Зарубежный и отечественный опыт управления миграцией населения. Опыт зарубежных стран в осуществлении регулирования миграционных процессов. Начисленная заработная плата, руб. в месяц

Введение 2

Современные подходы к миграции в странах Западной Европы 4

Трудовая миграция 4

Незаконная миграция 7

Политика в отношении предоставления убежища в Европе 9

Миграционная политика и демографическая ситуация 12

Миграционная политика стран Западной Европы 12

Германия 12

Франция 18

Опыт миграционной политики западных стран: альтернативы для России 24

Список использованной литературы и ресурсов Интернета 28

История человечества неразрывно связана с миграцией населения, происходившей по разным причинам, но всегда с одной целью – переменой места жительства.

В первые тысячелетия развития человеческого общества миграции были связаны с освоением новых территорий. В период распада первобытнообщинного строя к причинам миграций добавились вооруженные столкновения племен. Происходило возникновение и крушение государств, формирование новых народов. В начале Средневековья в итоге Великого переселения народов произошло смешение племен, что привело к формированию современного этнического состава современной Европы. На всем протяжении Средних веков массовые миграции были связаны с бегством крестьян от феодальной зависимости в свободные земли. Великие географические открытия XVI-XVIII веков привели к колонизации и массовому переселению населения на открываемые земли. Но по-настоящему миграция возросла в XIX веке в результате бурного развития промышленного производства, так как происходило перенаселение одних стран при острой нехватке рабочей силы в других. Потоки населения направлялись в основном в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину, Бразилию, Южную Африку.

XX век внес много изменений в направления и характер миграций, беспрецедентно возросли и их масштабы. В первую очередь это было связано с возросшей доступностью транспорта и средств связи. Также на протяжении всего столетия мир потрясали многочисленные войны, которые порождали мощные волны вынужденной миграции: создавали колоссальные потоки беженцев и перемещенных лиц. Впервые возникло понятие незаконной миграции, когда люди въезжали в страну в обход ее законодательной базы. В 70-е годы появилась своеобразная миграция населения, выразившаяся в переманивании странами друг у друга высококвалифицированных специалистов: так называемая «утечка мозгов». Существенную роль на отдельных этапах играли также национальные, политические и религиозные факторы.

Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, но, несмотря на масштабы этого явления, современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Публикуемая статистическая информация, как правило, фрагментарна и зависит от контекста. Тем не менее, можно утверждать, что общая тенденция заключается в увеличении миграционной мобильности населения, усилении интенсивности потоков международной миграции, в первую очередь, экономической.

Различные страны Европы по-разному относятся к массовому притоку иммигрантов. Но всех их объединяет наличие активной миграционной политики, направленной на достижение конкретных экономических и демографических целей той или иной страны.

Цель этой работы - исследование политики в области миграции развитых стран Западной Европы, анализ опыта различных государств в решении их внутренних, а также международных проблем с помощью государственного регулирования миграционных процессов, попытка найти элементы миграционной политики этих государств, которые могли бы быть использованы в разработке государственной миграционной политики Российской Федерации.

В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией.

Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже поощряется.

Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников-неграждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран Магриба.

Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.

На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран «третьего мира».

Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.

Особо перспективным представляется расширение приема иностранных работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.

Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых стран достигает почти половины, причем в странах Западной Европы она превышает 80%. В основных странах иммиграции на иностранцев приходится 5-20% их населения и 10-25% рабочей силы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран в 1996 году

миграция социальный регулирование политика

Современный мир переживает небывалый рост международной миграции населения. По данным ООН, в 2000 г. общее число международных мигрантов достигло 175 млн., более чем удвоившись по сравнению с 1970 г., и равнялось примерно 3% населения планеты. Около 60% их проживают в Европе (включая страны Восточной Европы и Россию), Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии". Высокая миграционная мобильность населения связана с усилением интернационализации хозяйственных связей. В последнее время к пере мещениям людей все чаще вынуждают экономическая и социальная нестабильность, войны, насилие, нарушение прав человека, стихийные бедствия и экологические катастрофы. В конце XX в. международная миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все страны мира. За пределами стран происхождения, по разным оценкам, проживает от 80 до 130 млн. человек.См.: Цапенко В. Н. Роль иммиграции в экономике развитых стран // МЭМО. Журнал. 2004. №5. С. 27.

Значение и характер последствий иммиграции в конкретных странах обусловлены в первую очередь ее масштабом, структурой, соответствием экономическим потребностям и возможностям принимающих обществ, особенностями использования в них иностранной рабочей силы и т.д. Современную миграционную ситуацию в мире определяют страны ярко выраженной иммиграции -- США, Канада, Австралия, страны Западной и Северной Европы, аравийские монархии на Ближнем Востоке, Венесуэла, Аргентина, Бразилия в Южной Америке, ЮАР, Заир и Кот-д"Ивуар в Африке, Сингапур, Япония, Гонконг в Азии. Присутствие больших групп иностранцев существенно изменило ландшафт европейской и американской политики. Изменения, привносимые иммиграцией в жизнь принимающих обществ, стали для них испытанием на демократичность и политическую стабильность. Практически во всех странах массовый приток мигрантов инициирует накопление конфликтного потенциала. В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией. См.: Зайончковская Ж.А. Иммиграция - альтернативы нет // Демоскоп. 2008. № 1. С.31.

Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже поощряется.

Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников- не граждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран Магриба.

Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.

На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран «третьего мира».

Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.

Особо перспективным представляется расширение приема иностранных работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.

В практике проведения политики в отношении вынужденных мигрантов и внутренней миграционной политики в развитых странах выделяют три типа:

1. Германская модель характеризуется сочетанием политики приема и интеграции переселяющихся этнических немцев с политикой приема и временного обустройства беженцев. Германский опыт решения миграционных проблем особенно интересен для России, поскольку миграционные процессы в ФРГ схожи с российскими. С 1988 по 1995 гг. в ФРГ прибыло около 4 млн. вынужденных мигрантов. Подавляющая их часть была обустроена или временно принята в стране.

В иммиграционном законодательстве и статистике Германии выделяется 11 категорий иммигрантов, в том числе: вынужденных переселенцев из числа этнических немцев; лиц, ищущих убежище (т.е. лиц, ожидающих получения официального статуса); беженцев де-юре (получивших официальный статус беженца); конвенционных беженцев; беженцев де-факто (иммигрантов, которым разрешено остаться в стране по гуманитарным соображениям), в отношении которых подходы иммиграционной и социальной политики государства существенно различаются. Особенность Германии состоит в том, что правовое положение основных категорий вынужденных мигрантов основывается на нормах конституции страны.

В основе государственной политики в отношении переселяющихся в ФРГ немцев из других стран лежат конституционное положение об уравнивании их во всех правах с немецкими гражданами и законодательное закрепление для них широкого набора льгот, способствующих их скорейшей интеграции.

2. Модель стран Центральной и Северной Европы -- характеризуется наличием разветвленной системы по приему, обустройству и интеграции иммигрантов и системы регулирования размещения населения на территории этих стран.

До начала 90-х годов Франция относилась к странам с относительно либеральным иммиграционным законодательством и высокой численностью официально признанных беженцев. После ужесточения иммиграционного законодательства заметно активизировалось использование нелегальных каналов иммиграции, что потребовало принятия специальных мер. В 1994 г. была введена выездная виза, суть которой в том, что иностранцы, легально проживающие во Франции (включая беженцев и апатридов), могут выехать из страны только при наличии в их документах соответствующей отметки. Ужесточая иммиграционный контроль, правительство сосредоточивает средства на обустройстве и интеграции лиц, действительно нуждающихся в защите и приюте со стороны французских властей. Правительственные мероприятия в отношении беженцев, получивших официальный статус и возобновляемый вид на жительство (на 10 лет), включают их обучение французскому языку, профессиональную подготовку, трудоустройство, предоставление жилья, защиту гражданских и социальных прав.

3 Американская модель отличается нацеленностью на переселение беженцев из стран первого временного убежища на территорию Соединенных Штатов Америки и содействие их интеграции в американское общество.

Для США иммиграция является сильной стороной национального сознания. Несмотря на то, что пропорция иммигрантов по отношению к общей численности населения США в конце XIX века (около 11 иммигрантов на 1000 человек) значительно превышала нынешнюю (около 5 иммигрантов на 1000 человек), фактическое число их очень велико. Если сравнить 1900-1910 гг. и 1990-2000 гг., можно увидеть, что в первое десятилетие в Америку приехало 8,7 миллионов иммигрантов, в последнее десятилетие эта цифра составила на миллион больше. С конца 1990-х годов более 900 тысяч человек ежегодно получают в США право на законное проживание - так называемую «грин кард».

Необходимо отметить существенное отличие Европы от США в отношении к проблемам миграции. США сформировались как союз свободных людей, объединенных определенной целью; напротив, европейские нации-государства сложились на базе исторической традиции, общности происхождения и территории. Американская культура открыта для интеграции в нее новых элементов; европейцы же стремятся к сохранению ее оригинальности. Радикальное ограничение иммиграции, как бы рационально ни выглядело его обоснование, противоречит универсалистской американской идеологии; европейцы же никогда не считали себя принадлежащими к иммигрантским странам, как это свойственно американцам.

По типу государственного регулирования история американской иммиграции подразделяется на четыре периода: 1) свободное заселение страны, завершившееся образованием США в 1781 г.; 2) 1781-1830 гг. - иммиграция не ограничивается и не регулируется; 3) 1830-1875 гг. - иммиграционный въезд регулируется правовыми актами отдельных штатов; 4) с 1875 г. иммиграция становится предметом строгого контроля со стороны федеральных властей, регулирования ее количественного и качественного состава.

В настоящее время выделяют четыре важнейших направления легальной иммиграции в США: воссоединение семей, трудовая и гуманитарная иммиграция, иммиграция с целью повышения этнокультурного разнообразия.

В США защита и помощь иммигрантам и беженцам традиционно декларировались в числе гуманитарных приоритетов внешней и внутренней политики. Функции оказания помощи беженцам выполняет сложная и разветвленная структура органов, входящих в состав различных министерств и ведомств (Госдепартамента, министерства юстиции, министерства здравоохранения и социальных услуг и др.). Говоря о соотношении федерального иммиграционного законодательства США и его реализации на локальном уровне, особый интерес представляет тот факт, что штаты пользуются большой самостоятельностью в разработке и реализации миграционных программ. В штатах и непосредственно на местах важную роль в обустройстве и интеграции беженцев играют негосударственные организации, работа которых согласовывается государственными координаторами по делам беженцев, которые координируют деятельность по переселению и интеграции беженцев частных организаций, таких как местные общественные группы, организации взаимопомощи и частные добровольные агентства. См.: Рубцова Л.Н. Иммиграционная система США // Миграция. Журнал. 1998. №3. С. 57

Европейский и американский опыт решения миграционных проблем представляют огромный интерес для России. Многочисленные аналогии в миграционных процессах и миграционной ситуации подтверждают необходимость изучения опыта миграционной политики принимающих стран мира.

Вместе с тем, анализируя зарубежный опыт миграционной политики на предмет его использования в нашей стране, нельзя не отметить негативные стороны этого опыт, ошибки, которые нельзя повторять при формировании миграционной политики в нашей стране.

Процесс согласования миграционной политики странами Западной Европы проходит тяжело. Большинство мер, осуществлявшихся в 90-е годы ХХ века, были сосредоточены на координации и ужесточении политики государств в отношении допуска в эти страны. Так, в Шенгенской конвенции 1990 г. содержались положения, предусматривающие укрепление сотрудничества между полицейскими и судебными органами, взаимное признание виз и ужесточение санкций против перевозчиков. В Дублинской конвенции 1990 г. были перечислены критерии для определения того, какое из государств-участников несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Такая тактика была призвана пресечь попытки ищущих убежища лиц выбирать себе наиболее подходящую страну для рассмотрения ходатайства, а также решить проблему лиц, ищущих убежища, за которых ни одна страна не желает брать на себя ответственность.

Несмотря на значительные средства, выделяемые на меры пограничного контроля, жесткие ограничения в области миграции не решили проблему проникновения в Европу большого числа нелегальных мигрантов. Осознание правительствами своей неспособности поставить миграцию под контроль привело к выдвижению ряда радикальных предложений, таких как в документе о «миграционной стратегии», подготовленном в 1998 г. под эгидой Австрии, председательствовавшей тогда в Европейском союзе. В нем предлагалось не только создать «линию обороны» для защиты Европы от нелегальных мигрантов, но даже содержалось требование внести поправки в Конвенцию 1950 года или разработать новую. Хотя документ подвергся дружной критике и был отозван, аналогичные недовольные голоса еще не раз раздавались в Европе и за ее пределами.

Параллельно с этими событиями Совет Европы, членами которого являются подавляющее число европейских государств, а не только страны-члены Европейского союза, работал над укреплением защиты прав беженцев как основных прав человека. В 1991 г. Европейский суд по правам человека однозначно установил принцип, по которому лиц, ищущих убежища, нельзя возвращать в страну, где они подвергались бы опасности преследования. Положения Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. по таким вопросам, как задержание, право на семейную жизнь и право на эффективные средства судебной защиты, также были рекомендованы для применения в отношении ищущих убежища лиц и беженцев. В целом, работа Совета Европы подкрепляет и дополняет деятельность Европейского союза, расширяет права беженцев и лиц, ищущих убежища, на всем континенте.

В конце 90-х годов прошлого столетия Европа оказалась на перепутье. В предстоящие годы меняющиеся демографические тенденции могут заставить правительства более позитивно относиться к иммиграции. Некоторые аналитики утверждают, что в ближайшие полвека потребуется значительное число иммигрантов, чтобы соотношение пенсионеров и работающих осталось хотя бы на нынешнем уровне. По оценкам доклада Отдела народонаселения ООН, при нынешних уровнях рождаемости и смертности Европейскому союзу в период до 2050 года потребуется в среднем 1,4 миллиона иммигрантов в год, чтобы соотношение работающего и неработающего населения сохранилось на уровне 1995г.

Впрочем, уже сейчас многие страны Европы начинают пересматривать свою иммиграционную политику в сторону ее смягчения. Так, в ФРГ, где суммарный коэффициент рождаемости равен 1,4, большинство родителей все же проявляют желание иметь в семье не больше одного ребенка. Это объясняется их стремлением заработать, сделать карьеру, жить более удобно. Но, тем не менее, ФРГ является одним из самых населенных государств, так как давно проводит продуманную и дальновидную миграционную политику. За счет иммиграции, помимо простого увеличения численности населения, увеличивается и рождаемость в стране, поскольку уровень рождаемости среди мигрантов значительно выше, чем у коренных жителей. Миграционная политика ФРГ дает еще одно преимущество - омоложение населения, так как среди рабочих эмигрантов преобладает молодежь.

Скорее всего, в будущем подобный пересмотр взглядов на иммиграцию ожидает большинство наиболее развитых стран Европы, поскольку именно их поражает бич старения нации. Эту точку зрения поддерживают большинство демографов и специалистов в области миграции.

Уже сейчас наметились необходимость и тенденция к межгосударственной интеграции в управлении миграционными процессами. Правительства развитых стран Европы в скором времени придут к координации усилий в отношении различных аспектов:

  • - необходимость разработки общей международной политики по предоставлению убежища, согласования национальных законодательств в этом вопросе уже не подвергаются сомнению;
  • - серьезные опасения вызывают масштабы незаконной миграции, уменьшить и поставить под контроль которую можно также только совместными усилиями, плодотворным взаимодействием как стран исхода незаконных мигрантов, так и стран-реципиентов;
  • - единый европейский рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы, что в свою очередь предполагает наличие законодательной базы по вопросам межгосударственного кадрового обмена.

И это только наиболее значимые проблемы современной Европы в области миграции. При этом нельзя забывать о демографических, социальных, культурных, даже криминальных последствиях миграции.

  • Антипова Валентина Геннадьевна , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский Филиал Башкирского Государственного Университета
  • Зубайдуллина Динара Винеровна , старший преподаватель
  • Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
  • БЕЖЕНЦЫ
  • МИГРАЦИЯ

В данной статье рассматриваются миграционные процессы в мире.

  • Анализ инвестиций и исполнения проектов в региональных адресных программах и основные экономические показатели предприятий в составе объединения «Узбекчармпойабзали» (УзбекКожаОбувь)
  • Применение технологических и бизнес-инноваций в сфере HR
  • Организация бизнес-процессов туристско-рекреационной деятельности на основе технологий цифровой экономики

Понятие « миграция» следует охарактеризовать как « территориальные перемещения индивидов из государства в государство, из региона в регион» . Основными участниками современных миграционных потоков являются учащиеся, трудовые мигранты, беженцы, переселенцы, репатрианты и нелегальные мигранты.

Международные потоки трудовой и иных видов миграции обуславливают более сложные политическими и экономическими изменениями. Международные миграции обусловлены такими факторами, как экономические, политические и социокультурные.

Миграция стала одним из ведущих общественно-политических процессов современности. В истории формирования и развития общества она неоднократно предопределяла политику и правовую систему государства, а часто и непосредственно влияла на процессы их создания, трансформации или разрушения. Массовые перемещения людей сопутствовали и продолжают сопутствовать процессам расширения, или сокращения, переустройства политических пространств, сфер национальных интересов, областей национальной безопасности.

В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс). И это данные официальной статистики - то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев.

Основной состав беженцев - это сирийцы (29%), причем половина из них попросила впервые убежище именно в Германии, 14% всех беженцев в Европе - это жители Афганистана, 10% - иракцы.

Из Турции преимущественно сирийские и афганские мигранты направляются в Грецию, откуда затем в Венгрию. На этот маршрут в 2015 году пришлось 57% беженцев. Именно поэтому Европа стремится прийти к решению проблемы с помощью Турции. Этот маршрут чаще всего используют мигранты с детьми. Второе направление - через Италию (39,5%) в Европу прибывают беженцы из Эритреи, Нигерии и других африканских республик. Еще небольшой поток беженцев достигает испанских берегов - это сирийцы и жители африканских республик. Это направление теряет популярность из-за ужесточения контроля со стороны марокканских властей. Италия, Греция и Венгрия становятся перевалочными базами, в то время как основной поток устремлен в центр Европы. За статусом беженца к Венгрии обращаются те, кто получил отказ в других европейских странах.

Хотя МВФ дает положительный прогноз роста экономики ЕС в результате интеграции мигрантов, то есть за счет дешевой рабочей силы, на практике это маловероятно с учетом квалификационных навыков мигрантов, их знания европейских языков и других факторов, включая то, что получать пособия, не прилагая труда, многих устраивает больше. Миграционный кризис Европе пока выражен убытками, покрыть которые страны пытаются разными способами.

Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы - Италию, Грецию и Венгрию.

Миграционный кризис привел к ряду негативных эффектов:

  1. риски раскола Европы с перспективой выхода из состава Союза Великобритании. В Великобритании 43% жителей готовы проголосовать за выход страны из ЕС, решение продиктовано наплывом беженцев. Учитывая, что 17% воздержалось от голосования, стоит ожидать, что если референдум до конца 2017 года все же состоится, то победу на нем одержат сторонники выхода из Европейского союза;
  2. рост террористической угрозы. В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50% - это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс. человек, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам.
  3. дестабилизация общественной безопасности. Беспорядки в канун нового года в немецких городах Кёльн, Гамбург, Штутгарт, Берлин, Франкфурте-на-Майне, Нюрнбург. В странах - Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и др. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.
  4. усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой. Эти силы зачастую радикальны и маргинальны, но приобретают популярность на фоне картины беззащитности европейцев перед агрессивными мигрантами.
  5. изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством.

Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы, созданной мировым бенефициариатом. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. Специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. Государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали заградотрядами для массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. Однако система дала сбой - условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первые месяцы проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.+

Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев. В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира - с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой - мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Оба мира стали порождением системы бенефициариата - мировое расслоение разделило мир как когда-то на капиталистов и пролетариев, теперь на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации. Естественно, что в границах Европы эти миры друг друга ненавидят, не может идти и речи о толерантном отношении, о соблюдении правил, норм, привитии ценностей.

Список литературы

  1. Ю.И. Дук Международное сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией в рамках региональных программ.//М.: Инновации и инвестиции.-2015. №4.
  2. М.Г. Ахмедов Международное законодательство в области противодействия нелегальной миграции.//М.: К-Пресс.-2016. №6-1.
  3. Э.Д. Рубинская Международное миграционное сотрудничество в противодействии нелегальной миграции: анализ практики и система мер.//М.: Государственное и муниципальное управление.-2016. №1.
1

В XXI веке миграция стала занимать особую роль в экономических и политических мировых процессах. Особенно это стало очевидным в последние годы в связи с активизацией миграционных процессов и миграционных потоков. В данной статье анализируется ситуация с мигрантами в Западной Европе, где до недавнего времени проводилась достаточно толерантная миграционная политика. Однако после значительного увеличения количества мигрантов, так называемой миграционной волны, наблюдавшейся в 2015 году, отношение к мигрантам поменялось кардинально. Европа разделилась во мнении относительно путей решения возникших вопросов. Миграционный кризис в Европе может повлечь за собой ослабление Европейского Союза. Так как беженцы продолжают ехать в Европу, открытым остается вопрос, что будет с этими беженцами, раз Западная Европа не готова больше принимать мигрантов. И поэтому в статье делается попытка спрогнозировать возможность превращения Центральной и Восточной Европы в новую миграционную зону.

миграция

миграционная политика

миграционный кризис

миграционная зона

Западная Европа

Центральная и Восточная Европа

1. Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. – М., 2003. – 264 с.

2. Anne de Tinguy, Miriana Morokvasic, «Entre l’Est et l’Ouest. Un nouvel espace migratoire», in G. Mink, J.-C. Szurec: Cet etrange postcommunisme. Rupture et transitions. Paris, Presses du CNRS/ La Decouverte, 1992. Р. 305–320.

3. Marec Okolski, «Incomplete Migration: a New Form of Mobility in Central and Eastern Europe. The Case of Polish and Ukrainian Migrants» in Claire Wallace, Dariusz Stola (eds), Patterns of Migration in Central Europe, Basigstoke, Palgrave, 2001. Р. 105–128.

4. Stalker P. Workers without Frontiers. Boulder, 2000. 163 p.

5. Беженцев будет больше. [Электронный ресурс] // Аналитический портал геополитика. – Режим доступа: http://gpolitika.com/blizhniy_vostok/bezhencev-budet-bolshe.html (дата обращения: 01.06.2016).

6. Доклад УВКБ ООН «Глобальные тенденции». [Электронный ресурс] // UNCHR. – Режим доступа: http://unchr.org/556725e69.html (дата обращения: 04.06.2016).

7. Конвенции и соглашения. [Электронный ресурс] // UN.ORG. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 30.05.2016).

8. Меркель признала провал мультикультурной модели. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://m.lenta.ru/news/2010/10/17 (дата обращения: 20.06.2016).

Процессы миграции сопровождают всю историю человечества, которые с течением времени лишь видоизменяются. В настоящий момент миграция представляет собой явление, зависящее от различного рода факторов, которое оказывает большое влияние на отдельные страны и даже регионы. Также миграция отражается на отношениях между государствами и является одним из объектов правового регулирования на международном уровне. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., каждый человек имеет право покидать любое государство, включая свое собственное, и возвращаться обратно Также существует Конвенция о статусе беженцев, которая была принята 28 июля 1951 года .

Современная миграция стала процессом динамичным и сложным, которая влечет определенные социально-экономические и политические последствия для различных государств. Миграция напрямую отражается на этническом, культурном равновесии стран, приводит к различным межгосударственным конфликтам. Более того, на современном этапе миграция становится источником угрозы безопасности как для отдельных стран, так и для личности и общества. Поэтому становится актуальным исследование миграционных проблем и попытка анализа будущих миграционных процессов.

Целью исследования является анализ современных миграционных процессов в Европе и попытка прогноза их дальнейшего развития.

При исследовании использовались теоретические разработки как отечественных, так и зарубежных ученых в области миграции и других, связанных с ней вопросов. Среди них такие ученые как Зинченко Н.Н., Б.Д. Бреева, Юдина Т.Н., Старченков Г.И., Stalker P., Marec Okolski, Anne de Tinguy, Miriana Morokvasic. Также были использованы электронные ресурсы: официальный сайт ООН, УВКБ ООН и другие. Методологическую основу работы составляет статистический метод, сравнительно-правовой анализ, синтез, сравнение.

Очевидно, что сейчас наибольший поток мигрантов наблюдается в Западной Европе. Вопросы миграции стали наиболее острыми в 2015 г. Причиной этому послужили события, происходящие в Ливии, Сирии, Ираке и других регионах. В 2015 г. более 1 миллиона беженцев приехало в Европу из стран, охваченных конфликтами. Хотя сейчас наблюдается небольшой спад количества мигрантов, о прекращении потока беженцев говорить пока не приходится. События на Ближнем Востоке и в СевернойАфрике еще не прекратились, при том в 2015 г. в Европу приехала лишь часть беженцев, поэтому ожидается еще одна миграционная волна, согласно экономическому прогнозу Еврокомиссии на 2015-17 годы .

Мигрантов больше всего в Германии, Франции, Швейцарии, Великобритании. В этих странах самая большая доля иностранцев в структуре населения. На 2015г. самый высокий уровень одобрения заявок на получение статуса беженца наблюдается в Нидерландах, Дании, Болгарии, Германии. Европа привлекает мигрантов высоким уровнем жизни, оплаты труда, социальными гарантиями и т.д. Еще одним стимулом для беженцев является действие внутри ЕС Шенгенского соглашения, благодаря которому имеется возможность свободно перемещаться по Евросоюзу. Миграция в страны Западной Европы позволяет мигрантам из менее развитых стран достичь более высокого уровня жизни, чем в своих странах.

Европа проводила толерантную политику, основанную на предоставлении статуса беженца практически всем, кто обратится с таким заявлением. В итоге подобная политика, конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке, экономическая неготовность стран Западной Европы к такому наплыву беженцев, отсутствие солидарности в принятии решений привели к миграционному кризису. В связи с этим миграционные процессы в мире начали меняться и само отношение Западной Европы к беженцам изменилось.

Европа разделилась во мнении относительно путей решения возникших вопросов. Ряд стран выступают за прием мигрантов, другие настроены против. Большинство европейских стран обвиняют Германию в возникших проблемах. Страны Европейского Союза уже начали вводить определенные ограничения на прием беженцев, менять свое законодательство.

Миграционный кризис в Европе может повлечь за собой ослабление ЕС в результате противоречий между его участниками, и ухудшения общественной безопасности и экономической ситуации. Страны Европы опасаются террористической угрозы со стороны беженцев, особенно после событий 13 ноября 2015 г., когда во Франции произошел теракт, виновниками которого стали беженцы, находящиеся на территории страны. После этого в декабре в городах Германии, Швеции, Австрии, Финляндии беженцы стали участниками беспорядков, они были уличены в совершении ряда преступлений. Все это привело к тому, что во многих странах возникли определенные движения, направленные на защиту своих граждан и противодействие мигрантам. Кроме этого в Германии и Финляндии предпринимались попытки поджога зданий, предназначенных для размещения беженцев. Также европейцы обеспокоены перспективой исламизации Европы, так как большинство мигрантов - выходцы из арабских государств. В частности, в Германии активизировалась радикальная антиисламская социальная группа Пегида. Канцлер Ангела Меркель еще в 2010 году на одном из своих выступлений заявила о безуспешности идеи превращения Германии в страну с мультикультурным обществом, в котором различные народы проживали бы рядом в гармонии и уважении друг к другу . Позже такие же заявления сделали представители Франции и Великобритании.

Еврокомиссией в 2015 году были приняты 2 плана действий. Первый из них предусматривает усиленный контроль морских границ, а второй - усиление контроля на границах между государствами, не являющимися участниками ЕС и Шенгенского соглашения, также строительство лагерей для беженцев и миграционные квоты. Также одним из негативных последствий миграционного кризиса стала возможность выхода Великобритании из Европейского Союза. На данный момент 43 % жителей страны готовы проголосовать за выход Великобритании из состава ЕС из-за большого количества беженцев. В случае выхода Великобритании из ЕС, ожидается перспектива раскола Европы, что станет одним из самых негативных последствий миграционного кризиса. Кроме этого, это дистабилизирует обстановку в самой Великобритании, так как в случае выхода ее из ЕС, Шотландия может потребовать проведение референдума о независимости.

Проанализировав эти процессы, становится очевидным, что миграционная политика Западной Европы меняется. Страны ЕС не готовы безотказно принимать мигрантов, как это было в предыдущие годы. Но так как волнения на Ближнем Востоке и в Северной Африке еще не прекратились, беженцы продолжают ехать в Европу, и открытым остается вопрос, что будет с этими беженцами и где они будут размещены.

До сих пор миграция в основном затрагивала страны Западной Европы, а страны Центральной и Восточной Европы оставались в стороне от этих процессов. Поэтому, можно предположить, исходя из всей совокупности сложившейся ситуации, что следующей миграционной зоной станут страны ЦВЕ. Следует отметить, что не все мигранты едут в экономическом плане сильные государства, а многие из них едут также в развивающиеся страны. По данным УВКБ ООН 86 % беженцев проживает не в европейских странах, а в развивающихся .

Далеко не все мигранты едут в западные страны. Иммиграция и другие формы мобильности набрали ход и внутри границ Центральной и Восточной Европы: эта территория с начала 1990-х годов стала новой миграционной зоной . Миграционная политика стран ЦВЕ в конце XX века в результате изменения экономической и политической жизни этих стран поменялась, и эти государства постепенно начали включаться в мировые миграционные процессы, в результате чего многие из них провозгласили принцип свободы передвижения. В 80-х гг. XX века исчез железный занавес, и движение людей из стран Центральной и Восточной Европы в другие страны возобновилось. В данный период для ЦВЕ была характерна эмиграция населения на запад, но она не имела таких масштабов и последствий как нынешняя миграционная волна. Миграция в западную часть Европы из этих стран еще продолжается, но количество эмигрантов значительно уменьшилось и ситуация стабилизировалась. Кроме этого, важно подчеркнуть, что эмиграция из ЦВЕ носит в основном временный характер, мигранты едут в Западную Европу не на постоянной основе. В большинстве своем эти мигранты едут за границу для трудоустройства и добычи средств к существованию, а живут в государствах, где относительно более низкая стоимость жизни. По словам одного польского демографа, они зарабатывают в одной стране, а тратят в другой .

Также 13 декабря 2002 г. в Компенгагене на саммите было решено принять новых членов в Европейских Союз, что привело к расширению ЕС в сторону востока, и явилось одной из причин изменения миграционных потоков и миграционной зоны в Европе и включения ЦВЕ в эти процессы. В странах ЦВЕ сравнительно невысокая стоимость жизни, процедура получения гражданства, вида на жительство намного проще, чем в других странах. Одним из самых существенных плюсов является то, что большинство восточноевропейских стран - участники Шенгенского соглашения. ЦВЕ является транзитом для выходцев из Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, через которые они едут в западные страны. Но в связи с нынешней ситуацией вполне вероятно, что многие мигранты будут просить статус беженца у стран ЦВЕ, не двигаясь дальше на запад, так как большинство этих стран уже решительно настроено против мигрантов. На данный момент миграция в этом регионе носит больше региональный характер, но вероятнее всего она обретет другие масштабы в будущем.

В дополнение к этому МВД ЕС принял план по введению обязательных квот на прием беженцев 22 сентября 2015 г. В соответствии с этим планом много восточноевропейских стран должны будут у себя разместить беженцев.

В результате становится очевидным, что миграционные процессы и миграционная политика в западной части Европы претерпели определенные изменения, в связи с чем можно предположить возможность перемещения миграционных потоков на Восток Европы. Нынешняя ситуация с мигрантами, политика, проводимая Европой в их отношении, прогноз миграционных процессов, а также иные миграционные вопросы были рассмотрены на круглом столе с участием студентов, магистрантов, аспирантов, организованном кафедрой конституционного и административного права КБГУ.

Таким образом, с учетом всех этих обстоятельств можно сделать вывод, что страны Центральной и Восточной Европы постепенно из стран эмигрантов превращаются в страны иммигрантов. Например, в Польше и Венгрии на данный момент насчитывается большее количество беженцев, чем в некоторых западноевропейских государствах. После включения некоторых стран ЦВЕ в Европейский Союз, следствием которого стало также включение этих стран в экономические, политические и иные процессы Западной Европы, повлекли за собой трансформацию миграционных процессов в этом регионе. Такие факторы как экономический рост, политическая стабильность, участие в Шенгенском соглашении, границы с Западной Европой, усиливающиеся ограничения на прием мигрантов в западных странах и, напротив, более либеральное миграционное законодательство стран ЦВЕ, приведут в конечном итоге к возникновению новой миграционной зоны. Эта зона создаст условия для интенсивного транзитного движения, как в пересечении границ с Востока на Запад, массивного циклического миграционного движения рабочей силы внутри данной зоны, так и для приезда в эти страны на постоянной основе мигрантов.

Библиографическая ссылка

Гукова Д.М., Богатырев А.З. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПОТОКИ В ЕВРОПЕ: ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-3. – С. 456-459;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10057 (дата обращения: 19.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»