Чем опасен гололёд? А что такое гололед

Это время нестабильных погодных условий - то снег, то дождь, то всё тает, то замерзает. От этого и образуются две главные опасности - гололёд и гололедица. Да-да, это два совершенно разных понятия. Гололёд - слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на деревьях, проводах, при замерзании воды, гололедица - это лёд или слой снега, утрамбованный до твёрдого состояния, который образует скользкую поверхность. Может случиться такая ситуация и весной, когда снег начинает таять, а потом вдруг опять подмораживает.

Когда на улице высокая влажность и ветер, а температура всё время около нуля, на дорогах возникает гололёд. В это время образуется лёд, который может быть толщиной несколько сантиметров. Но гололёд бывает значительно реже гололедицы, которая образуется там, где перед наступлением заморозков стояла вода. Но у гололедицы может быть ещё одна причина появления. Снег может уплотниться до образования льда там, где прошло большое количество пешеходов или проехало много машин.

И гололёд и гололедица опасны и для водителей и для пешеходов. Машинам на скользкой дороге затормозить намного сложнее, чем на сухом асфальте, а значит, перебегать дорогу перед близко идущим транспортом становится просто смертельно опасно, ведь даже идти по обледеневшей дороге сложно, не то что бежать. Даже идя по тротуару, можно получить травму. Ноги разъезжаются в разные стороны, и стоит потерять равновесие, как ушиб, вывих, а то и перелом вам обеспечен. Поэтому в этот период надо быть осторожнее вдвойне, а то и втройне.

Умение учитывать погодные условия необходимо всем участникам дорожного движения - и водителям и пешеходам. Тем, кто управляет автомобилем, надо обладать определёнными навыками для поездок в таких условиях, и этому обучают в автошколах. А вот для тех, кто ходит пешком, правила проще. Вот только соблюдать их надо обязательно, чтобы обойтись без травм.

Сначала надо обратить внимание на обувь. Подошва у неё должна быть на микропористой основе, потому что она меньше скользит на льду. И конечно, надо забыть про каблуки!

Во время гололёда и гололедицы надо внимательно смотреть под ноги. Если есть возможность обойти опасные места, то надо сделать это, даже если путь удлинится на несколько метров. И помните, лёд может быть и под водой, поэтому по такой луже, если её нельзя обойти, надо двигаться осторожно, небольшими скользящими шагами.

Самые опасные места - горки. Любую наклонную поверхность надо постараться обойти.

При ходьбе надо наступать на всю подошву, а ноги расслабить в коленях.

Для поддержания равновесия надо держать свободными руки. Поэтому сумки в это время лучше не носить, и руки в карманах не держать.

Ну а если всё-таки случилось несчастье, и вы поскользнулись, то постарайтесь присесть - так вы снизите высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, вспомните, этому наверняка учили на уроках физкультуры, и постарайтесь перекатиться - этим вы смягчите удар о землю. И запомните, что падение на спину самое опасное, в этом случае вы можете удариться головой и получить сотрясение мозга. Не торопитесь подниматься сразу после падения, осмотрите себя, нет ли серьёзных травм. Если вы получили травму, то обратитесь за помощью к прохожим, а потом к врачу.

Но самое главное - будьте предельно внимательны на дороге! Ни в коем случае не переходите проезжую часть в не установленном месте перед близко идущим транспортом - машина не успеет затормозить! При переходе дороги по пешеходному переходу, не оборудованному светофором, убедитесь, что машины находятся на безопасном расстоянии и начали торможение для того, чтобы вас пропустить.

При переходе у перекрёстков, которые оборудованы светофорами, убедитесь, что все машины закончили проезд на зелёный сигнал, особое внимании обратите на машины, которые на перекрёстке поворачивают направо. Может случиться, что они только выехали из-за поворота, а свет с зелёного сменился на красный, но им необходимо закончить манёвр, а для вас тоже уже загорелся зелёный. В другое время они бы, возможно, и успели затормозить, но только не во время гололёда! Лучше подождать ещё несколько секунд, чем подвергнуть себя опасности.

Вот такие несложные правила, которые помогут вам справиться с гололёдом и гололедицей. Конечно, если вы будете их соблюдать!


С наступлением снежной и морозной погоды возрастает вероятность стать жертвой гололёда. Причем, рискуют попасть в число «поскользнувшихся» и пешеходы, и водители: по статистике, около 40% всех ДТП в зимнее время вызвано гололедом и снегопадом. Основное условие движения для водителей – осмотрительность, низкая скорость и исключительная осторожность.

Пешехода при гололеде подстерегают две опасности – поскользнуться и упасть или попасть под машину.

По понятным причинам, с наступлением холодов растет количество уличных травм: ушибы, вывихи и переломы. По данным медиков, в такие дни количество пострадавших увеличивается в 2-3 раза.

Ежедневно пешеходам приходится «приступом» брать пешеходные переходы, играя в своего рода «дорожную рулетку»: повезет выйти на проезжую часть и не упасть под колеса автомобиля или не повезет – и тогда, в лучшем случае, пешеход буквально «вывалится» на дорогу один, а в худшем случае – возьмет себе в компанию группу впереди стоящих пешеходов.

Согласитесь, этот «пешеходный пейзаж» до боли знаком многим горожанам: с обеих сторон огромные снежные валы, между которыми виднеется скромная узкая тропинка с сюрпризом – скромно спрятавшимся под снегом слоем льда. Наверное, нужно обладать определенными акробатическими навыками, чтобы безопасно преодолеть эту полосу препятствия и ступить на ровную асфальтированную поверхность проезжей части. Только вот, к сожалению, такими навыками обладают далеко не все пешие участники дорожного движения. И особую тревогу вызывают престарелые пешеходы и дети, которые ежедневно подвергаются опасности на таких пешеходных переходах.

Нередки случаи падения граждан и на обледеневших пандусах, примыкающих к проезжей части дорог в Советском районе г. Брянска. Так, на днях в районе школы № 1 на проезжей части оказалось сразу несколько пешеходов, ожидающих зеленого сигнала светофора непосредственно на самом пандусе: стоило поскользнуться одному – и на дороге оказались все пешеходы. К счастью, в данном случае для пешеходов уже загорелся зеленый сигнал светофора и трагедии не произошло. А ведь страшно представить, что могло бы произойти, если бы во время падения пешеходов горел «зеленый» для водителей…

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, предотвращения дорожно-транспортных происшествий сотрудниками Госавтоинспекции города Брянска было проведено обследование подходов к пешеходным переходам, расположенным на улично-дорожной сети Советского района. В результате Брянской городской администрации (Комитету по ЖКХ) было выдано предписание на устранение нарушений требований ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в части необходимости очистки подходов к пешеходным переходам на всем протяжении улиц Советская, Горького, Фокина, Крахмалева, Костычева, Дуки, Калинина, Красноармейская, Авиационная, проспекта Станке Димитрова.

В профессиональной речи синоптиков слова «гололедица» и «гололед» строго различаются.

Сравните фразу в сводках погоды: "Ночью и днем слабый гололед, на дорогах гололедица".

Гололедица - это только лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании.

Гололед - слой плотного льда, нарастающего на предметах при выпадении переохлажденного дождя или мороси, при тумане и перемещении низких слоистых облаков при отрицательной температуре воздуха у поверхности Земли, близкой к 0°С.

Гололед значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается.

Чаще всего гололед возникает при резком потеплении, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью.

Скорость замерзания капель зависит от их размеров и температуры воздуха. От этого в свою очередь зависит и внешний вид гололеда – прозрачный или матовый.

Аморфная структура гололеда объясняется тем, что процесс замерзания переохлажденной воды несколько задерживается выделяющейся при этом скрытой теплотой замерзания. Вследствие этого капли, прежде чем замерзнуть, успевают растечься по предмету, образуя сплошной покров льда.

Толщина гололедных отложений порой может достигать многих сантиметров. Под тяжестью образовавшегося льда ломаются ветви деревьев, обрываются провода ЛЭП. Иногда под тяжестью льда разрушаются и стальные опоры ЛЭП.

Поэтому такое явление приравнивается к природному бедствию.

Гололедные явления большой интенсивности особенно часто отмечаются в холодное время года в южной половине Европейской территории России.

Ледяной дождь часто сопровождает знаменитую новороссийскую бору (сильный северо-восточный ветер).

Гололед покрывает не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности - цокольные части строений, деревья. Особенно подвержены обмерзанию обдуваемые ветром объекты - мосты и их опоры, эстакады, столбы.

Образование гололеда может происходить также на внешних поверхностях самолетов, пролетающих в толще переохлажденных водяных облаков. Такое явление называется обледенением. Особенно опасно обледенение, возникающее в слоисто-дождевых облаках на атмосферных фронтах, которые занимают огромные пространства, как по горизонтали, так и по вертикали. Гололед может возникать и при пролете воздушного судна под облаками в условиях переохлажденного дождя.

Обледенение самолетов может значительно ухудшать их аэродинамические характеристики и привести к возникновению тяжелых авиационных происшествий.

Гололед значительно опаснее гололедицы и с точки зрения управляемости и устойчивости автомобиля на дороге. Коэффициент сцепления смачиваемой водой поверхности значительно ниже, чем при отсутствии осадков в виде дождя. Это заметно отражается на выборе скорости движения. При гололеде максимальная безопасная скорость движения на трассе находится в пределах 30-40 км/час, а при гололедице – 60 – 70 км/час. Более того, в гололедицу у водителя остается шанс найти на проезжей части поверхность, на которой перед наступившим морозом не было воды или которую другие машины еще не отполировали до блеска, чтобы колесам его машины было за что зацепиться.

В гололед же замерзающий дождь покрывает всю поверхность дороги независимо от того, сколько колес по ней уже проехало.

Гололедица превращает города в большой каток. Поскользнуться и упасть можно на каждом шагу.

При падении чаще страдают руки – лучевые кости от локтя до кисти. Падая, человек инстинктивно выставляет вперед руку и всем весом своего тела обрушивается на нее. При неловком падении на бок может пострадать предплечье.

Ноги ломаются, как правило, в области голени. У женщин этому нередко способствует обувь на высоком каблуке. Пожилые люди чаще, чем молодые, ломают позвоночник, шейку бедра. Перелом бедренной кости – особенно тяжкая травма. Даже небольшой удар может вызвать перелом этой хрупкой, тонкой косточки. В 95% процентах случаев – это удел женщин.

Необходимо помнить, что чем быстрее будет оказана медицинская помощь, тем меньше осложнений можно ожидать после травмы.

Всегда помните об осторожности. Выбирайте более безопасный путь, идите там, где меньше льда, где дорожки посыпаны песком, где есть освещение.

Если обойти лед невозможно, передвигайтесь на полусогнутых ногах, старайтесь не отрывать их от земли.

Это поможет вам преодолеть опасный участок без падений. Не стоит догонять отходящий общественный транспорт.

Опасности гололеда и гололедицы:

дороги превращаются в ледяной каток;

увеличивается число обращений за медицинской помощью с ушибами, вывихами, переломами;

парализуется уличное движение, на улицах и площадях образуются пробки из автомашин;

движение на трассах блокируется тяжелыми транзитными грузовиками и малоопытными автолюбителями;

обрываются провода, повреждаются опоры, антенны служебных и жилых домов, металлические конструкции;

затрудняется работа автотранспорта, аэропортов;

корка намерзшего льда может вызвать обрыв проводов линий связи и линий электропередачи;

создается угроза перегрузки мачт, башен, кровли;

ограничивается применение воздушного транспорта;

скалывание льда с машин вызывает их порчу;

намерзание осадков в течение зимы приводит к оседанию и протеканию кровли;

ломаются ветви деревьев, нередко деревья вырываются с корнями;

образование ледяной корки на поверхности почвы и кустарниках при круглогодичном выпасе скота мешает добыче корма животными;

при поедании трав, покрытых льдом, у животных появляются простудные заболевания;

гололед (ледяная корка) мешает передвижению животных - они скользят, падают и нередко повреждают ноги;

снег сдувается с гладкой поверхности льда, а поэтому зимой над ледяной поверхностью стоят низкие температуры, которые вызывают гибель озимых культур.

Как действовать во время гололеда (гололедицы).

Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы.

Выходить на улицу следует в обуви на низком каблуке и с нескользящей подошвой. Используйте противоскользящие приспособления промышленного производства или, в крайнем случае, на подошву наклейте поролон, лейкопластырь или изоляционную ленту, можно натереть подошвы песком (наждачной бумагой).

Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны.

Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.

Особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.

При получении травмы обратитесь в травматологический пункт или пункт неотложной медицинской помощи.

Осторожность и осмотрительность – лучшая профилактика зимнего травматизма.

Когда на улице высокая влажность и ветер, а температура всё время около нуля, на дорогах возникает гололёд. В это время образуется лёд, который может быть толщиной несколько сантиметров. Но гололёд бывает значительно реже гололедицы, которая образуется там, где перед наступлением заморозков стояла вода. Но у гололедицы может быть ещё одна причина появления. Снег может уплотниться до образования льда там, где прошло большое количество пешеходов или проехало много машин.

И гололед и гололедица опасны и для водителей и для пешеходов. Машинам на скользкой дороге затормозить намного сложнее, чем на сухом асфальте, а значит, перебегать дорогу перед близко идущим транспортом становится просто смертельно опасно, ведь даже идти по обледеневшей дороге сложно, не то что бежать. Даже идя по тротуару, можно получить травму. Ноги разъезжаются в разные стороны, и стоит потерять равновесие, как ушиб, вы них, а то и перелом вам обеспечен. Поэтому в этот период надо быть осторожнее вдвойне, а то и втройне.

Умение учитывать погодные условия необходимо всем участникам дорожного движения – и водителям и пешеходам. Тем, кто управляет автомобилем, надо обладать определёнными навыками для поездок в таких условиях, и этому обучают в автошколах. А вот для тех, кто ходит пешком, правила проще. Вот только соблюдать их надо обязательно, чтобы обойтись без травм.

Сначала надо обратить внимание на обувь. Подошва у неё должна быть на микропористой основе, потому что она меньше скользит на льду. И конечно, надо забыть про каблуки!

Во время гололёда и гололедицы надо внимательно смотреть под ноги. Если есть возможность обойти опасные места, то надо сделать это, даже если путь удлинится на несколько метров. И помните, лёд может быть и под водой, поэтому по такой луже, если её нельзя обойти, надо двигаться осторожно, небольшими скользящими шагами.

Самые опасные места – горки. Любую наклонную поверхность надо постараться обойти.

При ходьбе надо наступать на всю подошву, а ноги расслабить в коленях.

Для поддержания равновесия надо держать свободными руки. Поэтому сумки в это время лучше не носить, и руки в карманах не держать.

Ну а если всё-таки случилось несчастье и вы поскользнулись, то постарайтесь присесть – так вы снизите высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, вспомните, этому наверняка учили на уроках физкультуры, и постарайтесь перекатиться – этим вы смягчите удар о землю. И запомните, что падение на спину самое опасное, в этом случае вы можете удариться головой и получить сотрясение мозга. Не торопитесь подниматься сразу после падения, осмотрите себя, нет ли серьёзных травм. Если вы получи ли травму, то обратитесь за помощью к прохожим, а потом к врачу.

Но самое главное – будьте предельно внимательны на дороге! Ни в коем случае не переходите проезжую часть в не установленном месте перед близко идущим транспортом – машина не успеет затормозить! При переходе дороги по пешеходному переходу, не оборудованному светофором, убедитесь, что машины находятся на безопасном расстоянии и начали торможение для того, что бы вас пропустить.

При переходе у перекрёстков, которые оборудованы светофорами, убедитесь, что все машины закончили проезд на зелёный сигнал, особое внимание обратите на машины, которые на перекрёстке поворачивают направо. Может случиться, что они только выехали из-за поворота, а свет с зелёного сменился на красный, но им необходимо за кончить манёвр, а для вас тоже уже загорелся зелёный. В другое время они бы, возможно, и успели затормозить, но только не во время гололёда! Лучше подождать ещё несколько секунд, чем подвергнуть себя опасности.

Вот такие несложные правила, которые помогут вам справиться с гололёдом и гололедицей. Конечно, если вы будете их соблюдать!

Зимой мы слушаем прогноз погоды и часто слышим о том, что ожидается гололедица или гололед. Никто и никогда не задумывался над тем, что это абсолютно разные явления. Об этом и поговорим сегодня в нашей статье.

Что такое гололедица?

Именно о ней сообщают радиостанции, чтобы предостеречь бдительных автолюбителей от аварии на дорогах.

Гололедица - это не что иное, как лед, который может возникнуть на дорожном полотне, крыше домов, тротуарах, почве и так далее. В народе имеет второе название «скользкая дорога». Образуется на поверхности земли вследствие оттепели или от дождя при резком понижении атмосферного давления (похолодании).

Случается гололедица по причине таяния снежного покрова или льда из-за резкого потепления. Часто происходит при изменении температур около 0 градусов по Цельсию. Гололедицей также называется утрамбованный ногами и шинами автомобилей снег и снежная каша (снег с водой), а также замерзшие лужицы.

Поэтому, когда СМИ сообщают о предстоящей гололедице, необходимо аккуратно передвигаться по улицам, автолюбителям быть осторожными на дорогах. Может продолжаться долго, пока скользкую дорогу не накроет свежий снег либо не произойдет оттепель. Теперь понятно, что такое гололедица.

А что такое гололед?

Абсолютно другое явление также характерно для холодного времени года, но держится недолго. Это наслоение льда на открытых поверхностях. Образуется от намерзших капель после выпадения переохлажденных осадков, только при низких температурах атмосферного давления.

Простыми словами, это замерзание льда на ветвях деревьев, земле, проводах и так далее, связанное с оледенением осадков, которые выпали на холодную поверхность при минусовой температуре.

Таким образом, гололед и гололедица - два разных понятия. Появляются при температуре воздуха от 0 до -12 и от 0 до +3 градусов по Цельсию соответственно.

Какой он, гололед?

Как правило, ледяная толща достигает одного и более сантиметров. Если норма превышена, оледенение может причинить огромный вред:

  • Оборвать линии электропередач.
  • Покрыть коркой автомобили.
  • Ломать деревья.
  • Может сопровождаться травмированием людей.
  • Провоцирует автоаварии.

Ледяная кора наслаивается на протяжении всей зимы, пока падают переохлажденные капли. Образовавшийся лед на домах, машинах, деревьях может сохраняться до нескольких суток. Нарастание происходит не более шестидесяти минут, а вот тает только при испарении.

В чем разница между гололедом и гололедицей

Общее у них - опасность для людей. А что касается отличий, то они следующие: гололед образуется от выпадения переохлажденных осадков, а гололедица - не что иное, как замерзшая вода, которая уже образовалась на поверхности земли от разных источников.

Например, земная поверхность, временная оттепель. Гололедица - более частое явление, нежели гололед. Вот в чем отличие двух явлений.

Синоптики предвещают гололед или гололедицу: что делать?

Нужно соблюдать правила безопасности. Рассмотрим их: