Что такое реверсивное движение на дороге? Какой штраф за выезд на встречную полосу

Вопрос загруженности дорог очень остро поставлен в городах-миллионниках, где есть большое количество транспортных средств. Одновременный выезд автомобилей на отдельный участок приводит к образованию заторов. Все это влечет за собой необходимость поиска выходов из сложившейся ситуации. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является организация реверсивного движения.

Согласно ПДД, реверсивное движение предоставляет возможность по одной полосе двигаться в разные стороны. Такая необходимость вводится в час пик. Порядок направления регламентируется по времени.

Что такое реверсивное движение?

Чтобы разобраться с тем, что означает реверсивное движение, следует понимать - это вынужденная мера, направленная на то, чтобы разгрузить остальные полосы во время час пика. Движение по реверсивной полосе может изменяться на противоположное. Существует несколько способов регулировки такого движения. Необходимость введения реверсивного движения может возникать при проведении ремонта дорожного полотна. В таком случае обязанности по регулировке движения возлагаются на рабочих или сотрудников ГИБДД.

Преимуществом реверсивного движения является увеличение пропускной способности дорожного отрезка. В результате этого сокращается время преодоления отдельного участка дороги.

Особенности реверсивного движения

Дорога с реверсивным движением - это участок повышенного риска, на котором возрастает вероятность ДТП. Вследствие этого от водителя требуется максимальная концентрация внимания. Движение по реверсивной полосе может продолжаться до установленного знака, который будет свидетельствовать об окончании данного дорожного отрезка.

Очень осторожным следует быть при повороте направо и перестроении в крайний правый ряд на перекрестке с началом движение такого типа. Даже при условии необходимости поворота налево, где реверсивная полоса заканчивается с правой стороны, по завершении маневра следует расположиться в правом ряду. Несоблюдение этого момента чаще всего фиксируется дорожными инспекторами при выезде на дорогу с двойным движением.

Важно! Перестроение на полосу с реверсивным движением разрешено только в зоне видимости светофора. Маневр выполняется при работающем разрешающем сигнале.

При условии смены сигнала на светофоре во время непосредственного движения транспортного средства необходимо максимально быстро произвести перестроение на свою полосу. Если на светофоре включен запрещающий сигнал реверсивную полосу следует покинуть в любой удобный момент.

Что касается разворота с полосы реверсивного движения, то прямого запрета на выполнение таких действий в ПДД не указано. Однако там же отмечено, что при условии расположения линии 1.9 с правой стороны от водителя при включенных реверсивных светофорах её разрешено пересекать только тогда, когда линия разделяет полосы с разрешенным движением в одном направлении. Из этого следует вывод, что крайнюю левую разметку 1.9, отвечающую за разделение встречных потоков, нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах.

Способы организации реверсивного движения

Правилами предусмотрена организация реверсивного движения различными способами. Наиболее значимым из них является установка соответствующего дорожного знака. Также для разрешения этого вопроса может использоваться дорожная разметка или светофоры.

Дорожная разметка

Полосы при реверсивном движении используются не слишком часто. Дороги с таким направлением выделяются двойной прерывистой линией , разрыв которой в три раза короче, чем её основная часть. Такой тип разметки называется 1.9.

Отдельных дорожных знаков, предусматривающих обозначение реверсивных полос, не предусмотрено. Данный момент существенно осложняет передвижение по такому участку дороги при заснеженной трассе или в том случае, если они с течением времени стерлись. А отсутствие разметки может свидетельствовать об отсутствии реверсивных полос.

При отсутствии светофоров и наличии реверсивных полос выезжать на них нельзя. Это обусловлено тем, что она расположена в центре дороги.

Светофоры

Реверсивная полоса движения также предполагает установку специальных светофоров . В ПДД отмечено, что для координирования направления полос движения, езда по которым может осуществляться в разные стороны, используются светофоры с зеленым сигналом в виде стрелы. Последняя направлена вниз. Также для этих целей используется светофор с красным X-образным сигналом.

Сигналы такого светофора актуальны не для всего перекрестка, а только для той полосы движения над которой он установлен. Помимо красного и зеленого может также использовать желтый сигнал, представленный в виде стрелки. Последняя направлена вниз по диагонали в левую или правую сторону. Значение такого сигнала отличается от традиционного круглого светофора. Если там он запрещает движение, то желтый сигнал реверсивного светофора свидетельствует о необходимости перестроиться на соседнюю полосу движения. Такой сигнал не запрещает движение. Поэтому перестраиваться на другую полосу можно до включения красного света светофора.

Если светофор над реверсивной полосой не работает или на нем горит красный свет, то въезд на неё запрещен. Если же запрещенный сигнал появился уже после въезда на полосу, то при первой же возможности её необходимо покинуть.

Специальные знаки

Белая вертикальная стрелка с двумя наконечниками на синем фоне, направленными вверх и вниз - это знак реверсивного движения. Знак 5.8 свидетельствует, что впереди начинается реверсивная полоса. Аналогичная стрелка, перечеркнутая красной полосой, говорит об окончании такой полосы. Такой знак называется 5.9.

Существует ещё знак 5.10. На нем изображена все та же белая стрелка. Вот только наконечники направлены влево и вправо. Определение такого знака заключается в том, что впереди находится дорога с реверсивным движением. Разница заключается лишь в том, что установка данного обозначения производится на перекрестках.

При повороте на дорогу с реверсивным движением важно соблюдать п. 9.8 ПДД. Суть этого правила заключается в том, что при выезде водитель должен занимать исключительно крайнюю правую полосу. Совершение данного маневра необходимо при повороте и направо, и налево.

Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении

Несоблюдение правил пересечения участка дороги с реверсивным движением чревато наложением штрафа. Величина денежного взыскания определяется типом нарушения. Если водитель не перестроился в правый ряд при выезде с такого отрезка дороги, то он будет оштрафован на 500 рублей . Такая мера наказания предусмотрена ст. 12.15 КоАП.

При условии выезда на реверсивную полосу движения при неработающем светофоре водитель может быть оштрафован на 5000 рублей . При повторном нарушении последует безотлагательная конфискация водительского удостоверения сроком на 1 год. Опасность выезда на реверсивную полосу при выключенном светофоре заключается в том, что другой стороны он может быть включен. Именно поэтому такое правонарушение приравнивается к выезду на встречную полосу.

Несоблюдение правил выезда на реверсивную полосу в соответствии с сигналами светофора грозит правонарушителю 1000 рублей штрафа . Такая мера наказания в 2019 году определяется ст. 12.12 ч.1 КоАП.

Как быть?

Введение реверсивного движения целесообразно только на тех участках дороги, где интенсивность транспортных потоков в разных направлениях является неравномерной. Это может происходить в час пик, при выполнении дорожно-ремонтных работ или в случае дорожно-транспортного происшествия на отдельном участке дороги. Чаще всего реверсивные полосы можно встретить на выездах из больших населенных пунктов, где перед выходными основной поток автомобилей направлен за город.

Практика реверсивного регулирования достаточно давно применяется в Европе, странах Северной Америки, Австралии. Реверсивное движение в России ещё имеет множество недоработок. Очень много организационных вопросов, которые мешают достижению положительного итогового результата.

Учитывая специфику системы отечественных ПДД и менталитет водителей, можно говорить о высоком уровне аварийности на таких дорожных отрезках. Постепенное введение реверсивных полос вызывает множество дискуссий среди водителей.

Несмотря на организационные сложности, практика показывает, что реверсивное регулирование позволяет увеличить скорость передвижения автомобилей в общем транспортном потоке до 10 км/ч. При этом количество транспортных средств в разные стороны не увеличивается.

С целью увеличения количества реверсивных полос в России необходима разработка ряда мероприятий, которые могли бы дисциплинировать водителей. Также следует отметить необходимость оценки финансовой целесообразности таких полос. И главным требованием при этом является снижение уровня аварийности на таких дорожных отрезках.

Реализация реверсивных полос требует от водителей максимальной концентрации внимания. Владелец транспортного средства должен четко понимать при этом меру возможной ответственности и строго соблюдать установленные правила. Все это позволит минимизировать количество аварийных ситуаций на отдельном участке.

Этимология латинского слова reversus предполагает движение в обратную сторону. Реверс - это и оборотная сторона монеты в нумизматике, и гарантированное письменное обязательство в юриспруденции, и удар в теннисе и даже денежный залог.

Реверсивная полоса - там, где направление имеет более интенсивное движение

Относительно дорожного движения реверс - это возможность передвигаться по полосе и в одном и в противоположном направлении. - понятие, которое для большинства автолюбителей знакомо только из ПДД.

На практике полноправных, со всеми знаками, светофорами и необходимой разметкой дороги с реверсивным движением в России сейчас - это шоссе Энтузиастов и Волгоградский проспект в Москве. Планируемый еще с 2011 года ввод реверсивного движения на Ярославском шоссе обещают запустить с конца ноября 2014 года. Опыт организации реверсивного движения есть в Самаре и Екатеринбурге.

В большинстве случаев реверсивное движение используется временно, на период проведения дорожных работ.

Регулируется оно либо временно устанавливаемыми светофорами, либо сотрудниками ДПС, либо самими дорожными рабочими.

Необходимость введение реверсивной полосы на дороге обусловлена повышенной интенсивностью движения, которое в различное время суток меняется с одного направления на другое. Утром из спальных районов все едут на работу, по вечерам - домой. Выделение полосы для направления с более в данное время суток помогает избежать многочасовых пробок.

Видеоурок о реверсивном движении

Организация реверсивной полосы движения

Кажущаяся простота в организации этого способа передвижения по дороге в реальности требует множества аналитических, организационных и иных проработок. Изучение дорожной обстановки позволяет выявить места максимального скопления автомобилей по времени суток. Это могут быть дороги с односторонним движением, сужающиеся дороги, тоннели, места скопления неправильно припаркованных автомобилей.

Согласно российским стандартам, для организации реверсивного движения необходимо:

  • установить дорожные знаки;
  • нанести разметку;
  • установить светофор.

Первостепенным для автомобилистов являются знаки начала и окончания реверсивного движения. Далее следуют светофор и разметка.

Дорожные знаки

Белая вертикальная стрелка на синем фоне с двумя наконечниками вверх-вниз означает . Такая же стрелка, перечеркнутая красной линией - окончание реверсивного движения. Белая горизонтальная стрелка с наконечниками вправо и влево означает выезд на полосу, где движение транспорта возможно как в одном, так и в другом направлении. Этот знак устанавливается над перекрестком, где движение пересекает дорога с реверсивным движением.

Специальные светофоры

Реверсивная полоса предполагает наличие специальных реверсивных светофоров

Специальные светофоры, координирующие движение на реверсивных дорогах, бывают двух типов:

  1. Первый вариант светофора представляет собой двойной дисплей с переключающимся красным крестиком на зеленую стрелку. Красный запрещает выезд на полосу, зеленый - разрешает движение.
  2. Второй состоит из трех составляющих, две из которых равнозначны предыдущему типу светофора, а третий - уводящая вниз вправо или влево желтая стрелка, означающая необходимость подготовки к перестроению на полосе. Направление желтой стрелки лишь информирует о желательности перестроения, но не обязывает к нему.

Дорожная разметка

Показателем того, какая именно из полос на магистралях является местом для реверсного движения, становится дорожная разметка. Она представляет собой двойную прерывающуюся линию, у которой разрыв линии в 3 раза короче, чем ее сплошная часть.

Сложность при таком движении заключена в возможных заносах разметки зимой или просто ее заезженностью, когда невозможно определить границы полосы. Отсутствие разметки равнозначно отсутствию полос.

Пересекать двойную прерывистую линию при отключенных светофорах возможно лишь в том случае, если она расположена справа от водителя.

Согласно правилам, при отсутствии светофора выезжать на полосу реверсивного движения запрещено.

Особенности движения

Как полоса повышенного риска возможного ДТП, дорога с реверсивным передвижением требует внимательного соблюдения всех правил.

Перестроение на полосу с реверсивным движением возможно в пределах видимости специального светофора, при его разрешающем сигнале. Смена сигнала на запрещающий в момент движения по полосе означает максимально быстрое перестроение на свою полосу. покинуть реверсивную полосу допустимо по ситуации, в любой удобный момент.

Выезд на реверсивную полосу при повороте налево возможен с любой попутной стороны, но закончить маневр необходимо в крайней правой полосе.

Особенность перекрестков с началом реверсивного движения заключается в необходимости перестроения в крайнюю правую полосу и при повороте направо. Даже в случае поворота налево на перекрестке, где реверсивная полоса движения заканчивается с правой стороны, и вы попадаете на дорогу с обычным движением, свое транспортное средство, согласно существующим правилам, вы обязаны после завершения маневра расположить в крайнем правом ряду. Именно это нарушение чаще всего фиксируется сотрудниками ДПС при выезде на дорогу с двусторонним движением.

Продолжать движение по реверсивной полосе дороги можно до знака об ее окончании. Далее следует привычная езда по существующим правилам.

«За» и «против»

В часы пик реверсивное регулирование сокращает время проезда на 20-40%

Такая, казалось бы, эффективная методика борьбы с пробками имеет как своих сторонников, так и оппонентов. На Западе такие полосы появились еще в начале ХХ века. Это привычное явление для Австралии, Северной Америки и Европы.

Проведенные норвежскими аналитиками исследования показали, что введение участков с реверсивным регулированием никак не влияет на количество дорожно-транспортных происшествий.

Американцами подсчитано, что в денежном эквиваленте эффект от экономии времени для каждого автомобилиста ежегодно составляет 329 000 $.

Украинский опыт введения реверсивных полос, где он активно используется в Киеве, вызывает массу дискуссий. Российская практика также показывает повышение аварийности на дорогах с реверсивным движением. Эксперименты с московской Тверской улицей служат тому подтверждением. Это, скорее всего, связано с менталитетом водителей, их уровнем подготовки и национальными особенностями.

Исследования, проведенные на самарских дорогах, показали, что в часы пик в зонах с реверсивным регулированием сокращение времени проезда сложного участка дороги составило 20-40%, а скорость увеличилась на 10 км/час. При этом общий поток автомобилей в обе стороны не увеличивается.

Основным критерием целесообразности введения реверсивного движения считаются регулярные «маятниковые потоки», когда интенсивность движения потока в одну сторону превышает количество машин во встречном направлении более чем на 500 ед./час. Обязательным условием является наличие 3-х и более полос.

Очевидная необходимость введения реверсивных полос требует от автовладельцев четкого соблюдения дорожных правил, понимания меры ответственности, дисциплины и самоконтроля.

Для однозначного определения эффективности внедрения реверсивных полос в России необходимо изучить возможность снижения уровня аварийности на таких участках, разработать ряд дисциплинирующих водителей мероприятий и оценить финансовую целесообразность введения полос реверсивного движения.

  • Новости
  • Практикум

Исследование: автомобильные выхлопы — не главный загрязнитель воздуха

Как подсчитали участники энергетического форума в Милане, более половины выбросов СО2 и 30% вредных для здоровья твёрдых частиц попадает в воздух вовсе не из-за работы двигателей внутреннего сгорания, а из-за отопления жилого фонда, сообщает La Repubblica. В настоящее время в Италии 56% построек относится к самому низкому экологическому классу G, причем...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата

Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Московский каршеринг оказался в центре скандала

Как рассказал один из участников сообщества «Синие Ведерки», воспользовавшийся услугами «Делимобиля», компания в случае ДТП с участием арендованного автомобиля требует от пользователей компенсировать стоимость ремонта и дополнительно взимает штраф. Кроме того, автомобили сервиса не застрахованы по каско. В свою очередь представители «Делимобиль» на официальной странице в Facebook дали официальные...

В Петербурге угнали автомобиль без двигателя и крыши

По данным издания «Фонтанка.ру», в полицию обратился бизнесмен, который и рассказал, что из двора его дома на проспекте Энергетиков похитили зелёную ГАЗ М-20 «Победа», которая была выпущена еще в 1957 году и имела советские номера. По словам потерпевшего, машина вообще не имела мотора с крышей и предназначалась для реставрации. Кому потребовался автомобиль...

КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.

Как выбрать подержанное авто Желающих купить автомобиль довольно много, однако не у всех есть возможность приобрести новенькую машину в салоне, именно поэтому стоит обратить свое внимание на подержанные автомобили. Их выбор – дело непростое, и порой, чтобы из всего многообразия...

Какие машины в 2018-2019 году чаще всех покупают в России

Количество автомобилей на дорогах РФ постоянно растет – факт, который подтверждаются ежегодным исследованием продаж новых и поддержанных моделей. Так, исходя из результатов проведенного исследования, которое может ответить на вопрос, какие машины покупают в России, за первые два месяца 2017 года...

Самые лучшие машины 2018-2019 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан

Давайте рассмотрим передовые новинки российского автомобильного рынка, чтобы определить лучший автомобиль 2017 года. Чтобы это сделать, рассмотрим сорок девять моделей, которые распределяются по тринадцати классам. Итак, мы предлагаем только лучшие машины, поэтому ошибиться покупателю при выборе новой машины невозможно. Лучший...

Какую машину выбрать женщине или девушке

Автопроизводители выпускают сейчас огромное разнообразие автомобилей, и какие из них женские модели машин, определить удается не всегда. Современный дизайн стер границы между мужскими и женскими моделями автомобилей. И все же, есть некоторые модели, в которых женщины будут смотреться более гармонично, ...

КАК выбрать машину, Покупка и продажа.

Как выбрать машину Сегодня рынок предлагает покупателям огромный выбор машин, от которого просто разбегаются глаза. Поэтому прежде чем купить автомобиль, стоит учесть много важных моментов. В итоге, определившись с тем, что именно вы хотите, вы сможете выбрать авто, которое будет...

Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris

В своих мифах древние греки рассказывали о существе, имеющем голову льва, туловище козы и змею вместо хвоста. «Крылатая Химера была рождена крохотным созданием. При этом она сверкала красотой Аргуса и ужасала уродством Сатира. Это было чудовище из чудовищ». У слова...

Самые дешевые автомобили в мире

Автомобили с низкой стоимостью всегда пользовались большим спросом среди людей с небольшим достатком. А ведь этот контингент всегда намного больше того, который может позволить себе эксклюзивные, дорогостоящие машины. Forbes: дешевые автомобили 2016 года Еще несколько лет назад весь мир считал, ...

На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?

Уже давно всем понимают, что автомобиль — это не просто средство для передвижения, а показатель статуса в обществе. По машине можно запросто определить к какому классу относится ее владелец. Это относится, как к простому человеку, так и к эстрадным звездам. ...

Какие цвета машин пользуются наибольшей популярностью

По сравнению с надежностью и техническими характеристиками, цвет кузова автомобиля является, можно сказать, мелочью – но мелочью достаточно важной. Когда-то цветовая гамма транспортных средств была не особенно разнообразной, но эти времена давно канули в лету, и сегодня к услугам автолюбителей представляется широчайший...

Рейтинг надежных машин 2018-2019 года

Надежность, безусловно, является наиглавнейшим требованием к автомобилю. Дизайн, тюнинг, любые «навороты» – все эти ультрамодные ухищрения по степени своей важности неизбежно меркнут, когда заходит речь о надежности транспортного средства. Машина должна служить своему владельцу, а не доставлять ему проблемы своими...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Известной проблемой больших городов считается огромное количество транспорта на дорогах. Результатом одновременного скопления машин на определенном участке является образование автомобильных пробок. Исходя из ситуации, появляется срочная необходимость решения этой проблемы.

Например, мероприятия по внедрению встречных потоков движения признаны эффективным способом регуляции автотранспорта на дорогах. Оно делает возможным передвижение транспортных средств на территории одной полосы, но при этом в противоположные стороны. Такая практика полностью отвечает требованиям ПДД, и востребована в пиковые часы, когда поток машин слишком велик. Ограничение направлений осуществляется по определенному времени.

При ответе на вопрос, что это такое, необходимо отметить, что подобная система регулировки является необходимостью, ее цель - разгрузка полос в пиковые часы . Транспорт, осуществляющий поездку по такому участку, может передвигаться в противоположную сторону.

Иногда моделирование подобного передвижения требуется во время ремонта дорожного полотна. Регулировщиками в данной ситуации становятся либо сотрудники ГИБДД, либо сами дорожные рабочие.

По ПДД принято выделять следующие способы регулировки:

  • светофоры;
  • разметка дорог;
  • специальные знаковые изображения (подробнее эти способы будут рассмотрены позже).

В результате грамотного планирования, пропускная способность участка дороги становится больше. А значит водители выигрывают время, проезжая отдельный дорожный участок, не нарушая при этом ПДД.

Отличительные черты участков с реверсивным движением

Такие дороги являются участками повышенной опасности, на них возрастает риск автоаварий. Поэтому водители должны предельно внимательно следить за всем происходящим на своем пути. Обычно перемещение по регулируемой полосе продолжается до определенного знака , сигнализирующего о том, что опасный отрезок пройден. Особой концентрации внимания требует правый поворот и перестроение в правый, крайний ряд, когда такое движение начинается.

Водителю рекомендуется вставать в правый ряд, даже если он будет поворачивать налево, где регулируемый участок завершается справа. Нарушение этого пункта запрещено ПДД, и такой маневр не останется без внимания инспекторов, когда авто выйдет участок с двухсторонним движением.

Особое внимание сотрудники ГИБДД уделяют напоминанию автовладельцам о том, что перестраиваться на реверсивную дорогу можно только при функционирующем светофоре и его сигнальном разрешении на перестроение.

Необходимо дождаться, когда светофор сменит сигнал, а затем очень быстро перестроиться. В случае когда светофор включил сигнал запрета, то с регулируемой полосы можно уйти в любое время.

Если водителю нужно развернуться с запасной полосы , то он может беспрепятственно это сделать, поскольку в правилах дорожного движения нет пунктов, запрещающих подобные маневры. Но в случае когда линия 1.9 расположена справа от шофера, а реверсивные светофоры включены, то пересекать эту линию можно только при условии, что она делит полосы разрешенного движения в одну сторону. Следовательно, крайняя левая разметка 1.9, являющаяся разделителем «встречки», ни в коем случае не должна пересекаться.

Способы организации реверсивного движение:

Установка специального знака

Считается наиболее важным способом. Знак представляет собой белую вертикальную стрелку , имеющую два наконечника на фоне синего цвета. Стрелки имеют направления вверх-вниз, что это обозначает:

  • 5.8 — впереди водителя ждет реверсивная полоса;
  • 5.9 — стрелка перечеркнута красным, это значит, что полоса закончилась;
  • 5.10 — выезд на дорогу с реверсивным движением (изображение стрелки белого цвета, наконечники указывают правое и левое направление), этот знак устанавливается на территории перекрестков

Двойная пунктирная линия (ее разрыв короче, основной части) — это разметка типа 1.9. Она обозначает наличие полос при регулируемом движении. Недостатками такой разметки является то, что двигаться по ней небезопасно в зимнее время, или когда некоторые ее части стерлись. Располагается она по центру дороги.

Реверсивные светофоры

В ПДД есть отметка о том, что такие светофоры используются для регуляции движения по полосам, предназначенным для разносторонней езды. Эти светофоры дают сигнал зеленой стрелой, направленной вниз. Кроме того, сигнал светофора в виде буквы Х красного цвета также используется для регулирования автопотока.

Сигнальные обозначения этого светофора действительны не для всего перекрестного участка, а только в районе полосы, на которой он расположен. Обозначения могут иметь, кроме зеленого и красного, еще и желтый цвет. Так, желтая стрелка имеет диагональное расположение в разные стороны.

Примечательно, что этот сигнал в случае с реверсивным светофором «велит» водителю перестроиться в соседний ряд, в то время, как обычный светофор желтым сигналом запрещает движение. Перестраиваться можно до тех пор, пока не загорится красный сигнал.

Грозит ли штраф тому, кто нарушил ПДД во время реверсивного движения?

По ПДД, в случае несоблюдения водителем правил по пересечению реверсивного участка, ему грозит штраф. Сумма наказания зависит от типа нарушения.

Например: водитель не осуществил перестроение вправо, во время выезда с регулируемого участка. Итог: штраф в сумме 500 рублей , согласно статье 12.15 Кодекса по административным правонарушениям.

А вот если авто выехало на регулируемую полосу при наличии неработающего светофора, то, по ПДД, хозяину «светит» денежное наказание в размере пяти тысяч рублей штрафа. Если нарушение повторилось, то права подлежат конфискации на год, так как это приравнивается к выезду на «встречку».

И какая в этом термине есть лазейка Вы уже знаете. В сегодняшней статье мы обсудим особенность ПДД, с которой одна часть автолюбителей либо не сталкивается, а если и сталкивается, то крайне редко. А для другой части, это в основном жители крупных мегаполисов - наоборот, является повседневным явлением.

Рассказ о том, что это за явление необходимо начать с того, а что вообще такое реверс.

Реверс от латинского rever­sus - «обратный»

То есть получается, что реверсивное движение - это движение, направление которого может меняться на противоположное, в зависимости, например от времени суток или дня недели.

Направление движения может меняться как на всей проезжей части, так и на отдельных полосах. Поэтому Вы можете встретить такой термин, как реверсивная полоса и тут определение напрашивается само собой - это полоса направление движения по которой может меняться на противоположное в зависимости от тех или иных факторов.

А сейчас поговорим зачем же такие ухищрения имеются в тексте ПДД.

Причиной возникновения реверсивного движения, на мой взгляд, могли послужить два явления, а именно:

  1. Неравномерность застройки крупных городов. В чем это проявляется? В центре городов находится множество административных зданий, офисов, представительств крупных компаний, другими словами много рабочих мест. На эти места каждое утро приезжают сотрудники. В центре мегаполисов весьма мало жилых кварталов, они в основном располагаются в спальных районах на периферии. Получается ситуация известная многим из Вас, утром основной поток автомобилей едет в центр, а вечером, наоборот поток едет к городским окраинам или даже за город.
  2. Огромное количество автомобилей появившееся в последнее время на дорогах, особенно за последние 10 лет. И чтобы хоть как то увеличить пропускную способность уже имеющихся дорог организуют так называемый “реверс”.

Как обозначается и регулируется

Дорожные знаки

Об организации на проезжей части дороги реверсивного движения водителю скажут дорожные знаки:

А в случае если мы пересекаем или выезжаем на дорогу с реверсивным движением устанавливается дорожный знак 5.10.

Как Вы знаете:

Дорожные знаки - это основное средство организации движения

Поэтому не пропускайте вышеуказанные знаки и вы всегда будете знать о наличии “реверса” на дороге.

Разметка

Также не малый вклад в процесс организации движения вносит дорожная разметка. Если мы ведем разговор о реверсивном движении, то нам интересна продольная разметка 1.9, визуально выглядит как двойная прерывистая линия. Она предназначена для:

  • обозначения границ полос где организовано реверсивное регулирование;
  • разделения транспортных потоков противоположных направлений, если реверсивные светофоры выключены.

Светофоры

Наличие реверсивного движения Вам также помогут определить реверсивные светофоры. Визуально они отличаются от светофоров регулирующих движение через перекрестки. Они могут быть с двухцветной и трехцветной световой сигнализацией.

В двухцветных светофорах:

  • “ красный крестик” на светофоре запрещает движение;
  • “ зеленая стрелочка” направленная вниз, на полосу - разрешает задействовать реверсивную полосу.

Светофоры с трехцветной сигнализацией имеют те же два символа, только посередине добавлена оранжевая стрелочка наклоненная по диагонали вниз, обычно вправо, хотя встречаются и исключения. Эта стрелка наклонена в сторону той полосы, которую Вам будет необходимо занять далее, так как стрелка предупреждает о скором включении запрещающего сигнала (красного крестика).

Такие светофоры расположены над каждой полосой где организован “реверс”. То есть сколько реверсивных полос - столько же светофоров.

При выключенных сигналах реверсивного светофора над полосой, с обеих сторон которой нанесена разметка 1.9 - въезд на эту полосу запрещен

Как вести себя на дороге с реверсом

Если вы впервые столкнулись с реверсом, то здесь нет ничего страшного. Абсолютно такая же ситуация возникла у меня, когда мне доводилось перемещаться по Москве на своем автомобиле, а в родном Нижнем Новгороде я такого не встречал. Полосы выделенные для реверсивного движения Вам покажет разметка, а можно их занимать или нет - сигналы специального светофора.

Есть один нюанс, который я не озвучил ранее. Если Вы поворачиваете на дорогу с реверсом, то Вы должны вести свое транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с перекрестка Ваш автомобиль занял крайнюю правую полосу. Это обусловлено тем, что Вы пока не имеете информации о сигналах реверсивного светофора и соответственно не знаете как организовано движение. Перестроиться на другие полосы можно будет только убедившись, что сигналы светофора это позволяют.

Наказание за нарушение ПДД

Естественно за любое нарушение ПДД последует наказание (хотя на практике далеко не всегда так). И тем не менее Вы должны знать, чем придется пожертвовать при отступлении от правил, регулирующих организацию реверсивного движения.

Итак, вот что может ждать нерадивого водителя:

  1. Если водитель выехал на реверсивную полосу при неработающем светофоре то на него может быть наложен административный штраф 5000 рублей. Это самый весомый , так как вышеописанное приравнивается к выезду на встречку. При повторном правонарушении последует лишение права управления на 1 год.
  2. Несоблюдение сигналов реверсивных, ровно, как и остальных светофоров, приведет к штрафу в 1000 рублей.
  3. 500 рублей грозит водителю который, при повороте на дорогу с реверсивным движением занял не крайний правый ряд.

Всего вышеизложенного хватит, чтобы самостоятельно разобраться с реверсом и тем более вспомнить то, что было когда-то давно сказано преподавателями автошколы. Если Вы хотите освежить знание ПДД, есть отличная статья где очень доступно рассказано о . На этом уважаемые читатели говорю, до скорых встреч!

Проблема перенасыщения автомобильных дорог движущимися по ним транспортными средствами знакома многим жителям крупных городов. Заторы на дорогах приводят к затруднению передвижения, значительным временным потерям и даже к созданию аварийной обстановки.

С целью стабилизации такой ситуации и для дополнительной разгрузки автомобильных магистралей было введено реверсивное движение. О сущности, преимуществах и правилах его осуществления - далее в статье.

Понятие и особенности

Реверсивное движение - это организация дорожного движения таким образом, что на одной полосе автомобиль может ехать в различных направлениях. Основным признаком реверсивной полосы является возможность изменения направления движения в зависимости от различных дорожных условий.

ВАЖНО! Главная цель ее использования - это загрузка других полос для более быстрого и комфортного передвижения авто. Еще одна ситуация, при которых она может применяться - это проведение ремонта дорожного полотна или устранение последствий ДТП.

Особой популярности эти полосы в России еще не получили, но в рамках эксперимента они введены в некоторых крупных городах. Например, к ним относятся:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Екатеринбург;
  • Новосибирск;
  • Самара.

Регулирование на таких дорогах осуществляется следующими способами:

  • при помощи дорожных знаков;
  • посредством сигналов светофора;
  • дорожной разметкой.

Для правильного передвижения по реверсивным дорогам необходимо соблюдать требования каждой из этих групп.

Специальные знаки

Установка знаков - это основной и наиболее эффективный способ управления движением на реверсивной полосе. Именно знаки имеют первоначальное значение при регулировании движения, разметка и светофор - это уже второстепенные элементы.

В зависимости от ситуации используются следующие обозначения:

  1. Знак 5.8 (белая стрелка на синем фоне, показывающая направление вперед и назад). Он устанавливается в начале каждого перекрестка, а также после его окончания, если дорога с реверсивным движением продолжается и далее.
  2. Знак 5.9 (аналогичный предыдущему, но с перечеркивающей красной чертой по диагонали). Обозначает окончание дороги с возможностью двустороннего движения.
  3. Знак 5.10 (белая стрелка на синем фоне, показывающая направление вправо и влево). Этот знак устанавливается на въездах с прилегающих улиц.

Знак 5.9
Знак 5.10 Знак 5.8

Если возможность двустороннего движения допускается только в определенное время, то вместе с этими знаками могут устанавливаться и таблички с его обозначением. Также может быть вывешена предупреждающая о начале участка с реверсивным движением табличка.

Дорожная разметка

Поскольку знаки обозначают лишь дорогу с реверсивным движением, то для обозначения конкретных полос используется дорожная разметка 1.9 . Она представляет собой двойную прерывистую линию, длина основных частей которой втрое превышает разрыв между ними.

При нанесении дорожной разметки никакие специальные знаки не используются, что является существенным недостатком. В определенных условиях она просто может быть не видна водителям, например:

  • на трассе, которая занесена снегом;
  • в случае частичного или полного стирания разметки.

В этих случаях могут применяться различные знаки, а также сигналы регулировщика. Разметка может быть нанесена:

  • с двух сторон автомобильного потока;
  • с левой стороны дороги.

В последнем случае обязательным является наличие горизонтального светофора, регулирующего движение. На такой полосе направление движения будет меняться в зависимости от того, какой именно сигнал подает светофор. В любом случае при движении нужно обращать внимание не только на наличие разметки, но и на дополнительные сигналы светофора, дорожных знаков или регулировщика.

ВАЖНО! Пересечение данной разметки возможно только в том случае, если она расположена с правой от водителя стороны, а светофор при этом не работает.

Сигналы светофора

Для регулирования движения на дорогах с такими полосами используются особые виды светофоров, которые также носят название реверсивных. В отличие от обычных, сигналы на них устанавливаются не в вертикальной, а в горизонтальной последовательности. В зависимости от ситуации они могут иметь три разных поля:

  1. Красный крестик используется для запрета движения. Если над полосой горит красный сигнал, переезжать на нее запрещается. Если красный крестик загорелся уже после въезда автомобиля на участок дороги, водителю необходимо покинуть его как можно быстрее и перестроиться вправо. То же самое касается ситуаций, когда красный свет горит одновременно с зеленым.
  2. Зеленая стрелка, направленная вниз, обозначает, что движение по участку дороги возможно. То есть на полосу свободно можно въезжать и двигаться по ней.
  3. Желтая стрелка, направленная в нижний правый угол, сигнализирует о необходимости перестраиваться на соседнюю полосу. Также она обозначает переключение направления в ближайшее время.

ВАЖНО! На практике чаще всего используются только два первых вида полей, то есть красное и зеленое.

Тот или иной сигнал, который горит на светофоре, используется для регулирования движения лишь на той полосе, над которой он установлен. Если над реверсивной полосой, расположенной в центре дороги, установлен выключенный светофор, то двигаться по ней запрещено. Если разметка есть только с левой стороны, то отсутствие сигнала говорит о том, что в данный момент эта полоса может использоваться в обычном режиме.

Правила передвижения

Для правильной и эффективной организации реверсивного движения необходимо провести множество исследований, чтобы выявить участки дороги с максимальной нагрузкой. Это могут быть:

  • трассы с односторонним движением;
  • тоннели;
  • дороги, которые сужаются;
  • места, где больше всего нарушений парковки авто и т. д.

Чаще всего дороги с реверсивным движением используются в определенные дни недели (например, в будние дни) или в строго ограниченное время (утром и вечером). Выявление времени, в которое максимально необходимо введение такого движения, также является заданием проводимых исследований.

Использование реверсивной полосы может вызвать определенные проблемы у водителя, поэтому необходимо соблюдать следующие основные правила:

  1. На реверсивную полосу можно заезжать с любого направления. Но съезжать с нее необходимо строго на крайнюю правую полосу.
  2. Запрещается пересекать разметку, которая разделяет противоположные потоки автомобилей, с левой стороны. Такие действия квалифицируются как выезд на встречную полосу, что правилами запрещается.
  3. Проводить опережение допускается лишь в тех случаях, когда это позволяет обстановка на дороге.
  4. Поворачивая на дорогу с реверсивным движением, водителю необходимо занять крайнюю правую полосу. При этом не имеет значения, в какую именно сторону ему нужно ехать - вправо или влево.

В случае несоблюдения этих правил водителя может ожидать штраф или даже лишение прав.

Возможное наказание

В Кодексе об административных правонарушениях не содержится отдельных статей, которые были бы посвящены именно участкам с реверсивным движением. Однако выделяются некоторые похожие ситуации, при которых применение наказания все же возможно:

  1. Игнорирование сигналов светофора. Это нарушение может произойти, например, при выезде на полосу с горящим над ней красным крестиком. В первый раз водителя могут оштрафовать на 5 тыс. руб. или лишить прав на срок от 4 месяцев до полугода. Во второй раз срок лишения прав может составить 1 год.
  2. Объезд препятствия слева, с пересечением разметки и выездом на встречную полосу. Такое нарушение наказывается штрафом в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.
  3. Неправильное размещение ТС во время пересечения перекрестков в разных направлениях. Штраф в этом случае составляет 1,5 тыс. руб.

Каждое из перечисленных наказаний предусмотрено ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ .

Стоит учесть, что в случае фиксации нарушения камерой (что и происходит чаще всего) применять самую строгую меру (то есть лишение прав) инспекторы ГИБДД не могут.

Преимущества и недостатки

У реверсивного движения как способа управления транспортными потоками есть как сторонники, так и противники. Это связано с тем, что данный способ одновременно имеет преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:

  • обеспечение равномерной нагрузки на дорожное полотно;
  • отсутствие необходимости строить новые дороги для автомобилей;
  • серьезная разгрузка главных магистралей города и избежание пробок;
  • обеспечение постоянного и бесперебойного передвижения по автомобильным дорогам.

Недостатками являются:

  • повышенный риск аварий и ДТП;
  • требование от водителей большей концентрации на дороге, чем в обычных условиях;
  • невысокая эффективность (как в экономии времени, так и при разгрузке дороги).

ВАЖНО! Интересен тот факт, что подобный негативный опыт от использования реверсивного движения носит исключительно отечественный характер. То есть проблемы возникают лишь в России и некоторых постсоветских странах, западные государства имеют в основном лишь положительный результат от использования таких полос.

Стоит помнить, что на дорогах с предусмотренными для движения реверсивными полосами почти всегда размещаются средства фото- и видеофиксации. Поэтому в случае несоблюдения установленных правил водитель может быть оштрафован даже без участия сотрудников ГИБДД. Все это говорит о необходимости тщательного выполнения требований светофора, знаков и дорожной разметки, которые используются на таких дорогах.