Договор с медсестрой на проведение предрейсовых медосмотров. Договор на предрейсовый медосмотр водителей. Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей


Каждый предприниматель обязан проводить предрейсовую оценку здоровья водителя. Для этого заключается договор с соответствующей медицинской организацией. Когда речь идет о перевозках общественным транспортом — компания берет на себя ответственность за жизнь и здоровье пассажиров. Несоблюдение процедуры предрейсового медосмотра влечет наложение наказания на организацию.

Особенности договора

Для каждой транспортной компании обязательным условием функционирования является ежедневный предрейсовый медосмотр водителей. Необходимость прописана в Трудовом и Административном кодексах . Водителям предлагается проходить послерейсовый медосмотр, но он не является обязательным. Подобный вариант актуален для группы лиц, страдающих хроническими болезнями, либо гражданам пенсионного возраста. Договор на предрейсовый медосмотр водителей заключается с медучреждениями, имеющими соответствующую лицензию.

Предрейсовый медицинский досмотр водителя проводится с целью выявить признаки употребления алкогольных, психотропных, наркотических веществ. Медик может диагностировать обострение хронических заболеваний, влияющих на управление транспортом или признаки переутомления. При наличии подобных отклонений от нормы водитель не допускается к перевозкам.

Время, отведенное на проверку медиком, учитывается как рабочий период и, соответственно, оплачивается водителю. Если предприниматель хочет провести медосмотр на своей территории, ему необходимо выделить кабинет. Средняя продолжительность предрейсового медосмотра 10-20 минут.

Медик оценивает кожный покров, глазные яблоки и слизистые рта. После проведения осмотра водитель опрашивается на предмет недомогания. Если состояние водителя удовлетворительно, он допускается к исполнению своих обязанностей. Результаты медосмотра заносятся в журнал учета и в путевой лист. С 1.01.18 Федеральный закон № 242 позволяет медикам проводить предрейсовый осмотр удаленно, используя технологии телемедицины. Результаты при проведении подобного осмотра будут передаваться организации в электронном виде.

Как оформить договор на предрейсовый медосмотр водителей?

Для маленьких организаций не выгодно содержать собственного медика. Предпринимателю намного выгоднее заключить договор на медицинское освидетельствование водителей. Необходимо обратиться в медицинскую организацию, имеющую разрешение на проведение предрейсового осмотра водителей. Договор заключается с целью ежедневного предрейсового осмотра водителей. В документе стоит подробно расписать все нюансы.


  • предмет договора;
  • условия оказания услуг предрейсового медосмотра;
  • размер оплаты за проведение медицинского осмотра и способ перечисления средств исполнителю (подобные услуги не облагаются НДС);
  • обязанности исполнителя;
  • обязанности заказчика;
  • ответственность сторон в случае недобросовестного исполнения условий договора;
  • наступление обстоятельств, расценивающихся как «Форс-мажор»;
  • дополнительные условия соглашения;
  • необходимые приложения;
  • заключительное положение, подводящее итог договора;
  • реквизиты сторон.

Договор, составленный в соответствии с приведенной схемой, позволит максимально разъяснить сторонам их права и обязанности. Скачать образец договора можно по ссылке .

Права и обязанности сторон

Оформление договора на предрейсовый медосмотр водителей требует четкого разграничения обязанностей и прав сторон, подписывающих соглашение. На исполнителе договора лежит наибольшая ответственность, нежели на заказчике.

Обязанности заказчика включают в себя:

  • если медосмотр проводится на территории заказчика – предоставление всех необходимых условий, для надлежащего исполнения медосмотра (помещение, инвентарь);
  • обеспечение доступа исполнителя на территорию организации;
  • информирование медицинского работника в случае невозможности проведения медосмотра водителей в установленное время;
  • оплата предоставленных услуг в соответствующие сроки, указанные в договоре;
  • оформление необходимой документации (акт приема работ).

Исполнитель, согласно договору, обязан:

  • проводить медосмотр водителей перед выездом на маршрут;
  • предоставлять соответствующую документацию на приборы, фиксирующие наличие алкогольного опьянения (алкотестер);
  • в случае необходимости привлечь третьих лиц для оказания медицинской помощи, при этом исполнитель остается напрямую ответственным перед заказчиком за проведение медицинских процедур;
  • предоставить ксерокопию лицензии;
  • предупредить заказчика за 3 дня до прекращения действия лицензии об истечении разрешения на предоставление услуг;
  • если медосмотр происходит на территории медицинского учреждения, предоставить необходимый кабинет и оборудование;
  • информировать заказчика о невозможности проведения медосмотра;
  • ведение соответствующей документации.

При несоблюдении одной из сторон своих обязанностей, другая сторона может предъявить претензии и временно приостановить исполнение договора, а в дальнейшем расторгнуть соглашение.

Проведение предрейсового и послерейсового медосмотра водителей зачастую вызывает трудности даже у экспертов. Узнайте, кто может проводить предрейсовый медосмотр, скачайте образец договора

Читайте в нашей статье:

Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей

Перед каждым выходом на смену водители должны пройти медосмотр . Именно врач выявляет серьезные болезни, состояние опьянения и оценивает допустимость субъекта к управлению средством повышенной опасности. Исключения закон делает только для служб экстренного реагирования (Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г. No 835н). Время медосмотра включается в табель учета как рабочее.

Как направить на обязательный медосмотр:

Скачайте документы из статьи:

Разумеется, проводить такую экспертизу имеет право только врач, имеющий необходимую квалификацию. Здесь есть два варианта: либо он числится в медорганизации, которая работает с вашим предприятием по договору, либо у вас в штате. В последнем случае необходимо оборудовать для работы врача кабинет площадью не менее 12 кв. м. Это должны быть 2 комнаты – одна для осмотров, а вторая для забора анализов.

Оборудование для такой работы тоже необходимо – хотя и не очень сложное. Это тонометры, градусники, стетофонендоскопы, прибор для определения паров спирта в дыхании (так называемая «трубочка») и экспресс-тесты на наркотики и алкоголь. Кроме того, ваша организация должна в обязательном порядке получить лицензию на проведение медосмотров .

Что именно должен сделать врач:

  1. Провести визуальный осмотр водителя.
  2. Спросить о состоянии здоровья.
  3. Осмотреть водителя на предмет видимых повреждений: ссадин, следов от инъекций, реакции зрачков на свет и т. д.
  4. Измерить температуру, давление, пульс.
  5. Провести тесты на алкоголь и наркотики.

Читайте также:

Тема номера

Также читайте о том, когда суд не позволит уволить за прогул, как задержать работника, который хочет уволиться и как вернуть деньги, которые потратили на квартиру.

Приказ о прохождении предрейсового медосмотра водителей

Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. No2510/9468-03-32 рекомендует руководителям организаций утвердить Положение о проведении предрейсового и послерейсового медосмотров (далее – Положение).

Читайте также:

В нем предусмотрены содержание медосмотра, основания допуска (отстранения) сотрудников, обязанности медучреждений. Лишь выпустив такое положение, вы можете разработать приказ о проведении предрейсовых медосмотров и назначить ответственных лиц.

Пошаговая процедура

Шаг 1. Разработать Положение об организации предрейсового медосмотра – по упомянутому выше образцу;

Шаг 2. Назначить должностных лиц, ответственных за проведении осмотров, и указать их в тексте приказа.

Шаг 3. Определить время осмотров и сроки отчетности по проверкам, также указав все это в тексте приказа.

Шаг 4. Возложить контроль за исполнение распоряжений на кого-либо из сотрудников либо оставить его за руководителем предприятия.

Шаг 5. Ознакомить с приказом под роспись всех заинтересованных сотрудников.

Предрейсовый медосмотр водителей по договору

Если водительский состав организации малочислен, то экономически нецелесообразно нанимать врача и тратиться на его регулярное обучение и сертификацию. Для работодателей, ограниченных в офисных помещениях, невозможно создать лицензированный медицинский кабинет, площадью не менее 12 кв.м.

В этих случаях идеально подойдет заключение договора со сторонней организацией. Она не обязательно должна быть государственной – подойдет любая медицинская структура, у которой есть лицензия на проведение медицинских осмотров. Но это – обязательное условие.

можно ли заключить договор с медицинской сестрой, как с физическим лицом, на предрейсовый медицинский осмотр. Если да, то какой сертификат должен быть у медицинской сестры. И где можно найти такой договор.

Да, организация может заключить договор с медицинским работником или подряда, или оформить его как внешнего совместителя (Как заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином , Как заключить срочный трудовой договор).

Сотрудник должен пройти обучение по программе подготовки медицинских работников к проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и получить сертификат по результатам обучения для проведения медосмотров.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.*

Главбух советует: если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя. Так удастся избежать споров с проверяющими.*

Ведь на практике мало кто выполняет требование о том, что отметку в путевом листе должен поставить именно медработник, проводивший осмотр. Зачастую, если штатного врача в компании нет, это делает не медицинский работник (как это должно быть по правилам), а кто-то из своих, к примеру, начальник транспортного отдела.

Внимание: если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя (ст. 11.32 КоАП РФ).*

А за этим последует административный штраф:*

  • на должностное лицо (например, на руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  • на организацию или предпринимателя – от 30 000 до 50 000 руб.

Поэтому все же безопаснее хотя бы заключить договор с медработником.*

Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:

  • руководителя – на 5000 руб.;
  • организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Кто проводит медосмотры

Организовать проведение медосмотров сотрудников обязан работодатель, заключив соответствующий договор с медицинским учреждением (п. 6 Порядка, утвержденного ). При этом медучреждение должно иметь лицензию на медицинскую деятельность* ().

Также работодатель может проводить медосмотры (например, предрейсовые) в собственном медпункте при условии, что медпункт имеет лицензию на медицинскую деятельность и право на проведение предварительных и периодических медосмотров (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ , п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Ситуация: должна ли организация при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на этот вид деятельности. Проведение медосмотров не является основной деятельностью организации

Да, должна.*

Медицинская деятельность является лицензируемой (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Медосмотры (в т. ч. предрейсовые) относятся к услугам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию (перечень к Положению, утвержденному ). Никаких исключений для медицинской деятельности, осуществляемой для собственных нужд, законодательство о лицензировании не предусматривает. Поэтому при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых) в собственном медпункте необходимо получить лицензию на данный вид деятельности.*

Аналогичной точки зрения придерживается Минэкономразвития России в письме от 22 декабря 2008 г. № Д05-5875 .

Подтверждает ее арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 24 июля 2008 г. № Ф09-5320/08-С1 , Северо-Кавказского округа от 8 мая 2007 г. № Ф08-1326/2007-564А , от 3 апреля 2007 г. № Ф08-1329/2007-563А и от 25 апреля 2007 г. № Ф08-2076/2007-853А).

Следует отметить, что до 1 мая 2012 года данный вопрос был спорным. Поскольку ранее действующее Положение о лицензировании медицинской деятельности обязывало получать лицензию медицинские учреждения (организации государственной, муниципальной системы здравоохранения), а также организации, которые оказывали медицинские услуги на постоянной основе с целью получения прибыли (частная система здравоохранения). Такой вывод подтверждал пункт 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 .

Из этого следовало, что организациям, которые проводят медосмотры в собственном медпункте только своих сотрудников, получать лицензии не нужно.

Правомерность такого подхода подтверждали и суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 17 марта 2010 г. № КА-А40/2021-10 , Северо-Кавказского округа от 5 августа 2009 г. № А53-3470/2009 , Дальневосточного округа от 17 марта 2009 г. № Ф03-185/2009 , Западно-Сибирского округа от 5 марта 2009 г. № Ф04-1311/2009(1741-А45-43) , Поволжского округа от 5 июля 2007 г. № А12-2901/07).

В коммерческих организациях

Таким образом, все организации, занимающиеся в том или ином виде медицинской деятельностью, названной в перечне к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 , обязаны получать лицензию. Исключение предусмотрено только для организаций частной системы здравоохранения, расположенных на территории инновационного центра «Сколково».

Если организация самостоятельно проводит предрейсовый медосмотр, необходимо, чтобы это делали только медицинские работники . При этом они должны пройти обучение по программе подготовки медицинских работников к проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и получить сертификат по результатам обучения. Такие требования указаны в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 .*

Таким образом, если сотрудник организации имеет лишь диплом о медицинском образовании, но при этом не имеет соответствующего сертификата, то он не вправе проводить обязательные медосмотры.

Требование к квалификации сотрудников не является единственным при проведении медосмотра самостоятельно.

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Статья-справка: Медицинский работник – это:*
– человек, который имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности;
индивидуальный предприниматель, непосредственно осуществляющий медицинскую деятельность.

Вопрос Ответ
Квалифицированный механик.
Приказом Минтранса РФ №141 от 06.04.2017 .
Да, можно. У нас есть пример договора, его можно посмотреть по ссылке.
С полным перечнем можно ознакомиться по ссылке.
Проверка на наличие неполадок в:
тормозной системе;
— рулевом управлении;
— двигателе;
— приборах освещения (фары, поворотники);
— тахографе;
звуковых сигналах;
— сцеплении;
— колесах и шинах;
— стеклоочистительных приборах и других автокомпонентах.
2 раза в день.
Отметка в путевом листе.
В специальном помещении.
В журнале учета предрейсовых ТО. Его образец можно посмотреть и скачать по ссылке.
Всем компаниям-перевозчикам.
Да, в размере:
— для физических лиц – 3000 руб.;
— для должностных лиц – 5000 руб.;
— для юридических лиц – 30 000 руб.

Чтобы помочь уберечь жизни и здоровье пассажиров, а также обеспечить безопасность на дорогах, правительство ввело ежедневные обязательные техосмотры автотранспорта в организациях, осуществляющих деятельность по перевозке людей или грузов. Это требование отражено в ч.6 п.1 статьи 20 Закона №196-ФЗ .

В ней говорится о том, что предприятия обязаны:

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Рекомендованный материал поможет узнать, кто может проводить осмотр автотранспорта, перечень процедур, а также, как оформить системную проверку ТС в аутсорсинг. Кроме того, здесь можно скачать типовой договор на проведение технического осмотра автомобиля и образец журнала предрейсового ТО.

Всегда ли Вы проходите предрейсовый ТО?

Предрейсовый техосмотр автомобиля механиком

Проверку автотранспорта должен проводить квалифицированный механик . С 25.12.2017 вступит в силу Приказ Минтранса РФ №141 от 06.04.2017 , который регламентирует новый порядок проведения предрейсового техосмотра транспортных средств (ПТОТС). Документ содержит полный перечень процедур, которые должен провести специалист.

Если организация не имеет в штате таких специалистов, она может заключить договор на оказание этой услуги со сторонней фирмой .


Скачать образец договора на оказание услуг по предрейсовому ТО

Преимущества проверок автомобилей в аутсорсинг:

  • не нужно принимать в штат дополнительных работников;
  • в случае ДТП из-за неисправностей машины ответственность за некачественную проверку будет нести компания, оказавшая услугу, а не предприятие, которому принадлежит транспорт.

Если организация планирует осуществлять ПТОТС своими силами, она должна назначить ответственного работника приказом.


В новом порядке установлены требования к квалификации работника, которая должна соответствовать одному из абзацев п.14.3 Приказа Минтранса от 28.09.2015 №287 :

  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Согласно п.14.1 Приказа от 28.09.2015 №287 помимо наличия соответствующей квалификации специалист должен знать:

  • нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;
  • нормативные акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
  • устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств;
  • технические требования, предъявляемые к транспортным средствам;
  • основы транспортного и трудового законодательства;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

Если на предприятии нет механиков, отвечающих этим требованиям, необходимо отправить работников на обучение в центры переподготовки.

Важно! Перед выбором образовательного учреждения нужно убедиться, что по окончании обучения оно выдает дипломы государственного образца.

Предрейсовый технический осмотр машины механиком включает в себя проверку на наличие неполадок в:

  • тормозной системе;
  • рулевом управлении;
  • двигателе;
  • приборах освещения (фары, поворотники);
  • тахографе;
  • звуковых сигналах;
  • сцеплении;
  • колесах и шинах;
  • стеклоочистительных приборах и других автокомпонентах.

Также проверяется состояние ремней безопасности, наличие аптечки.

Ежедневный предрейсовый технический осмотр


Ежедневный предрейсовый техосмотр транспортных средств проводится дважды в день : до выезда машины и после возвращения с рейса.

Справка! Подтверждением прохождения ПТОТС является отметка в путевом листе, она также проставляется два раза: в начале и в конце смены. Без проверки и соответствующей отметки машина не может быть выпущена на дорогу.

Если водитель ТС поменялся, оформляется еще один путевой лист, на котором также ставится отметка о прохождении ТО. Отметка включает в себя: дату и время ТО, подпись и Ф. И. О. контроллера.

Техосмотр должен проводиться в специальном помещении (боксе), которое должно быть оснащено:

  1. ямой для ТО;
  2. прибором проверки схождения;
  3. шинным манометром;
  4. прибором, определяющим рулевой люфт;
  5. прибором проверки и настройки фар;
  6. мобильной лампой;
  7. газоанализатором;
  8. слесарным инструментом.

Кроме этого помещение должно отапливаться и хорошо проветриваться и иметь комнату отдыха для контроллеров.

При проверке транспортного средства механик заполняет журнал учета прохождения предрейсовых ТО . Это обязательный документ для всех организаций. Унифицированной формы документа нет. Журнал должен включать следующие графы:

  1. информация об автотранспорте (модель, марка, номер регистрации);
  2. ФИО водителя машины;
  3. дата и время проверки;
  4. отметка о прохождении проверки;
  5. подписи водителя и проверяющего.

Справка! Организация может дополнить журнал и другими сведениями, при необходимости.

Образец журнала предрейсового ТО выглядит следующим образом:


Скачать журнал предрейсового ТО

ПТОТС должны проводить все компании-перевозчики. За нарушение этого требования предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ ).