Должностная инструкция инспектора дорожно патрульной службы. Остановил сотрудник дпс гибдд. Что имеет право проверять инспектор

Правительство всеми силами старается упростить контроль на дороге: повсеместно устанавливаются видеокамеры, способные зафиксировать мельчайшее нарушение.

Таким образом, минимизируются контакты водителя с сотрудниками ГИБДД, но это правило действует не всегда, еще довольно часто водителя транспортного средства могут остановить во время движения.

У кого есть законное право требовать остановки автомобиля, и, главное, какие на то существуют основания? Это тема для сегодняшнего разговора.

Кто имеет право останавливать транспортное средство?

19.08.2013 Правительством РФ было вынесено Постановление №716, четко регламентирующее порядок и причины остановки любого транспортного средства, уточняющее положения ПДД.

Правом остановки наделены:

  • регулировщики транспортных потоков;
  • сотрудники Федеральных Служб в сфере надзора за транспортными средствами;
  • инспектора ГИБДД;
  • сотрудники полиции.

Если вам непонятны какие-то положения приказа, то вы можете обратиться к нашим юристам за дополнительными разъяснениями, оформив запрос в конце статьи.

За что могут остановить водителя сотрудники ДПС?

Многие водители хорошо помнят недавнюю ситуацию на дороге, когда остановка и проверка авто осуществлялась исключительно на стационарных постах ГИБДД. Такой порядок действий был прописан в Приказе МВД № 185, на сегодняшний день данный документ утратил силу и отменен.

С 20 октября 2017 года надзор за безопасностью дорожного движения осуществляется по новому административному регламенту ГИБДД.

Согласно действующему регламенту основаниями для остановки могут быть:

  1. Нарушение Правил Дорожного движения.
  2. Проверка права управления и пользования авто.
  3. Проверка удостоверения личности, при подозрении, что либо водитель, либо пассажир разыскиваются органами правопорядка.
  4. В случае схожести ТС с ориентировкой на автомобиль, находящийся в розыске.
  5. Необходимость опросить очевидцев происшествия (водителя или пассажира авто).
  6. Инспектор ГИБДД предлагает стать понятым (свидетелем) или оказать иное содействие.
  7. Потребность в использовании вашего автомобиля.
  8. Ограничение проезда любого транспорта.
  9. Организация беспрепятственного проезда спецавтотранспорта.
  10. В случае побега преступника из мест заключения – останавливаются практически все ТС.

Но остановка авто может производиться и в других случаях, например:

  • При отсутствии регистрационных знаков.
  • При явных признаках неисправности автомобиля: отсутствуют световые приборы, внешние значительные повреждения, из-под капота идет дым.
  • Если автомобиль создает угрозу для проезда других транспортных средств.

Иные основания для остановки автомобиля будут считаться незаконными.

Следует помнить, что в соответствии с новым регламентом ГИБДД, дорожный патруль вправе остановить транспорт на дороге вне поста. При этом простая проверка документов теперь является достаточным основанием для остановки любого автомобиля.

Любой гражданин имеет право знать обо всех вынесенных постановлениях и распоряжениях органами власти, они носят публичный характер и не являются государственной тайной.

Несмотря на то что новый дорожный регламент 2017 года расширил полномочий сотрудников ДПС, все же на остановку и проверку ТС на дороге у инспектора должны веские основания – нарушение ПДД либо ориентировка от руководства ГИБДД.

Просто так вас никто не имеет права останавливать во время движения, и если такое случилось на дороге, то инспектор ГИБДД должен дать разъяснения по поводу вашей остановки.

Просмотрите короткое видео, в котором проведен анализ нового регламента ГИБДД и даны разъяснения по основным пунктам, которые претерпели изменения:

Права и обязанности сотрудников ГИБДД

Существует обязательный регламент, который предписывает порядок действий инспектора ГИБДД при остановке ТС, прописанный в приказе МВД № 664.

Сотрудники ГИБДД, при исполнении служебных обязанностей, наделены следующими полномочиями:

  • Инспектором может быть подан звуковой сигнал по громкой связи о приказе остановиться либо он может взмахом жезла указать на остановку ТС, с обязательным сигналом свистка. Но направление жезла должно четко указывать на то ТС, к которому применяется требование для остановки. Если жезл будет показывать на другой автомобиль, то можно продолжать движение.
  • Инспектор вправе проводить аудио- или видеосъемку происходящего без привлечения понятых. При этом он должен уведомить о производимой записи водителя. Отснятые материалы приобщаются к протоколу.
  • Инспектор имеет все основания предложить водителю выйти из автомобиля для проведения досмотра, устранения неисправностей в авто, выявления признаков опьянения, для привлечения водителя в качестве понятого либо иного содействия.

Правилами дорожного движения определен порядок остановки машин. При этом на сотрудников ГИБДД накладывается ряд требований:

  • Местоположение патрульного экипажа определяется не из личных соображений сотрудников ДПС, а исходя из степени аварийности участка дороги и согласно распоряжению начальника соответствующего подразделения ГАИ.
  • Если транспорт останавливается на дороге, то у инспектора должна быть одежда со светоотражающими элементами, а также служебное удостоверение и нагрудный знак.
  • При общении с участниками движения инспекторы ГИБДД обязаны придерживаться этических норм поведения.

Если была осуществлена остановка с нарушениями этих правил, то водитель может обратиться с жалобой к вышестоящему руководству ГИБДД либо в суд.

Помочь грамотно написать жалобу могут наши юристы, если обратиться с запросом в конце статьи.

После остановки сотрудник ГИБДД обязан:

  1. сам подойти к авто, назвать свою должность, Ф.И.О.;
  2. по требованию предъявить служебное удостоверение;
  3. объяснить, почему ТС было остановлено;
  4. изложить требования о предъявлении необходимых документов;
  5. дать разъяснения по поводу нарушений, совершенных водителем.

Затем события могут развиваться по следующим сценариям:

  1. Сотрудник ГИБДД предложит выйти из авто для предотвращения возникшей неисправности либо устранения нарушенного правила перевозки груза.
  2. Выявив признаки алкогольного опьянения, предложит пройти на месте (тестирование).
  3. Проведет сверку заводских номеров главных узлов авто с заявленными в свидетельстве о регистрации.
  4. Предложит водителю авто оказать посильную помощь в транспортировке пострадавшего при ДТП или иное содействие.

По окончании всех законных мероприятий (после устранения выявленных неисправностей, составления протокола или постановления) в том случае, если нет причин для отстранения от права вождения, инспектор ГИБДД не имеет права вас далее задерживать и должен разрешить продолжить движение.

Что имеет право проверить инспектор?

При остановке автомобиля по требованию, сотрудник ГИБДД, в соответствии с новым дорожным регламентом, вправе проверить следующие документы:

  1. водительское удостоверение;
  2. свидетельство о регистрации авто (СТС);
  3. полис ОСАГО (если страховка оформлялась через интернет, предъявляется распечатанная версия электронного полиса );
  4. сопроводительную документацию на перевозимый груз;
  5. документы, удостоверяющие личность любого пассажира.

В иных случаях, если есть приказ о поиске преступника либо пропавшего имущества, сотрудник дорожной полиции может провести:

  • личный досмотр водителя и его пассажиров;
  • сверить имеющееся имущество, находящееся в ТС, со списком пропавших вещей;
  • осмотреть перевозимый груз, в случае необходимости – наложить на него арест;
  • запретить пользование ТС в особых случаях, предусмотренных Законом;
  • задержать водителя и его пассажиров.

Тщательно досматривать и обыскивать имущество сотрудник ГИБДД может только по разрешению вышестоящего руководства, инспектор обязан предъявить соответствующий документ водителю.

Весь процесс осмотра вещей может быть снят водителем на любое записывающее устройство.

Помните, что любая проверка, должна быть обоснована сотрудником ДПС.

Подробно ознакомиться с правилами досмотра авто сотрудниками ГИБДД, вы можете прочитав соответствующую .

Последствия невыполнения требования об остановке

Любой гражданин, а не только водитель, обязан подчиняться требованиям сотрудника ГИБДД или полиции об остановке ТС.

Права водителя указаны в КоАП – ст. 12.25, ч.2, и в случае неподчинения участник движения может быть оштрафован на сумму от 500 до 800 рублей . Наказание допускается только в том в случае, если есть законные основания для остановки транспорта, в соответствии с действующим регламентом.

Если не были соблюдены нормы остановки, то есть она проведена с нарушениями Закона, то игнорирование водителем требований органов правопорядка не может квалифицироваться как нарушение ПДД.

Сотрудник ГИБДД вправе оформить на нарушителя (по его мнению) протокол, но водитель может внести в него свое несогласие, указать в нем пункты, которые были нарушены инспектором дорожной службы.

Если же остановка ТС будет препятствовать движению, создавать помехи, то проводить ее необязательно. Согласно п. 88 регламента ГИБДД, остановка авто не может производиться на участках дорог, где остановка запрещена ПДД.

Если у вас остались вопросы, то юристы нашего сайта могут помочь разъяснить ту или иную ситуацию.

Но если водителем была предпринята попытка игнорирования требования сотрудника полиции об остановке, то дорожный патруль имеет все законные права начать преследование авто. Либо инспектор ГИБДД может передать информацию о нарушителе на стационарный пост, где будет проведена остановка, но уже с предъявлением основания – водитель нарушил ПДД.

Сотрудники ГИБДД вправе остановить нарушителя с использованием:

  • специальных средств (шипов);
  • ограничителей движения (заграждения, другие ТС);
  • огнестрельного оружия.

В каких случаях можно не выполнять требование инспектора ДПС об остановке?

Только в одном – на неосвещенной дороге тем сотрудником ГИБДД, у кого нет светоотражающих элементов на дороге. В этом случае можно игнорировать сигнал об остановке автомобиля.

Незаконная остановка

Как уже описывалось выше, сотрудник дорожной полиции имеет право остановить авто при проведении специальных операций (антитеррор или поиск преступников). Но должно быть подтверждение этому факту, например, множество нарядов ГИБДД на дороге, и если это не так, то задержание будет считаться незаконным.

Или сотрудник ГИБДД при остановке ТС попросит предъявить документы, не объясняя причины своего требования. Здесь прослеживается явное нарушение по основаниям п. 106-107 Регламента, который был разработан в помощь и водителям, и сотрудникам дорожных служб.

Если наблюдается незаконная остановка авто, то водителю следует сделать следующее:

  • Записать общение на камеру телефона либо регистратора.
  • Запросить предъявить удостоверение инспектора.
  • Следует предупредить сотрудника ГИБДД о том, что его действия незаконны. Если реакции не последовало, то не нужно явно отказываться от их предоставления, покажите их.
  • Перед тем как отдавать документы, поочередно снимите их на видео, и только потом передавайте.

Если в будущем у вас будет намерение на обжалование действий сотрудника дорожной полиции, то в качестве доказательства можно предъявить свою видеозапись событий на дороге.

Если сотрудник ГИБДД решил составить протокол правонарушений за нарушение ПДД, то не нужно сразу же соглашаться со всем, что в нем прописано. Укажите, что вы несогласны с выводами инспектора.

Затем следуйте такому порядку действий:

  • Укажите сотруднику ГИБДД, что вы не услышали от него разъяснений ваших прав и обязанностей. Найдите в протоколе строку, где это указано. Против нее сделайте пометку – нет.
  • В том случае, если не была составлена схема движения, она не указана, то об этом сделайте приписку: «схема составлена не была», это не позволит сотруднику задним числом составить нужную ему схему движения, тем самым лишив его возможности сделать пометку о том, что вы отказались подписать протокол. Даже если в протоколе она указана, то против нее укажите, что ее составили без масштабирования, расстояния указаны неверно, привязка к местности не осуществлена.
  • Если сотрудник ГИБДД отказывает вам в просьбе сделать свидетелями происшествия ваших пассажиров, то укажите их данные в графе «пояснения», также сообщите, что эти граждане могут пояснить произошедшее. Если свидетели отсутствуют, то в этой графе сделайте прочерк, чтобы не было возможности добавить фамилии тех лиц, в которых заинтересован сотрудник дорожной полиции.
  • Внимательно ознакомьтесь с протоколом, в пустых графах, строках проставьте прочерки, чтобы потом там не появилась ненужная для вас информация от инспектора.

У вас есть 10 календарных дней на оспаривание действий сотрудника дорожной полиции, так что внимательно отнеситесь к составленному протоколу, и в случае несогласия, оставляйте свои комментарии.

В некоторых случаях допускается подача ходатайства непосредственно сотруднику ГИБДД, о нем делается пометка в графе «пояснения», если:

  • если остановка транспортного средства произведена в другом регионе – подаете ходатайство о рассмотрении вашего дела по месту проживания;
  • в случае привлечения к административной ответственности с назначением срока рассмотрения – ходатайство о переносе даты;
  • заявите ходатайство на защиту ваших законных прав профессиональным юристом – это допускается при составлении любого протокола, пусть даже и незначительного правонарушения.

Наша компания может представлять ваши интересы, если вы обратитесь к нам за помощью. Мы поможем написать вам жалобу на незаконные действия сотрудника ГИБДД, за превышение своих полномочий ему грозит штраф до 20 тысяч рублей.

Основной документ, где прописаны права и обязанности инспектора ДПС, - административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Регламент утвержден приказом МВД № 185 от 02.03.2009 г. Кроме этого, инспекторы ДПС действуют в соответствии с законом «О полиции», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Инспектор ДПС может остановить автомобиль для проверки документов только на стационарном посту ДПС - правда .

Но инспекторы с легкостью могут остановить вас в любом месте! Ушлые пользуются тем, что в регламенте (пункт 63), где прописаны все основания для остановки транспортного средства, есть несколько лазеек.

Одни полицейские, к примеру, ссылаются на выдуманное сообщение другого участника дорожного движения о нарушении ПДД. Инспектор останавливает ваш автомобиль и говорит о поступившем сигнале. Дескать, автомобиль, похожий на ваш, выехал на встречку . Поэтому проводится проверка. Посмотрит такой инспектор документы, поводит носом на предмет запаха алкоголя, и, если не к чему придраться, отпустит.

Другие говорят о неких спецоперациях. Вообще, такие спецмероприятия могут проводиться только на основании приказа начальника управления ГИБДД.

Попытка ознакомиться с этим документом ни к чему не приведет. В регламенте нет прямого указания на то, чтобы инспектор показывал такие приказы водителям. Не предоставят вам никакой информации и по телефону, если вы решите позвонить в дежурную часть отдела ГАИ.

Помимо этого, любой инспектор, остановив вас где-то на трассе, может сослаться и на закон «О полиции», который позволяет останавливать транспортные средства для проверки документов и наличия полиса ОСАГО.

Основания к остановке транспортного средства (пункт 63 административного регламента ГИБДД):
  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства в оперативных целях;
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Общение с инспектором можно снимать на фото- или видеокамеру - правда.

Для сотрудников ДПС в регламенте прямо указано: не препятствовать видеосъемке или использованию диктофона. Исключение - специальные запреты, установленные законом. Это может быть, к примеру, запрет, связанный с государственной тайной или неприкосновенностью частной жизни людей. Но общение с инспектором не попадает под подобные запреты.

Проверить на состояние опьянения только в присутствии двух понятых - вымысел .

Если у инспектора ДПС есть видеокамера, то можно обойтись и без понятых. Дело в том, что статьей 25.7 КоАП РФ предусмотрено либо присутствие понятых, либо применение видеозаписи при проверке водителя на состояние опьянения. Если проверка проходит под запись, об этом делается пометка в протоколе. Видеозапись инспектор прилагает к материалам дела.

Проверять тонировку инспектор ДПС не имеет права - вымысел .

Если раньше проверять светопропускание тонированных стекол могли только инспекторы технического надзора, то сейчас это вправе сделать инспектор ДПС, имеющий специальное звание.

На основании пункта 63 Регламента, инспектор вправе остановить (визуально определив слишком темные стекла) автомобиль и проверить «плотность» тонировки. Делается это специальным прибором, который обязательно должен быть сертифицирован и иметь свидетельство о поверке.

Инспектор ДПС не имеет права останавливать автомобиль там, где это запрещают ПДД, - правда .

Пункт 66 Регламента запрещает инспектору ДПС останавливать машину там, где их остановка запрещена правилами дорожного движения.

В качестве исключения остановка допускается, если она необходима для пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий.

Есть еще одна возможность для инспектора. Чтобы останавливать машины под запрещающим знаком, инспектор может обозначить место остановки служебным автомобилем с включенными мигалками или отгородить участок проезжей части конусами.

После остановки инспектором выходить из машины не нужно - правда .

Я помню, как только получил водительское удостоверение (это было в далеком 1994 году), каждый раз, когда машину останавливала ГИБДД, выбегал навстречу инспектору. Я был уверен, что так было нужно.

На самом деле достаточно показать инспектору ДПС документы, сидя в машине. Лишь в некоторых случаях вас могут попросить покинуть салон. Все они прописаны в пункте 70 Регламента.

Случаи, когда инспектор ДПС может предложить водителю выйти из автомобиля (пункт 70 административного регламента ГИБДД)?
  • необходимость устранения неисправности;
  • наличие у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Для оформления документов о нарушении ПДД нужно садиться в машину ДПС - вымысел.

Как я уже отмечал, инспектор ДПС может предложить вам выйти из автомобиля только в определенных случаях. Если речь идет о составлении протокола или постановления, то никаких оснований для того, чтобы предложить вам покинуть свой автомобиль и сесть в патрульный, попросту нет.

В пункте 70 Регламента, казалось бы, есть одно основание - участие водителя в осуществлении процессуальных действий. Но объяснение (при необходимости) вы можете написать в своей машине. Подписать нужные бумаги - тоже.

Современная практика насчитывает массу примеров того, как грубость и не профессионализм становятся причиной для подачи претензии их руководству. Преобладающее большинство нарушений связаны с необоснованной остановкой, отказом от объяснения причин задержания, попыткой выписать несуществующий штраф и нежеланием называть своё звание и фамилию.

Если рассмотреть ситуацию более детально, то становится понятно, что такое поведение работников ГИБДД обусловлено их статусом, позволяющим осуществлять контроль и принимать активное участие в некоторых сферах повседневной жизни россиян. Одновременно с этим, необходимо помнить, что права и обязанности сотрудников ГИБДД подразумевают не только необходимость предотвращать ДТП, устранять их результаты и следить за исполнением всеми участниками движения соответствующих правил. Чаще всего автоинспектора прекрасно знают о своих правах, но совершенно «случайно» забывают об обязанностях.

В соответствии с действующим законодательством грубость и хамство, исходящее от дорожного инспектора, является грубым нарушением. При общении с водителями, работники ГИБДД обязаны неукоснительно соблюдать закон, полноценно исполнять свои обязанности, делать всё возможное для предотвращения нарушений, разговаривать с гражданами вежливо и доброжелательно.

Обращаясь к любому из водителей, полицейский обязан поднести руку к фуражке, представиться, чётко и разборчиво проговорив свои данные, и озвучить основание для остановки. Если общение инициировано самим водителем, пассажиром или пешеходом, правоохранителю следует выполнить вышеуказанные действия и оказать требуемую поддержку, либо предоставить консультацию.

Нагрудный значок должен располагаться таким образом, чтобы можно было легко увидеть его. Номер значка инспектор сообщает в том случае, если собеседник выдвинет соответствующее требование. Что касается удостоверения, то оно показывается в открытом виде, но из рук не выпускается.

С особой осторожностью инспектор должен обращаться с документами. Категорически запрещается ставить в них отметки. Если при получении документов в них обнаружатся деньги или иные ценности, нужно попросить водителя самостоятельно забрать их. Если говорить о ключевой обязанности любого инспектора, то она заключается в обеспечении максимально безопасного передвижения на дорогах. Разумеется, тематика является сегодня актуальной и больной, поэтому обсуждать её, рассматривая права и обязанности сотрудников ГИБДД, нет смысла.

Если сконцентрировать внимание на том, кто именно может произвести остановку авто, то первоначально, следует учитывать назначение транспорта. В частности, если речь идёт о легковых машинах, то их остановка входит в компетенцию регулировщиков. Что касается пассажирского и грузового транспорта, то их остановка должна производиться в специальных местах, обозначенных соответствующим знаком.

Сотрудники службы по надзору в транспортной сфере также могут остановить грузовик или автобус, однако их внешний вид и действия должны отвечать ряду требований. Представители Федеральной структуры обязаны быть одеты в форму и применять для выполнения всех действий специальный диск, оснащённый световозвращателем или индикатором красного цвета.

Чтобы автовладелец гарантированно обратил внимание на указанные действия, правоохранителем может применяться сигнальный свисток.

Беспрепятственно тормозить движение определённых авто и осуществлять проверку бумаг, полицейские могут лишь на стационарных постах. Произведение таких действий вне указанного места является допустимой только при наступлении определённых обстоятельств, к которым относятся:

  • Несоблюдение ПДД любым из участников движения;
  • У сотрудника ГИБДД есть информация, свидетельствующая о причастии автовладельца или одного из пассажиров к выявленному ранее правонарушению;
  • Автомобиль числится в розыске, либо у полицейского есть информация, что он применялся в противозаконных целях;
  • Возникла необходимость получить показания автовладельца или пассажиров о каком-либо происшествии, свидетелями которого они были;
  • Исполнение решений о запрещении или частичном ограничении проезда, принятых уполномоченными инстанциями;
  • Другому водителю или самому полицейскому требуется помощь.

Остановка вне стационарных постов также возможна во время реализации специальных мероприятий. В этот период машину могут тормознуть, проверить документы лица, находящегося за рулём, и бумаги на транспортируемый груз.

Что касается «любимой» фразы многих правоохранителей о том, что остановка произведена для «обычной проверки», то это является незаконным, свидетельствует о прямом несоблюдении служебной дисциплины и предусматривает наказание.

Нередки ситуации, когда при остановке автомашины полицейский заявляет, что в городе проводятся антитеррористические мероприятия, поэтому он обязан произвести проверку. На самом деле, такие слова крайне редко являются правдой. Дело в том, что закон предписывает официально обнародовать любые подобные мероприятия.

Если говорить о штрафных санкциях, предусмотренных за необоснованную остановку, то их размер составляет 20 тыс. руб., что на сегодняшний день является достаточно существенной суммой.

Помимо всего прочего, в законе также обозначены участки, на которых остановка автомобиля автоинспектором категорически запрещена.

В частности, речь идёт о следующих областях:

  • Трассы, где видимость имеет значительные ограничения;
  • Непосредственно перед выполнением манёвра;
  • После завершения разворота или другого манёвра;
  • Перед началом подъёма в гору;
  • После спуска с вершины;
  • В непосредственной близости от дорожных пересечений, пешеходных дорожек, ж/д путей и иных участков, являющихся опасными.

Исключением являются лишь ситуации, когда немедленная остановка является действительно необходимой. Когда права и обязанности сотрудников ГИБДД нарушаются самим правоохранителем и гражданин составляет претензионное письмо на их действия, в тексте документа следует перечислить все нарушения, допущенные инспектором, включая несоблюдение требований безопасности и необоснованного торможения машины в опасном месте.

Практика наглядно демонстрирует факт банального незнания россиянами стандартной терминологии. Понятию «стационарный пост» зачастую присваивается совершенно иное значение. Нередко автоинспектора пытаются убедить граждан в том, что под этим термином подразумевается место парковки служебного автомобиля в данный момент времени. Подобное утверждение далеко от истины.

Стационарным постом именуется место, оснащённое помещениями, специальным оборудованием, коммуникациями, а также близлежащий участок дороги, обустроенный для безопасной остановки автомобилей. Аналогичное название имеет контрольный полицейский пост, являющийся частью системы по поиску автомашин. При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий пост не может считаться стационарным.

Кто такой регулировщик?

Наряду с термином «стационарный пост», у россиян нередко возникают вопросы, касающиеся такого определения как «регулировщик». Если отталкиваться от определения, обозначенного в законодательстве, то можно трактовать его следующим образом: регулировщиком выступает должностное лицо, обладающее полномочиями осуществлять контролирование дорожной ситуации, используя специальные сигналы и непосредственное регулирование движения.

Одежда указанного лица обязана быть форменной и дополняться специальным значком и экипировкой. Полезно знать, что регулировщиками являются не только полицейские, но и работники других служб, выполняющие свои непосредственные обязанности.

Рассматривая права и обязанности сотрудников ГИБДД необходимо уделить внимание ситуации, когда полицейский просит водителя покинуть свой автомобиль. Если эта просьба не подкрепляется законодательным обоснованием, то действия инспектора являются прямым нарушением . В законе предусмотрено лишь несколько обстоятельств, позволяющих автоинспектору потребовать от автовладельца выйти из машины.

К ним относятся:

  • Несоблюдение правил транспортировки грузов или необходимость произвести мелкий ремонт автомобиля;
  • Наличие веских оснований предполагать, что человек, управляющий автомашиной, находится в опьянённом состоянии;
  • С целью проведения процедуры сверки и внесения соответствующих сведений в регистрационные бумаги;
  • С целью проведения процедуры досмотра авто и содержащегося в нём груза;
  • Автовладелец или пассажиры являются подозреваемыми в совершении неправомерных действий;
  • Иные ситуации, требующие непосредственного участия водителя (оказание помощи другому автовладельцу, заполнение бумаг и прочее).

Говоря иначе, если сотрудник ГАИ остановил автомашину и просит водителя покинуть своё транспортное средство, то решение об исполнении данной просьбы принимает исключительно автовладелец, за исключением ситуаций, перечисленных выше.

В соответствии с действующим законодательством остановка автомобиля должна производиться на минимальный промежуток времени. Одновременно с этим следует учесть тот факт, на заявление водителя о том, что время остановки превышает допустимый максимум и инспектору следует предъявить имеющиеся претензии или позволить продолжить поездку, сотрудник ГИБДД может открыто заявить, что в его полномочия входит право осуществить задержание продолжительностью до 3 часов.

Если вы услышали подобное заявление, не нужно сразу впадать в истерику, так как обычная проверка бумаг или оформление протокола не становятся основанием для задержания. Столь длительная задержка вероятна только в том случае, когда это необходимо для реализации исполнительного документа или изучения дела.

Многих россиян интересует вопрос: Каковы права и обязанности сотрудников ГИБДД при заполнении протокола? Отвечая на него, необходимо помнить, что в тот момент, пока водитель будет читать протокол, правоохранитель обязан рассказать ему о правах. Если данное требование не будет соблюдено, автовладелец вправе написать жалобу вышестоящему руководству. Помимо всего прочего, указанное нарушение свидетельствует о том, что водитель был привлечён к ответственности со значительными нарушениями, а значит, производство по делу должно быть прекращено.

Полезно знать, что бланки протоколов, используемые в разных регионах, могут существенно отличаться друг от друга. Независимо от причин, побудивших инспектора оформить данный документ, прежде чем ставить под ним свою подпись, водитель должен внимательно изучить текст и внести необходимые коррективы (при их наличии). Если автовладелец не получил разъяснений касательно своих прав, то этот факт тоже следует отметить в протоколе.

Копия документа вручается автовладельцу лично в руки. Подпись в оригинале следует ставить только после получения своего экземпляра.

Участие свидетелей и понятых

Если автоинспектор составляет протокол, то он обязан привлечь к участию в данной процедуре свидетелей, которые не только предоставят информацию по делу, но и подтвердят её достоверность, поставив подпись в документе. Что касается реализации исполнительных мер, то она требует обязательного участия понятых.

В соответствии с действующим законодательством, чтобы предотвратить нарушение, узнать личность виновного, заполнить протокол, когда данную процедуру нельзя произвести на месте, гарантировать оперативное и корректное изучение дела, выявить сам факт нарушения или реализовать исполнительные меры, сотрудник ГИБДД вправе применить ряд соответствующих мер.

К ним относятся:

  • Транспортировка подозреваемого или виновного в отделение;
  • Задержание;
  • Произведение процедуры досмотра (личные вещи, груз, автомашина, помещения);
  • Лишение права управления транспортом данной категории;
  • Изъятие или арест груза, личных вещей или документов;
  • Привод;
  • Отправка автомобиля на штрафстоянку;
  • Направление водителя для прохождения медицинского освидетельствования.

Если говорить о случаях, когда права и обязанности сотрудников ГИБДД предусматривают обязательное привлечение понятых, то к ним относятся следующие обстоятельства:

  • Процедура досмотра, проводимая в отношении подозреваемого или виновного лица;
  • Осмотр документации и вещей, находящихся на территории, собственник или владелец которой юридическое лицо;
  • Проведение осмотра автомобиля;
  • Конфискация бумаг или личных вещей;
  • Принудительная транспортировка автомашины, мешающей проезду или припаркованной в запрещённом месте, если собственник транспорта отсутствует;
  • Изъятие машины, товаров и других вещей.

Если имеются веские основания предполагать, что водитель находится под воздействием наркотических средств или алкоголя, и его отправляют его для прохождения медицинского освидетельствования, то обязательным условием для реализации меры является привлечение двух понятых. Если это условие будет соблюдено только частично или не будет исполнено вовсе, то применение меры и оформление протокола подлежат обжалованию по причине несоответствия закону.

Обобщение изложенного выше, позволяет установить, что работа автоинспектора, начиная с момента остановки и завершая открытием делопроизводства, должна полностью соответствовать требованиям нормативной документации. В противном случае, действия правоохранителя будут считаться незаконными и могут быть обжалованы путём подачи заявления вышестоящему руководству или в судебные инстанции.

Граждане также должны понимать, что если инспектор не выполняет свои обязанности, нарушая тем самым закон, то не нужно впадать в панику. Если вы не знаете, как правильно отстаивать свои интересы, вы всегда можете связаться с нашими юристами, обладающими обширными теоретическими познаниями и многолетним практическим опытом, и получить развёрнутую консультацию по данному вопросу.

Обязанности инспектора ГИБДД

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

При остановке транспортного средства автолюбители имеют ряд прав, а инспектор - ряд обязанностей. До этого момента мною часто обсуждались права, которые имеют водители при составлении протоколов и вынесении постановлений. Однако ряд важных прав повляется у автолюбителя уже сразу после остановки транспортного средства, то есть ещё до составления первого протокола.

Для выяснения тех прав, которые есть у водителей при останове автомобиля нужно обратиться к Административному регламенту ГИБДД от 02.03.2009г. №185 (далее - Регламент ГИБДД).

Прочитав Регламент ГИБДД, мы узнаем что:

Во-первых, инспектор ДПС обязан уважительно относиться ко всем остановленным автолюбителям. Он обязан обращаться к автолюбителям на «Вы», быть вежливым, тактичным и объективным (пункт 19 Регламента ГИБДД).

Там же в Регламенте ГИБДД предусмотрена обязанность инспектора излагать в понятной форме все свои просьбы и требования. При этом инспектор обязан исключать из своей деятельности все ситуации, когда автолюбитель может неправильно его понять. Он не должен умалчивать какие-либо важные сведения, не должен вводить автолюбителя в заблуждение или использовать при общении уловки. Пренебрежение к автомобилисту, неправомерное «давление», завуалированные угрозы - недопустимы. Такие незаконные действия могут привести не только к дисциплинарной ответственности инспектора, но и к отмене составленного протокола.

Во-вторых, сотрудник обязан строго соблюдать закон (там же в Регламенте ГИБДД). Не должны допускаться нарушения процессуальных норм под видом необходимости привлечения «правонарушителя» к ответственности. Допущенные при получении доказательств нарушения должны приводить к исключению их из доказательной базы (часть 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В-третьих, в соответствии с пунктом 20 Регламента ГИБДД, сразу после остановки транспортного средства инспектор обязан представиться (сообщить свою должность, звание и фамилию). Сразу после этого он должен сообщить автолюбителю причину и цель обращения. Говорить инспектор должен громко и чётко.

Если автолюбитель не услышал что-то, то инспектор ДПС обязан повторить сообщаемые сведения. Он не имеет права уклоняться от исполнения вышеуказанной обязанности путём произнесения сообщаемых сведений скороговоркой, шёпотом, невнятно. Такие действия будут означать, что сотрудник не исполнил свою обязанность, а значить допустил нарушение.

Поскольку «остановка автомобиля» - принудительное действие, а значить ограничивает права автолюбителя, то инспектор обязан разъяснить остановленному автомобилисту основание и повод такого ограничения, а также права и обязанности, возникающие в связи с данными ограничениями (абзац 3 пункта 20 Регламента ГИБДД).

В-четвёртых, если автомобилист попросил автоинспектора предъявить служебное удостоверение, то он должен сделать это незамедлительно (абзац 5 пункта 20 Регламента ГИБДД). Для изучения текста служебного удостоверения автолюбителю должно быть предоставлено достаточное время. Недопустимым будет быстро взмахнуть удостоверением перед глазами автомобилиста, так чтобы он ничего не успел прочитать. Такое действие не будет считаться «предъявлением удостоверения».

В-пятых, все сигналы со стороны инспектора (например, сигнал об остановке автомобиля) должны быть четкими и понятными. Это требование пункта 22 Регламента ГИБДД. При этом недопустимыми со стороны инспектора будут любые действия, которые ставят под угрозу безопасность участников дорожного движения или провоцируют нарушение ПДД . Ведь сам смысл деятельности автоинспектора - обеспечение безопасности дорожного движения.

В-шестых, если, по мнению автоинспектора, водитель допустил нарушение ПДД , то сотрудник ГИБДД обязан подробно объяснить автолюбителю, в чём заключается якобы допущенное нарушение. Делать это нужно со ссылкой на конкретное законодательство (пункт 23 Регламента ГИБДД). При этом перед тем как требовать с автомобилиста объяснений, инспектор обязан разъяснить ему права ( КоАП РФ и Конституцию РФ). Незаконным будет являться требование автоинспектора дать пояснения до момента разъяснения права. Автомобилист имеет полное право не согласиться с сотрудником ГИБДД о том, что якобы было допущено нарушение.

В-седьмых, по требованию автолюбителя сотрудник ГИБДД обязан разъяснить порядок обжалования своих действий. В случае возникновения конфликта или предъявления водителем претензий такие разъяснения должны даваться автоинспектором без каких-либо напоминаний (абзац 2 пункта 23 Регламента ГИБДД). При этом автолюбитель имеет право попросить у сотрудника ГИБДД номер телефона и местонахождение ответственного лица. Инспектор обязан предоставить данные сведения (абзац 4 пункта 23 Регламента ГИБДД).

Пункт 25 Регламента ГИБДД предоставляет водителю право использовать видео- и аудиозапись при общении с инспектором (если таковое не запрещено законодательством). Инспектор не имеет право препятствовать этому.

Все вышеуказанные действия сотрудником ГИБДД должны производиться сразу после возникновения соответствующей обязанности, без напоминания. Сам факт исполнения автоинспектором своей обязанности, но только после неоднократных напоминаний водителя или через продолжительный период времени после наступления соответствующей обязанности не исключает возможности привлечения его к дисциплинарной ответственности. Ведь обязанность должна исполняться своевременно, без попыток уклонения.

Внимание в данный момент вместо наставления по работе ДПС действует

12. Формы и методы надзора за дорожным движением

12.1 Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются:
12.1.1. Патрулирование на автомобилях, мотоциклах и вертолетах.
12.1.2. Пешее патрулирование.
12.1.3. Несение службы на постах (в том числе стационарных).
12.1.4. Сопровождение транспортных средств.

12.2. Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие.
Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. В случае, если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску.
Коэффициент потребности автомобилей, имеющих обычную окраску, не должен превышать 0,25 к общему количеству патрульного транспорта.

12.3. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи.

12.4. При несении ДПС с использованием патрульных автомобилей или мотоциклов, имеющих специальную окраску, применяются следующие основные методы:

12.4.1. Движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения).

12.4.2. Движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости).

12.4.3. Остановка у опасных в аварийном отношении мест (для устранения опасности и пресечения нарушений дорожного движения правил водителями и пешеходами).

12.4.4. Остановка патрульного автомобиля или мотоцикла в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.

12.5. Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.

12.6. Вертолетное патрулирование организуется преимущественно на автомобильных дорогах федерального и республиканского значения, имеющих высокую интенсивность движения. Наряды патрульных вертолетов формируются из инспекторского состава строевых подразделений.
С помощью вертолетов осуществляется оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП и доставление их в медицинские учреждения, надзор за дорожным движением, сопровождение колонн автомобилей, обеспечение массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств и людей, розыск водителей, скрывшихся с мест ДТП, похищенных или угнанных транспортных средств.
Командир подразделения (старший группы) сообщает в дежурную часть на каждые сутки порядок и часы работы вертолета, место и время патрулирования. Непосредственно перед вылетом он проводит инструктаж сотрудников ДПС, привлекаемых к вертолетному патрулированию.
В состав наряда патрульного вертолета входят старший инспектор (старший наряда), по возможности фельдшер, а в состав наряда каждого патрульного автомобиля - не менее двух сотрудников ДПС.

12.7. Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.
При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден возможно большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения нарушений.

12.8. При несении службы на постах особое внимание уделяется розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, выявлению угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также используемых в преступных целях.

12.9. Для несения службы в состав нарядов стационарных постов, особенно в ночное время, по решению руководства горрайорганов внутренних дел могут привлекаться сотрудники других подразделений милиции.

12.10. Решение о строительстве стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах принимается руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по обоснованным предложениям соответствующих управлений (отделов) ГИБДД.
Вопрос о создании стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах федерального значения согласовывается с Главным управлением ГИБДД МВД России.
Стационарные посты, на которых работа организована круглосуточно, обеспечиваются специальными техническими средствами, медицинским оборудованием и медикаментами, журналами приема и сдачи поста, учета поступающих указаний, учета транспортных средств, находящихся в розыске, приема и выдачи задержанных транспортных средств, тетрадями для записей.

12.11. Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена.


13. Порядок несения службы

13.1. Основными способами несения ДПС являются: контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, осуществление распорядительно-регулировочных действий.

13.2. Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области дорожного движения.

13.3. К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.

13.4. Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.
Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.

13.5. При несении службы на маршруте патрулирования (посту) инспектор ДПС должен влиять на процесс движения. При этом надзор за дорожным движением должен быть направлен на предупреждение и пресечение нарушений, которые являются основными причинами ДТП.

13.6. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.

Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.

13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

13.8. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок. Общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) на маршрутах следует задерживать не более 1 - 2 минут.

13.9. Не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.

13.10. При обнаружении на маршруте патрулирования сотрудников милиции, осуществляющих контроль за соблюдением водителями транспортных средств правил дорожного движения, докладывает об этом дежурному и действует в соответствии с его указаниями.

13.11. При проезде колонн или отдельных автомобилей, сопровождаемых патрульными автомобилями ДПС, а также подающих специальные световые и звуковые сигналы, инспектор ДПС принимает меры к их безопасному, беспрепятственному проезду по территории поста или маршрута патрулирования.

13.12. Принадлежащие специальным и оперативным службам автомобили, подающие специальные световые и звуковые сигналы, могут быть остановлены в тех случаях, когда имеются достоверные данные о том, что указанные автомобили похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При нарушении правил дорожного движения водителями данных автомобилей сотрудником ДПС составляется рапорт с указанием всех обстоятельств случившегося.
Оформление ДТП происшествий с участием транспортных средств специальных и оперативных служб, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется в соответствии с установленным порядком.

13.13. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

13.14. Сотрудник ДПС, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии со статьями 27.12 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отстраняет водителя от управления транспортным средством и задерживает транспортное средство до устранения причины задержания.

13.15. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

13.16. Исключен. - Приказ МВД РФ от 28.03.2005 N 209.

13.17. Производит в установленном законодательством Российской Федерации порядке досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится.
О проведении досмотра транспортного средства и досмотра груза составляется протокол (либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении). Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.

13.18. Сотрудник ДПС доставляет нарушителя в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел в случаях и порядке, предусмотренных статьей 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

13.19. Сотрудник ДПС осуществляет преследование транспортных средств, в которых находятся лица, подозреваемые в совершении преступления, либо водители которых скрылись с места ДТП, или своими действиями подвергают опасности жизнь других участников движения, или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.
В случае, если указанные лица вооружены, сотрудник ДПС докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел, далее действует по указанию дежурного и сообразно обстановке.
Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников движения во время преследования сотрудник ДПС обязан:
а) постоянно держать включенными на патрульном транспорте специальные звуковые и световые сигналы;
б) выбирать скорость движения, исходя из конкретных условий;
в) быть внимательным к действиям преследуемых и других участников дорожного движения;
г) докладывать дежурному строевого подразделения или органа внутренних дел о месте своего нахождения и направлении движения;
д) информировать других участников дорожного движения о внимательности и соблюдении мер предосторожности.

13.20. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов сотрудник ДПС запрещает дальнейшее движение указанных транспортных средств до получения соответствующего указания от руководства строевого подразделения или дежурного, по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части.

13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.
При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

13.22. Все материалы, составленные по выявленным правонарушениям, вместе с задержанными документами передаются по окончании службы в дежурную часть.

13.23. Осуществляя несение службы совместно с представителями общественных формирований по охране правопорядка, инспектор ДПС обязан:
а) знакомить их с особенностями обстановки в районе поста, маршрута патрулирования;
б) оказывать помощь при выявлении правонарушителей.

13.24. Пост или маршрут патрулирования сотрудник ДПС оставляет только с разрешения или по указанию командира строевого подразделения, его заместителей и дежурной части в случаях:
а) принятия неотложных мер по устранению помех и опасностей в движении на соседних участках;
б) задержания и доставления в дежурную часть лиц, допустивших нарушения правила дорожного движения или общественного порядка, либо совершивших преступления или административные правонарушения;
в) доставления задержанных транспортных средств к месту хранения;
г) оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам милиции, работникам Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также общественных формирований;
д) преследования лиц, совершивших правонарушение;
е) оказания помощи пострадавшим при ДТП, несчастных случаях и др.;
ж) охраны места происшествия;
з) принятия мер к ликвидации пожара и последствий стихийных бедствий;
и) внезапного заболевания;
к) принятия пищи в установленное время.

13.25. Во время несения службы на патрульном транспорте запрещается:
а) перевозить посторонних граждан и грузы, а также оставлять патрульный транспорт без присмотра;
б) превышать установленную скорость движения, самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы, если это не вызывается служебной необходимостью;
в) передавать кому бы то ни было управление патрульным транспортом;
г) оставлять без присмотра в патрульном транспорте задержанных лиц.


14. Порядок использования оперативно-технических и специальных средств

14.1. Средства измерения скорости движения, другая аппаратура фиксации нарушений правил дорожного движения, приспособления для принудительной остановки транспортных средств, приборы для выявления подделок в водительских документах и другие оперативно-технические и специальные средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке пользования этими средствами. Запрещается применение средств измерения, не прошедших метрологическую поверку или имеющих просроченные свидетельства о поверке.

14.2. В целях наиболее эффективной эксплуатации средств измерения руководитель подразделения должен анализировать результаты их применения сотрудниками ДПС, влияние использования приборов при надзоре за дорожным движением на состояние дисциплины водителей. С учетом интенсивности транспортных потоков и дорожных условий он должен определять ежедневную расстановку инспекторского состава, которому выданы средства измерения, обеспечивая применение приборов, как правило, в две смены.

14.3. К работе со специальными техническими средствами допускается инспекторский состав ДПС, изучивший инструкции по эксплуатации и сдавший зачеты по правилам их применения.

14.4. Сотрудники ДПС, получившие в пользование оперативно-технические и специальные средства, несут персональную ответственность за их сохранность и работоспособность.

14.5. Средства связи (радио, проводные) применяются для обеспечения управления нарядами, взаимодействия между ними, а также для работы нарядов ДПС с автоматизированными базами данных в запросном режиме.

14.6. Передача информации по каналам связи, организация системы связи и ее функционирование осуществляются в порядке, установленном МВД России, и определяются с учетом местных условий командиром строевого подразделения. Запрещается ведение радиообмена по вопросом, не связанным с выполнением служебных обязанностей.

14.7. Запрещается во время несения службы использование оперативно-технических и специальных средств, не предусмотренных табельной положенностью.


15. Действия сотрудника дорожно-патрульной службы при дорожно-транспортных происшествиях

15.1. О всяком, ставшем известном сотруднику ДПС, происшествии, включая случаи, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования, он докладывает в дежурную часть строевого подразделения (органа внутренних дел) и в дальнейшем действует в соответствии с полученными указаниями.
При непосредственном получении сообщения о происшествии сотрудник ДПС обязан внимательно выслушать заявителя и зафиксировать:
а) фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона лица, сообщившего о происшествии;
б) место, время, вид и обстоятельства происшествия;
в) сведения о пострадавших;
г) сведения об оказании пострадавшим медицинской помощи;
д) в какие лечебные учреждения и кем направлены пострадавшие;
е) тип, марку, цвет и государственные регистрационные знаки транспортных средств, на которых были отправлены пострадавшие;
ж) сведения о транспортных средствах, причастных к данному происшествию.

15.2. По прибытии на место происшествия, в котором пострадали люди, сотрудник ДПС до приезда следственно-оперативной группы:

15.2.1. Определяет число пострадавших; сравнительно оценивает степень тяжести их состояния; вызывает скорую медицинскую помощь; до ее прибытия или в случае невозможности вызова лично оказывает первую медицинскую помощь и, при необходимости, организует доставку в медицинские учреждения; выясняет фамилии, имена, отчества, место жительства (место работы) пострадавших.

15.2.2. Устанавливает водителей, транспортные средства которых участвовали в происшествии, и других причастных к нему лиц, изымает в установленном порядке водительские документы у участников происшествия.

15.2.3. Обеспечивает присутствие указанных лиц на месте происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.

15.2.4. Выявляет свидетелей происшествия и записывает их данные.

15.2.5. Принимает меры к сохранности и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию.

15.2.6. Докладывает прибывшему на место происшествия руководителю следственно-оперативной группы (прокурору, следователю, сотруднику, осуществляющему дознание) сведения о причастных к происшествию лицах и свидетелях, передает вещественные доказательства и в дальнейшем действует по его указанию.

15.2.7. Организует в необходимых случаях движение транспорта в объезд, а при невозможности сделать это - фиксирует в присутствии двух понятых и участников происшествия расположение транспортных средств, следов происшествия и других предметов, имеющих отношение к нему, после чего принимает меры к возобновлению движения.

15.2.8. Выясняет, если водитель на транспортном средстве с места происшествия скрылся, вероятное направление его движения, марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и водителя.
Полученные при осмотре места происшествия и опросе свидетелей данные о скрывшемся транспортном средстве и водителе сотрудник ДПС немедленно докладывает дежурному строевого подразделения или органа внутренних дел, в дальнейшем действует в соответствии с их указаниями.

15.2.9. При оформлении материалов по происшествию с транспортным средством, в котором находятся лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями (если они не нуждаются в медицинской помощи), сотрудник ДПС предлагает водителю присутствовать при составлении материалов по данному происшествию; если водитель или кто-либо из пассажиров выражает нежелание присутствовать при составлении материалов, он записывает необходимые сведения об участниках происшествия и разрешает им уехать. В таких случаях в протоколе осмотра места происшествия делается запись о причине отсутствия водителя и подписывается составителем протокола и двумя свидетелями.

15.3. Оформление материалов о нарушениях правил дорожного движения, повлекших повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных сооружений или иного имущества и причинивших при этом только материальный ущерб, по указанию дежурного осуществляется сотрудником ДПС самостоятельно в соответствии с установленным в органах внутренних дел порядком производства по делам об административных нарушениях и иных норм, действующих в области дорожного движения.

15.4. Прибыв на место происшествия с участием транспортного средства, перевозящего опасные грузы, или место его вынужденной остановки, сотрудник ДПС обязан:

15.4.1. Проконтролировать правильность обозначения места ДТП или вынужденной остановки транспортного средства способами, предусмотренными пунктом 7 Правил дорожного движения Российской Федерации и подпунктом 5.1.11 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <*>.


<*> Утверждены Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 (зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 1995 г. N 997).


15.4.2. Сообщить в дежурную часть строевого подразделения время и место происшествия, его причины и последствия (техническая неисправность транспортного средства, повреждение тары либо упаковки груза, вызвавшее его утечку), число пострадавших лиц и характер полученных ими травм, наименование опасных грузов, их количество и далее действовать по указанию дежурного.

15.4.3. Оказать содействие в ликвидации причин и последствий вынужденной остановки транспортного средства.

15.4.4. В случае невозможности установления опасных свойств перевозимых грузов перекрыть движение на дороге на расстоянии не менее 300 метров от места происшествия и не допускать к месту происшествия посторонних лиц.

15.4.5. Докладывать в дежурную часть строевого подразделения об изменении обстановки на месте происшествия.


16. Работа по розыску транспортных средств

16.1. Сотрудник ДПС осуществляет работу по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, а также раскрытию по "горячим следам" иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств.

16.2. При несении службы на постах и маршрутах патрулирования сотрудник ДПС останавливает транспортные средства, сходные по марке, цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверяет тип, модель, государственный регистрационный знак, идентификационный номер, номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации, техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного средства), и через дежурную часть подразделений органов внутренних дел или имеющимся в наличии автоматизированным информационно-поисковым системам проверяет по учетам разыскиваемых транспортных средств, распределенной и утраченной спецпродукции реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных документов.

16.3. В случае обнаружения разыскиваемого транспортного средства сотрудник ДПС немедленно докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел, принимает меры к его задержанию и лиц, находящихся в нем. При этом принимаются все необходимые меры по соблюдению личной безопасности, безопасности участников дорожного движения, а также меры к сохранности следов, орудий преступления, иных вещественных доказательств.

16.4. Оформление материалов при задержании разыскиваемых транспортных средств и лиц, совершивших преступные деяния, а также при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах заводами-изготовителями, несоответствия номеров агрегатов регистрационным документам, учетным данным, документов, находящихся в числе утраченных (похищенных), проводится в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Собранные первичные материалы, задержанные лица и транспортные средства передаются в орган внутренних дел по месту совершения правонарушения.

16.5. При введении в действие плана неотложных оперативно-поисковых мероприятий "ПЕРЕХВАТ" ("ПЕРЕХВАТ-1") наряды ДПС передислоцируются на заградительные посты и осуществляют проверку проходящих транспортных средств, сходных по приметам с разыскиваемыми.


17. Несение службы на стационарных постах дорожно-патрульной службы

17.1. На сотрудников ДПС, задействованных в наряд на стационарных постах ДПС, возлагается:

17.1.1. Надзор за дорожным движением, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также осуществление распорядительно-регулировочной деятельности.

17.1.2. Проверка транспортных средств, грузов, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.

17.1.3. Розыск и задержание лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.

17.1.4. Выявление водителей и пассажиров, незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и наркотикосодержащие вещества, а также подозреваемых в совершении иных преступлений.

17.1.5. Опрос водителей об имеющихся фактах или случаях угрозы нападения в пути следования, а также о состоянии дорог, дорожных условий, оставленных в ночное время на проезжей части транспортных средствах.

17.1.6. Оказание содействия водителям транспортных средств при остановке на ночь в зоне поста.

17.1.7. Проверка лиц, транспортных средств, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации, в том числе по базам угнанного и похищенного транспорта, утраченной и похищенной спецпродукции, разыскиваемых лиц, досмотр транспортных средств.


18. Взаимоотношения с участниками дорожного движения

18.1. Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.

18.2. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость.

18.3. Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) - подаваться своевременно.

18.4. Сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей.
Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

18.5. Не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления либо причастности к ДТП. При этом сотрудник ДПС должен найти предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений.

18.6. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.

18.7. Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения Российской Федерации и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.
Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.
С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.
Документы, приобщаемые к составленным материалам, принимаются без обложек.

18.8. При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации сотрудник ДПС разъясняет нарушителю права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

18.9. Сотрудники ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершенное правонарушение. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий.

18.10. При пресечении правонарушений сотрудники ДПС должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов.
Сотрудникам ДПС при несении службы запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности.

18.11. В случаях необходимости сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие гражданам:

18.11.1. В организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и доставления их в лечебные учреждения.

18.11.2. В защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также по охране их собственности.

18.11.3. В разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршрута.

18.11.4. В возможном устранении технических неисправностей транспортных средств и транспортировке поврежденных транспортных средств.

18.12. Порядок взаимоотношений с судьями, работниками органов прокуратуры, имеющими классные чины, военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими должностными лицами определяется действующим законодательством Российской Федерации, устанавливающим их правовой статус.

19. Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства

19.1. Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства Российской Федерации и международных соглашений (договоров), в соответствии с которыми виновные в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности. Не могут быть принуждены к даче свидетельских показаний, привлечены к административной ответственности, подвергнуты задержанию и досмотру лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями.

19.2. При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудники ДПС должны руководствоваться следующим:

19.2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право свободного передвижения по территории Российской Федерации, за исключением территорий с регламентированным посещением для них.

19.2.2. Иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся по территории Российской Федерации на автомобилях, должны иметь при себе:
а) документы, удостоверяющие личность, - дипломатическую (консульскую) или служебную карточки либо удостоверение личности, выдаваемые Министерством иностранных дел Российской Федерации (сотрудники, административно-технический и обслуживающий персонал иностранных посольств и консульств, а также сотрудники международных организаций, аккредитованных при МИД России), заграничный паспорт с регистрацией в органах внутренних дел, гостиницах или принимающих организациях, либо разрешение на постоянное проживание или вид на жительство установленного образца (иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации);
б) документы на право управления автомобилем - международное или национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, принятой 8 ноября 1968 г. в Вене на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г., либо удостоверение, выданное подразделениями ГИБДД МВД, ГУВД, УВД;
в) регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации - разрешение таможенных органов;
г) документы на право пребывания на территории Российской Федерации и передвижения по районам с регламентированным посещением; при пребывании на территории Российской Федерации до 6 месяцев - водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении или национальные, с заверенным в установленном порядке переводом; со сроком пребывания свыше 6 месяцев - российское национальное водительское удостоверение; въездную визу (автотуристы, в том числе водители иностранных автобусов); разрешение органов внутренних дел с отметкой в визе, виде на жительство или вкладыше к документу, удостоверяющему личность (иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации); разрешение на перевозку груза (иностранные водители грузовых автомобилей).
Примечания. 1. Личные и служебные транспортные средства иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на срок до 6 месяцев, подлежат постановке на учет в таможенных органах Российской Федерации, а ввозимые на срок более 6 месяцев - регистрируются в подразделениях ГИБДД с заменой национальных номерных знаков.

2. Международные водительские удостоверения, а также национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении при наличии заверенного их перевода, действительны на территории Российской Федерации.


20. Меры обеспечения личной безопасности

20.1. При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудник ДПС обязан соблюдать следующие основные меры личной безопасности:

20.1.1. Выбирать место несения службы так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения и иметь возможность для своевременного пресечения правонарушения.

20.1.2. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.

20.1.3. Избегать нахождения на скользких участках дорожного покрытия.

20.1.4. Выбирать для остановки транспортного средства в темное время суток наиболее освещенный участок дороги, при невозможности - использовать свет фар патрульного транспорта.

20.1.5. Находиться рядом с остановленным транспортным средством следует так, чтобы исключить водителю возможность нанесения сотруднику ДПС удара при резком открытии двери или внезапном начале движения.

20.1.6. Избегать проведения на проезжей части дороги разбора правонарушения, если это создает помехи для движения транспорта или угрозу личной безопасности.

20.1.7. Включать специальные световые сигналы на движущемся патрульном транспорте при остановке транспортных средств участников дорожного движения. При проверке транспортного средства патрульный транспорт следует парковать позади остановленного.

20.3. В процессе проверки документов сотрудник ДПС должен выбирать безопасную дистанцию между собой и водителем, не поворачиваться к нему спиной и вести наблюдение за лицами, находящимися в транспортном средстве или рядом с ним. Другие сотрудники, находящиеся в составе наряда, должны занимать положение, позволяющее обеспечивать взаимную страховку.

20.4. В случае обнаружения разыскиваемых транспортных средств или лиц, подозреваемых в совершении преступления, сотрудники, находящиеся в наряде, принимают в зависимости от конкретной обстановки необходимые меры предосторожности при проведении досмотра транспортного средства или личного досмотра задержанных с целью выявления и изъятия оружия.
Досмотр транспортного средства следует проводить после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль одним из сотрудников наряда.

20.5. При вынужденном отклонении от предписанного маршрута патрулирования или длительном оставлении поста сотрудник ДПС в обязательном порядке докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения, а при отсутствии такой возможности - на ближайший пост.

20.6. При оформлении ДТП необходимо проконтролировать установку предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации аварийных сигнальных средств, при необходимости - выставить дополнительные, а также включить специальные световые сигналы, обеспечить взаимную страховку.