Как оформлять аварию по европротоколу через мобильное приложение. Оформление европротокола через мобильное приложение Программа дтп европротокол

Первое, что необходимо знать о новом приложении "ДТП.Европротокол", разработанном РСА – это то, что оно пока ещё достаточно "сырое" – имеет немало недоработок и иногда выдаёт ошибки (по опыту редакции), его разрабатывали спешно, но, тем не менее, интерфейс достаточно понятный и удобный. А ещё на 08 Июля 2019 года оно практически ненужное (ниже объясняем, почему). В статье мы расскажем обо всех преимуществах и недостатках приложения для оформления европротокола и приведём инструкцию по работе с ним в случае ДТП.

Что за приложение ДТП.Европротокол?

Это программа, представленная на сегодняшний день Российским союзом автостраховщиков, для упрощённого оформления ДТП по страхованию ОСАГО (для Каско оно не работает):

  • для водителя её плюс в том, что в теории можно сделать всё гораздо проще, без лишней писанины и упорядоченно,
  • для страховщиков преимущество заключается в достоверности информации – все фото передаются в контексте текущей геолокации и достоверной даты, которые не могут быть изменены водителем.

На сегодня программа доступно на 2 платформы телефонов:

Перейдя по ссылкам, Вы обнаружите, что средний рейтинг по отзывам автолюбителей у этого приложения – твёрдая двоечка (по состоянию на дату написания статьи). И это неспроста. Фактически, на сегодня оно бесполезное, потому что:

  • Вам всё равно придётся заполнить извещение о ДТП,
  • Вы всё равно обязаны предоставить копию извещения в страховую компанию,
  • Вы также не имеете права приступать к ремонту авто в течение 15 дней после аварии.

В целом, приложение ДТП.Европротокол – это просто дополнение к стандартному порядку оформления ДТП – помимо всё тех же обязанностей, Вы можете воспользоваться программой для уведомления своего страховщика по ОСАГО о случившемся страховом случае. Но тех самых прочих обязанностей с Вас оно не снимает, и Вас ждут те же процедуры: заполнение извещения, фотографирование обстоятельств и машин, уведомление страховщика виновником ДТП.

Обязан ли я пользоваться приложением?

Нет. Такой обязанности нет ни у одной категории водителей, согласно действующему Федеральному закону "Об ОСАГО". Но есть категория автолюбителей, для которых предусмотрен повышенный лимит возмещения по европротоколу – 400 000 рублей вместо стандартных 100 000 рублей . К этой категории относятся жители 4 локаций России:

И именно для них ФЗ предписывает обязательно два варианта оформления аварии без участия сотрудников ГИБДД:

  • либо через описываемое нами мобильное приложение ДТП.Европротокол,
  • либо если автомобиль оборудован системой ГЛОНАСС, которая также способна передавать геолокацию в базу РСА.

Зачем оно нужно?

Хороший вопрос, учитывая то, что мы пишем о его бесполезности на текущий момент! Дело в том, что с 1 октября 2019 года оно станет обязательным для всех категорий водителей, а лимиты по европротоколу будут также для всех уже не 100 тысяч, а все 400. Это устанавливает ФЗ №223, вносящий соответствующие изменения в ФЗ "Об ОСАГО".

Очевидно, по крайней мере, остаётся надеяться, что приложение к этому времени станет нести бóльшую пользу.

Официальный порядок оформления ДТП – инструкция

Как мы уже писали выше, ДТП.Европротокол – достаточно удобное и понятное приложение, хотя и с немалым количеством ошибок и недоразумений. Так, если у Вас более одного автомобиля, то добавить оба в одно приложение не получится – придётся заводить 2 учётные записи и каждый раз перелогиниваться.

Итак, как официально оформить ДТП по европротоколу через приложение "ДТП.Европротокол"?

1. Прежде всего, Вам нужен смартфон на iOS или Andriod, на который необходимо установить приложение по одной из ссылок выше.

2. Далее откройте приложение, где Вам будет представлен начальный экран с выбором двух услуг: Европротокола или проверки полиса ОСАГО . Выбирайте пункт "ДТП.Европротокол".

3. Теперь Вам нужно зарегистрировать в приложении, для чего нужно будет ввести следующие данные:

  • придуманный Вами логин и пароль, а также подтвердить пароль,
  • данные транспортного средства: госномер, VIN, номера кузова и шасси,
  • серию и номер полиса ОСАГО,
  • способ подтверждения Вашей личности и заполненных данных: по Email или по телефону,
  • а также согласиться с пользовательским соглашением.

4. На этом регистрация автомобиля закончена. Как мы уже упоминали выше, если у Вас 2 и более автомобилей, то под каждый придётся заводить новые логин и пароль.

Нижеследующие пункты Вам понадобятся уже непосредственно для оформления ДТП с помощью приложения.

5. Теперь Вам нужно стандартно заполнить извещение о ДТП – бланки выдают при покупке полиса ОСАГО. Заполняются 2 бланка обоими участниками, каждый столбец, где вводятся данные автомобилей и участников аварии, заполняются отдельно – то есть Вы заполнили свой бланк, не заполняя столбец с данными водителя Б, второй водитель аналогично, далее Вы меняетесь частично заполненными европротоколами и заполняете пустые поля как второй участник ДТП.

6. Теперь заходим в приложение. Для регистрации ДТП Вам нужно будет выбрать соответствующий пункт в меню, появившемся после создания учётной записи под Ваш полис ОСАГО.

Для оформления Вам нужно будет последовательно выполнить 4 простых шага:

  1. ввести данные полиса второго участника для проверки выполнения условий возможности оформления аварии по европротоколу,
  2. сфотографировать по подсказкам приложения заполненный европротокол, обстоятельства ДТП и повреждённые машины,
  3. нажать кнопку для определения координат места страхового случая,
  4. и ввести дополнительные данные, необходимые для завершения оформления.

Как видите, всё достаточно просто! Но есть существенное "но" – помимо самого приложения, Вам придётся пройти все те же стандартные процедуры, предусмотренные законом. Приложение их не заменяет, а только дополняет. Именно поэтому мы и писали о его ненужности на сегодняшний день.

7. Теперь ещё раз сфотографируйте обстоятельства ДТП и повреждения уже для себя – после загрузки сфотографированных для приложения медиаданных доступа к ним у Вас, увы, не будет.

8. Виновнику аварии обязательно в течение 5 дней нужно отправить свой бланк заполненного извещения в свою страховую компанию и заполучить доказательства вручения (отметку о принятии или отправить в течение этого же срока почтой заказным письмом). Также виновнику запрещается приступать к ремонту авто до осмотра страховой в течение 15 дней.

Это важно! При невыполнении одного из условий выше Вас может ждать регресс от страховой .

На этом инструкция по оформлению аварии с помощью приложения ДТП.Европротокол завершена. Как видите, программа достаточно удобная и интуитивно понятная.

Европротокол пользуется все большим успехом у автомобилистов, попавших в легкое ДТП. Среди тех, кто обратился за выплатой по прямому возмещению ущерба, то есть к своему страховщику, треть оформила ДТП по Европротоколу. Это довольно много.

Всего в прошлом году к своим страховым компаниям обратились 1 658 123 автовладельца. Это две трети от всех страховых случаев по ОСАГО. Из них Европротокол оформили 540 600 человек.

Кто имеет право на упрощенный порядок?

Напомним, что Европротокол - это упрощенный порядок оформления аварии без вызова ГИБДД. Столкнулись две машины, водители заполнили бланк извещения и разъехались. После чего каждый подал этот бланк в свою страховую компанию.

Впрочем, воспользоваться таким простым оформлением можно лишь при определенных условиях:

В аварии участвовали только два автомобиля;

Оба владельца застрахованы по ОСАГО;

Не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пассажиров, пешеходов;

Ущерб причинен только автомобилям участников ДТП, не пострадало имущество третьих лиц;

У участников ДТП нет разногласий по обстоятельствам происшествия и причиненным повреждениям.

При этом надо иметь в виду, что лимит выплат по Европротоколу ограничен 50 тысячами рублей. Для 68 процентов случаев этого покрытия вполне хватает. Если вы считаете, что ремонт обойдется дороже, лучше позвонить в ГИБДД и действовать по указаниям дежурного.

Есть, конечно, исключение из этого правила: в четырех регионах - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область - лимит по Европротоколу ограничен лимитом по ОСАГО. То есть 400 тысячами рублей. Но при этом требуются такие подтверждающие данные, что процедура становится очень сложной.

Если трезвость второго водителя вызывает подозрения, лучше вызвать на место аварии ДПС.

Если водители не могут решить, кто из них ехал на красный свет или кто кому не уступил дорогу, лучше вызвать ГИБДД.

Если водитель машины, которую стукнули в задний бампер, утверждает, что царапина на переднем крыле тоже относится к этой аварии, лучше также звонить в ГИБДД.

Проверка полиса

Для окончательного принятия решения необходимо лишний раз убедиться, что полис ОСАГО у второго участника действующий и подлинный, а также неплохо убедиться в том, что полис имеет отношение к тому, кто был за рулем. Проверить его не сложно. Достаточно зайти на сайт Российского союза автостраховщиков . Там прямо на заглавной странице есть ссылка под названием "Проверить полис ОСАГО". Идем по этой ссылке и получаем массу возможностей для проверки. Пройдя по ссылке "Сведения для страхователей о застрахованных транспортных средствах", можно ввести номер полиса и получить информацию о регистрационном и идентификационном номерах машины, действует или нет полис, а также название страховой компании, где застрахована ответственность автовладельца.

По ссылке "Сведения для потерпевших и других участников ДТП о наличии действующего договора ОСАГО в отношении определенного лица или транспортного средства" можно указать регистрационный или идентификационный номер машины и получить информацию о полисе ОСАГО. Причем, если круг лиц, допущенных к управлению, ограничен, то можно внести данные о правах второго участника и получить подтверждение, что на него полис распространяется.

Если полис не найден, или водитель в него не вписан - лучше вызвать ГИБДД.

Где получить бланк Европротокола?

Бланком Европротокола в простонародье называют "Извещение о ДТП". Этот бланк выдается при оформлении полиса ОСАГО в страховой компании. Если водитель приобрел электронный полис ОСАГО, то он может заехать в любую компанию, не обязательно свою, и получить там этот бланк абсолютно бесплатно.

Есть другой вариант. Этот бланк можно просто распечатать на принтере. На том же сайте РСА надо зайти в раздел "ОСАГО", выбрать "Бланки ОСАГО", затем "Извещение о ДТП", "Бланк извещения о ДТП" и распечатать его вместе с оборотной стороной в двух экземплярах. Дело в том, что тот бланк, который выдается в страховой компании - самокопирующийся. Поэтому в случае чего заполнять каждому из водителей придется один раз только свою часть. А случае, если этот документ распечатан на принтере, заполнять придется два экземпляра. Ведь подать это извещение в свою страховую компанию должны оба участника аварии.

Что снимать?

Если препятствий для оформления Европротокола нет, рекомендуется провести фотосъемку происшествия. Официально она не требуется. Но фотографии упростят работу страховщиков и уберут лишние спорные вопросы.

Фотографировать нужно так, чтобы было видно:

общий план места происшествия (так, чтобы можно было идентифицировать тип места нахождения ТС);

∙ следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов ТС (стекол, накладок бамперов и т.д.);

∙ оба ТС крупным планом со всех сторон, с номерами машин;

∙ поврежденные детали ТС.

После завершения фото- и видеосъемки автомобили можно убрать с дороги.

Как заполнить бланк извещения о ДТП?

Теперь можно приступить к оформлению Европротокола. Для этого берем бланк извещения о ДТП и, не разделяя его на части, начинаем заполнять. Делать это желательно шариковой ручкой с нажимом, чтобы информация более четко копировалась на втором бланке. При этом не важно, кто это будет делать. Каждый водитель должен заполнить свою колонку, или один - у которого красивее почерк - за себя и за того парня.

В пунктах 1,2,3 указываем место и время происшествия, а также количество поврежденных машин, которых при Европротоколе не может быть более двух.

В пункте 4 ставим прочерки.

В пунктах 5, 6 и 8 отмечаем слово "нет".

В пункте 7 надо вписать данные свидетелей, если таковые есть.

В левой и правой колонках извещения в пунктах 9 - 12 необходимо вписать данные автомобиля, водителя и страхового полиса ОСАГО. При этом не важно, какую колонку - "А" или "В" - будет заполнять виновник или пострадавший.

В пункте 13 на изображении автомобиля надо указать место первоначального удара. Изображать повреждения здесь не стоит.

Повреждения надо перечислить в пункте 14. Если вы не знаете название той или иной детали, просто опишите ее. Страховщик разберется.

Каждый из водителей подписывает свою колонку.

В центральном столбце в пункте 16 надо отметить обстоятельства ДТП. Например, если водитель обгонял, то надо отметить две клеточки: "менял полосу" и "обгонял". Слева пункты для водителя "А", справа пункты для водителя "В". В конце пункта 16 необходимо указать сколько клеточек отмечено каждым водителем.

В пункте 17 надо нарисовать схему ДТП. Художником для этого быть необязательно. На ней должна быть дорога со знаками, разметкой, светофорами и ориентирами. Необходимо указать название улицы. А также указать номер дома, по которому определялось место происшествия. Автомобили можно изобразить простыми прямоугольниками, но важно расставить их так, как они располагались во время столкновения. При этом требуется указать направления движения машин.

Под средней колонкой оба участника аварии также должны поставить свои подписи. Тем самым они подтверждают, что у них нет разногласий по обстоятельствам ДТП.

Далее бланк можно разделить на две части. Какая часть кому - не важно. Важно обратиь внимание, что у бланка извещения о ДТП есть еще и оборотная сторона. Ее также надо заполнить. Но это уже каждый водитель делает самостоятельно. Подпись второго участника ДТП на обороте не нужна.

На этом можно и разъехаться.

Теперь оба участника ДТП должны в пятидневный срок подать свои извещения о ДТП в свои страховые компании. На них также накладывается обязанность в течение 15 дней, до оценки страховщиком повреждений, если это потребуется страховщику, не ремонтировать машины.

Если виновный в ДТП не подаст в свою страховую компанию свой экземпляр извещения, то страховщик может выставить ему регресс. Если он отремонтирует свою машину до истечения 15 дней, ему также могут выставить регресс.

Безлимитный Европротокол

Напомним, что для мелких ДТП, произошедших в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, лимит по Европротоколу ограничен только лимитом по ОСАГО. То есть 400 тысячами рублей. Однако, для того чтобы рассчитывать на безлимит, требуется соблюдение еще нескольких условий.

Автомобили должны быть оборудованы системами, фиксирующими факт ДТП и место ДТП с применением глобальных навигационных спутниковых систем: ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными системами. Например, это доступно для автомобилей, оборудованных системой ЭРА ГЛОНАСС или продвинутыми телематическими охранными системами. Сделано это для того, чтобы избежать мошенничества. Например, авария произошла в Рязанской области, но чтобы получить большую выплату, ее оформили так, будто она произошла в Московской области. Данные, зафиксированные спутниковыми системами, не подделаешь.

Второе условие - фотосъемка должна производиться с помощью специального мобильного приложения, которая также исключает возможность человеческого вмешательства в изображение. Это приложение для смартфонов и планшетов можно скачать в App Store и Play Market.

В нем даже указано, какие снимки и как делать. И именно из базы данных этого приложения страховщик возьмет фотографии ДТП.

Правда, сейчас это приложение временно не работает. В связи с внесением изменений в законодательство по оформлению Европротокола приложение сейчас дорабатывается. Напомним, что поправки в Европротокол вступят в силу с 1 июня этого года. К этому времени приложение заработает.

Все эти сложности и делают возможность получения выплаты по безлимитному Европротоколу минимальными. И именно поэтому такой услугой воспользовались единицы. Ведь если нет соответствующего оборудования, то и выплата по Европротоколу не превысит 50 тысяч рублей.

Европротокол - это извещение о ДТП, которое самостоятельно оформляется участниками ДТП для обозначения факта происшествия и не требует присутствия на месте ДТП сотрудников ГИБДД.

Оформление ДТП с помощью Европротокола экономит время участников ДТП. Европротокол позволяет урегулировать ситуацию на месте, не создавая дорожных заторов и затруднений для остальных участников движения.

Заполняя Европротокол, участники ДТП подтверждают свое согласие с определением виновной и пострадавшей сторон ДТП и, соответственно, с правом пострадавшей стороны на получение страховой выплаты по ОСАГО за счет виновной стороны.

Обязательными условиями для оформления ДТП с помощью Европротокола являются:

  • Отсутствие пострадавших
  • Контактное ДТП с участием двух автотранспортных средств (не считая прицепы)
  • В ДТП не причинен вред иному имуществу, кроме транспортных средств участников ДТП
  • Оба автотранспортных средства имеют полис ОСАГО
  • Водители обоих автотранспортных средств вписаны в страховые полисы
  • Стороны пришли к согласию относительно обстоятельств ДТП и имеющихся повреждений
  • Обе стороны выразили готовность оформить ДТП с помощью Европротокола и в дальнейшем следовать всем обязанностям участников ДТП

Оформление ДТП с помощью Европротокола проводится по обоюдному согласию участников происшествия . Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, – необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления аварии в обычном порядке!

Обращаем ваше внимание на изменение лимита выплат по Европротоколу!

Максимальная выплата по Европротоколу составляет 25 тыс. руб. по ОСАГО, заключенному до 01.08.2014 и 50 тыс. рублей по ОСАГО, заключенному после 01.08.2014.

В случае оформления документов о ДТП, произошедшем на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, по схеме Европротокола лимит страховой выплаты составляет 400 тыс. руб. (по ОСАГО, заключенному после 01.10.2014).

Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до 02.08.2014, – лимит страховых выплат по Европротоколу остается 25 тыс. руб.

Порядок оформления Европротокола

При оформлении полиса ОСАГО страховая компания выдает вам бланки извещения о ДТП . Извещение о ДТП и есть Европротокол, который необходимо заполнять в случае самостоятельного оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД.

В случае необходимости дополнительные бланки Извещения о ДТП вы можете получить в своей страховой компании, распечатать с сайта Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы или с сайта Российского союза автостраховщиков!

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1002 от 01.10.2014 техническое средство контроля, обеспечивающее фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, должно соответствовать следующим требованиям:

  • техническое средство контроля должно регистрировать следующие данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия: дата и время фото- и видеосъемки; координаты местоположения технического средства контроля;
  • координаты местоположения технического средства контроля должны определяться с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или технологий иных глобальных спутниковых навигационных систем.

Техническое средство контроля, обеспечивающее некорректируемую регистрацию данных, зафиксированных с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, должно соответствовать требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) для устройства вызова экстренных оперативных служб.

Включение/отключение геолокации на Android-смартфонах зависит от модели телефона и прошивки. В текущей версии нужно зайти в приложение «Камера», далее «Настройки» > «Параметры камеры» > «Фотоснимки с геометками» (по умолчанию выключено).

Включение/отключение геолокации на iPhone: «Настройки» > «Конфиденциальность» («Приватность») > «Геолокация» (отметить камеру и/или приложения, в которых используется фотосъемка).

При съемке должен быть включен GPS, тогда iPhone автоматически добавит координаты в снимок.

Фото- и видеосъемка должна быть сделана не позднее 60 минут с момента совершения ДТП.

Съемка должна содержать следующие изображения:

  • Общий план места ДТП
  • Взаимного расположения транспортных средств участников ДТП с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам
  • Детальный план места происшествия: следы торможения, обломки деталей, дорожная разметка
  • Государственных регистрационных знаков транспортных средств участников ДТП (или, в случае их отсутствия, – идентификационных номеров VIN)
  • Оба транспортных средства со всех сторон
  • Поврежденные детали транспортного средства

Если, по мнению участников ДТП, ущерб составляет более 50 тыс. руб., фотосъемка должна содержать данные координат (после 01.01.2017 – системы ГЛОНАСС, до этого срока – также возможны иные глобальные спутниковые навигационные системы).

Максимальная выплата по Европротоколу составляет 25 тыс. руб. по ОСАГО, заключенному до 01.08.2014 и 50 тысяч рублей по ОСАГО, заключенному после 01.08.2014.

В случае оформления документов о ДТП, произошедшем на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, по схеме Европротокола максимальная страховая выплата составляет 400 тыс. руб. (по ОСАГО, заключенному после 01.10.2014).

В данном случае в страховую копанию необходимо предоставить данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации.

Такими данными являются: фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами.

Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до 02.08.2014, – лимит выплат по Европротоколу остается 25 тыс. руб.

Каждый участник ДТП предоставляет в свою страховую компанию заполненное извещение о ДТП (Европротокол). Извещение направляется в течение 5 дней с момента ДТП.

Потерпевшая сторона также предоставляет:

  1. Требование о страховом возмещении (заявление о прямом возмещении убытков).
  2. Фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений, сделанную на месте ДТП. Данные предоставляются на электронном носителе и должны содержать дату и время съемки, а также координаты местоположения технического средства контроля.
  3. Заявление о том, что информация, указанная в пункте «Б» является некорректированной.

Пострадавшей стороне необходимо обращаться в свою страховую компанию.

Если у участников ДТП есть сомнения в самостоятельной оценке стоимости ремонта транспортных средств, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП по стандартной схеме, а не Европротоколу.

Оба транспортных средства - участника ДТП должны быть застрахованы по ОСАГО. Если автомобиль пострадавшей стороны не имеет страхового полиса, владельцу вправе отказать в страховой выплате.

Заполненный бланк нужно сразу (в течение 5 дней) передать в страховую компанию. Необходимости заверять его в ГИБДД нет.

Участники ДТП не обязаны вызывать на место ДТП аварийного комиссара.

Ответ:

К страховой компании, выплатившей потерпевшему страховое возмещение, переходит его право требования к виновнику аварии в размере произведенной выплаты, если:

  • Виновник ДТП не предоставил в течение пяти рабочих дней в свою страховую компанию экземпляр заполненного совместно с потерпевшим извещения о ДТП.
  • Виновник ДТП приступил к ремонту или утилизации транспортного средства до истечения 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней).
  • Виновник ДТП не предоставил по требованию страховой компании транспортное средство для проведения осмотра или независимой технической экспертизы (согласно уведомлению, которое было направлено Страховщиком не ранее чем за 5 дней до даты осмотра).

Ответ:

Участники ДТП, в случае оформления ДТП с помощью Европротокола, не должны приступать к ремонту или утилизации транспортных средств до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).

Приступить к ремонту или утилизации транспортных средств до истечения указанного срока можно только в случае наличия письменного согласия страховой компании (Закон «Об ОСАГО», пункт 3 статьи 11.1. «Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции») или по истечению 15-ти дневного срока.

Соблюдение сроков и согласование возможности ремонта/утилизации со страховой компанией необходимо для обеспечения возможности осмотра или независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в ДТП.

Ответ:

Да, это требование страховых компаний правомерно (Закон «Об ОСАГО», пункт 3 статьи 11.1. «Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции»).

В случае оформления документов о ДТП с помощью Европротокола владельцы транспортных средств, причастных к происшествию, по требованию страховщиков обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования. При этом стоит учитывать, что автовладелец вправе отправить транспортное средство на ремонт самостоятельно, но не ранее 15 дней с момента передачи всех необходимых материалов в страховую компанию и, если со стороны страховой компании не поступало письменного уведомления в указанный срок (за 5 дне до даты осмотра) о необходимости предоставления транспортного средства на осмотр.

Ответ:

Участники ДТП должны передать свои экземпляры извещения о ДТП в свои страховые компании, по адресу, указанному в страховом полисе, не позднее пяти дней с момента ДТП.

Ответ:

Обязательным условием оформления ДТП с помощью Европротокола является согласие на это от обеих сторон происшествия. Если один из участников ДТП не желает оформлять происшествие с помощью Европротокола – необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП в обычном порядке.

Ответ:

Участники ДТП должны прийти к общему мнению относительно того, что ущерб не превышает установленного законом лимита (25 тыс. руб. для договоров ОСАГО, заключенных до 01.08.2014, 50 тыс. руб. для договоров ОСАГО, заключенных после 01.08.2014, 400 тыс. руб. для договоров ОСАГО, заключенных после 01.10.2014).

Ответ:

В данном случае ДТП должно быть оформлено сотрудниками ГИБДД, т.к. обязательным критерием применимости Европротокола является согласование участниками ДТП своих взглядов на условия аварии и признание одним из участников ДТП вины.

Ответ:

Под «бесконтактным ДТП», как правило, понимается ДТП, когда один водитель создает помеху для движения второму водителю, в результате чего второе транспортное средство попадает в аварию и причиняет вред имуществу третьего лица (или собственному имуществу). Непосредственного контакта транспортных средств при этом не происходит.

Не рекомендуется оформление подобных ДТП Европротоколом. Обязательным условием оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (Европротокол) является происшествие ДТП в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств.

Кроме того, зачастую в принятии решений о подобных ДПТ суд основывается на заключении трасологической экспертизы, для проведения которой необходима подробная схема ДТП, составляемая сотрудниками ГИБДД.

Ответ:

Оформление документов о ДТП без участия сотрудников полиции (Европротокол) возможно, если ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована полисом ОСАГО.

Ответ:

Формы извещений стандартны для всех страховых компаний, поэтому не существенно, на чьем бланке будет оформлено извещение о ДТП.

Ответ:

Бланки Европротокола можно бесплатно получить в своей страховой компании или распечатать с сайта Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, либо на сайте РСА.

Ответ:

В случае если соблюдены все условия, необходимые для оформления ДТП по Европротоколу, участники ДТП оформили извещение о ДТП в соответствии с Правилами ОСАГО и не имеют разногласий, они могут покинуть место ДТП (раздел 2 ПДД РФ «Общие обязанности водителей», подпункт 2.6.1.).

Соответственно, наличие у водителя, оставившего место ДТП, Извещения о ДТП, оформленного в соответствии с установленными требованиями, не может рассматриваться как невыполнение обязанностей в связи с ДТП, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.27 КоАП РФ.

Ответ:

Оформление ДТП с помощью Европротокола не требует вызова на место аварии сотрудников полиции и экономит время участников ДТП. Европротокол позволяет урегулировать ситуацию на месте, не создавая дорожных заторов и затруднений для остальных участников движения.

Ответ:

Европротокол – это оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции. Иными словами, это возможность самостоятельно задокументировать факт дорожно-транспортного происшествия с тем, чтобы в дальнейшем обратиться в страховую компанию за получением возмещения, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге.

Российский союз автостраховщиков (РСА) разрабатывает совместно с IT-компанией "Ланит" обновленное мобильное приложение в помощь автомобилистам при оформлении ДТП в рамках европротокола, запуск его в полномасштабную эксплуатацию состоится с 1 июля, сообщил "Интерфаксу" президент РСА Игорь Юргенс. До этого времени пройдут тестовые испытания нового разработанного мобильного приложения.

"Приложение скачивается владельцами гаджетов в интернете бесплатно. Оно позволяет страховщикам установить факт, время и место ДТП, водитель направляет данные об этом непосредственно в страховую компанию с места происшествия. Такие некорректируемые данные обеспечат выплату по договору ОСАГО в рамках правил европротокола, то есть там, где нет пострадавших и значительного имущественного ущерба. Правда, по закону одновременно участники ДТП должны оформить заявление о дорожном происшествии и поставить свои подписи на бумаге. Даже при несогласии сторон страховщик с 1 июня сможет произвести выплату по ОСАГО в рамках европротокола. Бланк европротокола дополнен специальным разделом, в котором участники отражают свои позиции относительно обстоятельств ДТП, согласия или несогласия. С этой даты по закону лимит выплат в рамках европротокола увеличивается вдвое - c 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей во всех регионах страны по закону об ОСАГО", - сказал глава РСА.

И.Юргенс напомнил, что согласно закону, европротокол, особенно там, где речь идет о выплатах в пределах полного имущественного лимита в 400 тыс. рублей, "должен быть дополнен возможностями регистрации данных ДТП системой ГЛОНАСС. Однако пока специальное оборудование устанавливается только на новых автомобилях. Их доля - менее 1% в российском автопарке. Автостраховщикам приходится самим решать, было мошенничество или нет". И.Юргенс добавил, что приложение РСА пока отвечает минимальным требованиям к сервису, Банк России должен утвердить требования к мобильному приложению по урегулированию убытка в рамках европротокола. Более того, ЦБ самостоятельно разрабатывает углубленную версию аналогичного приложения.

Зампред Банка России Владимир Чистюхин подтвердил "Интерфаксу" в среду, что ЦБ РФ как регулятор утверждает принципы работы мобильного приложения по европротоколу, разрабатываемого РСА. При этом он не назвал сроки, в которые может быть завершена подготовка альтернативного мобильного приложения ЦБ.

Как пояснил "Интерфаксу" исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, "проект ЦБ ориентирован на высокие технологии". "Если замысел удастся воплотить в жизнь, на месте ДТП водители смогут вносить данные в мобильное приложение по европротоколу и заверять информацию своей цифровой подписью, они обойдутся вообще без бумажной формы извещения", - сказал он.

Вместе с тем у ряда экспертов есть вопросы по поводу реализации столь сложного замысла в принципе. В любом случае, при оптимистичном прогнозе по срокам завершения работы по проекту ЦБ, приложение регулятора может появиться к концу года, сообщил "Интерфаксу" источник на страховом рынке.

Между тем РСА подготовил требования к мобильному приложению по европротоколу, как это предписано законом. "Мы направили эти требования на утверждение в Банк России месяц назад и пока не получили ответа от регулятора", - сказал исполнительный директор РСА.

Е.Уфимцев сообщил также, что "РСА продолжит развивать свой мобильный сервис по европротоколу, его возможности расширятся. На следующем этапе, приложение, в частности, научится отражать данные о треке движения автомобиля и о его ускорении, что важно для анализа обстоятельств ДТП страховщиком".

Он сказал, что для водителей также остается возможность установки на свой автомобиль специального оборудования системы "ГЛОНАСС", которое фиксирует параметры поездки. Но такое оборудование понадобится приобретать владельцам не новых автомобилей за свой счет.

ГЛОНАСС НЕ У НАС

Исполнительный директор РСА подчеркнул: "Надо понимать, что в итоге на рынке не будет применяться одно приложение. Некоторые страховщики ОСАГО разрабатывают свои приложения для клиентов, такие приложения для удобства водителей могут встраиваться в личные кабинеты клиентов как дополнительный сервис, вся информация по разным страховым полисам, таким образом, концентрируется в одном месте, это удобно."

Между тем в пресс-службе компании "АльфаСтрахование" "Интерфаксу" сообщили, что "мобильное приложение для урегулирования убытков по европротоколу разработано специалистами компании и давно работает. Опытом применения технологии страховая компания готова делиться, его можно было бы учесть при доработке требований к единому для всего рынка мобильному приложению РСА".

Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов привел в пример опыт Германии. "Там водители могут за 10 евро приобрести приспособление, которое вставляется в прикуриватель в салоне автомобиля. Оно фиксирует все параметры поездки, затем стирает их, оставляя только последние 3 минуты маршрута перед столкновением. Сигнал о столкновении передается автоматически оператору, он связывается с водителем, выясняя, может ли тот говорить, нужна ли скорая или иная помощь. Одновременно данные о ДТП в автоматическом режиме передаются страховщику, у последнего нет никаких сомнений в параметрах страхового события", - сказал он.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков (фракция "Единая Россия") считает неоправданным установление лимитов по выплатам ОСАГО в рамках европротокола, так как это психологически удерживает автомобилистов от того, чтобы самостоятельно оформлять европротокол. Депутат предлагает повсеместно повысить лимиты выплат по европротоколу до максимума в ОСАГО по имущественному вреду - 400 тыс. рублей. На эту тему было распространено заявление для СМИ в среду. Страховщики возражают: пока нет надежных приложений, гарантирующих некорректируемую информацию о ДТП, это опасно, одолеют мошенники, фальсифицирующие само ДТП. Кроме того, средняя выплата по европротоколу в настоящее время составляет 75-77 тыс. рублей и вполне укладывается в новый общероссийский лимит по европротоколу - 100 тыс. рублей.

В распространенном заявлении депутат указывает на то, что оборудование автомобиля специальными системами на основе "ГЛОНАСС" потребует от его владельца дополнительных расходов. "Что значит оборудовать автомобиль системой "ГЛОНАСС"? Это дополнительные расходы для автовладельца - порядка 20-30 тыс. рублей без установки прибора", - подчеркнул В.Лысаков.

Появление доработанных мобильных приложений - будь то разработка РСА, ЦБ или конкретных страховщиков - должна снять настороженность страховщиков ОСАГО при работе по европротоколу, обеспечить достойный бесплатный сервис российским водителям и серьезно упростить их жизнь, перекрыть возможности обогащаться мошенникам, считает главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова.

"Обращает на себя внимание тот факт, что над этим проектом для российских водителей работает весь рынок и отдельные компании, в него вовлечен технологически даже регулятор. Эти инвестиции невозвратные, но они добавят стабильности сектору ОСАГО, который переживает кризис убыточности из-за атак мошенников, помогут его преодолеть. Появление мобильных приложений, обеспечивающих некорректируемую информацию, запустит также неработающие пока нормы закона об ОСАГО о выплатах в рамках полного лимита по европротоколу в Москве и Санкт-Петербурге и на территории двух столичных областей. Там выплаты могут достигать 400 тыс. рублей по ДТП без вызова полиции при условии предоставления клиентом страховой компании некорректируемой информации системы "ГЛОНАСС", - отметила аналитик.

С 1 июня вступают в силу поправки об увеличении общероссийского лимита выплат в ОСАГО по европротоколу вдвое - до 100 тыс. рублей и праве воспользоваться европротоколом даже при наличии разногласий двух участников ДТП.

С 1 октября 2019 года все страхователи в случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции должны будут представлять страховщику данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью техсредств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации. Речь идет о фото- или видеосъемке транспортных средств и их повреждений на месте аварии, а также данных, зафиксированных с применением средств навигации (п. 6 ст. 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ " "). Сейчас такое требование является условием получения страховой выплаты в размере 400 тыс. руб. в случае оформления ДТП по европротоколу на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей.

С целью оптимизации процесса передачи страховщику необходимой информации в случае оформления ДТП по европротоколу Российский союз автостраховщиков (РСА) создал мобильное приложение "ДТП.Европротокол". Об этом сообщается на официальном сайте союза.

Приложение призвано помочь страхователю зафиксировать и передать страховщику данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству, в частности произвести фотосъемку машин и их повреждений на месте ДТП с помощью смартфона или планшетного компьютера, зафиксировать данные места и времени ДТП с использованием спутниковых навигационных систем или базовых станций сотовой связи, а также передать полученные фотоизображения с дополнительной информацией страховщику через Интернет.

Приложение поможет пользователю правильно выполнить фотографии с помощью подсказок:

  • сфотографировать заполненное извещение о ДТП;
  • выбрать поврежденные детали из списка (есть схема автомобиля), последовательно их фотографировать, делая общий и крупный планы;
  • удостовериться, что спутниковая навигация на смартфоне работает, и проверить, что действительно определены координаты;
  • нажать кнопку для отправки всех фотоснимков и дополнительной информации по мобильному Интернету.

При этом АИС РСА направит водителю подтверждение и номер события, под которым зафиксирован в системе этот пакет информации. Затем информация о ДТП, поступившая в АИС РСА и от мониторинговой системы на поврежденном автомобиле, и из мобильного приложения, будет использована страховщиком при рассмотрении заявления потерпевшего о предоставлении страховой выплаты. "Одновременное использование двух пакетов данных – от мониторинговой системы и от мобильного приложения – поможет страховой компании получить уверенность в том, что ДТП, по которому заявлен страховой случай, действительно имело место, а повреждения автомобиля потерпевшего – именно такие, о каких он заявил", – подчеркнул президент РСА Игорь Юргенс .

Каждый водитель может бесплатно установить приложение на свой смартфон.

Может ли невыполнение требований о фиксации обстоятельств ДТП техническими средствами контроля считаться основанием для отказа в выплате страхового возмещения? Узнайте из "Энциклопедии судебной практики. Правовые позиции судов" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить на 3 дня бесплатно!

Кроме того, РСА создал систему добровольной аккредитации операторов техсредств фиксации обстоятельств ДТП для безлимитного Европротокола (речь идет о возможности получения страховой выплаты в размере 400 тыс. руб. по ДТП в случае оформления документов об аварии без участия сотрудников полиции на территории четырех регионов России – в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях). Так, Союз предлагает использовать в качестве этих техсредств установленные на автомобилях устройства, фиксирующие факт, местоположение и время ДТП в автоматическом режиме (мониторинговые системы). Предполагается, что установку и обслуживание такого оборудования должны производить организации, которые ранее прошли тестирование своего оборудования по правилам РСА (операторы мониторинговых систем).