Действующий административный регламент гибдд. Новый регламент ГАИ — что там на самом деле сказано

Приказ 185 от 2 марта 2009 года, изданный МВД РФ, ввел в рабочую практику инспекторов ГИБДД новый административный регламент, регулирующий их поведение при остановке автомобилей и устанавливающий причины остановки, правила осмотра машин и оформления протоколов. Регламент был призван дать руководство сотрудникам ДПС и другим полицейским по правильному обеспечению безопасности на дорогах.

185 Приказ ГИБДД в последней редакции относится к 22 декабря 2014 года. Она модернизировала ряд административных регламентов, включая правила регулирования дорожного движения, порядок задержания транспортных средств и проверки состояния водителя ( на предмет алкогольного и наркотического опьянения).

В статье мы рассмотрим основные положения приказа 185 и дадим краткую характеристику основным разделам документа.

Административный регламент содержит более 20 страниц, полностью регулирующих и круг их обязанностей. Документ содержит большое количество формальной информации, включая ссылки на законодательные акты, преамбулы и объяснительные записки. Если убрать лишнее, то можно выделить более 10 основных пунктов, включающих:

  • Определение участников дорожного движения;
  • Требования к внешнему виду сотрудников ДПС;
  • Правила проведения медицинского освидетельствования на алкоголь;
  • Правила общения инспекторов с водителями и пешеходами;
  • Список лиц, которые вправе контролировать правильность дорожного движения;
  • Условия досмотра, осмотра и обыска;
  • Правила составления протоколов и постановлений на штраф;
  • Полномочия гаишников (исчерпывающий список полномочий, вплоть до задержания и ареста);
  • Требования к внешнему виду сотрудников;
  • Способы контроля над ДД и правила пользования техническими средствами наблюдения;
  • Причины для задержания пешеходов и водителей;
  • Список оснований, по которым можно требовать от водителя выхода из автомобиля.

Список не полный, Приказ номер 185 устанавливает и множество и других пунктов. Важнее то, что он полезен и необходим не только для работников ГИБДД, но и для простых водителей. Знание Приказа 185 ГИБДД позволяет хорошо ориентироваться в своих правах и правильно реагировать на непрофессионализм гаишников.

Требования к поведению сотрудников дорожных служб по Приказу 185

Регламент указывает, что контролировать дорожное движение могут не только органы ГИБДД различного уровня, но и сотрудники МВД (полиция), если они работают на спецобъектах или в зоне проведения специальных операций. Эти лица (в основном инспекторы Госавтоинспекции) должны быть в форменной одежде, с номерными знаками на груди и при служебных удостоверениях.

Гаишники должны всегда быть вежливыми с водителями или пешеходами, по требованиям 185 Приказа допускается только обращения на «Вы». Сразу после остановки участника ДД ему следует подробно объяснить причину задержания и предъявить удостоверение (по требованию). Общение можно записывать на диктофоны или иные средства видео- и фотофиксации – как инспекторам, так и участникам движения.

При проверке документов сотрудник ДПС обязан бережно к ним относиться. Если в документе присутствуют деньги или иные бумаги, то он обязан вернуть его водителю и попросить удалить все лишние предметы. Силовое воздействие допустимо только в случае прямой угрозы жизни и здоровью инспектора или окружающих.

Наблюдение за дорожным движением разрешается:

  • На патрульной машине ГИБДД – в движении или на стоянке;
  • Пешим способом;
  • На стационарном посту ДПС.

Важно! Нельзя осуществлять контроль за ДД с гражданских автомобилей. Наблюдение можно вести как скрыто, так и открыто, но в полном соответствии с нормативными актами ГИБДД.

Причины для остановки пешеходов и водителей

ГИБДД Приказ 185 описывает все возможные основания в пунктах 63 – 83:

  • Есть ориентировка на розыск автомобиля в связи с его угоном или совершенным на нем преступлении;
  • В городе проводятся спецоперации;
  • Несоответствие транспортного средства требованиям эксплуатации (неисправность некоторых частей, перегрузка и прочее);
  • Опрос очевидцев дорожной аварии или помощь пострадавшим;
  • Использование гражданского транспортного средства для пресечения преступных действий;
  • Нарушение требований ПДД;
  • Исполнение регулировочно – распорядительных требований.

Инспекторы вправе останавливать водителей с требованием обычной проверки документов только на постах ДПС.

Когда нужно исполнять требование инспектора выйти из машины?

185 Приказ ГИБДД разрешает подчиняться требованию сотрудников ДПС покинуть автомобиль можно только в указанных случаях:

  • Водитель подает признаки сильного алкогольного или наркотического опьянения, болезненного состояния;
  • Необходимо провести сверку VIN-номера, номера двигателя или кузова автомобиля;
  • Есть необходимость провести осмотр или досмотр автомобиля на наличие запрещенных грузов, провести личный досмотр водителя;
  • Нужно оказать первую помощь пострадавшим при аварии;
  • Есть угроза безопасности инспектора или окружающих лиц;
  • Следует устранить техническую неисправность транспортного средства.

При подозрении в алкогольном опьянении должностное лицо обязано предложить водителю пройти тест в присутствии двух свидетелей. Иногда у инспектора может не быть одноразовых тестов, тогда водителю придется проследовать в ближайшее полицейское отделение, которое располагает нужным оборудованием.

Важно! Автовладелец может не согласиться с результатами экспресс-теста, тогда его обязаны доставить в медицинское учреждение для подробных исследований. Если врачи подтвердят трезвость водителя, то инспектор доставит водителя к его автомобилю.

Сотрудник ДПС вправе потребовать переместить автомобиль на другое место, если его текущее положение создает помехи дорожному движению или он находится прямо на дороге (что представляет прямую угрозу жизни сотрудника). Также инспектор может попросить водителя проследовать в патрульную машину, если в этом есть необходимость.

Если водитель не исполняет законные требования, то 185 Приказ ГИБДД разрешает сотруднику передать информацию о нарушителе другим постам (или дежурному сотруднику), а также начать его преследование на патрульной машине. Для остановки машины может вызываться подкрепление (в том числе авиация и специальная техника). Допускается в крайних ситуациях использовать огнестрельное оружие.

Выгода 185 Приказа для водителей

Регламент ввел четкие инструкции для инспекторов, тем самым обеспечив водителям спокойную жизнь, лишенную встреч с недобросовестными сотрудниками.

Какие положительные воздействия Приказа выделяют?

  • В точности зная свои права, нет необходимости тратить лишнее время на общение с инспектором;
  • Для решения конфликтных ситуаций автовладелец может затребовать телефон вышестоящего начальства;
  • Установлены четкие причины остановки и правила досмотра и осмотра автомобиля;
  • Разрешается ведение видео- и фотозаписи для фиксации общения с должностными лицами;
  • Запрещена эвакуация автомобиля, если рядом с ним находится водитель;
  • Снятие государственных номеров и лишение водительских прав возможно только на основании правильно составленного протокола.

Введение Административного регламента, как показывает статистика ГИБДД, снизило количество правонарушений сотрудников и уменьшило случаи необоснованных остановок водителей. Остановки стали использоваться в основном при нарушении ПДД.

Наверное все уже слышали что с 20 октября 2017 года начинает действовать новый регламент ГИБДД, приказ МВД №664. Страниц в нем очень много, сейчас точно не помню, но что-то больше 150. Поэтому читать и выдирать нужную информацию из текста — можно убить весь день (да и интересного там не так много). Я для вас подобрал самые горячие выдержки, которые напрямую связаны с простыми автолюбителями. В общем читаем, в конце статьи будет видео версия (для тех кому лень) …


НУ что друзья хочу сказать что новый регламент в основном рассчитан на защиту сотрудников ГИБДД, как видно государство решило огородить их от всякого рода троллей из сети, которые достают «служителей закона», снимают их, доказывают какие они умные и прочее. Сейчас делать это будет намного сложнее. НУ что не будем тянуть, я собрал 10 самых ГОРЯЧИХ пунктов.

Камеры контроля за скоростью, можно будет ставить где угодно

Что здесь поменялось – раньше не возможно было ставить «камеры» или «радары» в зоне временных ограничений. Ведь реально — можно поставить, скажем «знак 40» на трассе и спрятать радар за ним, даже если ремонт закончился.


А потом «письма счастья», штрафы! Однако как заверяют сотрудники (начальство) ГИБДД, такого быть не должно! Руководство заверяет что у них есть все сроки ремонта всех дорог России и поэтому даже если «камеру» не убрали вовремя, то «писем счастья» слать не будут. Также не запрещается ставить камеры в салоне, в кустах и т.д. Однако машину должно быть видно! НО есть и послабления — если ведется ремонт дорог или на аварийных участках дорог, автомобиль может быть скрыт при помощи рельефа местности (поворотами, пригорками и прочими объектами инфраструкторы).

Инспекторы получили возможность останавливать водителей для проверки где угодно - ранее они могли это делать только на постах

Это продиктовано только тем, что в последние годы число стационарных постов сократилось примерно в 3-4 раза. А проверять водителей нужно, на алкогольное опьянение, террористическую угрозу, подозрение в угоне. Поэтому сейчас это законодательно разрешили. Однако места для таких рейдов должны быть четко обозначены начальством.


В Регламенте больше не написано, что инспектор не должен препятствовать видеосъёмке общения с водителем (то есть он вам может ее запретить).

Опять же народ волнуется по этой теме. С одной стороны конституция не запрещает тебе снимать что угодно и кого угодно, в том числе и инспектора. С другой стороны сотрудник ГИБДД по новому регламенту может попросить вас прекратить съемку или даже стереть запись. А если вы не будете повиноваться тут и до статьи 19,3 КоАП недалеко («невыполнение требования сотрудника»), можно легко получить штраф от 500 до 1000 рублей или 15 суток ареста.

Однако как разъясняют в ГИБДД, инспектор не будет просить прекратить съемку! А будет это только в некоторых случаях, например если водитель злостно мешает исполнению сотрудника, либо проходит контртеррористическая операция.

Сотрудники ГИБДД могут теперь вас снимать

Могут использовать специальные технические средства. Как личного так и стационарного характера. Причем принадлежать они могут не только органам, но и муниципальным учреждениям. Делается это в основном для того чтобы привлечь частных инвесторов для съемки, уже сейчас работает очень много таких компаний в Москве и Подмосковье. Сейчас эту практику хотят распространить на всю Россию.

Справок о ДТП выдавать больше не будут!

Сейчас отменяется практика выдачи протоколов и постановлений – только копии! Хочется верить что страховые компании не будут вставлять палки в колеса и перестанут требовать оригиналы (сейчас кстати это прописано в законе об ОСАГО).

Документы для проверки надо будет передавать не только «без обложки».

НО и без различных удерживающих устройств. Все обложки, цепочки, зажимы «идут лесом». Сейчас сотрудник ГИБДД будет требовать снимать все это и «читай» — будет прав!

Нормы о запрете курения в новом регламенте нет

Многих это немного шокировало! НО это не означает что сотрудник ГИБДД, будет курить и дымить вам в лицо сигаретой (пусть и электронной). Вспоминаем кодекс этики госслужащих. Если ему верить, то офицер, не только не должен при вас курить, но и должен быть тактичным, культурным не хамить, не высказываться по поводу пола, вероисповедания, не ругаться матом и т.д. Если он скажет – «обезьяна с гранатой за рулем» про девушку, то за это он может реально ответить.

Выйти по первому требованию

Сейчас инспектор может вас попросить выйти из автомобиля по первому требованию, если ему покажется — что вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если водителя отвезли для медицинского освидетельствования к посту ГИБДД

Если вас отвезли к посту и оказалось (после освидетельствования), что вы реально трезвый, то вас в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке должны отвести обратно (к вашей машине). Норма была раньше, но работала она только если вас отвозили для мед. Освидетельствования в медицинское учреждение.

Теперь водитель может показывать не только «бумажный» полис ОСАГО, но и электронную распечатку

Это правило было и раньше, но «сотрудники» иногда юлили и говорили что все это липа, пытались выписать штраф. Сейчас этого они сделать не смогут, потому как четко прописано все в регламенте.

Сейчас видео версия смотрим.

Как я считаю что новый регламент сейчас больше защищает сотрудников дорожной полиции от всяких троллей и прочих «умных». ДОИГРАЛИСЬ одним словом. А на этом у меня все, думаю моя авторская выжимка была интересна для чтения. Искренне ваш АВТОБЛОГЕР.

С 20 октября 2017 года начал действовать обновленный административный регламент ГИБДД, который будет регулировать процедуру надзора за соблюдением ПДД. Новые правила утверждены Приказом МВД РФ от 23.08.2017 г. № 664. Они обязательны и для инспекторов, и для автомобилистов.

Новый административный регламент содержит много норм, которые ранее не применялись, поэтому с ним нужно ознакомиться каждому водителю. Официальный текст уже опубликован в издании «Российская газета».

Как общаться с инспектором ГИБДД?

В новом регламенте прописаны нормы этикета, которые должен соблюдать инспектор ГИБДД, общаясь с водителем, автомобиль которого остановил. Он обязан:

  • воздерживаться от дискриминации в виде реплик или действий;
  • не допускать грубых высказываний, пренебрежения, ложных обвинений, заносчивости, оскорблений;
  • не совершать действия, которые могут спровоцировать противоправное поведение со стороны водителя.

Водитель в свою очередь должен предъявить по требованию сотрудника ГИБДД:

  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации на машину;
  • страховой полис ОСАГО, который теперь можно представить в виде обычной распечатки электронного документа.

Все предъявляемые бумаги передаются инспектору без обложек или средств крепления.

Можно ли снимать на видео разговор с инспектором?

Много споров вызвало изъятие из официального текста Административного регламента ГИБДД в 2017 году (п. 25) нормы, прямо запрещающей инспекторам препятствовать аудио- и видеосъемке, если таковую решит делать водитель.

Официального комментария МВД, разъясняющего причины изъятия нормы, на этот счет не последовало, однако водителю стоит знать, что российское законодательство на его стороне. В частности, в ФЗ «О полиции» (в ч.1 ст. 8) говорится, что деятельность правоохранительных органов несет открытый характер до тех пор, пока это не противоречит законам, не нарушает права других лиц и не раскрывает государственные тайны. На эту норму закона, а также на ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу получения и распространения информации законным способом, можно ссылаться, если инспектор будет препятствовать съемке.

Где могут остановить автомобиль?

В новом регламенте значительно расширился перечень оснований, по которым инспектор ГИБДД может остановить автомобиль.

К основаниям, которые действовали ранее, прибавились следующие:

  • точные или приблизительные данные о том, что машина в угоне;
  • необходимость запретить или ограничить движение, в том числе для обеспечения проезда спецтранспорта – аварийных служб, скорой помощи и т.д.;
  • мероприятия по предотвращению ДТП или уменьшению их последствий;
  • угроза безопасности движению;
  • проверка паспортов водителя и пассажиров – это допустимо, когда есть данные о том, что они в розыске, совершили преступление или правонарушение.

Кроме того, было снято ограничение, согласно которому инспектор ГИБДД мог остановить автомобиль для простой проверки документов только на стационарном посту либо при проведении спецоперации. С 20 октября 2017 года инспектор ГИБДД на патрульном автомобиле имеет право останавливать транспортные средства для проверки документов в любом месте.

Что делать при возникновении конфликта с инспектором?

Если в процессе общения с представителем ГИБДД возникает спор, то инспектор обязан:

  • дать разъяснения, как обжаловать его действия;
  • объяснить водителю, какое правонарушение он совершил, в чем оно заключалось;
  • доложить о возникшем конфликте по месту службы, пригласить на выезд руководителя или иное ответственное лицо – по необходимости;
  • сообщить телефон дежурного и адрес места службы – по требованию водителя.

Если водитель не подчиняется законному требованию инспектора, его можно привлечь к ответственности (ст. 19.3., часть 1 КоАП) со штрафом до 1 000 руб. или административным арестом до 15 суток.

Контроль технического состояния автомобиля

Поводом для оценки техсостояния автомобиля, в соответствии с Административным регламентом 2017 года, может быть:

  • обнаружение неисправностей или признаков избыточного выброса вредных веществ в атмосферу;
  • участие в ДТП или наличие ориентировок об участии автомобиля в аварии, правонарушении или преступлении;
  • меры по предотвращению аварий на дорогах.

Процедура проверки ТС на предмет соответствия его технического состояния стандартам и нормам установлена другим документом – Административным регламентом, утв. Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. № 727 (п. 96-99).

Камеры и патрули: что изменилось?

Теперь можно ставить камеры и прочие устройства автофиксации там, где есть временные знаки или разметка. Инспектор может контролировать движение на таком участке на патрульной машине.

Инспектор на автомобиле ГИБДД вправе нести службу там, где видимость ограничена естественным рельефом местности, изгибом дороги, частями обустройства трасс или улиц.

Новые правила оформления ДТП

Инспектор больше не обязан составлять справку о ДТП, но по-прежнему должен составить протокол или постановление, схему места аварии, провести опросы свидетелей, зафиксировать данные на фото- или видео-носители, собрать имеющиеся доказательства.

Новшеством стало то, что инспектор при вызове его по телефону на место ДТП должен предложить участникам оформить европротокол, если случай допускает оформление такого документа. Если участники отказываются от применения упрощенной схемы или ее невозможно использовать по объективным причинам, то тогда к месту аварии направляется свободный сотрудник полиции или указывается местонахождение стационарного поста и время, когда участники могут прибыть для оформления ДТП. При этом участникам напомнят о необходимости фотосъемки и составления схемы.

Как прокомментировал новшества глава МВД Владимир Колокольцев, инспекторы должны выезжать на оформление ДТП с человеческими жертвами, а царапины на автомобилях – дело страховых компаний.

Административный регламент ГИБДД 2017 – официальный текст

Документ рекомендован к изучению всем водителям. Кроме описанных выше, в нем есть и другие новшества, которые важно знать автомобилистам. Полезно будет прочитать новый регламент ГИБДД 2017 года с комментариями юристов – текст доступен в справочно-правовой системе «Консультант Плюс».

Сегодня, 20 октября 2017 года, вступил в действие новый административный регламент ГИБДД 2017. Вокруг него ходило много слухов и мифов. Какие-то из них были воплощены в реальность, а какие-то так и остались слухами. Давайте вместе разберёмся — какие появились изменения в регламенте ГИБДД с 20 октября.

Скачать полный текст нового регламента ГИБДД от 20.10.2017 можно здесь — ссылка .

Съемка инспектора на видео-камеру и телефон

Эта тема была самой обсуждаемой в РУНЕТЕ. Дело в том, что в новом регламенте 2017 года исключили норму, запрещающую полицейским ДПС не препятствовать использованию участниками дорожного движения фотокамер, видеокамер и звукозаписывающей аппаратуры. Сразу поднялся гвалт, что теперь будет запрещено снимать инспекторов. Дескать, если полицейский потребует его не снимать и гражданин откажется — его можно взять под стражу, инкриминировав неподчинение требованиям сотрудника полиции — статья 19 часть 3 КоАП РФ.
На самом деле всё просто. Снимать по прежнему не только можно, но и нужно!!! А исключение пункта из регламента ГИБДД объяснили тем, что норма избыточна, то есть уже есть разрешение снимать разговор с полицейским в текущей редакции закона «О полиции». Каждый гражданин по Конституции имеет право свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом.
Самое главное — не боятся и руководствоваться статьёй 8 закона «О Полиции», если недобросоветстные сотрудники пытаются Вас запретить съёмку.

Засада ДПС

Как сказано в новом регламенте, патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети. Это совсем не значит, что патрули ГИБДД могут устраивать засады, пряча машину в кустах на абсолютно ровном участке дороги. Автомобиль ДПС по прежнему должен быть четко и ясно виден участникам дорожного движения. Этот пункт регламента сделан для устранения пробелов в законодательстве. Просто если это требование исполнить нельзя в силу особенностей местности или рельефа дороги, то инспектор может поставить машину исходя из соображений безопасности. Кстати, составлять административный протокол о правонарушении, передвигаясь на машине, не имеющей цветографической схемы, гаишники тоже не смогут.

Проверка документов

Лишение сотрудников ГИБДД возможности проверки документов у водителей вне стационарных постов в прошлой редакции документа руководство ГИБДД признало своей ошибкой. Решение было принято без учета географии страны и транспортной логистики. Теперь это допущение исправлено. Кстати, теперь проверить документы могут ещё и у пассажиров.
Хотя по сути, для водителей ничего не меняется. Несмотря на то, что до 20 октября формально сотрудник ДПС не мог останавливать авто вне стационарного поста для проверки проверить документов не имея на это конкретной причины, он всегда мож оправдаться одной из допустимых причин — проводимые спецмероприятия, ориентировки, собственное подозрение и т. д.
В ведомстве отметили, что данный шаг направлен в первую очередь против тех категорий водителей, кто начинает разговор с инспектором со скандала и требований объяснить остановку, при этом не принимая во внимания никакие приводимые им причины.

Пьяный или трезвый

Ещё одна норма регламента 2017 года дает инспекторам право требовать от водителя выйти из автомобиля. Правда, для этого у него должны присутствовать признаки опьянения или болезненное состояние. К тому же, гаишник теперь может предложить водителю сесть в патрульный автомобиль. А вот делать это водитель он не обязан.
Согласно новому нормативу, если гражданина забрали в медцентр для экспертизы и по её результатам водитель признан трезвым, то экипажу придется отвезти его обратно к его автомобилю.

Права на цепочке

Согласно регламенту ГИБДД 2017 года, водитель обязан передать документы для проверки без каких-либо «удерживающих устройств». Теперь популярные у блоггеров цепочки, которые мелькали в роликах несколько лет назад, в России вне закона.

Вежливость на трассе

С 20 октября новый регламент ГИБДД наконец-таки запретил гаишникам делать неправомерные обвинения водителей, направленных на дискримининацию их по полу, возрасту, национальности, языку, гражданству, расе, социальному, имущественному, семейному положению, политическим и религиозным предпочтениям, а так же другим подобным любым признакам. Инспектору запрещены проявления грубости, пренебрежительный тон, оскорбительные выражения и реплики. Провокация граждан на скандал тоже запрещена! Если инспектор видит, что водитель находится в состоянии сильного нервного возбуждения, то он обязан дать ему время успокоиться, а уже затем продолжить общение с ним.
Пожаловаться на действие инспектора можно, позвонив в дежурную часть ГИБДД, где Вам обязаны дать овтет — правомерна ли работа экипажа ДПС на данном участке дорги или нет.
Сотрудникам ГИБДД вменили в обязанность помогать помогать детям и инвалидам переходить дорогу.

Помощь на дороге

С 2017 года инспекторы дорожного движения должны помогать водителям в организации транспортировкуи автомобиля при его поломке, а так же содействовать в охране имущества поврежденной машины.
Работа нарядов ДПС будет направлена на наблюдение за дорожной ситуацией в местах наибольшей аварийности и потенциально опасных участках.

Временные знаки

Теперь из документа пропал имевшийся ранее запрет на установку камер видеофиксации в зоне действия временных знаков. Этот момент нового регамента ГИБДД эксперты считают наиболее противоречивым и способным породить немало проблем. Теперь водитель может получить штраф даже в том случае, если временный знак был установлен с нарушениями либо упал или даже улетел из-за сильного ветра. Если у сотрудника инспекции есть соответствующая бумага об установке знака от подрядной организации, ремонтирующей участок дороги, то доказывать, что знака не стояло придется оштрафованному водителю. Единственное, что может сыграть в его пользу — это запись с видеорегистратора.

Отмена справок о ДТП

Ещё одна огромная пока ложка дёгтя в новом регламенте ДПС 2017 года для автовладельцев заключается в том, что с 20 октября ГИБДД не будет выдавать справки о ДТП участникам аварий. Вместо этого им будут выданы только копии протоколов и постановлений. В то же время, согласно Положению ЦБ №431-П от 19 сентября 2014 года, страховые компании для выплаты возмещения по ОСАГО, КАСКО и т.п. должны требовать с пострадавших автовладельцев среди прочего ещё и эти самые справки. Соответственно, если справки нет, то в выплате пострадавшему могут и отказать. Все в курсе этой ситуации — и чиновники Центробанка, и страховщики. Но отменять постановление никто не торопится. Так что, эксперты предвидят кучу прецедентов, связанных с отказом в выплате страховки.

Некоторые положения документа вызвали недовольство среди правозащитников. Портал Москва 24 разбирался, почему водителям не стоит бояться перемен.

Нужно ли изучать административный регламент водителю?

Административный регламент – это внутренний приказ МВД. По сути, инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями.

Если вы гражданский человек, вы совершенно не обязаны его знать, объясняет председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов.

С ним согласен автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: "Ознакомиться с регламентом не лишнее дело, он открыт и не засекречен. Но учить его наизусть совершенно не нужно".

Регламент описывает правила поведения инспекторов ГИБДД. Водителям достаточно знать ПДД и не нарушать их.

Игорь Моржаретто

Автомобильный эксперт

Остановка вне постов ДПС

По предыдущей редакции регламента 2009 года инспектора могли останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС.
Отныне сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Однако место каждый сотрудник выбирает не по собственному желанию, а только по приказу своего начальника.

Для добропорядочных водителей это изменение ничем не грозит, считает Игорь Моржаретто.
"В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины. Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдет повод остановить автомобиль, если ему это понадобится. Но если нет, то проезжай свободно", – объясняет эксперт.

Если же вы едете в ночи и у вас есть подозрения, что вас тормозит не сотрудник ГИБДД, можете проехать мимо и доехать до ближайшего поста, говорит Игорь Моржаретто. "На месте сообщите, что я не остановился, потому что у меня было впечатление, что это не сотрудник ГИБДД, а какой-то мошенник. Такая возможность была раньше и остается сейчас", – подчеркнул эксперт.

То, что на практике машины останавливали вне постов, порталу Москва 24 подтвердил руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

Этой нормой скорее завуалированно принимается мера, разрешающая инспекторам прятаться в кустах с радарами. За восемь лет, пока действовал запрет, мы видим, что случаев, когда водители стояли в кустах и давали взятки, стало гораздо меньше. Это можно отчетливо заметить на примере южных регионов, где раньше такая практика процветала. Теперь есть относительные опасения, что все вернется. Однако сейчас ввели много камер видеофотофиксации. Возможно, такой массовости уже не будет.

Сергей Канаев

Руководитель Федерации автовладельцев России

Видеосъемка

Сергей Канаев обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. "В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь. И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете, вам грозит статья 19.3".

КоАП РФ Статья 19.3 (часть 1) – Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции... влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В ГИБДД поспешили разъяснить, что запрета на съемку действий инспекторов нет .
"Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом", – цитирует ”РИА Новости” начальника управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александра Быкова.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Отменяются справки о ДТП

Одно из важных нововведений регламента – отмена справок о ДТП, на получение которых требовалось длительное время. С 20 октября выдавать их перестали.

Такие справки требуют страховые компании, чтобы урегулировать убытки и последующие выплаты. В случаях с ОСАГО это требование содержится в положении ЦБ № 431-П 2014 года, в случаях с каско – во внутренних документах каждой страховой компании.

Как пишет газета "Коммерсантъ" , Александр Быков пояснил, что на деле выдача справок не предусмотрена уже давно. У МВД нет полномочий утверждать форму справки о ДТП. Инспектора в последние годы фактически не должны были выдавать такие документы, хотя это и практиковалось.

В ГИБДД уверяют, что более года предупреждали Центробанк и Российский союз автостраховщиков, что с 20 октября эта практика прекратится.

С 20 октября если для оформления аварии требуются сотрудники ГАИ, то максимум, что могут получить на руки участники аварии, – это процессуальные документы, пишет "Российская газета" . В частности, постановление о наложении штрафа или определение об отказе в возбуждении административного дела. Другие документы участники аварии могут получить в прежнем порядке.

По данным "Российской газеты", в протоколах, определениях, постановлениях и других документах будут максимально расписывать всю ситуацию: какие машины и сколько их участвовало в ДТП, их повреждения. Также укажут данные водителей и владельцев машин, номера полисов ОСАГО.

При этом водитель по-прежнему должен будет заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и передать в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.

ГИБДД разрешили устраивать засады на дорогах, но в особых случаях

По новому регламенту сотрудники полиции смогут останавливать машины, находясь в засаде. Однако, согласно документу, сделать это смогут лишь в особых случаях.

"В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети", – отмечается в документе.

Засады как таковые не разрешены. Того самого гаишника, который в кустах лежал с палочкой и выскакивал, если "прибыльная" машина ехала, его не будет, тем более что и количество инспекторов, которые работают на земле, сильно уменьшилось. За десять лет их число сократили на треть.

Игорь Моржаретто

Автомобильный эксперт

В остальных случаях автомобиль ДПС с раскраской должен стоять на видном месте в местах концентрации ДТП для предупреждения, объясняет Игорь Моржаретто.

Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать "любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений", хамить и грубить.

Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и "удерживающих устройств". Кроме того, сотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.