Как указать авторское право на свой трек

Я слышал, что возможно каким-то образом просто юридически подтвердить, что я уже располагал музыкой (например, ее нотной записью) на какой-то момент. То есть "совершить вложение" на сохранение нотариусу или юристу и т.п. - достаточно ли этого для защиты авторских прав?

Расскажите, пожалуйста, об этой операции, где регистрируют авторские права и сколько такая регистрация стоит.

Юридическая консультация

Данная юридическая консультация актуальна для любых объектов авторского права (сайтов, музыки, статей, фотографий , сценариев, фильмов и др.) .

В России не существует официальной процедуры регистрации авторских прав на произведения (объекты авторских прав), кроме регистрации авторских прав на программы для ЭВМ в уполномоченном государственном органе. Как правило, под регистрацией авторских прав имеется в виду депонирование произведения у той или иной организации (например, в Российском авторском обществе). Однако такое депонирование не является государственной регистрацией авторских прав (хотя и является одним из способов защиты авторских прав) и также не гарантирует признание за вами авторства, а по сути просто фиксирует время предъявления, т.е. ваше авторство все равно смогут оспорить в случае предъявления соответствующих доказательств, а документ о депонировании суд будет рассматривать как одно из доказательств, наравне с иными. В связи с чем, мы, как правило, рекомендуем воспользоваться , что, на наш взгляд, является более "солидным" доказательством, т.к. осуществляется не организацией, а лицами, которые получили государственную лицензию, и часто стоит дешевле, чем депонирование в РАО. Пожалуй, единственное практическое преимущество депонирования в РАО перед нотариальным способом заключается в том, что ряд компаний предпочитает иметь дело с авторами при наличии у них свидетельства РАО о регистрации произведения (например, некоторые радиостанции, концертные площадки и т.д.).

  • сохранить доказательства творческой деятельности (рабочие материалы, включая "отбракованные" версии объекта авторского права, исходные материалы, информацию, собранную в целях создания вашего произведения, и т.п.);
  • закрепить временной приоритет по обладанию конкретным объектом авторского права в конкретное время.

Существует достаточное количество способов закрепить приоритет на текст, композицию и иное произведение, тем самым обеспечить себя доказательствами авторства и авторских прав .

Помните, предпринимать меры по защите ваших авторских прав имеет смысл ДО начала использования произведения (до передачи третьим лицам, до его опубликования и т.д.).

Основные способы защиты авторских прав

Это основные способы предварительной защиты авторских прав путем обеспечения себя доказательствами существования у вас определенных объектов авторских прав в конкретную дату. Их должно быть достаточно. Конечно, самое надежное – обратиться к юристу, чтобы он разработал для вас оптимальную и надежную схему обеспечения доказательствами авторства в зависимости от вашей конкретной ситуации и от объекта, подлежащего защите.

Если вы не автор, но для вас создали произведение, и вы хотите защитить получаемые от автора авторские права , то прежде всего вы должны заключить с таким автором грамотный договор, в противном случае все иные способы защиты авторских прав могут оказаться бесполезными.

Рекомендуем также ознакомиться с информацией о том, как вам может помочь в защите авторских прав на сайт и иные объекты авторских прав оповещение на сайте об авторском праве и ответственности за его нарушение , в том числе размещение подобной кнопки-баннера :

Нотариальная защита авторских прав

Защищать авторские права с помощью нотариуса лучше всего на произведения, выраженные в печатной форме (текстовые произведения, фотографии, распечатанные дизайн-проекты, музыка в виде нотной записи и т.п.), т.е. на листе бумаге. Защитить произведения на диске можно, но сложнее; для этого рекомендуется обратиться за платной консультацией. Ниже рассматривается защита авторских прав на произведения, выраженные в печатной форме.

Для того, чтобы воспользоваться нотариальной защитой авторских прав, вам вовсе необязательно обращаться к юристам или посредникам, вы вполне можете справиться сами, главное – найти нотариуса. Стоимость соответствующего нотариального действия – ок. 400-700 рублей за одно заявление.

Кроме того, одновременно с защитой авторских прав на произведение вы также сможете получить хорошее доказательство использования вами творческого псевдонима на соответствующую дату, что впоследствии может вам помочь защитить свои права на псевдоним .

Порядок действий:

  • Подготовьте заявление (вы можете обсудить его содержание с нотариусом или приобрести у нас шаблон заявления за 500 рублей).
  • Распечатайте свои произведения (можно несколько за раз). Желательно, чтобы заявления и приложения были пронумерованы (сквозная нумерация лучше, но уточните у конкретного нотариуса его предпочтения). Скреплять листы не нужно (нотариус сам их прошьет). Сделайте так, чтобы на последней странице приложений осталось свободное место на 1/3-1/4 листа (там будет нотариальный штамп). Подписывать заявление и приложения не надо.
  • Обзвоните ближайших к вам нотариусов и поинтересуйтесь, сколько будет стоить свидетельствование подлинности подписи на документе. Можете вместо этого попросить удостоверить время предъявления документа, отличия: нотариус, как правило, просит предоставить документ в двух экземплярах и один сохраняет себе, стоит чуть дороже.
    Так вы узнаете, будет ли нотариус готов осуществить такие действия; объясните, что вам это надо для предъявления заявления и приложений в организацию (что вас так попросили сделать), не надо пугать нотариусов фразами "хочу защитить авторские права, удостоверить авторство" или еще хуже – "зарегистрировать авторское право", скорее всего нотариус скажет, что "таким" не занимается.
  • Идете на прием и через минут 10-45 получаете свои документы со штампом нотариуса.

Если какие-то вопросы по защите авторских прав остались для вас не раскрытыми, если бы вы хотели разработать оптимальный набор средств защиты авторских прав именно на ваши произведения , если вы планируете использовать свои произведения за границей, рекомендуется воспользоваться нашими платными услугами по авторским правам .

Если же вы хотите защитить приобретенные авторские права (т.е. права на произведения, автором которых не являетесь, но которое создавалось по вашему заказу, в том числе штатным сотрудником), настоятельно рекомендуется воспользоваться юридической услугой по проверке или составлению авторского договора (договора отчуждения исключительного права, лицензионного договора) и получить индивидуальную консультацию по оптимальной защите авторских прав именно на ваши произведения.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 26.06.2013.

В России не существует официальной процедуры регистрации авторских прав на произведения (объекты авторских прав), кроме регистрации авторских прав на программы для ЭВМ в уполномоченном государственном органе. Как правило, под регистрацией авторских прав имеется в виду депонирование произведения у той или иной организации (например, в Российском авторском обществе). Однако такое депонирование не является государственной регистрацией авторских прав (хотя и является одним из способов защиты авторских прав) и также не гарантирует признание за вами авторства, а по сути просто фиксирует время предъявления, т.е. ваше авторство все равно смогут оспорить в случае предъявления соответствующих доказательств, а документ о депонировании суд будет рассматривать как одно из доказательств, наравне с иными. В связи с чем, мы, как правило, рекомендуем воспользоваться услугами нотариуса, что, на наш взгляд, является более «солидным» доказательством, т.к. осуществляется не организацией, а лицами, которые получили государственную лицензию, и часто стоит дешевле, чем депонирование в РАО. Пожалуй, единственное практическое преимущество депонирования в РАО перед нотариальным способом заключается в том, что ряд компаний предпочитает иметь дело с авторами при наличии у них свидетельства РАО о регистрации произведения (например, некоторые радиостанции, концертные площадки и т.д.).
Перед автором стоит две основные задачи при защите авторских прав:
сохранить доказательства творческой деятельности (рабочие материалы, включая «отбракованные» версии объекта авторского права, исходные материалы, информацию, собранную в целях создания вашего произведения, и т.п.);
закрепить временной приоритет по обладанию конкретным объектом авторского права в конкретное время.
Существует достаточное количество способов закрепить приоритет на текст, композицию и иное произведение, тем самым обеспечить себя доказательствами авторства и авторских прав.
Помните, предпринимать меры по защите ваших авторских прав имеет смысл ДО начала использования произведения (до передачи третьим лицам, до его опубликования и т.д.).
Основные способы защиты авторских прав
Записать произведение (или иной объект авторских прав) и рабочие материалы на одноразовый диск и финализировать его.
Иметь все исходные материалы (цифровые, бумажные и т.п.), которые появляются в процессе создания объекта авторских прав.
Пойти к нотариусу с распечатками текста и нотной записи и заверить либо копию документа, либо время предъявления документа, либо подлинность подписи. Стоит это у всех по-разному, но до 1000 рублей должны уложиться. Должно быть ок. 400-700 рублей.
У юриста ничего заверить нельзя (это не будет заверением авторских прав - можно сказать, вы приобретете себе свидетеля). Заверенное нотариусом произведение - хорошее доказательство, из которого можно сделать вывод о наличии у вас авторских прав (в т.ч. права авторства).
Рекомендации по процедуре нотариальной защиты авторских прав вы найдете ниже.
Депонирование, «регистрация» произведения в Российском авторском обществе (РАО) (рассмотрено выше).
Свидетели - как обеспечите - вам виднее. Возможно, в кругу друзей исполните музыкальную композицию (для большей надежности запишите на видео).
Напечатать в журнале стихи и т.д.
Не в качестве самостоятельного, но в качестве дополнительного способа: отправьте свой объект авторских прав (текст, музыку, фото и др.) себе на e-mail и сохраните письмо на почтовом сервере (!).
Ряд юристов предлагает такой способ доказательства наличия авторских прав (временного приоритета), как отправка себе текста по почте. Письмо не вскрывается до возникновения спора. На конверте же будет почтовый штемпель с датой. Однако данное доказательство является неудобным, т.к. оно одноразовое (если конверт вскрыт, то доказательство уже теряет свою прежнюю силу, т.к. вы не сможете доказать, что было во вскрытом конверте), и крайне ненадежным и оспоримым (т.к. крайне редко конверты идеально запечатаны, а соответственно, ваш оппонент в суде может заявить, что конверт был вскрыт и вы заменили документы).
Сейчас все больше распространяются услуги электронной регистрации (депонирования) авторских прав. Как правило, за небольшие деньги вам предлагается направить свое произведение в электронной форме, время направления сервис обещает фиксировать электронно-цифровой подписью. Некоторые предложат вам и сертификат о регистрации объекта авторских прав. Однако такая регистрация или депонирование – по сути то же получение «свидетеля». В принципе, с тем же успехом такой сертификат вам может выдать ваш сосед.

    Авторские права на песню имеют защиту согласно закону. Музыкальные произведения с текстом и без него обозначены в качестве объектов авторских прав в ст.1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) . Предусмотренная законом защита предоставляется песне вне зависимости от назначения произведения и его достоинств.

    Понятие авторского права на песню

    Понятие раскрывается в ст.1225 и ст.1255 ГК РФ . Именно здесь можно найти перечень объектов интеллектуальной собственности, на которые распространяется установленная законом защита авторских прав. Они делятся на две категории:

  • личные неимущественные;
  • исключительные.

К первой категории относятся право авторства, право на имя и на обнародование произведения. Эта категория прав является неотчуждаемой, то есть создатель не может, например, продать свое право на имя произведения другому человеку. Если такая сделка состоится, она впоследствии может быть признана ничтожной.

Вторая категория прав связана с распоряжением результатами интеллектуального труда. Исключительные права – это принадлежащая автору возможность распоряжаться своим произведением так, как он считает нужным, не нарушая при этом закон. Так, сочинитель может отказаться от своих исключительных прав на песню по договору об отчуждении исключительного права, в пользу другого лица за определенное вознаграждение. Он может также передать свою песню иному лицу по лицензионному договору.

Срок действия исключительных прав на песню определяется ст.1281 ГК РФ . Согласно этому документу, исключительные права на авторское произведение сохраняются на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти (перейдя по наследству к родственникам автора). По прошествии этого срока произведение переходит в общественное достояние и становится общедоступным.

Как оформить

Многие музыканты задаются вопросом, как зарегистрировать авторские права на песню. Удивительно, но ответом будет «никак», потому что в законодательстве Российской Федерации не предусмотрена процедура официальной регистрации результата интеллектуального труда, если это не программа для ЭВМ. В соответствии с ГК РФ, защита авторских прав возможна без всякой их регистрации. Исключительные и неимущественные права на объект интеллектуальной собственности возникают с момента его создания и действуют вне зависимости от того, было произведение опубликовано или нет.

Согласно ст.1271 ГК РФ , автор, для того, чтобы защитить права на свое произведение, может поставить на нем специальный знак охраны авторского права. Этот знак хорошо всем известен: латинская буква «С» в окружности. Рядом пишут год создания произведения и имя автора. Но многим авторам такая защита кажется недостаточной.

Как защитить авторские права на песню

При обнародовании и распространении песни возможны неприятные ситуации, связанные с претензиями других лиц на сочинительство. Чтобы их избежать, уместно осуществить неформальную регистрацию авторских прав на песню. Способов это сделать несколько:

  • депонирование;
  • нотариальная защита;
  • иные.

Депонирование

Депонирование произведения, как правило, проводится в Российском авторском обществе (РАО). Она предполагает фиксацию времени предъявления произведения, что подтверждает право его авторства у конкретного лица.

Процедура депонирования не является государственной регистрацией. Сделать авторские права по зафиксированной государством процедуре невозможно, поскольку такая процедура законом не предусмотрена. Поэтому депонирование проводится в РАО.

Защита авторских прав при помощи нотариуса

Если вас интересует вопрос о том, как получить права на песню, а вернее, гарантированное подтверждение своего авторства, вы можете обратиться к нотариусу. Этот способ подходит только для бумажных носителей, поэтому в случае подтверждения прпав на песню необходимо будет предъявить нотные записи, бумажные черновики. Нотариус фиксирует время предъявления документов и подлинность подписи сочинителя.

Инные способы

  • сделать финализированную версию диска с итоговой записью песни и всеми рабочими материалами;
  • сохранять все исходные материалы, появляющиеся в процессе создания песни;
  • отправить песню на свой электронный почтовый ящик и сохранить данное письмо на почтовом сервере;
  • воспользоваться услугой электронной регистрации авторских прав, которую предлагают некоторые фирмы.

Перечисленные способы менее надежны и имеют меньшую доказательственную силу в суде, по сравнению с депонированием в РАО и защитой авторских прав у нотариуса. Если же вы собираетесь сотрудничать с концертными площадками или радиостанциями, то вам наверняка понадобится свидетельство РАО о регистрации песни.

Таким образом, хотя государственной регистрации авторских прав на песню не существует, но способы зафиксировать свое право на музыкальное произведение все же есть. Чтобы сделать это быстро и без ошибок, стоит обратиться к опытным юристам. Наши специалисты помогут вам защитить свои авторские права в любой ситуации.

Скандал вокруг Российского авторского общества (РАО) набирает обороты. Несколько сот известных композиторов, исполнителей и кинематографистов написали открытое письмо Владимиру Путину с просьбой защитить РАО от клеветы и дискредитации. Их коллеги, не поставившие свои подписи под обращением, рассказали, сколько сегодня «капает в их карман» через РАО за исполнение хитов.
Композитор Юлия Донская, чьи песни поют Валерий Леонтьев, Лолита, Ирина Аллегрова и прочие, просто показала распечатку авторских отчислений, которую ей прислали из РАО, за январь 2010 года. В графе «итого» там всего 2869 руб. 72 коп.

Посмотрите, сколько мне заплатило «Радио Алла» за 9 исполнений в эфире Филиппом Киркоровым песни «Алла». Ровно 43 рубля 32 копейки, - усмехается Донская. - За 16 эфиров песни «Дотронься», которую поет Ксения Ларина, - 60 руб-лей 68 копеек! А вот концерт Аллегровой в городе Кирове мне принес аж 394 рэ 23 коп.!

Казалось бы, в стране сплошного интеллектуального пиратства хоть какие-то крохи легальных авторских отчислений должны, наоборот, стимулировать подписывать письма в защиту РАО. Да только финансовые отчеты организации вызывают у авторов много вопросов. Обнародовать прошлогодний дебет-кредит РАО пока не готово, а вот в 2008-м сборы составили 2,2 млрд рублей, авторам выплатили 1,09 млрд рублей. На себя организация потратила больше 571 млн. Например, на «поддержку национальной культуры» - почти 39 млн. Или на «прочие расходы» - 32 млн. С такой бухгалтерией авторам проще продавать звездам свои произведения «со всеми потрохами».

Автор либо отдает все права, включая авторские, на песню артисту, или продает эксклюзивное право на исполнение своих произведений. Иногда на время, иногда навсегда, - пояснила поэт-песенник Любовь Воропаева. - В последнее время среди артистов стало модно «самим писать свои песни», поэтому я иногда продаю песни «без имени». То есть вы поняли: пишу песню, где отныне в титрах и на дисках будет написано, что ее написал господин Пупкин. В моем случае это стоит от 2 до 10 тысяч долларов за песню.
Воропаева рассказывает, что в РАО у нее зарегистрировано около 200 произведений и только 7 из них связаны договором о передаче исключительных прав.

Сумма, которую я получаю за текст одной песни, права на которую передаю исполнителю, сравнима разве что со всей суммой выплат мне авторских через РАО за все годы моего там членства, - говорит Любовь Воропаева.

Количество звездных исполнителей песен Воропаевой внушительное, но, конечно, ее доходы не идут ни в какое сравнение, например, с гонорарами того же Виктора Дробыша. Композитор, который снабжает хитами половину отечественного шоубизнеса, подписал письмо Путину. Говорят, ему за одну песню исполнители платят по 30 тысяч евро. Какие суммы выплачивает Дробышу РАО, нам выяснить не удалось.

  1. Отправить полученный диск или распечатанную партитуру себе же по почте. Для этого можно использовать электронную почту, хотя обычная все же предпочтительнее.

    Авторские права на песню

    После получения письма его следует оставить запечатанным. Оно потребуется только тогда, когда возникнет попытка присвоения музыкального произведения третьим лицом. В таком случае композитор сможет предоставить конверт в зале суда, подтвердив свое авторство согласно приоритету по дате. Несмотря на то, что на электронной почте тоже проставляется дата, существует множество способов сфальсифицировать эту информацию, поэтому она не всегда помогает при судебных разбирательствах.

«Zakon Music Entertainment» ­ , — , . -, .

Вопрос-ответ

, — , ю «Konax Records» . -, PR, . , «Zakon Music Entertainment» . , . , .
— -, .

— , !

Регистрация авторских прав на песню обладает некоторыми нюансами, которые будет полезно знать каждому начинающему или уже опытному композитору. Вообще, авторское право является одним из наиболее деликатных и сложных вопросов юриспруденции. Ведь закон не всегда принимает сторону того, кто является создателем музыкального произведения, но всегда поддерживает тех, у кого этот творческий продукт оказался раньше. Большинство авторов, к счастью для них, заблаговременно создает доказательную базу своего первенства.

Если композитор не желает обращаться в любые организации, то он может поступить следующим образом:

  1. Распечатать ноты своей песни вместе с вокальной и подтекстовкой линией либо записать аудиофайл на компакт-диск. Конечно, эта операция сама по себе еще не защитит авторское право композитора, однако храня композицию в виртуальном виде он себя тоже не обезопасит.
  2. Посетить нотариуса. Заверение партитуры, естественно, обойдется недешево, но зато это будет весомым доказательством того, что она с определенного времени принадлежала композитору. Поэтому, если даже плагиатор попытается присвоить себе песню, то он не сможет этого сделать. При этом, прежде чем идти к юристу, рекомендуется связаться с ним и уточнить, сколько требуется предоставить экземпляров (некоторые конторы производят оформление лишь при условии наличия 2 экземпляров).

Также есть 4-й, наиболее надежный, эффективный и, как следствие, востребованный вариант — регистрация авторских прав на песню через РАО (Российское Авторское Общество). Сегодня авторские агентства и общества достаточно многочисленны. Некоторые из них бесплатно оформляют право на интеллектуальную собственность, другие делают это за вознаграждение.

Ломай авторское право или как добавить любимый трек в свой креатив

Однако РАО заслуживает отдельного внимания как самое популярное из них.

Регистрация авторских прав на песню в РАО

Регистрация музыкальных произведений происходит для осуществления коллективного управления правами, правильного и своевременного распределения, а также выплаты вознаграждения за их использование. Зарегистрировать музыкальное произведение может физическое лицо, которое является обладателем исключительных прав на него при условии наличия:

  • лицензионного договора о праве использования произведений по условиям исключительной лицензии;
  • договоров про отчуждение исключительного права;
  • заявления о регистрации песен, а также прав на них;
  • решений судов, а также других документов.

При этом такая регистрация не является подтверждением авторства произведения, а нужна лишь с целью распределения/выплаты вознаграждения. Она свидетельствует, что правообладатель поручил сбор/распределение/выплату вознаграждения за использование песен РАО. Все споры касательно авторства рассматриваются только в судебном порядке. Тем не менее, свидетельство от РАО может послужить хорошим аргументом авторства при судебном разбирательстве.

Чтобы оформить сотрудничество с РАО, необходимо предоставить:

  • Заявление с указанием: ФИО автора/соавторов/исполнителей, наименования произведений.
  • Фонограммы (с трэк-листом) в аудио-формате.

Для регистрации тех произведений, которые используются в настоящее время посредством их публичного исполнения либо звуковой записи, требуется представить заявление с указанием названия и жанра произведения, сведений об исполнителях/соавторах/степени оригинальности (если применялись обработка или перевод, то следует указать автора оригинальной песни, которая была обработано или переведена). Также стоит отметить, что для осуществления/регистрации обработок и переводов охраняемых авторским правом песен необходимо письменное разрешение от их правообладателя с указанием суммы авторского вознаграждения, выделенного обработчику или переводчику автором.

Чтобы зарегистрировать музыку к фильму нужно приложить к заявлению музыкальную справку и копию договора с киностудией.

Регистрация авторских прав на песню от «Интеллект-Консалтинг»

Следует понимать, что при попытке самостоятельной регистрации авторских прав Вы рискуете остаться вообще без них, поскольку более опытные в этом деле люди зачастую находят способы получить исключительное право на чужое музыкальное произведение. Поэтому мы рекомендуем обращаться к профессионалам — в наше патентное бюро! Наши специалисты знают все нюансы получения авторских прав, благодаря чему мы даем своим клиентам 100% гарантию защиты их прав и успеха при возможных судебных разбирательствах.

Автор Маргарита Набокова, продюсер компании "РИО Продакшн"(BMRU)
Продюсер российской музыкальной Продакшн библиотеки BMRU (Broadcastmusic.Ru), копирайтер, консультант по музыкальному программированию.
Опыт работы более 15 лет.
Прошла путь от диджея "Европы+" до генерального продюсера холдинга радиостанций "Arnold Prize"
Постоянный консультант ряда крупнейших радиостанций России, в их числе: "Максимум", "Добрые песни", "Милицейская Волна", "Джаз", "Премьер" (г. Вологда), "РосРадио" (г. Вологда)
ТВ-каналов: Music Box, 1й Музыкальный.
Продюсер более 20 пакетов оформления эфира радиостанций России и СНГ
2007 — Продюсер крупнейшей музыкальной библиотеки для радио, ТВ рекламы
2007 — "Сибирский Децибел"; 1-е место, оформление эфира
2006 Московский Международный Фестиваль Рекламы. Шот-лист: Радио. Музыкальный логотип;
2005 Лауреат профессиональной премии Попова в номинации: Оформление Эфира;
Соавтор книг "Мы говорим, нас слушают" (ФНР Россия)
Соавтор книги А. Бубукина "Эфирные тайны" (глава о ведущих на радио)

Жила-была песня. И был у нее хозяин. Однажды на песню напал злой пират и отнял ее у хозяина. Знакомая история? А может быть пират был не злой? Может быть он и не отнимал ее вовсе, а просто взял на время, чтобы поиграть, друзьям показать, деньжат подзаработать…

Знакомая история?
Как это возможно, спросите вы, ведь каждый знает, что просто "взять" песню нельзя, есть ЗАКОН! Но удивительное дело, на просторах интернета можно найти множество толкований этого закона в пользу "пирата". Я бы назвала их мифами об авторском праве. Так давайте постараемся их развеять.

Миф 1.
Разрешено использовать небольшой отрывок любого произведения (до 10 секунд или до 8 тактов или до 8 нот мелодии) в своих целях без разрешения правообладателя.
Увы, и это миф.
Не имеет значения, как вы используете объект авторского права — частично, в полном объеме, законом вообще запрещено использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема.
Достаточно одной-двух секунд несанкционированного использования чужого музыкального(и иного видео, аудио и проч.) произведения, чтобы это являлось нарушением авторского права.
Даже если в вашем видеоролике из радиоточки звучит песня это также является нарушением, если использование этой песни не согласовано с правообладателем. Вы можете возразить, что вы всего лишь цитируете произведение.
Да, закон допускает цитирование объектов авторского права и при этом устанавливает условия цитирования, а также ограничивает цели цитирования. По закону цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора, а в случае с роликом вы выдаете выдаете использование объекта авторского права за цитирование.

Цитирование — это не копирование! Нельзя, например, набрать множество отрывков из различных музыкальных (видео, аудио и проч.) произведений, объединить их, связать своими проигрышами, заставками и проч. и получить в результате свое оригинальное произведение! Даже при том условии, что вы укажете всех авторов и исполнителей, вы все равно нарушите закон.потому что это не цитирование, а незаконное использование частей чужих объектов авторских прав.

Миф 2.
Существует множество "бесплатных" и "свободных" музыкальных произведений, библиотек сэмплов и продакшн библиотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях.
Увы! Практически не существует, т.е. в любом случае не допускается их коммерческое использование, к тому же вам необходимо иметь разрешение правообладателя и на это.
Если вы осуществляете запись исполнения песни, ее сведение или творческую переработку (например, добавляет к записи сэмплы), то вы должны быть автором-исполнителем этих сэмплов, либо иметь разрешение правообладателя на это, т.к. сэмплы и иные звуки из продакшн библиотек являются объектом авторских и смежных прав. Ведь если в вашей песне использована короткая музыкальная фраза, на которую у вас нет прав, ее автор может запретить использование записанной песни.
Все договоры с обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме. Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п.

Как зарегистрировать авторские права на песню

2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Миф 3.
Разрешено использовать чужие произведения в не коммерческих, а чисто ознакомительных целях.
Вы уже догадались — это тоже миф.
Понятия "ознакомительных целей" в законе не существует. Не имеет значения, в каких целях вы осуществляли незаконное использование чужих объектов авторского права. Не имеет значения получали ли вы при этом деньги или иную выгоду. Правообладатели в любом случае могут вас привлечь к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации за незаконное использование чужих объектов авторского права (до 5000000 рублей).

Миф 4.
Можно использовать чужую мелодию или видео, перемонтировать и наложить свой звук, чтобы получить свое новое произведение и не нарушить авторские права.
Увы и ах! Снова неверно.
Наложение текста и/или графики на чужие произведения — отдельное нарушение авторских прав. Такие действия нарушают право автора на целостность и неприкосновенность произведения (ст.ст. 1255, 1266 ГК).

Миф 5.
При покупке лицензионного носителя (например, CD), можно использовать его по своему усмотрению — перерабатывать, воспроизводить публично и т.д., ведь лицензия-то получена!
Опять мимо!
Покупка лицензионных дисков дает вам право на использование их только в личных целях. Т.е. вы не вправе их публично показывать или исполнять, размещать в Интернете, распространять.
Миф 6.
Можно написать ремикс на любое музыкальное произведение, чтобы уйти от претензий по незаконному использованию авторского произведения, ведь в этом случае, вы сами являетесь автором.
Огорчу вас, и это не совсем так!
Автором ремикса является его создатель. Это верно. Но использовать получившееся произведение даже на собственном сайте для бесплатного скачивания автор ремикса не может, не получив согласия на создание этого самого ремикса у правообладателей оригинала (авторов, исполнителей и производителей фонограмм), разумеется, в письменном виде.
Если права на создание ремикса у вас есть, то вы вправе использовать его самостоятельно, по своему усмотрению и получать весь доход от его использования.

Миф 7.
Разрешено использовать классические произведения в любом объеме без согласования с правообладателем.
Да, авторские права на классические произведения перешли в общественное достояние.На практике это означает, что вы можете взять ноты интересующего вас произведения, сыграть его на скрипке или рояле, а может быть и нанять свой оркестр и получившуюся запись использовать в рекламном ролике. Но вы не можете использовать уже готовую запись произведения без согласования с владельцем смежных прав, т.е. владельцем фонограммы. Как правило, владельцами многих фонограмм классических произведений являются крупные лейблы-издательства, которые с готовностью предъявят вам претензии.
Сделаем выводы.
Всемирная паутина позволяет скачать любой музыкальный материал, но если вы собираетесь его использовать каким-либо оразом, кроме личного прослушивания у камина с бокалом вина, получите разрешение хозяина! Создатели рекламных роликов, в которых используется музыка, обычно нанимают компорзитора и исполнителей, либо покупают права на использование готовых произведений в различных продакшн библиотеках. Например, в Росии крупнейшая библиотека BMRU располагает базой из 70 часов музыки для рекламы.

Как защитить авторские права на свои песни

Самое первое, что я Вам рекомендую — это прочитать Закон об авторском праве и смежных правах, если Вы до сих пор его не прочитали. Также полезно прочитать "Международную конвенцию об охране интересов артистов — исполнителей" и "Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм".

Самый простой способ подстраховаться в плане авторских прав — записать треки на CD и отправить диск заказным письмом самому себе по почте. Когда письмо придет, не вскрывайте его, а спрячьте куда-нибудь подальше. Не вскрытое письмо с почтовым штемпелем считается в суде юридическим документом, и если кто-то присвоит вашу песню, у вас будет шанс отсудить свои права.

© Дмитрий Шумков и Михаил Ходаревский, podnebesnaya.ru

Вообще, предметом защиты авторских прав, если речь идет о музыке, являются ноты и текст. Поэтому более надежный способ защитить свою песню – распечатать ноты, набранные в MIDI-редакторе (Cakewalk, Cubase, Finale, Sibelius, etc). Набрать надо партии всех инструментов, включая барабаны и голос. Сделайте это максимально точно и аккуратно. В треке с мелодией вокала впишите текст.
После того, как распечатаете ваши ноты, запечатайте листы с ними в конверт, найдите в своем городе нотариуса, который имеет возможность хранения ценных документов в специальном несгораемом сейфе (сейчас не все нотариусы располагают этими сейфами, но с десяток таких в любом городе найдется). Сообщать нотариусу о том, что вы хотите с его помощью защитить права не надо – он вас просто-напросто не поймет. Отдайте ему на хранение запечатанный конверт с нотами (спрашивать вас о содержимом конверта он не имеет права).
Стоит эта услуга где-то в пределах 500-1000 рублей. Об этом способе защиты авторских прав я узнал от своего знакомого юриста, имеющего диплом по защите авторских прав.
Документы, хранящиеся у нотариуса, являются неоспоримым доказательством в суде. В вашем случае, доказательством того, что вы – автор (если, конечно, тот, с кем вы судитесь, не защитил права на ту же песню раньше вас).

И, наконец, третий способ защиты авторских прав. Если вы серьезно решили начать продвижение своей музыки и своего коллектива на радио, ТВ, в прессе и Интернете – рано или поздно вы столкнетесь с необходимостью защиты авторских и смежных прав классическим способом. Дело в том, что когда диск будет тиражироваться и продаваться, когда ваши песни будут звучать в эфире радиостанций, а клипы показываться на телеканалах – вам с каждого проданного диска (механическое воспроизведение), с каждой трансляции (публичное воспроизведение) по радио/ТВ вашей песни будет полагаться определенный процент от прибыли организации, использующей вашу музыку. Иногда бывает, произведения становятся саундтреками (синхронизация) к фильмам или рекламным клипам – за это авторы и исполнители тоже получают деньги. Ни радиостанциям, ни телеканалам лишние проблемы не нужны.

Как оформить авторские права на музыку

Поэтому прежде, чем ваша песня попадет на радио, вас обязательно попросят предоставить документы о том, где конкретно вы защищали на нее права. Сейчас существует множество шаражек, предлагающих услуги по защите авторских прав. Особенно в столице. Доверять им – себе дороже. Были случаи, что после такой «защиты» люди оказывались в ситуации невозможности доказательства своих прав на произведение. Причина – липовые фирмы, создающие «документы», не имеющие никакой юридической силы. И, надо заметить, стоимость их услуг не намного меньше, чем в серьезных организациях. Защищать авторские права надо только в таких организациях, как РАО (Российское Авторское Общество).

Регистрация авторских прав на песню обладает некоторыми нюансами, которые будет полезно знать каждому начинающему или уже опытному композитору. Вообще, авторское право является одним из наиболее деликатных и сложных вопросов юриспруденции.

Регистрация авторских прав на песню: регистрировать самому или доверить профессионалам?

Ведь закон не всегда принимает сторону того, кто является создателем музыкального произведения, но всегда поддерживает тех, у кого этот творческий продукт оказался раньше. Большинство авторов, к счастью для них, заблаговременно создает доказательную базу своего первенства.

Самостоятельная регистрация авторских прав на песню

Если композитор не желает обращаться в любые организации, то он может поступить следующим образом:

  1. Распечатать ноты своей песни вместе с вокальной и подтекстовкой линией либо записать аудиофайл на компакт-диск. Конечно, эта операция сама по себе еще не защитит авторское право композитора, однако храня композицию в виртуальном виде он себя тоже не обезопасит.
  2. Отправить полученный диск или распечатанную партитуру себе же по почте. Для этого можно использовать электронную почту, хотя обычная все же предпочтительнее. После получения письма его следует оставить запечатанным. Оно потребуется только тогда, когда возникнет попытка присвоения музыкального произведения третьим лицом. В таком случае композитор сможет предоставить конверт в зале суда, подтвердив свое авторство согласно приоритету по дате. Несмотря на то, что на электронной почте тоже проставляется дата, существует множество способов сфальсифицировать эту информацию, поэтому она не всегда помогает при судебных разбирательствах.
  3. Посетить нотариуса. Заверение партитуры, естественно, обойдется недешево, но зато это будет весомым доказательством того, что она с определенного времени принадлежала композитору. Поэтому, если даже плагиатор попытается присвоить себе песню, то он не сможет этого сделать. При этом, прежде чем идти к юристу, рекомендуется связаться с ним и уточнить, сколько требуется предоставить экземпляров (некоторые конторы производят оформление лишь при условии наличия 2 экземпляров).

Также есть 4-й, наиболее надежный, эффективный и, как следствие, востребованный вариант — регистрация авторских прав на песню через РАО (Российское Авторское Общество). Сегодня авторские агентства и общества достаточно многочисленны. Некоторые из них бесплатно оформляют право на интеллектуальную собственность, другие делают это за вознаграждение. Однако РАО заслуживает отдельного внимания как самое популярное из них.

Регистрация авторских прав на песню в РАО

Регистрация музыкальных произведений происходит для осуществления коллективного управления правами, правильного и своевременного распределения, а также выплаты вознаграждения за их использование. Зарегистрировать музыкальное произведение может физическое лицо, которое является обладателем исключительных прав на него при условии наличия:

  • лицензионного договора о праве использования произведений по условиям исключительной лицензии;
  • договоров про отчуждение исключительного права;
  • заявления о регистрации песен, а также прав на них;
  • решений судов, а также других документов.

При этом такая регистрация не является подтверждением авторства произведения, а нужна лишь с целью распределения/выплаты вознаграждения. Она свидетельствует, что правообладатель поручил сбор/распределение/выплату вознаграждения за использование песен РАО. Все споры касательно авторства рассматриваются только в судебном порядке. Тем не менее, свидетельство от РАО может послужить хорошим аргументом авторства при судебном разбирательстве.

Чтобы оформить сотрудничество с РАО, необходимо предоставить:

  • Заявление с указанием: ФИО автора/соавторов/исполнителей, наименования произведений.
  • Фонограммы (с трэк-листом) в аудио-формате.

Для регистрации тех произведений, которые используются в настоящее время посредством их публичного исполнения либо звуковой записи, требуется представить заявление с указанием названия и жанра произведения, сведений об исполнителях/соавторах/степени оригинальности (если применялись обработка или перевод, то следует указать автора оригинальной песни, которая была обработано или переведена). Также стоит отметить, что для осуществления/регистрации обработок и переводов охраняемых авторским правом песен необходимо письменное разрешение от их правообладателя с указанием суммы авторского вознаграждения, выделенного обработчику или переводчику автором.

Чтобы зарегистрировать музыку к фильму нужно приложить к заявлению музыкальную справку и копию договора с киностудией.

Регистрация авторских прав на песню от «Интеллект-Консалтинг»

Следует понимать, что при попытке самостоятельной регистрации авторских прав Вы рискуете остаться вообще без них, поскольку более опытные в этом деле люди зачастую находят способы получить исключительное право на чужое музыкальное произведение. Поэтому мы рекомендуем обращаться к профессионалам — в наше патентное бюро! Наши специалисты знают все нюансы получения авторских прав, благодаря чему мы даем своим клиентам 100% гарантию защиты их прав и успеха при возможных судебных разбирательствах.