороны поставщика, может ужесточить собственные требования к банку. Он, например, может установить свои критерии надежности или к финансовым показателям или предложить собственный ограниченный перечень финансовых учреждений, с которыми он работает или которые входят в тот или иной список Минфина.

Бенефициаром здесь всегда будет являться заказчик. Если он получит средства в результате невыполнения договора, то у гаранта возникнет обязательство компенсировать кредитному учреждению понесенные издержки.

Общие нормы

Законодатель установил три вида ситуаций, когда от поставщика требуется предоставление гарантии. Это такие виды, как обеспечение:

  1. подписания контракта лицом, выигравшим конкурс. Предоставляется она при подаче заявки и служит доказательством добросовестности участника.
  2. возврата аванса заказчику, если поставщик, выигравший конкурс, примет авансовый платеж и, впоследствии, не выполнит предусмотренные контрактом обязательства.
  3. исполнения непосредственно условий договора. Если участник конкурса не выполнит свои договорные обязательства или сделает это некачественно, бенефициар будет вправе получить от банка заранее обусловленную сумму.

Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ определены достаточно мягко, жестких критериев очень мало.

В первую очередь, она должна быть безотзывной. Также ее срок должен быть больше, чем период выполнения обязательств по контакту, но следует учитывать, что заказчик может сформировать собственное видение этих условий. Чаще всего от поставщика необходимо обеспечить ее действие весь период действия контракта и несколько месяцев после его завершения, например, в течение срока завершения расчетов.

Сам документ оформляется на бланке банка, с подписями его руководителя или зарегистрированного в ЦБ РФ заместителя и главного бухгалтера.

Если он подписана лицами, действующими по доверенности, нужна дополнительная проверка полномочий этих лиц.

Оригинал гарантийного письма предоставляется бенефициару, который в случаях, прямо описанных в нем, связывается с банком и предъявляет требования о выплате причитающихся ему средств. Механизм направления запроса об оплате и перечень сопровождающих его документов должен быть прямо и очень конкретно описан в тексте этого документа.

Учет гарантий

Все выданные в соответствии с 44-ФЗ гарантии учитываются в реестре, который ведется подразделениями Федерального казначейства. по 223-ФЗ законом не предусмотрен, так как к ним предъявляются менее строгие требования по суммам, а обеспеченные ими обязательства менее значимы для государства. Но следует учитывать, что подлинность гарантийного письма в любом случае будет проверена заказчиком и в случае его фиктивности контракт может быть аннулирован. Проверка может быть осуществлена путем направления официального запроса в кредитное учреждение, предоставившее обеспечение.

Подробная информация в базе является закрытой, данные из него недоступны широкому кругу лиц. Выписка из реестра банковских гарантий направляется по почте по запросу гаранта, бенефициара или принципала, или по требованию запрашивающего ее органа государственной власти. Секретность обусловлена законодательством о соблюдении банковской тайны. Форма запроса установлена Минфином и, в ряде случаев, на запрос и ответ может быть поставлен гриф секретности. Такая ситуация касается запросов в закрытую часть реестра, где учитываются гарантии по контрактам, связанным с государственной тайной.

Дополнительные тонкости и важные моменты

В деловой практике банковские гарантии могут быть с правом отзыва и безотзывными. Для целей участия в тендере могут быть использованы только безотзывные гарантии. Для клиента банка это означает, что стоимость услуги для него возрастет. Тем не менее, предоставление ее достаточно выгодно банкам, так как выплат по ним практически никогда не бывает, а комиссии они получают при минимуме использованных собственных ресурсов, им необходимо только резервирование средств.

Отзывная будет стоить клиенту до 5% от ее номинала, для постоянных клиентов, возможно, и меньше. За безотзывную эмитент может потребовать комиссию в размере до 10%. Средний срок оформления ее составит 1-2 дня для постоянных клиентов банка и до 10 рабочих дней срока оформления в той ситуации, если приходится обращаться за этой услугой к учреждению, в котором предприятие не обслуживается и не имеет расчетного счета.

Несмотря на ограничения, достаточно подробно сформулированные 223-ФЗ, банковская гарантия будет сложным и гибким инструментом, который позволяет ее эмитенту в ряде случаев отказать бенефициару в выплате оговоренных сумм, эти условия могут быть прописаны в тексте документа. Например, установлен особый порядок направления требования об оплате, как вариант, с перечнем нотариально заверенных приложений, или невыполнение обязательств должно быть подтверждено решением суда.

Бесспорное списание средств с гаранта возможно только по исполнительному документу, при его отсутствии все заявления о выплате будут рассматриваться банком индивидуально и средства в итоге могут быть и не выплачены.

Такая гибкость компенсируется возможностью бенефициара рассматривать текст с лупой в течение 3 дней с момента предоставления и потом подтвердить или отвергнуть предложенный способ обеспечения. Но следует понимать, что излишне усложненные требования вместо однозначного обязательства уплатить оговоренную сумму снижают уровень доверия не только к банку, но и к поставщику.

При этом не стоит рассматривать предложения различных кредитных брокеров, которых очень много вокруг любой электронной площадки. Они предлагают в кратчайшие сроки оформить все необходимые документы.

При отсутствии жестких требований к занесению гарантии в реестр, предложенное ими обеспечение, выданное банками из третьей-четвертой сотни, может быть недействительным.

Всегда лучше сотрудничать с проверенными контрагентами во избежание риска попадания в список нежелательных поставщиков.

Работа с любыми инструментами обеспечения требует большого опыта от участников рынка, и при возникновении сомнений лучше посоветоваться с профессионалом.

Банковская гарантия по 223 ФЗ позволит выполнить обязательства по договору, даже если поставщик не соблюдает условия контракта. Все финансовые риски в этом случае берет на себя коммерческая кредитная организация.

Основные положения федерального закона

Закон был принят еще 18 июля 2011 года. В нем описывается регламент проведения закупок различных категорий товаров и услуг. В тексте документа приведена процедура оформления заказа на выполнение работ для конкретной компании, включая предъявляемые к ней требования.

Согласно статье 2 данного федерального закона заказчикам при закупках нужно ориентироваться и на другие правовые акты из гражданского кодекса и конституции РФ. Внимания заслуживают документы нормативно-правового типа, в частности, утвержденное положение о закупках, которое описывает процедуру проведения мероприятия.

В банковской гарантии по 223 ФЗ указывается следующая информация:

  • требования по закупкам;
  • регламент подготовки и проведения процедуры;
  • нормы оформления, подписания, выполнения договоров;
  • общепринятые способы приобретения товаров, услуг;
  • методы обеспечения договора.

Победивший на аукционе исполнитель не обязан оформлять банковскую гарантию на выполнение договора, так как такое не оговаривается федеральным законом. Однако по смежному нормативному акту 94-ФЗ данное условие допускается вносить в текст соглашения на проведение тендерных торгов.

Условия банковской гарантии по 223 ФЗ

Если заказчик внес требование по обязательному обеспечению, то победившему в тендере участнику придется предоставить один из следующих вариантов подтверждения:

  • безотзывные обязательства, которые оформляются банком или другой коммерческой кредитной организацией на исполнителя;
  • денежный залог или вклад в одном из банков - размер актива должен покрывать обеспечение по контракту.

Сумма обязательств устанавливается в сопутствующей документации (в электронном виде), описывающей главные положения конкурса на приобретение товаров. При этом конкурсант сам выбирает наиболее удобный для него вариант подтверждения выполнения обязательств по контракту.

Участнику тендера или аукциона рекомендуется внимательно ознакомиться с конкурсной документацией и обратить пристальное внимание на раздел с условиями обеспечения заявки. Чтобы сократить время на оформление контракта, лучше позаботиться о получении необходимого документа заранее.