Как оформить замещение по должности с государственной тайной? О порядке приема на работу граждан, подлежащих допуску к секретным сведениям, и оформления допуска должностным лицам и гражданам российской федерации к государственной тайне Без проведения конк

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности государственной гражданской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента РФ.

Конкурс -- это, по существу, замещение должности в порядке соревнования, и он может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания. Претенденты на замещение соответствующей должности сами заявляют о своем желании посостязаться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценивают их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.

Конкурс не проводится:

  • - при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники);
  • - при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
  • - при заключении срочного служебного контракта;

при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться также при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы. Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).

На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещается следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

  • - личное заявление;
  • - собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;
  • - копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
  • - документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:
  • *копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;
  • *копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
  • *документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
  • *иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке. Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Документы, указанные в пункте 7 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, представляются в государственный орган в течение 30 дней со дня объявления об их приеме. Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме. При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе. При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным федеральными законами «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон)

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы и проводится в соответствии с порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий и ;

2) при назначении на должности гражданской службы категории , назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных , и Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс может не проводиться:

1) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений , составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;

2) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

Претенденту на замещение должности гражданской службы следует предварительно ознакомиться с ограничениями и запретами, связанными с гражданской службой, а также требованиями к служебному поведению гражданского служащего, определенными ст. 16, 17, 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Для участия в конкурсе на замещение вакантной должности и включение в кадровый резерв гражданин представляет следующие документы:

2. заполненную и подписанную утвержденной Правительством Российской Федерации, сфотографией;

3. копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

4. документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы;

5. копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документыподтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

6. копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

7. документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению(Медицинская справка по форме № 001 ГС/у);

8. иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Гражданский служащий Главного управления, изъявивший желание участвовать в конкурсе представляет:

1. личное заявление для либо ;

Гражданский служащий иного государственного органа , изъявивший желание участвовать в конкурсе представляет:

1. личное заявление для либо ;

2. заполненную и подписанную утвержденной Правительством Российской Федерации, сфотографией.

Добрый день, Евгения!

Частью 2 ст. 22 Закона N 79-ФЗ и п. 3 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112) установлено, что конкурсные процедуры не проводятся:

а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)".

Необходимо, чтобы должности категорий "руководители", "помощники (советники)" соответствовали должностям из реестров должностей федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации (ст. 10 Закона N 79-ФЗ). Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574;

б) назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ;

в) заключении срочного служебного контракта;

г) переводе на иную, соответствующую квалификации госслужащего и не противопоказанную по состоянию здоровья должность гражданской службы в случае невозможности исполнять должностные обязанности по замещаемой должности на основании медицинского заключения (ч. 2 ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

д) назначении на иную должность гражданской службы при сокращении должностей или упразднении государственного органа.

Так, гражданскому служащему, который замещает сокращаемую должность гражданской службы в госоргане либо должность гражданской службы в упраздняемом госоргане, может быть предоставлена иная должность гражданской службы в том же или другом госоргане при наличии письменного согласия этого служащего и с учетом требований, предусмотренных в п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 79-ФЗ. В данном случае государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются. Такие выводы следуют из ч. 1 ст. 31 названного Закона;

е) переводе гражданского служащего на иную должность, предложенную ему в случае отказа от ротации по причинам, которые указаны в ч. 8 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ (ч. 9 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ);

ж) назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в соответствующий кадровый резерв. Конституционный Суд РФ указал следующее. Особый внеконкурсный порядок, в котором на должность государственной гражданской службы назначаются состоящие в кадровом резерве лица, не означает, что у лица из кадрового резерва федерального государственного органа возникает право замещать конкретную вакантную должность. Такие правовые последствия включения в кадровый резерв Законом N 79-ФЗ не предусмотрены (см. Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2016 год).

На государственной гражданской службе формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта РФ, кадровый резерв государственного органа субъекта РФ (ч. 1 ст. 64 Закона N 79-ФЗ).

Положение о кадровом резерве федерального государственного органа утверждено Указом Президента РФ от 01.03.2017 N 96.

Конкурс может не проводится в следующих случаях (ч. 3, 4 ст. 22 Закона N 79-ФЗ, п. 4 Положения о конкурсе):

При назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Степени секретности документов ("особой важности", "совершенно секретно", "секретно") установлены ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203.

Перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утверждается в каждом конкретном случае нормативным актом государственного органа (см., например, Приказы Минтранса России от 28.06.2013 N 226, Минэнерго России от 23.10.2013 N 737);

Назначении на должности младшей группы должностей гражданской службы.

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ ГРАЖДАН НА ДОЛЖНОСТИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ДОСТУП К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Курки Анна Юрьевна
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
магистрант факультета магистратуры и аспирантуры


Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты приема на работу граждан на должности, предполагающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В данном случае процедура приема на работу имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо знать, как кадровому работнику, так и гражданину, претендующему на соответствующую должность.

FEATURES OF HIRING CITIZENS FOR POSITIONS INVOLVING ACCESS TO INFORMATION CONSTITUTING A STATE SECRET

Kurki Anna Yurevna
Volga Institute of management named after P. A. Stolypin – the branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation
Undergraduate faculty of graduate and postgraduate


Abstract
The article discusses the main aspects of hiring citizens for positions involving access to information constituting a state secret. In this case, the procedure of recruitment has a number of specific features that you need to know how HR employee and citizen applying for the post.

Библиографическая ссылка на статью:
Курки А.Ю. Особенности приема на работу граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]..03.2019).

Государственная тайна - согласно определению, принятому в российском законодательстве, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства .

Доступ к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну .

Государственная тайна строго охраняется законом, в связи с чем, прием на работу граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям данной категории, несколько осложняется, а сама процедура может затянуться на месяц, а то и на два.

Помимо этого, процедура приема на работу граждан в организации, где предусматривается наличие у сотрудников допуска к государственной тайне, предполагает ряд обязательных аспектов. В противном случае, их игнорирование может привести к негативным последствиям, затрагивающим как организацию, так физическое лицо.

Во избежание совершения каких-либо ошибок при приеме на работу граждан на должности, предполагающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, кадровик должен внимательно изучить законодательство Российской Федерации в данной области и знать на какой документ можно сослаться при выполнении тех или иных кадровых операций.

Нормативно- правовые документы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (глава 10 и 11) – именно они регламентируют процесс заключения трудового договора и этапы приема на работу ;
  2. Постановление Правительства от 06.02.2010 № 63 – определяет порядок доступа должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, устанавливает формы учетной документации и перечень документов, необходимых для оформления такого допуска ;
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 № 989н – утверждает перечень медицинских противопоказаний для работы с государственной тайной, определяет правила получения должностными лицами и гражданами Российской Федерации справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и устанавливает срок действия такой справки ;
  4. Закон «О государственной тайне» устанавливает временные ограничения для работников, имеющих доступ к государственной тайне, закрепляет степени секретности, а соответственно и формы допуска для работы со сведениями, составляющими государственную тайну .

Этапы приема на работу

Процедура приема на работу граждан на должности, предусматривающие допуск к сведениям, составляющих государственную тайну, включает в себя следующие этапы:

1. Предоставление гражданином перечня необходимых документов при поступлении на работу. Базовый перечень таких документов отражен в ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации , однако данный перечень следует дополнить такими документами, как:

  • справка об отсутствии медицинский противопоказаний для работы с использований сведений, составляющих государственную тайну;
  • фото 4Х6 (2 шт);
  • заграничный паспорт (если имеется);
  • копия свидетельства о заключении и (или) расторжении брака (если имеются);
  • копии свидетельств о смерти близких родственников (если имеются);
  • копии документов о вручении государственных наград, почетные грамоты и т.д.

Кадровый работник должен обратить внимание на наличие тех сведений, которые могут послужить основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне:

Судимость гражданина;

Наличие медицинских противопоказаний;

Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей.

Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне определяется номенклатурой должностей работников , подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Следовательно, прием на работу граждан на соответствующие должности должен вестись строго в соответствии с номенклатурой.

2. Знакомство кандидата с нормами законодательства в области защиты государственной тайны, в частности с его правами и обязательствами, социальными гарантиями и ограничениями, которые вступят в силу с момента оформления гражданину допуска к государственной тайне и подписания им трудового договора.

3. Работник кадрового подразделения проверяет соответствие предоставленных гражданином документов с пунктами рукописной анкеты кандидата (форма анкеты установлена Постановлением Правительства РФ № 63 ). После проверки и конечного редактирования, подписанная кадровым работником и заверенная печатью анкета кандидата, вместе с фото 4Х6 и медицинской справкой передаются в режимно-секретный отдел организации.

4. Работник режимно-секретного отдела проверяет правильность заполнения анкеты, клеит на нее фото кандидата, подписывает ее, заверяет печатью.

ВАЖНО ПОМНИТЬ: с момента заполнения анкеты кандидатом, она действительна ровно 1 месяц. Если по каким-либо причинам допуск кандидату не был оформлен в установленный срок, анкета заполняется повторно.

Затем кандидату оформляется карточка-допуск (форма установлена Постановлением Правительства РФ № 63 ), в которой отображается его ФИО, дата рождения, место регистрации и фактического проживания, вносятся сведения о заграничном паспорте, образовании, близких родственниках и т.д. Карточке присваивается номер, на лицевой стороне клеится фото кандидата, после чего ее подписывает начальник режимно-секретного отдела и заверяет печатью.

Вернемся к номенклатуре должностей:

а) если согласно нее, должность предусматривает наличие у работника допуска с проведением проверочных мероприятий, то режимно-секретный отдел готовит необходимый пакет документов и направляет его совместно с анкетой и карточкой-допуском в органы безопасности. После возвращения карточки-допуска с соответствующей отметкой на ее обороте о завершении проверочных мероприятий, руководитель принимает решение о допуске кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну.

б) если граждан претендует на должность, предполагающую 3 форму допуска без проведения проверочных мероприятий, а сведения, представленные кандидатом в анкете, не вызывают сомнения относительно их достоверности, руководитель вправе самостоятельно принять решение о его допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

Решение руководителя о допуске будущего сотрудника к государственной тайне отображается на оборотной стороне карточки путем проставления подписи руководителя организации и ее заверения печатью.

5. Только после того, как допуск кандидату оформлен, работодатель имеет право заключить с гражданином, претендующим на должность, предполагающую работу со сведениями, составляющими государственную тайну, трудовой договор .

На этом этапе сотрудникам кадрового подразделения важно помнить, что помимо трудового договора, с гражданами, претендующими на вышеуказанные должности, заключается обязательство (дополнение к трудовому договору) о не разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Обязательство (дополнение к трудовому договору) так же составляется в 2-х экземплярах и подписывается работником. Один экземпляр трудового договора и обязательства (дополнения к трудовому договору) хранятся в кадровом подразделении, второй – передается работнику, в отношении которого были составлены данные документы.

Последующие этапы оформления приема на работу достаточно стандартны: издается приказ, оформляется запись в трудовой книжке, заполняется личная карточка на сотрудника. В целом можно сделать вывод, что данная процедура приема на работу незначительно отличается от вполне привычных для нас этапов. Однако нарушение или несоблюдение сотрудниками кадрового отдела вышеперечисленных этапов приема

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 N 989н “Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использований сведений, составляющих государственную тайну” (Зарегистрировано в Министерстве юстиций Российской Федерации 11.10.2011 № 22016) // Российская газета. 2011. № 234.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РАСПОРЯЖЕНИЕ

    О порядке приема на работу граждан, подлежащих допуску к секретным
    сведениям, и оформления допуска должностным лицам и гражданам
    Российской Федерации к государственной тайне

    В соответствии с п.3 ст.21 Федерального закона Российской Федерации "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ , ст.21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года N 5485-1 , Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 года N 3-1) и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" от 28 октября 1995 года N 1050

    предлагаю:

    1. Утвердить Рекомендации работникам кадровых подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств, находящихся в ведении Минтранса России, и их территориальных органов при приеме на работу граждан, подлежащих оформлению на допуск к секретным сведениям.

    2. Работникам кадровых подразделений Минтранса России, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств, находящихся в ведении Минтранса России, и их территориальных органов исключить случаи представления на подпись проекты приказов о назначении на должности и трудовые договора (контракты) с гражданами, которым по характеру занимаемой должности необходим доступ к государственной тайне, до оформления допуска по соответствующей форме.

    3. Рекомендации работникам кадровых органов Министерства транспорта Российской Федерации по оформлению на работу граждан, подлежащих допуску к секретным сведениям от 01.12.2003 N МГ-6/636 считать утратившими силу.

    4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на начальника Специального отдела (Е.Л.Капустин).

    Заместитель Министра
    С.А.Аристов


    Для служебного пользования
    Экз. N ______

    РЕКОМЕНДАЦИИ
    работникам кадровых подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств,
    находящихся в ведении Минтранса России, и их территориальных органов
    при приеме на работу граждан, подлежащих оформлению на допуск к секретным сведениям
    (составлены в соответствии с постановлением Правительства
    Российской Федерации от 28 октября 1995 года N 1050)

    1. Общие положения

    Допуск граждан, работающих в Министерстве транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, федеральных агентствах, находящихся в ведении Министерства, и их территориальных органах к государственной тайне осуществляется Министром (заместителем Министра - курирующим подразделение или организацию), руководителями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, и их территориальных органов, в порядке, установленным Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (N 1050, 1995 год).

    Указанные руководители несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" необходимы им для выполнения должностных (функциональных) обязанностей.

    Основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

    - признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти тяжкие преступления;

    - наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации;

    - постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

    - выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

    - уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

    В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

    первая форма - для граждан, допускаемым к сведениям особой важности;

    вторая форма - для граждан, допускаемым к совершенно секретным сведениям;

    третья форма - для граждан, допускаемым к секретным сведениям.

    Перечень должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, утверждаемой Министром транспорта Российской Федерации, руководителями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, и их территориальных органов после согласования ее с органами безопасности.

    Граждане, которым по характеру занимаемой должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

    Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий компетентными органами не допускается .

    Допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению Министра, руководителей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств и их территориальных органов в соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" .

    Прекращение допуска гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такое условие предусмотрено в договоре (контракте).

    2. Оформление допуска

    Подготовка проверочных материалов на граждан, оформляемых (переоформляемых) на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется работниками кадровых подразделений Министерства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств и их территориальных органов.

    Направлять граждан в подразделение по защите государственной тайны (Специальный отдел) и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается .

    Работники кадровых подразделений в ходе беседы с оформляемым на работу (службу) гражданином сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о рождении и т.д.), уточняют отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, работал ли (служил) на режимных объектах, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне.

    На каждого гражданина, оформляемого на допуск по первой или второй форме, работники кадровых подразделений представляют в подразделение по защите государственной тайны (Специальный отдел) следующие документы:

    - анкета (форма 2);

    - 3 экземпляра списка на оформляемого гражданина и его близких родственников (отца, мать, братьев, сестер и детей старше 16 лет), а также на жену (мужа), в том числе бывших (форма 4). При этом на каждую фамилию составляется отдельный список.

    На граждан, оформляемых на допуск по третьей форме, работниками кадровых подразделений составляются общие (в алфавитном порядке) списки лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), а на руководителей организаций, назначаемых Минтрансом России, руководителями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств - списки (форма 4) по каждому лицу отдельно.

    Списки утверждаются Министром (заместителем Министра), руководителями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств.

    Работники кадровых подразделений обязаны своевременно информировать Специальный отдел обо всех изменениях в анкетных данных граждан, допущенных к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, для решения вопроса о целесообразности переоформления им допуска в соответствии с порядком, установленным Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

    Форма 2. Анкета (заполняется собственноручно)

    1. Фамилия

    Место
    для

    фотографии

    Отчество

    2. Если изменяли фамилию, имя или отчество, то укажите их, а также когда, где и по какой причине изменяли

    3. Год, число, месяц и место рождения (село, деревня, город, район, область, край, республика)

    4. Гражданство (если изменяли, то укажите, когда и по какой причине)

    5. Образование (когда и какие учебные заведения окончили, номера дипломов) Специальность по диплому Квалификация по диплому

    6. Ученая степень, ученое звание (когда присвоены, номера дипломов)

    7. Какими иностранными языками и языками народов Российской Федерации владеете и можете объясняться (владеете свободно)

    8. Были ли Вы и Ваши близкие родственники судимы (когда и за что)

    9. Были ли за границей (где, когда и с какой целью)

    10. Выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая учебу в высших и средних учебных заведениях, военную службу, работу по совместительству, предпринимательскую деятельность и т.п.)

    Месяц и год

    Должность с указанием предприятия, учреждения, организации

    Местонахождение предприятия, учреждения, организации

    поступ-
    ления


    X. Необходимо именовать предприятия, учреждения и организации так, как они назывались в свое время, военную службу записывать с указанием должности и номера воинской части.

    11. Ваши близкие родственники (отец, мать, братья, сестры и дети), а также муж (жена), в том числе бывшие

    Степень родства

    Фамилия, имя, отчество

    Год, место рождения

    Место работы, должность

    Адрес места жительства


    X. Если родственники изменяли фамилию, имя, отчество, то необходимо указать их прежние фамилию, имя, отчество.

    12. Имеются ли у Вас или мужа (жены) родственники, постоянно проживающие за границей (укажите их фамилию, имя отчество, год рождения, степень родства, место жительства, с какого времени они проживают за границей).

    13. Имеете ли Вы заграничный паспорт

    14. Отношение к воинской обязанности и воинское звание

    15. Домашний адрес и телефон

    16. Паспорт или документ, его заменяющий

    (номер, серия, когда и кем выдан)

    17. Дополнительные сведения (государственные награды, участие в выборных представительных органах, а также другая информация, которую оформляемый желает сообщить о себе).

    18. Мне известно, что заведомо ложные сведения, сообщенные о себе в анкете, могут повлечь отказ в оформлении допуска. На проведение в отношении меня проверочных мероприятий органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации согласен(на).


    Фотография и данные о трудовой деятельности и об учебе оформляемого лица соответствуют документам, удостоверяющим личность, записям в трудовой книжке, документам об образовании и воинской службе.

    (подпись и фамилия работника кадрового аппарата)

    СПИСОК
    на оформляемого гражданина и его близких родственников

    Форма 4. Список на оформляемого гражданина и его близких родственников

    На оформляемого

    Степень родства

    Фамилия, имя, отчество

    Число, месяц, год и место рождения

    Место жительства

    Форма 6. Список лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям

    Форма 6

    УТВЕРЖДАЮ

    Руководитель учреждения

    СПИСОК
    лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям по

    (наименование организации)

    Фамилия, имя, отчество

    Год и место рожде-
    ния

    Граж-
    дан-
    ство

    Место работы и долж-
    ность

    Место житель-
    ства

    Откуда и когда прибыл

    На какую долж-
    ность офор-
    мля-
    ется

    Где и когда был за грани-
    цей

    При-
    ме-
    ча-
    ние

    Руководитель подразделения

    (наименование)

    (подпись)


    Примечание. В графе 7 указывается прежнее место работы, наименование и юридический адрес организации, и прежнее место жительства.