Пожар – это горение, в результате которого бесполезно и безвозвратно уничтожаются и повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей.
Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.
По взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий, особенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.
Характеристика аварий на пожаро– и взрывоопасных объектах.
К авариям на ПВОО относятся:
1) пожары с последующим взрывом;
2) газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов;
3) топливно-воздушных смесей и других взрывоопасных веществ.
К поражающим факторам аварий на ПВОО относятся:
1) воздушная ударная волна с образованием осколочных полей;
2) тепловое и световое излучение и как следствие – загрязнение воздуха в очаге поражения угарным газом и ОВ.
Характер и степень поражения людей зависят от степени их защищенности:
1) тяжелые травмы выражаются сильной контузией, потерей сознания и многочисленными сложными переломами костей;
2) средние – вывихами конечностей, контузией головного мозга, повреждением органов слуха;
3) легкие – скоро проходящими функциональными нарушениями.
Основные вопросы пожарной безопасности объектов (предприятий) изложены в Строительных нормах и правилах .
Противопожарная защита объектов зависит от назначения зданий, их огнестойкости и режима эксплуатации, количества людей, одновременно находящихся в помещении, количества горючих материалов и веществ, находящихся на предприятиях, и других факторов.
Для каждого объекта устанавливается определенный противопожарный режим - совокупность определенных мер и требований пожарной безопасности, установленных для объекта и подлежащих обязательному выполнению всеми работниками данного объекта.
Он определен правилами, инструкциями, приказами и распоряжениями руководителя предприятия.
Одно из перспективных направлений, обеспечивающих пожарную безопасность объектов, - установка противопожарной автоматики.
Для передачи известия о пожаре могут быть использованы:
1) электрические (ЭПС);
2) автоматические (АПС);
3) звуковые системы пожарной сигнализации;
5) сирена;
6) телефон;
7) радиосвязь.
В настоящее время на предприятиях используют лучевую и кольцевую электрическую пожарную сигнализацию.
Аварии на транспорте
Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность.
Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте:
1) неисправности пути;
2) неисправности подвижного состава;
3) неисправности средства сигнализации;
4) централизации и блокировки;
5) ошибки диспетчеров;
6) невнимательность и халатность машинистов.
При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, возможны взрывы и пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.
Примерно 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. При чем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются:
1) превышение скорости;
2) выезд на полосу встречного движения;
3) управление автомобилем в нерезвом состоянии.
Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД низок, подготовка населения и водителей также недостаточна. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых не проходят техосмотр, часто неукомплектованы.
Вот почему смертность от ДТП у нас в 10–15 раз выше, чем в других странах.
Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят:
1) разрушения отдельных конструкций самолета;
2) отказ двигателей;
3) нарушение работы систем управления, электропитания, связи;
4) плохое пилотирование;
5) недостаток топлива;
6) перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием:
1) ураганов;
2) штормов;
3) туманов;
5) по вине людей.
Много аварий происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. Руководит всеми работами капитан как начальник ГО. Основные задачи:
1) спасение людей, терпящих бедствие;
2) борьба за плавучесть корабля;
3) ликвидация пожара;
4) ликвидация пробоин.
К работам по спасению судна привлекаются:
1) специальные суда-спасатели;
2) буксиры;
3) пожарные катера;
4) экипажи других плавсредств;
5) специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия Выполнила: Номоконова Виктория 8 Б класс Проверила: Сотникова С.В.
Взрывопожароопасные объекты-это предприятия, на которых производят, хранят, транспортируют взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву.
К взрывопожароопасным объектам относятся: Предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Нефте - и газопроводы. Предприятия, производящие порох, взрывчатые вещества. Угольные шахты. Предприятия лесной и пищевой промышленности.
Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслевой промышленности, которые приводят к серьёзным последствиям: Разрушению промышленных и жилых зданий Поражению производственного персонала и населения Значительным материальным потерям На предприятиях, производящих порох, ракетное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, возможны еще более масштабные происшествия с массовым поражением работников предприятий и населения ближайших пунктов.
Прогнозы специалистов МЧС России показывают, что при крупной аварии на подобных объектах, сопровождающейся взрывами и пожарами, может возникнуть необходимость к эвакуации свыше 20 тыс. человек. Статистика В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных трубопроводов, 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций.
Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжёлыми по последствиям и часто случающимся авариям (около 33% от общего числа в этой отросли).
При взрыве на взрывопожароопасных объектах поражение людей может происходить как от прямого воздействия ударной волны, так и от отлетающих обломков, камней, осколков стекла. Ущерб, причиняемый ударной волной жилым помещениям и промышленным зданиям, может носить характер полных разрушений, сильных, средних и слабых в зависимости от мощности взрыва. При полных разрушениях рушатся все элементы здания, включая несущие конструкции этажей. При сильных разрушениях обваливаются несущие конструкции и перекрытия верхних этажей, после этого здания восстановлению не подлежат. При средних и слабых разрушениях поврежденные здания могут быть восстановлены.
Исторические факты 29 сентября 1957 года на химкомбинате «МАЯК» , расположенном в закрытом городе «Челябинск-40» (ныне Озёрск) в 16.20 из-за выхода из строя системы охлаждения произошёл взрыв ёмкости объёмом 300 кубических метров, где содержалось около 80 кубометров высокорадиоактивных ядерных отходов. Взрывом, оцениваемым в десятки тонн в тротиловом эквиваленте, ёмкость была разрушена, бетонное перекрытие толщиной 1 метр весом 160 тонн отброшено в сторону, в атмосферу было выброшено около 20 млн. кюри радиации. Часть радиоактивных веществ были подняты взрывом на высоту 1-2 км и образовали облако, состоящее из жидких и твёрдых аэрозолей. В течение 10-11 часов радиоактивные вещества выпали на протяжении 300-350 км в северо-восточном направлении от места взрыва.
4 июня 1988 года в 9 утра товарный поезд, в котором находились 3 вагона с 120 тоннами гексогена, следовал через железнодорожный переезд в городе Арзамас В 9:25 произошёл взрыв. Взрывом был уничтожен 151 дом. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. На месте взрыва осталась воронка глубиной 26 метров.
Спасибо за внимание!
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Институт менеджмента и информационных технологий
(филиал)Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г.Череповце
(ИМИТ СПбГПУ)
Кафедра финансы и кредит
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Безопасность жизнедеятельности»
Тема: Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах: понятие и характеристика. Меры безопасности.
Выполнил студент группы з.492 Фарутина Светлана Ивановна
№ варианта 29 № зачетной книжки з4090206
Руководитель Куличенко Александр Георгиевич
«_______» _________________________20___г.
__________ __________________
отметка о зачете подпись преподавателя
г. Череповец
Введение……………………………………………………………………..…31.
Общие сведения о взрыве…………………………………………………..4
2.
Общие сведения о пожаре………………………………………………….7
3.
Причины возникновения пожаров и взрывов
и их последствия……….11
4. Основные
поражающие факторы пожара и
взрыва……………………..13
5. Правила
безопасного поведения при пожарах и
взрывах…………..…..15
6. Пожары и
паника…………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………….……..20
Список литературы
Введение
Пожаро - и взрывоопасные объекты (ПВОО) - предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву.
К пожаро-, взрывоопасным объектам относятся предприятия химической, газовой, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой, лакокрасочной промышленности, предприятия, использующие газо- и нефтепродукты в качестве сырья или энергоносителей, все виды транспорта, перевозящие взрыве- и пожароопасные вещества, топливозаправочные станции, газо- и продукто-проводы. В условиях заводского концентрированного производства становятся опасными и вещества, считающиеся негорючими. Взрывается и горит, например, древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная и сахарная пыль.
Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объекта:
Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных предприятий.
Пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ.
Пожары (взрывы) на транспорте.
Пожары (взрывы) в шахтах, пожземных и горных выработках, метрополитенах.
Пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.
Пожары (взрывы) на объектах с аварийно-химическими опасными веществами.
Пожары (взрывы) на радиационно-опасных объектах.
Общие сведения о взрыве.
Взрыв – это происходящее внезапно событие, при котором освобождается большое количество энергии в ограниченном объёме за короткий промежуток времени.
Классификация взрывов:
подземные (подводные) - это взрыв, произведенный под землей (под водой) и характеризующийся выбросом большого количества грунта (воды), перемешанного с продуктами ядерного взрывчатого вещества (осколками деления урана-235 или плутония-239). Поражающее и разрушающее действие подземного ядерного взрыва определяется в основном сейсмовзрывными волнами (основной поражающий фактор), образованием воронки в грунте и сильным радиоактивным заражением местности. Световое излучение и проникающая радиация отсутствуют. Характерным для подводного взрыва является образование султана (столба воды), базисной волны, образующейся при обрушении султана.
наземные (надводные) - это взрыв, произведенный на поверхности земли (воды), при котором светящаяся область касается поверхности земли (воды), а пылевой (водяной) столб с момента образования соединен с облаком взрыва. Характерной особенностью наземного (надводного) ядерного взрыва является сильное радиоактивное заражение местности (воды} как в районе взрыва, так и по направлению движения облака взрыва. Поражающими факторами этого взрыва являются ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности и ЭМИ.
воздушные - это взрыв, произведенный на высоте до 10 км, когда светящаяся область не касается земли (воды). Воздушные взрывы подразделяются на низкие и высокие. Сильное радиоактивное заражение местности образуется только вблизи эпицентров низких воздушных взрывов. Заражение местности по следу облака существенного влияния на действия личного состава не оказывает. Наиболее полно при воздушном ядерном взрыве проявляются ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и ЭМИ.
При наземном ядерном взрыве около 50 % энергии идёт на образование ударной волны и воронки в земле, 30 - 40 % в световое излучение, до 5 % на проникающую радиацию и электромагнитное излучение и до 15 % в радиоактивное заражение местности.
При воздушном взрыве нейтронного боеприпаса доли энергии распределяются своеобразно: ударная волна до 10 %, световое излучение 5 - 8 % и примерно 85 % энергии уходит в проникающую радиацию (нейтронное и гамма-излучения).
Ударная волна и световое излучение аналогичны поражающим факторам традиционных взрывчатых веществ, но световое излучение в случае ядерного взрыва значительно мощнее.
Ударная волна разрушает строения и технику, травмирует людей и оказывает отбрасывающее действие быстрым перепадом давления и скоростным напором воздуха. Последующие за волной разрежение (падение давление воздуха) и обратный ход воздушных масс в сторону развивающегося ядерного гриба также могут нанести некоторые повреждения.
Световое излучение действует только на неэкранированные, то есть ничем не прикрытые от взрыва объекты, может вызвать воспламенение горючих материалов и пожары, а также ожоги и поражение зрения человека и животных.
Зоны действия взрыва:
Зона 1 - действие детонационной волны. Для нее характерно интенсивное дробящее действие, в результате которого конструкции разрушаются на отдельные фрагменты, разлетающиеся с большими скоростями от центра взрыва.
Зона 2 - действие продуктов взрыва. В ней происходит полное разрушение зданий и сооружений под действием расширяющихся продуктов взрыва. На внешней границе этой зоны образующаяся ударная волна отрывается от продуктов взрыва и движется самостоятельно от центра взрыва. Исчерпав свою энергию, продукты взрыва, расширившись до плотности, соответствующей атмосферному давлению, не производят больше разрушительного действия.
Зона 3 – действие воздушной ударной волны. Эта зона включает три подзоны: 3а - сильных разрушений, 3б- средних разрушений, 3в - слабых разрушений. На внешней границе зоны ударная волна вырождается в звуковую, слышимую на значительных расстояниях.
Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование.
Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения больших размеров с легкими несущими конструкциями, значительно возвышающиеся над поверхностью земли. Подземные и заглубленные в грунт сооружения с жесткими конструкциями обладают значительной сопротивляемостью разрушению.
Степень разрушения зданий и сооружений можно представить в следующем виде:
полное - обрушены перекрытия и разрушены все основные несущие конструкции; восстановление невозможно;
сильное - имеются значительные деформации несущих конструкций; разрушена большая часть перекрытий и стен;
среднее - разрушены главным образом не несущие, а второстепенные конструкции (легкие стены, перегородки, крыши, окна, двери); возможны трещины в наружных стенах; перекрытия в подвале не разрушены; в коммунальных и энергетических сетях значительные разрушения и деформации элементов, требующие устранения;
слабое - разрушена часть внутренних перегородок, заполнения дверных и оконных проемов; оборудование имеет значительные деформации; в коммунальных и энергетических сетях разрушения и поломки конструктивных элементов незначительны.
Общие сведения о пожаре.
Горение – это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха.
Для процесса горения необходимы следующие условия:
наличие горючего материала (бумага, дерево и т.п.);
наличие окислителя (кислород воздуха);
наличие источника воспламенения (огонь, искра).
Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить одно из перечисленных условий.
Вещества и материалы делятся по группам возгораемости:
негорючие – неспособные гореть;
трудногорючие – способные гореть под воздействием источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления;
горючие – способные гореть после удаления источника зажигания.
По внешним признакам горения пожары делятся на наружные, внутренние, одновременно наружные и внутренние, открытые и скрытые.
К наружным относят пожары, у которых признаки горения (пламя, дым) можно установить визуально. Такие пожары бывают при горении зданий и их конструкций, штабелей лесопиломатериалов, угля, торфа и других материальных ценностей, размещенных на открытых складских площадках; при горении нефтепродуктов в резервуарах, на открытых технологических установках и эстакадах; лесных массивов, торфяных полей, зерновых культур и др. Наружные пожары всегда бывают открытыми.
К внутренним относят пожары, которые возникают и развиваются внутри зданий. Они могут быть открытыми и скрытыми.
При открытых пожарах признаки горения можно установить осмотром помещений (например, при горении имущества в зданиях различного назначения; оборудования и материалов в производственных цехах, перегородок, полов, покрытий и т. д.).
У скрытых пожаров горение протекает в пустотах строительных конструкций, вентиляционных шахтах и каналах, внутри торфяной залежи. При этом признаками горения бывают выход дыма через щели, изменение цвета штукатурки, нагретость конструкций. Огонь бывает виден при вскрытии или разработке штабелей и конструкций.
С изменением обстановки изменяется и вид пожара. Так, при развитии пожара в здании скрытое внутреннее горение может перейти в открытое внутреннее, а внутреннее - в наружное, и наоборот.
По месту возникновения пожары бывают в зданиях, сооружениях, на открытых площадках складов и на природных массивах (лесные, степные, торфяные и хлебные поля).
Введение
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстоятельство, возникающее в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающее резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.
Человечество ежедневно сталкивается со множеством суровых природных явлений. Помимо этого, хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийных бедствий, катастроф и многочисленных аварий с человеческими жертвами. Тысячелетняя практика жизнедеятельности показывает, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности.
Чрезвычайные ситуации - события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей.
Пожары и взрывы - самые распространенные ЧС в современном индустриальном обществе. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Пожаро- и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву. К ним относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также ж/д и трубопроводный транспорт.
Среди техногенных же причин пожар прочно занимает второе место после взрыва.
Причины аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах
Пожар - это горение, в результате которого бесполезно и безвозвратно уничтожаются или повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей.
Горением называется быстро протекающий процесс окисления или соединения горючего вещества и кислорода воздуха (без кислорода - процесс разложения), сопровождающийся выделением газа, тепла и света.
Различают "собственно горение" (скорость распространения не превышает десятков метров в секунду), взрыв (сотни метров в секунду) и детонацию (тысячи м/с).
Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) - предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. К ним относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, используемый для перевозки (перекачки) пожаро- и взрывоопасных веществ.
По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на 5 категорий:
А - нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы, склады нефтепродуктов.
Б - цеха по изготовлению и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выбойные и размольные отделения мельниц.
В - лесопильные, деревообрабатывающие, столярные и модельные производства.
Г - склады и предприятия, связанные с переработкой и хранением несгораемых веществ в горячем состоянии, а также со сжиганием твердого, жидкого или газообразного топлива.
Д - склады и предприятия по хранению несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии, например мясных, рыбных и других продуктов.
Основными причинами пожаров на пожаро- и взрывоопасных объектах являются: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, умышленный поджог, курение, неисправное электрооборудование, неумелое обращение с электроприборами, самовоспламенение или самовозгорание веществ и материалов.
Неосторожное обращение с огнем является причиной каждого третьего пожара: непотушенные спички, окурки, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.
Нарушение правил пожарной безопасности. К пожару может привести отсутствие или неисправность вентиляции во взрыво- и пожароопасных помещениях. Правильно рассчитанная и выполненная вентиляционная установка снижает опасность возникновения пожаров, так как исключает возможность образования пыле-, газо-воздушных концентраций, опасных в пожарном отношении.
Нарушение порядка хранения, использования и транспортировки пожароопасных веществ и материалов способствует возникновению пожаро - и взрывоопасной обстановки. Не допускается захламление территорий и расположенных на них зданий и сооружений, наличие в них горючих материалов и т.д.
Способствуют развитию горения и наступлению тяжких последствий также недостатки в организации предупреждения и тушения пожаров: отсутствие и неисправность автоматизированных и первичных противопожарных средств защиты объектов от пожаров, отсутствие противопожарных преград, неподготовленность персонала к тушению пожара, их несвоевременные или неправильные действия при его тушении.
Умышленный поджог. В 6,7% случаев совершается умышленный поджог. В Уголовном кодексе РФ имеется ряд статей, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с пожарами. В частности, за совершение поджогов чужого имущества, за нарушение правил пожарной безопасности.
Курение допускается только в специально отведенных местах, оборудованных урнами и емкостями с водой. В этих местах вывешивают надписи "Место для курения".
Неисправное электрооборудование. Важным условием обеспечения пожарной безопасности электротехнических установок является правильный выбор электрооборудования в зависимости от среды помещения, в которой оно должно эксплуатироваться. Электрические сети и электрооборудование должны отвечать требованиям Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Неумелое обращение с электроприборами. Наибольшее число пожаров на предприятиях происходит из-за нарушения правил эксплуатации электротехнических установок и устройств. В большинстве случаев пожары возникают в результате коротких замыканий в электрических цепях, перегрузок проводов и электрических машин токами, на которые они не рассчитаны, искрообразования.
Пожар - это горение, в результате которого уничтожаются или повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей.
Горением называется быстро протекающий химический процесс окисления или соединения горючего вещества и кислорода воздуха, сопровождающийся выделением газа, тепла и света. Известно горение и без кислорода воздуха с образованием тепла и света. Таким образом, горение представляет собой не только химическую реакцию соединения, но и разложения.
Различают собственно горение, взрыв и детонацию. При собственно горении скорость распространения пламени не превышает десятков метров в секунду, при взрыве - сотни метров в секунду, а при детонации - тысячи метров в секунду.
С наибольшей скоростью горение происходит в чистом кислороде. По мере снижения концентрации кислорода процесс горения замедляется, наименьшая скорость горения при содержании кислорода в воздухе 14-15%.
Для горения необходимы горючие материалы, окислитель и источник поджигания.
В практике различают полное и неполное горение. Полное горение достигается при достаточном количестве кислорода, а неполное - при недостатке кислорода. При неполном горении, как правило, образуются едкие, ядовитые и взрывоопасные смеси.
Самовоспламенение (тепловой взрыв) возникает при внутреннем подогреве горючего вещества в результате химических процессов. Температура самовоспламенения зависит от различных факторов: состава и объема горючей смеси, давления и др. Большинство газов и жидкостей воспламеняется при температуре 400-700 °С, а твердых тел (дерева, угля, торфа и т. п.) - 250-450 °С. Следует иметь в виду, что увеличение содержания кислорода в веществах и уменьшение содержания углерода снижают температуру самовоспламенения.
Для горения и воспламенения важное значение имеет концентрация газов и паров в воздухе. Диапазон горения и воспламенения характеризуется нижним и верхним пределами взрываемости. Они являются важнейшей характеристикой взрывоопасное™ горючих веществ. Нижний предел взрыва характеризуется наименьшей концентрацией газов и паров воздуха, при котором возможен взрыв, а верхний - наибольшей их концентрацией, при которой еще возможен взрыв.
При взрывах некоторых газов, паров и смесей горение переходит в особую форму - детонацию. При этом скорость распространения пламени достигает 1000-4000 м/с, что превышает скорость распространения звука. Детонация, как правило, происходит в трубах, имеющих достаточный диаметр и длину, может возникать при определенном подогреве смеси и сильной ударной волне, а также при специальном поджигании взрывоопасного вещества. Детонация имеет верхний и нижний концентрационные пределы.
Все горючие жидкости пожароопасны. Они горят в воздухе при определенных условиях, зависящих от концентрации их паров. Горючие жидкости постоянно испаряются, образуя над поверхностью насыщенные взрывоопасные пары.
По температуре вспышки горючие жидкости подразделяются на два класса. К первому классу относятся жидкости (бензин, керосин, эфир и др.), вспыхивающие при температуре менее 45 °С, ко второму классу - жидкости (масла, мазуты и др.), имеющие температуру вспышки выше 45 °С. В практике первый класс жидкостей принято называть легковоспламеняющимися (ЛВЖ), второй - горючими (ГЖ).
Пыли и пылевоздушные смеси горючих веществ пожароопасны. В воздухе они могут образовывать взрывоопасные смеси. Увеличение влажности воздуха и сырья, из которого образуется пыль, а также повышение скорости движения воздуха уменьшают концентрацию пыли в воздухе и снижают пожароопасность.
Взрывоопасными являются пыль сахара, крахмала, нафталина при концентрации в воздухе до 15 г/м 3 ; торфа, красителей и т. п. при концентрации от 15 до 65 г/м 3 .
Важное значение в противопожарном отношении имеет правильная эксплуатация электрических сетей и приборов. Электрическая сеть в эксплуатационном отношении должна отвечать противопожарным требованиям. При ее устройстве устанавливают специальные автоматические выключатели и плавкие предохранители, защищающие ее от перегрузки и воспламенения изоляции. При эксплуатации электрической сети нельзя применять "жучки" вместо калиброванных плавких вставок или защитных средств, так как это приводит к перегрузке в линии, высыханию изоляции, возникновению короткого замыкания и пожару.
Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) - предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.
К ним прежде всего относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.
По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Особенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.
Все строительные материалы и конструкции из них подразделяются на три группы: несгораемые, трудносгораемые и сгораемые. Несгораемые - это материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. Трудносгораемые - это материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры с трудом воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть при наличии источника огня. Сгораемые - это материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.
Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массовые. Отдельные - пожары в здании или сооружении.
Массовые - совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий. Сильные пожары при определенных условиях могут перейти в огненный шторм.
Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. К авариям на ПВОС 1 относятся пожары с последующим взрывом газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов, топливно-воздушных смесей и других взрывоопасных веществ и взрывы чаще всего в результате свободного истечения легковоспламеняющиеся взрывоопасных жидкостей или газов, приводящие к возникновению многочисленных очагов пожаров.
Особым случаем взрыва является объемный взрыв, когда подрывается газообразная или аэрозольная смесь, занимающая значительный объем. Характерный пример такого взрыва - взрыв при утечке газа. При этом взрывоопасное облако способно проникать в закрытые помещения через окна, люки и т. п. и взрыв может поражать людей и причинять разрушения в местах, защищенных стенами. Чрезвычайные ситуации, создающиеся на ПВОО, часто осложняются тем, что многие взрывоопасные вещества ядовиты или образуют при сгорании химически опасные вещества (ХОВ).
Поражающие факторы при авариях на пожаро- и взрывоопасных объектах. К поражающим факторам аварий на ПВОО относятся: воздушная ударная волна с образованием осколочных полей, тепловое и световое излучение и, как следствие, загрязнение воздуха в очаге поражения угарным газом и ХОВ.
Характер воздействия аварии на пожаро- и взрывоопасном объекте на население и окружающую среду. При взрыве на ПВОО поражение людей и повреждения различной степени могут происходить как от прямого воздействия ударной волны, так и косвенно - от летящих обломков, камней, осколков стекла и т. п. Характер и степень поражения людей зависят от степени их защищенности.
Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пластмасс и некоторых синтетических материалов - к образованию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др. Чаще всего на пожарах людей поражают окиси углерода (при содержании в воздухе 1% окиси углерода наступает почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже - цианистые соединения, бензол, окислы азота, углекислота и другие токсичные продукты. К поражающим факторам пожаров относят также задымление, затрудняющее ориентирование, и сильный морально-психологический эффект.
Взрывы емкостей с газообразными и сжиженными веществами, которые могут быть отнесены к категории ХОВ, приводят к загрязнению токсичными веществами воздушного, водного бассейнов и значительных территорий местности, а также заболеваниям и гибели людей, животных и растений. Кроме того, следует учитывать, что взрывы и пожары на объектах, имеющих в производстве и хранении взрыво- и пожароопасные компоненты, представляют серьезную опасность не только для самих объектов, но и для населения, проживающего вблизи объектов.
Наиболее опасны пожары в административных зданиях, так как внутренние стены облицованы панелями из горючего материала, а потолочные плиты выполнены из горючих древесных плит. Часто возникновению возгорания способствует неудовлетворительная огнестойкость древесины и других строительных материалов, особенно пластиков. Чрезвычайно опасен в пожарном отношении применяемый при изготовлении мебели поролон, который при горении выделяет ядовитый дым, содержащий цианистые соединения. Кроме того, в условиях стесненного производства становятся опасными вещества, считающиеся негорючими. Так, взрывается и горит древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая и сахарная пыль, а также пыль хлопка, льна, пеньки, джута. Самовозгораются такие обычные химикаты, как скипидар, камфара, барий, пирамидон и многие другие.
Аварии на объектах нефтегазодобывающей промышленности всегда приносят большие бедствия. Так, вырвавшийся нефтяной или газовый фонтан при воспламенении перебрасывает огонь на резервуары с нефтью, компрессорные установки и нефтепроводы, мастерские, гаражи, жилые дома и лесные массивы.
Бушующее пламя горящего фонтана поднимается огромным смерчем к небу, тяжелый дым застилает окрестности. Температура внутри такого смерча настолько велика, что плавятся стальные буровые вышки и другие конструкции.
Нередки пожары от возгорания горючего при перевозках. Во время пожаров на железнодорожном транспорте, как правило, обрываются провода, парализуя все движение.
При планировании мероприятий по борьбе с авариями надо учитывать, что они проходят пять фаз:
· первая - накопление отклонений от нормального процесса;
· вторая - инициирование аварии;
· третья - развитие аварии, во время которой оказывается воздействие на людей, природную среду и объекты народного хозяйства;
· четвертая - проведение спасательных и других неотложных работ, локализация аварии;
· пятая - восстановление жизнедеятельности после ликвидации последствий аварии.
5. А варии на гидротехнических опасных объектах
Гидротехнические сооружения - это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).
Следует различать такие понятия, как запруда, плотина, гидроузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина - сооружение, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилищ, связанных единым режимом водоперетока. Весьма опасно разрушение плотин, так как при этом действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения основания, недостаточности водосбросов, а в военное время - в результате воздействия средств поражения.
При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного поражающего фактора этого вида аварий.
Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции).
Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологических и топографических условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и предгорных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего того, что на ней находится, поэтому строить жилые и производственные здания в этой зоне запрещено. Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основания. Частота возникновения аварий по различным причинам приводится ниже, %
Аварии на транспорте
Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.
Транспортная авария (ТА) - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
Аварии на водном транспорте;
Авария на магистральном трубопроводе и др.
Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.
Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов. Среди последних большое количество опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
Неисправности пути;
Поломки подвижного состава;
Выход из строя средств сигнализации и блокировки;
Ошибки диспетчеров;
Невнимательность и халатность машинистов;
Сход подвижного состава с рельсов;
Столкновения;
Наезды на препятствия на переездах;
Пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
Повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
Изношенность технических средств.
Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.
В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.
Среди причин авиакатастроф выделяются:
Ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов;
Распад единой государственной системы Аэрофлота;
Рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков;
Снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;
Ошибки пилотов;
Ошибки диспетчерских служб;
Неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);
Погодные условия.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.
Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).
Данное положение объясняется следующими причинами:
Неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;
Большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;
Многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;
Неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые;
Нарушением водителями Правил дорожного движения;
Плохой подготовкой водителей;
Превышением скорости на опасных участках дорог; -- выездами на полосу встречного движения;
Управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии. В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.
Основными причинами этих аварий являются:
Нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;
Износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;
Погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.);
Ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;
Ошибки при проектировании и строительстве судов;
Столкновения и опрокидывания судов;
Посадка на мель;
Взрывы и пожары на борту;
Неправильное размещение и плохое закрепление грузов;
Низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.