Знаменитым памятником права Древнего Рима являются за-коны XII таблиц (Codex decimviralis Duodecium tabulae). Согласно традиции их составила комиссия децемвиров (десяти мужей) в 451-50 гг. до н.э. Во время ее работы децемвиры сами исполняли должности магистратов. Часть из них долгое время не желала расставаться с чрезвычайными полномочиями и даже пыталась совершить го-сударственный переворот, установить тиранию. Полагают, что при составлении законов XII таблиц децемвиры изучали афинское пра-во. Посольство из Рима было послано в греческие колонии, распо-ложенные на юге Италии. Закончив кодификацию, Апий, старший из децемвиров, якобы сказал: «Законы призваны служить на благо, счастье и благополучие государства».
Текст законов был выбит на 12 досках, которые были выстав-лены на форуме перед зданием сената, их изучали в школе. Ориги-нал утрачен, вероятно навсегда. Доски разрушены во время нашест-вия галлов, до нас дошли только фрагменты из высказываний рим-ских юристов, ученых, писателей, политических деятелей.
По форме эти законы являлись в основном записью, компиля-ций господствующих в то время обычаев, отобранных в интересах господствующего класса, оснащенных юридическими санкциями.
Законы XII таблиц считались у римлян кладезем мудрости. Знаменитый юрист Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил, что в этих законах можно найти «многообразную картину нашей древности». Он утверждал, что «для всякого, кто ищет основы и ис-точники права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы превосходит все библиотеки, всех философов». В Древнем Риме дети по этим законам учились читать.
Проводя кодификацию обычаев, децемвиры стремились со-хранить господствующее положение и привилегии патрициев, но этого им достигнуть полностью не удалось.
57
Плебеи по законам XII таблиц добились в судах формального равенства с патрициями, получили некоторые политические права. Это была их великая победа, так как писаное право ограничивало произвольные толкования обычаев, создавало основу законности, охраняло плебеев от произвола и беззаконий, творимых судьями и патрицианскими магистратами.
Сенат в 304 г. до н.э. постановил, что должностные лица при раз-бирательстве судебных дел, гражданских и уголовных обязывались ру-ководствоваться не шаткими преданиями, а буквой писаного закона.
Законы XII таблиц отражали уровень правового сознания той эпохи. Во времена родового строя, в царскую эпоху действовали ме-ждународные и иные межплеменные обычаи. Субъектом такого обычая являлось племя. К моменту принятия законов XII таблиц обычное право разделялось на два: первое - внутреннее право рим-ской общины - право квиритское, впоследствии получившее название цивильного, или гражданского (ius civile). К нему и относятся законы XII таблиц. Второе право (ius gentium) как бы регулировало внешние отношения Римского государства.
В Риме имелся еще и фециальный устав, в котором преду-сматривались меры по соблюдению международных договоров, описывались обряды при объявлении войны. Со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, по которому квирит- ское право и обычаи существуют только для римских граждан.
В законах имеется ряд статей, в которых сохранились пережитки римской патриархальной общины, ее древние обычаи, они направле-ны на консервацию устоев древности. Браки между патрициями и пле-беями были запрещены. Этот закон был отменен в 445 г. до н.э.
Законы сохраняют распоряжение землей в руках коллектива рим-ской общины. По религиозной традиции земельный надел нельзя было завещать храмам и даже божествам. Земля не должна уходить из-под контроля общины, она должна оставаться ее собственностью. Из этого следует, что частная собственность на земельные участки ограничена.
Купля-продажа, наследование, дарение важных объектов не-движимого имущества (земли, рабов и рабочего скота) обставлены ритуалами, т.е. находились под контролем коллектива общины.
Завещание должно было утверждаться куриатной или даже в особых случаях центуриатной комицией (если отец лишал сына, за-конного наследника, права на его долю наследства). Если человек обрабатывал пустующий участок земли или бесхозный пустырь, то через два года он становился его собственником. Однако это право не распространялось на чужаков. Владеть землей и распоряжаться
58
ею на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула: «мое по квиритскому праву».
Процедура усыновления требовала санкции куриатного соб-рания и великого понтифика. Комиции и жрец могли отказать в ут-верждении этого акта, если переход усыновляемого мог привести к вымиранию, угасанию его прежней фамилии, семьи.
Как пережиток прошлого и заботу о прочности общины, поли-са следует рассматривать фиксацию в законе охраны римской семьи, огромную власть домовладыки (pater familias), главы семейства. Его положение не имеет аналогов у других народов. Глава семьи обладал исключительным правом распоряжения имуществом семьи, как дви-жимым, так и недвижимым, а также имел почти неограниченную власть над женой и всеми нисходящими потомками, включая внуков.
Памятник права закрепил принцип талиона - равное за рав-ное при совершении преступления, что также свидетельствует о пе-режитках родового строя. Большое значение придавалось присяге. Лжесвидетель сбрасывался с Тарпейской скалы.
Законы охраняли права, честь и достоинство сограждан, их формальное равенство. Запрещалось наделять граждан особыми привилегиями. В целях сохранения равенства закон ограничивал расходы на погребение и продолжение траура.
Автор песни, в которой содержится клевета на римского гражданина, мог быть предан смерти. Но без санкции центуриатной ко- миции нельзя было казнить гражданина.
Закон стоял на страже справедливости. Судья, уличенный в подкупе, подлежал смерти.
И наконец, как пережиток древности следует оценить решения, принятые народным собранием. Они имели общеобязательную силу закона для всех римских граждан. Следовательно, в теории римский народ (за исключением рабов, вольноотпущенников и чу-жаков) являлся верховным собственником территории страны, толь-ко ему принадлежала суверенная власть. Всякий, кто предал Родину, совершал измену, всякий, кто предавал врагу соотечественника, подлежал смертной казни.
Защита прав собственника законами XII таблиц охраняется суровыми наказаниями.
Так, виновный в ночной краже урожая подлежал распятию на дереве, за поджог дома и лежащего возле него зерна на преступника надевали оковы, избивали и сжигали.
Право отражало также религиозные представления римлян. Эта связь с религией усматривается и в том, что в ту эпоху блюсти-
59
тели культов, понтифики являлись одновременно толкователями обычаев, были первыми знатоками права. Пренебрежение религи-озными обрядами считалось преступлением. Большое значение придавалось формальным моментам. По законам, явный приоритет имели квириты - мужчины-патриции, способные носить оружие.
Основным источником права объявлялся закон, принятый на-родным собранием. Всякая сделка не должна противоречить закону.
Подробно говорится о границах, межах земельных наделов, давности владения таким наделом и порядке наследования. Закон охранял интересы собственника, ограждал его имущество от неза-конного удержания, особо карались хищения чужой вещи и престу-пления тех, кто покушался на жизнь и здоровье квиритов.
Физическая расправа с нарушителями была основным спосо-бом защиты нарушенного права собственника.
По легенде, Нума Помпилий установил: кто сдвинет или сни-мет межевые знаки земельных наделов, будет проклят богом.
Все объекты собственности делились на две категории: ман- ципированные (res mancipi) и неманципированные (res nec mancipi). В первую входили земля, здания, скот, рабы. Отчуждение таких ве-щей, по законам XII таблиц, могло производиться лишь с соблюде-нием архаических формальностей, что свидетельствовало о неразвитости товарно-денежных отношений.
Обряд манципации применительно к сделке купли-продажи требовал присутствия, кроме продавца и покупателя, весодержателя и пяти свидетелей, которыми могли быть, как правило, римские граждане. На весы клали слиток меди, покупатель касался рукой ку-пленной вещи и произносил установленную формулу.
Судя по всему, обряд манципации преследовал цель затруд-нить чужакам, пилигримам, иностранцам доступ к собственности квиритов, римских граждан. Все другие вещи имели хождение в имущественном обороте без каких-либо обрядов.
Судьба неоплатного должника по законам XII таблиц была не-выносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату, где объявлял сумму долга и его основание. Если оплаты не следовало, кредитор вел должника к себе домой и заключал в оковы. В течение 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на рыноч-ную площадь и объявлять сумму долга. Если никто не желал помочь несчастному и не соглашался отработать за него долг, то должник мог быть продан в рабство за Тибр или убит. При наличии несколь-ких кредиторов должника могли рассечь на части. Отдельные рим-
60
ские юристы полагали, что данная статья в части убийства должника почти не применялась.
Таким образом, по законам XII таблиц власть кредитора над должником была огромной. От долговой кабалы страдали, прежде всего, плебеи. Только по закону Петелия 326 г. до н.э. плебеи добились отмены этого варварского способа защиты интересов кредитора.
Законы XII таблиц определяли права собственников и вла-дельцев земельных участков, порядок наследования, содержали нормы семейного права, определяли преступления и наказания. Они закрепляли огромную власть домовладыки, главы семьи, а так-же степень родства. Он мог убить ребенка-урода, мог трижды про-дать своего сына, мог прогнать свою жену. Закон по-прежнему за-прещал браки между патрициями и плебеями.
Законы содержали перечень наиболее тяжких преступлений. К ним относятся: измена государству, взяточничество судей, злост-ная клевета, особо опасное лжесвидетельство, а также поджог, тай-ное истребление урожая. За кражу в ночное время с оружием, если виновный был пойман с поличным, его разрешалось искалечить, убить на месте. Закон упоминает принцип талиона. «Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое». Закон, однако, разрешал за-менять саморасправу выкупом по соглашению.
Свободный гражданин за преступление мог откупиться. Раб, как правило, отвечал своей жизнью.
Кроме того, римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций.
Умысел считался отягчающим обстоятельством.
В целом, законы XII таблиц - один из первых памятников рабо-владельческого права античного мира, в котором зафиксированы осно-вы жизни римской гражданской общины, закреплены основы институ-та частной собственности. Этот кодифицированный свод сыграл важ-ную роль в развитии знаменитого римского гражданского права.
РЕФЕРАТ
ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Законы XII таблиц»
Составил студентка 1курса группы ВО-39
Зимина Инна Григорьевна
Проверил преподаватель
г.Королев
1.Введение………………………………………………………….….……стр. 3
2.Общая характеристика законов 12 таблиц………………………….......стр. 4
3. Основные черты римского права по Законам XII таблиц……………..стр. 6
4. Заключение.………………………………………………………….......стр. 14
5.Список используемой литературы………..……………………….........стр. 16
Законы XII таблиц.
1.Введение.
Законы XII Таблиц не сохранились. Текст их реконструирован с достаточной достоверностью по произведениям римских юристов и литераторов позднейшего времени, главным образом по комментариям популярного толкователя права Гая (II в.). Как распределялись по отдельным таблицам древние нормы и правила, также известно приблизительно и более по традиции. Вероятно, каждая таблица была посвящена одному из наиболее важных предметов правового регулирования с позиций своего времени. Законами устанавливались не только чисто судопроизводственные правила, но и общие требования жизни в городской общине, в том числе касавшиеся соблюдения принятого порядка, предписаний морали. В этом отношении XII Таблиц многое позаимствовали из священных законов предыдущего времени.
По содержанию Таблицы распределяются следующим образом: О вызове в суд, о завершении судебных дел, об ответственности должника, о семейных и наследственных делах, о приобретении вещей, о пользовании земельным участком, о наказаниях за ущерб, об общественных делах, о порядке при похоронах. ХI-ХII таблицы условно объединяют те правила, которые трудно отнести к определенному разделу, касаются они в основном общегородских дел и отношений между сословными группами населения древней общины.
2.Общая характеристика Законов XII таблиц
Начало республиканского периода ознаменовалось событием, для всего дальнейшего римского праворазвития чрезвычайно важным - именно, составлением и изданием кодекса, известного под названием законов XII таблиц.
Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог "отговариваться незнанием закона". По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.
Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.
Законы XII Таблиц стали первым законченным сводом писаных норм, а также исторической основой для последующего развития права в Риме – в этом их особое значение в истории римского права. Еще спустя несколько веков римский историк Тит Ливии отмечал, что и в его время эти законы почитали за «источник всего публичного и частного права».
Законы XII Таблиц не сохранились. Текст их реконструирован с достаточной достоверностью по произведениям римских юристов и литераторов позднейшего времени, главным образом по комментариям популярного толкователя права Гая (II в.). Как распределялись по отдельным таблицам древние нормы и правила, также известно приблизительно и в основном по традиции. Предположительно, что каждая таблица была посвящена одному из наиболее важных предметов правового регулирования с позиций своего времени. Законами устанавливались не только чисто судопроизводственные правила, но и общие требования жизни в городской общине, в том числе касавшиеся соблюдения принятого порядка, предписаний морали. В этом отношении XII Таблиц многое позаимствовали из священных законов предыдущего времени.
По содержанию Таблицы распределяются следующим образом: о вызове в суд, о завершении судебных дел, об ответственности должника, о семейных и наследственных делах, о приобретении вещей, о пользовании земельным участком, о наказаниях за ущерб, об общественных делах, о порядке при похоронах. ХI-ХII таблицы условно объединяют те правила, которые трудно отнести к определенному разделу, касаются они в основном общегородских дел и отношений между сословными группами населения древней общины.
В законах были очевидны заимствования из греческого права. К числу таких, можно отнести предписания об ущербе, нанесенном животными, о праве убить ночного вора. Сходство с законами Солона обнаруживают и запреты на излишне пышные похороны, на обряды причитаний и др.
Античные авторы придают огромное значение созданию в середине V в. до н.э. законов XII таблиц. В современной историографии многие законы этого кодекса считаются нововведением, ставшим результатом полувековой борьбы плебса. В то же время совершенно очевидно, что новые законы не возникают на пустом месте и обычно опираются как на прежние правовые акты, так и на отраженные в праве социальные явления, ставшие обычаем. Поэтому многие исследователи справедливо полагают, что создание законов XII таблиц – это прежде всего фиксация уже действующего права. Так, появление многих известных законов, содержащихся в XII таблицах, традиция относит еще к периоду первых царей. Примечателен тот факт, что Цицерон, признанный знатоком древнейшего права, при обсуждении различных юридических казусов иногда ссылается одновременно и на древние священные законы, и на нормы XII таблиц. Священные законы значительно древнее децемвирального права, следовательно, упомянутые Цицероном нормы были зафиксированы в XII таблицах уже вторично. Законы о hostes , регламентировавшие правовые и коммерческие отношения Рима с соседними латинскими общинами, также повторяются и в тексте Латинского договора 493 г., и в законах XII таблиц.
3. Основные черты римского права по Законам XII таблиц.
Важной чертой Законов ХП таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи.
Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и само название указанных категорий. Первая называлась res mancipi (рес манципи), вторая - res пес mancipi (рес нек манципи).
Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась mancipatio (манципация).
Слово это происходит от manus - рука. Первоначальное образное представление о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда "манус".
Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи ("хватал раба"), говоря при этом: "Я утверждаю по праву квиритов, что этот... (предположим, раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь". Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.
Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточно сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели чеканить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного веса. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее Законов XII таблиц, знающих уже и денежный штраф.
Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.
Здесь выступает перед нами строгий юридический формализм, который проходит через все законодательство Таблиц.
Присутствие свидетелей, как и все другие условия манци- ^ нации, - дань традиции. Они играли двоякую роль. Запоминая «самый факт сделки и ее условия, свидетели обязывались удостоверять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре); кроме того, они были последним» напоминанием о том контроле, который в свое время осуществляла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами, рабочим скотом. Ее права легко объяснимы. В течение всех первых веков республики римская земля (а затем и италийская) была коллективной собственностью и соответственно с тем называлась ager publicus (агер публикус) - общее поле.
Коллективным было на первых порах и рабовладение. Такой вид собственности, который принято называть античной, возникает благодаря объединению - путем договора или завоевания -нескольких племен, избирающих местом поселения один из родовых поселков. Непременным атрибутом античной собственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая частная собственность развивается в данных условиях как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Античная собственность - это "совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед.лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации"". Античная собственность имела форму государственной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением (possessio). Настоящая частная собственность - и здесь мы снова согласны с Марксом и Энгельсом - появляется у римлян, как и у всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью.
Известный под именем « XII таблиц» (или, по более поздней терминологии, « Законов XII таблиц» ) памятник древнеримского права приписывается обыкновенно децемвирам и датируется 451- 450 гг. до н. э. (Ливий, III, 34- 37. Диодор, XII, 23- 26). До наших дней он сохранился только в скудных, подчас очень темных по своему смыслу отрывках, которые мы находим у позднейших латинских авторов. Кроме того, нередки случаи, когда наши сведения о постановлениях, содержащихся в XII таблицах, ограничиваются сообщениями какого-либо писателя или юриста о том, что будто бы еще в этом памятнике предусматривалось регулирование в определенном направлении тех или иных социальных отношений; при этом точной цитаты этого постановления авторы обыкновенно не дают. Таким образом, у исследователя, занимавшегося восстановлением текста этого памятника, получался двоякого рода материал: с одной стороны, сохранившиеся в литературных источниках (далеко не безупречные с точки зрения полноты и точности) извлечения из этого так называемого « кодекса децемвиров» , а с другой - глухие, порой, быть может, даже неправильно приписываемые XII таблицам сообщения о каких-то юридических нормах, которые действовали в раннюю эпоху Римской республики и которые впоследствии считалось небесполезным реставрировать для защиты интересов консервативных групп правящего класса позднего Рима. Такая двойственность материала вызвала необходимость выделения этой второй группы имевшихся в нашем распоряжении данных о памятнике; такого рода сообщения приводятся, с указанием их автора, в круглых скобках. Наряду с этим для уяснения смысла переводимого текста нам представлялось целесообразным отказаться от лаконизма, присущего памятнику, и дополнить некоторые постановления отдельными словами и даже целыми фразами. Такие дополнения введены в текст в квадратных скобках.
Таблица I
Таблица IV
Таблица VII
. (Авл Геллий, Аттические ночи, XI, 18, 8: Децемвиры предписывали свободных людей, пойманных в краже с поличным, подвергать телесному наказанию и выдавать [головой] тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы; но [в отношении несовершеннолетних] было постановлено или подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию, или взыскивать с них возмещение убытков).
15а . (Гай, III, 191: По закону XII таблиц был установлен штраф в размере тройной стоимости вещей в том случае, когда вещь отыскивалась у кого-либо при формальном обыске или когда она была принесена к укрывателю и найдена у него).
15б . (Гай, Институции, III, 192: Закон XII таблиц предписывает, чтобы при производстве обыска [обыскивающий] не имел никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу).
Если предъявляется иск о краже, [при которой вор не был пойман с поличным], пусть [суд] решает спор [присуждением] двойной стоимости вещи.
. (Гай, Институции, II, 45: Законом XII таблиц запрещается приобретение краденой вещи по давности).
18а . (Тацит, Анналы, VI, 16: Впервые XII таблицами было постановлено, чтобы никто не брал более одного процента [в месяц], тогда как до этого бралось по прихоти богатых).
18б . (Катон, О земледелии, Предисловие, 1: Предки наши имели [обыкновение] и положили в законах присуждать вора к уплате двойной стоимости [украденной вещи], ростовщика к [взысканию] в четырехкратном размере [полученных процентов]).
. (Павел, Libri V sentiarum, II, 12, 11: По закону XII таблиц за вещь, сданную на хранение, дается иск в двойном размере стоимости этой вещи).
20а . (Ульпиан, I, 1, § 2, D., XXVI, 10: Следует заметить, что обвинение [опекуна в недобросовестном отправлении своих обязанностей] вытекает из закона XII таблиц).
20б . (Трифониан, I, 1, § 55, D., XXVI, 7: В случае расхищения опекунами имущества их подопечного, следует установить, не допустим ли в отношении каждого из этих опекунов в отдельности тот иск в двойном размере, который был установлен в XII таблицах против опекунов).
Пусть будет предан богам подземным, [т. е. проклятию], тот патрон, который причиняет вред [своему] клиенту.
Если [кто-либо] участвовал [при совершении сделки] в качестве свидетеля или весовщика, [а затем] отказывается это засвидетельствовать, то пусть [он будет признан] бесчестным и утратит право быть свидетелем.
. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX, 1, 53: По XII таблицам, уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы).
24а . Если брошенное рукой копье полетит дальше, чем целил, пусть принесет [в жертву] барана.
24б . (Плиний, Естественная история, XVIII, 3, 12; 8- 9: По XII таблицам, за тайное истребление урожая [назначалась] смертная казнь… более тяжкая, чем за убийство человека).
. (Гай, I, 236, pr. D., L, 16: Если кто-нибудь говорит о яде, то должен добавить, вреден ли он или полезен для здоровья, ибо и лекарства являются ядом).
. (Порций, Lampo. Decl. in Catil., 19: Как мы знаем, в XII таблицах предписывалось, чтобы никто не устраивал в городе ночных сборищ).
. (Гай, I, 4, D., XLVII, 22: Закон XII таблиц предоставлял членам коллегий [сообществ] право заключать между собою любые соглашения, лишь бы этим они не нарушали какого-нибудь постановления, касающегося общественного порядка. Закон этот, по-видимому, был заимствован из законодательства Солона).
Таблица IX
1- 2 . (Цицерон, О законах, III, 4, 11, 19, 44: Привилегий, [т. е. отступлений в свою пользу от закона], пусть не испрашивают. Приговоров о смертной казни римского гражданина пусть не выносят, иначе как в центуриатных комициях… Преславные законы XII таблиц содержали два постановления, из которых одно уничтожало всякие отступления от закона в пользу отдельных лиц, а другое запрещало выносить приговоры о смертной казни римского гражданина иначе, как в центуриатных комициях).
. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX, 17: Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении [для разбирательства дела] и были уличены в том, что приняли денежную мзду по [этому] делу?)
. (Помпоний, I, 2, § 23, D., 1, 2: Квесторы, присутствовавшие при исполнении смертных приговоров, именовались уголовными квесторами, о них упоминалось даже в законе XII таблиц).
. (Марциан, I, 3, D., XLVIII, 4: Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага [римского народа к нападению на римское государство] или того, кто предает врагу римского гражданина).
. (Сальвиан, О правлении божьем, VIII, 5: Постановления XII таблиц запрещали лишать жизни без суда какого бы то ни было человека).
Таблица X
Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.
Свыше этого пусть не делают. Дров для [погребального костра] пусть топором не обтесывают.
. (Цицерон, О законах, II, 23, 59: Ограничив расходы [на погребение] тремя саванами, одной пурпуровой туникою и десятью флейтистами, закон XII таблиц воспретил также и причитания [по умершим]).
Пусть [на похоронах] женщины щек не царапают и по умершим не причитают.
. (Цицерон, О законах, II, 24, 60: Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине).
6а . (Цицерон, О законах, II, 23, 59: Кроме того, в законах устанавливаются еще следующие [правила]: отменяется бальзамирование [умащивание] рабов и питье круговой чаши. « Без пышного окропления, без длинных гирлянд, без курильниц» ).
6б . (Фест, De verb. signif., 154: В XII таблицах постановлено не ставить перед умершими напитков с миррою).
. (Если кто-нибудь был награжден венком или сам лично, или за своих лошадей и рабов, [выступавших на играх], или если венок был дан ему за его доблесть, то при его смерти не возбранялось возложить венок на умершего как у него дома, так и на форуме, равным образом его родным дозволялось присутствовать на похоронах в венках).
А также золота с покойником пусть не кладут. Но если у умершего зубы были скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом.
. (Цицерон, О законах, II, 24, 61: Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания).
. (Цицерон, О законах, II, 24, 61: Закон запрещает приобретать по давности место захоронения, а равно и место сожжения трупа).
Таблица XI
. (Цицерон, О республике, II, 36, 36: [Децемвиры второго призыва], прибавив две таблицы лицеприятных законов, [между прочим] санкционировали самым бесчеловечным законом запрещение браков между плебеями и патрициями).
. (Макробий, Sat., I, 13. 21: Децемвиры, которые прибавили две таблицы, предлагали народу утвердить исправление календаря).
Таблица XII
. (Гай, Институции, IV, 28: Законом был введен захват вещи в целях обеспечения долга, и по закону XII таблиц это было допущено против того, кто приобрел животное для принесения жертвы, не уплатил за него покупной цены, а также и против того, кто не представит вознаграждения за сданное ему в наем вьючное животное, с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена им на жертвенный пир).
2а . Если раб совершит кражу или причинит вред.
2б . (Гай, Институции, IV, 75, 76: Преступления, совершенные подвластными лицами или рабами, порождали иски об ущербе, по которым домовладыке или собственнику раба предоставлялось или возместить стоимость причиненного вреда, или выдать головою виновного… [Эти] иски установлены или законами, или эдиктом претора. К искам, установленным законами, [принадлежит], например, иск о воровстве, созданный законом XII таблиц).
. (Фест, De verb. signif., 174: Если приносит [на судоговорение] поддельную вещь или отрицает [самый факт] судоговорения, пусть претор назначит трех посредников и по их решению пусть возместит ущерб в размере двойного дохода [от спорной вещи]).
. (Гай, 3, D., XLIV, 6: Законом XII таблиц было запрещено жертвовать храмам ту вещь, которая является предметом судебного разбирательства; в противном случае мы подвергаемся штрафу в размере двойной стоимости вещи, но нигде не выяснено, должен ли этот штраф уплачиваться государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь).
Просматривая другие источники, легко заметить, что в этот термин римляне вносили оттенок враждебности по отношению к данному чужеземцу. Hostis, следовательно, был не только чужестранец, но враг, с которым Рим вел борьбу. Поэтому данный термин употреблялся для обозначения не только внешнего, но также и внутреннего врага. По указанию юриста Павла, «к врагам причислялись те, кого сенат или закон признавал таковыми» (1, 5, § 1; D., IV, 5). Кроме того, трудно допустить, чтобы в эпоху XII таблиц в Риме существовало судебное регулирование отношений граждан с чужестранцами, и ввиду этого правильнее было бы, казалось, придать приведенной выше фразе XII таблиц смысл более грозной и интенсивной охраны спокойствия всей общины, всего ее господствующего класса. Когда дело шло о суде над изменником, гласит, по нашему пониманию, данное указание XII таблиц, приостанавливалось действие правил, ограждавших интересы отдельного гражданина.
Законы ХП таблиц - оригинальный источник для изучения особенностей экономических отношений, социальной структуры, правовых норм в период ранней Римской республики. Законодательство было создано во время острой борьбы между патрициями и плебеями, которые стремились получить право пользования общественной землей, добиться отмены долговой кабалы, политического равенства с патрициями. Согласно традиции по настоянию плебеев в 451 г. до н.э. была образована комиссия из 10 децемвиров для записи действующего право. Работа была закончена в 450 г. до н.э. другой комиссией, в которую входили 5 децемвиров патрицией и 5 децемвиров плебеев. В 449 г. до н.э. общие для патрицией и плебеев законы. Свое название они получили потому, что были начертаны на 12 деревянных досках- таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме. Отличительной чертой Законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Это упущение принималось за "перст божий". Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н.э. Законы стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр. О семейном праве Древнего Рима следует сказать прежде всего, потому что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, т.е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все "подвластные" домовладыке были друг другу агнатами. Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства. Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с родством кровнородственным, когнатическим, в котором нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.
В Древнем Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали жену под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форм, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме).
Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "сине ману", т.е. "без власти мужа". В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном" браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно брак сине ману получил наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака сохранялись, главным образом, в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности. Заботы о содержании семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным; мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой, оно было его собственностью. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману. После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца. Наследники могли, впрочем, не делить наследство, а вести хозяйство сообща, как было при отце.
Наследственное право. Самым существенным в наследственном праве может считаться признание права на наследство и за теми кровными родственниками (когнатами), которые прежде его не имели. Первыми наследовали, конечно, дети, а если их не осталось -- внуки. Когда не было ни тех, ни других, к наследованию призывались братья наследодателя, дядья, племянники. Если их не было, претор предоставлял право наследования всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала последующую. В интересах старых римских фамилий и для обуздания произвола, явившегося следствием гипертрофированного господства частной собственности, в римское право были внесены нормы, ограничивающие свободу завещательных распоряжений. Ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право по крайней мере на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Таким образом в право вводился принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней. Само завещание стало составляться в письменном виде и удостоверяться свидетелями. Право владения. В разговорной речи нередко употребляются слова "собственность" и "владение" в качестве синонимов. Однако уже римские юристы предупреждали: "Не существует ничего общего между собственностью и владением". В римском праве владение определялось как фактическое господство лица над вещью, соединенное, естественно, с желанием осуществлять эту власть для себя. Чего же недостает владению для того, чтобы стать собственностью физического или юридического лица? Чрезвычайно важной "детали" - права распоряжения, т.е. определения судьбы вещи: пользования ею, передачи в залог, дарения, перехода по наследству и т.д. Самым распространенным видом владения было владение провинциальной землей. Ею можно было пользоваться, т.е. извлекать, присваивать приносимый ею доход; однако право собственности на провинциальную землю принадлежало римскому государству и владелец был обязан платить специальный налог. Таким образом, можно владеть вещью, но не иметь на нее права собственности. С другой стороны, нередко собственник по той или иной причине лишен фактического господства над вещью, а значит, и владения. Нельзя стать законным владельцем с помощью купли-продажи, дарения, мены, наследования, т.е. всяким таким способом перехода вещей, которое порождает право распоряжения, а значит, право собственности. И даже в том случае, когда земельное владение (не собственность!), например земельный участок, не "дотянуло" до двух лет, которые закон требовал для приобретения права собственности на него, переходит от отца к сыну по праву наследования, следует считать, что сын владеет первоначально, ибо только таким может и должно быть всякое добросовестное владение вещами Таким образом, может быть сказано, что владение возникает из добросовестного - без применения хитрости или насилия - пользования вещью, собственник которой либо не известен, либо безвестно отсутствует, либо не оказывает сопротивления. Беспрепятственно могут быть "захвачены" и присвоены заброшенные земли, дикие звери и рыбы, впервые открытые клады и пр., т.е. вещи, не находящиеся в чьей-либо собственности. Владение не может, не должно быть вечным: этому препятствует экономический интерес. Нужно, чтобы владелец был заинтересован в улучшении владения, особенно земельного владения, чтобы он относился к нему как к своей собственности (удобрял, орошал, огораживал и пр.).
Важной чертой римского права собственности было под подразделение вещей на два типа - res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу относились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "manus" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности. Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили посредством простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр. Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации, а драгоценная ваза - традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, т.е. салюзаклад должника - долговое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Только в 326 г. до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества. Помимо обязательств из договоров Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы и пр. Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно "поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба". В древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью. (Т. VI. 3: Давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года, в отношении всех других вещей - в один год). Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.
В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:
Оставлять незастроенное место вокруг здания (Т. VII. 1.);
Отступать от границ участка на определенное расстояние (Т. VII. 2.);
Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку (Т. VII. 9 а).
Помимо этого предоставлялось право прохода по чужой земле "Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает". Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью: (Т. VII. 9 б.) Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка, а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб (Т. VII. 10). Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его. Таким образом, по своей сути Законы XII таблиц представляли собой обработку и консолидацию обычного права Рима. Влияние на них оказало греческое право южно-италийских полисов. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе отпечаток религиозных ритуалов. С IV-III вв. Законы корректировались преторскими эдиктами. Формально они действовали до IV в. и были отменены в ходе реформ Юстиниана.
Законы XII таблиц как основа цивильного права
Законы XII таблиц - памятник римского цивильного права, созданный в 451-450 гг. до н.э. Законы XII таблиц были первоначально записаны на 12 деревянных досках. Впоследствии после пожара консулы приказали отлить эти законы на медных таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным.
Причиной для создания законов XII таблиц послужило недовольство плебеев в неясности действующего обычного права. Применение права находилось в то время исключительно в руках патрицианских магистратов, что открывало возможность для всяких злоупотреблений с их стороны. Поэтому первою потребностью плебеев было установить действующее право в форме ясных писанных законов. С этой целью еще в 462 г. до Р. Х. плебейский трибун Терентилий Арса внес проект о назначении комиссии для составления кодекса, однако комиссия была собрана только спустя 8 лет. Особое посольство из трех человек отправили в Грецию для ознакомления с греческим правом и с законодательством Солона. В 451 г. была избрана комиссия из 10 человек, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.
Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. Возможно, что те или другие детали в изложенной выше истории возникновения законов XII таблиц переданы нам не совсем верно, но отрицать на этом основании самое существование их, как прямого законодательного памятника, и притом приблизительно указанного времени, невозможно.
(Итальянский ученый Паис в своей «Истории Рима», приходит к заключению, что Законы XII таблиц, есть не что иное, как частный юридический сборник, составленный в начале III в. до н.э. неким Кн. Флавием. Еще дальше пошел в этом направлении французский ученый Ламбер. По его мнению XII таблиц как особый законодательный памятник так же мало достоверен как 2 доски Моисеевых заповедей. Эти попытки опровергнуть даже само существование законов XII таблиц встретили серьезный и вполне убедительный отпор со стороны всех наиболее видных представителей современной науки. Так, например, Жирар среди многих других соображений усматривает невозможность позднего появления XII таблиц уже ввиду самого характера содержащихся в них положений: положения эти предполагают общество мелких земледельцев, архаический процесс, небольшую территорию (venditio trans Tiberim было бы бессмыслицей не только в начале II в. до Р. Х., но и значительно ранее) и т. д. Затем, с гипотезой Пайса или Ламбера совершенно не вязались бы многочисленные довольно ранние законы, отменяющие или дополняющие правила XII таблиц (например, lex Aquilia, lex Furia de legatis и т. д.).)
Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.
В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой для общего для патрициев и плебеев единого цивильного (квиритского) права, предназначенного исключительно для римских граждан.
По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Небольшое влияние на них оказало греческое право южно-италийских полисов. Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".
Современные ученые неоднократно пытались собрать воедино все положения Законов XII таблиц и расположить их в таком порядке, в каком они находились на каждой из первоначальной таблиц. При этих попытках реконструкции руководствовались следующими соображениями. В дошедшем до нас Юстиниановском своде сохранились выдержки из комментариев к XII таблицам, написанного Гаем и состоявшего из шести книг. Предположив, что Гай следовал порядку таблиц и каждую книгу своего комментария посвящал двум таблицам подлинного законодательства, на основании содержания известных нам отрывков Гая ученые пришли к следующему выводу. Таблицы располагаются следующим образом:
Таблица I - «О судебном производстве» (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право, судебный процесс).
Таблица II - «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).
Таблица III - «О займах и правах кредитора» (заём, кредит и кредитные ставки).
Таблица IV - «Права отцов семейства» (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей).
Таблица V - «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).
Таблица VI - «О собственности и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).
Таблица VII-VIII - «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» (земельное (соседское) право).
Таблица IX - публичное право, об общественных делах (равных).
Таблица Х - погребальное (церемониальное) право.
Таблица XI - божественное право (религиозные обряды).
Таблица XII - брачное право (мужа).
Из приведенного перечня общего содержания видно, что Законы XII таблиц касались почти исключительно гражданского права и процесса. Из других областей (права государственного или уголовного) есть только несколько совершенно разрозненных постановлений.
Законы XII таблиц были построены, с одной стороны, по древнему казуистическому принципу, с другой - по приемам религиозной заповеди: большинство норм начиналось с повелительного запрета, или напротив, разрешения («Да будет свободен...», «Пусть не уплативший...» и т.д.). Там, где полагалось наказание или конкретное решение правовой ситуации законы были строго определенны и формальны: заинтересованным лицам или суду не предлагалось никаких вариантов правовой оценки, никаких возможностей учесть какие-то случайные, но существенные для дела обстоятельства.
Уголовно-правовые постановления отличаются крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай «с обработанного плугом поля». Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство). Оскорбление, побои и членовредительство - компенсировались штрафом. Государственные преступления - устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др.Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту.
Собственность. Разделение вещей на две категории: res mancipi - земля, рабы, рабочий скот; res пес mancipi - все остальные вещи.
Отчуждение res mancipi должно было совершаться в строго установленной форме - mancipatio (манципация): продавец и покупатель приглашали не менее пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот раб принадлежит мне и я купил его за эту медь» . Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде были достаточными основаниями для признания сделки недействительной. Уплата денег без манципации было еще недостаточно, для возникновения права собственности.
Все другие вещи переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи, не нуждающиеся в манципации» res пес mancipi.
Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn (кабала). По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку» (заточение в оковах). Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство. В 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено.
Семейные отношения - неограниченная власть домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим. Все живущие под крышей его дома были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства». По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).
В Риме существовали три формы заключения браков. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационноой форме). Третья форма брака «сине манну» - возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидность брака между патрициями и плебеями. Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке «сине манну» жена приносила приданое (в «правильном» браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оно возвращалось. С течением времени именно браку «сине манну» было обеспеченно наибольшее распространение. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке «сине манну».
Вывод
Квиритское право несло в себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства - общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством, и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина. Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества, и даже с постепенным усилением в нем светского начала оно многое сохранило от религиозной торжественности и ритуальности.
Квиритское право отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в архаическом праве регулировались имущественные отношения и в первую очередь - отношения собственности. Большое значение имело строжайшее соблюдение торжественных процедур и обрядов. Формализм был одним из условий поддержания в раннеклассовом обществе устойчивого правопорядка, способствовавшего сохранению и воспроизводству патриархального уклада жизни. И именно Законы XII таблиц служили основой всего патриархального уклада жизни архаичного периода истории римского права.
Законы XII таблиц формально продолжали действовать в классический период. И были официально отменены в VI в. н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана.