Проведение аварийно-спасательных работ на железнодорожном транспорте. Организация и проведение аварийно-восстановительных работ Порядок проведения аср

Для ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф планируется проведение ряда первоочередных мероприятий, таких как устройство проездов, восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений, укрепление или обрушение зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

При ликвидации последствий аварий (катастроф) на транспорте осуществляется поиск и спасение пострадавших, оказание им первой медицинской помощи, а также расчистка завалов и заторов, очистительные работы.

Ликвидация последствий пожаров на объектах начинается с поиска и спасения пострадавших, оказавшихся под завалами обрушившихся зданий, оказание им первой медицинской помощи. Здания и сооружения, не подлежащие восстановлению, сносятся, а прилегающая к ним территория очищается и обеззараживается.

При ликвидации последствий взрывов проводят: спасательные работы, включая поиск пострадавших, извлечение их из-под завалов, поврежденных сооружений; тушение пожаров; обеззараживание территории, сооружений и техники; санитарную обработку людей; аварийно-восстановительные работы; обрушение конструкций зданий и сооружений, не подлежащих восстановлению и представляющих угрозу для окружающих.

При ликвидации последствий аварий (катастроф) на объектах с выбросом токсичных химических веществ проводится целый комплекс работ по дегазации местности, техники, зданий, сооружений, одежды, обуви, предметов домашнего обихода. Пострадавшим оказывается медицинская помощь.

При ликвидации последствий аварий (катастроф) на объектах с выбросом радиоактивных веществ проводится комплекс мероприятий по дезактивации одежды, обуви, продуктов питания и воды. Население проходит санитарную обработку. Пострадавшим оказывается медицинская помощь. Источники радиоактивного заражения "заглушаются" с использованием специальных средств.

Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии (катастрофы), степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.

Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае - это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом - это необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем - быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод).

Вместе с тем, несмотря на большое значение фактора времени, не соблюдение мер безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ может привести к срыву этих работ, увечью и гибели людей. Поэтому так важно соблюдать условия техники безопасности, установленные для различных видов деятельности.

При разборке завалов, прежде всего, необходимо вести тщательное наблюдение за состоянием и устойчивостью конструкций и крупных элементов завала. При возникновении трещин, просадок и других деформаций необходимо немедленно остановить работы и вывести людей из опасной зоны. У проездов и входов на территорию, где ведутся работы по разборке завалов, должны быть вывешены знаки и надписи, предупреждающие об опасности.

Неустойчивые конструкции поврежденных зданий укрепляют или обрушивают. Например, кирпичную стену, отклонившуюся от вертикали более чем на одну треть её толщины, крепят стойками, подкосами, растяжками, а также при помощи простейших приемов с использованием подсобных материалов.

Правилами техники безопасности запрещается разбирать конструкционные элементы здания одновременно в нескольких ярусах. Работая в одной части здания, необходимо следить, чтобы внезапно не обрушилась другая его часть. Наиболее надежным местом служат балки перекрытий. Здесь целесообразнее всего размещать подъемные механизмы и людей. Кирпичные своды больших проемов необходимо разбирать вручную от верха к опорам свода.

При устройстве в завалах различного рода выемок (котлованов, траншей) особое внимание следует обращать на устойчивость их откосов, заложение которых без крепления должно быть не менее половины глубины выемки. Более крутые откосы обязательно следует крепить. В качестве крепежного материала можно использовать обломки деревянных, металлических и железобетонных конструкций. Устраивать лазы-проходы в завалах без установки креплений запрещается.

Различные машины, применяемые при разборке завалов, как правило, размещают на площадках, расчищенных от обвалившихся строительных конструкций. Однако при невозможности соблюдения этих правил технику можно устанавливать и на обломках в завале, но при этом необходимо постоянно наблюдать за креном машины. При потере ею устойчивости немедленно прекратить работу и принять надлежащие меры.

Любые колесные экскаваторы и подъемные краны обязательно надлежит устанавливать на аутригеры. Запрещается перемещать в завале экскаватор с наполненным ковшом, а кран - с поднятым грузом. Недопустимо нахождение людей вблизи натянутых тросов.

Спуск в подвальные помещения при наличии в них запаха газа разрешается только в изолирующих противогазах. Работы в загазованных помещениях проводят лишь при условии обязательного и тщательного их проветривания с последующей проверкой состояния среды с помощью газоанализаторов.

Разводить костры и курить возле таких помещений запрещается. Электрические цепи обесточивают, а для освещения используют взрывобезопасные аккумуляторные фонари.

При разборке завала над пострадавшими недопустимы резкие рывки при извлечении из завала крупных элементов, их расшатывание и сильные удары, так как в случае неустойчивости завала и нарушения взаимосвязи между поврежденными и обрушившимися конструкциями не исключено самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всей массы завала, что грозит опасностью как спасателям, так и пострадавшим, находящимся в завале.

Освобождая людей из-под завалов или отдельных обломков, не следует сдвигать элементы завала (обломки, плиты, балки), чтобы не нанести пострадавшим дополнительных травм. В первую очередь необходимо освободить голову и верхнюю часть туловища. После их извлечения, а если позволит обстановка, то и до извлечения, пораженному оказывают первую медицинскую помощь.

А варийно-спасательные работы (АСР) при авиакатастрофах первоочередной задачей ставят спасение людей, оказание им необходимой медицинской помощи и эвакуацию их с места катастрофы. Затем (или по возможности одновременно) выполняются операции направленные на локализацию последствий катастрофы, тушение возникших возгораний, устранение нежелательных экологических последствий и предотвращению возможного нанесения материального ущерба.
При авиационных инцидентах, как и в других случаях аварий связанных с угрозой жизни и здоровью людей, от скорости реагирования служб спасения напрямую зависит количество спасённых.
Данные службы должны быть готовы в максимально сжатые сроки привести в полную боевую готовность личный состав, требуемую технику и оборудование.

Авиакатастрофы могут произойти на значительном удалении от аэропорта и стационарного базирования подразделений МЧС. В данной ситуации требуется максимально оперативно организовать мероприятия по поиску места падения воздушного судна. При аварийной посадке самолёта на воду к проведению АСР привлекаются водолазы-спасатели. Необходимо обеспечение сезонным оборудованием для погружений.
При локализации места падения самолёта поисково-спасательным отрядам необходимо кроме принятия мер по спасению и оказанию первой помощи пострадавшим, не допустить возникновения и распространения паники, которая значительно затруднит проведение аварийно-спасательных работ.
В случае нахождения места крушения в труднодоступной местности (гористой, лесной, болотистой и т.п.) на минимально возможном расстоянии разворачивается лагерь-база и штаб по координации проведения АСР. Данная база должна иметь всё необходимое оборудование и снаряжение для оказания медицинской помощи пострадавшим.

Порядок действий при аварийно-спасательных работах

  • Поисковые-спасательные мероприятия.
  • Установление точного места крушения воздушного судна, помимо телеметрической информации особое внимание уделяется визуальному наблюдению и использованию специализированного спасательного транспорта (авиации, наземного, водного). Указанный транспорт должен быть обеспечен всем необходимым оборудованием, специальным оборудованием и средствами для оказания первой медицинской помощи.
  • План аварийно-спасательных работ, включающий подробные пункты поиска, эвакуации и учитывающий все возможные непредвиденные ситуации.
  • Уточняются координаты крушения на основе полученных данных в результате поисковых операций, в соответствии с планом оценивается общая ситуация, строится прогноз развития и возможные последствия аварии.
  • Проводятся первоочередные меры направленные на спасение людей и локализации последствий крушения.
  • На каждом этапе принимаются оперативные меры по непосредственному устранению чрезвычайной ситуации, ликвидации её последствий и недопущению дополнительного урона.

Основные положения при проведении АСР

  1. Заблаговременная подготовка сил и средств к оперативным действиям для ликвидации аварий.
  2. Тщательная подготовка и проверка специального оборудования, приборов и транспорта, укомплектованность средствами спасения, медпрепаратами.
  3. Максимально оперативное реагирование не только на возможное возникновение ЧС, но и на её угрозу.
  4. Постоянное и планомерное выполнение мероприятий исходя из принятого плана проведения аварийно-спасательных работ до окончательной ликвидации всех последствий авиакатастрофы.
  5. Использование методов основанных на современных технологиях для обеспечения наиболее результативных действий при осуществлении спасательных действий.
  6. Следование всем правилам техники безопасности.

Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасения экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

В случае аварийной ситуации в непосредственно близости предприятия ГА (Предприятия ГА — государственные унитарные предприятия, входящие в структуру Госкорпорации по ОВД, аэропорты, авиакомпании) мероприятия по обеспечению аварийно-спасательных работ обеспечивают команды и дежурные расчёты этого предприятия и соответствующие службы (пожарно-спасательная, медицинская, диспетчерская, инженерная, стартовая, транспортная, полиции, спецтранспорта и пр.)

Первоочередной задачей является спасение людей - экипажа, пассажиров, сопровождающих груз лиц. Эти меры сводят к незамедлительной эвакуации с борта воздушного судна и удалению людей на безопасное расстояние. При этом следует учитывать как возможность пожара, так и взрыва топлива. По нормативам безопасности Международной организации гражданской авиации (ИКАО) все находящиеся на борту люди должны иметь возможность покинуть его через расположенные на одной стороне выходы не более чем за 90 секунд.

В случае эвакуации людей должны быть использованы как основные, так и служебные и запасные выходы. Эвакуацию необходимо проводить и через проломы в фюзеляже, грузовые и спецлюки, сделанные спасателями отверстия. Замки на дверях аварийных выходов конструктивно предусматривают возможность открывания не только изнутри, но и снаружи. Спасатели всегда должны помнить об этом и воспользоваться этим.

При возникновении пожара на борту необходимо учитывать, что:

  1. смертельная концентрация углекислого газа CO₂ образуется через 2-3 минуты после того, как появился открытый огонь;
  2. внутри салона температура резко возрастает с увеличением высоты, так если в районе пола может быть 60 °С, то на 1.7 метра - 300 °С
  3. все работы по пожаротушению необходимо производить используя специальные теплоизолирующие средства.

Эвакуация пассажиров и остальных людей с борта судна производится только с наветренной стороны одновременно с тушением пожара. В первую очередь вскрываются двери, поскольку через них за единицу времени возможно вывести больше людей, чем у отверстий сделанных спасателями.

Организацию, руководство и координацию действий спасателей по поиску, спасению, оказанию первой помощи и транспортировке в медучреждения экипажей и пассажиров в случае авиакатастрофы вне зоны ГА обеспечивается руководителями управлений Федерального Агентства воздушного транспорта . В случае происшествия с военным бортом - командирами соответствующего подразделения Министерства обороны .

При наличии на борту спецгруза обязательно подключаются команды ведомства
ответственного за его сохранность.

В целях обеспечения выполнения аварийно-спасательных работ в районе аэродрома в каждую смену приказом начальника предприятия ГА утверждается состав аварийно-спасательной команды (АСК) и руководитель, который координирует действия расчётов АСК.

Состав АСК:

  • стартовый пожарно-спасательный расчет;
  • поисково-спасательная группа;
  • расчет медицинской службы;
  • расчет службы спецтранспорта;
  • расчет инженерно-авиационной службы;
  • расчет аэродромной службы;
  • расчет службы перевозок;
  • подразделение полиции аэропорта;

Вся спецтехника и личный состав АСК находятся на аварийно-спасательных станциях (АСС) . Расположение АСС должно обеспечивать прибытие АСК не более чем за 3 минуты к торцам взлётно-посадочной полосы. Станция должна иметь вышки визуального контроля, дежурные помещения, помещения для расчётов и стабильную проводную или радиосвязь со всеми службами.

Способы ведения аварийно-спасательных работ

Видеолекция по дисциплине «Аварийно-спасательное дело»
Для специальности 5В073100 «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»

Скачать эту статью « » в формате PDF

Аварийно-восстановительные работы (АВР) - первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;

локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника.

санитарная очистка территории в зоне ЧС;

первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Аварийно-восстановительные работы организуют в минимально короткие сроки и проводят непрерывно днем и ночью, в любую погоду, до полного их завершения. Это требует от начальника ГО, штаба, служб и формирований высокой организованности, а от личного состава высокой морально - психологической стойкости, физической выносливости и мобилизации всех сил.

Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС, выполнению АСР и АВР достигается:

Заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении ЧС;

Экстренным реагированием РСЧС на возникновение ЧС, организацией разведки, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону ЧС, развертыванием системы управления;

Принятием обоснованных решений на ликвидацию ЧС;

Непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами и тесным взаимодействием в ходе работ;

Непрерывным ведением работ в любую погоду и любое время уток до полной ликвидации ЧС;

Соблюдением мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

Организацией бесперебойного материально-технического обеспечения работ.

В основе организации АСДНР лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях РСЧС планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для соответствующей территории (объекта), прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ. В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования доводятся для подведомственных органов управления и сил РСЧС. Разработанные планы согласовываются с вышестоящими органами РСЧС и утверждаются руководителями учреждений, организаций и предприятий. Кроме того, планы действий уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.

Для проведения АСДНР в зависимости от характера и масштаба ЧС могут привлекаться:

Федеральные, региональные и территориальные поисково-спасательные формирования и службы МЧС России;

Воинские формирования и формирования ГО;

Аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств и организаций РФ;

Нештатные аварийно-спасательные формирования органов местного самоуправления (АСК ПГ);

Учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

Специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ, другие войска и воинские формирования.

Стоимость вызова аварийно-спасательной службы — 5000 рублей.

Время прибытия по Москве — от 20 минут , по Московской области — от 30 минут.

Цена указана за однократное прибытие по указанному адресу. Дополнительные услуги оплачиваются отдельно, согласно действующим тарифам.

Стоит учитывать тот факт, что аварийно-спасательные работы обладают своими тонкостями при возникновении различных происшествий. Каждый профессиональный спасатель осведомлен о том, что существуют разные виды и цели этих процессов. Соответственно, обладают рядом особенностей организация и проведение аварийно-спасательных работ в ситуации разнообразных бедствий, катаклизмов и происшествий на производственных предприятиях повышенной опасности. Каждый ОПО должен быть оснащен собственной системой безопасности и АСП, готовым в любой момент выполнить задачу по устранению и локализации последствий ЧС. Исходя из требований законодательства, все ОПО обязаны заключать договор с аварийно-спасательными подразделениями. Для того, чтобы обеспечить готовность к таким мероприятиям, как локализация и устранение результатов аварий на опасных промышленных объектах, требуется планирование и осуществление таких операций в учебном порядке. Проводя ликвидацию, следует в точности соблюдать разработанный план действий, поскольку лишь благодаря грамотной и слаженной работе подразделений удаётся быстро ликвидировать негативные результаты аварийного происшествия.

Особенности проведения аварийно-спасательных работ

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ включает в себя действия, производимые в ходе таких мероприятий, как: спасение человеческих жизней, предметов, имеющих культурную и материальную ценность, защита природы при ЧС, локализация и устранение, минимизация негативных последствий, характерных для ЧС. При работе в зоне ЧС имеются угроза состоянию специалистов, которые проводят такие мероприятия, а значит, им нужна не только соответствующая подготовка, но и оснащение с экипировкой. Среди основных видов аварийно-спасательных действий следует указать поисково-разведочные операции, действия, связанные с дорожным, транспортным, инженерным, материальным, гидрометеорологическим, техническим, а также медицинским обеспечением. АСР делятся действующим законодательством на операции по поиску и спасению людей, работы по тушению крупных пожаров и возгораний, газоспасательных процессов, проведение АСР на высоте, противофонтанных мероприятий, проведение АСР при наводнениях, ликвидации разнообразных факторов в результате ЧС.

План ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) необходим для всех предприятий, независимо от класса опасности. Разработка данного документа выполняется для того, чтобы описать порядок действий, создать инструкцию для любого ЧС, возможного на промышленном объекте. ПЛАС разрабатывается и утверждается силами специальных служб, а также объединениями, целью которых является предотвращение и устранение опасности человеческой жизни и здоровью.

Любые действия, связанные с устранением аварий и спасением людей, должны иметь соответствующую подготовку и выполняться поступательно. Соблюдение последовательности при проведении аварийно-спасательных работ после взрыва и иных происшествий является залогом успешной ликвидации ЧС. При проведении таких операций определяется, с какой именно ЧС пришлось столкнуться, однако в грамотной подготовке нуждается любая операция. Часто применяют универсальную схему для подготовки работ того или иного вида:

  • На первом этапе нужно обеспечить защиту и спасти население, подготовить всё необходимое для того, чтобы проводить работы в полном масштабе.
  • Для выполнения второго шага осуществляется проведение аварийно-спасательных работ на высоте, эвакуация и остальные виды мероприятий, которые потребуются в данной ситуации.
  • На третьем этапе ликвидируются последствия.

АСР при пожаре

Огромную важность имеет грамотное, своевременное и профессиональное проведение аварийно-спасательных работ во время возгорания. Для того чтобы мероприятия по прекращению пожара возымели должный эффект, требуется быстро организовать такие действия, начиная от своевременного прибытия пожарного расчёта на место и заканчивая грамотным руководством действиями. Прежде всего, тушение пожара содержит в себе такую процедуру, как поиск людей, выведение их из зон, представляющих опасность для жизни, подача воздуха в помещения, которые заполнены дымом, предоставление доврачебной помощи тем, кто в ней нуждается, спасение ценностей материального характера.

Работы, которые проводятся в зоне чрезвычайных ситуаций, прежде всего, имеют поисковый характер. При нахождении пострадавших их выводят за пределы воздействия негативных факторов и предоставляют неотложную скорую помощь. Затем те отправляются в больницу. При проведении такой операции разведывают маршруты следования, подают воздух в помещения, куда ограничен доступ и производят сан. обработку пострадавших и вещей, которые эвакуируют вместе с ними. АСР при наводнениях имеют свою специфику, так как связаны с природными явлениями, из-за которых возникают экстремальные ситуации, угрожающие здоровью и жизни, препятствующие работе предприятий. Как правило, такие происшествия имеют внезапный характер. Природные катаклизмы становятся причиной разрушения конструкций, уничтожения предметов, имеющих культурный и материальный характер, смерти людей, животных. У операций, которые осуществляются при стихийных бедствиях, есть масса особенностей подготовки и воплощения в жизнь.

Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях выполняет АСР по всей стране. Обладая всем необходимым оборудованием, а также обширным опытом, мы в кратчайшие сроки ликвидируем опасность и окажем необходимую помощь пострадавшим. Высокий профессионализм – вот что отличает работников ЦЭПЧС. Мы собрали команду из квалифицированных спасателей, которые знают толк в выполнении своей работы. Наши специалисты занимаются осуществлением спасательных операций на производстве, в лесных хозяйствах, на воде и на суше. Мы оказываем специализированную помощь в случае разлива нефти, в случае ЧС и в других внештатных случаях, которые требуют присутствия специалистов и быстрого реагирования на произошедшее.

Для любого вида опасных мероприятий у нас есть заранее разработанный порядок проведения аварийно-спасательных работ. Наши специалисты готовы к любым неожиданностям. Действуя по самым прогрессивным и современным методикам, они добиваются лучшего результата в своей работе. Обращаясь в ЦЭПЧС, вы получаете мгновенный отклик, заранее разработанную методику, предназначенную для максимально эффективного проведения спасательной операции, все возможности, которые предоставляет прогрессивная техника. Результатом станет оперативное и качественное проведение всех необходимых операций с достижением максимально возможного эффекта.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Федеральное государственное учреждение

«Всероссийский научно-исследовательский институт

В настоящее время применяются в основном следующие конструктивные схемы жилых зданий: с продольными несущими наружными и внутренними стенами, с поперечными несущими стенами, с неполным каркасом и с полным каркасом.

Жилые здания подразделяют на группы в зависимости от назначения, объ­емно-планировочных и конструктивных решений, долговечности и степени огнестойкости.

По назначению жилые дома составляют три подгруппы: жилые дома постоян­ного, временного и кратковременного проживания.

Жилые дома постоянного проживания - это дома, в которых население про­живает постоянно в течение длительного срока. Основным планировочным эле­ментом таких домов является квартира, и в нормах проектирования их относят к квартирным домам.

К. жилым домам для временного проживания относят общежития; они обыч­но компануются по коридорной схеме планировки - жилые комнаты располага­ются по обеим сторонам коридора.

К группе жилых домов для кратковременного проживания относятся гости­ницы, туристские базы, мотели, пансионаты. Эти типы домов выполнены, как и общежития, по коридорной схеме. Объемно-планировочные решения характе­ризуются этажностью и планировкой.

В домах различных конструкций имеются различные силовые элементы, связи, узлы соединений (рис. 1.2), от прочности которых зависят устойчи­вость зданий, характер образующихся завалов и некоторые элементы, кото­рые могут быть использованы как опорные точки или места страховки при проведении спасательных работ на верхних этажах. Для этого используются также оконные и дверные переплеты, лестничные марши, элементы венти­ляции и т. д.

На рис. 1.2 приведена монтажная схема крупнопанельного дома с продоль­ными несущими стенами. На рисунке видно крепление панелей наружных и внутренних продольных стен и панелей междуэтажных перекрытий.

Значительный интерес при проведении АСР могут представить элементы до­мов (карнизы, крыши, балконы, перекрытия и др.), так как именно в этих местах приходится находить места страховки, закрепления веревок и организации перил.

Промышленные сооружения (рис. 1.3-1.6) более устойчивы к разрушениям и имеют значительно больше опорных элементов для проведения АСР. Например, фермы подвесных потолков (рис. 1.6) имеют множество стоек, расчалок, попе­речен и т. д.

По функциональному назначению объекты (здания) подразделяют на две основные группы: гражданские и промышленные.

К гражданским относят здания, предназначенные для обслуживания быто­вых, коммунальных и общественных потребностей людей. В эту группу входят жилые, общественные и коммунальные здания.

Рис. 1.2. Элементы конструкций бескаркасных домов с несущими продольными стенами:

1 - керамзитобетонные несущие панели наружных стен; 2 - узел соединения панелей наружных стен; 3 - узел сопряжения панелей перекрытия и наружных стен; 4 - балконные плиты; 5 - многопустотные панели перекрытия; 6 - узел сопряжения панелей перекрытий и внутренних несущих стен; 7 - связи по пе­риметру наружных стен; 8 - швы между панелями перекрытий (заливаются раствором); 9 - керамзитобетонные несущие панели продольных внутренних стен; 10 - заделка вертикального шва между панелями стен

Рис. 1.3. Павильонное здание химической промышленности :

1 - противопожарная лестница; 2 - настил покрытия; 3 - подвесные кран-балки; 4 - каркас этажерок; 5 - двухветвевые колонны каркаса здания

1 - разливочное отделение; 2 - литейные краны 300/75 т; 3 - заливоч­ные краны 125/30 т; 4 - печное отделение; 5 - шихтовое отделение

Рис. 1.5. Поперечный разрез главного здания теплоэнергостанции:

1 - машинный зал; 2 - мостовой кран; 3 - диаэраторная; 4 - надбункерная галерея; 5 - бункеры топлива; 6 - котельная; 7 - паровые котлы; 8 - фундаменты котлов; 9 - кабельные каналы; 10 - водоотводной канал

Рис. 1.6. Подвесной потолок по сборным железобетонным фермам

К промышленным относят здания, в которых выполняются различные про­изводственные процессы, связанные с добычей сырья, его обработкой и произ­водством различного вида продукции.

По этажности дома классифицируют на малоэтажные и многоэтажные. В группе многоэтажных домов безлифтовые дома высотой 3-5 этажей относят к средней этажности. К малоэтажным относят дома высотой в одни и два этажа. По планировочному признаку они бывают: индивидуальные одноквар­тирные, двухквартирные (спаренные), многоквартирные, блокированные и секционные.

В одно-, двух - и многоквартирных блокированных домах входы в квартиры устраивают непосредственно с прилегающего участка. Секционные дома отлича­ются от указанных трех видов тем, что квартиры группируются вокруг лестнич­ной клетки и входы в квартиры осуществляются с площадок лестничной клетки.

Многоэтажные дома по планировочному признаку подразделяют на секцион­ные, коридорные и галерейные.

При проведении АСР на высотных объектах основным поражающим факто­ром является возможность падения человека с высоты, вторым фактором - воз­можность падения на спасателя или на участника АСР различных предметов, элементов конструкций сооружений, снаряжения и т. д.

Структура завалов зависит от материала, из которого были сооружены разру­шенные здания. Они классифицируются:

завалы I типа - «железобетонные завалы», состоящие из обломков железобе­тонных и бетонных конструкций с включением обломков кирпичной (каменной) кладки, битого кирпича, металлических и деревянных конструкций;

завалы II типа - «кирпичные (каменные)», состоящие из кирпичных (камен­ных) глыб и битого кирпича с включением обломков железобетонных, бетонных, металлических и деревянных конструкций.

При разрушении кирпичных промышленных зданий характерна следующая структура завалов: кирпичные глыбы до 1 м3 - 20 %, обломки железобетонных и бетонных конструкций до 0,8 м3 - 60 %, деревянные конструкции - 3 %, метал­лические конструкции (в том числе станочное оборудование) - 10 %, строитель­ный мусор - 7 %.

При разрушении крупнопанельных зданий: обломки железобетонных и бе­тонных конструкций (до 0,8 м3) -75 %, деревянные конструкции- 18 %, металли­ческие конструкции - 2 %, строительный мусор - 5 %.

Структура завалов по весу обломков при разрушении производственных од­ноэтажных и многоэтажных зданий: очень крупные обломки (более 5 т) - 60 %, крупные обломки (2-5 т) - 10 %, средние обломки (0,2-2 т) - 20 % - для стен из крупных панелей, 5 % -для стен из кирпича.

Жилые дома обычно принято делить по материалу стен и конструктивному решению на группы: кирпичные - со стенами из кирпича; со стенами из различ­ных мелких блоков (шлакобетонных, бетонных, гипсовых или естественных кам­ней - ракушечника, туфа и др.); крупноблочные - из крупных бетонных блоков, крупнопанельные - со стенами и перегородками из различного вида панелей, в том числе панельные и каркасно-панельные; дома из объемных элементов на одну или две комнаты.

В практике жилищного строительства принято деление жилых зданий по огнестойкости основных конструктивных элементов: стен, перекрытий, перего­родок и несущих опор (по мере возрастания степени огнестойкости сама огне­стойкость уменьшается).

Дома с каменными наружными и внутренними стенами, огнестойкими опо­рами и перекрытиями относят к 1 и 11 степеням огнестойкости.

Здания той же конструкции, но с трудно сгораемыми перегородками и пере­крытиями относят к III степени, деревянные оштукатуренные дома - к IVстепе­ни, а неоштукатуренные - к V степени огнестойкости.

Жилые здания делят также на классы по степени долговечности конструктив­ных элементов. К первому классу относят жилые дома, в которых конструктивные элементы не ниже I степени огнестойкости, а ограждающие конструкции рассчи­таны на срок технического износа не менее 100 лет. Ко второму классу - дома II степени огнестойкости и долговечностью ограждающих конструктивных эле­ментов не менее 50 лет. К третьему - дома с огнестойкостью не ниже III степени и долговечностью ограждающих конструктивных элементов не менее 50 лет. К четвертому классу относят дома с долговечностью ограждающих конструктивных элементов не меньше 20 лет (огнестойкость этого класса зданий не нормируют).

Разрушение зданий неизбежно вызывает нарушения в работе коммунально-энергетических сетей, в результате чего в отдельных местах могут возникать под­топления, загазованность, опасность поражения электрическим током, пожары. Крупные очаги пожаров, кроме нанесения большого материального ущерба, вы­зывают задымление значительной территории зоны бедствия, усугубляя и без того экстремальные условия нахождения в них людей.

К коммунально-энергетическим сетям относятся сети водоснабжения , кана­лизации, тепло-, газо - и электроснабжения. При авариях на них могут возникать вторичные поражающие факторы, что в условиях разрушения зданий (сооружений) приводит, как правило, к еще большему числу пострадавших, созданию угрозы

В зависимости от типа коммунально-энергетических сетей аварии на них характеризуются различными разрушениями и последствиями. Аварии на сетях водоснабжения характеризуются разрушениями трубопроводов, затоплением водой подвальных и полуподвальных сооружений, заглубленных сооружений и пониженных участков территории, что может привести к гибели людей, укрыва­емых в заглубленных сооружениях, подмыву оснований фундаментов зданий и затруднению ведения АСР.

Аварии на сетях канализации характеризуются разрушением трубопроводов и затоплением стоками подвальных и полуподвальных помещений, заглубленных защитных сооружений, а также пониженных участков территории. Аварии на этих сетях могут приводить к возникновению сложной санитарной и эпидемио­логической обстановки.

Аварии на сетях газоснабжения характеризуются загазованностью помеще­ний и участков местности и образованием взрыво - и пожароопасных смесей, в результате чего могут возникнуть взрывы и пожары, приводящие к гибели людей и дополнительным разрушениям.

Аварии на сетях электроснабжения сопровождаются обрывами проводов, разрушениям зданий трансформаторных станций и распределительных пунктов. Короткие замыкания в сохранившихся кабельных сетях могут привести к возго­ранию легковоспламеняющихся предметов.

Объектом АСР обычно являются полуразрушенные или поврежденные зда­ния и сооружения, поэтому может происходить их дальнейшее разрушение или повреждение во время проведения АСР. Признаками возможного обрушения поврежденных конструкций являются:

при каменных (кирпичных) конструкциях - отклонение стен, трещины, на­рушение связи стен, стен и перекрытий;

при железобетонных конструкциях - осыпание бетона, обнажение арматуры, трещины и деформации, повреждения стяжек сборных конструкций;

при металлических конструкциях - искривление и разрыв элементов, пов­реждение сварных швов, заклепочных соединений;

при деревянных конструкциях - разлом элементов, повреждение сопряже­ний, выпучивание или провисание конструкций.

Степень разрушения определяется по следующим признакам:

слабые повреждения - слабые повреждения материала и неконструктивных элементов: тонкие трещины в штукатурке, в соединениях перекрытий со сте­нами, между панелями, в разделке дверных коробок, в карнизах и фронтонах, откалывание небольших кусков;

умеренные повреждения - значительные повреждения материала и конструк­тивных элементов здания: падение пластов штукатурки, сквозные трещины в

перегородках, глубокие трещины в карнизах и фронтонах, слабые повреждения несущих конструкций, тонкие трещины в несущих стенах, незначительные де­формации и небольшие отколы бетона или раствора в узлах каркаса и стыках панелей;

тяжелые повреждения - разрушение конструктивных элементов здания: обвалы частей перегородок, карнизов, фронтонов; значительные повреждения несущих конструкций, сквозные трещины в несущих стенах, значительные деформации каркаса, заметные сдвиги панелей, выкрошивание бетона в узлах каркаса;

разрушения несущих конструкций - проломы и провалы в несущих стенах, раз­рывы стыков и узлов каркаса, нарушение связей между частями здания, обрушение отдельных панелей перекрытия и крупных частей здания;

обвалы - обрушение несущих конструкций (стен и перекрытий), полное об­рушение зданий с потерей их формы.

1.2. Причины разрушения и вторичные поражающие факторы

Разрушение зданий характеризуются переходом образующих их строительных конструкций в два вида аварийного состояния: первый - наступление предела прочности конструкций (исчерпание несущей способности, чрезмерное раз­витие деформаций или появление трещин); второй - обрушение конструкций. Состояние разрушенного здания в значительной степени зависит от причины, вызвавшей разрушение.

Как правило, разрушение зданий происходит в результате внешнего воздейс­твия или связано с их собственным состоянием (прочностью, устойчивостью).

К внешним причинам относятся:

стихийные бедствия - землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, тайфуны, сход лавин, сели, оползни, провалы, ландшафтные пожары, наводнения, затопления, цунами и т. д.;

воздействия средствами вооруженной борьбы; действия отдельных людей или групп, влекущие за собой взрывы и пожары.

К причинам и предпосылкам разрушения зданий, связанным с их собствен­ным состоянием относятся:

Неудачные проектные решения и отступления от проекта;

Некачественное изготовление и монтаж конструкций;

Перенапряжения в результате недооценки действующей нагрузки;

Дефектность оснований, на которых установлены конструкции;

Потеря устойчивости (общая, местная, изгибокрутильная);

Аварии в результате усталости, вибраций, коррозии и старения материалов;

Нарушение правил эксплуатации конструкций (сооружений).

Вторичными факторами, влияющими на сложность и продолжительность являются:

Пожарная обстановка (непосредственно горение, тление, задымленность);

Зараженность территории и объектов проведения работ, наличие в воздухе АХОВ вследствие повреждения хранилищ (аммиака , хлора, азотной и серной кислоты, фтористого водорода), пожаров (выделение окиси углерода, окиси азота, сернистого газа);

Разрушение коммунально-энергетических сетей.

1.3. Влияние временных и климатических факторов на проведение АСР

На продолжительность и эффективность ведения спасательных работ влия­ют погода и время суток. При температуре воздуха ниже минус и выше плюс 25 градусов, а также в темное время суток коэффициент снижения производитель­ности равен 1,5. При сплошном дожде в теплую погоду этот коэффициент равен 1,2-1,3, а вхолодную- 1,4-1,5. В зимнее время при температуре до-30 градусов и скорости ветра 10 м/с коэффициент достигает 1,8.

Дождь и снег значительно усложняют выполнение АСР, увеличивают опас­ность падения при работах на верхних этажах разрушенного здания. Намокание ведет к снижению работоспособности людей, переохлаждению, заболеваниям. Даже незначительное похолодание при ветре и большой влажности более опасно, чем холодная погода при безветрии, хотя сильный мороз может привести к обмо­рожениям открытых частей тела, конечностей.

Ветер опасен для человека не только переохлаждением. Сильный ветер может сбросить идущих по отвесу спасателей, снести или порвать снаряжение. Некоторые места превращаются в своего рода аэродинамические трубы, движение по ним опас­но, так как может привести к падению спасателей и срыву их под напором ветра. На некоторых участках и при ясной погоде возможен сильный ветер, который распозна­ют на расстоянии по снежным «флагам».

Высотные объекты особенно подвержены воздействию грозы и молний. Признаки приближения грозы - гнетущая духота, отсутствие ветра, скопление дождевых облаков, превращающихся в мощные грозовые башни. В каждом райо­не есть наиболее поражаемые молнией места, их надо знать и, при наступлении грозы особенно тщательно выполнять все меры предосторожности. Гроза прино­сит понижение температуры и осадки, однако, главная ее опасность - поражение молнией. Признаки опасности электрического разряда, даже при безоблачном небе, - эффекты, связанные с возрастанием напряженности электрического поля; зуд кожи головы, шевеление волос, жужжание металлических предметов, раз ряды на острых концах снаряжения. На возвышающихся элементах рельефа опасность поражения молнией наиболее велика. Перед началом грозы надо по­кинуть открытые верхние площадки и расположиться в понижении. Надо избе­гать при этом водостоков, так как даже мелкие трещины и впадины становятся проводниками для стекания по их поверхности атмосферного электричества. По той же причине нельзя прислоняться к стене или прятаться под нависаниями.

При грозе металлическое снаряжение спасателя следует расположить на некото­ром удалении от людей, предварительно закрепив от падения.

Туман значительно затрудняет ориентирование на высоте: в тумане почти невозможно правильно визуально определить расстояние, крутизну или относи­тельную высоту. Движение в тумане продолжают по ориентирам или маркировке только при хорошем знании маршрута. В любом случае, пока имеется нормаль­ная видимость, надо определить свое местонахождение и засечь его. При потере в тумане ориентировки нужно остановиться и переждать его или возвратиться к определенному ориентиру.

1.4. Поражение людей и определение вероятного количества пострадавших

Разрушение зданий сопровождается блокированием людей в завалах, в полу­разрушенных зданиях на верхних этажах и их поражением. Число безвозвратных потерь в момент разрушения зданий и сооружений в среднем может составлять величину равную 10-20 % от общего числа пострадавших. Поражение при раз­рушениях зданий и сооружений сопровождаются как правило механическими травмами:

40 % пораженных - легкая степень поражения;

20 % пораженных - средняя степень;

20 % пораженных - тяжелая степень;

20 % пораженных - крайне тяжелая степень.

Большое количество погибших в течение двух суток с момента начала ЧС находится в верхних слоях завала, причем в абсолютном выражении для верхних слоев завала число погибших превышает число живых, находящихся в данном слое завала. По мере разборки завалов количество людей, извлекаемых живыми, растет.

Начиная с 3-4 суток с начала обрушения здания люди, находящиеся под за­валами живыми, начинают гибнуть от переохлаждения, жажды и других причин. В результате после 7-10 дней шансы обнаружить живого человека в завале прак­тически равны нулю.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

При обрушении зданий и сооружений, наличии пострадавших АСР должны начинаться немедленно и вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду, обеспечивать спасение пострадавших с учетом сроков их выживания.

Эффективность ведения АСР достигается: созданием группировки сил, со­ответствующей сложившейся обстановке; устойчивым и твердым руководством действиями спасателей; сосредоточением основных усилий в местах наибольшего скопления пострадавших и там, где пострадавшим угрожает наибольшая опасность; полным и своевременным обеспечением действий спасателей необходимыми мате­риально-техническими средствами; организацией режима работ в соответствии со складывающейся обстановкой.

2.1. Организация руководства АСР в зоне ЧС

Руководство АСР состоит из следующих звеньев:

1. Руководителя АСР.

2. Штаб руководства.

3. Руководителей взаимодействующих ведомственных сил: медицины катас­
троф, противопожарной службы, подразделений обеспечения, подразделений
МВД, ГИБДД , ФСБ и др.

4. Руководителей направлений: на объектах; резерва сил и средств; придан­
ных сил на объектах; руководителей на участках; приданных сил на участках; на
рабочих участках; координаторов работы тяжелой техники.

При организации АСР необходимо определить места нахождения:

Штаба руководства;

Оперативных групп взаимодействующих сил;

Медпункта сортировки пострадавших;

Медицинских пунктов для легко и тяжело пострадавших;

Площадок для идентификации пострадавших (погибших);

Пункта приема найденных документов и ценностей;

Пункта обогрева, питания, отдыха спасателей;

Резерва сил поисково-спасательных формирований;

Резерва техники.

Должны быть также определены:

Пути для движения медицинских и противопожарных автомобилей;

Площадки для заправки техники ГСМ;

Площадки работы тя>.;елой техники;

Места (район) складирования элементов завала и строительного мусора;

Места нахождения аварийно-спасательного инструмента;

Места размещения сил и средств аварийных служб.

Зона ЧС делится на объекты. В свою очередь каждый объект состоит из

участков АСР.

Основными задачами руководства АСР являются:

1. Изучение характера и особенностей ЧС, определение степени опасности
последствий ЧС для людей и окружающей природной среды, установление гра­
ниц опасных зон.

2. Мониторинг и прогнозирование вариантов развития ЧС.

3. Определение характера, объема и условий проведения АСР.

4. Расчет сил и средств для проведения АСР.

5. Мобилизация всех участников АСР на максимально эффективное выпол­
нение поставленного задания.

6. Распределение обязанностей между спасателями для выполнения данной
АСР.

7. Организация выполнение работ по доставке снаряжения и спасателей к
пострадавшим, оказание им необходимой медицинской помощи и укладка пост­
радавших на носилки, организация их транспортировки.

8. Спуск, подъем и транспортирование пострадавших до уровня движения
автотранспорта.

Ключевую роль в организации АСР играет непосредственно руководитель, его основные обязанности:

Оперативная организация и проведение АСР по оказанию помощи постра­
давшим;

Изучение реальной обстановки, составление плана проведения АСР, поста­
новка задач, учет и контроль выполнения работ;

Координация деятельности всех участников работы;

Корректировка первоначального плана работ;

Создание безопасных условий для проведения АСР;

Обеспечение жизнедеятельности спасателей;

Принятие решения о временном или окончательном прекращении АСР;

Оформление отчетных документов.

Управление АСР начинается с момента возникновения ЧС и продолжается до полного завершения ликвидации последствий. Чаще всего управление осущест­вляется в суточном режиме (цикле), при этом основными функциями управле­ния являются следующие:

Постоянный сбор и анализ оперативной информации о реальной обстанов­
ке в зоне ЧС;

Принятие решения о предстоящей работе, подготовка предложений по ра­
циональному использованию сил и средств;

Постановка задач, доведение их до исполнителей, анализ результатов теку­
щей работы, контроль выполнения заданий;

Организация всего комплекса АСР, в том числе координация и обеспечение
взаимодействия между всеми участниками работы.

Планирование ведения АСР и других неотложных работ в районе ЧС

заключается в определении последовательности и способов выполнения пос­тавленной задачи, распределении подразделений и материальных средств по участкам (объектам) работ, определении порядка взаимодействия, обеспечении управления в соответствии с принятым решением.