Докучные сказки - это небольшой стишок, состоящий из неограниченного числа одинаковых фрагментов. Такую сказку можно рассказывать бесконечно пока не устаните вы или ваш слушатель. Очень помогает переключить внимание вашего ребенка.
***
Жили-были два братца,
два братца - кулик да журавль.
Накосили они стожок сенца,
поставили среди польца.
***
Жил-был старик,
у старика был колодец,
а в колодце-то елец;
тут и сказке конец.
***
Жил-был царь,
у царя был двор,
на дворе был кол,
на колу мочало;
не сказать ли с начала?
***
Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет!
Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
***
Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе
докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную
сказочку? - и т. д.
***
- Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
- Расскажи.
- Вот она и вся.
***
Летел гусь, и как сел на дорогу - так и упал в воду.
Мок, мок. Кис, кис - вымок, вылез, выкис.
- сел на дорогу и снова пал в воду.
Мок мок кис кис - выкис вылез т. д.
***
Встал медведь на колоду -
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду...
***
- Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова -
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела...
Сказывать ли дальше?..
***
Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..
***
У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.
***
Шла собака через мост,
Завязила в тине хвост,
Тянула, тянула, вытянула хвост,
Только завязила в болоте нос.
Тянула, тянула..
***
Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?
***
- Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки...
- Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
- Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
***
На горушке - избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?
***
У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала - молчала.
Увидала: на заборе-мочала.
Увидала мочалу - замычала...
Не сказать ли про Бурёнку сначала?
***
Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала...
***
Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!
***
Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..
***
Жил-был царь Бубенец.
Захотел он построить себе новый дворец
Навезли ему мокрых досок,
Положили сушить на песок.
Сушили, сушили - пересушили.
Положили в реку-перемочили.
Снова сушили - пересушили,
Снова мочили - перемочили!
Вот как будут доски готовы,
Тогда и за сказку за эту примемся снова.
Только будет это нескоро:
Это будет в тот год,
Когда леший помрёт, -
А он ещё и не хворал!
***
Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост -
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост -
Пусть она обсохнет!
Едем дальше...
***
Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока -
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт...
***
Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..
***
Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Кто?
- Да не кто, а что!
- Что?
- Сапог!
- Какой?
- Ну такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли
***
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали -
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь - удивился,
Со страху спать повалился...
Когда он проснётся -
Тогда и сказка дальше поведётся!
Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело...
***
Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца...
Не сказать ли сказку опять с конца?
- Потешки
- Заклички
- Сказки на ночь
Докучная сказка создавалась как пародия на настоящую волшебную сказку. В ней смысл, протяженность и связанность доводились до абсурда, многократно повторяясь и превращаясь в дурную бесконечность.
Докучные сказки рассказывают, чтобы избавиться от назойливых слушателей
Сказка зацикливалась на каком-то коротком фрагменте текста, фразе или присказке. При этом остальной текст обманки минимизировался до полной потери смысла и играл вспомогательную роль. Такую сказку можно было рассказывать до бесконечности, пока процесс не становился скучным (докучливым) для слушателя и повествователя.
К докукам относится сказка-поговорка о белом бычке, стишок «Купи слона» и всем известная сказка-песня «У попа была собака…».
Современные сказки-докуки для детей имеют ту же структуру. Многие из них содержат рифму и ритм, но встречаются и в прозе. Они похожи на длинную цепь, скрепленную повторяющиеся фразой или вопросом. В некоторых обманках, присутствует обращение к слушателю, вопрос, на который он обязан ответить. После этого повествование закручивается вновь.
Сюжета у таких сказок нет. Каждый новый виток повествования вызывает у слушателя все большее недоумение и досаду. Особенно часто такими докуками любят отделываться от надоедливых детишек.
Как придумать сказку-докуку для ребенка 3 класса?
Сегодня изучение сказок-докук входит в обязательную программу для третьеклассников. Ученики не только читают всем известные веселые стишки без смысла, но и придумывают их сами. Конечно, не без помощи родителей.
Как сочинить стишок-обманку? Нет ничего проще. Необходимо взять за основу любое действие и зациклиться на нем. Главное — проявить максимум фантазии.
Последовательность сочинения:
- Сказка, как правило, начинается с обмана слушателя и обещания рассказать ему интересную историю.
- Затем идет краткое описание главного героя — жил-был такой-то, пошел туда-то, сделал то-то.
- Любое действие героя многократно повторяется, при этом окончание сказки становится ее началом.
Чтобы не утомить ребенка и облегчить запоминание стишка, не следует придумывать сложное и длинное произведение. Пусть это будет небольшая сказочка о понятных вещах с веселой концовкой. Малышу это понравится.
Есть великое множество самых различных сказок для детей – весёлые байки, прибаутки, сказки о животных, докучные сказки.
Докучная сказка - сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду. К докучным сказкам относятся сказка про белого бычка и сказка о попе и его собаке.
Сказка про белого бычка. Что это за сказочка и откуда она взялась?
Придумал её давным-давно какой-то родитель, не желающий рассказывать на ночь сказку своему чаду. А поскольку дитя было не в меру докучливым, то сказка звучала примерно так: – Не сказать ли тебе сказку про белого бычка? – Скажи! – Ты говоришь «скажи», да я говорю «скажи», а не сказать ли тебе сказку про белого бычка? – Не скажи! Ты говоришь «не скажи», да я говорю «не скажи», а не сказать ли тебе сказку про белого бычка?.
Также многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении "купить слона" (основная идея - что бы собеседник ни говорил, ему в итоге предлагается купить слона).
Докучные сказки, как правило, используются в воспитании детей, это своеобразная игра на развитие мышления ребёнка, предполагающая поиск выхода из замкнутого круга бесконечной истории.
Рассказывая такую сказочку, вы развиваете память, мышление, внимание, и, конечно, знакомите малыша с русским народным творчеством.
Вот для примера несколько таких сказочек:
Жил-был царь Ватута и вся сказка тута. Стоит домишка пряничный, Изюмом разукрашенный, Блестит при свете месяца. Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..
Протекает речка, Через речку мост, На мосту овечка, У овечки хвост, На хвосте мочало, Рассказать сначала?..
Пришел медведь к броду, Да бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, Выкис, Вылез, Высох, Встал на колоду - Бултых в воду…;
Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…
Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Кто?
- Да не кто, а что!
- Что?
- Сапог!
- Какой?
- Ну такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли
Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова -
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..
Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока -
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
ШЁЛ Я КАК-ТО через мост,
Глядь - ворона МОКНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост -
Пусть ворона СОХНЕТ!
ШЁЛ ОПЯТЬ Я через мост,
Глядь - ворона СОХНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост -
Пусть ворона МОКНЕТ!
СНОВА ШЁЛ Я через мост,
Глядь - ворона МОКНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост -
Пусть ворона СОХНЕТ!
Я ОПЯТЬ ПРИШЁЛ на мост,
Глядь - ворона СОХНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост -
Пусть ворона МОКНЕТ!
Я ПРИШЁЛ НА ТОТ же мост,
Глядь - ворона мокнет…
Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело...
Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?
Шла собака через мост,
Завязила в тине хвост,
Тянула, тянула, вытянула хвост,
Только завязила в болоте нос.
Тянула, тянула..
На горушке - избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?
Рассказать тебе сказку про белого бычка?
- Да.
Все говорят «да», а тебе рассказать сказку про белого бычка?
- расскажи
Все говорят «расскажи» ..и т.д. и т.п.
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали -
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь - удивился,
Со страху спать повалился...
Когда он проснётся -
Тогда и сказка дальше поведётся!
Расскажи мне сказку.
- Расскажу про гуся.
Вот и сказка вся.
Жил-был царь Бубенец.
Захотел он построить себе новый дворец
Навезли ему мокрых досок,
Положили сушить на песок.
Сушили, сушили - пересушили.
Положили в реку-перемочили.
Снова сушили - пересушили,
Снова мочили - перемочили!
Вот как будут доски готовы,
Тогда и за сказку за эту примемся снова.
Только будет это нескоро:
Это будет в тот год,
Когда леший помрёт, -
А он ещё и не хворал!
Жили-были кулик да журавль.
Накосили стожок сенца.
Эта сказочка опять с конца. И т.д.
Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!
Жил-был царь.
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочала.
Не сказать ли сказочку сначала?
У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала - молчала.
Увидала: на заборе-мочала.
Увидала мочалу - замычала...
Не сказать ли про Бурёнку сначала?
Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…
Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца...
Не сказать ли сказку опять с конца?
Фольклор русского народа самобытен и необычайно многообразен. Чего только стоят известные на весь мир русские народные сказки! Наша Баба-Яга и Иванушка-дурачок знамениты во многих странах. Мы ответим вам на один из часто возникающих вопросов: что такое докучная сказка?
Особенности «докучного» фольклора
Помимо обычных сказок, в русском фольклоре присутствует множество их разновидностей, одной из которых и являются докучные сказки. От народных сказок они отличаются в первую очередь тем, что повторяется один и тот же фрагмент текста множество раз. Это и есть первый ответ, кратко определяющий, что такое докучная сказка. Ее бесконечно можно начинать, рассказывать заново - все зависит только лишь от терпения маленького слушателя.
Собственно говоря, эти произведения и сочинялись именно для того, чтобы занять надоедливого малыша, докучающего всем просьбами вроде «Расскажи мне сказку». Докучные сказки представляют собой своеобразные цепочки, в которых задействованы одинаковые и постоянно повторяющиеся звенья. Сказочный сюжет постоянно останавливается на одном и том же эпизоде, после чего сказку начинают рассказывать заново. Когда ребенку этот процесс надоедает, повествователь может закончить повторять сюжет «докучки» и отдохнуть. Так что многие родители знают, что такое докучная сказка уже с первых лет жизни малыша. Изучение этого проходят в младшей школе. Поговорим о том, какие изучает докучные сказки 3 класс общеобразовательной школы.
Разновидности повторяющихся сказок
На Руси существовало несколько вариантов докучных сказок.
Для чего нужны эти сказки?
Все вышеперечисленные докучные сказки 3 класс изучает в обязательном порядке. Основная задача данных сказок - успокоить ребенка. Как ни странно, но практически несвязный набор слов с отсутствием длинного интересного сюжета и концовки очень нравится малышам. Нередко такие докучные сказки становятся единственным способом утешить плачущего малыша, если совершенно нет времени рассказывать ему обычную сказку.
Иногда учителя просят, чтобы докучные сказки 3 класс придумал самостоятельно (творческое домашнее задание). Смех, который вызывают маленькие творения, напрямую свидетельствует о том, что детям необычайно нравятся коротенькие истории. Докучные сказки 3 класс может слушать бесконечно. Дети быстро запоминают их и с удовольствием рассказывают друг другу. Именно этим и объясняется в первую очередь тот факт, что докучные сказки внесены в программу обучения младшей школы. Незатейливый сюжет, неожиданно быстрое окончание рассказа - главные особенности этих сказок. Соответственно они и будут ответом на вопрос о том, что такое докучная сказка.
Для того чтобы придумать самую лучшую докучную сказку для 3 классу нужно знать что это такое.
Докучная сказка - это сказка - обманка, в которой повторяется один и тот же текст несколько раз, пока ребенку не надоест.
Зачем создавали докучные сказки?
Для того, чтобы отвлечь очень быстро ребенка от шалостей или переключить его внимания тогда, когда у родителей не очень много времени.
Поэтому докучные сказки такие необычные:)
Итак, приступим к написанию докучной сказки и рассмотрим задание.
Определи слова, которыми начнёшь и закончишь свою сказку.
Начать докучную сказку можно по-разному. Например:
1) Рассказать тебе докучную сказочку?
2) Послушайте, прислушайтесь! Расскажем вам докучную сказочку добрую - предобрую, интересную-преинтересную, долгую-предолгую!
3) Жили- были, ели-пили
А закончить докучную сказку можно словами:
1) Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
2) Хороша ли моя сказочка?
3) Не сказать ли сказочку сначала?
Подумай, о ком ты будешь, рассказывать: о сове, о раке, о дятле, о медведе.
Мне нравиться персонаж сказки - сова, поэтому моя первая докучная сказочка будет о ней.
Вторая докучная сказочка о лесе, кустах и деревьях будет из моего детства. Когда-то эту докучную сказку мне рассказывала мама.
Реши, что могло произойти с героями сказки.
1 докучная сказка - Думаю, что сова проснется днем в лесу и захочет полететь в город, а там будет биться об оконное стекло.
2 докучная сказка - Герои сказки будет идти в лес и бесконечно видеть кусты и деревья.
Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в ней должна быть неожиданная концовка.
Докучная сказочка о сове для 3 класса
Послушайте, прислушайтесь!
Расскажем вам докучную сказочку злую - презлую, долгую - предолгую, интересную-преинтересную!
Жила сова в лесу на дереве в дупле.
Стало ей скучно и решила она полететь в город.
Видит сова большой дом и красивое прозрачное дупло и давай туда.
Думает сова - вот какой красивый у меня дом будет.
Летит сова, летит и радуется на своем совином языке - Угу!, Угу! Угу!
А ведь не знает сова, что в большом доме окна застеклены прозрачным стеклом.
Подлетела к нему и кааааак врежется в окно головой.
Ого! - подумала сова и упала с сотрясением мозга.
Встала сова, отряхнулась и давай опять в дом лететь.
Летит и кричит по-совиному - Угу! Угу! Угу!
Долетела до стекла и опять бабах лбом о стекло - Ого!
И опять упала с сотрясением мозга.
Не сдается сова и опять летит в стеклянное дупло поселиться - Угу! Угу! Угу!
И опять ударяется в окно.
Совсем стало плохо с головой у совы.
Ого! Какое дупло странное - подумала она и улетела в лес.
Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
Докучная сказка о путешествии в лес для 3 класс
Рассказать тебе докучную сказочку о том, как дети в лес ходили?
Послушай эту длинную-предлинную, интересную и преинтересную сказочку.
Идут дети в поход к лесу и видят в поле дерево, а за деревом видят дерево, а за деревом куст.
А потом представляешь? За кустом снова дерево, а за деревом дерево и за деревом куст.
Хороша ли моя сказочка? Не сказать ли сказочку сначала?